9-е Святого апостола Матфия Св. ап. Матфий родом из Вифлеема, от племени Иудова. По вознесении Иисуса Христа, когда все апостолы пребывали в Иерусалиме, ожидая сошествия обетованного им Св. Духа, Матфий из числа 70 учеников Иисуса Христа, с Иосифом Варсавою, который прозван Иустом, т. е. правдивым, представлен был ап. Петром Церкви Христовой, в собрании коей было около 120 человек, для восполнения дванадесяточисленного лика апостолов, умаленного отпадением Иуды Искариотского. «Братия! говорил Ап. Петр, надобно было исполниться тому, что в Писании прорек Дух Святый устами Давида о Иуде, приведшем тех, кои пояли Иисуса. Он сопричислен был к нам и получил жребий служения сего. Но приобрел землю неправедною мздою; и когда низринулся, разверзлось у него чрево и выпали все внутренности его. И сие сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на их отечественном языке названа Акелдама, т. е. земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем и достоинство его да приимет ин (LXVIII, 26. CVIII, 8). Итак надобно, чтобы кто-нибудь из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, как он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. Тогда поставили двоих, Иосифа, называемого Варсавою и Матфия, помолились и сказали: ты, Господи Сердцеведче всех, покажи, егоже избрал еси от сею двою единаго, прияти жребий служения сего и апостольства, из него же испаде Иуда, ити в место свое. Бросили жребий; жребий пал на Матфия, и он причтен к 11 апостолам ( Деян.1:15–26 ). По сошествии Св. Духа ап. Матфий первоначально благовествовал Евангелие в Иерусалиме и Иудее, вместе с прочими апостолами ( Деян.6:2, 8:1,14 ). Из Иерусалима с ап. Петром и Андреем, во время первого его апостольского путешествия, ходил в Антиохию сирийскую, был в Тиане, городе каппадокийском, и в Синопе. Здесь св. ап. Матфий заключен был за слово Божие в темницу, из которой чудесно освобожден был св. ап. Андреем Первозванным. После сего ап. Матфий путешествовал также в Амисию или Амазию, город на берегу Понта. Во время третьего путешествия ап. Андрея Матфий был с ним в Эдессе и Севастии. Он странствовал также с проповедию Евангелия, как пишет Дорофей и Никифор Каллист, в Ефиопию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Во что еще бить тебя, душа непокорная! Так сетует учитель Критский о твоей плачевной судьбе, душа моя. Сколько раз говорил он тебе — не обращайся назад! Сколько раз приводил на мысль Христовы слова: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк.17:32)! Позади — земля греха, впереди — земля радости обетованная, путь к этой земле известен тебе, ибо тебе сказал Господь: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Трудным тебе кажется путь этот — но только потому, что ты поверхностна еще в своем знании, оно — еще как бы вовне, не срослось с тобою, не вошло внутрь тебя. Совершенствуй его, применяй его в жизни своей, сделай это знание неотъемлемой частью себя, как неотъемлемо от тебя дыхание твое, — и тогда ты поймешь, почему сказал Христос: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:30).    О, душа моя нерадивая! Тебе же не неведомо всё это! И как же так выходит, что ты всегда смотришь назад, когда идешь вперед?    Почему, как в древние времена неразумные люди в пустыне, и ты предпочла Небесной пище свиное мясо и котлы, и пищу египетскую?    Куда придешь ты, если глаза твои устремлены только на небольшой отрезок пути, уже пройденный тобой: на те удовольствия, от которых тебе пришлось отказаться, на те сладостные соблазны, которые так привлекали твои взоры, на ту пищу египетскую, от которой тебя Уставом своим ограждает Церковь — хотя бы в постовые дни? Почему ты видишь только мизерные подвиги твои, но не смотришь на цель, ради которой Церковь подталкивает тебя к ним? Неужели так непосильны они?    Неужели цель — столь мелка, что ради ее достижения ты не хочешь пожертвовать самым малым — своеволием, чтобы приобрести великое: «молитвой и постом» оградить себя от «рода» сатанинского; оставить свиная мяса тем, кто только и достоин, что быть вселенными в стадо свиное в стране Гергесинской и Гадаринской и потонуть потом в море Галилейском (Мф.8:28—32; Мк.5:1—13; Лк.8:26—33); сердечной любовью к ближнему своему, разделяя с ним «тяготы» (Гал.6:2) его, открыть и для себя двери Царства?! Ведь сказано: «Господь по великой Своей милости возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, — сказал нам первоверховный апостол, — поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера наша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа!» (1Пет.1:3—7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вести, принесенные соглядатаями, были не одинаковы: с одной стороны Израильтяне слышали: в земле той подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее, а с другой те же свидетели заверяли: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поядающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые ( Чucл. XIII, 28. 38 ). Находясь под влиянием таких, диаметрально противоположных, сообщений, Еврея не сумели победить своего малодушия. Общий ропот, крики недовольных и плачь оробевших огласили стан Израильский. Очевидно, настоящее поколение было еще не в состоянии выполнить великую религиозную миссию в недрах земли обетованной и потому должны были погибнуть в пустыне. Когда раздалось грозное слово Иеговы, Израильтяне сознали свою ошибку и, не смотря на запрещение Моисея, хотели проникнуть в Палестину. Они дерзнули подняться на вершину горы Аморрейской; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана. И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их и тали их до Хормы (Числ XIV, 44–45). Последнее название в книге Судей заменяется именем Цефаф. Там мы имеем такой рассказ. И пошел Иуда с Симеоном, братом своим, и поразили Хананеев, живущих в Цефафе, и предали ею заклятию м от того называется город сей: Хорма. ( Cyдeй I, 17 ). На север от ’Ain Gadis в Wady Magráh es Sebaita лежат развалины, известные между Арабами как Sebaita. Это название звучит очень сходно с Еврейским Цефафом и заставляет предполагать, что здесь именно и находился город Хорма. Еще далее к границам Палестины открыты – развалины укрепленного форта El Meshrifeh; возвышенное положение места и следы крепости, как кажется, указывают на тожество его с горою Аморреев. Арабы передают, что некогда была здесь война между народом El Meshrifeh и народом Sebaita, причем последний, превосходивший численностью и благосостоянием, одержал победу. Не служит ли это отголоском того происшествия, которое случилось во времена Моисея? Расстояние Sebaita от ’Ain Gadis (около 20 нем. миль) и названия некоторых местностей, напр. Dheigat eiAmerin и Ras Amir, напоминающие древних Аморреев, также подтверждают предположение, что в свое время эта местность была сценою сражения Израильтян с Ханаанитскими народами. Не нужно опускать из внимания и важности означенного пункта для Евреев, потому что исход борьбы с иноплеменниками решал в данном случае вопрос: идти ли им в Палестину, или погибнуть в бесплодных пустынях et Tih? И если бы Израильтяне овладели страною на севере от Ain Gadis, тогда для них были-бы совершенно открыты две дороги в землю обетованную: одна на запад чрез Rupeideh u Khalasah, а другая чрез горы Dheigat el Amirin и Wady Marreh. Естественно, поэтому, что как Израильтяне усиливались пробиться сквозь цепь враждебных им ханаанитских племен, так и последние употребляли все старания, чтобы отбросить назад наступающие полчища Евреев и не дать им в руки ключа Палестина 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Взгляни внимательней на первое пришествие Господа нашего и Спасителя, когда Он приходит, чтобы сеять семя слова Своего на всей земле, как берет Он всю землю, только разбрасывая семена, как обращает в бегство враждебные силы и падших ангелов, господствовавших в умах народов, и в то же время сеет слово и основывает церкви. Это Его первое обладание всей землей. Так следуй же за мной, о слушатель, держась за тонкую нить рассуждений, и я покажу тебе, как Он во второй раз возьмет землю, очень много которой, как теперь сказано Иисусу, осталось. Послушай, что говорит об этом Павел: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( 1Кор.15:25 ; Пс.109:1 ). Это, таким образом, и есть земля, много которой, как сказано, остается до той поры, пока все они не будут низложены под ноги Его и пока все не возьмет в наследие Себе. Сказано: «Остается сия земля: все округи Филистимские» ( Нав.13:2 ) и много других земель, следующих далее. Многое еще «остается», относящееся к нашему времени, что не низложено «под ноги» Иисуса, Который, безусловно, должен обладать всем. Ибо конец мира не может наступить, если прежде все не будет подчинено Ему. И пророк говорит: «Все народы будут служить Ему» ( Пс.71:11 ), и «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь» ( Пс.71:8–9 ), и «из заречных стран Ефиопии поклонники Мои принесут Мне дары» ( Соф.3:10 ). Из этого ясно, что во втором пришествии Иисус возьмет в Свое владение те обширные земли, которые пока остаются. Но блаженны те, которых Он обрел в первом пришествии; ибо воистину достойны всяческого уважения те, кто, несмотря на противодействие многих неприятелей и нападения многих хорошо вооруженных врагов, ведущих против них войну, получили в наследство землю обетованную. Когда же кто-то подчинится по необходимости, когда «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ), тогда не будет уже больше благодати для тех, кто подчинился. После того, как перечислены многие народы, только о сидонянах сказано: «Всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых» ( Нав.13:6 ). Поименованы также хананеи; упомянуты и те, кто «пред Египтом», и те, что «до пределов Екрона» и с левого берега реки, и многие другие народы, и только о сидонянах Господь говорит, что Он изгонит их. Сидоняне, как мы уже говорили прежде, именуются «охотники». Так кого же понимать под этими злыми охотниками, как не те противные силы, о которых пророк говорит: «Приготовили сеть ногам моим» ( Пс.56:7 ), ту сеть, в которую они обманом заманивают души и уловляют их грехом? Потому Господь и истребляет их, ибо когда такие охотники погибнут, когда не будет уже тех, кто раскидывает сеть и расставляет силки, чтобы поймать душу во грехе, тогда «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею» ( Мих.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вот Сихем. В Сихеме была изнасилована девятилетняя Дина, дочь Иакова, которая пошла посмотреть, как живут жители этой области. Принц Сихема влюбился в эту маленькую Дину, забрал ее к себе, надругался над нею, но потом испугался из-за содеянного, и начались переговоры. Братья Дины Левий и Симеон, которые были братьями ей и по отцу, и по матери, узнали, что сделали с девятилетней Диной, и решили отомстить. Они сказали жителям Сихема: «Не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас» (Быт. 34: 14). И все жители Сихема обрезались. А когда человек совершает обрезание, то по особенностям физиологии три дня он лежит в горячке, ему очень тяжело передвигаться. И вот когда обрезанные жители находились в горячке, Левий и Симеон, братья этой девочки, вырезали всех мужчин Сихема. А потом отдали весь этот город на разграбление своим другим братьям (см.: Быт. 34: 18–31). Они, конечно, имели право отомстить насильнику за сестру, но без этой крайней жестокости! Позже патриарх Иаков скажет о них: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 7). Сихем – это и «дубрава Море», место между горою Гаризим и горою Гевал. При входе в землю обетованную потомки Авраама проклинали грешников на горе Гевал и благословляли на горе Гаризим (Втор. 11: 29). И Аврам останавливается в Сихеме, он – Божий пророк. «И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи» (Быт. 12: 6). А почему Моисей употребляет эту фразу: «в этой земле тогда [жили] Хананеи»? Вот если, например, мы выйдем на улицу, и я скажу: «А вот тут недавно стояли узбеки и чеченцы», что это значит? Это значит, что они ушли! А когда Моисей пишет, что на той земле тогда еще жили Хананеи, имеется в виду, что они и тогда еще продолжали жить, когда Моисей писал эти слова. Этим самым бытописатель Моисей показывает, что Хананеи захватили эту землю. Помните, как в Книге Деяний сказано: «От одной крови (то есть от крови Адама. – прот. О.С. ) Он (то есть Господь. – прот. О.С. ) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26)? И вот эта земля, святая земля, была предназначена для потомков Сима, Евера и Авраама. Поэтому здесь и сказано: «В этой земле тогда жили хананеи» – то есть жили незаконно.

http://pravoslavie.ru/99067.html

Все окружавшие Израиль народы забыли про рай и не стремились к нему. Они заменили рай мирской роскошью и великолепием, красотой и многолюдием своих городов и столиц, блеском золота, одежд и самоцветных камней. Пример Вавилонской башни показывает, что если они и стремились ввысь, то не для единения с Богом, а для соперничества с Ним. Вавилон, Ниневия, Тир и Сидон, стовратные Фивы были не только центрами культур, наук, искусств и техники, школьной мудрости и посвящения, но и центрами интеллектуальной и моральной распущенности, источниками психической заразы для Израиля и всего мира. Один он, Израиль, оставался верен мечте о рае и получил его в обетованной земле, но своей многократной изменой Богу сам же и превратил эту землю в пустыню. Пророческие книги полны указаний на опустошение цветущих когда-то земель. «Поэтому и сделалась земля ваша пустынею и ужасом, и проклятием, без жителей, как видите ныне» ( Иер. 44, 22 ). Разгневанный Бог грозит: «Я сделаю эту землю пустыней за то, что они вероломно поступали» ( Иез. 15, 8 ). Бог угрожает Египту за бесстыдное хвастовство фараона, называвшего реку Нил своим творением и собственностью: «И сделается земля египетская пустынею» ( Иез. 29, 9 ). Из глубины скорбящего сердца пророка раздается вопль, обращенный к карающему Богу: «Боже сил! восстанови нас» ( Пс. 79, 8 ). Просветленный, созерцающий «лице» Бога в себе, пророк знает, что восстановление связано с обновлением и он говорит: «Сердце чисто созижди во мне. Боже, и дух правый обнови во утробе моей» ( Пс.50, 12 ). Обновленный волеизъявлением Бога человек имеет «дух правый» и «сердце правое» и пребывает на «земле правой» ( Пс. 142, 10 ). Ветхозаветный Бог обновляет предавшегося Ему человека «Духом Своим» и говорит: «И дам сердце новое и дух новый дам вам» ( Иез. 36, 26–27 ). Бог дает верным картину восстановленного рая, связывая его с «отраслью от корня» (Христа). Волк будет жить вместе с ягненком, теленок, молодой лев и вол будут лежать рядом, и малое дитя будет водить их. Младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку к гнезду змея и «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей» (Исайя 11, 1–9) (рай был расположен на возвышении). Пустыня расцветет ( Ис. 35, 1 ), откроются реки и источники ( Ис.41, 18 ). Человек застроит пустыни вековые, восстановит древние развалины и возобновит разоренные города ( Ис. 61, 4 ). Бог обещает сотворить новое небо и новую землю, а прежние не будут вспоминаемы. И воцарится веселие в новом Иерусалиме ( Ис. 65, 17 ). Древний Адам будет восстановлен полностью: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся» ( Ис. 40, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Далее в некоторых греческих рукописях следует вторая вставка: (1) в земле Асийской, в местности, именуемой Гефирой, и побьёт [их] и будет побит. И, обернувшись, царь соберёт народ [из разных племен] и нанесёт Измаилу раны великие в краях Меандра. И опять завяжет с ними бой в Хартокеране и сокрушит их там; и другие четыре битвы даст им, опустошая и истребляя их. (2) И придёт в место, именуемое Кесарией, и станет над мощами святых, и скажет: куда мне поглядеть, Господи Иисусе Христе, согрешив против неба? Беззакония мои превысили главу мою; заповедей Твоих не соблюдал. (3) Тогда восстанет и прогонит их (Измаильтян) из их жилищ, (4) и поднимет меч свой, и опустошит Ефрив, отечество их, и возьмёт в плен жён и детей их. (5) А к живущим в Земле обетованной снизойдут сыны царские (ангелы?) с оружием и возьмут их от земли. (6) И нападет на них (Измаильтян) страх отовсюду. И жёны их, и дети, и кормящие младенцев, и все племена их, бывшие на земле, предадутся в руке Римского царя оружию и плену, погибели и смерти. (7) И будет иго Римского царя над ними в семьдесят семь раз сильнее, нежели [то] иго, [которое] они налагали [на Римлян]. (8) И окажутся в великой нужде, голоде, жажде и скорби. И попадут в рабство как сами, так и жёны и дети их, и порабощены будут порабощенными ими, и будет путь их горше и печальнее в сто крат. (9) Умиротворится земля, опустошенная ими, и возвратится каждый в землю свою, в наследие отцов своих: [в] Армению, Киликию, Исаврию, Африку, Элладу и Сицилию. Все, освобожденные из плена, возвратятся в отечество свое. (10) Наполнят люди землю опустевшую и размножатся как саранча египетская. (11) Аравия же опустошена будет огнём, [так же и] Египет сожжён будет, а Поморье останется в мире. (12) И падёт вся ярость царя Римского на отрекшихся от Господа нашего Иисуса Христа. (13) И умиротворится земля, и будет великая тишина на земле, какой ещё не было и не будет, потому что [уже] настали последние [дни] . (14) Пред кончиной века будет веселие на земле, и возвеселятся люди в мире, и обустроят города, и освободят святилища от всех бед, и отдохнут люди во время то от всех скорбей своих. (15) Это будет тот мир, о котором пророчествовал божественный апостол, так говоря: когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес 5:3). (16) Также и Господь говорит в Евангелии: и как было во дни Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж, так будет и в последний день (Лк 17:27-30). (17) Ибо при том мире сядут люди на земле с радостью великой и веселием, будут есть и пить, жениться и выходить замуж, ликуя и веселясь, и строя дома, потому что не будет в сердце их тьмы и печали.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Для книг Паралипоменон (Хроник), близких по своему пониманию истории Израиля и ее оценке к ранним историческим книгам, характерен неск. отличающийся взгляд на исполнение обетования о даровании земли. Время Иисуса Навина отражено в немногих генеалогических списках. Завоевание Ханаана не изображается вообще; Иисус Навин лишь упомянут как живущий в земле (1 Пар 7. 27: «Нон, сын его, Иисус, сын его»). Как и в ранних исторических книгах, в книгах Паралипоменон действия царей, правивших после Давида и Соломона, оцениваются в зависимости от их верности закону Моисея. При этом в отличие от Книги Иисуса Навина и книг Царств никак не оценивается верность завету всего народа Израиля. Летописец не отрицает того, что усиление греха в народе привело к потере земли, восстановление храмовой общины при персид. царе Кире он понимает как милость Божию к Израилю, к-рый был в плену, «доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих» (2 Пар 36. 21). Однако эта тема не является главной в книгах Паралипоменон. В книгах пророков Тема обетования земли и связанная с ней тема исполнения закона Моисеева живущими в З. о. израильтянами являются центральными и у пророков-писателей вплоть до конца эпохи вавилонского плена. Прор. Амос обвиняет собственников земли, угнетающих и изгоняющих мелких крестьян с их отеческих наделов: «...соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам 3. 9-10). Суд Божий будет явлен в том, что богатые, как и все, потеряют землю и будут уведены в плен (Ам 4. 1-3; 5. 27; 6. 7; 7. 11; 9. 4, 9, 15; Мих 1. 16; 2. 4; 4. 10; 5. 2). За то, что они «не болезнуют о бедствии Иосифа», они «ныне пойдут… в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам 6. 7; ср.: 5. 11; 8. 4, 6). Прор. Михей с сокрушением описывает положение дел в З. о.: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих 7. 2-3). «Главы Иакова и князья дома Израилева», к-рым «должно знать правду», «едят плоть народа… и сдирают с них кожу их» (Мих 3. 1, 3). Но на «замышляющих беззаконие», отбирающих у людей поля и дома Господь «наведет… такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое» (Мих 2. 3).

http://pravenc.ru/text/199717.html

Евр.6:7 .  Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога. Евр.6:8 .  А производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. «Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога»: «а износящая терния и волчец непотребна есть и клятвы близ, еяже кончина в пожжение». Подобием показал Апостол, какими благами наслаждаются приносящие зрелые плоды благочестия и что потерпят произращающие терния. Дождем же в переносном смысле назвал учение. Так и пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Бог устами Пророка изрек: «и облаком заповем, еже не одождити на него дождя» ( Ис. 5, 6 ); и в Божественном Евангелии сказано: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» ( Ин. 7, 37 ) поскольку же Апостол употребил жесткие слова, упомянув о терниях и огне, то утешает восписываемою похвалою. Евр.6:9 .  Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. «Надеемся же о вас, возлюбленнии, лучших и придержащихся спасения, аще и тако глаголем». И чтобы не показалось, что более льстит, нежели водится истиною, напоминает им о том, в чем уже преуспели, делая чрез то усерднейшими к делу Божию. Евр.6:10 .  Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. «Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым и служаще». Итак, сознавая в них это, почему же называешь их немощными, младенцами, малоценными? Евр.6:11 .  Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, Евр.6:12 .  Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. «Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание ко извещению упования даже до конца», «да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением». Сими словами Апостол дает разуметь, что в начале оказывали большее великодушие, притупили же оное непрестанные и непрерывные волны противных обстоятельств. Но показал также и свое сердоболие. Ибо говорит: «Желательно и весьма вожделенно для меня всегда видеть в вас это усердие. А это и будет, если без всякого сомнения удержите в себе поданные вам о будущем надежды, взирая на тех святых, прославившихся верою, которые за великое терпение насладились обетованных благ». И для сравнения делает упоминание о многих, а пока изводит на среду патриарха Авраама и показывает, что хотя приял он Божии обетования, но конец оных увидел по прошествии весьма многого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Если в 5:10–16 Жених описан в образах, взятых от Иерусалимского храма, то здесь Невеста описана в образах, взятых от Святой Земли. А брачная песнь храма и Обетованной Земли описывает брак Ягве и Его народа. Сами сравнения в описании таинственной Невесты в значительной мере повторяют ранее уже приведенные. О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая (дщи Надавля). Этим указуется на многие странствования, которым подвергался Израиль ради Своего Господа. «Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» ( Пс. 38:13 ). Как прекрасны ноги твои – это не простое переселение народов, а странничество Господне – в чем и прекрасен Израиль (странствования Авраама, Иакова, Моисея с народом). Дщерь именитая – Израиль избран из всех народов, несет на себе имя Господне. Или по LXX, дщерь Надавля. Надав – священник, сын Аарона, поднимался с Моисеем на гору Синай, потом, однако, принес чуждый огонь в скинию, за что был Богом лишен жизни. Подобно и народ Израильский, сия дщерь Надавля, сначала взошел с Моисеем на Синай, то есть воспринял Закон от Бога, но потом принес Богу огонь чуждый своим отступничеством в идолопоклонство, в нравственное разложение и, наконец, отвержение и распятие Мессии. За это и Господь подвергал этот народ наказаниям и даже духовной смерти. Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника . Красота Суламифи, являющая духовную красоту плодоносящих святых Израиля. Живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино, или пуп твой чаша источена, нелишаемая мста (патоки). Иерусалим – центр, «вершина земли» ( Иез. 38:12 ). Так говорит Господь Бог: «Это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земля» ( Иез. 5:5 ). Он духовно возвышается среди народов. Ягве-Господь устрояет спасение посреди земли ( Пс. 73:12 ). Кстати, и поныне в Иерусалиме показывают так называемый «пуп земли». Там не истощается ароматное вино , оттуда напояют землю потоки истинного учения, ароматные благодатью Духа Божия. Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Святая Земля изобилует пшеницей и даже называется землей пшеницы ( Втор. 8:8 ). Указание на благоденствие Израиля ( ворох пшеницы ) и его благолепие ( обставленный лилиями ) – красота природы, храма, святых Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010