Р. (всегда под 19 окт.) помещена в месяцесловах Евангелия и Апостола кон. XIII в. (Ath. Chil. 52) и Апостолов нач. XIV в. (РНБ. Гильф. 15; НБУВ ИР. Собр. Сперанского. 153; см.: Д. Прилог месецослова XIII и XIV//Jyжhocлobehcku филолог. Београд, 1989. 45. С. 146-147, 151, 157). Особая (Норовская) редакция проложного Жития находится в серб. Прологе нач. XIV в. (вероятно, ок. 1313-1315; ГИМ. Увар. 70-F), переписанном, возможно, с экземпляра Пшинского мон-ря для серб. мон-ря Архангелов в Иерусалиме, основанного серб. кор. Милутином ( Иванова К. Из истории слав. письменности на Святой земле: О слав. рукописях, связанных со Святой землей, хранящихся в книгохранилищах вне Израиля//Jews and Slavs. Jerusalem; Sofia, 2008. Vol. 20: The Holy Land and the Manuscript Legacy of Slavs. P. 68-69); ранее эта рукопись датировалась кон. XIII - нач. XIV в. (СКСРК, XI-XIII. 469). Память И. Р. содержится также в серб. Прологе раннего XIV в. (РГБ. Рум. 319; см.: Mo š in V. Slavenska redakcija Prologa Konstantina Mokisijskog u svjetlosti vizantijsko-slavenskih odnosa XII-XIII v.//Zb. Historijaskog instituta Jugoslavenske akademije. Zagreb, 1959. Knj. 2. S. 33. N 8). Определенное воздействие на распространение почитания И. Р. в Сербии имело, возможно, и вхождение земель, на к-рых находился Рильский мон-рь, в сер. XIV в. в состав державы серб. кор. Стефана IV Душана ; королевский наместник этой области протосеваст Хрельо был ктитором обители. С введением Иерусалимского устава в минейные части тропарников сербских Псалтирей с восследованием стали часто включать тропарь и кондак в честь И. Р., что особенно отражено в старопечатных изданиях кон. XV-XVI в., начиная с Псалтири с восследованием (Цетинье, 1494) и в рукописях XVI-XVII вв. (напр.: 1573 г. (НБС. Рс 30. Л. 135 об.); 3-й четв. XVI в. (НБС. Рс 37. Л. 163); посл. четв. XVI в. (НБС. Рс 519. Л. 181 об.); кон. XVI в. (НБС. Рс 352. Л. 188 об.); 1645 г. (НБС. Рс 326. Л. 153 об.); ок. 1651 г. (НБС. Рс 46) и др.); более ранняя традиция остается пока не изученной.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Только ирмосы 6-го гласа: Волною морскою повторены… в другой раз. При повторении 1-й ирмос значительно в переводе изменен. Вместо ирмоса 3-го другой написан, а 7, 8 и 9-го ирмосов недостает. Из Богородичных канонов, обыкновенно в древности помещаемых в так называемых параклитиках к Богородице или Богородичникахъ (θεοτοκριοις) здесь только один помещен: многими содержим напастьми… в пяток на утрени, и тот не весь. За недостающими листами здесь остались только тропари 9-й песни. В печатном октоихе он положен на повечерии во вторник. Автор сего утешительного канона в Славянских молитвенниках надписывается еостерикть монахъ. Фабриций в XI t. р, 719 заметил о сем Феостерикте, что он писал около 830 г. еще современник св. Кириллу и Мефодию. Стихир по алфавиту, которые есть в печатных Октоихах и в рукописном XII–XIII в. Севастьян. собрания, здесь нет ни одной. О седальнах на л. 37 об, хотя они написаны (числом 6-ть) после 3-й песни, но замечено с по први ка гл : по англ. по втори ка. или по: г. н. с. гл. нв. г. Состав этого первого Октоиха на Славянском языке, переведенного с Греческих подлинников вместе с писателями, большею частью современными св. Кириллу и Мефодию, был их. Вполне верно летописное сказание св. Нестора: преложиста. апостолъ еуангелье. посемъ преложиста псалтирь и охтаикъ. Октоих такая нужная книга при православном Богослужении, что без него обойтись нельзя. Скорее можно обойтись без служебных месячных миней, состав которых в древности был короче, чем без октоиха, где есть служба на всю неделю. Две книги служебных миней 1096 и 1097 года коротки. Коротки и древние Греческие Псалтири, какова IX–X в. Греческая Псалтирь, принадлежавшая прежде Лобкову, а теперь А. И. Хлудову, Греческая Псалтирь Х в. Норовская. Немного длиннее ее Славянская Псалтирь 1296 Московской Синод. Библиотеки. В Славянской после кафизм писаны молитвы и тропари, чего в древних Греческих нет. Судя по составу, правописанию, языку и влиянию Греческой письменности X и начала XI века, на сию рукопись, кажется можно безошибочно отнести написание ее ранее всех известных нам письменных памятников XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Как второе лицо после настоятеля он заступает его место в случае отсутствия и исполняет предоставленные ему части службы, начиная и оканчивая более важные её отделы. Так игумен, или екклесиарх произносит в начале вечерни «приидите поклонимся», поёт предначинательный псалом с участием братий, начинает пение стиха «отверзшу тебе руку», читает шестопсалмие, после седалена на третьей песни произносит двенадцатикратное «Господи помилуй», начинает первый час и др. Кроме того екелесиарх заведовал правым хором а левым – епистимонарх. д) «μερσιος ερυς» – недельный поп, или чередной священник. е) «ξυπνστης» будильник. Его обязанность в синод. уставе описывается следующим образом: в Великую четыредесятницу предстоятель благословляет будильника в церкви, чтобы он на каждом чтении, вскоре по начатии его вставал со своего места и, положив на средине три поклона, обходил тихо около братии и, если кого найдёт спящим, слегка толкал его. Последний же (т.е. заснувший), встав, идёт и делает три коленопреклонения на средине и по одному поклону к каждому хору, потом, отошедши, садится на месте своём. Но ныне этого не бывает и не находится в большей части списков (оδε ν τος πλεοσι τν ντιγραφν υρσκεται), думаю, по нашей склонности к лености и потому, что некоторые не сносят обличения. Тот же будильник во всякое время собирает братий в церковь ». После этих предварительных замечаний перейдём к дальнейшему изложению особенностей суточной службы. Полунощница справлялась в кельях, если монастырь был не общежительный и Савостьян.), если же киновия, то собирались и пели её в притворе. Праздничную полунощницу, когда полагалось «Бог Господь», пели в притворе, а будничную «с поклонами» – в церкви Савостьян. и Норовск.). В тех же уставах, где имеются в виду монастыри келлиотские, полунощница не записана, как так она входила в состав келейного правила. В и др. она описывается с некоторыми подробностями, теперь уже вышедшими из употребления. Если полунощница совершалась в притворе, то параекклесиарх с зажжённым фонарём входил в церковь и, заперев из неё двери в притвор, зажигал лампады (τо κανδηλπτου ψαντος το φνου κα εσελθντος ν τ να κα κλεσαντος τε τς πλας κα τς κανδλας πτοντος).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В.В. Виноградов Подписчик ПОДПИСЧИК В морфологической структуре производного слова уже заложены многие возможности его семантического развития и раскрытия. В известной мере они определяются изменением конкретных значений тех слов и основ, с которыми это производное слово соотнесено или непосредственно связано. Слово подписчик в современном значении: «лицо, подписавшееся на какое-нибудь печатное издание» (постоянный подписчик журнала, подписчики газет), укрепилось в русском литературном языке не ранее начала XIX b., точнее: 10–20-х годов XIX b. Это значение не отмечено ни в одном словаре русского литературного языка до появления «Толкового словаря» Даля, т. е. до 60-х годов XIX века. У Даля в слове подписчик отмечаются два значения: «подделывающий чужую подпись» и «подписавшийся на что-либо». Приводятся два примера, из которых ясно, что и в этом последнем значении следует различать два оттенка: «Подпищики на погорелых. К новому году все газеты заманивают подпищиков» (сл. Даля 1912, 3, с. 502). Слово подписчик воспринимается нами как производное от глагола подписать – подписаться (ср. подписка на газеты; журнал высылается по подписке; ср. подписной; подписное издание). Для того, чтобы восстановить историю значения слова подписчик, необходимо коснуться семантической эволюции глаголов подписать –подписывать и подписаться – подписываться. В древнерусском языке слово подъписати – подъписывати выражало два основных значения соответственно значениям глагола писати: 1) Украсить живописью, изукрасить. Например, в «Хождении игумена Даниила» (Норовск. изд., 79): Покрыта же есть вся ( церковь ) оловомъ и мусиею внутрь вся подписана; в Новг. I Летописи: Архиепископъ Новгородчкыи Василии повел подписати церковь святаго Въскресения (под. 6854 г. по Архивск. сп.); в Псковск. I Летописи: Того же лта начаша подписывати церковь на Мелетов. 2) Скрепить подписью. Примеры на такое употребление глагола подписать приводятся И. И. Срезневским , начиная с XV b. Но несомненно, что это значение, этимологически непосредственно вытекающее из состава, из морфологического строя глагола подписать, установилось гораздо раньше (подписать – «писать под чем-нибудь»). Например, в Судебнике 1497 г.: «А докладнои списокъ боярину печатати своею печатию, а диаку подписывати» (ср. также в чине избрания епископа 1423 г.) (см. Срезневский, 2, с. 1065).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ареопаг оправдал архим. Ефрема Ватопедского   Отец Ефрем и о. Иосиф Ареопаг оправдал архим. Ефрема Ватопедского   Верховный суд Греции, называемый Ареопагом, отменил условный приговор игумену Ватопедского монастыря на Афоне Ефрему. Дело, по которому старец и ещё два человека были осуждены на 10 месяцев тюрьмы, будет пересмотрено. Приговор игумену Ефрему признан несправедливым, не имеющим под собой законных оснований. Обвинения игумена Ефрема, его помощника монаха Арсения были по крайне мере странными. Например, их приговорили за «оказание давление на правосудие посредством телефонных звонков» (перевод наш Святая Гора Афон). Такие формулировки вызывают удивление. Так, редседателя суда первой инстанции в северной области Родопи Марию Псалти обвиняют в затягивании дела. Она не выносила окончательного решения в течении нескольких месяцев, находясь под  «давлением телефонных звонков духовника». Будем надеяться, что голосование, проведенное нашим порталом, послужило к скорейшему освобождению о. Ефрема. Мы же и в дальнейшем будем оказывать «...давление на греческое правосудие посредством проведения опросов».   Результаты голосования         Друзья, суд не закончился, поэтому просим вас принять участие в голосовании в защиту старца Ефрема:   Перейти к Голосованию     Ватопедское дело Архимандрит Ефрем и Ватопедское дело Игумен Ефрем Ватопедский Архимандрит Ефрем Ватопедский. Подай руку Архимандрит Ефрем, Ватопед. Видео. Монашеское имущество Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста Комментарии Всего комментариев: 20 2012/06/16, 18:34:59 Поздравляем братья ! Слава Господу за всё !!! 2012/01/28, 12:47:31 «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей. Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори» (Пс. 113:9-11) Раб Божий Алексий, раба Божия Ирина, раба Божия Алла (Москва) 2012/01/26, 19:29:49

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=944

Л. 409. Псл д стыа вды... н с лть живтворщи прчты хвы таинъ. Тропарь и две молитвы; одна перед приобщением св. воды, другая благодарственная по приобщении. См. 349 л. 122 об. Л. 410 об. Вътрникъ. вечерь. кан млебенъ прти бци. Гл. Нач. Как мего рыда сквернаго, и мнжеств влчце безмрны ми з. См. сей день в октоихе глас. 6. Л. 414. Замечание о летах жизни и правления трёх вселенских учителей. Там же. Несколько церковных песнопений, относящихся к утрени и литургии. Гл. Л. 416. Служба на св. Пасху, начиная с вечера вел. субботы. Гл. Л. 426 об. Кан млебенъ. аггел... – творение инока Иоанна. Нач. Несыпаемаго хранитеа дши меи. Гл. к. Л. 433. Кан млебенъ къ стишем въ прорц х , пртчи и кртлю хв пваемь вътрникъ . Нач. Въ глбин старсти и неплства. сщнствова великыи Гл. ка. Л. 441. Кан в че (четверток), стымь аплмъ... ефан в . Нач. Ликъ апльскыи свтвидныи. Гл. кв. Л. 444 об. Кано на исхо дши кир анре критьскаго. Нач. Придте съберитес вси. и блгочтно въ живше. Гл. кг. И дргии кан къ прести бци... Нач. Каплмъ подбно дожевнымъ. ми. Л. 453. Начло съ бгомъ млебник ( παρακλητικο) има слжб невъзвратн. смы глав. и прпбнаго. ца ншего дамаскына. Гл. кд. Под сим заглавием находится только служба воскресная 1-го гласа, из октоиха, с тремя канонами: воскресным, крестовоскресным и богородичным. В рукописи встречаются , есть признаки и Сербского правописания, напр. л. 256 об. скнчс. Но письмо Русское. 407 (по преж. кат. 708). Псалтирь с возследовниемем, в 4д., полууставом, XV в., 400 л. На бумажке, приклеенной к лицевой доске, почерком XVII в. помечено: мв. псалти зосимы соловецкого чюдо т воца писана на бмаг со При начале рукописи, на обороте последнего белого листа, подписано почерком XVI в., коим вписаны и утраченные листы 7. 8 и 15: стаа книга алтырь с зосимы чю о творца соловецкаго. а прави по неи правило са зосима чю о творе. и ис казны е не давати ником дрьжати по кром игменова . Из дел патриаршего архива, хранящихся в свитках в Синодальной библиотеке, видно, что Псалтирь, по которой совершал правило сам Зосима чудотворец Соловецкий, конечно эта самая рукопись, в 1657 г. духовным начальством была посылаема из Москвы со Спасо-Ярославским архимандритом Сергием в Соловецкий монастырь для вразумления тамошних противников книжного исправления. Лист 122 и об. также вновь написан посторонним, но гораздо старшим почерком, XV в., очень близким ко времени самой рукописи, с следующею криптографическою подписью:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В конце декабря прошлого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание президенту Греческой Республики Каролосу Папульясу в связи с заключением под стражу архимандрита Ефрема. Предстоятель Русской Церкви посчитал своим долгом «донести эту нашу общую боль до Главы греческого государства и просить освободить из-под стражи архимандрита Ефрема, настоятеля Ватопедского монастыря на Святой горе Афон». В защиту гонимого старца также выступили глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов , иерархи Элладской Православной Церкви , губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко , Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II , Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет , митрополит Гортинский Иеремия . В свою очередь Константинопольский Патриархат, клириком которого и является отец Ефрем, отказался вызволять старца из тюрьмы . Более того, Константинополь дал понять, что Русской Православной Церкви не следует вмешиваться в это дело. В ответ на это митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий заявил, что заключение игумена Ефрема служит еще одним примером неприемлемого поведения Константинопольской Патриархии . В середине января 2012 года Верховный суд Греции отменил приговор архимандриту Ефрему, осужденному на 10 месяцев тюрьмы . Приговор, который отменил суд, касался не только игумена Ефрема, но и еще двух человек - монаха Ватопедского монастыря Арсения и судьи Марии Псалти. Верховный суд решил, что приговор не имел законных оснований, и отправил дело на пересмотр. 25 января сего года депутаты Законодательного собрания Петербурга проголосовали за обращение к министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову о поддержке арестованного в Греции игумена Ефрема . В конце января архимандрит Ефрем, находящийся в афинской тюрьме «Коридаллос», направил прошение в Апелляционный суд о замене ему предварительного заключения на освобождение с ограничительными условиями . 2 февраля прокурор апелляционного суда П.Мандзунис поддержал это заявление отца Ефрема . 9 февраля Ирини Калу, следователь, ведущая т.н. «ватопедское дело», дала отрицательный ответ на прошение Ватопедского игумена Ефрема об отмене решения о его предварительном заключении . 10 февраля Афинский апелляционный суд отверг прошение настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема о замене предварительного заключения освобождением с ограничительными условиями . 16 февраля игумен Ефрем подал новое заявление с просьбой об отмене решения о его аресте. На этот раз заявление было направлено в Совет апелляционного суда г. Афины . Прокурор по делу известного деятеля православной церкви игумена Ефрема вновь выступил за его освобождение из-под стражи .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/14/sp...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верховный суд Греции отменил приговор архимандриту Ефрему Согласно решению высшей судебной инстанции страны, приговор не имел законных оснований, и дело отправлено на пересмотр 12.01.2012 1303 Верховный суд Греции отменил приговор настоятелю афонского Ватопедского монастыря архимандриту Ефрему, осужденному на 10 месяцев тюрьмы. Об этом сообщает Lenta.Ru со ссылкой на Афинское агентство новостей. Приговор, который отменил суд, касался не только игумена Ефрема, но и еще двух человек - монаха Ватопедского монастыря Арсения и судьи Марии Псалти. Верховный суд решил, что приговор не имел законных оснований, и отправил дело на пересмотр. Напомним, что расследование взаимоотношений между Ватопедским монастырем, государством и рядом офшорных компаний ведется с 2008 года. Игумена Ефрема арестовали 24 декабря 2011 года по делу о присвоении и отмывании крупных сумм денег и лжесвидетельстве по делу об обмене и продаже недвижимости между монастырем и государством. Игумен, находящийся в афинской тюрьме, свою вину отрицает. Также стало известно, что Православная Церковь Греции поддерживает и просит освободить арестованного игумена Ефрема. Его посетит в тюрьме Предстоятель Поместной Церкви — архиепископ Иероним, передает РИА Новости. «Наша Церковь уважает решения правосудия и, соответственно, не хотела бы никоим образом вмешиваться в ее сферу ответственности, хотя время от времени появлялись трещины сомнения в правильности (действий правосудия). Тем не менее, вместе с множеством верующих церковь выражает сочувствие всех своих членов подвергшемуся испытаниям игумену, выражая также желание и надежду, что возможность его освобождения из-под стражи будет вновь рассмотрена более хладнокровно», — заявил в четверг Постоянный Священный Синод Элладской Православной Церкви. Также Церковь недовольна действиями властей, арестовавших архимандрита Ефрема, и заявляет о нарушении ими прав Афона. Постоянный Священный Синод Элладской Православной Церкви рассмотрел вопрос об аресте игумена «в свете таких обстоятельств, как время объявления и исполнения задержания в дни великих христианских праздников, а также в том, что касается нарушения святых уставов и несоблюдения права Святой горы Афон на самоуправление, которое вытекает из афонского Устава», — говорится в сообщении.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/12/ve...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Греческий Суд оправдал игумена монастыря Ватопед Ефрема в некоторых обвинениях   Греческий Суд оправдал игумена монастыря Ватопед Ефрема     Греческий Верховный суд отменил постановление апелляционного суда Фракии, приговорившего архимандрита Ефрема и монаха Арсения Ватопедских и председателя суда первой инстанции Марию Псалти к наказанию в виде 6 месяцев лишения свободы. Суть проблемы мы излагали в особой статье достаточно подробно: Архимандрит Ефрем и Ватопедское дело Все оклеветанные оправданы от обвинений в задержке обнародования решения суда об обмене монастырской собственности на озере Вистонида.Верховный суд постановил, что Мария Псалти не нарушала служебный долг, а игумен Ефрем и монах Арсений не подстрекали ее к этому действию. Интересно заметить, что за время судебного разбирательства число «Друзей Ватопеда» выросло до 10 000 человек. Только на нашем портале в защиту отца Ефрема проголосовало более 1000 человек: Посмотреть голосование Письма, которые мы передали отцу Ерфему говорят о неподдельной скорби русских христиан и о том, что многие люди не поверили клевете. Число писем уже доходит до 1000. Дай Бог сил отцу Ефрему и помоги ему выстоять в этой скандальной истории!       Ватопедское дело Архимандрит Ефрем и Ватопедское дело Игумен Ефрем Ватопедский Архим. Ефрем Ватопедский. Подай руку Архимандрит Ефрем, Ватопед. Видео. Монашеское имущество Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста       Комментарии Всего комментариев: 19 2012/06/26, 01:02:53 терпение должно принести пользу когда клеветники или жулики сразу после своего действия бывают наказаны вплоть до смерти,иначе враг побеждает смеясь над нами,так как нашему терпению цена 3 копейки,ибо Господь обещал отмщение за обиду праведности .вот и смотрите,если правда за игуменом,то многие умрут или в болезни уйдут. сергий 2012/06/20, 21:55:22 Слава Богу за всё и Царице Небесной. Верили, подавали записки о здравии, надеялись и любили вас!!!!!!!Ура!!!Здоровья всем, дорогие братья наши православные!!!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1107

Новости 9 ноября, 2013 В ряд епархий Сибири и Дальнего Востока направлены миссионеры Всего в 7 епархий направлено 9 миссионеров в священном сане, которые потрудятся там с октября 2013 года по февраль 2014 года. 9 ноября, 2013 Владимир Легойда: Толерантность не работает без моральной основы Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда призвал к осмыслению терминов «толерантность» и «терпимость» и их применимости в поликультурном обществе. 9 ноября, 2013 Служба «Милосердие» ищет помещение для центра гуманитарной помощи Крупнейший в Москве Центр гуманитарной помощи, проект православной службы помощи «Милосердие», временно закрылся по желанию владельцев помещения, в котором он располагался в последнее время. Когда Центр возобновит работу, зависит от того, как быстро удастся найти новое помещение. 8 ноября, 2013 В Инкерманский монастырь переданы иконы, вывезенные англичанами в Крымскую войну Передача икон состоялась в день престольного праздник монастырского храма в честь иконы «Всех скорбящих радость». 8 ноября, 2013 В Марий Эл задержана банда похитителей икон Взять воров с поличным удалось благодаря своевременному звонку в дежурную часть гражданина, пожелавшего остаться неизвестным. 8 ноября, 2013 Суд оправдал игумена Ефрема Ватопедского Греческий Ареопаг (Верховный суд) отменил постановление апелляционного суда Фракии, приговорившего 1 марта 2012 года архимандрита Ефрема и монаха Арсения Ватопедских и председателя суда первой инстанции Марию Псалти к наказанию в виде 6 месяцев лишения свободы с отсрочкой на 3 года. 8 ноября, 2013 По инициативе Церкви участники автопробега в помощь бездомным посетят 7 региональных центров России Во Владимире, Чебоксарах, Ульяновске, Саратове, Пензе, а также Йошкар-Оле и Самаре участники автопробега будут передавать бездомным новую зимнюю одежду, лекарства, кормить бесплатными обедами, проводить медицинские осмотры и оказывать социальную помощь. 8 ноября, 2013 Ревность влюбленной девочки могла стать причиной клеветы на священника Глеба Грозовского

http://pravmir.ru/category/news/page/425...

   001    002   003     004