Фаррухзад (Шахрвараз) 630 Борандохт 630 Пероз II 630 Азармедохт 630–631 Хосров III 631 Йездигерд III 632–651 В 636–651 Иран завоеван арабами и включен в состав исламского Халифата 8. Арабский халифат а) «Праведные халифы» Абу Бакр 632–634 Умар (Омар) I 634–644 Усман (Осман) 644–656 Али 656–661 б) Омейяды (в Дамаске) Муавия I 661–680 Йазид (Язид) 680–683 Муавия II 683–684 Марван 684–685 Абдальмалик 685/8–705 Валид I 705–715 Сулайман 715–717 Умар II 717–719 Йазид II 720–724 Хишам 724–743 Валид II 743–744 Йазид III 744 Ибрахим 744 Марван II 744–750 в) Аббасиды (в Багдаде) Абдаллах ас-Саффах 750–754 Абдаллах аль-Мансур 754–775 Мухаммад аль-Махди 775–785 Муса аль-Хади 785–786 Харун ар-Рашид 786–809 аль-Амин 809–813 аль-Мамун 813–833 аль-Мутасим 833–842 аль-Васик 842–847 аль- Мутаваккиль 847–861 аль-Мунтасир 861–862 аль-Мустаин 862–866 аль-Мутазз 866–869 аль-Мухтади 869–870 аль-Мутамид 870–892 аль-Мутадид 892–902 аль-Муктафи 902–908 аль-Муктадир 908–932 аль-Кахир 929,932–934 ар-Ради 934–940 аль-Муттаки 940–944 аль-Мустакфи 944–946 В 945 Багдад захвачен Бундами, лишившими халифа светской власти и основавшими султанат Ахмад Муизз ад-Даула (султан) 945–967 аль-Мути (халиф) 946–974 Хосров Азуд ад-Даула (шаханшах) 977–983 ат-Таи (халиф) 974–991 Самсам ад-Даула (султан) 983–987 Баха ад-Даула (султан) 989–1012 Султан ад-Даула (султан) 1012–1021 аль-Кадир (халиф) 991–1031 аль-Каим (халиф) 1031–1075 В 1055 Багдад захвачен Сельджукидами, которые сменили Бундов в качестве султанов Тогрул-бек (султан) 1055–1063 Алп-Арслан (султан) 1063–1072 Малик-шах (султан) 1072–1092 аль-Муктади (халиф) 1075–1094 аль-Мустазхир 1094–1118 аль-Мустаршид 1118–1135 ар-Рашид 1135–1136 аль-Муктафи 1136–1160 аль-Мустанджид 1160–1170 аль-Мустади 1170–1180 ан-Насир 1180–1225 аз-Захир 1225–1226 аль-Мустансир 1226–1242 аль-Мустасим 1242–1258 В 1258 халифат ликвидирован монголами 9. Сельджукиды Рума Сулейман ибн Кутулмыш 1077–1086 Дауд Кылыч-Арслан I 1092–1107 Малик-шах 1107–1116 Рукн ад-Дин Масуд I 1116–1156 Изз ад-Дин Кылыч-Арслан II 1156–1188

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46) У русского летописца до, того хронология перепутана, что трудно определить какой у него год: мартовский или сентябрьский? Есть в Лаврентьевском списке места, дающие основание к предположению об употреблении мартовского счета. Под 6479 годом читаем, что Святослав зимовал в Белобережье «весне же приспевши», в 6480 году, пошел «в пороги». Следовательно с весны наступил следующий год. Такое же указание есть под 6604 годом. 47) 6370. Под 862 годом летописец поместил длинный ряд последовательных событий: отправку послов за море, призвание варяжских князей, их прибытие «с роды своими», расселение, смерть Синеуса «по двою лету», раздачу городов; занятие Киева Аскольдом и Диром. Эти события, помимо внутреннего хронологического противоречия, не могли совершиться в один год, 48) Летописец не знал, говорит Е. Е. Голубинский , что прежде все Норманы назывались у нас Русью, потому и заключил, что Русь, поселившиеся у нас были особое племя Норманов. Заключив ошибочным образом это, он уже необходимо должен был приводит с Рюриком в Новгород всю Русь: между современными себе Варягами он не находил племени Руси, а отсюда и заключил, что оно все выведено Рюриком в Новгород. ( Е. Е. Голубинский . Ист. Рус. Цер. т пол., стр. 62). 49) Нападение Россов на Константинополь было, по словам летописи, в то время, когда царствовал Михаил с своею матерью Феодорою. Но нападение Россов, по мнению Шлецера, случилось в 866 году, a Михаил царствовал с своею матерью только до 856 года. 50) 6374. В настоящее время уже точно определено, что нападение Руси на Царьград произошло в 860 году. Аскольд и Дир не могли напасть на Константинополь в 860 году, так как самое их прибытие на Русь случилось, по словам летописца; в 862 году. 51) 6375–6386. С 867 по 878 год. т. е. в 12 лет, не произошло на Руси ничего достопамятного, для писца, хотя цифры написаны аккуратно для заполнения пустого места. Где тут «мучительное рождение государства, бурное его детство», о которых так красноречиво повествует, для назидания потомства, М. П. Погодин?!(см. выше, стр. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсутствие такого предания, по мнению проф. Е. Голубинского , самым решительным образом говорит против вероятности мнения, что Руссы, нападавшие на Константинополь и потом принявшее крещение, были Аскольд и Дир со своей дружиной. 2) Аскольд и Дир пришли из Новгорода в 862 г., а в 866 г., т. е. через 4 года, они нападают, по летописцу, на Константинополь. Возможно ли, сомневается проф. Е. Голубинский , в такое короткое время соединить около себя Варягов, стать сильными и замыслить столь трудный поход!? Однако, нападение на Константинополь отрицать нельзя и Голубинский, согласно греческих историков, признает под этими Руссами – Руссов Азовско-Таврических или Азовско-Крымских, а самое время относит к 860 или 861 году. Если, таким образом, весьма невероятно, что Руссы, нападавшие на Константинополь в правление императора Михаила III и потом принявшее христианство и даже епископа, были наши киевские Аскольд и Дир, то, с другой стороны, нет ничего невероятного и невозможного в том, что христианство впервые появилось в Киеве именно еще при них, подобно тому, как в Новгороде оно могло явиться еще при Рюрике. Аскольд и Дир, княжившее в Киеве в продолжении 20 лет (862–882), совокупили около себя, как говорит летописец, многих Варягов. Но между этими Варягами могли быть и христиане. За пространство времени от начала государства до общего крещения Владимиром всей страны, христианство довольно долгое время, не менее полувека, непрерывно существовало в России, как вера частная, о бок и рядом с господствующим язычеством. История нашего государства началась тем, что, быв призваны добровольно, или недобровольно приняты, пришли владеть нами Варяги-Руссы. Эти Варяги довольно долгое время представляли собою особо стоявшую толпу иноплеменных находников, среди коих и были первые христиане. Очень может быть, что первые христиане между Варягами явились еще при Рюрике и Олеге, и одновременно с Рюриком при Аскольде и Дире. Со своей родины, Нормандии, Варяги ходили служить в Константинополь и могли там принимать христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Вводились меры бытовой дискриминации инаковерующих: они должны были соблюдать особые предписания в одежде, а на дверях их домов были помещены карикатурные изображения демонов. Халиф аль-Мунтасир в 861-862 гг. ужесточил фискальную политику. Ирак. мегаполисам не хватало продовольствия, а налоговые поступления Египта казались избыточными для нужд местной администрации. В Египет был прислан сахиб аль-харадж Ибн аль-Мудаббир, изображенный в копт. традиции как свирепый гонитель христиан. Он удвоил налогообложение земель, в т. ч. церковных, поднял ставку джизьи с 4 до 6 тыс. динаров, ввел множество новых поборов и заполнил тюрьмы неплательщиками. Были переписаны все насельники монастырей и учтены монастырские угодья. Патриарх Шенуда, спасаясь от вымогательств, бежал из своей резиденции и полгода скрывался, переодевшись в рубище. В конце концов он добровольно сдался Ибн аль-Мудаббиру и был обязан выплатить 7 тыс. динаров - налог за 3 года со всех церквей и монастырей Египта. Епископы, собравшись в Фустате, внесли эту сумму за неплатежеспособного патриарха, никогда не радевшего о стяжании богатств, но в свою очередь в 5 раз подняли размер сборов с прихожан, пытаясь покрыть свои убытки. Кризис Аббасидского халифата, наступивший после смерти аль-Мутаваккиля, засилье тюркской гвардии и частая смена марионеточных халифов резко ослабили контроль Багдада над провинциями, где начались мятежи. Недовольство египтян переросло в восстание во главе с арабским племенем бану мудлидж (862-867), к которому присоединились как бедуины, так и множество египетских христиан и мусульман. Восставшие контролировали почти всю Дельту и держали в осаде Александрию. Этот мятеж описан в церковной хронике в самых неприязненных тонах по причине сопровождавших его грабежей и убийств, а также присвоения мятежниками доходов с церковных и монастырских земель. Все патриаршие подворья были разграблены, а жить в Фустате патриарх Шенуда не решался, опасаясь вымогательств Ибн аль-Мудаббира. В конце концов он поселился в местности Эль-Махалла-эль-Кабира в Дельте.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Ярхо В. Н. Указ соч. С. 307. Свод. Т. 3. С. 862. См.: Вейсман А. А. Греческо-русский словарь (репринт V-ro издания 1899 г.) М., 1991. Стлб. 1317. Ярхо В. Н. Указ соч. С. 310. Вейсман А. А. Указ. соч. Стлб. 615. Перечень основных словарей гомеровского языка см.: Лосев А. Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы//Уч. зап. МГПИ им. Ленина . 1954. Т. 83. С. 48. См. также: Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). С. 240-242. Свод. Т. 3. С. 862. Б. Н. Ордынский напечатал у А. А. Краевского в «Отечественных записках» (1849. Т. 65. Отд. 5) «ученую статью», «филологическую рецензию», посвященную переводу Жуковского. Об этом же он писал в статье «Одиссея и журнальные толки о ней» (Современник. 1850. Т. 20. Отд. 3). В тех же «Отечественных записках» (1853. Т. 86-88) ученый эллинист опубликовал и свою «Илиаду» (точнее, перевод ее первой половины) - «Опыт перевода в прозе народным языком», который исследователь называет «единственным на русском языке филологически обоснованным прозаическим переводом Илиады». См.: Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX веков. М., 2001. С. 340-342, 349-353. Общее же число рецензий и откликов на выход в свет «Одиссеи» в переводе Жуковского приближается к 30. Белинский В. Г. Указ. соч. Т. I. С. 301, 304, 306. Цит. по: Там же. Т. IX. С. 426, 425 (статья «Отзывы французских журналов о Гоголе»). Свод. Т. 3. С. 284. Там же. Т. 2. С. 789. Белинский В. Г. Указ. соч. Т. XI. С. 435. Если считать, что именно Жуковский «произвольно» внес название «К при публикации начала стихотворения (стихи 1-16) в посмертном издании сочинений Пушкина (Т. IX, 1841). См.: Мейлах Б. С. «С Гомером долго ты беседовал один...»//Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. Л., 1974. С. 213. П. А. Плетнев даже пытался переубедить С. П. Шевырева на этот счет в письме от 24 марта 1847 г. - Свод. Т. 1. С. 695. См.: Воропаев В. А. Значение великих истин. Пушкин и Гоголь о вере и Государстве Российском//А. С. Пушкин и Православие/Сб. статей о творчестве А. С. Пушкина. М., 2007.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Неточности в отдельных годах ничему не мешают, и сам составитель свода придавал своим годам условное, гадательное значение. Встречая в древней Повести ряд тесно связанных между собою событий и не умея каждое из них пометить особым годом, он ставил над их совокупностью ряд годов, в пределах которых они, по его расчёту, должны были произойти. Так, изгнание варягов, бравших дань с северных племён, усобицы между этими племенами, призвание князей, смерть братьев Рюрика через два года по призвании и уход Аскольда с Диром в Киев он пометил суммарно тремя годами, 860, 861 и 862, и мы плохо понимаем его, приурочивая все эти события, и в том числе призвание князей, к одному последнему 862 г. Заслуга составителя свода в том, что он, располагая сбивчивыми данными византийских источников, умел уловить начальный конец нити отечественных преданий - данничество северных племён варягам, и на расстоянии двух с половиной столетий, ошибаясь на 6 - 7 лет, прикрепить этот конец к верно рассчитанному хронологическому пункту, к половине IX в. СПОСОБ ОБРАБОТКИ. Сцепив весь свод одной хронологической основой и набросив летописную сеть на его нелетописные части, Сильвестр внёс в своё произведение ещё более единства и однообразия, переработав его составные статьи по одинаковым приёмам. Переработка состояла главным образом в том, что по всему своду проведены исторические воззрения хронографа Георгия Амартола. Этот хронограф служил для него не только источником известий, касавшихся Руси, Византии и южных славян, но и направителем его исторического мышления. Так, в начале Повести временных лет он поставил заимствованный у Амартола очерк разделения земли между сыновьями Ноя и эту географическую классификацию, или таблицу, пополнил собственным перечнем славянских, финских и варяжских племён, дав им место в Афетовой части. Для объяснения важных отечественных явлений он ищет аналогий у того же Амартола и таким образом в их изложение вносит сравнительно-исторический приём. Характерное место Повести о нравах и обычаях русских славян он пополнил извлечением из Амартола о нравах сириян, вактириян и других народов и к ним от себя прибавил заметку о половцах, о которых неизвестный автор Повести едва ли имел какое-нибудь понятие: они стали известны на Руси после Ярослава.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Ювачев Иван Павлович (р. 1860) (псевд.: И. П. Миролюбов), б. мичман, политический ссыльный (организатор военно-революционного кружка в г. Николаеве), зав. метеорологической станцией в Рыковском (1886–1893 гг.), автор известной Чехову книги «Восемь лет на Сахалине» и «Свода метеорологических наблюдений…» – 160, 458, 757, 758, 797, 798, 805, 812, 813, 814, 817, 824, 826, 827, 837, 838, 848, 849, 876, 884, 894 Юрин Семен (р. 1856), поселенец Мгачи, каюр – 125, 453 Юркевич Люциан Станиславович, «заведующий по агрономической части» (1887–1889), поляк – 277, 676, 874 Юровский Лейба, богатый поселенец в Александровске – 90, 94, 329, 673, 774, 818, 878 Ягельская Ягелло Мариания (р. 1865), ссыльнокаторжная Поро-ан-Томари, католичка, ушла от поселенца Котлярова Власа Васильевича и вышла замуж за крестьянина из ссыльных Большого Такоэ Филатова Моисея – 251, 583, 859, 860 Ядринцев Николай Михайлович (1842–1894), исследователь Сибири, писатель, публицист, основатель газеты «Восточное обозрение», автор известных Чехову статей – 338, 346, 685, 723, 769, 773, 774, 811, 842, 859, 875, 881, 883, 886, 889, 890 Яков Беспрозвания, поселенец Рыковского, совладелец Иванова Никанора, бродяга – 69, 402 Яковенко Маркиан Максимович (р. 1855), поселенец Мало-Тымова, «викарий» о. Ираклия – 303, 872, 874 Яковлева Зиновия, ссыльнокаторжная Александровской тюрьмы – 330, 331, 675, 879 Янсон Юлий Эдуардович (1835–1892), экономист, статистик, автор известного Чехову фундаментального труда по теории статистики – 267, 862, 892 Яроватый Афанасий Демьянович (р. 1858), поселенец Сиянцев, незак. жена его – Гаврилова Федосья Петровна – ушла к Маловечкину – 251, 851 Ярцев Николай Николаевич (1857–1895), смотритель поселений Южного Сахалина и смотритель Ведерниковского Станка. Имеются письма его Чехову (ГБЛ) – 144, 172, 198, 204, 210, 231, 239, 249, 334, 365, 366, 471, 507, 537, 539, 648, 680, 697, 789, 835, 848, 849, 850, 852, 857, 859, 877, 880, 883 Ярцева (Таратина) Анна Евгеньевна (р. 1856), штатная акушерка на Сахалине (1880–1896), жена Н. Н. Ярцева – 204, 266, 601, 850, 862

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

III . СКВОЗНЫЕ ЛИНИИ И СВЯЗУЮЩИЕ СКРЕПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОСТУПИ РОССИИ Исторически процесс перехода от родового строя к государственному порядку завершился призванием на новгородское княжение Рюрика. Известно и общепризнанно, что наша государственность идет с 862 года. Это закреплено памятником «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, установленном в 1862 году. Не был же Александр II фальсификатором истории вроде небезызвестных и новоявленных Пивоваровых, Сванидзе, Познеров, Млечиных и иже с ними. Что считать отправной точкой в жизни нашей державы? Не только на заре нашей государственности, но и на всех ее этапах (даже и в современности) на Руси не все было так прискорбно как голословно пытаются утверждать исказители и очернители нашей истории. Древнерусское государство начало устраиваться по достаточно достоверному сообщению Повести временных лет в 862 году. Тогда славянские и финские племена по общему решению, на добровольной основе пригласили «во власть» заморского выходца то ли скандинава, то ли полу скандинава - полу славянина Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Государство не мог создать герой, кем бы он ни был, в один день (как грибы после дождя). У славян Восточной Европы к середине IX в. сложилась ранняя государственность в виде племенных княжений. Надо было уловить созревшую идею, которая быстро овладела бы умами людей — идею о необходимости принятия общего земельного государственного устройства. Вот как поэтически выразил эти устремления Алексей Константинович Толстой (1817-1875): И стали все под стягом, И молвят: «Как нам быть? Давай пошлем к варягам, Пускай придут княжить». Посланцы скорым шагом, Отправились туда. И говорят варягам: «Придите, господа». И вот пришли три брата, Варяги средних лет. Глядят — земля богата, Порядка ж вовсе нет... Историки до сих пор спорят, зачем и откуда приехал Рюрик с братьями на Русь. А если он был скандинавом, то получается, государство не русское, а норманнское. Развернулась острая борьба между т.н. норманистами и антинорманистами.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/24/...

Закрыть Русский контрудар коронавирусу 20.05.2020 1006 Время на чтение 34 минут «Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут, они превращаются в назём, удобрения, из которых вырастают и крепнут другие, более сильные народы». П.А. Столыпин, 1912 г. — Вы знаете, почему какой-то там вирус называют коронавирусом, то есть как бы увенчанным царской короной? — Понятия не имею. — А вы знаете, что первооткрывателем вирусов, один из подтипов которого «увенчался короной» и превратился в страшного невидимого убийцу, заставив ныне в ужасе содрогнуться весь мир, был наш русский учёный Дмитрий Иосифович Ивановский? — Нет, к сожалению. Понятия не имею . — Ну вот... живёте в городе Гдове 70 лет, с 50-х годов прошлого века, а не знаете... А Дмитрий Ивановский, между прочим, родился в деревне Низы Гдовского уезда в 1864 г. и учился в Гдовской гимназии. Потом он стал великим, всемирно известным ученым-вирусологом и по воле Божьей передавал свои знания миру из стен трех университетов могучей Российской империи (Санкт-Петербургского, Варшавского и Донского-Ростовского-Южного). Вам, гдовичам, да и вообще всем русским гордиться надо! А вы не знаете!.. — Простите... Чего не знаю, того не знаю. Мало ли у нас на Руси Ивановых да Ивановских! Великий ученый, говорите? Раскрываю книгу «Сто великих людей». Листаю, читаю. Хм, ересь какая: сто великих любовников, сто великих любовниц, сто великих авантюристов… Вот уже ближе: сто великих путешественников… завоевателей… диктаторов… ученых. Вот Чингисхан есть, Наполеон есть, даже с детских военных лет ненавистный нам Гитлер есть, а никакого русского Ивановского нет. Вообще даже упоминания нет. Подумаешь, какой-то вирусолог! А древнерусский город Гдов даже не на всякой географической карте обозначен. Хотя стоит на передовых рубежах земли русской с 862 года. Именно с 862-го (!), а не с 1862 года. Ровесник России! А уж какая-то там деревенька Низы…? Само название говорит как бы о приниженности, незначительности. Необычное у меня с той деревней состоялось знакомство. Заочное.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/20/...

Закрыть Пингвины – любимые животные казаков Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 4 09.11.2020 1500 Время на чтение 45 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 СОДЕРЖАНИЕ КНИГА ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ЧТОБЫ ПОМНИЛИ И ЗНАЛИ 1. ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ 1.1. Ингельгейм 1.2. От Севильи до Гренады 2. КОРАБЛИ ПЛЫВУТ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ… 2.1. Визит вежливости 2.2. Первое Крещение 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ИНТЕРМЕЦЦО О ВРАГАХ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ 4. РУСЬ-РОССИЯ В ОТЗЫВАХ ИНТУРИСТОВ. И НЕ ТОЛЬКО. НРАВЫ И ОБЫЧАИ СЛАВЯНО-РУСОВ ДО КРЕЩЕНИЯ И ПОСЛЕ 4.1. Не поступиться принципами 4.2. Иностранные специалисты о Руси языческой 4.3. А на войне, как на войне… 4.3.1. Наши в Закавказье 4.3.2. Серебряные ложки 4.3.3. Все за одного 4.3.4. В единстве сила 4.3.5. Первая погибель Земли Русской 4.3.6. Восставшая из пепла 4.3.7. Божий суд 4.3.8. Para bellum… 4.3.9. Умираю, но не сдаюсь 4.3.10. Пушкари Вендена и воеводы Пскова 4.3.11. Смоленское нет! 4.3.12. Судьба воеводы 4.3.13. Наши в Порт-Артуре 4.3.14. Последний солдат Империи “Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется самим Богом: иначе невозможно объяснить, как оно существует”. Фельдмаршал Христофор Миних Часть первая ЧТОБЫ ПОМНИЛИ И ЗНАЛИ! 1. ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ 1.1. Ингельгейм Есть все основания считать, что история русской разведки и контрразведки уходит вглубь веков далеко за ту черту, с которой традиционно ведется отсчет истории Руси-России как единого государства славяно-россов. За черту, проведенную призванием варяжского конунга Рюрика и его братьев на княжение в Великий Новгород в 862 году. Косвенные, но вполне убедительные, свидетельства этому начинают отсчет минимум на три века раньше, с 500-600 годов, в чем читатель имел уже случай убедиться . Есть и совершенно конкретные факты. Признанные, так сказать в мировом масштабе. Так, почти за четверть века до радостного 862 года, который можно считать годом официального признания русской исторической мыслью идеи общерусской монархической государственности, как единственной формы власти, при которой Русь процветала и крепла как единое целое, произошло некое событие.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/09/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010