Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВЫЕ [Англ. The New Religious Right; др. название «Новые христианские правые» (НХП)], идейно-политическое движение в США, сочетающее религиозный фундаментализм и политический консерватизм. Активизация деятельности и организационная консолидация Н. р. п. произошли в кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. XX в. и были консервативной реакцией на буржуазный либерализм и демократические (в т. ч. религиозные) движения. В отличие от традиционного праворелиг. экстремизма это движение отказалось от откровенного расизма и антисемитизма, от тесной связи с радикальными организациями (типа Ку-клукс-клана); среди членов движения, в котором ведущую роль играют протестант. фундаменталисты, возрос интерес к политической деятельности. В США Н. р. п. добились заметного влияния на избирателей, гос. деятелей и политику президентов. Различные течения радикального протестантизма стали основной религ. традицией в США. Изначально они несли в себе буржуазно-демократические ценности. Революционное отделение Церкви от гос-ва не было связано с антиклерикальными позициями революционеров. В тот момент отсутствовала Церковь, способная претендовать на роль «народной» и официальной. Отделив Церковь от гос-ва, гос-во демонстрировало, что оно имеет основания утверждать, что Америка - «единая нация под Богом». Определение «христианские правые», или «новые христианские правые», восходит к названию орг-ции «Новые христианские правые» (НХП), возникшей в США в кон. 70-х гг. XX в. Ядро ее составляли евангелики, хотя пытались привлечь в орг-цию и консервативно настроенных католиков. С 1980 по 2000 г. НХП влияли на результаты выборов, лоббировали решения судов и Конгресса, они не утратили своих позиций и в наст. время, хотя исследователи расходятся во мнениях относительно степени их влияния ( Lambert F. Religion in American Politics: A Short History. Princeton, 2010. P. 118). В 1978 г. Роберт Грант, один из первых лидеров движения, обеспокоенный тем, что подавляющее большинство христиан проголосовали за Дж. Картера, основал ассоциацию «Христианский голос», чтобы мобилизовать избирателей в поддержку кандидатов, которые разделяют консервативные ценности. Затем появилась организация «Моральное большинство» (1979) Дж. Фолуэлла, пастора баптистской церкви Томас-Роуд (шт. Виргиния). Фолуэлл был ведущим популярной программы «Евангельский час доброго старого времени». Ориентированная прежде всего на юж. штаты, орг-ция быстро росла благодаря массовой пропаганде в церквах и по телевидению.

http://pravenc.ru/text/2577901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации. Территория: 169,1 тыс. кв. км. Центр: г. Барнаул. География: край расположен в пределах Западно-Сибирской равнины, входит в Западно-Сибирский экономический р-н. А. к. граничит на севере с Новосибирской обл. , на северо-востоке с Кемеровской обл. , на юго-востоке с Республикой Алтай , на юго-западе с Республикой Казахстан . Территорию А. к. делит на 2 части р. Обь. Крупные озера - Кулундинское и Кучукское. Население: 2664,8 тыс. чел. (1999). В крае проживает 90,3% русских, 4,78% немцев, 2,38% украинцев, 2,54% представителей др. национальностей (1994). Адм. устройство: А. к. образован 28 сент. 1937 г., до 1991 г. включал в себя Горно-Алтайскую АО (с 1991 Республика Алтай). Край делится на 60 адм. районов. Религия В А. к. зарегистрированы 218 религ. объединений (2000). Благодаря деятельности Алтайской духовной миссии (XIX - нач. XX в.) в А. к. сильны правосл. традиции. Существует значительное число старообрядческих общин разных толков. Католичество исповедуют поляки, немцы и русские (ок. 2,3 тыс. чел.). Лютеранство распространено преимущественно среди немцев. Ислам исповедуют татары, казахи, афганцы и выходцы из Кавказского региона. В 90-х гг. XX в. в А. к., как и в др. регионах Сибири, активизировались новые религ. движения - неоязычники, оккультисты, последователи учения Рерихов , различные псевдорелиг. учения. Русская Православная Церковь. Территория А. к. (вместе с территорией Республики Алтай) входит в Барнаульскую и Алтайскую епархию РПЦ, образованную 24 февр. 1994 г. Епархиальный центр - Барнаул. В 2000 г. в А. к. было 17 благочиннических округов, 172 прихода, 6 мон-рей и 1 скит. Первые деревянные церкви Алтая, появившиеся в 1-й пол. XVIII в., после вхождения Алтая в состав Российской империи, подчинялись Кузнецкому заказу Тобольской епархии : ц. Петра и Павла в Белоярской крепости, ц. Воскресения Христова в поселке Колыванского завода (1735), ц. Петра и Павла в Барнауле (1750). Первый каменный храм - Петропавловский собор в Барнауле - построен в 1774 г. В 1750 г. учреждено Барнаульское духовное правление, в ведомстве к-рого в 1752 г. состояло 12 церквей, в 1763-м - 16, в 1798-м - 29, в 1844-м - 189, в 1886-м - 118, в 1910 г.- 379 церквей. В 1834 г. территория Алтая вошла в состав новообразованной Томской епархии . В 1908 г. учреждено Барнаульское вик-ство Томской епархии, но еп. Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи находились в Томске. В 1924-1929 гг. викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии, в 1930 г. было преобразовано в самостоятельную Барнаульскую епархию с назначением на кафедру еп. Александра (Бялозора) . В 1938 г. в связи с гонениями на Церковь и недостатком архиереев Барнаульская епархия была упразднена, а ее территория до 1994 г. входила в состав Новосибирской епархии.

http://pravenc.ru/text/115126.html

На 2-м этапе (20-е - нач. 70-х гг. XX в.) словосочетание «новые религиозные движения» приобретает статус термина, формируются и уточняются его границы и объем. Понятие «новые религиозные движения» используется уже не только как синоним термина «новая религия» с акцентом на новизне, но и как синоним терминов «секта» и «культ» с акцентом на особом типе религ. орг-ции. Они противопоставляются традиц. религиям и рассматриваются в качестве отдельного типа религ. орг-ции, существовавшего на протяжении всей истории человечества в отрыве от христианства и др. религ. традиций. Уточнение понятия «новые религиозные движения» привело к увеличению количества относимых к Н. р. д. сектантских сообществ. Если на 1-м этапе секты и культы относились к Н. р. д. не чаще, чем традиц. религии с их многочисленными инициативами, то на 2-м к Н. р. д. относятся уже только нетрадиц. религ. образования. Особое влияние на распространение термина «новые религиозные движения» оказали исследования сектантства в Японии, на территории к-рой в отношении сект активно использовались термины «новая религия» (shin-shukyo), «новосозданная религия» (shinko-shukyo), а также «новое религиозное движение» (shinshukyo undo). История сектантства в Японии указывает на уместность этих терминов для данного региона. На фоне общей терминологической неопределенности словосочетания «новая религия» и «новые религиозные движения» активно использовались в 50-60-х гг. XX в. в многочисленных англоязычных работах япон. авторов, а также в переводах с япон. языка и в оригинальных трудах о япон. сектантстве зап. ученых. Это постепенно вытесняло на 2-й план такие термины, как «новая религиозная секта», «новый религиозный культ», «новая религиозная организация» и др. Термин «новые религиозные движения» также достаточно активно использовался в исследованиях нетрадиц. религиозности Африки. Однако в данном случае акцент ставился не на «новизне» как на ключевой составляющей термина, а на понятии «движение», охватывавшем все многообразие форм организации, часто практиковавшихся в том же африкан. сектантском сообществе. Исследования Н. р. д. в Африке имели более скромные масштабы по сравнению с работами по сектантству в Японии, но вместе с ними подготовили почву для выделения термина «новые религиозные движения» на фоне др. аналогичных терминов. В СМИ на этом этапе сохраняется тенденция к увеличению количества случаев использования термина «новые религиозные движения» в контексте критики сектантства.

http://pravenc.ru/text/2577899.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религии мира МЕККА [араб. Макка или Макка ал-Муккаррама, т. е. Св. Мекка], город на западе Саудовской Аравии; главный священный город мусульман на запретной для немусульман территории (аль-харам), где родился и начал свою проповедь основатель ислама прор. Мухаммад МЕЧЕТЬ культовое здание, место молитвы и собрания; центр религ., политической и общественной жизни мусульман МИДРАШ жанр раввинистической лит-ры экзегетического и гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте и Гемаре МИЛЛЕТ [тюркизированная форма араб. слова - религия, религ. группа], в османской традиции традиции термин, обозначавший объединенную по религ. признаку общину, признанную имперской администрацией и получившую право на внутреннее самоуправление МИРАДЖ ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса к престолу Аллаха; праздник, посвященный этому событию, отмечаемый в ночь с 26 на 27 священного месяца Раджаб МУРТИ [фигура, статуя, вид, изображение, обличье, воплощенная форма или проявление, а также изваяние, идол, личина], персонифицированное изображение инд. божества, объект религ. поклонения в индуизме МУТАЗИЛИТЫ представители мусульм. рационалистического богословия, игравшего значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и особенно Аббасидского халифатов в VII-X вв. МУФТИЙ духовное лицо у мусульман-суннитов, наделенное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения о том, как применять шариат на практике МУХАММАД [Мухаммед, Магомет (Магомед) ], Ахмад ибн Абдаллах (ок. 570-632), основоположник ислама и основатель 1-й общины мусульман МЮРИД [мурид, араб.- «тот, кто желает»], последователь, ученик суфийского шейха (муршида, араб.- «указывающий правильный путь») НАСТИКА в инд. традиции обозначение «неортодоксальных» религиозно-философских систем и их представителей, отрицающих авторитет Вед НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ в узком смысле - собирательное наименование структурированных типов нетрадиц. религиозности, в широком - новые орг-ции, сообщества, а также инициативы, акции конфессионального, межконфессионального или межрелиг. уровней, направленные на создание, поддержание, развитие или изменение работы традиц. церквей и/или нетрадиц. религ. орг-ций

http://pravenc.ru/rubrics/122556_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ в узком смысле - собирательное наименование структурированных типов нетрадиц. религиозности, в широком - новые орг-ции, сообщества, а также инициативы, акции конфессионального, межконфессионального или межрелиг. уровней, направленные на создание, поддержание, развитие или изменение работы традиц. церквей и/или нетрадиц. религ. орг-ций НУН в древнеегип. религии и мифологии первобытный мировой океан, олицетворение состояния Вселенной до начала творения и упорядочивания ее творцом НУР АЛЬ-МУХАММАДИ согласно шиитским представлениям, световой световой образ Мухаммада, к-рый предшествовал творению и передавался через божественных избранников НУСАЙРИТЫ др. название - алавиты (аль-алавия, ввиду их особого почитания халифа и имама Али ибн Аби Талиба), одна из общин «крайних» шиитов, возникшая в кон. IX - сер. X в. в Сев. Сирии НУТ в древнеегип. религии и мифологии богиня неба, супруга и сестра бога земли Геба; дочь Шу и Тефнут; мать Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды НЬЮ-ЭЙДЖ собирательное наименование синкретических оккультных и эзотерических представлений, а также связанных с ними движений 2-й пол. XX в. ОБРЕЗАНИЕ религ. обряд у древних евреев, в иудаизме и исламе по удалению (частичному или полному) хирургическим путем крайней плоти муж. полового члена ОЛЬМЕКОВ РЕЛИГИЯ система верований и практик, предположительно существовавшая у ольмеков (название народа, от ацтекского «страна каучука»), как полагают, в древности заселявших юж. побережье Мексиканского зал. ОМ священный звук или совокупность звуков, выступающие как концепция, инструмент, символ; важнейшая мантра в инд. религиях ОПРЕСНОКИ [Пресный хлеб], в ВЗ название хлеба, изготавливаемого без использования закваски, составная часть ветхозаветных жертвоприношений ОСИРИС древнеегип. бог загробного мира и покровитель умерших, олицетворение производительных сил природы ПАН в греч. мифологии божество стад, лесов, полей, входит в число олимпийских богов, особенно почитался в Аркадии

http://pravenc.ru/rubrics/122520_14.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРШАНА [санскр.   - взгляд, видение, т. зр., доктрина и др.], одно из важнейших понятий в религии и философии Индии. Слово «Д.» происходит от санскр. глагольного корня  , имеющего широкий спектр значений: «видеть», «являть», «познавать», «изучать» и др. В религиозно-философском контексте оно чаще всего употребляется в 2 смыслах. В первом значении Д. как манифестация сакрального в индуизме (особенно в движениях бхакти ) и др. религиях является основной целью в повседневной религ. практике адепта. Д. здесь - это лицезрение адептом образа того или иного божества, святого или гуру в храме, во время медитации или паломничества к святым местам. Д. понимается как мистический акт милости и благодати со стороны божества, вознаграждающего адепта за его преданность и усердие. Во втором значении это слово связано с возникновением и оформлением в Индии систематизированного философского знания. Термином «Д.» определяются различные религиозно-философские системы, зарождавшиеся в Индии начиная с сер. I тыс. до Р. Х. В этот период «брожения умов» в оппозиции к консервативному догматическому брахманизму выступили новые «еретические» учения, такие как буддизм , джайнизм , адживика, локаята и др., их приверженцы использовали логику и рационалистический метод для отстаивания своих взглядов в диспутах. В рамках традиц. религии образовались свои философские школы, применявшие критический анализ для обоснования веры. Все религиозно-философские школы классифицируются по формальному принципу различного отношения к основным постулатам брахманизма и к Ведам : те, что признают их авторитет и опираются на них в своих теоретических построениях, считаются в индуизме ортодоксальными и называются астика; школы, не признающие сакральный статус Вед, именуются «настика» (букв.- нигилист), неортодоксальными. Существует 6 ортодоксальных Д., к-рые традиционно подразделяются на пары. Школа ньяя занимается формальной логикой и семантикой, тесно связана с вайшешикой , рассматривающей вопросы натурфилософии. Санкхья , система онтологического дуализма, составляет теоретический базис для йоги - практического осуществления интеграции материи и духа. Миманса и веданта - школы, занимающиеся ведической экзегезой, вопросами ритуала, метафизикой. Большинство Д. имеет классические базовые тексты - сутры или карики - сборники кратких изречений, закладывающие основу для развития данной школы и комментирующие их трактаты - шастры. Наиболее значительной в истории инд. религиозно-философской мысли и развивающейся до сих пор является Д. веданта, подразделившаяся на множество подшкол, зачастую ожесточенно споривших друг с другом. Все ортодоксальные Д. воспринимаются в индуизме не столько как противоборствующие направления, сколько как взаимодополняющие части единого целостного индуистского мировоззрения.

http://pravenc.ru/text/171396.html

Зарубежные источники сообщают о подпольных общинах и большем числе верующих, в т. ч. об исповедующих шаманизм, однако достоверная информация о них отсутствует. Православие В июле 2006 г. организован Корейский патриарший Троицкий приход Владивостокской и Приморской епархии Московского Патриархата. В 2004 г. была учреждена Корейская митрополия К-польского Патриархата с кафедрой в Сеуле, юрисдикция к-рой распространяется на всю территорию Корейского п-ова. Православных насчитывалось ок. 60 чел., в основном это представители иностранных дипломатических миссий. Римско-католическая Церковь В 1945 г. на территории буд. КНДР имелось 2 диоцеза - Хамхын и Пхеньян (епископства-суффраганы Сеульского архиеп-ства), а также монастырь Токвон. После провозглашения КНДР они были упразднены. Протестантские церкви, деноминации и секты Протестантские церкви, деноминации и секты, по данным World Encyclopedia of Christianity (Oxford, 2001), представлены общинами Методистской церкви (50 общин, 1 тыс. чел.), Пресвитерианской церкви Кореи (40 общин, 5 тыс. чел.), Церкви адвентистов седьмого дня (20 общин, 1 тыс. чел.). Из независимых церквей наиболее крупная - т. н. Движение домашних церквей (20 тыс. общин, 300 тыс. чел.). Новые религиозные движения Новые религиозные движения представлены корейскими синкретическими культами, в к-рых сочетаются элементы христианства, буддизма, конфуцианства, шаманизма. Крупнейшим об-вом является Чхондогё (свыше 3 млн последователей). Традиционные верования Традиционные верования представлены шаманизмом, анимизмом и культом предков. Религиозное законодательство В Конституции КНДР провозглашается свобода совести, свобода отправления религ. обрядов и строительства религ. зданий (ст. 68). В то же время свобода религ. деятельности жестко ограничивается интересами социалистического строя. Согласно ст. 68, не допускается использовать религию как средство для проникновения внешних сил и нарушения общественного и гос. порядка. Действующая конституция свидетельствует о принятой в КНДР в последнее время политике предоставления религ.

http://pravenc.ru/text/2057274.html

В 1917-1919 гг. в Киевском РФО председательствовал Зеньковский. В это время об-во насчитывало ок. 100 членов и объединяло не только богословов и философов, но и историков, литераторов, экономистов, врачей. К последнему году существования Киевское РФО приобрело значительное влияние на церковно-общественную жизнь: его члены участвовали в работе Киевского комитета по делам правосл. Церкви, входили в постоянный церковно-епархиальный совет при епископе, Зеньковский возглавил Мин-во вероисповеданий при гетмане П. П. Скоропадском, В. Н. Лашнюков стал главным редактором газ. «Слово», издававшейся этим мин-вом, Кудрявцев - делегатом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1919 г. Киевское РФО прекратило существование. Нек-рые из его членов (напр., Зеньковский) вынуждены были покинуть родину, нек-рые умерли от голода (Завитневич), либо ушли во внутреннюю эмиграцию, отказавшись от к.-л. сотрудничества с советской властью (Экземплярский). Несколько членов, в т. ч. свящ. Анатолий Жураковский , в 1981 г. канонизированный РПЦЗ, приняли мученическую кончину. Борьба идей Особенности Киевского РФО как организационной структуры определили круг вопросов, к-рые обсуждались на его заседаниях. Первое заседание было посвящено анализу религ. движения в России. На протяжении первых лет существования об-ва этот вопрос являлся основным, ему было посвящено (прямо или косвенно) 10 заседаний. И впосл. эта тема обсуждалась, обретая новые аспекты (анализ религиозной ситуации на Украине (А. Б. Селиханович «Религия в идейной жизни нашего края», доклад 21 марта 1913); связь религ. возрождения с социально-политическими вопросами (В. Н. Лашнюков «Церковь и социализм», доклад 30 апр. 1917; А. Е. Жураковский «Христианство и общественная работа», доклад 24 сент. 1917); участие молодежи в религ. движении (О. П. Прохаско «К вопросу о религиозных исканиях современной молодежи», доклад 10 янв. 1913; П. Р. Слёзкин «О христианских студенческих союзах», доклад 17 янв. 1913)). Обсуждение роли интеллигенции в религ.

http://pravenc.ru/text/1684577.html

Крупнейшей из Национальных африканских церквей является Церковь Иисуса Христа на Земле, основанная пророком Симоном Кимбангу. Число ее последователей - свыше 7,5 млн чел. (12 тыс. общин). Приверженцев Африканской Апостольской Церкви насчитывается свыше 300 тыс. чел. (1100 общин). Ислам суннитского толка распространен преимущественно на востоке страны среди населения, говорящего на суахили. В 1972 г. создано Мусульманское сообщество, которое является официально признанной религ. орг-цией, однако объединяет лишь часть мусульм. общины. Помимо нее действуют др. ислам. орг-ции. Традиционные верования представлены анимизмом, культом предков и др. Новые религиозные движения представлены бахаизмом (см. Бахаи религия ). Число приверженцев составляет свыше 200 тыс. чел. Религиозное законодательство Конституция К. провозглашает право граждан на свободу вероисповедания (ст. 22), запрещает любую дискриминацию по конфессиональной принадлежности. Все религ. организации объявлены равными перед законом и должны пройти обязательную процедуру государственной регистрации. Периодически проводятся консультации с представителями 5 крупнейших религ. организаций (католической, протестантской, православной, мусульманской и кимбангуистской). Религ. орг-ции имеют право основывать учебные заведения (напр., католич. ун-ты в Букаву и Бутембо, протестант. ун-т в Лубумбаши, православный - в Киншасе). П. Лумумба. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. Каменные орудия, обнаруженные в верховьях рек Касаи, Луабалы, Луапулы и оз. Виктория, свидетельствуют о заселении территории К. в эпоху раннего палеолита. Для периода т. н. среднего каменного века характерна тумбийская культура (разновидность культуры Санго; 55-45 тыс. лет назад). Поздний палеолит представлен культурами Диокосьен и Лупембе (30-15 тыс. лет назад). К периоду мезолита относятся стоянки читольской культуры (15-3 тыс. лет назад) на плато Бена-Читоле (пров. Катанга) и в окрестностях Киншасы. Самые ранние свидетельства обработки металла (метеоритное железо; сер. V в. до Р. Х.) обнаружены в пров. Катанга, территория к-рой считается одним из древнейших центров черной металлургии в Африке. Автохтонным населением К. считают пигмеев, бушменов и готтентотов, к-рых в нач. I тыс. по Р. Х. вытеснили народы банту.

http://pravenc.ru/text/1841886.html

В результате антирелиг. политики советской власти к нач. 80-х гг. XX в. в А. о. не осталось ни одной буддистской общины. Ситуация изменилась в 90-х гг., центром возрождения буддизма в А. о. стал Лиманский р-н, в к-ром началось строительство хурулов. Усилиями руководства А. о. проводится реставрация Хошеутовского хурула. Несмотря на то что большинство астраханских калмыков высказываются за возрождение духовных и национальных традиций и связывают этот процесс с возрождением буддизма, буддистские общины пока немногочисленны и оказывают влияние на религ. ситуацию в регионе только в Лиманском и Наримановском р-нах. Иудаизм Представлен в А. о. общиной, зарегистрированной в 1997 г. Иудаизм существовал на территории А. о. в VII-IX вв. в качестве гос. религии Хазарского каганата и исчез после падения каганата. Вновь иудаизм появился в Н. Поволжье в процессе расселения евреев после 1804 г., когда им было дозволено проживать в Астраханской и Кавказской губерниях. В 90-х гг. XX в. в Астрахани было начато восстановление синагоги «Сфард», одной из 2 синагог, существовавших в нач. XX в. Секты и новые религ. движения Адвентисты седьмого дня имеют в А. о. 2 общины, зарегистрированные в 1994 г., ведут энергичную прозелитическую деятельность. В А. о. активно действуют харизматические секты: миссия милосердия «Ковчег» (с 29 дек. 1992), община церкви «Благодать» корейской миссии «Грейс» (с 23 мая 1994), община Церкви Христа (с 16 дек. 1994) и 3 общины церкви «Полного Евангелия» (с 16 дек. 1994). Церковь Христа в Астрахани сформировалась на базе молодежного отд-ния, выделившегося из общины пятидесятников, при финансовой поддержке из-за рубежа и от московского центра «Россия - Иисусу». С 1997 г. астраханская Церковь Христа регулярно проводит масштабные акции (в т. ч. цикл проповедей на местном коммерческом телевидении). В 2001 г. руководители астраханских харизматических сект разработали проект создания союза, к-рый должен объединить эти секты с нек-рыми протестант. деноминациями. В связи с необходимостью прохождения перерегистрации в органах юстиции, для чего требовалось подтвердить 15-летнее существование на территории области, харизматические религ. объединения в 1998 г. вошли в астраханскую общину пятидесятников.

http://pravenc.ru/text/76738.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010