«По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (ст. 19–20). Опять Иосиф показывает преданность воле Божией. В Египте в то время жило множество евреев, причем жили они весьма благополучно и, наверное, даже лучше, чем их единоплеменники у себя на родине, но Иосиф предпочитает исполнить волю Божию, не вдаваясь в рассуждения о том, что с человеческой точки зрения кажется удобнее. «Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» (ст. 21). Но здесь, уже не имея особенного повеления от Бога, где ему поселиться, он действует согласно человеческому рассуждению и еще раз показывает нам пример необыкновенного благоразумия, пример того, как и в чем мы должны повиноваться Богу слепо, а в чем — проявить человеческое рассуждение, где следует подчиниться власти, а где — нет, чтобы избежать ее посягательств на нашу жизнь. «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти» (ст. 22). Про Архелая говорили, что он очень жестокий человек и этим походит на своего отца. «Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (ст. 22–23). Иосиф понял, что ему нельзя идти в Иудею. Может быть, по-человечески ему казалось, что надо жить в Вифлееме, откуда сам Давид был позван на царство. Но Иосиф начинает сомневаться, и Господь вновь открывает ему Свою волю. Иосиф явился достойным заступником Пресвятой Девы и Богомладенца Христа и исполнил свое служение, свое предназначение. Потому весьма заслуженно в следующее воскресенье после Рождества Христова Церковью празднуется память трех величайших праведников, которые являются, как бы мы сказали, родственниками Спасителя по плоти: Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня. Иосиф охранял Пресвятую Деву и Богомладенца вплоть до времени своего исхода из этой жизни. Отрок Иисус постепенно становился зрелым мужем, достиг совершеннолетия и вышел на проповедь. Из Евангелия от Луки мы знаем, что, когда Спасителю было двенадцать лет, Иосиф был еще жив (см. Лк.2:42-43 ). Неизвестно точно, когда он отошел из этого мира, но, видимо, незадолго до того, как Господь Иисус Христос вышел на Свою проповедь.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк. 2:4). Вы видите, Иосиф оставляет Назарет. Если бы не было бы переписи населения, то Сын Божий родился бы в Назарете, а это было бы нарушением пророчества. Но такого не может быть, потому что в Сыне Божием истинно исполнились все пророчества. Иосиф оставляет Галилею языческую, идет из города Назарет в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова. И Иосиф, и Пресвятая Дева, они были из одного дома. По закону еврейского народа человек мог брать себе жену точно из того же колена, из того же родословия, к которому принадлежал сам. И мы читаем далее, что «они шли записаться с Мариею, обрученной ему женою, Которая была беременна» . И мы представляем, как Иосиф сажает на ослика Пресвятую Деву Марию, и они отправляются из Галилеи языческой, из Назарета в Иудею, в город Давидов Вифлеем. «Когда же они были там, наступило время родить ей» . Известно, что на перепись Вифлеем прибыло огромное количество людей, которые тоже были потомками царя Давида и принадлежали к другим домам, произошедшим из Вифлеема. И Предание учит, что Иосиф с Пресвятой Девой Марией искал дом, где бы ему остановиться. Он объяснял людям, что у него жена, она беременная, она вот-вот родит, но все гостиницы были переполнены. Все дома Вифлеема иудейского оказались закрыты. В эту рождественскую ночь, открыто ли твое сердце для того, чтобы принять Святое семейство в своё бытие, в свое сердце, в свою душу, в свой внутренний мир? Способен ли ты наполнить свой внутренний мир, мир твоего духовного бытия светом Вифлеемской звезды? Или может быть твое сердце закрыто, может быть, ты тоже в эту ночь не впустишь Богомладенца в свой дом? Может быть, дверь твоего дома останется закрытой? Может быть, ты выслушаешь об этой проблеме, что ей надо где-то рожать, и скажешь «у меня все занято, у меня нет места»? Если в твоем сердце нет места для Иисуса, если в твоем сердце нет места для Святого семейства, для Пресвятой Девы, для Обручника праведного Иосифа- труженика, то ты несчастный человек, ты не сможешь присоединиться к радости Рождества Христова.

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

При этом он указал им и признак истинности своего благовестия: «обрящете», сказал он, «младенца в пеленах, лежащего в яслях. В то время, как ангел говорил им это, внезапно услышалось на воздухе пение множества небесных воинств, прославлявших Бога и воспевавших: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:12–14); после этого ангельского явления и пения сил небесных, пастыри, посоветовавшись друг с другом, пошли поспешно в Вифлеем, чтобы посмотреть, истинны ли слова ангела, и они пошли и увидели Пречистую Деву Марию Богородицу и святого Иосифа, Ее обручника, а также Младенца спеленатого, лежащего в яслях. И уверовав несомненно, что это есть Христос Господь, ожидаемый Мессия, пришедший спасти род человеческий, они поклонились Ему и рассказали все, что видели и слышали, и что сказано было им от ангела о Сем Младенце. И все слышавшие (Иосиф, Саломия и те, которые в то время пришли туда) дивились словам пастырей, в особенности же Пречистая Дева Матерь, безболезненно родившая, соблюдала все эти слова, слагая их в сердце Своем. И пастыри воротились, славя и хваля Бога. Так совершилось Рождество Иисуса Христа, Господа нашего, Которому и от нас грешных да будет честь и слава, поклонение, благодарение, со безначальным Его Отцом и со Присносущным Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 4: Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем о звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе. Кондак, глас 3: Дева днесь пресущественнаго раждает, и земля вертеп неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог. Слово на Рождество Христово Небесный благовестник указывает вифлеемским пастырям такое знамение пришествия в мир Спасителя: Младенца, повитого пеленами и положенного в яслях. Ибо говорит он им так: «Найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2:11–12). Может быть, кто-нибудь помыслит, что не великое это знамение — увидеть спеленатого младенца, ибо всякому новорожденному младенцу обычно быть повитым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Проповедь Крещение Господа нашего Иисуса Христа. 17в. 17 1. «Идите и научите» Проповеди на двунадесятые праздники Святое богоявление (19 января нов. ст. – 6 января ст. ст.) 1 . Божий глас. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих. ( Мф.3:17 ) Сегодня Православная Церковь празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи. Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Пресвятой Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц, не были посвящены в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости Он возрастал и укреплялся духом ( Лк.2:40 ). В это самое время в дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорить ему: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ), скоро придёт Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: Он будет крестить вас Духом Святым ( Мф.3:11 ). Люди один за другим входили в воду, и святой Иоанн крестил их. Вдруг он видит, что идёт к нему Сам Господь и просит Его крестить. Святой Иоанн пытается удержать Его и говорит: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне? Но Господь ответил: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его ( Мф.3:14–15 ). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ). Этот Божий глас с неба был не только к пророку Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство – более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пророк Моисей, но он заслужил имя только верного служителя ( Евр.3:3–5 ), а Сын Девы Марии – Законодатель Нового Завета – называется возлюбленным Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 1  голос:  5.0 из  5) Дорогие мои маленькие боголюбцы! Давайте обратимся к событиям, произошедшим до рождения Иоанна Предтечи, и переместимся в городок Назарет, к тихому приюту Девы Марии в доме Её обручника старца Иосифа. Прошло полгода с того дня, как Ангел возвестил священнику Захарии о рождении сына Иоанна. Дева Мария, хотя и была родственницей Захарии и Елизаветы, ещё ничего не знала об этом чудесном событии. Как обычно, Она занималась домашними делами, шила, вышивала, молилась, читала Священное Писание. Однажды Дева Мария открыла страницу Библии, где было написано вдохновенное пророчество Исаии: «Дева во чреве примет и родит Сына». И тут же душа Её наполнилась теплотой и любовью к Богу, Который обещал спасти всех людей от власти диавола. Марии очень захотелось познакомиться с Этой Девой, о которой говорится в Писании, послужить Ей, отдать почтение Той, от Кого должен родиться Спаситель мира! И вдруг перед Марией тихо возник в небесном сиянии Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руке. «Радуйся, Благодатная! — сказал он. — Господь с Тобою; благословенна Ты среди всех жен». Мария не испугалась Ангела: он часто являлся Ей в годы жизни в Иерусалимском храме. Но это необычное приветствие удивило Пречистую Деву. Что значит оно? Почему он назвал Её благословенной? Тем временем Ангел продолжал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Ещё больше удивилась Дева Мария от этих слов. «Как же можно родить сына, если дала Богу обещание служить только Ему? — подумала Она и решила спросить об этом Ангела: — Как же это может произойти, если у Меня нет мужа?» Гавриил ответил Ей: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». То есть, если Бог хочет, Он и без участия мужа может дать Сына Деве Марии. Потому что Этот Сын будет не таким, как все дети, а наречется Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/deti/detjam-o-blagovesh...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождество Христово: коротко о празднике 10 мин., 06.01.2024 Событие праздника Рождества Христова О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, — со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга. Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы. Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, — возвестил Ей Ангел, — и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:30–33). Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: … вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:1–7). Младенец Христос в вертепе Суть праздника Рождества Христова Рождество Христово — событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории! Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком — раз и навсегда! Сперва — плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем — беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец — скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…

http://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-korot...

" Русская православная церковь отмечает Крещение Господне " , - сообщает " Интерфакс " . " Этот праздник установлен в память о крещении Иисуса Христа, которое Спаситель принял в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Согласно Евангелию, когда Иисус вышел из реки, на него снизошел Святой Дух в виде голубя, а с небес послышался голос Бога-Отца: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " . Подробно о празднике рассказывает " Православная газета " : " Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и некоторых близких лиц, не был посвящен в Его тайну. Вдали от суеты Он " возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости " (Лк. 2, 40). В это же самое время подвизался в пустыне святой Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорил ему: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 3, 2). И вот, однажды, когда он крестил народ, увидел, что идет к нему креститься Сам Господь. Святой Иоанн пытается удержать Его, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " . Но Господь ответил: " Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду " . Предтеча совершил Крещение и, когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо и все услышали глас Божий: " Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 3,17). Этот Божий глас с неба был не только к святому Иоанну или тем, кто находился в тот момент на Иордане, а был словом ко всему человечеству. Им открывалась тайна Божества Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство, и более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле… По объяснению преподобного Иоанна Дамаскина, погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и устроил для нас купель святого крещения. По церковному преданию, Предтеча каждого крестившегося человека погружал в воду до шеи и держал так, пока тот исповедовал все свои грехи. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде и вышел их нее тотчас (Мф. 3,16).

http://pravoslavie.ru/press/obzor27.htm

Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними — в том, что ученики приняли Его за обыкновенного человека, нет противоречия с учением апостола Павла о “духовном теле” Воскресения. Глаза их были удержаны — ср. 9:45; 18:34. Они не узнали Его — бывшие со Христом в дни Его земной жизни не узнают Его по воскресении из мертвых, в то время как многим поколениям христиан, отделенных от Евангельских событий пространством и временем, дано узнать Его. Отчего вы печальны? — в наиболее авторитетных рукописях это не часть вопроса, а авторская речь: И они остановились, печальные. Один из них, именем Клеопа — сокращенный вариант имени Клеопатр. Вероятно, это тот самый Клеопа (или Клопа в других рукописях), жена которого Мария присутствовала при распятии (Ин 19:25); по свидетельству Евсевия, так звали брата Иосифа Обручника. Если это одно и то же лицо, Клеопа — отец Симеона, который, по Евсевию, стал во главе иерусалимской Церкви после мученической кончины Иакова Праведного в 62 г. В таком случае понятно, что Лука называет того из двух путников, имя которого известно его читателям. Высказывались разные предположения о том, кто мог быть спутником Клеопы — например, его жена или Филипп диакон (такова гипотеза Бенуа, основанная на том, что в Деяниях указана связь его с местностью к западу от Иерусалима и что эммаусский эпизод мог быть одним из “путевых рассказов” Филиппа Луке о совершившихся с ним чудесных событиях, чем объясняется и поразительное сходство с Деян 8:26–40), однако ни одно из них не может быть доказано 152 . Ты один из пришедших в Иерусалим — Клеопа удивляется тому, как кто-то из паломников (за которого он принимает Иисуса) мог быть настолько “чужим” или “пришельцем” ( paroike‹j) в Иерусалиме, чтобы не услышать того, о чем только и говорит в эти дни весь город. Иисусом Назарянином — слова Назарянин ученики обычно не употребляли, однако Клеопа упоминает место происхождения Иисуса, желая приспособиться к неведению собеседника. Пророк, сильный в деле и слове — Клеопа не называет Иисуса Христом, но характеризует Его с точки зрения народа.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Святой апостол Андрей считается покровителем нашего Отечества. Орден святого апостола Андрея Первозванного со времен Петра I был высшей наградой в России 180 , а Андреевский крест изображался на Российском военно-морском флаге. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается слово «любовь». Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея ( Мф.4:21 ) и его жены Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника. Старший брат Иоанна Иаков тоже принадлежит к числу 12 апостолов. За силу духа и ревность Господь называл братьев «воанергес» – «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). Иоанн был учеником Иоанна Крестителя; после чудесного улова рыбы вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом он оставил все и последовал за Господом ( Лк.5:10–11 ). Иоанн принадлежал к числу трех наиболее близких учеников Спасителя, был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Лк.8:51 ), Преображения Господня ( Лк.9:28 ), Его Гефсиманской молитвы ( Мф.26:36–56 ). Более того, Иоанн был возлюбленным учеником Спасителя, в Евангелии он не называет себя по имени, а пишет о себе:«ученик, которого любил Иисус» ( Ин.19:6 ). На Тайной Вечери Иоанн возлежал на персех своего Учителя. Иоанн Богослов, единственный из лика апостолов, не оставил Спасителя во время Распятия и предстоял при Кресте Господа. Ему Спаситель поручил Свою Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ). После Вознесения и Пятидесятницы Иоанн, как предполагают, не отлучался из Иудеи около 15 лет, до Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с Петром и Иаковом он занимался устройством Иерусалимской Церкви и считается одним из ее столпов ( Гал.2:9 ) Вместе с Петром Иоанн был послан прочими апостолами в Самарию – помолиться за самарян о низведении на них Святого Духа: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса ( Деян.8:14–16 ). Иоанн был участником Апостольского Собора ( Деян.15:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали повествование из Деяний апостольских об избрании в число двенадцати нового благовестника вместо предателя Иуды (см. Деян.1:12-17, 21-26 ). Потому что надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде. Сотворив страшное злодеяние, Иуда принял самую позорную смерть, вместо столь вожделенного для него почета, уважения и славы, обрел лишь вечную погибель. Мы слышали, как потрясенные и ликующие ученики возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон. Только что они стали свидетелями удивительного события — их Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос вознесся в сиянии славы к Отцу Небесному. Апостолы, помня обетование Божие, взошли в горницу, где и пребывали… в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Матерью Иисуса и с братьями Его. Возможно, это была та самая горница, где проходила Тайная вечеря. Преисполненные благодатью нового учения, принявшие всей душой Новый Завет, апостолы уже не могли удовлетвориться ветхозаветным Богослужением. Их переполняла величайшая по силе любовь к Господу, которая затмевала собой все другие чувства или переживания. Апостолы торжествовали и ликовали, как и мы с вами сейчас радуемся Его преславному Воскресению. А чем они могли выразить свою любовь? Конечно же, молитвой, славословием, воспеванием Бога! И теперь спросите себя, братья и сестры, какая сила приводит нас в храм Божий в эти светлые дни? Почему мы бросаем все текущие дела, забываем обо всех проблемах и спешим навстречу Спасителю? Ответ будет однозначным — нами движет любовь к Господу нашему Иисусу Христу, желание разделить с другими православными торжество Христова Воскресения, потребность выразить свои чувства к Сыну Божиему, искренней молитвой от всей души восславить Христа! Исторически важным для нас является упоминание, что ученики Господни пребывали в горнице вместе с Пресвятой Богородицей и братьями Его. Ведь ранее сыновья Иосифа Обручника не верили в Иисуса, как в Мессию, но теперь стали верными последователями Христовыми. Выражение и в те дни повествует о незабвенных в христианской памяти днях между Вознесением Господним и Святой Пятидесятницей. В Деяниях апостольских сказано, что в это время собралось около ста двадцати учеников. Но действительное число их было значительно больше, как и говорит апостол Павел: … потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили ( 1Кор.15:6 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010