Бог отдает Аврааму и его потомству землю. Как печатью Божией, закрепляющей обладание Авраамом этой землей, над ней дважды знаменуется крест – взором и стопами праотца. И сказал Господь Авраму: возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему... И далее: Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее: ибо Я тебе дам ее (и потомству твоему навсегда) ( Быт. 13:14–15, 17 ). По Божию повелению, Авраам должен возвести очи свои и посмотреть к северу и югу, к востоку и западу, и тем назнаменовать взором своим крест над обетованной и передаваемой ему во владение Землей. Потом, то же самое должно произойти в действии – Авраам должен пройти эту землю в долготу от будущих Дана до Вирсавии и от Иордана до Средиземного моря, в широту, вступая во владение. Взор Авраама, назнаменовавший крест на Святой Земле, означает пророческое предвидение тайны Креста в Израиле святыми пророками. Стопы Авраама, начертавшие крест на Земле Израиля, означают Боговоплощение и крестные страдания Бога воплотившегося. Прп. Ефрем Сирин : «После того, как Лот отделился от Аврама, Бог явился Авраму и сказал ему: возстав, пройди землю в долготу ея и в широту, яко тебе дам ю. Сим, очевидно, прознаменуется крест. Но земля, обетованная родоначальникам в тайне Креста, за Крест же изринула чад своих, и отдана иным наследникам» 453 . Удивительная мысль прп. Ефрема – крестом даруется праотцам Израиля эта земля и за Крест же эта самая земля изринула иудеев в великое рассеяние, и отдается иным наследникам. Пройти землю – означает вступить во владение ею. Как говорит равви Берман: «Один из способов легитимизации владения землею состоит в том, что хозяин обходит ее вдоль и поперек». Авраам это сделал и верой своей уже овладел Обетованной Землей. При этом Богоявлении, Авраам вступил во владение не только землей, но и всех, дарованных ему, обетований Божиих. Буквально же – по этим местам пройдет Иисус Навин, и тогда, весь Израильский народ вступит во владение Обетованной Аврааму Землей. Вступить – значит овладеть. Это видно, например, из клятвенных слов Моисея Халеву, другу и соратнику Иисуса Навина: Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Ягве Богу моему ( Нав. 14:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Для прор. Иезекииля, проповедь к-рого относится к периоду конца вавилонского плена, тема возвращения в З. о. и восстановления храмовой общины наиболее важная. Пророк знает, что земля полна преступлений: «...нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды», потому что, по словам самого народа, «оставил Господь землю сию, и не видит Господь» (Иез 9. 9). Основную причину потери земли и депортации народа Иезекииль видит в идолослужении, неверности Израиля Яхве (Иез 6. 1-7; 13. 8; 14. 1-11; 16. 15-22). В 20-й гл. пророк рассказывает историю избрания Израиля и его отпадения: Яхве клялся вывести народ из Египта «в землю, которую ... усмотрел для них» (ст. 6). Когда же израильтяне пришли в З. о., они стали служить идолам (ст. 28), и по этой причине они уведены в плен (стихи 23, 35). «Земля Израиля» описывается как «краса всех земель» (Иез 20. 6; ср.: Иер 3. 19; Дан 8. 9; 11. 16, 41, 45). Однако Яхве не оставит тех, кто были уведены в плен: «...хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез 11. 16). Все они вернутся в З. о. (Иез 11. 17-21; 20. 40-44; 34. 11-16; 37. 15-28), даже те, кто уже умерли в пленении, ибо Яхве «оживит» их (Иез 37. 1-14). Когда исполнится время пленения, Яхве соберет их «из народов и из стран» (Иез 20. 34) и «на горе высокой Израилевой,- говорит Господь Бог,- там будет служить Мне весь дом Израилев, весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими» (Иез 20. 40). Сам Яхве покинул Свой дом и Свой город, чтобы пойти с народом в вавилонский плен (Иез 8-11), но когда-нибудь Он вернется вместе с ними в храм (Иез 43. 1-5), в землю, восстановленную согласно проекту, изложенному в главах 47-48. Основной идеей этого плана становится равное распределение земли между всеми членами народа на «уделы по коленам Израилевым», включая и «иноземцев», живущих среди народа (Иез 47. 13-23). В книгах послепленного периода

http://pravenc.ru/text/199717.html

«Субботний год». Каждый седьмой год закон предписывает не сеять и не убирать урожай: « шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай » ( Лев.25:3–4 ), все же выросшее на полях отдается бедным и животным: « что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли всем в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу » ( Лев.25:5–7 ). Кроме того, законом предусматривалось, что в конце каждого седьмого года отменялись все долги ( Втор.15:1–2 ), причем особо отмечается, что никто не имеет права отказываться от дачи в долг в последний год ( Втор.15:9 ). Однако долги прощались только евреям: « с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости » ( Втор.15:3 ). Наконец, соплеменники, находившиеся в рабском состоянии, отпускались на волю в 7ой год. ( Лев.25:39–55 , Исх.21:2, 26, 27, 32 ). При этом, отпускалась на волю и жена раба. Если же жена была дана рабу господином и она родила детей, то она и дети должны оставаться у хозяина. Смысл последнего в том, что жена с детьми оставались у господина по человеколюбию: на седьмой год раб не засевал своего поля и ему было бы нечем прокормить семью/7:166/. Юбилейный год. По слову Христа – « лето Господне благоприятное » ( Лк.4:19 ). По тексту Ветхого Завета –это именно 50-ый год. В юбилейный год, как и в «субботу Господню», предписывается не сеять и не жать. Иначе говоря, два года подряд земля не должна засеваться. Это обстоятельство побудило некоторых библеистов высказать мнение, что юбилейный год – 49й. Как бы там ни было, смысл юбилейного года в словах: « возвратитесь каждый во владение свое » ( Лев.25–13 ). Восстанавливается как бы «статус кво» времен Иисуса Навина, когда вся земля обетованная была разделена по жребию между еврейскими семьями. Ветхий завет допускал продажу земли, в том числе – и за долги. Однако, всякая купленная земля в юбилейный год возвращается к продавшему ее, даже если он не имеет, чем за нее заплатить. Таким образом, законодательство юбилейного года продажу земли фактически превращает в аренду на определенный срок, причем подчеркивается: « Землю нельзя продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня » ( Лев.25:23 ).

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Так, колеблемая подземными ударами земля давала громадные трещины, который мгновенно закрывались, при чем некоторые, ничего не предчувствовавшие, путники заживо были поглощены землею, как некогда поглощены были ею Дафан и Афирон, восставшие против Моисея и Аарона 60 . Температура горячих источников, находящихся на юг от Тивериады, возвысилась до такой степени, что ее нельзя уже было измерить обыкновенным термометром. В столь страшном явлении природы, каково землетрясение, ветхозаветные писатели видели обнаружение гнева Иеговы, Его всемогущества и славы. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Господь 61 . Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его, и вселенная и все живущие на ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним 62 . Покрыло небеса величие Господа и славою Его наполнилась земля. Он стал, и поколебал землю; воззрел и в трепет привел народы; вековые горы рассыпались, первобытные холмы опали 63 Но как ни грозны действия землетрясения, они не сильны были повергнуть в малодушный страх лучших представителей ветхозаветного Израиля. Правда, в этих действиях они признавали обнаружение божественного гнева и, конечно, живо чувствовали все бессилие и ничтожество человека при вид колебания того, что обыкновенно считается неподвижным, но в то же время они были твердо убеждены, что хотя горы сдвинутся и холмы поколеблются, милость Господа не отступить от избранных Его и завет мира Его не поколеблется 64 . Горы Святой Земли Отправившись от горы Хорива, сыны Израиля прошли всю великую и страшную пустыню Синайскую и остановились в Кадес-Варни, в пустыне Фаран. 65 Пред ними высились горы: то были южные отроги гор Палестинских. «Вы пришли к горе Амморейской, – сказал Моисей сынам Израиля, которую Господь Бог наш дает нам» 66 , Израилю надлежало овладеть горою Амморейскою и тем положить начало завоеванию земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Чем еще пленил Израиль сердце Господне? Одним ожерельем на шее твоей! Не тайными знаниями, как халдеи; не искусствами, как эллины; не мечом, как Рим, но единым монистом, одним ожерельем – верой во Единого Бога украсил шею свою Израиль. То было единственное украшение Израиля, и за него возлюбил его Господь, пленился им в сердце Своем! Сосцы Израиля, заповеди двух скрижалей, питавшие праведников и пророков Святой Земли. В лице их эти скрижали были любезны Ягве и среди вселенского идолопоклоннического нечувствия к Живому Богу тех времен, были ласкою для Него, были лучше вина , лучше всякого веселья сердца ( Пс. 103:15 ), которое могло Ему доставить тогда падшее творение. И благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! Благовоние мастей помазанников Израиля, его царей, пророков, священников, было лучше всех ароматов , творимых искусством человеческим премудрых века сего, и даже лучше всех ароматов , которыми благоухали леса, поля и луга, ибо от благовония мастей твоих , Израиль, веял Божественный Дух, имеющий по исполнении времен в полноте излиться на всякую плоть ( Иоиль 2:28 ). Мед и молоко – символ Святой Обетованной Земли. Ягве обещал Моисею ввести его народ «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» ( Исх. 3:8 ). Земля, кипящая медом и молоком – земля пророков и праведников, земля истинного боговедения в окружении всемирного океана неведения и идолопоклонничества. Земля, ставшая началом и прообразом небесного ханаана, рая Божия. Мед и молоко – образы Слова Божьего, которое «слаще меда и капель сота» ( Пс. 18:11 ), которое каплет из уст твоих, невеста , то есть из уст пророков Израиля, они и были его устами . Мед и молоко Слова Божьего под языком твоим , под языком богодухновенных пророков, которые могли воскликнуть: «язык мой – трость скорописца» ( Пс. 44:2 ), то есть Духа Святого. А другие народы вокруг в лучшем случае слушали поэтов и философов, не ведая Слова Божия. Благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана! Одежды Израиля, Невесты Ягве – это его праведники, которые возвышаются подобно кедру на Ливане. «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи» ( Пс. 91:13–15 ), они благоуханием Ливана , благоуханием духа пленяют сердце Ягве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Что суетнее той суеты, что земля, созданная для людей, пребывает, а сам человек, господин земли, мгновенно разлагается в прах? Иначе: первым проходит род иудейский, и место его занимает род собранный из язычников, а земля стоит до тех пор, пока, по прехождении синагоги, не войдет вся церковь . Ибо, когда Евангелие будет проповедано во всем мире, тогда настанет кончина. А когда настанет кончина, небо и земля прейдут. И знаменательно сказал: «земля во век стот, а не во веки». Мы же хвалим Господа не в один век, но во веки веков. Еккл.1:5 . Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Восходит солнце, и заходит солнце, и к месту своему идет, и восходит само там. Самое солнце, данное во свет смертным, своим восходом и заходом ежедневно показывает свою смертность. Погрузив свой огненный диск в океан, оно неизвестными нам путями возвращается на место, откуда выходило, и по окончании ночи, снова поспешно выходит из своей опочивальни. Вместо поставленного нами по изданию Вульгаты: «к месту своему идет» в Еврейском стоит «soeph», что Акила переводит εσπνετ, то есть «отдыхает,» а Симмах и Феодотион переводят: «возвращается», – что, то есть, солнце возвращается к месту своему и там, откуда прежде выходило, отдыхает. Все же это говорится для того, чтобы переменами времен и восходом и заходом светил небесных научить, что род человеческий падает и погибает во время для него неизвестное. Иначе: Солнце правды, в крылах коего сила, восходит для боящихся Бога, а для ложных пророков и в полдень заходит. А, взошедши, влечет нас на место свое. Куда? – без сомнения ко Отцу. Ибо для того и пришел Он, чтобы подъять нас от земли на небо и сказать: «когда вознесен будет Сын человеческий, все привлечет к себе» ( Ин.12:32 ). И не дивно, что Сын привлекает к Себе верующих, когда и Сам Отец привлекает к Сыну: «ибо никто же», говорит, «может прийти ко Мне, аще не Отец пославый Мя, привлечет Его» ( Ин.6:44 ). Оное солнце, которое, как мы сказали, для одних заходит, а для других восходит, некогда зашло для Иакова патриарха, когда он выходил из земли святой, и снова взошло для него, когда из Сирии он входил в землю обетованную ( Быт.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

11) Что должны были делать священники и левиты? 12) В чем состояла главная часть Богослужения? 13) Как совершались (в чем состояли) жертвоприношения? 14) В чем состояли кровавые и безкровные жертвы? 15) В чем состояли молитвы евреев? 16) Какие праздники были у израильтян при Моисее? Гробы прихоти 1) Куда пошли израильтяне от горы Синайской? 2) На что возроптали израильтяне? 3) Что сказал Господь Моисею? 4) Как наказал Бог прихотливый народ? Осмотр Ханаанской земли и осуждение евреев на сорокалетнее странствование. Этой истории дети в 7 классе не учили; я им буду сама рассказывать. Евреи прошли пустыню Фаран и остановились у границы Ханаанской земли. Моисей, по повелению Божию, выбрал 12 человек, по одному из каждого колена, чтобы они осмотрели землю Ханаанскую и сказали, как удобнее пройти в нее. Посланные ходили 40 дней и возвратились к народу, принеся с собой виноградную ветвь с одной кистью ягод, которую несли на шесте двое, и еще другие плоды земли Ханаанской. Все они говорили, что эта земля чрезвычайно плодородна, но 10 из них прибавляли, что народ, живущий в ней, очень силен, города укрепленные и большие, что они не могут идти против этого народа, потому что он сильнее их. Эти рассказы испугали евреев, и они начали снова роптать на Моисея, зачем он вывел их из Египта. Напрасно двое из посланных, Иисус Навин и Халев, уговаривали народ успокоиться, надеяться на помощь Божию. Евреи хотели побить камнями Моисея, Аарона, Иисуса Навина и Халева, и, выбрав нового начальника, возвратиться в Египет. Но Господь не допустил этого. Он сильно разгневался на народ свой и сказал Моисею, что поразит весь народ язвою и истребит его, а от него, Моисея, произведет новый народ, который будет многочисленнее и сильнее этого. Но Моисей стал горячо молить Господа простить народ. Господь сказал Моисею: «Я прощаю их по молитве твоей». Но Господь осудил евреев за ропот на сорокалетнее странствование по пустыне, по числу 40 дней, в которую осматривали обетованную землю, и сказал при этом, что все, имеющие двадцать лет и более, умрут в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева, и что в землю обетованную войдут только дети их.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

50. Завоевание и разделение земли Обетованной Царь иерусалимский, услышав, что Иисус Навин взял Гай и предал его заклятию и что жители Гаваона заключили мир с Израилем, очень испугался и послал к разным ханаанским царям звать их к себе на помощь. Пять ханаанских царей собрались и расположились станом около Гаваона, чтобы воевать против него. Жители же Гаваона послали к Иисусу Навину посольство просить о помощи. Иисус Навин выступил против царей со своими храбрыми воинами и напал на них внезапно. Господь привел войска царей ханаанских в смятение и евреи поразили их. Господь же бросал на них с небес большие камни (град) и больше из них было таких, которые умерли от града. Сражение продолжалось целый день. День склонялся к вечеру. Желая поразить своих врагов до наступления ночи, Иисус Навин воскликнул: «Стой, солнце, и не движись, луна!» Солнце остановилось и луна стояла, пока народ поражал своих врагов. Пять царей бежали и скрылись в одной пещере. Они были оттуда взяты и повешены на пяти деревах, а потом трупы их были брошены в пещеру, в которой они скрывались, и к этой пещере навалили груду камней. После поражения и истребления нескольких других царей ханаанских земля была завоевана и разделена между потомками сыновей Иакова (коленами) на двенадцать частей. Одному колену, колену Левия, которое состояло из священников, не было дано никакого удела. Вместо колена Левия по одному наделу было дано потомкам сыновей Иосифа, которые назывались коленами Ефремовым и Манассииным. Ханаанские народы не все были истреблены после этого завоевания. Некоторые народы ханаанские остались (филистимляне, моавитяне, аммонитяне, мадианитяне, сирийцы и друг.), нападали на Израиля, когда он отступал от Бога, и притесняли его. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

«Авраам поднялся оттуда к югу…» ( Быт. 20:1 ). Юг – это земля, которая принадлежала колену Иудину. Из этого колена произошел дом царя Давида и по плоти Господь наш Иисус Христос, о чем в Евангелии от Матфея, мы и читаем: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф. 1:1 ). Подняться «к югу» означает, в данном случае, подняться к Иерусалиму, потому что Иерусалим – это сердце земли, которая была отдана позже колену Иудину. Иерусалим становится священным городом только тогда, когда царь Давид почти три тысячи лет тому назад освободил этот город от филистимлян, от тех нечестивых людей, которые там жили. Но все равно этот город, это место считалось святыней уже при Аврааме, и целый ряд событий связан именно с этим местом. Есть истолкование, что лестница Иакова, которую он видел от земли до неба, была как раз над горою Мориа. И жертвоприношение Исаака как раз тоже совершалось на горе Мориа. То есть это место – особое место. Те из вас, кто был в Иерусалиме, знают, что это – удивительный город: летом там прохладно, а зимой – тепло. Сказано: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земли» ( Иез. 5, 5 ). И еще: «На святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы» ( Ис. 66:20 ). И когда едешь из аэропорта «Бен-Гурион» к Иерусалиму, это буквально видно: все выше, выше, выше поднимаешься в горы. Как мы с вами определились ранее, все стоянки Авраама связаны с какими-то событиями, которые происходили в истории еврейского народа. Первая стоянка была в Сихеме, когда он вошел в землю обетованную – это место, где изнасиловали Дину, его праправнучку, и была опасность уничтожения всего еврейского народа. Следующая стоянка была на восток от Вефиля. Это то самое место: «Вефиль был на запад, а Гай на восток» ( Быт. 12:8 ), которое описано в Книге Иисуса сына Навина ( Нав. 8:9–28 ), где израильский народ входил в землю обетованную, и были серьезные военные конфликты. А известное место дубравы Море находится рядом с двумя горами: гора Гаризим и гора Геваль.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Здесь образно говорится о том, что Господь помог Израилю завоевать ханаанскую землю, ибо часто города стро­ились на холмах, да и горы Палестины играли важнейшую роль в защите страны, так что кто контролировал возвышенности Ханаана, тот господствовал и на всей его территории 98 . «И кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, маслом коровьим...» (13б–14а). Этими словами подробно описывается то изобилие жизненно важных продуктов, которое Господь даро­вал Израилю в Земле Обетованной. Хотя земля Палестины в Библии описыва­ется как «текущая молоком и медом», то есть сама по себе являющаяся плодо­родной и благоприятной для ведения хозяйства, священные авторы постоянно подчеркивают, что все материальные блага подает Яхве. Сначала говорится о том, что Господь в избытке посылал народу продукты земледелия («произве­дения полей»), также давал «мед из камня» и елей из «кремнистой скалы» 99 . Два последних словосочетания, с одной стороны, отражают мысль, что Господь даже в малопригодной для жизни скалистой местности подавал народу пищу по аналогии с тем, как Он изводил воду из камня во время странствования. С другой стороны, эти выражения можно понимать буквально: дикие пчелы делают мед в ущельях скал и оливковые деревья могут расти на каменистой почве, поскольку им требуется минимальное количество влаги 100 . В 14-ом стихе, продолжая мысль, пророк говорит об изобилии продуктов животноводства, которое евреи имели в Земле Обетованной. Здесь перечисля­ются и масло коровье 101 , и овечье молоко, и мясо различных домашних живот­ных. Необходимо отметить, что слова о «туке» агнцев, овнов и козлов не сле­дует понимать буквально, так как внутренний жир животного ни в коем случае не разрешалось использовать в пищу, но следовало принести в жертву, отдать Богу. Автор этим образным высказыванием говорит, что народ вкушал самых жирных и упитанных животных, то есть Господь его питал самым лучшим 102 . «И тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод» (14в).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010