Простой в жизни, пище, он чрезвычайно был прост и в одежде. Зимой о. протоиерей носил ватный подрясник из нанковой материи, непременно подпоясанный нанковым кушаком; верхняя одежда – калмыцкая меховая ряса, покрытая дешевым сукном; летняя одежда – нанковый подрясник, который он носил несколько лет подряд, и ряса из бумажного ластика, заношенная и употреблявшаяся лишь в редких случаях; причем, вследствие поспешности и торопливости, с какою он все делал, ряса, по большей части, сидела на нем не в порядке (за торопливую и поспешную походку, в молодые годы он прозван был «бегунком»), сапоги шились из простого крестьянского товара; шились они в продолжение многих лет одним и тем же благочестивым солдатом Суворовских времен; галош никогда не носил. Камилавку он носил одну и ту же много лет, так что от времени она потеряла цвет. Между прочим, сохранился рассказ, что городские священники, любившие своего начальника, однажды справили ему новую камилавку; передавая ему этот подарок, они потребовали от почтенного старца взамен старую, чтобы предать ее сожжению, но протоиерей не согласился выдать им старую и долгое время продолжал еще носить ее. Архипастыри, знавшие подвижническую жизнь протоиерея и благоволившие к нему, не обращали на его более нежели скромное одеяние. Рассказывают, что архиепископ Игнатий, особенно отличавший протоиерея Бунина, в беседах с последним, незаметно руками поправлял рясу на протоиерее, а в один из приездов протоиерея в Воронеж, шутя, заметил ему, что такому почтенному протопопу для сохранения здоровья не мешало бы носить галоши в дурную погоду. Осведомленные о таковом замечании преосвященного, родные протоиерея употребили много труда, чтобы убедить старца справить себе галоши к следующей предстоявшей ему поездке в Воронеж. Галоши были сделаны и уложены в багаж протоиерея вместе с другими вещами; надеть и на дорогу галоши он не решился. Отправляясь к преосвященному, протоиерей в первый раз надел галоши, но, оказалось и последний раз в жизни; по окончании беседы с владыкой, он забыл галоши в архиерейской приемной и уехал без них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нос с ясно выраженным довольно высоким переносьем, как изображается на иконах, носовой хрящ приплюснут, по-видимому, вследствие долгого нахождения на нем сдвинутой с главы митры. Усы сохранились в виде как бы подстриженных рыжеватых волосков; рот слегка открыт, чуть видны верхние зубы 5–6 штук; на подбородке имеется незначительное едва заметное количество волосков бороды, весьма коротких. Шея и уши целые, во впадине ушей заметна вековая пыль; около правой ушной раковины заметна легкая белосоватость, идущая до шеи, наподобие тончайшего слоя плесени, по-видимому продукт могильной сырости. Фотографы с разных сторон делают снимки. Далее сняты – омофор, епитрахиль и поручи, почти новые, золотистой парчи, возложенные, по-видимому, недавно. Открылась левая рука Святителя без указательного пальца, отрезанного в 1914 году б. епископом Красноярским Никоном и увезенного в Красноярский Собор для всенародного почитания. Рука, как и правая, совершенно сохранилась, ногти несколько пожелтели; на руке отлично сохранились четки из мелких шариков, обшитых синеватой шелковой материей. Расстегивается мантия, почти новая, несомненно недавно перемененная, лилового цвета с источниками. Святитель возлежит в рясе темно-коричневого цвета с такими же на материи разводами, старинного китайского производства, шелковой; рукава по размеру такие же, какие употребляются теперь. Представители съезда обратили внимание на шов рясы и вначале упорно утверждали, что ряса сшита на машине, желая, по-видимому, дать ей позднейшее происхождение. Одним из членов духовенства на основании внутреннего шва рясы было доказано, что таковое утверждение неосновательно и что ряса действительно относится ко времени погребения Святителя, что подтверждает вековая пыль в складках рясы со следами легкой плесени, с чем должны были согласиться представители коммунисты… Поверх рясы на груди лежал прикрепленный на шейной цепочке деревянный небольшой крест в медной оправе, заменяющий панагию, привязанный к цепочке шнуром голубого цвета, хорошо сохранившийся (слышатся возгласы, что шнурок недавнего происхождения).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ворот рясы скрепляется тремя небольшими круглыми, обшитыми шелком, пуговками, характерными для одежд времен жизни Святителя. Представители власти настаивают, чтобы ряса была снята. Члены Комиссии от духовенства указывают, что надобности в этом не видится, так как оказавшегося уже достаточно, чтобы установить наличие мощей Святителя, но требования были настоятельны и безапелляционны. Так как обыкновенным путем снять рясу не представилось возможным вследствие сложившихся в определенной, якоже мертвым обычай есть слагати, форме рук, – то были принесены ножницы и разрезаны рукава рясы на той и другой руке, При открытии левой полы из-под нее выпал серебряный пробитый гривенник. Члены Комиссии придали очень большое значение его появлению, объявив во всеуслышание дату монеты – 1878 год. Члены от духовенства пояснили, что монета, по всему вероятно, является даром кого-либо из верующих, притекающих к Святителю, является даром кого-либо из инородцев-бурят. Одновременно с этим откуда-то случайно выпала соломинка. Со стороны членов съезда было придано и ей значение как некоему доказательству недавнего происхождения мощей. Но аргумент этот был так же легок, как сама соломинка. Под рясой открылся подрясник, теплый, ветхий, покрытый шелковой голубовато-синей китайской материей с такими же цветочками, редко разбросанными по материи. По настоянию представителей власти были разрезаны рукава и подрясника. Как ряса, так и подрясник Святителя совершенно сохранились, причем при разрезе рукавов вата подрясника оказалась поразительной белизны, как будто сейчас положена, так что со стороны представителей съезда вновь раздались голоса, что подрясник позднейшего происхождения, но представители науки и экспертиза запротестовали против такого предположения. Голоса смолкли, и осмотр продолжался. Когда был откинут подрясник, белья на теле Святителя не оказалось; местами сохранились остатки власяницы. Подклад подрясника из голубоватой холщового свойства материи кое-где истлел. В некоторых местах, особенно в области грудной клетки, подрясник прилип к телу Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При этом необходимо осознавать всю ответственность своего поведения в общественный местах, чтобы поступать подобающе высоконравственному пастырскому сану при различных ситуациях, так как ношение церковной одежды (подрясника, рясы) обуславливает для человека недопустимость никакого порочного и соблазнительного поведения для окружающих. В том числе надобно следить за чистотой и аккуратностью своей одежды, чтобы небрежностью ее не принижать достоинства духовного чина и самой Церкви. Следует вместе с тем отметить, что в силу исторических обстоятельств сегодня в Русской Православной Церкви, в зависимости от благословения правящего архиерея, священнослужители имеют возможность выбирать форму внебогослужебной одежды между духовным и светским «платьем». Священнослужителя и миссионера хотят видеть открытым, готовым пойти на контакт с человеком любого уровня культуры и образования. Успех его служения будет зависеть и от положительного влияния его облика на окружающих. Поэтому он должен выглядеть таким, каким его хотят видеть потенциальные члены Церкви – опрятным, культурным, общительным, с достоинством несущим свое служение. 1. Облачение священнослужителя: – Подрясник. Подрясник для священнослужителя в настоящее время выполняет те же функции, какие для светского человека выполняет сорочка. Это также своего рода нижняя одежда. Для ношения с подрясником обязателен пояс. Существуют различные фасоны подрясников. Цвета подрясников в летнее время могут быть светлых тонов (белый, серый, беж и т. д.), в зимнее время – темных тонов (черный, темно-синий, темно-зеленый и т. д.). Но следует заметить, что для подрясников, как и для ряс, предпочтителен черный цвет. – Ряса. Ряса священнослужителя является верхней одеждой. Поверх рясы священнослужитель носит крест. Существуют различные фасоны ряс. Зимняя верхняя одежда священнослужителя: зимняя ряса, пальто, куртка темных тонов и т. п. – Головные уборы. Скуфья: летняя, зимняя. Богослужебные головные уборы, которые также используются в официальных случаях: для белого духовенства – камилавка (если имеется такая награда); для монашествующего духовенства – клобук.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Две пищали с Рускими замками, подержаны. Белендер, восемь перевезей. Две лядунки обшиты сукном красным с ремнями. Две пищали стрелецкие с замками Русскими. Самострел раковинной Немецкой, подстав золоченой, обшит бархатом красным, с ключом и заводом и с тетивою и с луком стольным, да петля золоченая с томариком. 32 бердыша новых с ратовищами увитых ремнями. 28 топоров путных, с топорищами. 6 мушкетов с жаграми, один в том числе с Руским замком, да четыре карабина с замками Шкотцкого дела. Сабли: Сабля, оправа серебряная позолочена, нагалище черного хоза (?) в оправе, пояс шелку лазоревого, ткан в кружки. Сабля в ножнах красных, оправа медная, подержана. Сабля в ножнах черных, подержана. Сабля новая Немецкого дела, что взята после Архимандрита Иоанна, в ножнах черных с поясом простым. Сабля Русского дела с ножнами, подержана. Шпага, рукоятка испорчена. Сабля, ножны черные. Седла: Пять седел новых красных мирских без снастей. Два арчака новых с подушками и снастьми. Арчак старой с подушкою и снастью. Два седла братцких езжалых: одно под черным сафьяном, а другое под бараном. Седло братцкое под зеленым сафьяном со снастьми, что принято было у прежнего Казначея Лаврентия. Семь хомутов новых красных с подушками и гужами, да вередок хомутной новой строченой. Пять шлей новых шитых двойных строченых. Шлея одинокая. Девять плетей, с костьми, новых. Одиннадцать плетей без костей, новых. Четверы возжи мирские, нерпичьи старые. Четверы ж возжи, нерпичьи ж новые. 34 подхомутника поярчетых новых. 6 полстей новых санных, да две полсти старые. Шесть мятелей однорядочных суконных, из них шестой поношен. Полсть однорядная лазоревая, ветха, санная. Десять попон пестрых лошадиных бисяг. Потники поярчатые под кожею. 17 хвостов лисьих. Платье шитое: Семь манатей новых братцких. Шуба кунья, под Троицким манатейным сукном, ветха, что была у Архимандрита Герасима. Ряса сукна темно синего однорядочная, что была у Казначея Иеромонаха Акакия. Ряса ж темно синего сукна однорядочная, что была у Наместника Иеромонаха Иева.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Чего вы страшитесь? того ли, что враждебней духу Христову мир укоряет отшельников в тунеядстве и бездействия? но, во-первых, не тот ли один достоин наслаждения пищей и питием, кто подвизается в молитвах о спасении не только своем, но и всего мира? во-вторых, молитвенные подвиги не составляют ли большего труда, нежели труды мирские? Содержать дух в непрерывном устремлении к Богу, удерживать его от рассеяния по распутьям мира, возвращать непрестанно сего беглеца к своему Господу, содержать его неослабно пред лицом всеведения Божия, – не труднее ли всякого другого мирского подвига, не важнее ли всякого земного труда? И потому то мы видим, что миролюбцы скорее согласятся нести самые тяжкие труды, нежели провести в храме с благоговением несколько минут, или предаться молитвенным подвигам во внутренности своего дома. Притом в молитвенных излияниях непраздно и тело: сильная молитва обнаруживается в Коленопреклонениях, простертии на земле, тяжких воздыханиях. Что вас, наконец, удерживает от уединения монашеского? то ли, что в мире можно спастись? что черная ряса не спасет, а светлая в грех не введет? Правда, и в мире всем открыты пути ко спасению, никому не загражден вход в царствие небесное; но в мире более препятствий, более соблазнов, более сует, которые, беспрестанно наполняя ум и сердце наше, не дают нам времени помыслить о душе, о Боге и вечности, о страшном суде. Правда и то, что не рясы нас спасают, а твердая и живая вера в Спасителя нашего, истинное благочестие, святость жизни и добрые дела; но черная ряса и прочие монашеские одежды скорее нам напомнят о смирении и сокрушении о грехах наших, а светлая не часто ли нас подстрекает к гордости и тщеславию, не часто ли делает нас участниками в мирских удовольствиях, в греховных увеселениях. Прочее, братия моя, аще услышите глас мой, не ожесточите сердец ваших. Тимофей, Епископ Смоленский и Дорогобужский 3 Монастырские документы начинаются в 1754 году манифестом императрицы Елисаветы Петровны о разрешении от бремени племянницы ее, великой княгини (впоследствии императрицы) Екатерины Алексеевны, первородным сыном Павлом Петровичем. 4 В народе сложилась даже характеристическая поговорка, дающая понять, чем была Ордынская иустынь в то время: «В каждом государстве своя Сибирь, а в каждой епархии Ордынка». 11 В Страннике (1862 г. Декабрь I, стр. 491) помещена статья: «о последних годах жизни и кончине преосвященнейшего Тимофея, бывшего архиепископа Смоленского». Сведения, сообщенные там, нами дополнены. Читать далее Источник: Ордынская пустынь Смоленской епархии. - Санкт-Петербург: Тип. Ф.С. Сущинского, 1873. - 44 с., 2 л. ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ordyns...

Все вышеупомянутые свидетельства иностранцев об одежде монашествующего духовенства допетровской Руси неоднократно подтверждаются изобразительными источниками XVI–XVII вв. Если взять для рассмотрения известнейшее лицевое житие преподобного Сергия Радонежского, составленное в конце XVI века, то будет видно, что рясы могли быть совершенно разных цветов, рукава у иноческих ряс, как и у их прародителя — хитона, достаточно широкие, но не настолько сильно, как на современных рясах; видно, что монашеская ряса действительно распашная, длиной до пола, имеет застежки в виде петелек и шнуров по всей длине, что изображено в виде пересекающихся прямых на рясе. Из чего вытекает вывод, что все миниатюры лицевого жития подтверждают данные письменных источников конца XVI — начала XVII века, поскольку изображаемое монашеское одеяние весьма точно совпадает с его текстовым описанием. В рамках развития церковных реформ, начатых патриархом Никоном, собором 1666–1667 годов предписывалось во всем соответствовать греческому чину, как в богослужебной практике, так и в обрядовой и повседневной: «Благословихом убо яко всякий освященного чина, и монахи, одеяние да носят, якоже носят вси освященного чина, и монахи, святыя восточныя Церкви, обаче не принуждаем, но подражателей ея благословляем» . В связи с этим постановлением в жизнь русского монашества еще активнее вплетались новогреческие элементы, такие как греческая ряса, которая имела более широкие рукава, чем на старых рясках, а также имела пуговицы не по всей длине, а только до пояса, как на светских кафтанах. Однако есть предположение, что новые греческие рясы имели пуговицы только сверху, на воротнике, а уже потом, со временем, были переделаны монашествующим духовенством в соответствии со своими нуждами, и застегивались уже как кафтан с достаточно большим запахом на две пуговицы: одна на воротнике, а другая на поясе . Помимо того что церковные реформы привнесли в сформировавшуюся русскую традицию греческие одежды для духовенства, они также сохранили право за противниками греческих нововведений носить старые одежды, но при этом запрещали ругать тех, кто принял эти нововведения . Также духовенству предписывалось носить одежду черного цвета и сшитую только из сукна: «Протопрезвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиах... Одежди же им носити по подобию Греческих монашеских рас, или и по обычаю Российскому священническому, точию не цветные, но черные, или багряновидные, из сукна сошвенные, и не из иных тканий или цветов, такожде и шапки имети на главах смирных цветов. Подобие и монахом одежд кроме из черных сукон, яковых либо ушвенных, от иных цветов и тканий шелковых никаковых же отнюд носити» .

http://bogoslov.ru/article/6193987

Но каким же образом Rassadel попала в эту историю по версии СМИ? Офшорные компании Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно М.Ю. Лермонтов Своей «популярностью» Rassadel Limited обязана сходству названия со словом «ряса» – сказалась слабость журналистов к каламбурам. Греческий эфир и газеты пестрели пассажами наподобие «бизнесмены в рясах и офшорная компания с характерным названием Ряса-дэль». С легкой руки СМИ, фирма стала своеобразным знаменем офшора в ватопедском скандале. Что касается офшоров, то этот вопрос необходимо рассматривать с двух сторон. Законность офшорных схем и их нравственная составляющая. Касательно первого, использование офшоров является законным методом ведения дел. Касательно второго дело обстоит сложнее. Прежде всего потому, что у самих «правоведов нет единого мнения о том, что можно считать Значит, обобщать в данном вопросе нельзя, но каждый отдельный случай необходимо разбирать отдельно. Что же представляют собой компании в ватопедском деле, названные СМИ «офшорными»? В статье «Ватопедский скандал» греческой Википедией приведен список из четырех таких компаний: Rassadel Ltd, Madeus Ltd, Noliden Ltd и Anthemias SA. Наибольшее недоумение вызывает попадание в этот список Anthemias SA, поскольку, согласно учредительному договору самой фирмы за эта компания является греческой, с головным офисом в городе Козани на севере Греции. Оставшиеся три компании кипрские, но непосредственную связь с монастырем из них имели Rassadel Ltd и Madeus Ltd. Остановимся на них подробней. Rassadel и Madeus – это обычные кипрские компании. Их деятельность прозрачна и контролируется Государством, они платят налоги, государственным органам известны имена их владельцев. Их сотрудничество с Ватопедом объясняется причинами, о которых мы подробно говорили Эти компании в лице своего директора Афоса являются финансовыми консультантами монастыря и доверенными распорядителями части монастырского имущества, в рамках, определенных соответствующими между ними договорами.

http://pravmir.ru/vatoped-mify-i-istina-...

Но студенческий довольно неуклюжий сюртук и ряса, – это разница. Длинная, свободно и широко падающая ряса сделала этот рост не только высоким, но и в высшей степени статным. Появилась темно–каштановая курчавая бородка, пали длинные волосы на плечи. А колер лица, а блеск и цвет глаз, а длинные ресницы, а элегантные руки остались те же. А серьезности и престижа прибыло. Юный монах, красавец, первый магистр, богатое развитие, бакалавр Академии, труженик науки, прекрасный преподаватель, речь быстро текучая как обильный поток, пестрая и цветущая как луг, дарование бесспорное и работящее, любимец и надежда начальства. Увы! Как оглянуться назад, сколько человеческих расчетов с тех пор разлетелось! Ну и самолюбие, и заносчивость у скороспелого любимца монашеской фортуны стали расти не по дням, а по часам. Всего только и был пока первый год (1855–56) его академической службы. Но вот случай. Вечером в первый день Пасхи кружок юных сослуживцев собрался у пишущего, одни почти тремя, другие почти пятью годами старше, все наставники Валериана, самого юного из гостей. Валериан пришел уже несколько по–праздничному готовый и сел на первом месте, на диван. Поднялся говор, скоро перешел в спор, наконец в спор неприятный и резкий по тону со стороны о. Валериана. Он не любил уступать другим нить разговора и трезвый, а тут и в голове шумело. Святой пасхальный вечер, к огорчению прежде всех самого хозяина, был испорчен! Все прочее замолчали и един по единому вышли. Хозяин не вышел только потому, что хозяин. Но по выходе последним и Валериана заходит к товарищу, теперь сравнительно высокопоставленному человеку, И. А. Чистовичу . И тот говорит следующие знаменательные слова: «помянете мое слово, не будет добра из этого молодого монаха. Мы находимся в таких же отношениях к Моисею Александровичу (Голубеву) и к Евграфу Ивановичу (Ловягину). А как мы всегда почтительны. Всегда помним, что они были нашими наставниками, А он с ними как обращается! Для нас Василий Андреевич (старый профессор еврейского и немецкого языков) – Василий Андреевич; а у него с языка не сходит Левиссон, да Левиссон».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Панагир-мощевик Современная архиерейская панагия С 1742 года панагии стали даваться в виде награды и архимандритам некоторых монастырей. Для различения епископа от архимандрита за богослужением первый должен был носить и архиерейский крест. Епископ во внебогослужебном облачении Святейший Патриарх носит две панагии (вторая – с изображением Господа Иисуса Христа), такого же права удостоен митрополит Киевский. Кроме того, по предоставлению Синода, две панагии носят особо заслуженные архиереи, вторая дается им как награда. Также в небогослужебное время епископы носят посохи – длинные деревянные трости, оправленные накладками, имеющие утолщения в верхней части из резной кости, ценных пород дерева, серебра или другого металла. Повседневные посохи имеют более древнее происхождение, чем богослужебные жезлы. Богослужебный жезл появился гораздо позже, потому что строгие канонические правила предписывали священнослужителям не украшать себя дорогими одеждами и предметами в быту. Только за богослужением, где архиерей символизирует собой образ славы Небесного Царя, он может заменить посох особо украшенным, благолепным жезлом. Таким образом, внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса; священника – подрясник, ряса и наперсный крест; архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебные облачения Эти одеяния, имеющие общее наименование «ризы», используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории: диаконские, иерейские и архиерейские (одеяния церковнослужителей, не принадлежащих к числу духовенства, в эти категории не попадают). Интересной особенностью является тот факт, что каждая последующая степень священства имеет все богослужебные одеяния предыдущей и плюс к этому те одеяния, которые являются принадлежностью их степени. То есть священник имеет все диаконские одеяния и сверх того присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния (кроме фелони, которая заменяется саккосом) и сверх того – присвоенные его архиерейскому сану.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010