митр. Гурий (Гроссу) Глава 1 Нямецко-Секульская лавра. Секуляризация церковных имений в Молдавии. Разбойническая Комиссия. Бегство иноков из монастырей Нямцу и Секу. Молдавская лавра «Нямну » основана в 1367 году; соборный храм ее устроен господарем молдавским Стефаном Великим в 1497 году, как свидетельствует об этом и надпись над дверями храма, которую мы имели возможность видеть летом 1904 года. Нямецкая молдавская лавра имела для Молдавии такое же значение, какое имели Киево-Печерская и Свято-Троицкая лавры для России. В течение пяти столетий Нямецкая лавра служила источником религиозно-нравственного просвещения для православных молдаван. В ней воспиталось множество иноков, из которых многие были епископами и митрополитами Молдавской церкви. Устроенная в Нямецкой лавре типография снабжала богослужебными и религиозно-нравственными книгами (лучшего издания) приходские церкви Молдавии, и в том числе Бессарабии, составлявшей до 1812 года часть Молдавии. Соответственно этому духовно-просветительному значению своему, Нямецкая лавра обладала большими богатствами, заключавшимися в громадных земельных поместьях, находившихся как по ту, так и по сю сторону Прута, значит и в Бессарабии, и большим количеством движимости, т.е. скота и прочего добра. В 50-х и 60-х годах XIX столетия над православною церковью Молдавии вообще, и древним, знаменитым в истории Молдавии монастырем Нямцу и вместе с ним Секу, имевшим с 1790 года одно общее управление с Нямцу, разразились грозные события, в связи с которыми находится основание Ново-Нямецкого монастыря в России, в Бессарабии. События эти подчинение Молдавской православной церкви в лице духовенства светскому правительству страны и секуляризация монастырских имений. Подчинение церкви светскому правительству состоит в том, что светские лица, министры и их подчиненные, стали распоряжаться епископскими кафедрами и настоятельскими местами (раздавать их по своему произволу, даже без ведома митрополита), и церковным имуществом, распорядителем которого должен, и может быть только епископ, митрополит. А секуляризация имений, это есть отчуждение имений церквей и монастырей в пользу государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возрождение византийско-болгарского религиозного мистицизма и славянской аскетической литературы в XVIII веке Источник Аскетизм никогда не прекращался. Правда, по временам он как бы замирал, о нем переставали говорить и писать, им никто уже не интересовался и казалось, наступал конец этой своеобычной форме христианской мысли. Но за реакцией следовало новое возрождение и аскетизм снова воскресал, словно легендарный феникс. Во главе нового движения стояли обыкновенно великие люди, убежденные деятели. Среди них не последнее место занимает «молдавский старец» Паисий Величковский , возродивший аскетизм в форме византийско-болгарской исихии, столь характерной для XIV века. Все, что мы знали до сих пор о Паисии, ограничивалось сведениями, внесенными в книгу «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского », изданную Оптиной пустынью. Эта книга представляет перевод «Жития», составленного монахом Нямецкого монастыря Григорием на румынском языке и напечатанного в типографии того же монастыря в 1836 году. Первое русское издание вышло в Москве в 1847 году, при содействии известного оптинского старца Макария и братьев Киреевских, которые обратились к митр. Филарету за разрешением выпустить в свет переводы Паисия Величковского , как книги, «служащие надежным руководством к деятельной христианской жизни». Филарет разрешил издание, которым и занялась целая комиссия ученых из духовенства, тяготевших к Оптиной пустыни. Затем последовали два других издания Жития, которые сразу же нашли много читателей. Недавно нами открыта неизвестная до сих пор автобиография Паисия на славянском языке, проникнутая аскетической тенденцией, написанная очень живо и вполне правдиво. Рукопись принадлежит Императорской Академии Наук и поступила сюда из собрания свящ. о. Феофила Генецкого в Бессарабии. Есть основание думать, что эта автобиография была под руками у нямецкого монаха Григория; но он выбирал из нее факты так осторожно и не умело, что в конце концов совершенно обезличил фигуру замечательного старца, и из живого и симпатичного человека дал какой-то абстрактный образ сухого подвижника со всеми книжными и строго каноническими чертами. В то же время, автобиография Паисия дает нам очень много данных, сближающих его деятельность с тем мистическим и литературным движением, которое имело место в Византии и Болгарии в XIV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОНЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новонямецкий в честь Вознесения Господня мон-рь Новонямецкий в честь Вознесения Господня мон-рь [Кицканский; румын. Noul Neam mnstirea] Кишинёвской епархии Православной Церкви в Молдове (Московский Патриархат). Основан насельниками Нямецкого монастыря (Румыния) 13 янв. 1864 г. в составе Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ; в 1918-1940, 1941-1944 гг. Н. м. находился в юрисдикции Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ); возвращен в юрисдикцию РПЦ в 1944 г. (Кишинёвская и Молдавская епархия); 16 мая 1962 г. закрыт; богослужения возобновлены в авг. 1989 г.; открыт 20 сент. 1990 г.; ставропигиальный с 1995 г. Расположен в поместье с. Кицканы (Кицкань), в 10 км от г. Бендеры (Тигина), южнее впадения р. Ботна в р. Днестр, на высоком плато, с 3 сторон окруженном водами р. Днестр (Республика Молдова (непризнанная Приднестровская Молдавская Республика)). История Со времени основания до 1918 г. После церковных реформ, предпринятых в объединенных Молдавском и Валашском княжествах правительством А. Й. Кузы , часть монахов Нямецкого мон-ря мигрировала на Афон, часть - в Бессарабскую губ. Российской империи, где после присоединения Бессарабии к России (1812) находились земли, с XV-XVI вв. принадлежавшие Нямецкому мон-рю (ряд владений на правобережье Днестра, среди них - села Копанка и Кицканы, пожалованные мон-рю господарем Петру IV Рарешем в 1527). Мон-рь неоднократно предпринимал попытки вернуть земли (1817, 1823, 1832, 1845 гг.). В сер. XIX в. Нямецкому мон-рю принадлежали 14 или 15 поместий в Бессарабии, их администрирование специальным мандатом было поручено иером. Феофану (Кристе), к-рый поселился в поместье Кицканы. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1902–1905 гг. Архит. М. С. Сероцинский Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1902–1905 гг. Архит. М. С. Сероцинский 10 нояб. 1860 г.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молдавский старец Паисий Величковский «Молдавский старец Паисий Величковский» Четверикова — книга о жизни и творчестве преподобного Паисия (Величковского), образцовая монография и кажется единственная о Величковском. «Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело — исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы.» Протоиерей Сергий (Четвериков) Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество Предисловие Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело — исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы. По своему происхождению и по своей деятельности старец Паисий одновременно принадлежит двум поместным Церквам — русской и молдавской. Уроженец Малороссии, он все свое раннее детство, школьные годы и первые годы юности провел в России, учился в киевской Академии, странствовал по украинским монастырям в бесплодных поисках духовного руководства; будучи 20 лет перешел в Валахию, и через 4 года ушел на Афон, где прожил 17 лет сперва в полном уединении, а затем во главе постепенно возраставшего братства, с которым потом переехал в Молдавию, где и оставался до конца жизни, все более и более углубляя и расширяя свою деятельность, свое духовное влияние и свою славу в православном, и даже в неправославном мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Нямецкий монастырь сегодня Настоятель Нямецкого монастыря архимандрит Бенедикт Главный вход в монастырь Колодец с вкусной водой – обязательный атрибут румынских монастырей Литийный столик в крипте кладбищенского храма На братском кладбище монастыря покоятся несколько иерархов Румынской Православной Церкви Братское кладбище с церковью Иоанна Богослова Румынские паломники Храм великомученика Георгия Победоносца в восточной стене монастыря и братские кельи Паломники у раки с мощами преподобного Паисия Величковского Честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца Рака с мощами преподобного Паисия Величковского Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери Правый клирос в храме великомученика Георгия Победоносца В Нямецком монастыре в начале 1930-х годов недолгое время подвизался патриарх Феоктист († 2007) Братия после вечерни Нямецкая библиотека самая крупная из всех монастырских книгохранилищ Румынии Евангелие, подаренное императрицей Екатериной II По сложившейся традиции, во время «Херувимской» молящиеся стоят на коленях, а служащий священник обходит их и касается чашей их голов Нямецкий монастырь, в котором некогда подвизался преподобный Паисий Величковский (1722–1794, память 15/28 ноября), расположен к северо-западу от румынского города Тыргу-Нямц. Монастырь был основан в XIV веке. В XV веке обитель становится центром книгописания: здесь переписывали рукописи такие известнейшие мастера, как книжник и автор многих миниатюр Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. В 1497 году молдавский господарь святой Стефан Великий возвел на территории монастыря монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. Преподобный Паисий Величковский переселился в монастырь вместе с учениками в 1779 году. О сегодняшней жизни монастыря корреспонденту сайта Православие.Ру рассказал старец (то есть настоятель; в Румынии старцами называют настоятелей и наместников всех монастырей) архимандрит Бенедикт (Сауциуц). – Отец Бенедикт, расскажите, что представляет собой Нямецкий монастырь сегодня?

http://pravoslavie.ru/4772.html

Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, председатель  Отдела внешних церковных  связей Московского Патриархата;  митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального мужского монастыря ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  епископ Бронницкий Парамон , наместник  Донского ставропигиального мужского монастыря ;  схиархимандрит Илий (Ноздрин) ;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП;  архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник  Данилова ставропигиального мужского монастыря ;  архимандрит Порфирий (Шутов) , наместник  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник  Успенского Псково-Печерского монастыря ; архимандрит Савва (Фатеев), наместник  Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник  Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Паисий (Чекан), наместник Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря; архимандрит Пимен (Адарченко), наместник мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник  Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; иеромонах Макарий, духовник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы;  священник Александр Волков , руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; иеромонах Илия, эконом Старого Русика.

http://patriarchia.ru/db/text/4483972.ht...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Канонизирован преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин)     Канонизирован преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин)   Святой преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин), в миру Кишкин Владимир Тимофеевич, родился в 1745 году, в селе Архангельское на Гниловодье Фатежского уезда Курской губернии в обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр. В 7 лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь, одновременно с будущим настоятелем Валаама Назарием. Через четыре года его отпустили в Киев на богомолье. В 1757 году он посетил Киево-Печерскую лавру и остался в Миропольской обители, где прожил три года. После упразднения Миропольской обители переселился в Коренскую (Коренную) пустынь. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы монастыре, где познакомился со святителем Тихоном Задонским, который стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался и с архимандритом Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пустыни.   По некоторым сведениям, в 1760 г. в Миропольском монастыре он был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам Василий в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского). Курским епископом Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре Василий был рукоположен во иеродиакона, до 1794 г. нес послушание ризничего монастыря. Однако, видя себя почитаемым, иеродиакон Василий решил оставить Коренскую пустынь и возжелал достичь святой горы Афон, куда и направился с двумя своими учениками. Несколько лет прожили они при Ильинском ските, но тут сгорела их келья и много казенного леса. Турки считали их виновниками пожара, и они вынуждены были бежать в Молдавию. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, Василий вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 году поселился в Нямецком монастыре. Старца Паисия не было уже в живых, но многочисленные его ученики хранили заветы старца.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2912

иеромонах Леонид I Схиархимандрит Паисий Величковский принадлежал к той плеяде замечательных духовных деятелей, которыми так богата была Украина XVII и начала XVIII веков. Он не был призван, подобно Стефану Яворскому , святителю Димитрию Ростовскому , святителю Иоасафу Белгородскому , к административному служению Церкви. На долю Паисия выпал более скромный и незаметный удел аскета-подвижника, который он сочетал с широкой литературно-переводческой деятельностью, создав крупный религиозно-просветительный центр в Нямецком монастыре в Румынии. Паисий Величковский , в мире Петр, родился в Полтаве 21 декабря 1722 года в семье священника. В четырехлетием возрасте он лишился отца. В 1735 году мать поместила Петра в Киевскую духовную академию, в то время не уступавшую в постановке образования лучшим заграничным школам. В Киевской академии Петр пробыл лишь четыре года; затем он покинул ее, потому что в нем давно созревала мысль обучаться внутреннему монашескому деланию. Посещая киевские храмы, проводя время в молитве, в духовных собеседованиях с друзьями-единомышленниками и в чтении святоотеческой литературы, Петр все более и более утверждался в намерении оставить мир. Он и его друзья твердо решили принять постриг не в какой-либо богатой обители, где жизнь иноков протекает в телесном упокоении, а там, где они могли бы, согласно монашескому обету, последовать нищете Христовой. И вот осенью 1739 года Петр, по указанию своего духовника иеросхимонаха Пахомия, направился в Любецкий монастырь, где с любовию был принят игуменом Никифором, в лице которого нашел идеал истинного настоятеля. По истечении трех месяцев пребывания Петра в Любецком монастыре, его настоятелем стал Герман Загоровский, который управлял обителью «не по подобию прежняго предреченнаго, но властительски» 1 . Суровость нового игумена заставила Петра перейти в Медведовский монастырь Святителя Николая, расположенный на острове реки Тясмина. В этом монастыре в день Преображения Господня 1741 года он был пострижен в рясофор с именем Парфения. Одновременно с ним был пострижен и другой брат, названный при пострижении Платоном. Братия монастыря перепутала имена и стала называть Петра Платоном, а другого брата Парфением. Когда Петр сказал об этом игумену, то игумен ответил ему, чтобы он не смущался этим обстоятельством. «Аз же... по повелению его Платоном называхся, – пишет старец Паисий, – аще яко неведый силы святаго послушания отчасти и скорбях о сем, желах бо аще бы возможно именем данным мне на постризе нарицатися» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

С.В. Шумило 10. К истории игуменства прп. Паисия Величковского в афонском монастыре Симонопетра Житие прп. Паисия Величковского , составленное его учеником и келейником схимонахом Митрофаном, повествует, что, когда основанный старцем на Афоне Свято-Ильинский скит не мог более вмещать в своих стенах всех желающих насельников, преподобный с частью братии перешёл в монастырь Симонопетра. К сожалению, сообщения об игуменстве прп. Паисия в этой святогорской обители крайне скупы. Из Жития старца нам только известно, что «честные святогорцы посоветовали ему [Паисию] взять себе монастырь Симонопетра. Обитель эта имела долги, и братство её было немногочисленно. Блаженный подал об этом прошение Собору и вскоре получил его решение с благословением. Взяв половину братий, он переселился в монастырь, а прочих оставил в скиту. А когда в скором времени заимодавцы услышали, что в монастыре собралось братство, тотчас же приехали требовать долги, и неповинный в них блаженный отдал им семьсот левов. Вскоре, опасаясь прочих кредиторов и оставив монастырь, он возвратился в скит» 104 . Автор Жития схимонах Митрофан, уроженец Переяслава (на территории современной Украины) и выходец из казачьей семьи, был ближайшим учеником и келейником прп. Паисия Величковского . В послушание к старцу в буковинской Драгомирне он поступил в 1766 г., через два года принял от него монашеский постриг и выполнял различные послушания, в частности, переписчика святоотеческих книг в «скриптории» преподобного. В целом, под духовным руководством старца он пребывал около тридцати лет. По поручению братии Нямецкого монастыря Житие прп. Паисия он писал по свежим следам, вскоре после смерти наставника. Оно считается наиболее правдоподобным, поскольку составлено близким учеником и келейником старца на основе личных наблюдений или рассказов преподобного и его сподвижников. Однако, по причине того, что о. Митрофан не был очевидцем пребывания старца Паисия на Афоне, этот период не был им освещён достаточно подробно, и его описание может грешить неточностями, характерными для устного предания. Свой труд о. Митрофан так и не успел до конца исправить и отредактировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

1. Один из келейников отца Селафиила рассказал следующее. Однажды, читая батюшке (старец ничего не видел уже более 20 лет, но любил, когда ему читают духовные книги), он дошел до следующего рассказа: «Некий человек впал в великий грех, и духовник запретил ему причащаться до конца дней. По прошествии некоторого времени человек этот, охваченный отчаянием, пошел к патриарху и рассказал ему о случившемся, надеясь, что патриарх разрешит его от греха. Однако патриарх одобрил запрещение духовника. В состоянии еще большего отчаяния грешный человек пришел в один монастырь. Настоятель, видя, в каком он состоянии находится, спросил его, что с ним. Человек этот рассказал ему всё: и как он был у патриарха, и как тот не стал разрешать его епитимию. Настоятелю стало жалко бедного человека, и он сказал: – Смотри, я разрешаю тебя от этого греха и впредь буду нести епитимию за него, а ты завтра утром пойди на литургию и причастись. Так они и сделали». Келейник, читавший этот рассказ, в недоумении спросил отца Селафиила: – Батюшка, как может настоятель брать на себя грех, связанный патриархом? И сколько же покаяния нужно было принести ему, и через сколько времени Бог мог простить их обоих? Отец Селафиил ответил: – Да Бог сразу же простил их обоих, ибо видел, что настоятель сделал это из любви, поскольку ему жаль стало этого человека, и Он простил обоих сразу же. Думаю, такую любовь имеет в виду и апостол, когда говорит: «Любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8). 2. Однажды другой келейник батюшки, помоложе, загорелся желанием прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Синаита. Отцу Селафиилу не хотелось, чтобы он это делал, но поскольку он был очень деликатным и не ущемлял никого, даже ребенка, то не смел сказать ему об этом. Келейник где-то достал эту книгу и принес ее в келью. По случаю я в это время оказался там. Благословив меня, старец заговорил со мной, а юный послушник присутствовал при этом. – Батюшка, – сказал он, – это очень хорошая книга – «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, но уж об очень высоких вещах говорится в ней, не каждый ведь может их понять. Мне, к слову сказать, эта книга впервые попала в руки уже после того, как закрылся монастырь , у одного батюшки. Я увидел ее на столе и стал читать. Отче, я прочел четыре страницы, но не понял ничего, ничего. О таких высоких вещах говорится в ней. А сейчас, дожив до этого возраста, я могу уже не только читать «Лествицу» святого Иоанна, но и толковать написанное в ней.

http://pravoslavie.ru/62236.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010