3 . Относительно пищи понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного, ибо это есть служение мёртвым богам. Глава 7. Крещение водой 1 . А что касается крещения, крестите так: преподав наперёд всё это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2 . Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, [окрести] в тёплой. 3 . Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4 . А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперёд один или два дня. Глава 8. Молитва и пост 1 . Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвёртый и шестой. 2 . И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своём, так молитесь: Отче наш , сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 3 . Трижды в день молитесь так. Глава 9 Причащение 1 . Что же касается Евхаристии, совершайте её так. 2 . Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш , за святой виноград Давида, отрока Твоего, который [виноград] Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3 . О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш , за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. 4 . Как сей преломляемый хлеб был рассеян по горам и, собранный вместе, стал един, так и Церковь Твоя от концов земли да соберётся в царствие Твоё, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. 5 . И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьёт, кроме крещённых во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам. Глава 10. Благодарение 1 . По исполнении же [вкушения] так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твоё святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Но представляя себе все непостижимое величие Бога, мы не должны забывать, что Сей же высочайший Бог есть также наш Отец, и что насколько велика слава Его, настолько же велика и любовь Его. Никто не может любить нас так, как любит Он. Поэтому мы можем молиться Ему с полною надеждою на Него. К этому мы добавим еще одно. По словам призывания Молитвы Господней, Бог, наш истинный Отец, обитает на небе. Но где обитает Отец, там должна находиться также и родина детей. Значит, слова «иже еси на небесех» должны напоминать также нам, что родина наша есть небо, и что все мы – странники и пришельцы на этой земле. Сам Иисус Христос обетовал, что все истинные христиане некогда приидут к Отцу Небесному и будут жить там, где обитает Он. «Кто мне служит, – так говорил Он, – Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто мне служит, того почтит Отец Мой». А в Своей первосвященнической молитве Он так взывал к Богу Отцу: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Мы дал Мне». На небе Господь уготовал нам многие славные обители, даже царство, в которое в последний день Он призовет всех благоугодивших Ему, когда скажет им: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». Этим мы окончим изъяснение призывания Молитвы Господней. Как многосодержательны эти немногие слова ее! Какую глубину веры открывает, например, нам слово «Отче»! какую любовь – слово «наш»! «Иже еси на небесех!» – какие утешительные надежды возбуждаются в нас этими словами, возводящими ум и сердце наше к небу, к обителям Отца Небесного, в которых некогда мы будем жить вечно! Кратко, слова «Отче наш, иже еси на небесех!» как бы открывают нам врата неба, через которые мы, оставив все земное и тленное, проникаем в самое блаженное жилище небесного Отца нашего, где тьмы тем духов святых непрерывно воспевают Ему: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Подражая сим святым духам, будем и мы на земле как можно чаще взывать к Богу: «Отче наш, иже еси на небесех!»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила и слава вовеки. Аминь». Однажды святые апостолы сказали Господу Иисусу Христу: «Господи! научи нас молиться» ( Лк.11:1 ). Тогда Господь дал им молитву «Отче наш», которая поэтому и называется «молитвой Господней». Чтобы удобнее рассмотреть молитву Господню, можно разделить ее на призывание, семь прошений и славословие. Отче наш иже еси на небесех. Так читается призывание молитвы Господней. Мы называем Бога отцом, потому что Он есть Творец всех людей и Хранитель рода человеческого; Он любит нас, как отец любит своих детей, и готов во всем помочь нам. Поэтому и мы, как дети отцу, должны открывать Богу наши нужды со всею искренностью и сердечною простотой, любить Его всею душою и сердцем, повиноваться Ему и исполнять Его заповеди. Если кто и один молится, то все-таки должен говорить: Отче наш , потому что Бог есть общий всем нам отец, и желает, чтобы все мы любили друг друга как братья, и чего просим в молитве себе, того просили бы и другим. Бог везде присутствует, но небо есть место особенного присутствия Божия; там Богоматерь, ангелы и святые угодники Божии служат Богу, поклоняются и прославляют Его. Поэтому и мы, произнося слова молитвы иже еси на небесех, должны оставить все земные мысли и заботы и направить свой ум и сердце к невидимо на небесах пребывающему Богу. 1 . Да святится имя Твое. Вот первое прошение наше. Имя Божие само в себе есть святейшее. Оно может святиться и в нас, когда мы, с глубочайшим благоговением вспоминая о Боге и зная, что Он находится везде и все знает, остерегаемся даже мысленно оскорбить Его; святится в наших словах, когда мы удерживаемся от злых речей, лжи и клеветы; святится во всех делах наших, когда мы живем по заповедям Божиим, – одним словом, когда мы исполняем завет Господа: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» ( Мф.5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: На церковнославянском: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ( Мф.6:9-13 и Лк.11:2-4 ). По-русски: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. (См. также: Толковый православный молитвослов. Молитва Господня “Отче наш” ) Как читать молитву «Отче наш» Если воистину ты называешь Бога Отцом своим, то надейся же на Него, как на Отца единого, всеблагого, всемогущего, премудрого, неизменяемого в любви Своей и во всех совершенствах. св. праведный Иоанн Кронштадтский Читайте «Отче наш», да не лгите: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем .… преподобный Амвросий Оптинский …Молиться же об этом должно: Во-первых, с чистым намерением – да будет воля Твоя , ибо я, сердечно желая следовать ей бескорыстно, не ради награды или приобретения чего-либо, и не потому, что Ты, Господи, обогатил меня щедротами Своими и оградил меня от противников моих, как в этом упрекал сатана праведного Иова пред Богом ( Иов.1:9-10 ), и не по страху вечных мук гееннских, но в простоте сердца следую воле Твоей, желаю, чего Ты желаешь, потому только, что Ты того хочешь, что такова Твоя воля, Боже мой! Во-вторых, молиться должно с любовью: да будет воля Твоя ! – одного я здесь ищу и одно мыслю, чтобы во всем совершалась воля Твоя, Господи! Да величество имени Твоего, Боже мой, распространится и прославится чрез меня непотребного раба Твоего . Это одно считаю для себя величайшей честью и наградой, чтобы я достоин был благоугождать Тебе, Создатель мой, Который даровал мне разум и свободную волю как залог ближайшего общения с Тобою, моим Творцом и Спасителем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-gos...

Хлеб наш насущный дажд нам днесь. Хлеб небесный и хлеб земной – для души и для тела. Слово Твое – это хлеб небесный, который преподал Ты нам чрез Сына Своего Иисуса Христа. Сладчайшее (букв.: сладкое. – Ред.) родительское слово, которое не формируется по шаблону и не создается искусственно, но рождается из отеческого сердца, преисполненного любовью! Благослови труды наши и плоды земные, дабы, видя милость Твою, радостно прославляли мы Тебя и чествовали как Отца нашего, Отца любви и всякой благостыни. И дабы все мы как единодушные и святые братья святили имя Твое, и жаждали Царствия Твоего, и исполняли волю Твою, Отче наш Всещедрый. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Ты как Отец – чадам Своим, а мы как братья – братьям своим. И еще больше прости нам, молимся Тебе, и устыди нас безмерной Своей милостью, дабы засим и мы, усовестившись, спешили и изглаждали долги братьям нашим – чтобы видели язычники наши добрые дела и прославили Тебя, Отца нашего Небесного (ср.: Мф.5:16 ) и, в созвучии с нами, потупив взор, но возвысив сердце, воскликнули Тебе: «Отче наш Всемилостивый». И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Искушал лукавый Сына Твоего Единородного, Иисуса Христа, но был побежден. Искушал он некогда и праведного Иова, но был им посрамлен. Искушал лукавый и святого Павла, но Павел пересилил его. Не позволь лукавому искушать нас, немощных – дабы не пошатнулись мы и не стали его добычей. Но поставь Ангела с мечом между им и нами, чтобы защищал он нас и отстоял. Ибо все для Тебя возможно, Отче наш Всесильный. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. [На самом деле,] лукавый – это голодранец и вор; пока не украдет он что-то у Тебя, он не имеет ничего. А Твое – все Царство, вся сила и вся слава, и причем Царство вечное и бессмертное, сила неодолимая и святая и слава нетленная и непостижимая, Отче наш Всеславный. Аминь. Сверх сего, Господь Иисус учил о молитве так. Молитва втайне. Это молитва искренняя. Сын просит отца протянуть ему руку, чтобы поцеловать ее. И, когда молишься, не будь как лицемеры, которые молятся Богу не для того чтобы Бог услышал их, а за тем чтобы видели их люди. Ведь чают они воздаяния не от Бога, а от человеков. Самая ужасная форма безбожия! Но ты ни за что не уподобляйся людям двуличным. Ведь и в повседневной жизни когда просим мы кого-то о чем-то, то не хотим, чтобы видел это и слышал некто третий. Тем более [не желает сего] Господь Бог. Поэтому когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день, хлеб небесный и хлеб земной; для души и для тела. Слово Твое - хлеб небесный, данный нам Тобою через Сына Твоего Иисуса Христа. Сладко слово родительское, которое ни заранее не подготавливается, ни искусно не составляется, а рождается из родительского сердца, переполненного любовью! Благослови труды наши и плоды земные, дабы мы, видя милость Твою, радостно Тебя славили и величали, как Отца нашего, Отца любви и всякой доброты, и дабы все мы, как единодушная и святая братия, святили имя Твое, чаяли Царства Твоего и исполняли волю Твою, Отче наш всебогатый. И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. Ты прости нам, как Отец чадам Своим, мы прощаем, как братья братьям своим. И еще больше прости нам, молимся Тебе, и устыди нас бескрайней милостью Твоей, дабы мы тогда, пристыженные, поспешили стереть долги братьев наших. Да видят язычники добрые дела наши и прославят Тебя, Отца нашего Небесного, и вместе с нами, склонив головы и вознеся сердца свои горЕ, воскликнут Тебе: " Отче наш всемилостивый! " . И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Искушал лукавый Сына Твоего Единородного Иисуса Христа и был побежден. Искушал лукавый некогда праведного Иова, и был Иовом посрамлен. Искушал лукавый и святого Павла, и был Павлом одолен. Не попусти лукавому искушать нас, немощных. Да не оступимся мы и не станем его добычей. Но поставь Ангела с мечом между ним и нами, да защитит нас и сохранит. Ведь для Тебя все возможно, Отче наш всесильный. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Лукавый - голодранец и вор: пока он не украдет у Тебя, нет у него ничего. Твое все Царство, вся сила и вся слава, причем Царство вечное и бессмертное, сила неодолимая и святая и слава непреходящая, непостижимая, Отче наш всеславный. Аминь [ 3 ]. Еще Господь Иисус учил о молитве так. Молитва тайная - это молитва искренняя. Чадо просит родителя протянуть ему руку, чтобы поцеловать ее. И, когда молишься, не будь как лицемеры [ 4 ], которые молятся Богу не для того, чтобы Бог их услышал, но чтобы люди их видели. Ведь они ожидают награду не от Бога, а от людей. Самый ужасный вид безбожия! А ты ни за что не будь как лицемеры. Даже в обычной жизни, когда мы просим кого-нибудь о чем-нибудь, мы не хотим, чтобы третий видел и слышал это, тем более пред Господом Богом. Потому ты, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [ 5 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Отче небесный! Молим и просим Тебя, да все мы любим друг друга и всех людей нелицемерно и свято, как Ты, Господи, любишь всех людей, и да будем совершенны в любви этой, как Ты, благий Боже, совершен, да прощаем всем оскорбляющим нас и враждующим против нас, как Ты прощаешь и милуешь, да помогаем, сколько можем, нуждающимся в нашей помощи, как Ты всем дарствуешь, да всегда и во всем исполняем святые заповеди Твои и стараемся сообразовать с Твоей всесовершенной волей все наши мысли, чувствования, желания и дела. Отче небесный! Да святится и прославится имя Твое от всех нас, как прославил Тебя на земле Единородный Сын Твой, Иисус Христос. Даруй нам всегда славить имя Твое всеми своими делами, по примеру Спасителя нашего, который говорил: «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшего Мя и совершу дело его» ( Ин.4:32, 34 ). О, с каким смирением и самоосуждением должны мы взирать на образ совершенств, открытых нам в Иисусе Христе! Как далеки мы от того совершенства, чтобы слава Твоя, Боже, – наша святость, была нашей пищей, жизнью, была всем для нас! Но хотя бы доныне блуждали мы в удалении от Тебя Бога, Творца и Спасителя нашего: по крайней мере, отныне даруй нам, Господи, да взыщем Тебя всем сердцем и будем через Тебя воссылать усердные молитвы наши к Отцу Твоему небесному, будем взывать к Нему не устами только, но и сердцем, и всей душой, и всеми делами: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое». Да будут все наши мысли, желания и вся жизнь наша одним согласным повторением молитвы нашей к Тебе, благий Боже и Отче наш : «да святится имя Твое!» Размышление третье Да приидет Царствие Твое. Отче небесный! Единородный Сын Твой Иисус Христос нисходил на землю, чтобы возобновить и распространить обновленное Царство Твое здесь, в роде человеческом, и Он научил нас молиться: «да приидет Царствие Твое». Потому, во имя Сына Твоего, Спасителя нашего, последуя заповеди Его, молим Тебя, Святый Боже: да приидет Царствие Твое к нам, да распространится между людьми по всей земле, да будет всегда в нем; да восторжествует Твое Царство над царством греха, над царством смерти и ада!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Проповеди Рождество Христово Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковнославянском языке: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Христос, родившись в этом мире, даровал человеку такое удивительное родство, сделал Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. И называть не формально, не просто следуя заданной молитвенной форме. Когда мы произносим «Отче наш», читая эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто этого не ощущаем, более того, очень часто мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство, не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения между Богом и человеком не просто выстраиваются по-другому, а никак не выстраиваются, потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может. Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть, успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми, а чтобы по-настоящему сродниться с нами, чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!» – чтобы этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит, без Бога не видит, ничего без Бога делать не может. Вот что пришел Христос даровать нам сегодня! Вот что мы сегодня празднуем! Бог нам дарует родство! Бог дарует нам возможность быть Ему такими родными, такими близкими, что в этом мире нам может быть ничего не страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Прот. Алексий Уминский: Бог пришел в этот мир, чтобы по-настоящему сродниться с нами 9 января, 2014. Протоиерей Алексий Уминский Христос родился в этом мире для того, чтобы даровать человеку такое удивительное родство, чтобы сделать Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. Рождество Христово 2014 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковно-славянском языке. «… но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.  А как  вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через  Иисуса Христа .» (Гал. 4:4-7) Христос родился в этом мире для того, чтобы даровать человеку такое удивительное родство, чтобы сделать Бога настолько близким,  что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом.  И  называть не формально, не просто с заданной молитвенной формой.  Когда мы говорим «Отче наш»,   читая  эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто  этого не ощущаем, более того, очень часто  мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство,  не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения Бога и человека не просто выстраиваются по-другому, а никак не  выстраиваются,  потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может. Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть,  успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми,  а чтобы  по-настоящему сродниться с нами,   чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!», чтобы  этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит,  без Бога не видит,  ничего  без Бога делать не может.

http://pravmir.ru/prot-aleksij-uminskij-...

Отец наш, сущий на небесах! да святится имя Твое, да придет царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Молитва эта называется Господнею, потому что Сам И. Христос научил ей Своих первых учеников, апостолов. И. Христос часто молился. Апостолы просили Его научить и их молиться. И Он дал им молитву: «Отче наш»... ( Мф.6:9–13 ). От апостолов молитва Господня перешла и ко всем христианам, Молитва Господня есть первая и важнейшая у нас молитва, и служит образцом для всех других наших молитв, т. е. по примеру ее у нас составлены все другие молитвы. В молитве Господней мы молимся обо всех и обо всем: и о себе, и о других, и о телесных своих нуждах, напр. о пище, и о духовных, напр. о прощении грехов. В ней мы и просим, и славим Бога. Молитва Господня разделяется на призывание, – в начале, 7-мь прошений, – в средине, и славословие, – в конце. Отче наш, Иже ecu на небесех, это – призывание. Да святится имя Твое... до слов: но избави нас от лукаваго, – прошения. Последние слова: Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь, – славословие. Отче наш. Иже ecu на небесех. «Отец наш небесный», т. е. Бог. Это не значит, что Бог на небе только; Он везде. На небе Он пребывает особенно, главным образом. Поэтому и называем мы Бога Отцем небесным. Называем Бога Отцем, потому что все мы – Его творения, обо всех нас Он заботится даже более, чем отец родной. Называем и в отличие от отцев земных – родного, крестного и духовного, т. е. священника. Говорим Отец наш, если бы и один кто-нибудь молился; потому что все мы должны любить друг друга и молиться не за одних самих себя, но и за всех. Да святится, – «пусть свято будет для нас и нами прославляется» имя Твое. Этими словами мы просим Бога помочь нам, чтобы мы могли всем сердцем чувствовать святость Божию, и могли эту святость Его показать своею жизнью, т. е. чтобы мы и мыслили, и желали, и делали святое, что предписывается Его св. законом, и притом так, чтобы и другие, видя нашу добрую жизнь, прославляли Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010