Архиепископы Архангельские: Арсений, бывш. Элассонский (1597-1615), Стефан, бывш. Суздальский (упом. в 1660-1661/62), Иоаким (Дьякович), бывш. еп. Сербославянский и Оршанский (упом. в 1667/68-1674/75), Иосиф, бывш. Коломенский и Каширский (1675-1681), Никита, бывш. еп. Звенигородский (1681), Никодим (Сребницкий), бывш. еп. Черниговский (1740-1742), Лев (Юрлов), бывш. еп. Воронежский (1742-1755). Настоятели А. с. Протопопы: Иоанн (упом. в 1439), Иоанн (упом. в 1454-1463), Михаил (упом. в 1507), Иуда (упом. в 1518-1519), Симеон (упом. в 1542-1550), Тимофей Яковлев (упом. в 1551), Евстафий (упом. в 1564-1565), Григорий Иванов (упом. в 1569-1570), Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575), Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593), Димитрий (упом. в 1599-1608), Иоанн (упом. в 1613-1630), Григорий (упом. в 1634-1643), Никифор Матвеев (упом. с 1645, (ок. 1657), Кодрат (упом. в 1658-1672), Феодор (упом. в 1675-1691), Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703), Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734), Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745). Протоиереи: Иоанн Комаровский (упом. в 1749 (1771), Петр Алексеев (1771-1801), Димитрий Иоаннович Лавровский (1801-1811), Алексей Феодорович Шумилин (1811-1813), Иаков Димитриевич Никольский (1813-1816), Герасим Алексеевич Попов (1816-1818), Иоанн Иоаннович Русинов (1818), Василий Иоаннович Кутневич (1818-1833), Арсений Иоаннович Тяжёлов (1833-1855), Петр Евдокимович Покровский (1855-1871), Михаил Измайлович Богословский (1871-1880), Александр Георгиевич Невский (1888-1892), Валентин Николаевич Амфитеатров (1892-1901), Павел Григорьевич Извеков (1905-1909), Димитрий Павлович Лавров (1910-1914), Николай Димитриевич Извеков (1915-1918). А. В. Маштафаров Арх.: РГАДА. Ф. 135. Оп. 1. Отд. 1. Руб. 1. 30/5; Ф. 154. Оп. 1, 81; Ф. 196. Оп. 1, 1736. Оп. 3, 1510; Ф. 248. Оп. 1, 781; Ф. 280. Оп. 3, 79, 285, 508, 742; Ф. 281. Оп. 21, 15168; Ф. 1209. Стб. по Москве 471/32859, 726/32991, 728/32992; ОПИ ГИМ. Ф. 406. 76508/3697; Ф. 441. Оп. 1, 30; Архив СПбФИРИ. Ф. 238. Оп. 2. Карт. 33. 33, карт. 61. 1, 2.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Вериги прп. Евфросинии Полоцкой. Фотография. 2007 г. (Крестовоздвиженский собор Евфросиниева мон-ря, Полоцк) Вериги прп. Евфросинии Полоцкой. Фотография. 2007 г. (Крестовоздвиженский собор Евфросиниева мон-ря, Полоцк) Ок. рубежа XV и XVI вв. тексты, посвященные Е., появляются в западнорус. рукописях не полоцкого происхождения. В сборнике нач. XVI в. (ГИМ. Епарх. 406), содержащем, по наблюдениям Клосса, один из старших списков службы и пространного Жития Е., сохранилась запись, возможно копийная, к-рая представляет собой отрывок из послания некоего Давида («Давыдища») к неустановленному архиерею («твоей честной святыни») с просьбой помочь книгами, в которых после разорения Киева и его окрестностей в 1482 г. ордой Менгли-Гирея («киевщина») даже в Киево-Печерском мон-ре испытывали недостаток (КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 401). Судя по наличию в сборнике также Жития прп. Авраамия Смоленского, просьба была обращена в Полоцк (епископ к-рого Иона (Глезна) после 1488 стал Киевским митрополитом) или в Смоленск. Краткое Житие Е. находится в составе Пролога сводной редакции (соединяющей стишную и нестишную версии), переписанного в 1530 г. в Луцке для кафедрального собора (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. 98). Однако в дальнейшем эта практика не получила широкого распространения, и списки проложного Жития Е. встречаются гораздо реже, чем списки пространного Жития. Включение памяти Е. в месяцесловы при печатных Часословах («Полууставах»), изданных в 1640 г. в Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском мон-ре (а также в более поздние издания), следует связывать с деятельностью митр. св. Петра (Могилы) по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Е. (называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается в 8-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского патриарха Мелетием Сиригом (Дива печер лаврьских. С. 148; впервые канон опубликован в киево-печерском издании 1693 г. «Акафисты со стихирами и канонами»).

http://pravenc.ru/text/187879.html

Coislin. 269. F. 97-296; Vat. gr. 2079; Patm. 742; Paris. gr. 494; ГИМ. Син. гр. 93. В Др. Руси, помимо Жития, о Н. С. знали из памяти, включенной в Пролог. В Минологии Василия II память Николая Студита под 4 февр. отсутствовала (однако под 4 февр. помещена миниатюра с изображением неизвестного коленопреклоненного святого, к-рый был отождествлен с Н. С.). В славянском переводе Минология «память отца нашего Николи монестыра Студийскаго и исповедника суща от Критьскаго острова» не сопровождается специальным сказанием (Пролог по ркп. Публичной б-ки Погодинского Древлехранилища 58. СПб., 1917. Вып. 2: Янв.-Апр. Стб. 366), к-рое появляется лишь во 2-й редакции Пролога (см. Прилуцкий Пролог: РНБ. Погод. А. 1/2641. Л. 255-255 об., греческий оригинал неизвестен). В Стишном Прологе под 4 февр. читается другой, отличный от 2-й редакции Пролога, текст памяти (см.: РНБ. Кир.-Бел. 1/1240. Л. 258 об.- 259 об.; греч. оригинал в SynCP. Col. 443-444). В XVI в. все 3 текста (Житие, памяти из 2-й редакции Пролога и из Стишного Пролога) вошли в состав Великих Миней-Четьих под 4 февр. В XVII в. память из Стишного Пролога попала в печатный Пролог, а Житие - в еще более урезанном (сравнительно с первоначальным переводом) виде (см. запись «От Великих Четей въкратце» в кн.: Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Дек.-февр. К., 1695. Л. 617) - в Минеи-Четьи Димитрия Ростовского. Ист.: Theod. Stud. Ep. 10, 40, 51-55, 57-58, 78-80, 173, 202, 204, 245, 250, 268, 381-382, 384, 388, 392, 402, 405-406, 410, 417, 421, 436, 475; ЖСв. Февр. С. 48-59; Mateos. Typicon, T. 1. P. 227; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 217-219. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997r. Т. 3. С. 54-55; ODB. 1991. T. 2. Col. 1471; Beck. Kirche und Theol. Literatur. 1959. S. 565; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 1995. Σ. 357-358; PMBZ, N 5576; Afinogenov D. The Church Slavonic Life of St. Thaddaios, the Martyr of the Second Iconoclasm//AnBoll. 2001. Vol. 119. P. 313-337; idem. Rewriting a Saint " s Life in the Monastery of Studiou: two Lives of St. Nicholas the Studite//The Heroes of the Orthodox Church. New Saints, 8th-16th century/Ed. E. Kountoura-Galake. Athens, 2004. P. 313-322; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 535-539.

http://pravenc.ru/text/2566140.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНДРАТЬЕВЫ фамилия неск. иконописцев 2-й пол. XVII в.; в основном сведения сохранились о 2 из них. В документах 1654-1679 гг. упоминается кормовой и патриарший иконописец Гавриил Афанасьев К., выполнявший гл. обр. царские заказы для храмов Московского Кремля. В Успенском соборе он писал «на новых резных царских дверях» (осень 1654; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 38. Л. 401-401 об.), создал растительный орнамент («по золоту травы») на патриаршем месте (окт. 1654; Там же. Л. 406), написал икону Божией Матери и образ свт. митр. Филиппа (дек. 1554 - янв. 1655; Там же. Л. 410-410 об., 413, 414), обе - к раке святителя; чинил иконы из иконостаса (июль 1675; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11а. Т. 2. 15569). Вместе с братом Кузьмой К. участвовал в стенописи Архангельского собора (1660) и дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя (1666). Для Трехсвятительской ц. написал местную икону Божией Матери «Одигитрия» (нояб. 1654; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 38. Л. 407 об.); сохранились также сведения о покупке материалов для письма 2 других местных икон - Божией Матери и Трех святителей (13 нояб. 1655). Для дворцовой ц. прмц. Евдокии Гавриил писал царские двери (1659; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. 6923) и иконы для иконостаса (1664; Там же. Ч. 33. 9071). Вместе с другими иконописцами выполнил образ Спасителя, чинил местные иконы и царские двери собора Покрова Богородицы на Рву (сент. 1660; Там же. Ч. 33. 51209). В июле 1655 г. участвовал в создании миниатюр для лицевой Библии (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 38. Л. 419 об.- 420). Документ от февр. 1677 г. называет его «патриаршим домовым иконописцем» (Там же. Кн. 92. Л. 216 об.). В ц. Св. Троицы в Никитниках (ГИМ) сохранилась икона «Благовещение, с 12 клеймами Акафиста» (1659), доличное письмо к-рой выполнили Гавриил К. и Яков Тихонов Рудаков (Казанец), личное - Симон Ушаков. Е. С. Овчинникова атрибутирует иконописцам Якову Казанцу и Гавриилу К. др. икону из той же церкви - «Троица Ветхозаветная» (ок. 1659, ГИМ; Овчинникова. 1970. С. 136. Ил. 160-162). В свою очередь на основе сходства с этой иконой Н. И. Комашко атрибутирует тем же мастерам образ «Троица Ветхозаветная» (ок. 1659, ВУИАХМЗ) из Троицкого собора Гледенского мон-ря в Вел. Устюге.

http://pravenc.ru/text/1841912.html

Арх.: Грамота царя Иоанна Васильевича на Белоозеро городовому прикащику Леонтью Ошанину о выдаче руги «на будущее время ежегодно в Кириллов монастырь… да в Нилову пустынь…»//РГАДА. Мазур. Оп. 2. Ед. хр. 3, 6 янв. 1577 г.; Грамота митр. Ростовского и Ярославского Варлаама в Кириллов мон-рь игум. Феодосию с братией о запрещении священнослужения строителю Нилова скита черному диакону Кириллу//Там же. Ед. хр. 12, 4 марта 1632 г.; Государева жалованная грамота на Вологду стольнику и воеводе И. Д. Голохвастову да дьяку Перфилью Ляпину о даче руги строителю старцу Нифонту с братией Сорской пустыни, всего на 15 человек//Там же. Ед. хр. 289, 25 янв. 1677 г.; Грамота царя Михаила Феодоровича на Белоозеро воеводе Н. И. Ласкиреву о выдаче ружного жалованья строителю Нилова скита старцу Нафанаилу//Арх. СПб ИИ РАН. Колл. 260. Оп. 1. Ед. хр. 47, 26 янв. 1638 г.; Грамота царя Алексея Михайловича архим. Кириллова мон-ря Авраамию о переводе в Нилов скит старца Иоасафа, сосланного в 1649 г. в Кириллов мон-рь из приказа Большого дворца//Там же. 12 авг. 1658 г.; Грамота Св. патриарха Всея Руси Иоакима архим. Кириллова Белозерского мон-ря Никите о «смирении монастырским смирением старца Корнилия Затворникова»//Там же. Ед. хр. 406, 26 нояб. 1678 г.; Книги переписные Ниловой Сорской пустыни//Там же. Кол. 115. Ед. хр. 668-673, 679-681, 683-691, 693; РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 493; Книги приходно-расходные Нилова Сорского скита//ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Оп. 1. Ед. хр. 74; То же//Арх. СПб ИИ РАН. Колл. 115. Ед. хр. 666-667, 674-678, 682, 692; Кол. 260. Оп. 2. Ед. хр. 60; РНБ. СПбДА А II. 46; РГАДА. Маз. Оп. 1. Ед. хр. 502; Синодик Нилова Сорского скита//КБМЗ. РК 127, XVII-XIX вв.; «Книга послужных списков настоятеля и братии Кирилло-Белозерского монастыря и приписных к оному монастырю пустынь 1732 г.»//РНБ. 119/1354. Л. 129-135; «Опись приписной к Кириллову Белозерскому монастырю Нилову скиту именно 1761 г. Сорской пустыни»//Там же. 105/1341; Послужной список настоятеля и братии Нило-Сорской пуст. за 1920 г.//ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 527; То же за 1917 г.//ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4766.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

al. 1969. S. 252-255). В нем жена Е. П. названа Верой. Версия Жития Е. П. в «Пазинском фрагменте», как и все переводы с греческого, сохранившиеся в хорват. рукописях до сер. XIV в., восходят к древней (преславской?) традиции, хотя в нек-рых местах отражают позднейшую правку. Другой перевод обнаружен только в 2 рукописях 3-й четв. XV в. (ГА Псковской обл. Собр. Псково-Печерского мон-ря (Ф. 449). 60. Л. 26 об.- 30 об.; РГБ. Собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича (Ф. 152). 85/1071. Л. 82-90). Сохранились сведения о списке Жития Е. П. ок. 1300 г., находившемся в василианском мон-ре г. Львова 572) ( Срезневский. 1882. С. 162; Волков. 1897. С. 86), однако совр. местонахождение неизвестно. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, 20 сент. Житие Е. П. должно было читаться полностью на утрене ( Пентковский. Типикон. С. 284). Следует отметить, что начальная фраза, приведенная в древнерус. переводе Типикона, взята из редакции Симеона Метафраста, которая до свт. Димитрия Ростовского не использовалась при редактировании славянских текстов Жития. Святые Евстафий Плакида, Феопистия, Агапий и Феопист в житии. Икона. Кон. XVIII в. (частное собрание) Святые Евстафий Плакида, Феопистия, Агапий и Феопист в житии. Икона. Кон. XVIII в. (частное собрание) Хронология возникновения слав. переводов Жития Е. П. в первые века после распространения христианства у славян не очень ясна. В сб. Драгомирна 700) представлена болг. редакция перевода 2-й пол. XIV в. ( Hannick. Maximos Holobolos. S. 102. N 28). Неск. позже Житие повторно переводилось в Болгарии ( Демина. 1971; Димитрова.1998), на Украине (вероятно, в Киеве) (РГБ. Рум. 325, XVII в. Л. 42 об.- 50), а также, возможно, в Белоруссии ( Перетц. 1956. С. 362-378; найти эту ркп. не удалось). В XVII в. Житие Е. П. перевели на рус. язык с польск. языка в сб. «Римские деяния», др. перевод с польского, вошедший в состав 2 списков «Великого Зерцала» кон. XVII в. (РГБ. Муз. (Ф. 178). 5470. Л. 421 об.- 426; ГИМ. Увар. 406 (274) (139)-1°. Л. 720-726), отредактировал свт. Димитрий Ростовский и включил в свои Четии-Минеи ( Димитрий (Туптало). 1689. Л. 120-129 об.). Кроме того, он написал проповедь на память Е. П., где использовал материалы Жития Е. П. ( Он же. 1786. Ч. 4. Л. 24-35). Существует также перевод Жития Е. П. XVII в. на западнорус. лит. язык, представленный в Четьей-Минее 1669 г. (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 82. Л. 38-44 об.). Мощи

http://pravenc.ru/text/187479.html

60-х — 70-е гг. XIX в., поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Почитание И. уже в кон. XV в. было устойчивым как в Ростовской земле, так и за ее пределами. В месяцеслове 1487 г. под 14 мая указана память И. (РГБ. Троиц. 761. Л. 279; см. также: Ковалевский. 1902. С. 257; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 207, 279). Память святого отмечена в Уставе из б-ки перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря, написанном в 1474-1513 гг., вероятно, близ Киева (ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 137-144), в Уставе, переписанном в 1522 г. для Вологодского и Пермского еп. Алексия (РГБ. Рум. 446). Архиеп. Сергий (Спасский) отметил упоминание И. в Уставе ГИМ. Син. 336(1548) и в святцах XVI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 142). В послании к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному, написанном свт. Макарием в 1552 г., И. не назван среди русских святых. Он упомянут в царском послании 1563 г., где Иоанн Грозный сообщает свт. Макарию о взятии Полоцка (АИ. Т. 1. С. 320. 168). По преданию, Иоанн IV в благодарность святому за помощь при взятии Полоцка повелел в 1565/66 г. построить над могилой И. вместо деревянной церкви каменный храм (зодчий Андрей Малой). По мнению Е. Е. Голубинского , общецерковная канонизация И. состоялась между 1549 и 1563 гг. Включение Жития И. в Софийский том ВМЧ (РНБ. Соф. 1321. Л. 404 об.- 406 об., 1547 г.) подтверждает, что к 1547 г. почитание И. уже было общерусским. Память святого отмечена в печатном Уставе 1610 г. Его Житие включено в Тулуповские Четьи-Минеи (РГБ. Троиц. 676, 1630 г.), Четьи-Минеи Иоанна Милютина, «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского. По наблюдениям Минеевой, начиная с XVI в. Житие И. встречается в рукописях не реже, чем Сказание о св. князьях Борисе и Глебе или Житие свт. Леонтия Ростовского, т. е. наравне с повествованиями о первых рус. страстотерпцах и об «апостоле земли Ростовской» ( Минеева. 1999. С. 32). Лит.: Муравьев. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 240; Буслаев Ф. И. О народной поэзии в древнерус. литературе. М., 1859. С. 24-25 (отт.

http://pravenc.ru/text/674886.html

В 354, 359, ок. 368 и в 404-406 гг. Л. пострадала от набегов исавров, в 452 г. и в кон. VI в. в Л. из-за засухи население страдало от голода, в 542 г. свирепствовала эпидемия бубонной чумы. Для защиты Памфилии, Писидии и Л. от исавров имп. Лев I (457-474) назначил военного комита, а имп. Юстиниан I в 553 г.- дукса (единого военного командующего для Фригии, Лидии, Писидии и Л.). Тем не менее до нач. VII в. Л. и ее Церковь развивались преимущественно в мирных условиях. Положение осложнилось в эпоху «темных веков» (VII-VIII вв.). В 626 г. через Л. на К-поль прошли персид. войска. После первых араб. вторжений (в 644 и 655), во 2-й пол. VII в. (до 669), большая часть территории Л. была включена в визант. фему (военный округ) Анатолик, меньшая (вместе с Галатией) - в фему Опсикий. Поскольку центр фемы Анатолик находился в Амории, Л. снова потеряла самостоятельность. С этого времени на более чем 200 лет Л. стала одной из приграничных областей Византии и постоянно находилась под угрозой вражеских нападений. В VIII в. араб. вторжения в Л. регулярно повторяются: в 712 г. захват Мисфии, в 723 осада Икония, в 732, 740, 770 г. взятие Лаодикии, в 793 и 805 г. взятие Фивасы. Сохранившееся по-славянски неизданное описание чуда вмц. Параскевы, возможно, связано с осадой Икония в 723 г. В нем рассказано, как захвативший город араб. полководец хотел увезти раку святой, но отдал ее в обмен на золото (его количество равнялось весу раки). История известна в 3 редакциях: 1-я - ГИМ. Увар. 166-40, XV в., Л. 268-272; РНБ. Тит. 1506 (1512), XVII в., Л. 169 об.- 174; 2-я - РНБ. ОЛДП. Q 50, XV-XVI вв., Л. 30 об.- 33 об.; 3-я - РНБ. Тит. 1769 (2166), XVIII в., Л. 146-157. Л. оказалась также вовлечена в восстание Фомы Славянина (820-823), и даже после разгрома мятежника его приверженец Хирей удерживал крепость Кавалу и разорял ее окрестности. Неизвестно, коснулись ли Л. войны визант. имп. Феофила с арабами в 837-838 гг. Араб. нападения продолжились с 878 г. (неудачные вторжение в Юж. Л. и осада Мисфии). В 888 г. эмир Тарса Язаман дошел до крепости Эль-Масканин на оз. Акгёль, а в 894 г. тарсский эмир по поручению егип. Тулунидов разорил окрестности Вараты.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

Венцом христианского подвижничества Феодосия Печерского можно назвать его молитву за всех христиан, молитву, по содержанию которой особенно ясно видно, за что было дано ему в народном предании прослыть «светильником всея Руси», – за то, что был он именно таким молитвенником за всех. Мы публикуем избранные поучения Феодосия Печерского (полное их научное издание см.: Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского //ТОДРЛ. М.; Л., 1947. Т. 5. С. 159–184) по следующим рукописям: Слово о терпении, любви и посте, Поучение о терпении и смирении, Слово утешительное к братии о душевной пользе – РГБ, собр. Румянцева, 406, XV в., л. 105 об. – 108 об., 111 об.–114 об., 99 об.–101 об.; Поучение келарю – РНБ, Софийское собр., 1262, XV в., л. 125; Послания к князю Изяславу Ярославичу – РНБ, Софийское собр., 1285, XV в., л. 100–102 об.; Молитва за всех христиан – ГИМ, Синодальное собр., 235, пергаменная Псалтырь 1296 г., л. 275–277. В четверг 3 недли поста святаго Феодосиа слово о тръпнии и о любви и о пост Господи, благослови! Многажды друзии отгоними мною искушениа ради, а не останутся, дóндеже получать святый тьй даръ. То что створю, не вмъ, убогый! Аще бо умолчю вашего ради роптаниа, угождаа вамъ вашеа ради слабости, то камение възъпиеть. Не азъ бо то глаголю, но они свтила вселеныа всея, истиннии стлъпи, правыя вры всадители, наставници всему доброму благонравию, вожди истиннии и свтила негасущая. Нын бо печалуемь и скорбимъ о инх богоувднии, о нмже бы нам радоватися и хвалу въздати благому Владыц, иже въ первый надесят час пришедшим не похули их опождениа, но тужде мъзду дарова имъ, юже изъутра длавшим; ропщющим бо на винограднаго владыку, что бо рече: «Друже, не обижю тебе; не тако ли съвщах с тобою, и не лт ли ми въ своих, якоже хощу». 1 Нын же азъ, худый, въ ум приемъ заповд благаго Владыкы, се вщаю вамъ: лпо бо бяше намъ от трудовъ своих кръмити убогыа и странныя, а не празднымъ пребывати, прходити от келии въ келию. Слышасте бо Павла, глаголюща: «Яко нигдже туне хлба не ядох, но нощь длахъ, а въ дне проповдах, и руц мои послужиста си мн и инмъ», 2 и пакы: «Праздный да не ясть». 3 Мы же ничсоже того не створихомъ. Аще бы не благодать Божиа приспла на нас и кръмила боголюбивыми человкы, что быхом сътворили, на своя труды зряще, да аще речемъ: пниа ради нашего или поста ради или бдниа та намъ вся приносять, и за всх бо за приносящих ни единою поклонимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

1505.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 1506.  …я пробуждаюсь, я все еще с Тобою (Пс. 138. 18). 1507.  …Который берет на Себя грех мира (Ин. 1. 29). 1508.  Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего (1 Цар. 2. 6–8). 1509.  …ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5. 18). См. объяснение этих слов Писания святым Иоанном Златоустым (Слово к Феодору падшему), преподобным Кассианом Римлянином (Собеседование 2), святым Иоанном Карпафийским (Слово утешительное. Добротолюбие. Ч. 4). 1510. Ис. 49. 14–17. 1511.  И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом своим, и не согрешишь. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время (Иов. 5. 24, 26). 1512.  Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится; ибо с нами Бог! (Ис. 8. 9, 10). (По объяснению св. Иоанна Карпафийского, гл. 29.) 1513. Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 254. Опубликованы в книге: Свт. Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного Промысла. М., 1998. 1514.  N. Ikonnikov. Les Mouraviev. Paris, 1959. С. 533. 1515. ОПИ ГИМ. Ф. 254. 1516. Отдел рукописей Вологодского краеведческого музея. Ф. 11. Д. 6. 1517. Том 3 настоящего издания. С. 577. 1518. Например, брат А. Н. Муравьева, Александр Николаевич, писал о нем: «Он слишком рассеян и немало о себе мечтает. Что делать, — кто не был рабом гордости?» (Р. А. 1893. Кн. 2. С. 144). 1519.  Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 374. 1520. Там же. С. 398. 1521. Император Николай I скончался 18 февраля 1855 г. 1522. Кульм (совр. Хлумец) — селение в Чехии, вблизи которого 17–18 (29–30) августа 1813 г. союзные войска, возглавляемые маршалом М. Б. Барклаем де-Толли, разгромили корпус наполеоновской армии под командованием маршала Д. Вандама. Победа под Кульмом явилась поворотным моментом всей кампании 1813 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010