свящ. Николай Дубинин Приложение 2. «Свидетелю Иеговы» для размышления «Ангел, являясь посланцем Всевышнего, говорит от Его имени, а иногда даже называется именем Того, Кто его послал. [Пятикнижие и Гафтарот: Шмот, стр. 40. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, стр. 862 (стр. Шмот, стр. 277)]». Эпиграф взят из классического иудейского комментария Торы, из которого можно увидеть, что даже иудеи признают наличие в Писании Некоего Ангела, который носит имя ЯХВЕ. Вдумайтесь – уникальное, единственное личное имя Бога носит Его творение! Этого просто не может быть. Однако Писание говорит, что может. Наверное, для «Свидетелей Иеговы» труднее всего будет предположить, что Иисус Христос и есть воплощение Иеговы, что кроме Отца, именем ЯХВЕ обладает и Сын. Для них легче было поверить, что Он – архангел Михаил, но то, что Иисус есть ветхозаветный Яхве, равносильно безумию – об этом не говорил ни один руководитель секты и не написано ни в одной брошюре. Однако посмотрим, что об этом говорит слово Божие. В первую очередь, немаловажно помнить, что в Ветхом Завете действует особый Ангел Господень («Мелеакс Иегова» – древнеевр.), который радикально отличается от других Ангелов и, по сути, Ангелом не является. Об этом «Ангеле» сказаны удивительные слова: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» ( Исх.23:20 ). Обратите внимание, что Ангел может «не простить греха», а прощать и не прощать грехи людей – это прерогатива только Бога! Ангел субъективно наделен Божественной властью. Кроме этого, сказано, что священное имя Иеговы в этом таинственном Ангеле! А именем может называться только тот, кто соответствует ему. То есть Этот Ангел – Бог ! И еще у Исаии в 63-й главе читаем: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их» ( Ис.63:9 ). Кто же этот Ангел Лица Господня, о котором Господь говорит, что имя Его в нем? Христианское богословие повествует, что это еще неявленное миру второе Лицо Троицы – Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Ср. Мф. 11, 11–14. 836 (В) Илии. 837 Ср. Мф. 3, 1; Мк. 1, 4; Лк. 3, 2. 838 Ср. 3 Цар. 17, 6. 839 Ср. Мф. 3, 4; Мк. 1, 6. 840 Ср. 4 Цар. 1, 8. 841 Ср. 3 Цар. 19, 1–2. 842 Ср. Мк. 6, 19–28. 843 Ср. 3 Цар. 18, 17; 21, 17–24. 844 Ср. Мк. 6, 18; Лк. 3, 19. 845 Ср. 4 Цар. 2, 8. 846 (А) Божий. 847 Ср. 4 Цар. 2, 9–10. 848 Ср. 4 Цар. 2, 11; Сир. 48, 9. 849 Ср. Мф. 3, 16; Мк. 1, 10; Лк. 3, 22; Ин. 1, 33. 850 Ср. 4 Цар. 2, 13. 851 Ср. 4 Цар. 4, 1–7. 852 Ср. Ин. 2, 1–11. 853 Ср. 4 Цар. 5, 42–44. 854 Ср. Мф. 14, 21; Лк. 9, 14; Ин. 6, 10–11. 855 Ср. 4 Цар. 5, 1–14. 856 Ср. Лк. 17, 12–19. 857 Ср. 4 Цар. 2, 23–24. 858 Ср. Мк. 10, 16. 859 Ср. 4 Цар. 2, 23. 860 Ср. Мф. 21, 15–16. 861 Ср. 4 Цар. 5, 27. 862 Ср. Мф. 26, 24. 863 Ср. Лк. 24, 50. 864 Ср. 4 Цар. 4, 32–35. 865 Ср. Ин. 11, 1–46; Лк. 7, 11–17; Мк. 5, 22–43. 866 Ср. 4 Цар. 13, 21. 867 (А) братья мои. 868 (А) возлюбленные мои. 869 (А) устами Исаии пророка. 870 Лев. 26, 12. Пешитта=Синод.: И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом. 871 Еф. 4, 30. 872 Ср. Деян. 1, 5. 873 Ср. Быт. 1, 2. 874 (А) Святой. 875 Быт. 2, 7; 1 Кор. 15, 45. 876 1 Кор. 15, 44. Пешитта=Синод.: сеется тело душевное, восстает тело духовное. 877 2 Кор. 5, 8. Пешитта=Синод.: мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. 878 Ср. 1 Кор. 15, 52. 879 (В) om. а слава… украшения. 880 Ср. 1 Кор. 15, 54. 881 Ср. 1 Фес. 4, 17. 882 Мф. 18, 10. Пешитта=Синод.: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 883 1 Цар. 16, 14. 884 Ср. 2 Цар. 16, 14–23. 885 Пс. 51, 11 (Пешитта). Пс. 50, 13 (Синод.). 886 4 Цар. 3, 15–17. Пешитта=Синод.: И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами; ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою. 887 4 Цар. 4, 27. 888 4 Цар. 6, 32. Пешитта=Синод.: видите ли, что этот сын убийцы послал снять с меня голову? 889

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ст. 8. …И вынес их (сосуды дома Господня) Кир, царь Персидский, рукою Мифредата , т. е., по распоряжению и под присмотром этого …сокровищехранителя, а он счетом сдал их Шешбацару, князю Иудину... Под сим последним разумеют, обыкновенно, Зоровавеля, по-персидски называвшегося Шешбацаром, подобно Даниилу, который имел еще персидское имя Валтассара. Это мнение основывается на снесении мест Писания, где говорится о Шешбацаре 861 и Зоровавеле 862 . Другие же, с меньшим, впрочем, основанием, Шешбацара считают персом, которому, будто бы, Кир поручил ввести Евреев во владение их землею. Когда говорится, что он положил основания храма 863 ; то это нужно понимать, будто бы, так, что под его покровительством и смотрением заложено основание храма. Глава 3. Построение жертвенника и основание второго храма а) Время построения жертвенника – седьмой месяц по возвращении из плена, 537 г. до Р. X. (ст. 1–3). б) Открытие жертвенника в праздник кущей и установление постоянных жертв по закону (ст. 4–6). в) Постепенные приготовления к построению храма и начало сей постройки, во 2-й месяц 2-го года по возвращении на родину (ст. 7–9). г) Торжество заложения храма, радость зрителей и горькие вопли старцев, помнивших прежний храм (ст. 10–13). Ст. 1. Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы уже были в городах, тогда собрался народ, как один человек, в Иерусалиме... Пленники Иудейские, еще в начале весны оставившие место своего пленения, не сейчас приступают к созданию жертвенника и храма – потому, конечно, что нужно было еще им самим осмотреться и устроиться в местах прежнего своего обитания и возобновить испепеленные или разрушенные свои жилища. Когда же приблизился священный месяц Тисри (седьмой в году, соответствующий второй половине нашего сентября и первой половине октября), состоявший почти весь из праздников, по закону Моисееву, то его и избрал народ, по указанию, конечно, своих вождей, началом религиозной своей деятельности, по возвращении из плена. Ст. 2. … И встал Иисус, сын Иоседеков,… и Зоровавель, сын Салафиилов,… и соорудили они жертвенник Богу Израилеву… Иисус был тридцатый первосвященник Иудейский, внук известного нервосвященника Сераия, убитого в Ривле по повелению Навуходоносора 864 . Иисус доводился родным племянником Ездре; ибо сей последний был брат отца Иисусова, Иоседека 865 . По смерти отца своего в плену Вавилонском, Иисус наследовал от него первосвященническое звание и, вместе с вождем иудейским Зоровавелем, отправился в Иерусалим для восстановления там истинного богослужения на месте сожженного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Стих 9 понимается различно, не по существу, а по вопросу, к кому посылала послов с драгоценными мастями блудная жена? Кей в Sp. Comm., – сравнивая слова в Исх. 30 „масть составную“ и далее ст. 29–33, которыми эта масть предназначалась только для священного употребления, как „святыня великая“, и вспоминая унижение Ахаза пред царем Ассирийским ( 2Пар. 28 ) и действие самого Езекии ( Ис. 39 ), который показывал свои сокровища Вавилонским послам, и посылал несомненно дары царю их Меродаху Вавилонскому, – в числе которых вероятно была и „великая святыня масть составная“,– думает, что 9-ый стих имеет в виду эти посольства, не принесшие Израилю ничего, кроме бедствия 1722 . Это мнение и комментария Спб. Дух. Академии (стр. 862–863), который указывает, впрочем, исключительно, на послов Меродаха и на вероятное посольство Езекии в Вавилон. Шмидер же в примеч. на стих 9-й и имея в виду главу XXX Исаии о посылке в Египет с просьбой помощи-думает, что к этому последнему событию относятся слова Исаии. 10 . От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: „надежда потеряна!“; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. 11 . Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал и притом долго, ты перестала бояться Меня? Нам кажется, что начало стиха 10-го уясняется пророчеством и обличением Иеремии II, 25, обращенным к Израилю: „но ты сказал не надейся, нет, ибо люблю чужих и буду ходить вслед их“. Изображаемое у Исаии хождение Израиля и утомление его под видом блудницы (см. ст. 9) означает привязанность народа к языческим обрядам и упование его не на Бога, а на разные соседние народы. Несмотря на несчастия Израиля и на бесплодность его надежд и упований, он все-таки не утомлялся окончательно, не приходил к тому убеждению, которое было бы для него благотворным, что надежда на чужих потеряна. Все еще,-говорит ст. 10, – живость руки (приверженность к плотской жизни Еп. Петр ст. 248) оставалась неизмененною, и потому блудница Израиль, по словам Иеремии, продолжала „любить чужих“ (l. s. cit.); и „не чувствовала ослабления“ в этой приверженности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сыны Израиля должны были хорошо знать имя Всевышнего, Бога своих предков» [Пятикнижие и Гафтарот: Шмот, С. 48. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, С. 870 (ср. Шмот, стр.280)]». «Ангел, являясь посланцем Всевышнего, говорит от Его имени, а иногда даже называется именем Того, Кто его послал». [Пятикнижие и Гафтарот: Шмот, С. 40. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, С. 862 (ср. Шмот, С. 277)]». Это доказывает, что имя Бога не единственно и не личностно. Если бы имя было личным, то никто не мог бы им называться, даже Ангел. Интересно, что Тот Ангел Ветхого Завета, о котором говорят иудейские толкователи Писания, по учению нашей Церкви, и есть невоплощенный Сын Божий, который пришел на землю и стал Иисусом Христом. Для иудеев Сын Божий воспринимается как ангел. Вот пример из Исхода, где этот таинственный Ангел называется именем Иеговы: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» ( Исх.23:20 ). Продолжим чтение комментария Торы: «Я – Сущий, Который пребывает вечно. Это имя Всевышнего, которое на иврите звучит Эгъе Ашер Эгъе, не поддается точному переводу. Буквально его следовало бы перевести как «Я Буду Так, Как Я Буду». По смыслу оно означает, что никакие существующие образы недостаточны для описания Всевышнего... Мидраш, развивая эту идею, дает еще более глубокое понимание имени Эгъе Ашер Эгъе: «По Моим делам называюсь»... В тексте Торы употреблено четырехбуквенное имя, Тетраграмматон, произнесение которого запрещено законом. В тех местах, где оно встречается, при чтении Торы или в молитве произносят другое имя, Аднай. Четырехбуквенное имя не является словом языка, т. е. не имеет никакой строго определенной семантической нагрузки. Комментарий указывает на то, что оно состоит из тех же самых букв, которые входят в слова гая – «был», говэ – «есть» и йигъе – «будет».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Так, например, разнообразнейшие предписания о чистоте и опрятности телесной, по тесной связи души с телом, незаметно приучили к благоприличию душевному, внушая отвращение ко всему непотребному и неблагопристойному. С другой же стороны, весьма многие обрядовые установления направлены были к тому, чтобы положить, как можно резче, границу между народом Божиим и народами языческими и таким образом преградить доступ к нему языческих пороков и суеверий. Вообще же, упорядочивая и строго определяя жизнь израильтян, закон обрядовый стремился к тому, чтобы всецело освятить Израиля, возлюбленного и избранного Богом от среды всех народов земли. Значение левитского служения, по объяснению св. апостола Павла в послании к Евреям Левитское священство, – по объяснению св. апостола Павла, – было несовершенно само по себе, посему и истинного совершенства нравственного чрез него нельзя было достигнуть 862 ; ибо невозможно, – рассуждает апостол, – чтобы кровь волов и козлов, обильно проливаемая в жертвах ветхозаветных, могла уничтожать грехи сама по себе 863 . Сама многократность и непрерывность ежедневных жертв в ветхом завете доказывает, – по апостолу, – что сии жертвы не могли сделать совершенными приносящих, потому что приносящие жертву, быв очищены в один раз, не имели бы уже никакого сознания грехов 864 . Кроме сего, обращая внимание на самих служителей ветхого завета, – на священников и левитов, апостол замечает, что они были люди немощные, которым надлежало приносить жертвы сперва за свои грехи, а потом за грехи народа 865 ; и притом они были люди смертные, так что не одни и те же, а разные личности были (один после другого) священниками, потому что смерть не допускала живущих священников оставаться в своем сане навсегда 866 . Символическое изображение несовершенства левитского священства апостол указует в том обстоятельстве, что во святилище скинии входили одни только священники, а во святое-святых один только первосвященник однажды в год и то не без крови, которую приносил за себя и за грехи народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

То есть, по словам святого Златоуста, «чем был Единородный по естеству ( φσει), тем они стали по благодати» ( κατ χριν – Гал. 2:20 , Фил. 1:21 ) 857 . Христос стал «Богом плотоносцем» 858 , а христиане, живя жизнью Христовой в Церкви, становятся «христоносцами, богоносцами и духоносцами», согласно богоданным и опытным словам святого священномученика Христова Игнатия Богоносца , Епископа Антиохийского 859 . Жизнь во Христе в Церкви даётся христианам, как мы уже упоминали, в Духе Святом, то есть Духом Святым, Которого (Бог) излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит. 3:5–7 ; Фил. 1:19 ). Такое дарование этой «Духовной» жизни нам есть тайна неизреченная и необъяснимая, но несомненно одно: чтобы мы получили Духа Святого, прежде всего мы должны быть членами (удами) Христовыми, и, одновременно, удами (членами) Христовыми мы в Церкви становимся Духом Святым 860 . Отсюда, христианская жизнь удов (членов) Церкви по своему характеру и содержанию – одновременно и христоцентричная, и пневматологичная жизнь ( 1Кор. 12:12–13 ; Рим. 8:1–6 ; 1Кор. 6:11 ) 861 . Это воистину жизнь во Христе через Духа Святого, великий апостол в Послании к Римлянам выражает это так: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим. 8:1–2 ). А также далее: Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мёртво для греха, но дух жив для праведности ( Рим. 8:9–10 ). Толкуя эти слова, святой Златоуст говорит, что апостол здесь под «законом духа» подразумевает самого Духа Святого, Которого верные получили богато и изобильно 862 . Выражение же: Но вы не по плоти живете, а по духу не означает, что христиане стали бесплотными, но значит, что они отвратились от плотской жизни греха. Ибо Христос «не только погасил тиранию греха, но и плоть соделал более лёгкой и духовной... Потому что, – говорит далее святитель, – так же как огонь, соединившись с железом, делает его огнём, сохраняя свою природу, так же и тело верных, которые имеют Духа (Святого), переходит к той энергии (Духа), становясь духовным, распинаемым отовсюду (греху), и воскресаемым, и вместе с душою окрыляемым, – так же, как было с телом того, который это говорит (то есть апостола)» 863 . А то что апостол Павел называет Духа «Христовым», не значит, что Дух – Христос, но «показывает, что тот, который имеет Духа, не только Христов, но имеет Самого Христа (в себе). Ибо невозможно, что, когда присутствует Дух, не присутствует Христос» 864 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Тот факт, что Евангелия, расходясь в описании деталей, согласуются по существу, Златоуст считал величайшим доказательством достоверности Евангельского повествования: “В самом деле, если бы они были до точности согласны во всем ( sunefu­nhsan met¦ ) — и касательно времени, и касательно места и самых слов, то из врагов никто бы не поверил, что они написали Евангелия, не сошедшись между собой Теперь же представляющееся в мелочах разногласие ( ™n mikro‹j diafwn…a ) освобождает их от всякого подозрения и блистательно говорит в пользу писавших” (Там же) 30 . Библия, согласно Златоусту, представляет собой высочайший акт Божиего снисхождения ( Шperbol » n ) к человечеству (1898. 4. 10 = PG 53, 29). Святитель снова и снова повторяет, что у Бога ничего не бывает без причины, и ни одно слово, ни даже одна йота Писания не появились случайно: “Много раз говорил я вам, возлюбленные, что надобно принимать во внимание и слоги ( per€ t¦j sullab¦j Cfe…lomen ™reunhta… ), потому что сказано: испытывайте Писание; часто и одна йота или одна черта ( А m…a kera…a ) возбуждает мысль. Если же хочешь убедиться, что и прибавление одной буквы дает мысль, то этот патриарх Авраам прежде назывался Аврамом, и сказал ему Бог: не будет твое имя Аврам, но Авраам ; прибавил букву а , и сделал его отцом многих народов” (1898. 1. 862 = PG 48, 1040). Однако экзегетика Златоуста очень далеко отстоит от “дубового” буквализма. Он, пожалуй, как никто другой из представителей Антиохийской школы был способен гибко толковать Писание, учитывая стилистические особенности Библейского текста. Как истинный пастырь он всегда старался научить и своих духовных чад распознавать фигуры речи в Писании. Вот один типичный пример из бесед Златоуста на избранные Псалмы: “Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и в словах Писания подразумевать нечто другое, а иногда нужно понимать их только так, как они сказаны ( e„ cr » ti ka€ kat¦ e„pe‹n , оЩ . T¦ g¦r ka€ qewrБsai · t¦ oЫmw de‹ noe‹n , жj e‡rhtai тТпоп) , например : В начале сотворил Бог небо и землю. А иные должно понимать иначе, нежели они сказаны, например: Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен. Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их, не отступишь от буквальных выражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно не давать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется источником и потоком вод по причине чистоты супружеского сожития” (1899. 5. 115 = PG 55 , 126).

http://pravmir.ru/ioann-zlatoust-v-istor...

Учение Католической Церкви об индульгенциях: Ради изобилия заслуг Христа Церковь получила власть давать индульгенции верным при определенных условиях, то есть освобождать их от временной кары за грехи: ХВ 49, 859–861, 862–863, 864, 871. Эти индульгенции могут быть также применены к умершим: ХВ Использование индульгенций служит спасению христианского народа: ХВ 49, 871; но нужно остерегаться каких бы то ни было злоупотреблений: ХВ 872. Булла «Unigenitus Dei Filius» папы Климента VI (27 января 1343 г.) В 1300 г. папа Бонифаций VIII по просьбе римских христиан провозгласил Всемирный Юбилей – первый из римских юбилеев, – чтобы праздновать его всем христианским миром каждые сто лет. Полная индульгенция была дана всем тем, кто совершил паломничество в Рим и там выполнил определенные условия. В 1343 г. папа Климент VI решил, что юбилей будет праздноваться каждые пятьдесят лет. По этому поводу он изложил принципы учения об индульгенциях. Оно включает три пункта: заслуги Христа сверхизобильны; Христос доверил Своей Церкви сокровище Своих заслуг; к этому сокровищу заслуг Христа присоединяются заслуги святых [ХВ 861]. (859, 1025) Единородный Сын Божий... «Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» [ 1Кор 1, 30 ], «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» [ Евр 9, 12 ]. ...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» [ 1Пет 1, 18–19 ]. На алтарь Креста Он, невинная жертва, пролил не малейшую каплю Своей Крови, которой одной было бы достаточно благодаря единению со Словом для искупления всего человеческого рода, но поток Крови, столь изобильный, что «от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места...» [ Ис 1, 6 ]. Какое великое сокровище принес Он воинствующей Церкви для того, чтобы это столь милосердное Кровопролитие не было бесполезным! Как милосердный Отец, Он желал собрать богатство для Своих сынов, для того, чтобы люди обладали «неистощимым сокровищем», пользуясь которым, «они входят в содружество с Богом» [ср. Прем 7, 14 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Эти места следует рассматривать совместно с Ин.15:26 и с нижеприведенными цитатами: «Все, что имеет Отец есть Мое;» 852 «И все Мое Твое и Твое Мое;» 853 «... да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе,» 854 «Я и Отец – одно. (Азъ и Отец едино есма)» 855 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». 856 Утверждение на основании наименований Дух Отца, Дух Сына, Дух Христов о превечном исхождении Святого Духа и от Сына не может быть принято, так как противоречит Ин.15:26 ; Ин.14:16 . Эти названия следует понимать, как указания на единство Божеского существа Святой Троицы. Дух Сына, Дух Христов могут быть и указаниями на послание через Сына. 857 Католическое учение об исхождении Святого Духа Формулировка: «Отец (не исходит) ни от кого, Сын – только от Отца, Святой Дух – от обоих одинаково; ни начинает (исходить) ни кончает; (исходит) всегда – Отец раждает, Сын раждается, Св. Дух исходит». 858 Католическая аргументация рассмотрена ниже, причем каждая группа аргументов рассмотрена по отдельности. Католическое утверждение: «Святой Дух не только Дух Отца: Он «Дух Отца вашего будет говорить в вас». 859 Он так же Дух Сына: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» 860 ; «но Дух Иисуса им этого не разрешил» 861 . Так же и в других местах Священного Писания Святой Дух является Духом как Отца так и Сына. Если слово «Дух» указывает на свое начало, происхождение от Отца («spiramen Patris» – «выдыхание Отца»), как это признает православная церковь , тогда оно в отношении к Сыну («Spiritus Filii») является указанием на такое же происхождение так же и от Сына – путем выдыхания. Сравнение Первое, что бросается в глаза – полное отсутствие анализа параллельных мест, не сделано ни малейшей попытки согласовать выводы с буквой и духом Священного Писания. Несмотря на ясное указание об исхождении Св. Духа от Отца 862 , не сделана попытка разрешить противоречие терминов Дух Отца и Дух Сына, связать учение с параллельными местами, как это сделано в православной догматике (см. выше). В результате нарушен основной принцип определения вероучения – отсутствие противоречий в Писании, что само по себе свидетельствует о неправильности вывода, противоречащего Ин.15:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010