И. Григорьев 3аключение 1) Образ Мессии по книге пророка Исаии Образ Мессии, начертанный человечеству в откровениях пророка Исаии, поражает таинственным величием и необычайным соответствием действительной личности явившегося Мессии, Христа Иисуса. Многочисленные откровения о Мессии в ветхозаветных пророчествах, возвещаемые по закону строгой постепенности в пророчествах Исаии соединяются в один цельный образ и дополняются многими неизвестными подробностями. Лучезарный образ Мессии, Спасителя человеческого рода, ярко сияет среди непроницаемого мрака, покрывающего ветхозаветную историю. Личность Мессии воплощает в себе все высшие общечеловеческие идеалы, стремления и желания. Все, о чем может мечтать чистое воображение человека, к чему стремится святая воля и чего может желать святое и невинное сердце, находит полнейшее осуществление в личности Мессии. Мессия по откровению пророку Исаии есть истинный Бог и действительный, идеальный человек. По Божественной сущности Он, Сын Божий, рождается от Бога Отца и есть Его Сын ( Ис. 9:6 ). По человеческой природе Он, Сын человеческий, происходит от чистой, безмужной Девы также посредством рождения ( Ис. 7:14 ). Соединение двух естеств в личности Мессии происходит в момент непостижимого зачатия от Св. Духа, почему новорожденное дитя называется Еммануил“ или с нами Бог“ ( Ис. 7:14 ). Непостижимое Богочеловеческое Существо получает знаменательные наименования. Оно называется: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Божественная власть и владычество оказываются на раменах Его; умножению владычества Его и мира нет предела. Он восседает на престоле Давида и в царстве Израиля и укрепляет его судом и правдою ( Ис. 9:6–7 ). Но будучи истинным Богом, принявший человеческую природу Мессия делается и истинным человеком. По человечеству Мессия происходит от корня Иессея, из потомства Давида. На Нем почивает Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис. 11:1–2 ). Всемогущий Иегова поддерживает Его в многотрудной деятельности всесильной десницей ( Ис. 42:1 ), покрывает тению руки Своей, хранит Его в колчане Своем ( Ис. 49:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых О некоторых Богородичных иконах Икона является общим языком Церкви, она выражает общеправославное учение, общеправославный аскетический опыт и общеправославное богослужение. Церковный образ всегда выражал Откровение Церкви, неся его в видимых формах церковному народу как ответ на его вопросы, как руководство и наставление. Божественное Откровение и его приятие человеком составляют единое действие в двух направлениях: путь откровения и путь познания; Бог нисходит и открывается человеку; человек, восходя к Богу, сообразует свою жизнь с полученным откровением. Икона - видимое свидетельство схождения Бога к человеку и устремления человека к Богу. Образ освящает душу посредством зрения - первого из чувств, по толкованию святых отцов: " Светильник телу есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло " (Мф. 6,22). Иконы несут человеку откровение грядущего преображенного мира и приобщают его к нему. Почитание икон основывается на их содержании и на благодатном присутствии изображаемого. Церковь в утверждении почитания икон опирается на догмат воплощения Христова, на полноту вочеловечения Бога Слова. Канонически почитание икон основывается на постановлении VII вселенского собора, которое признается имеющим непререкаемую силу для Церкви. Икона дает чувство осязательного присутствия Божия, но она предполагает для своего существования изобразимость Бога в человеке, который по сотворению своему имеет образ Божий (Быт. 1,26). Бог остается неизобразим в премирном бытии Своем, но в откровении Своем человеку Он имеет образ и может быть описуем. Воплощение второго Лица Святой Троицы есть основной догмат христианства. Необходимое условие воплощения - согласие Девы Марии: " буди Ми по глаголу твоему " (Лк. 1,38). Бог воспринимает человеческую природу, Им созданную, воспринимает от Божией Матери всю полноту человеческого естества, не изменяя Божества и не смешиваясь с человечеством, соединяется в единого истинного Бого-Человека: " Слово плоть бысть, чтобы плоть стала Словом " , - по выражению святого Марка Подвижника (V век).

http://pravicon.com/text-15

Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 “В садах услады — толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением среди лотоса, лишенного шипов, и акации, увешанной плодами, под далеко раскинувшейся тенью, на берегу текучих вод и средь плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных, и Мы создали им (напар­ниц) творением особым и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами Для богобоязненных есть место спасения — сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи” (Коран 56.12–19; 28–37; 78.31–35) 1 . И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева  — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр 21:2,12,21,25; 22:2–5). Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов: в противовес коранической вечноцветущей идиллии — апокалиптический образ Града. Причем этот образ свойственен не только Апокалипсису, но и всему Новому Завету — в доме Отца Моего обителей много (Ин 14:2), говорит Господь, и апостолу Павлу, “знавшему человека, восхищенного в Рай” (см. 2 Кор 12:2), пришлось обмолвиться: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр 11:16). И этот новозаветный образ “града Божия” в свою очередь восходит к некоторым архетипам Завета Ветхого: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего (Пс 45:5), и др.; особенно яркие параллели описание апостола Иоанна имеет с 60-й главой книги пророка Исайи, где Господь, обращаясь к Иерусалиму, говорит: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего (Ис 60:11,14,19).

http://pravmir.ru/obraz-raya-v-hristians...

Параграф I II III IV V «В садах услады – толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника – от него не страдают головной болью и ослаблением среди лотоса, лишенного шипов, и акации, увешанной плодами, под далеко раскинувшейся тенью, на берегу текучих вод и средь плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных, и Мы создали им (напарниц) творением особым и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами Для богобоязненных есть место спасения – сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи» (Коран 56:12–19, 28–37, 78:31–35) 1 . И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков ( Откр.21:2,12,21,25, 22:2–5 ). I. Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов: в противовес коранической вечноцветущей идиллии – апокалиптический образ Града. Причем этот образ свойственен не только Апокалипсису, но и всему Новому Завету – в доме Отца Моего обителей много ( Ин.14:2 ), говорит Господь, и Апостолу Павлу, «знавшему человека, восхищенного в Рай » (см. 2Кор.12:2 ), пришлось обмолвиться: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город ( Евр.11:16 ). И этот новозаветный образ «града Божия» в свою очередь восходит к некоторым архетипам Завета Ветхого: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего ( Пс.45:5 ), и др.; особенно яркие параллели описание апостола Иоанна имеет с 60-й главой книги пророка Исайи, где Господь, обращаясь к Иерусалиму, говорит: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего ( Ис.60:11,14,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Суджа. Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Суджанское чудо Пряжевская икона Божией Матери несколько лет назад обретена вновь в Троицком храме Суджи. Суджанскому художнику Ивану Белому во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела образ обновить. Только Лика Пречистой не коснулся художник, не дерзнул... С тех давних пор перед образом сами собой зажигаются лампады, свечи, люди исцеляются от смертельных недугов. В недоброй памяти 1937 году, когда закрыли Белогорский монастырь в Горнале, приехали в Суджу монахи с Пряжевским образом на руках. В эту ночь монахам, расположившимся на ночлег в нашем городе, явилась Сама Царица Небесная в сопровождении Святителя Николая, - настоятель Свято-Троицкого храма священник Евгений Шестопалов с благоговением возжигает свечи перед Пряжевской иконой. Пресвятая Богородица сказала, что Ее поместили в место разврата и запустения (Успенский собор в скором времени был превращен в Дом культуры) и повелела инокам нести Ее икону туда, где Ее встретит старец Симеон... Наутро монахи проснулись и стали расспрашивать местных жителей, где живет тот старец Симеон, к которому нужно нести чудотворный образ. Но никто не мог ничего сказать. Бродя по улицам города, изгнанники остановились около нашей Троицой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахов осенило, что Богородица повелела им поместить икону именно здесь, в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А закрашенная уже в наши дни икона Сретения на апсиде храма теперь сама вдруг начинает проявляться из-под слоя штукатурки. И в этом мы видим Божий Промысел. Пряжевская икона пришла к нам через гонения, через пожар сорок третьего (настоятель отец Иоанн Переверзев тогда спас ее), и теперь она в нашей Троицкой церкви. Это тем более знаменательно, что Церковь чтит Пряжевский образ на третий день после праздника Святой Троицы. Молитва перед Пряжевской иконой особенно помогает в болезнях позвоночника и ног, в женских болезнях, перед родами. Рядом с ней - образ Святителя и Чудотворца Николая. Время от времени по нему медленно стекает вниз крупная капля густого, желтоватого мира. Как будто бы прямо с Небес на грешную землю!

http://sobory.ru/article/?object=11580

Шестнадцатый день. Поучение 4-ое. День нерукотворенного образа Спаса. (Образ Божий в нас). I. На восток от Иерусалима в Малой Азии, между реками Тигром и Евфратом, стоит город Орфа. В древности он назывался Едессою. Во дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа авгарь, или князь этой страны, поражен был неизлечимою страшною болезнию – проказою. Узнав о чудесах Иисуса Христа, он просил его письмом посетить его и исцелить от болезни. Спаситель, взяв плат, отерся им, отобразил при этом на нем лик Свой и послал его к едесскому князю, обещая совершенно исцелить его после чрез одного из Своих учеников. Князь с благоговением принял святый образ Господа, поклонился ему, облобызал его и почувствовал большое облегчение от болезни. По вознесении Господа, святый Фаддей, один из 70 апостолов, пришел к авгарю и совершенно исцелил его от болезни. Тогда весь город Едесса принял святое крещение. Князь поместил святый убрус в стене города над главными вратами его. Святый образ прославился великими чудесами и многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Едессу для поклонения этой святыне. В седьмом столетии по Рождестве Христовом Едессою завладели арабы, но не препятствовали христианам путешествовать для поклонения святому образу. В десятом веке греческий император Роман I возымел пламенное желание перенести эту святыню в столицу свою Константинополь. Но арабский эмир не соглашался отдать ее; тогда греческие войска, опустошив окрестные места Едессы, осадили и стеснили этот город. Мусульмане выдали святый убрус посольству императора. Это было в 944 году по Р. X. С сего времени установлено совершать празднование нерукотворенному образу Спасителя в 16 день месяца августа. II. Для чего установлено сие празднество? Для того, чтобы воздать славу и честь Господу нашему Иисусу Христу, Который, для спасения падшего человека, принял на Себя образ его, и для того, чтобы напоминанием о сем возбуждать христиан к обновлению в себе образа Божия. (Канона песнь 3-я). В числе первых истин Своего откровения Господь Бог возвещает нам чрез святого пророка Моисея, что он пред созданием человека имел совет в тайне Своего Тройческого единства: «и рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию» ( Быт. 1, 26 ); а о самом сотворении человека святой Моисей говорит: «и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» ( Быт. 1, 27 ), – о сотворении же по подобию Божию не говорит. «Почему же, спрашивает святый Григорий, епископ нисский, не сделано того, что было в намерении? Почему не сказано: и сотвори Бог человека по образу и по подобию? Быть по образу Божию, ответствует сам святый отец, свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности, приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности». (Слово его в Христ. чтен. 1840. III, 320 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Человек - икона Божия Все Творение есть система образов 31.01.2013 649 Время на чтение 4 минуты Все Творение есть некая система образов. Бог-Творец является началом образной иерархии, Первообразом для последующих отображений. Первым образом, подобным Ему практически во всем, является Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово, Он есть единственный и истинный Образ, икона Невидимого Бога. По слову апостола Павла: «Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1. 15), т.е. икона Творца. Наивысшее творение Божие - человек - создан «по образу и подобию Божию» (Быт. 1, 26-27). Образ и подобие различаются между собой: достоинство образа Божия - это онтологическая часть человеческого существа, которая в человеке неистребима, т.е. замысел Божий о человеке, Его Святая Воля. Подобие есть та задача, которую необходимо решить здесь, в земной жизни, каждому человеку - то есть человек призван приблизиться к образу (уподобиться), начертанному Богом - своим образом мысли, душевными устремлениями, своими делами и поступками. С самых ранних времен, в Церкви мир понимался как произведение искуснейшего Художника, несущее на себе отпечаток Божественной красоты. Бог-Творец сотворил небо и землю и все сущее в ней. Все Творение, все Бытие предстает перед нами как грандиозная всеохватывающая и всепронизывающая система образов и символов, иерархически подчиненных друг другу по законам Божественной красоты, которая неотделима от Истины. Недаром святые отцы Церкви говорили, что существуют две главные книги: Книга Писания и Книга Творения, в которых нет внутреннего противоречия, но, напротив, они дополняют друг друга и свидетельствуют о глубокой взаимосвязи всего сущего в Божьем мире. Этот принцип иконичности, составляющий с самых ранних времен основу христианского миропонимания, открывает возможность связать все сущее на земле с миром духовным. Опираясь на этот принцип, человек в своем искусстве стремился выразить духовную реальность в виде материальных форм. В наивысшем из искусств - иконописи - все этапы, начиная от подготовки доски и заканчивая самым последним действием иконописца,- проведением им движков и пробелов, - глубоко символичны.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/01/...

игумен Герман (Осецкий) Скачать epub pdf Часть III. Подвиги обновления духа Но не здесь еще конец всем трудам подвижника. И горе ему, если он этим ограничит свою деятельность, на этом остановится и успокоится. Впереди ожидает его еще труд восстановления в своей душе поврежденного грехом образа Божия. По слову апостола, христианин-подвижник должен не только «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,... но и обновиться духом ума своего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22–24 ). Надо, чтобы не только была очищена душа христианина, но и обновлен и восстановлен в ней образ Божий. Образ Божий явлен нам в Господе нашем Иисусе Христе (См. Флп. 2, 6–7 ), в Котором просияло всякое исполнение Божества телесно – во плоти. И «кого предузнал» (Господь), «тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» – Спасителя нашего ( Рим. 8, 29 ). Образовать душу по образу Божию, восстановить в ней его – значит не что иное, как изобразить и вселить в ней Христа, значит подражанием Его святейшим свойствам достигнуть «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ). Христианин-подвижник должен обновить всю свою душу, всем ее силам и способностям должен дать иное, богоподобное направление, иные, богоподобные начала деятельности, так как всю ее проникла греховная порча. Но как прежде, при перечислении подвигов самоочищения преподобный Лествичник называл только грехи важнейшие, коренные, так и здесь в ряд подвигов самообновления он поставляет только подвиги обновления начальных, коренных сил души: ума, воли и чувства. С изменением направления основных сил души естественно должно измениться направление и прочих подчиненных им способностей души. Преподобный Лествичник начинает с сердца. Обновление сердца Степени XXIV и XXV Нужно припомнить, что преподобный Иоанн в своей Лествице держится порядка практического. А в жизни сердце – главный источник наших действий, как добрых, так и злых (См. Мф. 12, 35 . Мф.15, 19 ; Притч. 4, 23 ). Следовательно, с сердца и должно начинать дело духовного обновления: при перемене сердца на доброе, можно сказать, изменится вся душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБРАЗ БОЖИЙ [Греч. εκν το Θεο; лат. imago Dei], ключевое понятие христ. антропологии, обозначающее богодарованное начало в человеке, проявляющееся в высших духовно-нравственных качествах, позволяющее жить в общении с Богом и уподобляться Ему. Основные положения 1. О. Б. является сущностной характеристикой всех людей вне зависимости от условий существования (расовых, географических, национальных, религиозных, социальных, возрастных, половых и др.), отличающей людей от всех иных существ в чувственном мире. 2. О. Б. позволяет преодолеть трансцендентность Творца творению, ибо именно по причине своей изначальной богообразности люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним. 3. О. Б. также является онтологическим основанием для общения человека с ангельскими и человеческими личностями. 4. О. Б., данный каждому человеку при рождении, не может быть полностью устранен личным грехом или смертью; свою богообразность душа не утрачивает и после смерти человека: «Самое существо души нашей - образ Бога. И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим! Так научают святые отцы» ( Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. СПб., 1886. Т. 2: Аскетические опыты. С. 130). 5. Наличие О. Б. усматривается в богоподобных качествах, или высших проявлениях человека (дух, свобода, творчество, бессмертие, личность, господство над чувственным миром и др.), к-рые обнаруживаются в человеке настолько, насколько он живет в соответствии с волей Божией. Однако эти черты и сам О. Б. не одно и то же. 6. О. Б. является внутренним духовно-положительным полюсом в жизни человека, указывающим на Первообраз и возвышающим к Нему, побуждающим естественно стремиться к добродетелям. 7. О. Б. не является формальным атрибутом человеческого существования, но имеет внутреннюю благодатную преображающую силу, энергийный аспект, позволяющий участвовать в Божественной жизни.

http://pravenc.ru/text/образ Божий.html

Предисловие Каллиста, епископа Диоклийского, к английскому изданию Часть 1. «Образ Божий» и «кожаные ризы» Глава первая. «Образ Божий» 1. Человек – образ Первообраза 1. Первообраз человека: воплощенное Слово Глава вторая. «Кожаные ризы» 1. Основное антропологическое содержание 2. Преображение созданных по образу Божию сил в «кожаные ризы» 3. Двусторонний характер «кожаных риз» 4. Антропологическое и космологическое измерение двусторонней реальности «кожаных риз» Глава третья. Церковь и мир Следствия святоотеческого учения об «образе Божием» и «кожаных ризах» 1. Церковь судит мир 2. Церковь приемлет и утверждает мир 3. Задача современного богословия Часть 2. Духовная жизнь во Христе Глава первая. Предпосылки духовной жизни: спасение во Христе Глава вторая. Природа духовной жизни: жизнь во Христе Глава третья. Осуществление духовной жизни 1. Становление во Христе человеческого бытия 2. Становление во Христе движения 3. Становление во Христе жизни 4. Становление во Христе ума 5. Становление во Христе воли Глава четвертая. Плоды духовной жизни 1. Преображение твари в церковное единство 2. Теоцентричный гуманизм 3. Единство и устроение Церкви Глава пятая. Конечное преображение Вселенной. «И будет Христос всяческая во всех» Часть 3. Антропологический и космологический контекст единения с Богом на примере текстов службы великого канона 1. Космологический контекст 2. Антропология первозданного 3. Контекст раскаяния 4. Контекст возвращения 5. Развязка драмы Часть 4. Тексты отцов Св. Ириней Лионский Против ересей 438.1–3, PG7, 1105А-1108С Св. Григорий Богослов Слово 45.7–9, На святую Пасху, PG36, 632А–636А Св. Григорий Нисский О девстве 12–13, PG 46, 369–376С Прп. Максим исповедник 1. Амбигвы, PG 91, 1304D–1312B 2. Амбигвы, PG91, 1248А-1249С 3. Амбигвы, PG 91, 1345С-1349В Св. Николай Кавасила Семь слов о жизни во Христе 6, PG, 150, 680А-684В Прп. Никодим Святогорец Апология сказанного о Госпоже нашей Богородице в книге «Невидимая брань», из книги «Назидательное руководство, или О хранении пяти чувств»

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010