О том, можно ли увидеть Бога, когда молитва становится воплем и какие «вопли» слышит Господь, каков смысл выражения «земля, где течет молоко и мед», рассказывает протоиерей Олег Стеняев , с которым мы продолжаем разбирать главу 3 Книги Исход. Часть 1. Купина Неопалимая Моисей в пустыне. Моисей, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян. И.Л. Аскназий. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея И мы читаем: «И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» ( Исх. 3: 6 ). Слова: «Я Бог отца твоего» – нуждаются в особом объяснении. То, что над каждым верующим человеком есть его Бог – само по себе не является тайной. Но здесь, прежде чем сказать об Аврааме, Исааке и Иакове, Бог называет Себя Богом Амрама – «отца твоего», отца Моисея (ср.: Исх. 6: 18 ). Этим самым Господь как бы что-то объясняет. На этот счет существует предание, что Бог обратился к Моисею голосом его родного отца Амрама. Это было сделано Богом для того, чтобы установление пророческого контакта сделать максимально безболезненным. В случае с первым пророческим призывом Самуила мы наблюдаем подобную ситуацию: всякий раз, слыша голос Бога, отрок Самуил принимает его за голос своего наставника и поспешно бежит к нему, пока сам Илий не наставляет его по этому вопросу (ср.: 1 Цар. 3: 1 –9). Моисей, услышав из горящего куста голос отца, мог задать вопрос: «Ты ли это, отец мой?» – и получил резонный ответ: «Я Бог отца твоего» – в этом случае данное выражение более чем уместно. Сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» ( Ос. 11: 4 ). То есть Господь влечет нас к Себе, собеседует с нами в категории нашего понимания любви и дружественного расположения. На начальных этапах пророческого диалога подобное, возможно, совершенно необходимо. Онкелос в своем Таргуме 1 считает данное выражение обобщающим и не относит его к Амраму, отцу Моисея.

http://pravoslavie.ru/98292.html

Обетования Божьи патриархам охватывают следующие сферы: рождение сына, умножение потомства, земля, Божье присутствие, благословение. Некоторые из этих событий могут произойти сами по себе («... и будет сын у Сарры, жены твоей», «потомству твоему отдам Я землю сию» (12:7)), но обычно они не происходят в одиночку. Например, 22:15–18 включает обетование благословения («Я благословляя благословлю тебя»); обетование умножения потомков («умножая умножу семя твое, как звезды небесные»); обетование земли («и овладеет семя твое городами врагов своих»); и второе обетование благословения («и благословятся в семени твоем все народы земли»). Авраам получил больше обещаний, чем его сын или внук. Перечисляя обетования о потомках, Дэвид Клайне приводит девятнадцать отрывков из Книги Бытие. Тринадцать из них обращены к Аврааму, только один – к Агари (21:18), два – к Исааку (26:4:24) и три – к Иакову (28:14; 35:11; 46:3). Клайне указывает тринадцать отрывков из Бытия относительно земли обетованной. Девять из них адресованы Аврааму, один – Исааку (26:3) и три – Иакову (28:13, 15 (также 48:4); 35:12; 46:4) 36 . В связи с обетованием о земле мы замечаем вариации даже в том, как давалось обетование. В 12:7 Бог намеревается дать эту землю «потомству твоему». В 13:15 Бог дает землю «тебе ... и потомству твоему». В 13:17 Бог собирается отдать землю «тебе». Даже время «Я дам» в этих стихах может быть заменено на «Я даю» (15:18, буквально – «Я дал»). Авраам, конечно же, так и не овладел землей, как это сделали израильтяне под руководством Иисуса Навина. Его «обладание» ограничено обозначением вех земли: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее», которой его семя однажды овладеет. По крайней мере, именно так мы сейчас понимаем эти слова. Ни в каком раннем тексте нет указания на то, что сам Авраам понимал это таким образом. По-видимому, он предвкушал более быстрое исполнение обетования, когда оно впервые было объявлено ему в 12:7. Только указание Бога на четырехсотлетний пробел (15:12–16) положило конец любым вопросам, которые, возможно, возникали у Авраама. В нескольких случаях он спрашивает у Бога: где мой наследник? Но он никогда не спрашивал у Бога: где моя земля? Он был вполне доволен жизнью в шатрах ( Евр.11:9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Однако произошло это уже на земле обетованной, той земле, которую Господь показал Моисею и его народу с высокой горы. «И говорил Господь Моисею: " Взойди на сию гору Нево, которая в земле моавитской против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю во владение сынам Израилевым, и умри на горе, на которую ты взойдешь " ». Согласно преданию, Моисей не только увидел отсюда землю обетованную, благодаря орлиному зрению, которым в последний миг наградил его Господь, но и был похоронен на этой же горе. На горе Небо (или Нево) и в первый мой приезд, и во второй бушевал ветер, рвавший клочья облаков, бросавший в лицо потоки дождевой воды. По свидетельствам, в солнечную погоду отсюда видна грандиозная панорама Святой Земли: долина реки Иордан, Мертвое море, Иерихон — самый древний город на земле, башни Иерусалима. А сейчас все перемешалось: небо и земля, облака и испарения, поднимающиеся снизу, как дыхание гор. Я вглядывалась в размытый горизонт: где же ты, земля обетованная? Гора Нево с незапамятных времен является одной из самых посещаемых паломниками святынь. Правда, точно никто не знает места на горе, где похоронен Моисей. В конце IV века здесь была построена первая церковь, чтобы отметить место кончины пророка. А в самом конце VI века, при епископе Сергии, настоятель монастыря решил расширить святилище. Новая базилика была украшена дивной красоты мозаиками. В южном нефе церкви позднее была найдена небольшая каменная платформа, которую, по всей видимости, и описала Эгерия, знатная паломница первых веков христианства: «В этой церкви на том месте, где находился амвон, я увидала небольшое возвышение такой величины, какую имеют обыкновенно надгробия. Тогда я спросила святых мужей, что это такое, и они ответили: “Здесь положен ангелами святой Моисей, ибо, как писано, “не уведа никтоже погребения его; так как известно, что он погребен ангелами”». Один из участников нашей группы заметил: «Мы идем путем Эгерии». Да, путем и этой трепетной паломницы, и путем многих тысяч людей, которым было необходимо прочувствовать, вникнуть, коснуться живой земли Библии, здесь, в Иордании.

http://foma.ru/put-ot-vetxogo-k-novomu.h...

Осмотрев всю землю, они пришли в долину Есхол, недалеко от Хеврона, срезали там огромную виноградную ветвь, которая была так тяжела, что ее несли на шесте два человека, также взяли гранатов и смокв и вернулись в стан. Виноград, растущий в этой долине, и сейчас отличается особыми размерами – ягоды его величиной со сливу, гроздь весит до 5 килограммов, а вино из него славится уникальным ароматом. В 1819 году в Елбеке (Сирия) выросла виноградная лоза весом девятнадцать фунтов, и ее несли четверо рабочих на шесте, чередуясь по двое, почти как в эпизоде, который описан в Книге Чисел. По толкованию преподобного Ефрема Сирина , «грозд, который несли двое на жерди, и который висел на ветви, где он и вырос, изображает то, что Пророки и Апостолы как бы пронесли на себе Еммануила. В другом же смысле представляет нам сие образ креста, а несшие грозд представляют образ двух разбойников» . И действительно, эта гроздь была залогом будущего овладения Землей обетованной, и Тело Христово – эта истинная виноградная Лоза ( Ин. 15, 1 ) – для причастников является залогом вступления в Вечное Царство. Но из этого следует суровое напоминание нам, христианам: ведь почти все евреи, кроме детей, погибли в пустыне и не вошли в Ханаан, так и мы, если не станем кротостью и смирением подобны детям, рискуем навсегда остаться в страшной пустыне греха. Люди, вернувшись к Моисею и ко всему народу, принесли им плоды земли и сказали: «…Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие… Амалик живет на южной части земли… земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис. 13, 28–29; 30, 33–34 ). Действительно, от этого времени археологи обнаружили множество укрепленных городов с «циклопической кладкой», стоявших чуть ли не на каждом холме: примером являются раскопанные стены Иерихона. Интересно, что, согласно археологическим данным, в конце эпохи средней бронзы (XVI век до Р.Х.) города находились на пике своего развития и могут быть описаны как самые большие укрепления за всю историю Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

По указанию Божию Моисей совершает пред лицом всего Израиля посвящение Иисуса в свои преемники: И сказалГосподь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых (Чис 27:18–20). На Иисуса возлагается военно-политическая власть в Израиле, но верховная власть, согласно повелению Божию, должна принадлежать первосвященнику Елеазару, по слову которого должны выходить и должны входить он (Иисус) и все общество (Чис 27:21). Эта инвеститура, полученная Иисусом перед смертью Моисея, подтверждается в последних строках Второзакония, служа как бы плавным переходом к началу повествования шестой книги Библии: И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею Обетования Божии, данные Аврааму, Исааку и Иакову, исполняются в эпоху Иисуса Навина. То, что начинается в книге Бытие, завершается в книге Иисуса Навина. В одном из недавно появившихся комментариев к книге его автор Марио Руссотто отмечает эту взаимосвязь: “Книга Иисуса есть печать Божия на Израиле, испытание его верности, исполнение обетования: наконец Земля!” 24 . Действительно, верность завету с Богом является необходимым условием к получению обетованной земли, и она же останется единственным условием к удержанию земли во владении. Когда Израиль в своем историческом пути будет уклоняться в идолопоклонство, удаляясь от Бога Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и Иисуса, земля станет “колебаться” под ногами израильтян и затем “стряхнет” их, и они окажутся далеко от Бога и Его земли, которая вновь станет для них “обетованной”. Так случится во время ассирийского и вавилонского пленений, через несколько столетий после овладения землею. Итак, верность Завету — единственное и необходимое условие вечного обладания землей, обещанной праотцам.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Покрыло небеса величие его, и славою его наполнилась земля. 954 Феман (древнеевр. «Тейман», то есть «южная страна») – это библейское название Йемена и вообще Аравии, а о горе Фаран, месте нахождения по­томства Исмаила, мы уже говорили. Таким образом, пророк Аввакум пред­сказывает распространение вести о славе Божьей из Аравии по всему миру (славою Его наполнилась земля). Далее в том же пророчестве следует описание грядущих завоевательных походов ислама на суше и на море: Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. ………………………………….. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. 955 » 956 . Мы уже подробно говорили о географическом значении «Фемана» и «Фаррана». Едва ли обосновано говорить о Фемане как о Йемене. Феман – это юг, а географически наиболее обосновано говорить о Едоме, где и город с таким наименованием был, и жители феманитяне, потомки Фемана, внука Исава (Едома). Пророк Аввакум говорит о славе Божией, которая пришла от горы Синай­ской, от пустыни Фаран, с юга от пределов Едома при Моисее, когда народ Божий, народ Израильский шествовал в Обетованную землю. Что касается Божия шествования во гневе по земле и попирания народов в негодовании, проложения пути по морю через пучину великих вод с ко­нями Господа – все это касается исхода израильтян из Египта; перехода их через Чермное море; разгрома амаликитян; Сигона, царя Есевонского; Ога, царя Васанского. Это было победное Божие шествие, это были брани Ягве Бога. Кроме того, в песни Аввакума есть явные отголоски браней Иисуса На­вина: Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих 957 . Никогда ничего подобного не было при завоевательных походах ислама. Все это нами было подробно раскрыто в истолковательном тексте на пророческую книгу Аввакума. Еще можно добавить, что нигде в книгах Ветхого Завета нет и намека на то, что после Мессии должен прийти еще некий пророк и совершить нечто бо­лее важное, чем Сам Мессия. А ведь ислам признает Ису (Иисуса) Мессией. «О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь МЕССИЯ, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его» 958 . Абсурдно в Библии искать пророка после Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

После этого земля была по жребию разделена между коленами Израиля, и были выделены города для священников, а часть этих городов стала городами убежища, где укрывались невольные убийцы. По велению Господа священники и левиты должны были жить за счет десятины (десятой части доходов), которую приносили им израильтяне, а те молились Богу за народ, учили его Закону Божию и осуществляли правосудие. По Закону Бога земля не может быть частной собственностью, но дается людям во владение, поэтому и использовался жребий, дабы показать непосредственное действие Творца. Так Господь Бог исполнил то, что обещал: отдал евреям Землю обетованную. Кончина Иисуса Навина (Нав. 22–24) После окончания священной войны Иисус Навин отпустил в заиорданские владения людей колена Рувима, Гада и половину колена Манассии, повелев им сохранять Заповеди Господа; они же, перейдя реку, поставили символический жертвенник в знак того, что они часть единого народа Божия. Сам военачальник получил по своей просьбе город во владение. Наконец, почувствовав приближение смерти, Иисус Навин собрал всех израильтян в Сихем, где была скиния. Там он сказал: – Так говорит Господь: «За рекой жили ваши отцы и служили другим богам, но Я вывел отца вашего, Авраама, и привел его в эту землю. Его внук Иаков поселился в Египте. Но оттуда Я вывел вас. И дал вам во владение эту землю, послав перед вами шершней, которые поражали хананеев, и дикие звери нападали на них. И вот вы живете в домах, которых не строили, и пьете из колодцев, которых не копали». Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности. Если же вам неугодно служить Ему, то выберите себе других богов, а я с детьми буду служить Ему, ибо Он свят. И народ ответил: – Нет, только Господу мы будем служить. Ведь Он прогнал от нас врагов наших, которые жили на этой земле. Иисус Навин сказал, что если они готовы служить Господу, то пусть отбросят идолов, потому что Бог не потерпит двоеверия, и возгорится тогда гнев Его. Они подтвердили свое решение. Тогда Иисус заключил завет с народом, прочитал Пятикнижие и вписал в него все то, что произошло в период завоевания. Потом он взял огромный камень и положил его рядом с дубом около святилища – свидетелем завета. Если народ нарушит завет, то камень будет обличением ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Почему это Он говорит так? Это последний день праздника – а он заканчивался торжественным исходом из Храма к подножию горы, где был этот источник Силоам – черпали воду в сосуды и затем возносили её опять на жертвенник, чтобы Бог подал дожди, ранние и поздние (см. Втор. 11:14 ). Надо хорошо знать климат Палестины, чтобы понять, почему такая в ней растительность. Она на полтора-два месяца прекрасна. Всё остальное время, особенно южная и средняя часть, это пепельные холмы; отдельные маленькие оазисы; и только север: Галилея, Иорданская долина – зелёные более или менее, а так полупустыня. И вот на эту землю очи Господа направлены от начала года и до конца года (см. Втор. 11:12 ). Давид не находит слов, воспевая красоту этой земли. И называет её красой всех земель (ср. Иез. 20:6 ), землёй Эммануила (ср. Ис. 8:8 ). Мы называем Святой землёй, Обетованной землёй, Палестиной, Ханаанской землёй. Но это географические такие уже, исторические названия, а так Святая земля, земля, которую любит Господь. И очи Его от начала года и до конца направлены на эту землю. Родина трёх религий. Сейчас безпокойное место. Место нашего спасения и место страшного религиозного раздора, когда не ценится ни религия, ни жизнь человеческая и всё делается . Находят тексты, оправдывающие эту жестокость, и конца края не предвидится этому сумбуру. И вот над всем этим хаосом звучат слова: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. А Он стоит в стороне от этой процессии. Он не принимает участия в ней, Господь. Вот они идут, Он к ним обращается. Дальше. Он говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой [Из чрева, значит, из сердца: кто верует в Меня. Вот значение веры. Одного знакомства с Иисусом, одного рукопожатия с Ним, недостаточно. Нужно не просто познакомиться, как вот мы знакомимся с людьми и выносим то или иное мнение: стоит это знакомство продолжать? роковым оно может быть для нас или спасительным? Кто верует в Меня, – требуется вера, и вера несокрушимая. Потому что внешне – стоит человек. Надо, чтобы Господь нам открыл глаза, кто Он. Чтобы Дух Святой открыл глаза, и мы в этом человеке, который говорит: кто жаждет, иди ко Мне и пей, увидели Богочеловека. И вот значение Духа Святаго дальше и описывается. Смотрите]. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Поэтому нужно иногда применять и такие меры. И они вполне оправданы. А смотрим только с позиций какого-то гуманизма. А гуманисты-то всё и разложили. Вот и образовалось такое общество, где нет понятия греха, и где всё можно объяснить, и всё можно понять и оправдать. Вот и оправдывают всё. А результат какой? Ведь подошли к черте. Подошли к черте, дальше – бездна. Так вот. Хорошо. Привели их в землю обетованную. А что в этой земле? 18-ю главу откройте, 9-й стих, и без всяких возражений. Вот куда они вошли, 9-й стих. Втор. 18:9–14 «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой [а ведь эта Ханаанская земля и есть святая земля, и есть обетованная земля], тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь [служение Молоху. Он изображался в виде быка, печь в средине. Раскаляли его добела и бросали туда младенцев, потом вообще признавали очистительную силу огня и вот это служение Молоху ], прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых [все виды колдовства перечисляются, все до единой магии: и хиромантия, и некромантия, и по полёту птиц авгуры определяли, по внутренностям животных, по облакам, чародеи, гипнотизёры, спириты – это всё оттуда идёт, и сейчас всё это возрождается]; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии – mo мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей [а эти гадатели и прорицатели и шепчут: вот мне дух сказал: подойти и убей свою мать. Одна девушка походила на курсы, а потом увлеклась вот этими мистическими сектами и вскоре стала преуспевать и слышать голоса. Вот голос ей и сказал: подойди и убей свою мать, что она и сделала], а тебе не то дал Господь Бог твой. [Что же тебе дал Господь?] Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Псалом 113 Бог Израиля, выведшей его из Египта, есть Царь неба и земли, а идолы язычников – ничтожество. Он помощник и защитник своего народа. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–2. Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людий варвар, бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его. По выходе народа Израильского из Египта, когда дом Иакова, т. е. все его потомство, как единое семейство, удалилось от этого народа варварского – иноплеменного, иноверного и жестокого: то Иудея, населенная потомками патриарха Иуды, сына Иакова, стала святыней Бога или священной землей, где было святилище, в котором обитал Господь Иегова; а Израиль – этот избранный парод, населявший всю Ханаанскую землю, стал областью Его или владением Божиим. 3–8. Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло ecu, и тебе, Иордане, яко возвратился ecu вспять? Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя. Когда израильский народ выходил из Египта, ведомый Самим Богом, то увидело море – Чермное или Красное, и – быстро отступило, гонимое сильным ветром. Когда Израиль подошел к пределам Обетованной земли, то увидела река Иордан и возвратилась вспять или отступила назад, точнее – «вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, а текущая в море равнины, в море Соленое (или Мертвое), ушла и иссякла» (1Нав.3:16). – Горы взыграшася – прыгали, как овцы, и холмы также прыгали, как агнцы. – Так именно «гора Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от ней дым, как из печи, и вся гора сильно колебалась... ( Исх.19:18 ). – Проникнутый глубоким благоговением пред Богом, при созерцании этих великих чудес Его всемогущества, псалмопевец, пораженный ими, спрашиваешь: «что с тобою, море, что ты побежало? и что с тобою, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овцы, и вы, холмы, как агнцы?» – Разумеется: море, само страшное, не должно бы отступать ни пред какой силой; быстрое течение Иордана не должно бы возвращаться назад; горы и холмы, эти твердыни от начала мира, не должны бы колебаться и прыгать. Но, они бегут, отступают, прыгают... Почему же? Псалмопевец указывает истинную и единую причину этого – всемогущую волю Божию. – «Пред лицом Господа трепещет – колеблется земля, пред лицом Бога Иаковлева, превращающего камень – скалу в озеро воды, и даже несекомый – камень, которого не касалась секира каменщика, дикий: точнее – даже из гранитной скалы Господь изводит источник, как это и было действительно и неоднократно совершено Им при путешествии Евреев по пустыне Аравийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010