Это благодатное Царство подлинно не будет иметь конца: земные царства и народы возрастают и падают, бесчисленные перемены на лице земли сменяются одни другими, подобно волнам на море, но благодатное Царство Христово, Святая Церковь , охраняемая невидимою силою Божией, подобно Ноеву ковчегу, носится невредимою выше всех волнений мира и будет носиться, доколе, наконец, последний огненный потоп обновит лицо всей земли, и будет небо ново и земля нова, и благодатное Царство Христово – Церковь воинствующая преобразится в Царство славы – Церковь вечно торжествующую ( 1Кор.15:24–28 ). 3) Возвестив о рождении обетованного Мессии и изобразив свойства Его, Ангел, наконец, разрешает недоумение Пресвятой Девы относительно величайшей тайны Боговоплощения ( Лк.1:34–38 ). Лк.1:34 . Рече же Мариам ко Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю. Таинство воплощения Сына Божия открыто, но Ангел не удаляется от Святой Девы. В душе Ее рождается вопрос не от недоверия, не от пытливости, но от владычествующей любви к чистоте девства. Эта именно любовь выразилась в словах: како будет сие, идеже мужа не знаю. Хотя имею мужа по обряду обручения, но у Меня нет мужа по обету девства; обет этот произнесен, утвержден; столько Я не желаю отменить его, сколько не позволяет закон: человек, иже аще обещает обет Господу… да сотворит ( Числ.30:3 ). Господь не нарушает Своих законов: как же будет то, что и обет девства сохранится, и закон исполнится, и Сын родится? Отречение Марии от земного мужа подает Ангелу повод возвестить Ей достоинство Богоневесты, к которому Она предопределена. Лк.1:35 . И отвещав Ангел, рече Ей: Дух Святой найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий. Воплощение Сына Божия, по словам Ангела, должно совершиться вполне сверхъестественным образом. Дух Святой найдет на Тя, говорит он, и сила Вышнего осенит Тя. Некоторые различают смысл этих двух параллельных предложений. В первом видят приготовительное действие Духа Святого, а в последнем – самое вселение Бога-Слова в утробу Матери Марии, разумея под силою Вышнего Иисуса Христа, как в 1Кор.1:24 ; Ис.9:6 ; другие, напротив, считают их по смыслу совершенно тождественными, и под Духом Святым разумеют не специально третье Лицо Святой Троицы, а Бога вообще, Божественную творческую силу (как в Лк.11:20 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Храм часто уподобляли Ноеву Ковчегу, в котором верные спасаются среди бурных вод мира сего, или Лодке Петра, в которой собраны ученики Христовы, плывущие вместе со Спасителем к новой гавани – к Небесному Иерусалиму. Образ корабля издавна был символом Церкви. Не случайно и основное пространство храма называется «неф» или «наос», что по-гречески и означает «корабль». Все христианские храмы, как правило, ориентированы на восток. В восточной части храма располагается алтарь. Обращенный лицом к алтарю человек смотрит в ту сторону, откуда восходит солнце, что символизирует обращенность к Богу, ибо Христос – Солнце Правды. В утреннем богослужении священник возглашает: «Слава Показавшему нам свет!». Восточной части противоположна западная. В алтаре находятся священнослужители. Раньше, когда в Церкви активно действовал институт катехуменов, в западной части, в притворе, стояли оглашенные. При возгласе «двери, двери», «оглашенные изыдите», двери храма закрывались, оставляя внутри только верных. Для верных предназначена средняя часть храма – наос. По вертикали храм делится на две зоны – горнюю и дольнюю. Верхнее, подкупольное пространство – это небесная сфера (в деревянных северных храмах эта часть так и называется «небо»), четверик – это земной мир. Соответственно этому делению располагаются и росписи. Храмовая декорация (фрески, мозаики) складывалась постепенно, но уже к Х веку богословы ее осмыслили как весьма стройную систему. Одним из интересных интерпретаторов монументальных росписей был Патриарх Константинопольский Фотий . В принципе каждый храм имеет свою систему росписей, разработанную богословскую программу, но есть и некоторая общая схема, которой придерживались при росписи храмов в странах византийской ориентации, в том числе и на Руси. Храмовая декорация начинает развиваться сверху, от купола. В древних храмах в куполе помещали композицию «Вознесение», что свидетельствует о том, что купольное пространство воспринимали как реальное небо, куда удалился Христос во время Вознесения Своего и откуда Он придет в день Второго Пришествия. Реже в куполе располагалась сцена «Крещение». Постепенно каноном закрепилось изображение Христа-Пантократора. Обычно это поясная композиция, в одной руке Христос держит Книгу, другой благословляет мир. Такой образ мы можем видеть в Софии Киевской, Софии Новгородской и в других храмах, вплоть до нашего времени. Пантократор (по-гречески значит Вседержитель, этот образ показывает нам Бога Творящего и Спасающего, держащего мир в Своей руке.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

Христос говорит: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы», а «жатва есть кончина века». Блаженный Августин поясняет: «Итак, Церковь до конца века будет совмещать в себе добрых и злых, без вреда для добрых. Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не препятствует нашей вере и любви; усматривая плевелы в Церкви, мы не должны от нее отпадать. Нам должно только стараться самим быть пшеницею, чтобы, когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались бесплодными». Блаженный Феофилакт, епископ Болгарский, в этой связи замечает: «Если бы Матфей (до своего обращения – ненавистный для своих соотечественниками сборщик податей, – В.П.) исторгнут был из этой жизни, когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть от него и пшеница слова его. Так точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами, не были истреблены, чтобы впоследствии произросла их добродетель». Христос не хочет смерти грешников, а желает, чтобы они уразумели истину и спаслись ( 1Кор. 11: 19 ). Он теплотой Своей благости, живительными лучами Своей любви хочет смягчить ожесточение их сердец и возбудить в них новую жизнь ( Рим. 2: 2–6 ). Он ставит им в пример благочестие Своих избранников, как обличение их грешной жизни. Вспомним обращение гонителя христиан Савла. Но один ли Савл сделался Павлом? Как много язычников обратились в пламенных исповедников веры при взгляде на самоотвержение и твердость мучеников. Да и не только в древности. И в двадцатом веке сколько людей было вдохновлено примером стойкости новомучеников и исповедников Российских! Святые Отцы уподобляют Церковь Христову Ноеву ковчегу, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные. Церковь уподобляется еще и неводу, в который вместе с рыбой попадают и разные гады. Разные люди: и грешники, и праведники – составляют Церковь , Тело Христово. Есть в ней люди, достигшие вершин духовного совершенства, а есть духовные младенцы. Новоначальных надо беречь, а не соблазнять и отталкивать как немощных членов Церкви «ревностью не по разуму».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Символическое уподобление в Священном Писании троекратного погружения при крещении погребению Иисуса Христа и Ноеву ковчегу, принимавшееся раскольниками по свойственному им представлению за нечто догматическое, Феофан Прокопович ослабляет ссылкой на те места из посланий святого апостола Павла, в которых он прообразование крещения полагает «в облаце и в море». По словам полемиста, «в сих крещениях образованиях, т. е. в облаке и в море, не видим изобразуемого погружения; ибо облако оное ходило пред людьми израилевыми, иногда же и над людьми показывалось, или позади их; подобно и образ крещения в море не изъявлял собой погружения. Блаженный Феодорит , который образ крещения в облаке, купно и в море полагает, едино только море за вещество крещения держит, через облако же разумеет образованного духа, в крещении невидимо действующего. Не выражает погружения и образ крещения, представляемый в плавании Ноева ковчега, так как, по мнению Феофана, ковчег плавал по воде, а не в воде. Посредством многих удачных примеров полемист старался обратить противников к духовному пониманию таинства крещения, внутренней его стороны, состоящей в оставлении грехов, в усыновлении Богу, которое различными речи образами нарицается омовением, погребением, банею паки бытия, восстанием, одеянием во Христа, просвещением, печатью, обрезанием и ещё иными многими наречься может; а все те речи, образы внешними видимыми действиями изобразить не узаконил Христос, но только узаконил омовение. А понеже в погружательном крещении видели древние учители добре образуемо погребение и восстание от мёртвых, того ради по приличию и образованию (символ) такое показали, но в закон его не ставили, иначе не приняли бы никогда поливательного крещения, как то принимали и действовали. Когда же апостол Павел глаголет о погребении нашем и восстании со Христом, не глаголет о внешнем погребении и восстании образа, но о самом внутреннем и духовном пременении крещаемых, т. е. дабы крещаемый ведал, что он приемля от Бога таковым тайнодействием всех грехов прощение и одолжаясь прочее блюстись греха и творить волю Господню, умирает греху и оживает Богу..; таковое же духовное умертвие в оживление довольно обнимать верой, а внешним видом, т. е. погружением изображать, – есть приличие изрядное, но нужды нет: как-то и грехов обрезание, в крещения творимое, верить подобает, а изображать внешним неким видом нет нужды, и как поливанием, так и погружением отнюдь не образуется».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Не Церковь живет от мира, а мир существует ради Церкви, и судьба первого решается в судьбе последней: жизнь всего человечества, тем более общественная жизнь отдельных народов, опирается на святом семени ( Ис.6:13 ) и хранится только ради святого семени, прозябающего в Царстве Христовом 561 . По притче Иисуса Христа весь мир, весь человеческий род есть поле, где должно сеяться и расти, как семя вечной жизни, слово Царствия Божия ( Мф.13:37–38 ); то есть по назначению своему Церковь Христова должна объять собою не один какой-либо народ, подобно Церкви ветхозаветной, а все народы, весь род человеческий: потому что всему человечеству и первоначально дарован завет Божий, все человечество и по нарушении этого завета назначено в лице прародителей к искуплению чрез «Ходатая нового завета» ( Евр.9:15 ), осуществленного теперь в Царстве Христовом на земле 563 . Род человеческий существует не единовременно, он преемственно является в различных народах, постоянно сменяющих друг друга на чреде истории 564 . Церковь Христова, подобно ковчегу Ноеву, носившемуся по водам всемирного потопа, переносится Богом по всей земле от царства в царство, от народа к народу 565 . Церковь Христова в продолжение всего времени существования своего в мире побывает преемственно во всех странах и народах земли и соберет в человеческом роде, как с поля, все класы , достойные храниться в небесной и вечной сокровищнице 566 . Пока в народе есть люди, покоряющиеся вере, способные воспользоваться средствами спасения, содержащимися в Церкви, до тех пор и Церковь существует и хранится там Богом; в противном случае, Правда Божия, не мечущая бисера пред свиниями, отнимает у недостойного и неверного народа это сокровище и отдает его языку иному. Пока будут на земле народы, способные стоять на чреде хранения Царства Божия, Бог будет воздвигать их одного за другим на это поприще по мере того, как будут сходить с него народы недостойные. Из притчи Спасителя знаем, что Церковь , вначале малое и незаметное общество среди обширных царств человеческих, «подобно зерну горушичну», возрастает в большое древо, делается обширнее всех царств земных ( Мф.13:31 ). Эта предсказанная судьба Церкви оправдалась историей Ее. Знаем и то, по откровению Иоанна Богослова, что пределы Церкви под конец мира сократятся в малое число избранных: это – конечная судьба пространства Церкви 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Ответы восточных патриархов с особенной припиской к ним Нектария, были присланы в Москву, как мы уже сказали, с иеродьяконом. Но в тоже время Нектарий отправил от себя особых доверенных людей к царю Алексею Михайловичу для испрошения милостыни, и им вручил особливую грамоту к нему, с убедительным прошением о возвращении Никона на московский патриарший престол 716 . Эта грамота проникнута самым глубоким и живым сочувствием к несчастному русскому патриарху, пламенной и сердечной любовью к Церкви и благосостоянию её служителей, и открытым возражением чувств мыслей своей души. Нектарий писал, что ни в грамоте царской, ни в наказе, данном послу, не нашёл он причин к строгому осуждению Никона, и умолял царя вспомнить заслуги этого достойного патриарха, не слушать возмутителей общественного покоя, возвратить Никона на патриарший престол, и тем восстановить мир в отечественной Церкви 717 . «Просим мы священное ваше величество», писал Нектарий, «чтобы вы не преклоняли слуха вашего к советам мужей завистливых, любящих мятежи и возмущения. Свидетельствуюсь Богом, что нас весьма огорчили случившиеся в российской Церкви соблазны. Вы не ведаете, что в теперешнем положении, когда наша Церковь находится под игом рабства, мы уподобляемся кораблям, потопляемым постоянными бурями от разных притеснений языческих, и одну вашу российскую Церковь мы видели, подобно второму Ноеву ковчегу, служащею спасением от всякаго языческаго потопа, и сохраняющею в себе неистленными семена благочестия. Ныне же кто внушил вам отвращение от сего блага мира? Миролюбивейший государь! Последуй кротости Давида, восприми ревность по вере православной, и постарайся со тщанием паки возвести законнаго патриарха вашего на престол его, дабы во время священнаго твоего царствования не было положено злаго и гибильного начала сменять православных и правомыслящих о догматах веры патриархов ваших. Это послужило началом падения Церкви нашей в Константинополе, и соделало нас посрамлёнными пред западною Церковью. Опасайтесь и вы, чтобы необычайное у вас не обратилось в гибельную привычку. Если Никон говорит, что он отрекался не от престола, а от непокорных, то явно, что он обличает непокорность народа. Итак, покажите к нему должное повиновение, как к строителю благодати, повиновение, говорю, не обыкновенное в церквах Божиих, но каковое предписывают Божественные законы. Если б кир Никон и письменно отрёкся от престола, то и сие извинительно» 718 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Что отвечать раскольникам, когда они указывают на недостатки, допускаемые православными, в богослужении, в религиозной и нравственной жизни, как на причину своего отделения от Церкви? В велицем дому, (т. е. в Церкви) не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни: и ови убо в честь, ови же не в честь (т. е. одни в почетном, а другие в низком употреблении) 2Тим.2:20 ). Св. Церковь подобна Ноеву ковчегу (Б. Кат. л. 121 об.). Как в Ноевом ковчеге вместе с чистыми животными были и не чистыя ( Быт.7:1–3 ), так и в Церкви Христовой до дня страшного суда вместе с праведниками будут и грешники, – Господь терпит их. Поэтому нельзя ставить в вину Церкви недостатков и слабостей некоторых чад ее и из-за этих недостатков отделяться от нее, тем более, что она не только не дает на них позволения, но и старается, по возможности, уничтожить или, по крайней мере, уменьшить их. Затем, нужно помнить, что недостатки и слабости – грехи, а не ереси и православия церкви не повреждают. Конечно, худо, когда человек, исповедующий истинную веру, по жизни не хорош, но еще хуже, если кто по жизни хорош, но не исповедует истинной веры. «Аща вера жития кроме ничтоже есть, много паче сопротивное», т. е. если вера без (хорошей) жизни ничто, то тем более наоборот, говорит св. Иоанн Златоуст (Бес. на 14 посл. на 1 Тим бес. 5, стр. 2409). В древности отделялись ли христиане от Церкви из-за тех недостатков и слабостей, за которые раскольники обвиняют теперь нас? По словам отцов Стоглавого собора, в то время «многия церковныя чины не сполна совершалися, не по священным правилом и не по уставу. Многия церкви Божия стояли пусты и без пения, попы по своими церквам службы совершали безчинно... пели в два и три голоса зараз...» (Стогл. гл. 5, вопр. 1). «В церквах Божиих, в соборных и приходских, стоят без страха, якоже на торжищи… Пения божественнаго не слышат в глумлении»... (там же гл. 5, вопр. 21). «Клянутся именем Божиим во лжу всякими клятвами и лаются без зазору всегда, всякими укоризнами неподобными, скаредными... Как Бог терпит нашему безстрашию» (там же вопр. 27:28). «Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся, а всуе тружающеся, тому бо маханию беси радуются» (гл. 32). Многие иконописцы писали иконы «самовольством, самосмышлением и своими догадками». Были на Стоглавом соборе жалобы и на другие недостатки, однако из-за таких недостатков никто не думал тогда отделяться от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

от нас зависит просить, от Него – подавать просимое, от нас – начинать (incipere), от Него – завершать (perficere), от нас – предлагать то, что мы можем, от Него – восполнять (implere) то, что не можем 741 . Более того, Иероним полагает, что верующие очищаются и оберегаются от греха не властью свободного решения и не своими силами, а Божией помощью и снисходительностью 742 . Вывод, к которому в конце концов он приходит, таков: «Господь Своей благодатью (gratia), которой нам уделил способность свободного выбора, помогает и поддерживает нас во всех делах; Он вознаграждает и нашу волю, которая приносит от себя все, что может, и усилие, которое стремится ее исполнить, и смирение, которое всегда обращается к помощи Божией» 743 . Вместе с тем Вифлеемский пресвитер в целях смирения человеческой гордыни и самонадеянности предупреждает: «Где благодать, там не воздаяние за дела, а щедрость Дарителя... Ведь хотя желать или не желать зависит от нас, но даже то самое, что принадлежит нам, не есть наше без милости Божией» 744 . В целом учение блаж. Иеронима сводится к тому, что для спасения человека в равной мере необходимы и свободное желание и усилия самого человека, и благодатное действие Бога, то есть, по сути, это учение о синергии Бога и человека в спасении, свойственное многим как восточным, так и западным богословам ( Тертуллиану , Киприану, Иларию, Амвросию). Вместе с тем следует признать, что для нашего автора, в отличие от Августина, «не были доступны во всей их глубине проблемы свободы и благодати, выдвинутые пелагианским спором» 745 . 8. Экклезиология В своем учении о Церкви блаж. Иероним в первую очередь выступает с позиций экзегета и лишь во вторую – догматиста. Для характеристики Церкви он обращается прежде всего к Свящ. Писанию и использует весь набор содержащихся там символов и образов Церкви 746 . Церковь – это «Дом Божий», «Дом Господень», «Дом Христов», который ап. Павел назвал столпом и утверждением истины ( 1Тим.3:15 ) 747 . Ее прообразом в Ветхом Завете был Ноев ковчег 748 , ведь захваченная бурей догматических споров Церковь , подобно Ноеву ковчегу, есть «корабль апостолов» (navicula apostolorum), качающийся на волнах и бурных водоворотах, вызванных многочисленными еретиками и покровительствующими им императорами 749 . Она есть также «вышний», «небесный Иерусалим» 750 , который в Новом Завете называется Матерью всех нас, то есть всех христиан 751 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

«...те, кто принимают басню о тысяче лет и, следуя заблуждению иудеев, признают земное царство Спасителя, не понимают, что Апокалипсис Иоанна заключает под поверхностью буквы сокровенные тайны Церкви» 840 . Другими словами, в рассказе из Апокалипсиса следует видеть указание либо на те события, которые частично уже совершились «духовным образом» (spiritaliter) в первое пришествие Христа в жизни Церкви (это – nostrorum temporum sacramenta, «таинства нашего времени»), либо на те, которые полностью совершатся при Его втором и славном пришествии в будущем Небесном Иерусалиме и Небесном Царстве 841 . Ибо, по убеждению блаж. Иеронима, «святые никогда не будут иметь земного царства, но только – небесное» 842 ; в противном случае по прошествии тысячи лет они перестали бы царствовать со Христом 843 . По свидетельству нашего автора, большинство христиан в его время придерживались такой небуквальной интерпретации Апокалипсиса, учитывавшей экклезиологическое и духовное понимание описанных там таинственных событий 844 . В соответствии с этим он толкует и упоминаемое в Апокалипсисе первое воскресение праведных: «Мы утверждаем, что Господь и после Своего [первого] пришествия воскресил, и ежедневно воскрешает, и в будущем воскресит тех, кого разнообразные заблуждения увели [далеко] от Его пределов» 845 . В своем дополнении к «Толкованию» Викторина Петавского на Апокалипсис блаж. Иероним приводит основанное на числовом символизме и наиболее подробное толкование тысячелетнего Царства и небесного Иерусалима, описанных в Откр.20–22 , в котором, в частности, говорит: «Кто сохранил желанную чистоту девства, кто верно исполнил заповеди декалога и умертвил в сердце своем нечистые нравы и помыслы, чтобы они им не обладали, тот поистине есть священник Христов, и, как мы полагаем, полностью завершив тысячу лет, он царствует со Христом, и поистине у него диавол связан» 846 . Святой город Иерусалим, имеющий четыре стороны, означает «единый сонм святых», крепко связанных верой и, подобно Ноеву ковчегу, могущий выдерживать натиск бури; драгоценные камни – это мужи, устоявшие во время гонений; улица – это их сердца, очищенные от всякой скверны, в которых ходит Господь; река с водой жизни – благодать духовного рождения, то есть крещения; древо жизни указывает на Христа, пришедшего во плоти; урожай, приносимый этим древом 12 раз в месяц, – это различные дары двенадцати апостолов; они же – 12 ворот с четырех сторон города – четырех добродетелей; эти ворота никогда не запираются, так как учение апостолов не может победить никакая ересь 847 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   Зрите Промысл Божий: как, наказав болезнью телесной, в такое целомудрие его привел. 21. Роса благоутробия     Росу Твоего благоутробия подаждь ми, Преиепорочная, Чистая, греховным зноем тающему, печаль Сама устужающи ми и радость Божественную подающи (В четверг на Повечерии, песнь 3). Чудо 21 в 1676 году, 16 сентября    Близ монастыря святого пророка Илии живут некоторые его прихожане. Среди них одна женщина по имени Марина. В 1676 году, на неделе Фоминой, впала она в такой недуг, в котором пребывала та, о которой Евангелие поминает: «она была скорчена и совсем не могла выпрямиться» (Лк. 13:11). Мать этой Марины, Анна, с великим плачем припадала ко святому образу Пречистой Богородицы, прося милости у Нее, чтобы подала исцеление скрюченной ее дочери, тяжко болеющей, что, хоть и нескоро, но однако сполна получила. Под Надежду того же года, по Воздвижении Честнаго Креста, ее Марина отпущена была недугом своим, и тотчас выпрямилась, и прославили все Бога и Богородицу. Беседа    Не ведает неблагоутробия Та, утроба Которой родила нам Благого Бога. Апостол, благоутробием движимый, говорил ученикам своим: «Вам не тесно в нас» (2 Кор. 6:12). Но у кого из святых ко вмещению всех пространнейшее, чем у Марии, благоутробие обрестись может? Вмещается сюда целомудренный, и грешному здесь нетесно. Тут имеет кающийся свое место, и отчаявшемуся с непокаянным, как к Ноеву ковчегу, не только чистым, но и нечистым животным, — прибежище не возбранено.    В Ее благоутробии болеющие душой и телом как в больнице, более того говорю — во врачебнице — почивают и исцеляются всячески. Здесь слепые прозревают, глухие слышат, хромые ходят, прокаженные очищаются, недуги отгоняются, мертвые воскресают, и кто чего ни востребует, все получает в благостыне Той, Которая через стог пшеницы в Песнях изображается: «Чрево Твое — ворох пшеницы» (Песн. 7:3).    Пшеница среди всех других злаков достойнейшая и нужнейшая. Благость же Мариина — большая всех человек и каждому из верных потребная. Не счесть зерен пшеничных в стоге, так и богатство благости Ее неисчислимо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010