3. Современное состояние изучения наследия свят. Григория Паламы ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ. КУЛЬТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ А. Общие бытовые особенности. Б. Богословская традиция. В. Философская традиция. Г. Мистическая традиция. ГЛАВА ВТОРАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (До-никейская антропология) АПОСТОЛ ПАВЕЛ А. Состав человека. Б. Тело и плоть. В. Душа Г. Ум. Д. Совесть и сердце. Е. Дух. Ж. Внешний и внутренний человек. 3. Сыноположение и прославление. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ АПОЛОГЕТЫ Св. Иустин философ. Татиан Ассириец Ермий философ Афинагор Св. Феофил Антиохийский Тертуллиан Св. Ириней Лионский АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Климент Александрийский Ориген 1. Природа души 2. Происхождение души 3. Состав человека 4. Учение о свободе и разуме. 5. Образ и подобие Божие. 6. Грехопадение 7. Спасение 8. Воскресение Св. Мефодий Олимпийский ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (Антропология великих догматических споров) Эпоха тринитарных споров. Св. Афанасий Александрийский Состав человека и душа его Образ и подобие Божие Обожение Св. Василий Великий Природа человека Образ и подобие Божие Св. Григорий Богослов Св. Григорий Нисский 1. Назначение человека; Цель и время творения. 2. Образ Божий в человеке. 3. Два устроения человека. 4. Грехопадение Св. Иоанн Златоуст 1. Состав человека 2. Создание человека. Образ и подобие 3. Грехопадение Адама 4. Человек и ангелы 5. Назначение человека Немезий Емесский 1. Место человека в мире. 2. Состав человека 3. Происхождение души 4. Загробная судьба человека 5. Назначение человека Антропология христологических споров Св. Кирилл Александрийский. Первый человек. Образ и подобие в нем. Грехопадение Искупление АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Душа. Образ и подобие. Искупление Василий Селевкийский а. Образ и подобие Б о ж и е. б. Загадка о человеке. в. Грех и искупление. Леонтий Византийский. Преп. Анастасий Синаит. а. Создание человека. б. Состав человека. Взаимоотношение души и тела. в. Назначение и достоинство человека. г. Образ и подобие Божие. Человек и ангелы. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (Антропология Пустыни. Антропология мистиков. Антропология богословских синтезов) Антропология Пустыни Преп. Макарий Египетский а. Состав человека б. Два состояния человека Преп. Исаак Сирин Антропология мистиков. Ареопагитики Св. Максим Исповедник Образ и подобие. Душа. Учение о воле. Грехопадение и искупление Преп. Симеон Новый Богослов Состав человека. Искупление и прославление. Антропология богословских синтезов. Св. Иоанн Дамаскин. Состав человека. Образ и подобие Божие в человеке Назначение человека Св. Фотий, патр. Константинопольский (†891) 1. Состав человека 2. Образ и подобие Божие в человеке 3. Адам и грехопадение 4. Назначение человека

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Епископ Иустин Скачать epub pdf Проповедь иеросхимонаха Нила в день памяти преподобного Нила, Сорского чудотворца 7 мая Празднуя сладкую и всеосвященнейшую память преподобного отца нашего Нила, внимательно рассмотрим, какой жизнью и какими добродетелями он восшел на высоту святости и преподобия. Но прежде рассмотрим и протолкуем титло или название – преподобный. Это название имеет происхождение от слова: подобный. Например, напишет какой-либо живописец образ или портрет живого человека, и тот портрет будет подобен тому человеку. Но другой, искуснейший в сем художестве, напишет с того же человека образ искуснее и похожее первого; и первый может назваться подобным живому оному человеку, а другой, в сравнении с первым, преподобным, т.е. подобнейшим первого. При сотворении человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт. 1, 26 ). А посему всякий человек, в разумной душе своей, имеет образ и подобие своего Творца Бога. Но не во всех соблюдается то подобие образа Божия. Ибо каждый, влагающий себя во многие грехи и скверные нечистоты, и, как свинья, валяющийся в скверне греховной, помрачил и обезобразил образ Божий и уподобился несмысленным скотам. И о, сколь далек такой от подобия Божия! А которые соблюдают себя от греховных скверн и благоуподобляются своему Господу Богу добрыми делами, в тех душевный Божий образ есть прекрасен и светел и подобен своему Создателю. И чем усерднее кто трудится в угождении Богу, тем светлее сияет в нем образ и подобие Божие. Кто из благочестивых мирян тщится угодить своему Владыке, живя в страхе Божием и ходя во. всех оправданиях Господних без порока, в душе того образ Божий подобен есть Богу. А кто отрекся от мира, и, восприяв монашеское житие, касается величайших подвигов бессупружного жительства и хранения беспорочной чистоты и повседневно подвизается в умерщвлении себя, в душе такого, угождающего Богу более мирянина, образ Божий есть подобнейший Богу. И потому угодивший Богу в иночестве называется преподобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/i_...

Христос в человеке. Часть 2 Мы коснулись лишь отдельных частей тела, но любой анатом знает: каждая кость скелета есть запечатленная мысль: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138: 13–14). Во всем устроении тела просматривается Божественный план, а христианское богословие легко находит символическое истолкование всех физических составляющих человека. Если ключ к христианской антропологии лежит в христологии, то каждый человек христофор, т.е. христоносец, ибо несет на себе и в себе печать своего Создателя. Преподобный Анастасий Синаит отмечал: «Тело, согласно внешним [философам], есть все то, что обладает тремя измерениями, то есть имеет длину, ширину и толщину. Согласно же церковному [учению], оно есть все то, что приведено в бытие из небытия» . Последнее «все то» и есть ношение человеком Христа в себе, оно было заложено изначально. Но что следует подразумевать под словом «христоносец»: образ или подобие Божие? Поскольку пропорциональные «отметины Божии», о которых мы говорили выше, касаются тела человека, то имеется в виду образ – форма (храм тела), а не содержание (святость). Отец Павел Флоренский отмечает: «В человеке есть две правды: образ Божий и подобие Божие – правда бытия и правда смысла» . Воплотившийся Господь по человеческой природе становится антропоморфным, вторым Адамом. А Пресвятая Троица сотворила первого Адама богообразным. Апостол Павел учил: «И как мы носили образ перстного, будем носить образ небесного» (1 Кор. 15: 49). Поэтому каждый человек по ипостаси христоносец и призван быть им всегда, век же будущей жизни принадлежит исключительно христоносцам. «Образ Божий в человеке заключается в его онтологической способности быть общником Божественного бытия, иметь с Богом общее. И вершить это по подобию Христа, который и есть совершенный образ Бога, ибо только Он один есть единосущный Сын», – делится с нами в частном порядке своей мыслью М.В. Васина. Но что значит «богообразие Адама»? Святитель Григорий Палама проводит «различение между образом Божиим и тем, что “по образу Божию”… Образ Божий есть только Сын Божий, в то время как человек сотворен по образу Божию, т.е.

http://pravoslavie.ru/1402.html

Глава девятая. Образ пятый: Сын Человеческий В таинственных видениях ветхозаветных апокалипсистов проступает загадочный образ некоего Сына Человеческого. Потом так будет именовать Себя Иисус из Назарета. И вновь явится Сын Человеческий уже в новозаветном Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. 78 Еврейское (Бен Адам) звучит по-арамейски (Бар Энаш). Так в Дан. 7, 13 , Иудейская апокалиптика, начиная с Даниила и далее ко временам апокрифической письменности, существует в атмосфере арамейского языка, ставшего со времен Вавилонского плена разговорным у иудеев. Поэтому образ Сына Человеческого озвучен именно как Бар Энаш. Св. Иоанн Богослов, написавший свой Апокалипсис по-гречески, использует выражение υς το νθρπου (о иос ту анфропу). Библейский образ Бар Энаш, Сына Человеческого, содержит для нас, нынешних христиан, некоторую неожиданность. Дело в том, что сложившиеся в христианстве понятия Сын Божий и Сын Человеческий – это результат догматической деятельности святых отцов, преимущественно греческих, и Вселенских соборов. Можно сказать, что это эллинское осмысление новозаветной христологии. В этой богословской терминологии: – Сын Божий предвечно рожден от Отца и являет Божественную природу Христа; – Сын Человеческий рожден во времени от Девы и являет человеческую природу Христа. Таков Халкидонский христологический догмат (451 г, IV-й Вселенский собор). Халкидонский догмат, безусловно, православный и верный. Но халкидонское 79 значение понятий Сына Божьего и Сына Человеческого не вполне соответствует библейско-семитскому значению этих терминов 80 . Это расхождение халкидонского и библейско-семитского значения не полное, а частичное. Перед нами стоит задача показать библейско-иудейскую христологию в библейско-иудейском значении слов Сын Божий и Сын Человеческий. Святые отцы совершили перевод библейского богословия и христологии на язык эллинской культуры и эллинского мышления. На это ушли века вв.). Процесс во многом шел мучительно и сложно. Рассчитаться за это пришлось многими ересями и расколами (савеллианство, арианство, несторианство, монофизитство, монофилитство) и тяжелыми церковными потрясениями. Ведь не врагами церкви и истины бывало порой большинство епископов, когда они оказывались в той или иной ереси и настаивали на этом! Мучительно входило библейское откровение в язык и формы эллинизма. Потребовалось некоторое переосмысление библейских терминов и введение вообще новых, небиблейских, таких как «единосущие», «Троица», «Богочеловек», «Богородица», чтобы на этом языке сказать то, о чем на своем языке говорило Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 4 (антропология образа) 28.02.2008 288 Время на чтение 9 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Ныне мы знаем только то поколение людей, которое появилось после грехопадения, знаем человеческую природу, утерявшую подобие природы Божественной. Именно в силу своей свободы человек может отклониться от преподобления, отказаться от Творца, " раз-воротиться, развернуться, развратиться (вывернуться наизнанку) - не попасть в цель " - именно такой смысл несет греческое слово amartia, которым церковь обозначает слово грех. (Противоположность ему - " покаяние " - metanoia - буквально " обращение " ). " После грехопадения человек перестал быть по образу и подобию Божию и начал быть по образу и подобию дьявола " ,- пишет преподобный Симеон Новый Богослов. 1 У святителя Василия Великого читаем: " После того, как он (диавол) увидел человека, созданного по образу и подобию Божию, то, не имея возможности обратиться против Бога, он излил свою злобу на Божий образ, как если бы какой-либо человек, гневаясь, бросал камни в изображение царя, так как не может - в самого царя, нанося удары дереву, имеющему изображение " . 2 (Здесь святитель напрямую сравнивает человека с иконою!) Со времен грехопадения отдельные духовные функции в человеке (разум, моральное сознание, свобода и т.д.) несут на себе печать поврежденности, печать греха: как естественный свет разума не свободен от возможности ошибок, так и в моральном сознании, и особенно в свободе, эта печать поврежденности выступает повсюду. Грех, поразив природу человека, выдвинул в существе человека неизбежность противопоставления или противоборства личности и природы. Духовная природа оказывается поврежденной, в то время как личность не повреждена: она может быть придавлена и угнетена, ослаблена и ущербна, но остается НЕПОВРЕЖДЕННОЙ. 3 Св.Димитрий Ростовский пишет: " Образ Божий есть и в неверного человека душе, подобие же только в христианине добродетельном; и когда смертно согрешает христианин, тогда подобия только лишается, а не образа. И если в муку вечную осудится, образ Божий остается прежним в нем во веки, подобие же уже быть не может " . 4 (Здесь имеется в виду, что именно неуничтожимость образа Божия в человеке и есть основание вечности адских мук). Образ Божий неизгладим в человеке - он лишь восстанавливается и очищается в святом крещении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Д. Артёмкин Введение «Где те, которые говорят, что страдание за икону Христову не есть мученичество?... сколь славно мученичество тех, которые не отреклись от Христа» 1 . Мир человека XX, а тем более XXI века – это мир образов. Человек окружён самыми разными изображениями во всех сферах своей жизни: общественной и частной. Огромное воздействие на душу человека имеют современные средства массовой коммуникации, которые основанием имеют образное мышление. Всё больше усиливается расслоение в сознании обывателя мира реального и мира виртуального, мира ярлыков, рекламных роликов и предрассудков. Церкви рано или поздно придётся дать объяснение человеку, как жить в таком мире, как понимать и оценивать роль образа в его жизни. Тем более это необходимо сделать потому, что понятие образа изначально присуще христианству и при том занимает одно из центральных мест в учении Церкви о Боге, ведь Сын Божийобраз Своего Отца, и сам человек – образ и подобие Божье. «Ни одной ветви богословского вероучения нельзя выделить из проблемы образа» 2 . Да и кому как не Церкви дать ответ на вопрос об образе, если учесть, что в то время как секулярный мир всё более наполняется искусственными образами, православные храмы уже полторы тысячи лет заполнены образами-иконами. Именно богословие иконы призвано научить современника, что не бывает нейтральных образов, не бывает просто хороших или плохих картинок. Всякий образ несёт в себе большую силу воздействия. Ведь за всяким образом стоит первообраз, и именно в своём образе он открывается воспринимающему. Назначение образа – связать человека со своим прототипом, приобщить к нему. Если образ – это икона страсти, образ греха, который влечёт смотрящего, то он всей своей силой отравляет душу человека. И напротив, если это образ Христов, то он способен приобщить взирающего по его вере к Божественной благодати. Откровение первообраза в образе, связь посредством иконы с образом, приобщение к прототипу – это основные темы, на которых зиждется богословие иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве 25 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня, в пятое воскресенье после Пятидесятницы, мы празднуем память святой равноапостольной княгини Ольги, через которую православная вера вошла в сознание многих русских людей и которая приуготовила пути к Крещению Руси ее внуком — святым равноапостольным великим князем Владимиром. Сегодняшнее воскресное Евангелие напрямую как бы не связано с княгиней Ольгой, да и не могло быть связано, ведь это лишь совпадение, что именно в 5-ю Неделю после Пятидесятницы мы празднуем память святой княгини, но, тем не менее, внутренняя связь между сегодняшним Евангельским чтением и тем, что совершила Ольга, существуют. И я попытаюсь поделиться с вами своими мыслями об этой связи. Евангелие повествует нам об исцелении двух бесноватых. Они не могли жить в обществе, они разрывали цепи, которыми их сковывали, чтобы избежать многих бед. И вот эти самые бесноватые получили исцеление от Господа и Спасителя и вернулись в человеческое общество, стали разумными и способными к общежитию людьми. Возникает вопрос: а что же такое беснование? Это явление не обязательно связано с яростью и гневом. Бесноватый не обязательно рвет цепи, ломает замки или наносит иной ущерб окружающим его людям. Бесноватый — это тот, в ком омрачен или почти разрушен образ Божий. Человек создан по образу Божиему, но если в человека входит темная сила, то она разрушает этот образ, потому что Бог и диавол несовместимы. Про бесноватого нельзя сказать, что он несет в себе образ Божий, — он несет в себе образ зверя, образ диавола. А что является знаком того, что человек полностью попал под власть диавола? Это разрушение его нравственного чувства, разрушение его совести. Такого человека ничто не удерживает от самых страшных поступков, с него спали всякие оковы ответственности перед Богом и перед другими людьми. Если человек ведет себя неадекватно, но в нем сохраняется нравственное чувство, то мы можем сказать, что он болен. У него либо с психикой не все в порядке, либо нервы расстроены, но, покуда сохраняется нравственное чувство, про него нельзя сказать, что он бесноватый.

http://pravmir.ru/patriarh-vera-artikuli...

Часть 1. «Образ Божий» и «кожаные ризы» (Исследование некоторых аспектов святоотеческого учения о человеке и о соотношении Церкви и мира) Глава первая. «Образ Божий» Тема «образа» имеет продолжительную историю. Это основополагающее понятие в греческой философии – у Платона, стоиков, и позднее у неоплатоников 2 . В то же время на этой теме покоится ветхозаветное учение о человеке, в особенности изложенное в Книгах Бытия и Премудрости 3 . Филон Александрийский, отойдя от обеих традиций, также делает понятие «образа» центром своей системы, придав ему, впрочем, специфическое значение 4 . В Новом Завете это понятие обогащается христологическим содержанием; при этом в антропологию вводятся новые измерения. Для апостола Павла образом Бога невидимого 5 является Христос. А человек, как мы увидим, оказывается образом Образа. Выражение святого Иоанна Богослова: Слово Божие 6 также имеет значение сходное, если не тождественное, Павлову образу Бога невидимого 7 . В святоотеческой литературе, на которой методологически выстроено наше исследование, тема «образа» является осью, организующей не только космологию, но также антропологию и саму христологию 8 . Перед лицом необъятного богатства святоотеческой догматической мысли мы ограничимся исследованием лишь антропологического аспекта, чтобы показать, как библейское выражение по образу Божию 9 может служить основанием церковного учения о человеке 10 . Святитель Григорий Нисский , объясняя, почему «природа человека неопределима» (αθεωρητος η του ανθρωπου φυσις), пишет, что поскольку Бог непостижим, то само собой, что и Его образ в человеке также непостижим 11 . Вот почему мы не находим у Отцов Церкви четкой формулировки понятия «образа Божьего». Тем не менее о многом говорит сам факт обращения Отцов именно к этому выражению всякий раз, когда необходимо найти разрешение какого-либо антропологического вопроса. Это понятие обогащается, таким образом, все большим спектром значений, отвечающих той конкретной задаче, которая стоит перед Отцами. Иногда выражение по образу относится к наличию у человека свободной воли, иногда – к его способности мыслить или потребности самоопределения, иногда – к соотношению души и тела, иногда к интеллекту, иногда к различению в человеке личности и природы и т. п. 12 , нередко же это выражение прикладывается ко всему человеку в целом 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

По свидетельству св. Памфила, находящемуся в его апологии Оригена 1 , уже в начале 4 века 2 стали появляться сочинения, имевшие целью обвинить знаменитого александрийского катехета в еретических заблуждениях. Что, говорит он, прежде нравилось, в том частью разочаровались, частью признали еретическим; что незадолго превозносили до небес, то теми же устами теперь низвергалось в преисподнюю 3 . К многочисленным заблуждениям Оригена в учении о Пр. Троице, найденным ими в его сочинениях, отнесены были следующие: будто бы Ориген учил, что Сын Божий не рожден, а произошел через προβολ божественного существа (как утверждали валентиниане) и что Он был простой человек, а не Бог , Христос Сын Божий (как учили Павел Самосатский и Артемон) 4 . Апология св. Памфила, написанная в защиту Оригена , имела целью оправдать последнего от возводимых на него обвинений. Св. Памфил в своей апологии доказывает, что Ориген признавал Сына Божия во всем равным Отцу, рожденным от самого Отца, единосущным Ему и совершенно отличным от тварей 5 ; что он вовсе не учил, будто Сын произошел через προβολ Отческого существа 6  и будто был простой человек, как утверждали Артемон и Павел Самосатский, а не Христос Сын Божий 7 ; что, по учению Оригена , Христос был Бог и истинный Сын Божий 8 ; Дух же Святой не есть тварь, а Бог , во всем равный Отцу и Сыну 9 . Может быть к этому же времени относится другая апология, упоминаемая Фотием и читанная им 10 . По его словам, автор этой апологии, основываясь на свидетельствах Дионисия александрийского , Димитрия, Климента и многих других, особенно же мученика Памфила и  Евсевия кесарийского , не разделяя, впрочем, некоторых мыслей Оригена , отдает достойную дань уважения его учению о Пр. Троице. «Что касается догмата Св. Троицы, говорит он, то Ориген ни в чем не погрешил, но споря с савеллианами, распространявшими в то время свое нечестие с особенной силой, и стараясь выяснить различие Лиц Св. Троицы он, по-видимому, пришел к крайним выводам, переступил границы должного и примкнул к заблуждению арианскому». Автор апологии перечисляет и те пункты учения, в которых обвиняли Оригена . Говорили, будто, по учению Оригена, а) Сын Божий не должен быть призываем в молитве; б) что Он благ не безусловно; в) что Он не знает Отца так, как знает Себя Самого; г) что Он не может видеть Отца; д) что Он есть образ Бога, и как образ, не есть Истина. Наряду с этими указывались и другие заблуждения, не относящиеся к учению о Св. Троице. Но как те, так и другие заблуждения были, по мнению автора, вымышлены обвинителями Оригена, сам же он оставался верным учению Церкви 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крымская весна как образ будущей России 18.03.2024 168 Время на чтение 20 минут Первое воскресенье Великого поста, ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ, как правило, всегда близ дня памяти «седмочисленных» херсонесских святителей, жизни свои положивших ради просвещения начатка русской земли светом истины Христовой… Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом (Крым). В эти мартовские дни отмечается 10-летняя годовщина возвращения полуострова «домой», в Россию, и снова мы вспоминаем, что Договор о принятии Республики Крым в РФ был удивительным образом подписан в день обретения мощей великого нашего современника, архипастыря Крымской земли святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) – 18 марта, а перенесение мощей, «возвращение» в «свой» собор Свято-Троицкий, где он служил пятнадцать лет, прошло 20-го марта 1996 г., именно в день памяти херсонесских святителей, принявших его в свой сонм. Воистину с Торжеством Православия мы празднуем Крымскую весну, состоявшуюся несомненно и молитвенным содействием этих священномучеников, которые несли благовестие о воплощении Бога, о Христе, образе Божием в каждом из нас, о высоком и бессмертном предназначении человеческой души… Благодаря этим святым проповедникам, христианская заря древней Тавриды воссияла немеркнущим Светом, озаряющим тысячелетнее бытие нашего православного Отечества, Державы, удерживающей мир от триумфа зла. «В день Торжества Православия, – сказал в своей известной проповеди митрополит Сурожский Антоний (Блум), – мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах ( греч. – «образ», «изображение»), который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/18/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010