Эта теория в настоящую минуту торжественно осуждена Ватиканом. Модернисты же убеждены, что в будущем она восторжествует. Не знаем, будут ли их надежды оправданы или опровергнуты фактами, но для нас ясно, что модернизм будет иметь решающее влияние на будущую участь католицизма в Европе. С. Братков Тареев М.М. Монистическая этика//Богословский вестник 1908. Т. 2. 7/8. С. 438–472 (4-я пагин.) —438— Натуралистический монизм Геккеля представляет из себя позднейшую форму дарвинизма и эволюционизма. Эволюционизм понятие более широкое, чем дарвинизм; монизм Геккеля это эволюционизм на ступени всеобъемлющего философского мировоззрения. Хотя все научные труды Геккеля не чужды философского характера, но всё же можно сказать, что от естественно-научных трудов к философским Геккель перешел уже на старости. К последним относятся, преимущественно, следующие три его сочинения, которые недавно все появились в русском переводе: 1) Монизм, как связь между религией и наукой. Вероисповедание естествоиспытателя; 2) Мировые загадки. Общедоступные очерки монистической философии. С послесловием – Исповедание чистого разума; 3) Чудеса жизни. Общедоступные очерки биологической философии. Дополнительный том к книге о Мировых загадках. Представляя собою очерки целой системы монистической философии на почве теории развития, эти книги изложены популярно. В силу этого эволюционизм в виде монистического мировоззрения Геккеля вступил в фазу популярного миросозерцания. Вместе с тем и то характеризует монистическую философию Геккеля, что она имеет решительное направление, противное христианству. О «союзе монистов» известный Рейнке прямо заявляет: «Der Monistenbund hat als organisierte Korporation der alten Weltanschauung, insbesondere dem Christentum, den Krieg bis aufs Messer erklärt». 1654 Это создает особый интерес к —439— популярной философии Геккеля среди богословов. И, по-видимому, христианство имеет в лице Геккеля серьезного противника. «Монизм или христианство? Это – жгучий вопрос современности в научном мире, – читаем мы в одном из исследований о монизме Геккеля. 1655 – Кто присутствовал 18 февраля этого (1907) года в большом переполненном зале зоологического сада в Берлине на диспуте по вопросам проблемы развития между Васманом с одной стороны и рядом зоологов, врачей и философов – с другой, 1656 тот не мог избежать того впечатления, что столкнулись враждебно и непримиримо два мира. Борьба между обоими возрастает со дня на день как по размерам, так и по напряженности, так как монистическое мировоззрение, под водительством проф. Геккеля в Иене, противопоставляет христианской церкви воинственную организацию в виде Немецкого союза монистов». Этим объясняется обилие появляющихся сочинений, как в защиту монизма, так и христианско-апологетических. 1657

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

поиск:   разделы   рассылка Хаттруп Дитер, Соколовски Августин, диакон Дарвин – отец Церкви: вопросы и ответы Источник:  Богослов.ру Авторы статьи – профессор Дитер Хаттруп и диакон Августин Соколовски – делятся своими соображениями по поводу лекции " Дарвин – отец Церкви " , прочитанной профессором в Общедоступном православном лектории (Москва) 31 января 2012 года, обрисовывают перспективы соотнесения богословского и естественно-научного знания и дополняют сказанное ответами на вопросы, заданные аудиторией лектория. Данная статья является своего рода эпилогом выступления профессора Дитера Хаттрупа в Православном Общедоступном Лектории в Москве, состоявшегося 31 января 2012 года и посвященного проблемам соотношения классической богословской традиции Церкви и учения Дарвина, признаваемого классическим в современных естественно-научных построениях. Как название доклада немецкого ученого " Дарвин – Отец Церкви " , так и его содержание вызвали многоуровневую дискуссию в аудитории, отголоски которой распространились и на мир виртуальной реальности в Интернете. Будучи одним из инициаторов приглашения профессора Хаттрупа в Москву и по мере сил модератором этого мероприятия, я хотел бы, прежде всего, поделиться рядом тезисных соображений по поводу возникшей в ходе выступления профессора дискуссии, а во второй части данной статьи предоставить слово самому профессору: он ответит на переданные в письменном виде вопросы, для обсуждения которых в ходе самой дискуссии не нашлось возможности. Вводное слово " Несколько десятилетий тому назад я никогда бы не поверил в то, что в Москве, некогда бастионе официального воинствующего атеизма, мне доведется провозгласить смерть последнего " , – эти слова профессора Хаттрупа, сказанные мне за несколько месяцев до его выступления в Москве и ставшие эпиграфом и одновременно ключевой фразой его выступления в лектории, имеют первостепенное герменевтическое значение. Так, предметом выступления профессора становится не деконструкция классических богословских построений, как это было ошибочно воспринято частью аудитории, но распад построений атеистических, последовательно проведенный благодаря их деконструкции силой искусства богословия.

http://religare.ru/2_93018.html

- помогать в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания; - ориентировать монастыри на миссионерскую деятельность для церковного присутствия в интернет-пространстве, формирования общедоступных библиотек, ведения богословских курсов и воскресных школ, а также работы с людьми, нуждающимися в духовной помощи; - поощрять общение людей за пределами богослужения в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения Божественной литургии с целью общения и обсуждения приходских вопросов; - повысить пастырскую ответственность за развитие священнослужителями внутриприходской миссии, в частности давать церковную оценку содержания литературы, поступающей для продажи в храме; - находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов и лагерей, походов, а также с группами социального риска: наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорниками и иными; - осуществлять катехизаторскую, богословскую подготовку светских преподавателей, врачей, психологов, военнослужащих для расширения поля миссионерской деятельности в условиях секулярного общества. IV. Особое внимание было уделено проблемам социального служения, семьи и молодежи, в этой связи съезд отметил следующее: - воцерковление, привлечение детей и молодежи к самостоятельной духовной жизни, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом является высшей целью всего миссионерского и духовно-просветительского служения. Поэтому на епархиальном уровне необходимо оказывать содействие всероссийской детской православной организации, Братству православных следопытов и Всероссийскому православному молодежному движению; - было решено обратиться к государственным органам, для укрепления церковно-государственных отношений в сфере молодежной политики, со следующими предложениями: ввести представителя Русской Православной Церкви в рабочую группу по формированию Концепции молодежной политики РФ, учесть мнение Церкви при формировании Концепции национальной безопасности, важнейшей составляющей частью которой является духовная безопасность, возобновить деятельность Государственного совета при Президенте РФ по молодежной политике с участием представителя Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429625/

Слова, изд. 1891, стр. 417, где говорит, что цель вообще пастырского служения (следов. и цель проповедания) есть вечное спасение, чем отчасти предуказывается и вопрос о содержании проповеди. – Цель пастырского служения, конечно, есть осуществление целей церкви; цель же церкви, как было упомянуто, Макарий в истории церкви определяет, как «воспитание людей в вере и благочестии, достигаемое» богодарованными средствами в том числе учением (Истор. русск. церкви введ. к I т.). 420 Ср. о том же стр. 272. У Макария, как увидим далее, это отношение проповеди к Откровению не обозначает, однако обязанности проповедника совершенно безразлично относиться к земной, действительной, человеческой жизни. 425 Вот образцы историко-гомилетических замечаний Макария: приспособление ко времени и обстоятельствам считает хорошею чертою в проповедничестве Луки Жидята (Истор. русск. церк. т. I, стр. 123, ср. стр. 126, где ревность пастыря этого видит в том, что он «хотел напутствовать своим словом во всех обстоятельствах жизни». Сочувственно относится к главным качествам слова Златоуста: к общедоступности и к преобладанию практического направления (Ibid. т. III. стр. 100). А вот отзыв его о проповедничестве Кирилла Туровского : «отдельные места есть весьма хорошие, и даже прекрасные; но целого, вполне выдержанного и совершенного слова нет ни одного». Притом у Кирилла «довольно искусственности и изысказанности, как в сочетании мыслей, так и в выражениях. Следовательно, продолжает Макарий, в них не достает двух самых главных свойств проповеди: общедоступности и нравственного преобладающего направления (Ibid. стр. 105:107). В проповедях Феодосия печерского находит «тон часто обличительный, но вместе глубоко наставительный». Так как в основе критического суждения о проповеди должен, конечно, лежать уже готовый определенный взгляд на проповедь; то, очевидно, взгляд Макария на проповедь, лежавший в основе приведенных суждений, был такой: первый вопрос, предъявляемый к проповеди, есть тот, отвечает ли она индивидуальным условиям своего времени и места, мерой чего, конечно, прежде всего и служат – способ постановки в проповеди нравоучения и степень доступности ее для действительных слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

33а. То же. Отдельный оттиск. Сергиев Посад, 1908.98 стр., с портретом. Лекции по церковной истории. Издание студентов Московской Духовной академии в 1907–1908 учебном году. Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908. Р. 312 стр. Литографированное издание. На обороте титульного издания напечатано: «Настоящее издание ″Лекций по церковной истории″, читанных в первом полугодии 1907–1908 уч. г., предназначается для обращения исключительно среди студентов Академии. Рыночная продажа воспрещается». Лекции имеют предметом эпоху гонений. Ср. 38. Заявление в Совет Московской Духовной академии о несовместимости преподавания общей церковной истории и патристики на одном и том же втором курсе//Журналы собраний Совета Московской Духовной академии за 1909 г. Сергиев Посад, 1910. С. 137–139. Общедоступные лекции по истории западно-европейского Средневековья – печатаны в «Богословском Вестнике» отдельными статьями под следующими заглавиями: а) Римская империя в эпоху падения. 1910. Т. I. 2. С. 249–269. б) Германцы, их быт и союзы. 1910. Т. I. 3. С. 347–380. в) Эпоха великого переселения народов и её ближайшие результаты. 1910. Т. I. 4. С. 555–574; Т. II. 5. С. 78–98. г) История Франкского королевства. 1910. Т. II. 6. С. 237–263. д) Монархия Карла Великого и процесс ее распадения. 1910. Т. II. N° 7–8. С. 440–468. е) Процесс образования западно-европейских национальностей. Феодализм. 1910. Т. III. 9. С. 18–44; 10. С. 203–245. ж) Средневековые города и их значение в истории цивилизации Западной Европы. 1910. Т. III. 11. С. 431–445; 12. С. 583–598. 36а. То же. Отдельный оттиск, под заглавием: А.Сотерский. Общедоступные лекции по истории западно-европейского Средневековья. Сергиев Посад, 1910. Стр. II + 250. Отзывы: а) А. М. «Церковный Вестник». 1911. 19. С. 587–588: «Лекции отличаются крупными достоинствами... они содержат ценные в научном отношении выводы литературы предмета, предлагая их вниманию читателя в интересной переработке автора; представляют обстоятельное исследование на затронутую им тему. На каждой странице здесь чувствуется опытная рука, умеющая в обширном материале подчеркнуть существенное и типичное, проследить основные нити сложного и запутанного исторического процесса. Со стороны изложения книга заслуживает только похвалы. Она написана ясным, простым, но вместе с тем изящным и живым языком; пересыпана массой любопытных примеров и выдержек из документов; даёт яркие, выпуклые характеристики крупнейших исторических деятелей и событий и читается от начала до конца с неослабным интересом. Всё это делает лекции ценным вкладом в русскую историческую литературу научно-популярного характера и заставляет пожелать им широкого распространения»; б) Б. «Церковные Ведомости». Прибавления. 1911. 28. С. 1240: «Отмечаемый труд пополнил собой заметный пробел в нашей исторической литературе в доступном, простом по изложению и немногословном, но обстоятельном и серьёзном изложении для среднего читателя истории средневековья... Книжка читается с большим интересом».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Муретов М.Д. Четвероевангелие: (Сравнительные особенности канонических евангелий по их содержанию, главным мыслям и изложению)//Богословский вестник. 1899. Т. 1. 2. С. 155–190. Муретов М.Д. Чудовская рукопись Нового Завета принадлежит ли Св. Алексию, митрополиту Московскому?: (По поводу мнения проф. А.И.Соболевского)//Богословский вестник. 1898. Т. 1. 1. С. 1–25. Мухин. Состояние Палестины и Финикии в XV веке до нашей эры в связи с вопросом об успехах изучения дренеисторического Востока в истекшем столетии//Труды Киевской духовной академии, 1899, т. III, – С. 299–340. Мышцын В.Н. Сущность ветхозаветного прообраза и значение его для ветхозаветных верующих//Вера и разум, 1894 Мышцын В.Н. [Рец. на:] Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии: Общедоступный и изложенный в связи с новейшими изысканиями курс Священного Писания. Ветхий Завет : Том 1. Общее введение – Пятикнижие. С иллюстрациями по памятникам/Пер. с последнего (9-го) франц. изд. Воронцова В.В. М., 1897//Богословский вестник. 1897. Т. 4. 11. С. 328–333. Мышцын В.Н. [Рец. на:] Дроздов Н. О происхождении книги Товита//Богословский вестник, 1902, m.II, – С. 149–162. Мышцын В.Н. [Рец. на:] Книга пророка Амоса/Введение, перевод и объяснение П.Юнгерова . Казань, 1897//Богословский вестник. 1897. Т. 4. 12. С. 555–563. Мышцын В.Н. [Рец. на:] Руководство к чтению и изучению Библии//Богословский вестник, 1897, т. IV. – C. 211–220. Мышцын В.Н. [Рец.на:] Дроздов Н.М. О происхождении книги Товита: Библиологич. исслед. Киев, 1901//Богословский вестник. 1902. Т. 2. 5. С. 149–162. Мышцын В.Н. Из области библиологии: (Обозрение некоторых трудов по Ветхому Завету в иностранных богословских журналах за 1897 и 1898 гг.)//Богословский вестник. 1898. Т. 3. 8. С. 225–237. Мышцын В.Н. Нужен ли нам греческий перевод Библии при существовании еврейского подлинника////Богословский вестник. 1895. Т. 1. 2. С. 214–228. 1895. Т. 1. 3. С. 345–373. Мышцын В.Н. О неудачном соединении научного критицизма с православною точкою зрения: Ответ проф. Н.М. Дроздову //Богословский вестник. 1902. Т. 3. 12. С. 648–680.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Богословский институт и хотел бы хотя в малой степени послужить этой великой задаче. Он ставит себе целью – служение св. Церкви в осуществлении ею религиозных задач через подготовку убежденных, образованных, практически опытных, горящих духом живой веры, молитвенно настроенных деятелей и пастырей и через разработку и проведение в сознание общества научно-обоснованного решения и церковно-практических вопросов, выдвигаемых современной жизнью. Богословский институт предполагает осуществлять эту цель посредством привлечения и объединения вокруг себя по возможности всех желающих работать в новых условиях церковной жизни, открывая свободный доступ всем желающим послужить Церкви: не только юношам, но и взрослым, не только мужчинам, но и женщинам. Он намерен проявлять религиозно-просветительную деятельность и вне своих стен – путем лекций, кружков, братств, издательства и т. п. Этого рода деятельность он уже начал в виде публичных общедоступных богословских лекций в течение минувшего Великого поста и здесь, и в некоторых районах Петрограда, лекций, привлекших внимание общества и снова возобновляющихся. Богословский институт уже в ближайшее время озабочен созданием религиозно-просветительного общества, которое с одной стороны объединяло бы религиозных людей и их стремлении к глубине и полноте их церковной жизни, а с другой стороны ближе подводило бы к Церкви людей, искренно ищущих истины, стремящихся к научной обоснованности основных вопросов веры и жизни. В своей непосредственной учебной деятельности Богословский институт ставит своей задачей прежде всего уяснение положительного содержания учения св. Церкви и уже потом разбор и опровержение возражений, выдвигаемых против истины веры лжеученым неверием, причем эта последняя сторона будет предметом подробной разборки на так называемых практических занятиях, которые вообще предполагается поставить здесь возможно шире. В своей внутренней жизни Богословский институт хотел бы установить дух взаимного сердечного единения между преподавателями и слушателями на почве общей живой веры и горячей любви к Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богословский институт предполагает осуществить эту задачу посредством привлечения и объединения вокруг себя по возможности всех желающих работать в новых условиях церковной жизни, открывая свободный доступ всем желающим послужить Церкви: не только юношам, но и взрослым, не только мужчинам, но и женщинам Он намерен проявлять религиозно-просветительную деятельность и вне своих стен - путем лекций, кружков, братств, издательства и т.п. Этого рода деятельность он уже начал в виде публичных общедоступных богословских лекций в течение минувшего Великого поста и здесь, и в некоторых районах Петрограда, лекций, привлекших внимание общества и снова обновляющихся. Богословский институт уже в ближайшее время озабочен созданием религиозно-просветительного общества, которое с одной стороны объединяло бы религиозных людей в их стремлении к глубине и полноте их церковной жизни, а с другой стороны ближе подводило бы к Церкви людей, искренно ищущих истину, стремящихся к научной обоснованности основных вопросов веры и жизни. Богословский Институт предполагает осуществлять эту цель посредством привлечения и объединения вокруг себя по возможности всех желающих работать в новых условиях церковной жизни, открывая свободный доступ всем желающим послужить церкви; не только юношам, но и взрослым, не только мужчинам, но и женщинам. В своей непосредственной - учебной деятельности Богословский Институт ставит своей задачей, прежде всего, уяснение положительного содержания учения св. Церкви, и уже потом разбор и опровержение возражений, выдвигаемых против истин веры, причем эта последняя сторона будет предметом подробной разработки на так называемых практических занятиях, которые вообще предполагается поставить здесь возможно шире. В своей внутренней жизни Богословский Институт хотел бы установить дух взаимного сердечного единения между преподавателями и слушателями на почве общей живой веры и горячей любви к церкви Христовой. Весь строй Богословского Института создан на строго церковных началах: с одной стороны, тесное каноническое единение с Высокопреосвященнейшим Владыкой, как епархиальными архиереем, с другой - живая непосредственная связь с православным народом, - с приходскими общинами Петрограда и епархии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Сообразно с реальными фактами, с примерами самой природы, вне человека стоящей, с явлениями современной —709— и прошедшей истории, с психологией нашей, которая требует попеременно отдыха и борьбы, которая жаждет разнообразия и перемены, – надо думать, что бесконечные круги более похожи на историю земного прогресса, чем чертеж прямого утилитарного восхождения, посредством реальных наук, обращенных на службу равенству людей и братству народов; – не сердечному и теплому братству внезапного, личного, живого чувства, а братству юридическому, насильственному, предупредительному и все государственному! Фу! Что за скука! С какой я стати буду насильственно брат какому-нибудь Немецкому, или Французскому демократу, которого даже портрет в иллюстрации раздражает меня?… Если я христианин, то я заставлю замолчать эту свою художественную брезгливость… А если я не христианин? – Тогда меня может заставить замолчать только один страх перед толпой людей менее меня развитых… Хорош же прогресс!… Если более развитой человек должен трепетать тех, которые тупее, глупее, грубее, пошлее его… Довольно! Довольно!!! К.Н. Леонтьев Кожевников В.А. Повести о перевоплощениях Гаутама-Будды и их значение в истории развитые буддизма//Богословский вестник 1912. Т. 4. 12. С. 710–738 (2-я пагин.). (Окончание.) 4049 —710— Переходя к заслугам положительным Будды, насколько они изображаются в повестях о его прежних существованиях, приходится отметить, что в относящихся сюда рассказах ярко обнаруживается раздвоение буддийской морали на низшую, общедоступную, предназначаемую для упасак – мирян, и на высшую, для избранных, для подвижнической «братии» (бикшу). Со ссылкой на устав Пратимокши (то есть, с явным указанием на позднюю редакцию текста), на правила упосат, этой существенной части зарождающегося буддийского культа, 4050 джатаки показывают невозможность для большинства «нести слишком многочисленные заповеди» и на возврат поэтому многих от монашества к мирской жизни, с решением «давать милостыни», творить другие добрые дела и воспитывать сынов и дочерей. 4051 И вот, подобно тому, как в ответ на этот факт, с которым поневоле приходилось вступать в сделку, исторический Будда должен был установить кодекс светской нравственности с пониженными требованиями, так точно и здесь Будда мифический, многообразный герой джатак, протестует против неосторожного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—17— Практически – законодательным путем Духовный регламент узаконяет у нас, на место уничтоженного патриаршества, Духовный Коллегиум, члены которого назначаются светскою властью и в обязательной для них, пред вступлением в Коллегиум, присяге заявляют: «исповедую же с клятвою крайнего Судию Духовные сея Коллегия быти Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего Всемилостивейшаго». Этому Духовному Коллегиуму, крайний судия которого есть всероссийский монарх, и потому безусловно зависевшему от светской власти, были во всем подчинены теперь все епархиальные архиереи, устраненные не только от всякого непосредственного участия в общецерковных делах, но и в управлении своими епархиями обязанные безусловным подчинением Духовному Коллегиуму, верховным главою которого был царь, и в котором из десяти присутствовавших членов только трое были архиереи. Всеми этими мерами вопрос об отношении светской власти к духовной был теперь решен весьма определенно, хотя и не так, как он решен был на соборе 1667 года. Если после собора 1667 года русские архиереи, обращаясь к пастве к поучением, говорили: «духовный начальник многим вящший светскаго», «елико разнствует тело души, или, елико отстоит небо от земли, толико и паче много вящшие разнство и растояние внешния власти и церковныя», то, после реформы нашего высшего церковного управления Петром I-м, архиереи, касаясь вопроса о власти светской и духовной, стали уже говорить об этом совсем другим языком; иные мысли и чувства стали они теперь высказывать о светской власти, нежели какие высказывали ранее. (Н. Каптерев) Спасский А.А. [Общедоступные лекции по истории западноевропейского средневековья:] 1728 Процесс образования западноевропейских национальностей. Феодализм//Богословский вестник 1910. Т. 3. 9. С. 18–44 (2-я пагин.). (Продолжение.) —18— Процесс образования западноевропейских национальностей Трудность вопроса – Вердюнский договор и его значение в истории западноевропейских национальностей. – Распадение франкского государства на две половины: западную и восточную; происхождение в первой романского, а во второй германского населения. – Возникновение германской национальности. – Этнографический состав Франции – Итальянская и Испанская народность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010