Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК [франц. Viollet-le-Duc] Эжен Эмманюэль (27.01.1814, Париж - 17.09.1879, Лозанна), франц. архитектор и историк, один из создателей теории архитектуры Нового времени, реставратор средневек. зданий. Его теоретические труды и опыт практической реставрации средневек. церковной архитектуры существенно повлияли на развитие архитектурной реставрации в России и актуальны в наст. время, когда происходит массовое восстановление и реставрация правосл. храмов. Окончив Бурбонский коллеж со степенью бакалавра (1830), В.-ле-Д. решил стать архитектором; совершил ряд творческих поездок (1831-1836: Овернь, Прованс, Нормандия, замки Луары, Пиренеи, Лангедок; 1836-1837: Рим, Сицилия, Неаполь, Венеция). С 1834 г. преподавал (с перерывами) в Рисовальной школе. В 1838 г. стал аудитором Совета по архитектуре, одной из 2 основных орг-ций Франции по охране и реставрации памятников; в 1846 г. архитектор аббатства Сен-Дени; с 1853 г. (до отставки за вольнодумство в 1874) генеральный инспектор епархиальных сооружений Франции; в 1863 г. профессор Школы изящных искусств. С 1874 г. В.-ле-Д. занимался завершением проектов и вопросами организации городской экологии Парижа, муниципальным советником к-рого оставался до конца жизни. Был кавалером (позже офицером и командором) ордена Почетного легиона, российского ордена св. Станислава II степени и др. Большой вклад В.-ле-Д. внес в натурное изучение и реставрацию христ. средневек. архитектуры, особенно в «стилевую» реставрацию, стремившуюся восполнить утраты путем проникновения в психологию средневек. художника и его замысел, в дух эпохи. В.-ле-Д. руководил реставрацией мн. памятников национального значения. В 1840 г. ему было поручено возглавить реставрацию базилики Сент-Мадлен в Везле (XII в.) и часовни Сент-Шапель в Париже совместно с Ж. Б. Лассю, с к-рым в 1844 г. они выиграли конкурс на реставрацию собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Реставрировал также укрепления Каркасона (1849) и Авиньона (1860-1868), соборы Амьена (1849-1875), Реймса (1861-1873) и Клермон-Феррана (с 1862), ц. в Пуаси (1852-1865) и мн. др. На основе этого опыта сформировались его взгляды как теоретика реставрации и новой архитектуры. В.-ле-Д. был сторонником научного изучения и точной фиксации открытий, в т. ч. с помощью молодой тогда фотографии и традиц. чертежей и рисунков. Он являлся одним из лучших мастеров рисунка, к-рый он использовал не только в архитектурной практике, но и при оформлении книг (249 рисунков, привезенных из путешествий, были опубликованы в 1837-1844 в архитектурном обозрении «Voyages pittoresques et romantiques dans l " ancienne France»).

http://pravenc.ru/text/158724.html

Митрополит Кирилл рассказал о взаимоотношениях с международными организациями и инославными конфессиями с точки зрения практических задач православного пастырства и свидетельства 24 июня 2008 г. 18:28 В докладе на Архиерейском соборе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл рассмотрел с точки зрения практических задач православного пастырства и свидетельства тему взаимоотношений с международными организациями, такими, как ООН, структуры Европейского Союза, Совет Европы, равно как и с властями зарубежных государств, а также с инославными конфессиями и нехристианскими религиями. «Если бы не терпеливое многолетнее выстраивание отношений с европейскими институциями, разве было бы возможным, например, выступление Святейшего Патриарха на сессии ПАСЕ, когда перед лицом всего мира была столь ярко засвидетельствована подлинная христианская позиция по отношению к актуальным вопросам современного человечества? А если бы мы не стремились поддерживать содержательный диалог и строить взаимоотношения с Римско-Католической Церковью — разве возможно было бы слово Святейшего Патриарха в переполненном соборе Нотр-Дам де Пари и служение там православного молебна перед общехристианской святыней — Терновым венцом Спасителя — в присутствии многих тысяч людей, собравшихся отовсюду услышать Патриарха Московского и всея Руси? Разве это не свидетельство о Православии? Причем живое, убедительное, доходчивое, какое невозможно получить из тысячи прекрасных книг и статей», — подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Кроме того, владыка Кирилл отметил, что без построения взаимоуважительных отношений, например, с Римско-Католической Церковью, работа по окормлению православных верующих в странах католического большинства была бы весьма затруднена. «Ведь в этих странах, особенно на юге Европы, именно католики предоставляют нам свои храмы для совершения православных богослужений, часто на длительной и безвозмездной основе, из уважения к нашей пастырской работе с соотечественниками и к древней православной традиции, — напомнил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — То же надо сказать о церквах Реформации в некоторых северных странах. Доступ к великим общехристианским святыням, возможность совершения не только частного поклонения, но и православного общественного богослужения перед ними также прямо зависит от отношений с римо-католиками на местах». Докладчик также отметил: «Общение в таких случаях часто имеет более теплый и дружеский характер, чем тогда, когда мы ведем лишь теоретические рассуждения в ходе богословских диалогов или встречаемся в рамках международных организаций. Хотя, если бы мы совершенно отказались от последнего, первого бы тоже не было». Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/427229.htm...

Протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал итоги визита Святейшего Патриарха Алексия во Францию Москва, 10 октября 2007 г. В Русской Православной Церкви надеются, что призыв сочетать права человека с традиционными духовно-нравственными ценностями, ставший лейтмотивом выступлений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на минувшей неделе во Франции, воспринят Западной Европой. «Западный мир (как религиозный, так и светский) услышал ясное послание Святейшего Патриарха Алексия и всей Русской Православной Церкви», — сказал в интервью РИА Новости по итогам визита зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, сопровождавший Предстоятеля Русской Церкви во время первого в истории визита в Страсбург и Париж. По его словам, это послание Русской Церкви прозвучало «и в ходе выступления Святейшего в ПАСЕ, и в его слове в соборе Нотр-Дам де Пари, и в его телеобращении, и в многочисленных интервью, и во всем облике Святейшего — открытом, милосердном, в высшей степени культурном, но одновременно выражающем твердую верность истине Христовой», сообщает Патриархия.ru. «На западе сегодня усиливается духовная жажда. Мы с этой жаждой знакомы, поскольку более 70 лет наше общество жило без Бога при тоталитаризме и при культе человека и науки, который господствовал с 1960-х по 1980-е годы», — отметил отец Всеволод. Наше общество, добавил он, знает, что жизнь без Бога приводит людей к отчаянию, растерянности и несчастью, даже если есть деньги, оружие, власть и «вроде бы гарантированное будущее». «Вечные нравственные ценности никогда не устаревают. Их нельзя объявить частью прошлого. Они потому и называются вечными, что будущего без них быть не может, оно превратится в небытие, в погибель», — убежден собеседник агентства. «Вот обо всем этом очень нужно было сказать западному миру — и Святейший Патриарх блестяще это сказал, ясно, честно, без сложных умопостроений, за которыми обычно скрывают ложь», — резюмировал замглавы ОВЦС.

http://pravoslavie.ru/24320.html

Выйдя из Нотр-Дам де Пари, мы с батюшкой: 1. Прошлись по Латинскому кварталу. 2. Нашли (нашёл, конечно, я — Флавиан сильно не спорил) вполне приличный общепит, где готовят рыбные и морепродуктовые блюда, что-то вполне приличное там съели. Что именно, уже не помню, но впечатление-послевкусие сохранилось позитивное (готовить французы всё ещё не разучились!). 3. Посмотрели на Сорбонну. 4. Прошлись по набережной вдоль книжных развалов, где я купил у сувенирщиков несколько металлических маленьких копий Эйфелевой башни для подарков. 5. Таки провёз я Флавиана на застеклённом пароме-катере-боте-речном трамвайчике (так и не понял, как это судно правильно называть) по Сене! Слушали в индивидуальных аудиогидах на русском информацию о достопримечательностях, мимо которых проплывали. Если честно — ожидал от этой экскурсии большего… 6. По другой стороне набережной дошли до Площади Согласия и оттуда по Елисейским Полям до Триумфальной Арки. 7. От Триумфальной Арки я взял такси и отвёз Флавиана в отель, так как (он, конечно, порывался ножками топать!) вид у него после такой пешей прогулки за день был совсем «не фонтан»! 8. В отеле я напоил его чаем (настоящим, от Лао Ди, возимом мною в особом саквояжике!) и всеми вечерними лекарствами и уложил спать. Он заснул сразу как убитый! 9. А вот меня хватанула такая бессонница (очевидно, на нервной почве), что я, промаявшись часа полтора в кровати, встал, надел тапки и прямо в пижаме уселся в кресло у окна с большими афонскими чётками. Отрубился я всё-таки прямо в кресле, при первых лучах восходящего над Парижем солнца. Париж увидел. Умереть не захотелось… Глава 12. По Европам. Берлин — Так можно фотографировать в музее или нет? — мой вопрос на английском поставил в тупик пожилую немецкую смотрительницу Археологического музея в Берлине. — Можно, но только не использовать вспышку! — перевёл, наконец, Флавиан с её немецкого. — О’кей! Филь данке, фрау! — раскланялся я с этой почтенной дамой и вытащил из сумки «друга Марка». На Музейный Остров в Берлине мы попали почти случайно, если, конечно, забыть слова Блеза Паскаля — великого христианского философа, которого мы больше знаем как учёного математика и физика, преимущественно по Закону Паскаля — «Случай — это псевдоним, который избрал себе Господь Бог».

http://azbyka.ru/fiction/flavian-armaged...

И другим никогда не станет, пока в стране капиталистический строй. Либо-либо. Либо капитализм с либеральной идеологией, либо не либеральная идеология, уже настоящая, но тогда уже и без капитализма. А социализм станет православным? И кто будет этим управлять? 8. Дополнение к 7., Углич: И другие мои последние комментарии про невиданного китайского зверя. Так что, ребятушки, " держите штаны крепко " . Зверюга тот будет катить, никого не спрашивая. Ну, либералы с деньгами, может быть, скроются на время на своих островах. Но достанут и там. И отправят на перевоспитание. 7. Дополнение к 6., Углич: http://tinyurl.com/y2cmd5lu Пожалуйста, любезные читатели, комментарии 42, 45 и 54. Либеральный период, действительно, затянулся. Одуматься бы уже пора. Дорогой и уважаемый Владимир Владимирович! У нас есть хоть кто-нибудь, кто грамотно анализирует ситуацию и способен делать правильные выводы? 6. Дополнение к 6., Углич: Уточнение: вернее, стена на границе с Мексикой - это для избавления от " непрофильных активов " . Деньги, простите, нужны Израилю (а latinos они зачем?). В Сирии в том числе. Надо же там бомбить и сбивать кого хотят и когда хотят, оставляя России лишь вспомогательную, второстепенную роль. Интересно, Нетаньяху будет бомбить Сирию 9 Мая? А на Парад и Бессмертный полк в этот раз приедет, чтобы подержать Владимира Владимировича за локоток? Ну что вы, такая идиллия! :) 2) Старушке Европе пример. И глядишь, Нотр-Дам-де-Пари бы уцелел. Коли работали бы сами, имели бы свои финансы, сохранили бы суверенитет, историческую преемственность. А не стали бы проходным двором и экспериментальной помойкой для кукловодов. Уж система оповещения и пожаротушения были бы на высшем уровне европейских достижений в искусстве, науке и промышленности! 3) Нам тоже надо менять систему пожаротушения. В смысле парадигму. И аж во целом во Государстве! :) 5. Капиталистический период затянулся Так у нас не либеральный период затянулся, у нас капитализм затянулся. И уже наглядно видно, что российский капитализм никогда не станет православным ибо Православие и бизнес базируются на совершенно разных морально-этических принципах.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2019/aprel/20/...

Отрадно, что вопрос пространственно-территориальной схемы, исторической структуры и визуального образа ландшафта вокруг монастыря проработан уже в достаточной мере. Тем не менее необходимо при восстановлении этих территорий учесть возможность устройства приспособлений в том числе под хозяйственные нужды, которые позволили бы решить вопросы самообеспечения обители. Например, устроить места для рыбной ловли, аптекарского огорода, место содержания и выпаса скота. И, поскольку сейчас есть такая форма туризма, как экотуризм, эти объекты могли бы использоваться и по этому назначению. Обустройство прудов с подъездными путями для автотранспортных средств и спецтехники вблизи ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря дает возможность использовать гидросистему в качестве бесперебойного источника воды в случае пожаротушения. Печальный случай с собором Нотр-Дам-де-Пари показал, насколько важно иметь рядом с памятниками водные запасы. В центре Парижа это, наверное, было трудно сделать, хотя Сена рядом, там недодумали, что-то не сработало. А здесь у нас есть все возможности обеспечить такой водный резерв. Хотел бы выразить надежду на то, что при организации последующих работ сохранится прежняя модель финансирования, которая уже показала свою эффективность. Считаю важным продолжить взаимодействие с Федеральным агентством по делам национальностей России по документальному оформлению субсидий из федерального бюджета, направляемых фонду для подготовки монастырских объектов, в которых предполагается проводить в том числе и духовно-просветительские мероприятия. Несколько слов о монастырской гостинице. Полагаю также необходимым обсудить вопрос воссоздания двух исторических гостиниц и прилегающей инфраструктуры, создания паломнического центра и общественного туалета, потребность в которых востребована с учетом увеличения потока паломников и туристов. Стоимость работ по созданию всей этой инфраструктуры мы также могли бы позже обсудить. Ориентировочный объем финансирования на разработку научно-проектной документации по восстановлению монастырских гостиниц также составляет определенную сумму, которая подлежит обсуждению сегодня. Очевидно, что правильная организация монастырской инфраструктуры позволит создать для паломников и туристов достойные условия для пребывания в здешних местах.

http://patriarchia.ru/db/text/5538277.ht...

Но вот нам надо, подражая Западу в каких-то вещах, понимать, где мы должны остановиться, и понимать - вот это надо позаимствовать. Здорово - это они у себя развили, а мы только начинаем. Но как бы попутно избежать тех вот издержек, которые… а вот от этого надо себя уберечь. Права ребенка - это новая категория, ведь она же… Конечно, государство должно иметь право защитить ребенка от семьи алкоголиков, наркоманов, изъять его из чудовищной среды и тем самым обеспечить его права на жизнь и здоровое воспитание. Но надо вовремя остановиться, понимаете, потому что если разрушаем семью, мы разрушаем страну, у такой страны нет будущего. Не были бы страшны Европе мигранты, как бы их ни было бы много, если бы у Европы остались ценности, за которые она готова умирать. Сколько угодно мигрантов, они бы осторожно, тактично пытались вписаться, а так они видят прекрасно, что есть огромное количество прав, ячеек, сами французы не используют уже право на защиту самобытности своей цивилизации. Вот вам, пожалуйста, раз никто не готов умирать за то, чтобы Нотр Дам де Пари не превратился просто в груду камней, представляющих чисто архитектурную ценности, значит, можно около них и жарить шашлык, и шиш-кебаб, и сидеть там, и чесать голые пятки, вот в этих бурнусах. Вот, а если бы это было не так в самой Европе, это было бы прекрасно, это было бы взаимодействие разных культур, и не помешали бы эти мигранты. Да, вот завершая даже путинское выступление, это не значит, что у меня не было вопросов к нему, к этому выступлению. Там я, например, с удивлением услышала такую фразу, что мы вернули доходы населению. Я вот в свое время предвыборной кампании поездила по Калужской области. Вы знаете, какие мы доходы вернули? Мы действительно, может быть, встали на путь, когда перестали игнорировать это положение. Но я из академической среды, я никогда не была чиновником, а депутатство - это условно, и то это не чиновник все-таки. Я профессорская дочка, папа академик, слава Богу, он не дожил до такого униженного, когда человек с его образованием, с его семью языками, с его преданностью науке… он в коммуналке докторскую защитил.

http://pravoslavie.ru/36411.html

Я думаю, что независимо от того, как будет развиваться ситуация, в следующие 2-4 месяца нам придется искать с ИГ точки контакта и договориться с ним о геополитическом распределении мира. Я думаю, что Ирак все-таки распадется и частично перейдет под контроль ИГ, проблема только в том, каким цивилизованным способом можно будет договориться с ним о геополитических сферах влияния. Е.Н.: Иными словами, то, что сейчас делается, а именно -  ставка на военное решение проблемы, на уничтожение боевиков, кажется вам бесперспективным, и нужно выходить на переговоры с ними? П.Д.: Коалиция Запада и Востока пытается уничтожить руководство ИГ и главные центры их логистики. Но посмотрите, сколько стран вошли в так называемую узкую коалицию,  те, которые реально могут послать свои войска, свои самолеты и свои ракеты. Это всего 4 государства. Причем только 3 реально посылают солдат. Невозможно такими средствами справляться с силой, которая может и не являться экономической. Но зато является идеологической и социальной. До сих пор такой модели государства мы не встречали. То есть религиозная модель государства существует, например в Саудовской Аравии. Но это другая модель. ИГ, как я говорил, носит глобальный характер, держится на людях, которые могут погибать за свою веру. Запад не способен погибать за свою веру, потому что веры у Запада как таковой нет. И поэтому сила ИГ существенна. И военными методами, которыми мы справлялись с «Аль-Кайдой», я не думаю, что мы сможем справиться с ИГ. Е.Н.: Вы сказали о вере, агресивный секуляризм на Западе действительно поражает воображение. Не так давно в Париже разнузданные девки осквернили Нотр-Дам де Пари - а суд вынес им оправдательные приговоры -  это раз, и, во-вторых, осудил охранников, которые, якобы, применили излишнюю силу. А как Запад? Ощущает ли он в лице своей элиты то, что происходит с ним самим? Потеря веры, потеря религиозной идентичности. Понимает ли он, что в этом есть причина легкой победы радикального ислама над западным обществом?

http://radonezh.ru/analytics/petr-dudkev...

Рачинский, доктор истории парижского Национального института восточных языков. Из исторических источников известно, что в обозе французского императора, захваченном при отступлении Великой армии русскими партизанами, находились его скипетр и мантия. Как напомнил исследователь, Бонапарт короновался в Париже в 1804 году, причем эта церемония являлась по сути «пародией» – из собора Нотр-Дам-де-Пари, где она происходила, были удалены Распятия и все иные религиозные атрибуты; папа Римский Пий IX, доставленный в Париж по приказу будущего французского властелина, находился в алтаре собора, в то время как трон Наполеона был воздвигнут у западной стены; а главное – свежекоронованный император не причащался Святых Тайн, что является главным и необходимым условиям вступления Помазанника Божия на престол. По мнению Рачинского, такую же кощунственную церемонию с провозглашением себя императором Запада и Востока Наполеон замышлял провести и в Москве – духовном и сакральном центре России. Только соблюдя эту формальность, он становился полноправным государем в глазах населения завоеванной им страны, которую намеревался перекроить по собственному усмотрению. Не менее увлекательным был доклад доктора исторических наук В.Н. Земцова, заведующего кафедрой всеобщей истории Уральского государственного педагогического университета. Предметом его исследования стала знаменитая панорама «Бородинская битва», созданная в канун столетнего юбилея Отечественной войны в Мюнхене группой европейских художников под руководством Ф.А. Рубо. Екатеринбургский историк с сожалением констатировал, что в современном виде панорамное изображение битвы, перенесшее как минимум две масштабных реставрации, имеет много неточностей как в изображении мундиров, амуниции и знамен русской армии, так и в расположении воинских частей, которое не подтверждается хронологией сражения. Русские войска, например, показаны входящими в разгар битвы в деревню Семеновское, дома которой были раскатаны по бревнам для сооружения оборонных укреплений еще до Бородинского боя.

http://pravoslavie.ru/56892.html

Будучи человеком организованным, я решила, что я, все-таки, поставлю в известность тогдашнего министра культуры, который был. Это был Николай Николаевич Губенко. Когда ему, значит, изложила, что я собираюсь открывать французский культурный центр, он, знаете, с такой тоской на меня посмотрел и сказал «Екатерина, как я устал от ваших капризов». Я говорю «Капризов как-то я не вижу». Я говорю: «Но я вас предупредила», — сказала я и отправилась первый раз в город Париж. В городе Париже, хотя я жила возле Нотр-Дам де Пари, я ничего не видела, потому что мы просидели все эти дни, соответственно, на (…14:11), готовя эти договора, в которых я очень мало чего понимала. Но это было время отставки Шеварднадзе, и некоторые мои французские коллеги, они мне сказали «Ты, главное, завтра держи лицо. Никто с тобой никакого соглашения подписывать не будет. Есть люди вменяемые, они понимают, чем это может кончиться». Я чудно проспала ночь, понимая, что мне ничего такого особенного не грозит. Но когда на следующий день я ощутила ручку в своей руке, чтоб подписать, я понимала, что меня ожидает, когда я вернулась в Россию. Мы быстро начали ремонт соответствующих помещений, и это был первый культурный центр, которому соответствующие службы не давали аккредитацию ровно 8 лет. То есть только когда приехал министр иностранных дел Ален Жюппе, и они вместе с тогдашним министром иностранных дел Козыревым рассказывали друг другу, какое замечательное предприятие как французский культурный центр, вот мы получили эту аккредитацию. Ну а дальше. Дальше было, вы знаете, очень любопытно. Британский совет, американский информационный центр, еврейский культурный центр, голландский культурный центр, болгарский и так далее. Они, действительно, все существуют у нас на нашем, надеюсь, гостеприимном пространстве. И, на самом деле, читателю, вообще говоря, всё равно, сколько их. Потому что это открытое пространство, он перемещается из одного центра в другой. Ну, как вы догадываетесь, это легко рассказывать, потому что за время моего руководства библиотекой (я как-то подсчитывала) я пережила более 30 комиссий, которые, конечно, ну, понимают, что, во-первых, это такой рассадник. Во-вторых, непонятно, как библиотека получает еще внебюджетные средства (а мы получаем большие внебюджетные средства, в общем, почти равные нашему государственному бюджету). Ну и, вы знаете, как-то у нас была комиссия валютного контроля, мне сказали «Ну, вот, всё, что угодно, но эту комиссию вы не пройдете».

http://pravmir.ru/ekaterina-genieva-o-ku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010