Начало было, таким образом, положено… И в том же году эта, вновь возникавшая как бы из пепла, обитель была наделена, с утверждения Кавказского Наместника, в достаточном количестве земельными участками для возведения на них храмов и других монастырских зданий, а также и для хозяйственных «угодий». Дано было и дозволение приступать к устройству обители. Но Высочайшее положение об учреждении монастыря, вызванное ходатайством строителей через посредство Св. Синода, последовало только 8-го декабря 1879 года 18 . Согласно этому «положению», новая обитель учреждена – как отрасль Афонского Пантелеймоновского монастыря, и должна наравне с ним соблюдать общежительный старо-афонский устав. При этом, на одинаковом основании о находящимися в России греческими монастырями: Никольским в Москве, Екатерининским в Киеве и Ново-Нямецким Молдаванским в Бессарабии 19 , она подлежит, в отношении поведения ее братии, наблюдению местного епархиального Начальства и Святейшего Синода, – а в отношении внутреннего ее строя и хозяйственной части стоить в зависимости от Пантелеймонова монастыря. В помощь о. иеромонаху Арсению строителем новой обители и экономом был назначен афонскими старцами о. Иерон. Он так рассказывает об этом в своих записках. Когда бывшие на Афоне для поставления о. Макария во игумена два патриарших экзарха возвращались обратно в Константинополь, то старцы послали меня провожать их. Пред отправлением в дорогу я зашел к о. Макарию. Когда я уходил от него, он сказал, чтоб, во время моего пребывания в Константинополе, отец Азария (монах в столице Турции, управлявший монастырскими – афонскими делами) дал знать в Сухум о. Арсению о том, что я – в Константинополе. Спросить о. Макария: для чего это было нужно – мне было некогда. Прибыв в Константинополь, я передал монаху о. Азарии слова о. архимандрита. Тот немедленно послал в Сухум телеграмму о. Арсению о том, что о. Иерон в Константинополе. А о. Арсений быстро же ответил: пусть приезжает о. Иерон в Сухум. О. Азария показал мне телеграмму о. Арсения и сказал, что он меня требует к себе в Сухум. Я с удивлением замечаю ему, что Афонские старцы ничего не сказали мне относительно моей поездки на Кавказ. А о. Азария говорит, что ему лично уже раньше было известно об этом. Сообщено было для того, чтобы потом вовремя дать знать о. Арсению. Поезжай, ничтоже сумняся, – прибавил он. Там о. Арсений ждет тебя. Я возражаю: да я ведь ничего с собою не взял из одежды; у меня нет даже и пары белья для перемены. А о. Азария невозмутимо парирует: не беспокойся! Все необходимое даст тебе здешняя братия. Нечего было делать. Сходил в посольство. Взял для себя паспорт и отправился в Сухум… ) III. На Кавказе 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Св. Апостол Павел торжественно хвалится крестом Христовым и указывает и основание, по которому он хвалится крестом. Он хвалится крестом потому, что распятым на кресте Христом мир для него распят и он – для мира. По истине крест Христов, распявший мир для христианина, и христианина для мира, – великая, спасительная сила, которою подобает хвалиться, торжественно хвалиться христианину. Мир – как совокупность порочных людей, и всего, что в повреждённой грехом твари обольщает человека, подстрекает его к греху, – мир, с его прелестями и соблазнами, опасен для человека, часто гибелен для него. Сокровища мира, суетное величие, почести, удовольствия его так обольстительны для человека, влекут его к себе с такою силою, что он часто, для приобретения временных благ, и для наслаждения ими, забывает всё святое: свой долг, свою совесть, общее благо; забывает самого Бога, и преклоняет колени свои пред кумиром мира с его благами. Ужасны последствия этого обольщения, которым греховный мир уловляет человека в свои сети. Суета и крушение духа, порождаемые сознанием ничтожества благ мира, которыми пользуются без благословления Божия, с забвением Бога; пресыщение благами, недовольство всем и прежде и больше всего самим собою; глубокое развращение, множество грехов, пороков; тяжёлая, несчастная жизнь здесь – на земле, вечная гибель в жизни загробной: вот что достаётся в удел человеку, порабощённому миром… Как же после сего велика и спасительна сила креста, которая отнимает у мира его обольстительную силу, и предохраняет человека от его сетей!.. Крест Христов сорвал с мира его обольстительный покров, и показал, что мир во зле лежит ( Ин. 5:19 ), что всё в нём суета, тление, ничтожество. Иначе, если бы мир с его благами имел цену, мог ли бы совершенно отречься от них, презреть их лучший ценитель всего – Христос? Мог ли бы Он предпочесть им Свой тяжёлый крест? Крест Христов показал, что в мире нет ни мудрости, ни правды, ни любви, ни правил добрых. При мудрости мог ли бы мир не познать и распять Господа славы – Христа? При любви мог ли бы он возненавидеть Бога – Любовь? При мудрости и добрых правил мог ли бы он наругаться, как над безумием, – над Христом, над Его святым, возвышенным учением крестным, над святейшею жизнию Его?..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

О распоряжениях правительства относительно управления имениями Молдавских монастырей Ясской митрополии и Хушской епископии дано было знать также и Новороссийскому генерал-губернатору 25 мая 1864 г. отношением за 1768, и губернатору Бессарабскому отношением генерал-губернатора от 8 июля за 249. Но впоследствии последовало секвестрование доходов с находящихся в Бессарабии недвижимых имуществ, принадлежащих Молдавским монастырям Ясской митрополии и Хушской епархии, совершенное вследствие особой записки русского посланника в Константинополе, представленной им управляющему Азиатским департаментом, в котором он выразил мысль о необходимости при настоящем положении дел в Дунайских княжествах, 30 секвестрования доходов с имений, каковую записку управляющий министерством иностранных дел действительный тайный советник Мальцов с Высочайшего соизволения 23 октября 1864 г. представил на рассмотрение комитета министров. В записке своей к управляющему Азиатским департаментом от 8 сентября 1864 г. за 268 генерал-адъютант Игнатьев довел до сведения министерства иностранных дел, что иностранные правительства продолжают поддерживать в соединенных княжествах пропаганду иезуитов с целью ослабить там влияние России. Правительство князя Кузы, с своей стороны, оказывает покровительство этому религиозному движению в пользу католицизма, и вследствие сего преследует православное духовенство в материальных его интересах, и уничижает его в нравственном отношении, лишая его тех прав и значения, которыми оно искони пользовалось в крае. Встретив сильное противодействие своим планам со стороны умершего в 1860 г. молдавского митрополита Софрония, вооружившегося всею силою духовной власти против произвольных распоряжений правительства князя Кузы относительно имуществ, принадлежащих духовенству, и опасаясь вновь возбудить опасную оппозицию со стороны лиц, стоящих на ступенях высшей духовной иерархии, и поэтому пользующихся некоторого самостоятельностью, князь Куза с намерением оставляет без духовного главы Ясскую митрополию, управляемую ныне наместником, и не замещает новыми духовными лицами вакантный должности епископов некоторых епархий. Вследствие этого, существовавший до сего времени по церковному уставу порядок назначения и посвящения на высшие иерархические степени вовсе устранен, и департамент церковных дел назначает прямо от себя преданных новому порядку лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского настоятеля Нямецкого и других монастырей в Молдавии и основателя Русского Ильинского скита на Афоне Содержание Предисловие старца Паисия Глава 1. Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы     Предисловие старца Паисия Дошел слух до меня последнего, что некоторые из монашеского звания 1 дерзают хулить Божественную, приснопамятную и Боготворную Иисусову, умом в сердце священнодействуемую молитву, созидая таковое свое языкоболие на песце суемудрия без всякого свидетельства. Вооружает их дерзаю сказать, на это враг, чтобы их языками, как своим орудием, опорочить это пренепорочное и Божественное дело и слепотою их разума помрачить это мысленное солнце. Поэтому, оплакав такое зломудрие этих заблуждающих от чрева и глаголющих лжу ( Псал. 57, 4 ) и опасаясь, чтобы кто-нибудь из неутвержденных в разуме слыша такие их баснословия не впал в подобный им ров злохуления, и смертно не согрешил пред Богом, похулив учение премногих Богоносных отцов наших, свидетельствующих и учащих о сей Божественной молитве из просвещения Божественной благодати, к тому же и не терпя более слышать хульные речи на это пренепорочное делание, и в добавок убеждаемый просьбою ревнителей этого душеспасительного делания, – решился я хотя это и превышает немощный мой ум и слабые силы, призвав на помощь сладчайшего моего Иисуса без Которого никто не может что-нибудь делать, в опровержение лжеименного разума пустоумных и на утверждение Богоизбранного стада о имени Христовом собравшихся, в нашей обители братий, написать мало нечто о Божественной умной молитве выписками из учения святых отцов, для твердого, непоколебимого и несомненного о ней удостоверения.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Причины же тому: молва, излишество, мятеж, забота каждого о себе самом и оставление чтения божественных и отеческих писаний и внимания к себе. Старец, который предвидел все это, часто плакал и предостерегал братию. Он убеждал всех не оставлять внимательного чтения отеческих писаний, неуклонно держаться тесного евангельского пути и избегать нерадивого притворно-монашеского миролюбивого жития. Указывая другие причины ослабления братской жизни, жизнеописатель старца говорит: как сад древесный, часто пересаживаемый, увядает, так и нашего собора сад душевный пострадал от переходов и перемены монастырей. В Драгомирне и Секуле по зимам, каждый вечер бывали соборные поучения старца, а в Нямце они прекратились и приходилось больше пользоваться книгами. Здесь и старец больше занимался переводами и исправлениями. Приезды знатных лиц обоего пола также много вредили братии. Один странствующий инок спросил старца Паисия: " Как, отче, нынешнее житие против Драгомирнского? " Старец ответил: " На всякий год ниже идет, а удержать в одной мере, хотя и стараюсь, невозможно. Причина тому — невозбранный вход женскому полу и оставление соборного поучения " . Конечно, упадок духовной жизни в Паисиевом братстве заметен был только старцу и его ближайшим помощникам, судившим о состоянии братства со строгой точки зрения идеального монашества. Для постороннего же наблюдателя, даже монаха и подвижника, жизнь братства представлялась совсем в ином свете, как это видно, например, из рассказа Соловецкого пустынника Феофана, посетившего Нямецкую обитель при старце Паисии. Этот Феофан был родом из малороссийских земледельцев. Двенадцати лет он лишился родителей и остался сиротою. Шестнадцати лет он начал свое собственное хозяйство. Однажды, когда он работал в поле, Божественный свет озарил его душу. Особенное умиление наполнило его сердце. Он отпряг волов, оставил плуг и землю, и охваченный любовью ко Христу, пошел по святым местам. В Киево-Печерской Лавре он был принят в число послушников. Здесь он в разных трудах провел 17 лет и, наконец, был определен прислуживать подвижнику Досифею, проживавшему в затворе уже третий десяток лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Выпуская нашу книгу, мы хотим, чтобы в живом примере старца Паисия Величковского не только монашествующие, но и все христиане нашли жизненное подтверждение разумности и правильности христианского пути и возможности его практического осуществления при условии, конечно, полного и самоотверженного послушания Богу, принятия на себя благого и легкого ига Христова ( Мф. 11, 30 ). Об умной молитве (Возражение против хулителей ее) Сочинение старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского , настоятеля Нямецкого и других Молдавских монастырей Предисловие Старца Паисия Дошел слух до меня последнего, что некоторые из монашеского звания 7 дерзают хулить Божественную, приснопамятную и Боготворную Иисусову, умом в сердце священнодействуемую, молитву, созидая таковое свое языкоболие на песце суемудрия, без всякого свидетельства. Вооружает их, дерзаю сказать, на это враг, чтобы их языками, как своим орудием, опорочить это пренепорочное и Божественное дело, и слепотой их разума помрачить это мысленное солнце. Поэтому, оплакав такое зломудрие этих заблуждающих от чрева и глаголющих лжу ( Псал. 57, 4 ) и опасаясь, чтобы кто-нибудь из неутвержденных в разуме, слыша такие их баснословия, не впал в подобный им ров злохуления и смертно не согрешил пред Богом, похулив учение премногих Богоносных отцев наших, свидетельствующих и учащих о сей Божественной молитве из просвещения Божественной благодати, к тому же и не терпя более слышать хульные речи на это пренепорочное делание, и вдобавок, убеждаемый просьбой ревнителей этого душеспасительного делания, – решился я, хотя это и превышает немощной мой ум и слабые силы, призвав на помощь сладчайшего моего Иисуса, без Которого никто не может что-нибудь делать, в опровержение лжеименного разума пустоумных и на утверждение Богоизбранного стада о имени Христовом собравшихся в нашей обители братий, написать мало нечто о Божественной умной молитве выписками из учения святых отцев, для твердого, непоколебимого и несомненного о ней удостоверения. Будучи прах и пепел, преклоняю мысленные колена сердца моего пред неприступным величеством Твоей Божественной славы, и молю Тебя, всесладчайший мой Иисусе, Единородный Сыне и слове Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей! просвети помраченный мой ум и помысл и даруй Твою благодать окаянной душе моей, чтобы этот труд мой послужил во славу пресвятого Твоего имени, и в пользу тем, кои хотят, чрез умное и священное делание молитвы, умно прилепляться Тебе, Богу нашему, и Тебя, бесценного бисера, непрестанно носить в душе своей и в сердце, и на исправление тех, которые по крайнему своему неведению дерзнули похулить это Божественное делание! Против хулителей умной молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Он посмотрел на нас очень великодушно и благостно, напоминая нам, что учителя будут нести ответственность пред лицом Бога за поколения, вверенные им для обучения и воспитания, особенно в духе веры и христианской нравственности, за сохранение истинных ценностей наших предков: – Вы ответите, учителя, на Праведном Суде за души, которые несете на своих плечах, потому что миссия ваша не случайна. Потому говорю вам: терпение, терпение, терпение и снова терпение, с верой в Благого Бога, дорогие мои, да поглотит вас рай! Потом преподобный отец Клеопа Илие сказал нам еще, что когда он ездил в паломничество на Мертвое море, там ему было откровение рая и ада, и уточнил, что смола в сравнении с адом – белая. – О трех вещах помните, – говорил отец Клеопа: – 1. Исповедуйтесь и причащайтесь, чтобы смерть не застала вас неготовыми. Матерь Божия тщетно будет оплакивать вас: Она не сможет изгладить грехи с рукописания вашей жизни; 2. Не сдружайтесь с атеистами, потому что они опаснее сектантов. Бегите от них, потому что они обязательно поведут вас по злому пути, прямо в погибель; 3. Да не проходит у вас ни дня без добрых дел. Вы, учителя, не будьте лишь теоретиками, но и практиками, таким образом, на вашем примере, и ученики будут тянуться за вами. Пускайте детей приходить к вам, принимайте и покрытого болячками, и чесоточного, и отличника, ибо все они – люди. Бог есть любовь к людям. А доброе дело – это и слово доброе, утешение, успокоение страдающего, ближнего твоего, – поучал нас отец Клеопа. А поучение свое он заключил, улыбаясь и с великой нежностью: – Потом, дорогие мои, да поглотит вас рай. А когда вы придете в следующий раз, то услышите, что дед Путрегай отошел в вечность, колокола будут бить и мне будут петь: «Вечная память». Время наше вышло, а вернувшись в микроавтобус, мы молчали, стараясь запечатлеть в памяти каждое слово Батюшки. Потом мы запели церковные песнопения, помолились, и нам так хотелось, чтобы не кончался этот день, совершенно особенный. В конце октября мы снова захотели поехать на экскурсию по святым монастырям Нямецких краев, но турагентство дважды откладывало дату поездки из-за свадеб. А когда осень уже стала проявлять признаки похолодания, так что мы уже хотели отказаться от своих планов, как вот получили разрешение на поездку.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Все это изумляло сердца людей, собирало к нему многих жаждущих спасения, все это создавало старцу Паисию немеркнущую славу. Тот же порядок истового нелицемерного и смиреннейшего служения Господу был перенесен из Драгомирнского монастыря Молдавии в Секульский и Нямецкий монастыри. Около пятисот человек братии — все охвачены были от мала до велика подвигом ежедневного откровения помыслов и исходящего отсюда нелицеприятного и чистейшего послушания. Со временем у старца Паисия появились помощники — старцы, руководившие приходящих братий, но и сам он никому не отказывал в своей духовной помощи. Трогательно читать, как схиархимандрит Паисий первый являл во всем образ тихости и послушания, как горел он о насажденном им откровении помыслов, как по сему именно случаю для доступа желающих келья его не закрывалась до девяти часов вечера. Старец был истинным психологом и духовным врачом душ к нему приходивших. И как описывается в его житии, “в беседе своей рассуждая, рассмотряше брата онаго лице и нрава устроение, разум же и послушание. К разумнейшему убо обыче приводити некий глагол высокий к тому же прилагаше и еще нечто высочайше, и толико удивляше и утешаше его душевне, яко вменити ему вся мира сего, славу, радость же и скорби, в мерзость и мечту от радости тоя духовныя” 58 . Также и простейший брат был утешаем старцем, видел скорбь свою исчезающею как дым и, уходя от любвеобильного отца, радовался и благодарил Бога. К старцу приходили и за телесными, и за душевными нуждами, и старец “со иным убо плакаше, утешив онаго”, по образному выражению его жизнеописания, “со другим радовашеся, аки не имев никогда кия скорби” 59 ; “и не отхождаше от него неисцелен никтоже” 60 . Воистину есть что-то поражающее в образе старца Паисия, что-то величественное, почти патриархальное, напоминающее периоды далекой истории времен патриарха Авраама и других. Но вместе с тем во всем облике старца — все новое — новозаветное, все — Христово, временами даже что-то трогательно-детское. В научном исследовании о русском старчестве говорится, что для того, чтоб из разобщенных небольших скитов перевести старчество в крупные общежительные монастыри необходим был особо одаренный, особо любящий старчество человек, которым и оказался Паисий Величковский. “Нужно было, чтобы явился такой человек, который бы силою своего слова, силою своего примера, своей энергии и влияния ввел старчество в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв”. И далее: “Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре ни в русском, ни в афонском”.

http://pravmir.ru/slovo-o-starchestve/

Кишинёвское Христо-Рождественское епархиальное братство заботилось о поднятии и укреплении миссионерского дела в епархии. Для достижения этой цели совет братства имел трёх миссионеров: 2 противо-раскольнических и одного противо-сектантского, которые заблаговременно, за каждое полугодие вперёд, представляли совету братства расписания своих поездок и бесед, с обозначением предмета последних. Считая главным вспомогательным средством для ведения бесед с раскольниками и сектантами книги, брошюры, листки и периодические издания противо-сектантского и противо-раскольнического содержания, совет братства заботился о выборе и приобретении означенных пособий как для братской библиотеки, так и противо-сектантской при Ново-Нямецком монастыре. Для первой приобретено 2246 экз. книжек и брошюр, 7750 разных листков и 6 периодических изданий, а для второй выписано книг на 467 р. и приобретено образков и крестиков на 432 руб. Кроме того, он снабдил книгами единоверческой печати церковные библиотеки 7 пунктов, ходатайствовал о постройке единоверческой церкви в слободе Грубно, Хотин. у., и устройстве церковно-приходских школ в трёх пунктах с раскольническим населением. Братство св. Гурия в Казани до последнего времени обращало главное внимание на просвещение детей инородцев и магометан посредством школ, но воздействие на взрослых миссионерским путём не ставило своей задачей; вследствие чего деятельность его была односторонняя. Но, теперь, по инициативе архиеп. Арсения, на это братство возложены и прямые задачи миссионерства. Оно приняло на свой счёт устройство двух миссионерских библиотек: а) противо-раскольнической и противо-сектантской и б) противо-мусульманской и противо-языческой; 2) оказанием материальной поддержки новообращённым в православную веру, 3) даёт деньги на миссионерские курсы и 4) удовлетворяет другие миссионерские нужды. Костромское Феодоровско-Сергиевское епархиальное братство отпустило 1740 р. на содержание миссионеров и их помощников, содержало на свои средства одноклассную церковноприходскую школу, открытую в 1893 г. в центре заражённой расколом местности Макарьевского уезда селе Шадринске, открывало склады для продажи книг и брошюр религиозно-нравственного, противо-раскольнического и полемического содержания, рассылало означенные книги и брошюры бесплатно и возбудило вопрос о составлении руководственных правил об устройстве и противо-раскольнической миссии в Костромской епархии, рассмотрело проект этих правил, составленный епархиальным миссионер. свящ. Ивановым, и рассмотренный миссионерским съездом, бывшим в г. Кинешме 22 августа 1900 года, и поручило секретарю своего совета, преподавателю семинарии Юницкому, составить эти общие правила, инструкции миссионерам и священникам и программы их деятельности по предмету миссии. О миссионерской деятельности прочих епархиальных братств, скажем в другой раз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К ночи мы доехали обратно в Нямц, откуда нам наутро предстояло отправляться в дальний переезд в Трансильванию. Утром нас также ожидало неприятное известие, но о нем, а также о Трансильвании – в следующей части… Часть 4 Итак. Утром нас ожидало неприятное известие – матушка потеряла паспорт. Сначала никто не мог в это поверить, мы перетряхнули все вещи, перерыли всю гостиницу с помощью братьев Нямецкого монастыря, но через час поисков стало ясно, что паспорта нет. Также стало ясно, что матушке и кому-то еще придется ехать в Бухарест для того, чтобы с помощью консула сделать выездные документы. Поскольку от Брашова, куда мы направлялись, до Бухареста все-таки ближе, матушка поехала с нами… Путь до Брашова занял практически весь день, поскольку дороги в Румынии, как я уже писала, просто ужасны. Более того, время от времени нам попадались какие-то совершенно нереальные команды, состоящие из странного вида мужичков с отбойными молотками и ломами, которые старательно взламывали и без того хлипкий асфальт на горных дорогах. Все это сильно напоминало дриад с отбойными молотками из «Понедельника» Стругацких. Впрочем, путь наш пролегал по таким потрясающим местам, что невозможно было сокрушаться о его длине. Самое сильное впечатление оставило ущелье, названия которого я, увы, не помню. Скалы нависают над дорогой, по ущелью течет быстрая горная речка, место невероятное. А еще мы там закупились национальными кофточками, свитерочками и всяческими такими штуковинами. К вечеру мы наконец доехали до Брашова. Город очень красивый и мы попали как раз на день города. На площади рядом с городской ратушей шел праздничный концерт, везде гуляли нарядные веселые люди, повсюду торговали всевозможными сувенирами. В общем, было здорово. Архитектура там, конечно, совсем другая, нежели в Молдове, ведь Трансильвания долгое время находилась под властью Австро-Венгерской империи. А в некоторых деревнях и даже городах указатели и надписи пишутся на двух языках – румынском и венгерском. Еще интересно, что на верхушках крыш своих домов православные ставят небольшие крестики, так что можно легко отличить, кому принадлежит дом.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/tr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010