Архимандрит Серафим был настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря немногим более года. 30 марта 1905 г. состоялось решение Святейшего Синода и издан соответствующий Указ о назначении архимандрита Серафима (Чичагова) епископом Сухумским. В г. Сухум после рукоположения его во епископа Владыка Серафим взял с собой двух своих пострижеников – иеродиакона Филарета и иеромонаха Иону. А жизнь шла своим чередом. Взрослели дочери, требовавшие к себе все большего отцовского внимания и заботы. Старшая Вера поступила в Дивеевский монастырь еще в год кончины своей матери. Вера была пострижена в рясофор, но она оставалась в душе светской барышней и к монастырской жизни не была подготовлена. Внешне она была хороша собой, высокая, стройная, с хорошим голосом. Будучи на монастырском подворье в Петергофе, она училась в консерватории и по окончании учебы управляла правым хором монастыря – была его регентом. Но жизнь в монастыре тяготила ее. Сославшись на ухудшение здоровья, она уехала на лечение в санаторий. Там Вера встретилась со своим будущим мужем– офицером по имени Григорий Коврига, вышла за него замуж. В монастырь она не вернулась, чем нанесла большую обиду своему отцу. Вторая дочь, Наталия, после переезда семьи в Москву училась в 4-й женской гимназии и помогала воспитывать младших сестер. Ее отличали ум, спокойствие, выдержка. Высокого роста, стройная и изящная, она обладала не только красивой внешностью, но и душой. Она с молодых лет мечтала посвятить жизнь служению Богу и людям. Наталия очень хотела поступить в Дивеевский монастырь, но обстоятельства сложились так, что в 1912 г. она стала послушницей, а затем и монахиней Рижского Свято-Троице Сергиева монастыря. Еще до того, как уйти в монастырь, Наталия окончила курсы сестер милосердия в Риге. Работа медсестрой стала ее профессией. Третья дочь митрополита Серафима– Леонида– училась в Москве в 4-й женской гимназии, то есть там же, где училась и ее сестра Наталия. Она окончила гимназию в 1901 г. и очень хотела получить медицинское образование. С этой целью Леонида поступила на двухгодичные курсы сестер милосердия, которые организовал Комитет Красного Креста под покровительством принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской в Санкт-Петербурге. Эти курсы она окончила в 1908 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Неожиданно Глеб воскликнул «по-апостольски»: – Мир дому сему! Евгений взглянул удивленно и настороженно. – Где розетка? – спросил Глеб. – Простите, не понял? – еще больше удивился Евгений. Заметив в руках у Глеба диапроектор, с которым тот почти никогда не расставался в путешествии, он указал, куда его включить. В ту же минуту Глеб начал показывать слайды, многие из которых сделал сам. Эту серию он называл «Святые места в Америке». «Перед пораженным Евгением, – вспоминает Глеб, – предстал мир апостольского Православия. Красочные иконы, портреты святых и праведников Америки, виды Елового острова преподобного Германа Аляскинского, чудотворные иконы, привезенные в Америку из Шанхая, игуменьи, схимники, скиты в Канаде, Свято-Троицкий монастырь и Ново-Дивеевская женская обитель, которая восприняла и передала Америке традиции Оптинских старцев. Я давал короткие пояснения к слайдам, пытался раскрыть “мученичество” Святой Руси. Под конец рассказал о своем отце, как его арестовали коммунисты, о том, как я пришел ко Христу, и что в конечном счете привело меня сюда. Лекция кончилась, хозяин квартиры, Евгений Роуз, будущий отец Серафим, затаив дыхание прошептал: “Какое откровение!”» 23. Святая Русь в Америке В эмиграции русские люди оказались в чуждой, лишенной Православия среде, их закружил безжалостный водоворот судьбы. В те годы Господь помог нам... начать православную жизнь, создать церковную атмосферу, исполненную молитвы, тишины и мира Христова, перенести Святую Русь на эту чужую почву. О.Адриан Рымаренко из Ново-Дивеевской обители, Спринг Веллей, штат Нью-Йорк 261 Знакомство с Глебом стало для Евгения мощным катализатором. В письме, отправленном менее чем через год после той встречи, Евгений заявляет: «Вера моя возрастала постепенно, как вещь в некоторой степени “экзистенциальная”. Так было до тех пор, пока я не познакомился с молодым христианином (русским), для которого имело значение только грядущее Царствие, и более ничто». 262 Отступим на несколько лет и проследим жизнь того, кто принес Евгению откровение и кому суждено стать главным человеком в его судьбе. Рассказывая о Глебе, мы опишем и то окружение, в которое вскоре войдет Евгений, мир, который Глеб вслед за своими духовными наставниками назовет «Святой Русью в Америке».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

140. священник Александр Короткий, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела 141. священник Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия 142. священник Вячеслав Пугачев, клирик Никольского собора г. Алма-Аты 143. священник Святослав Рогальский, преподаватель Минских духовных школ, секретарь Ученого совета Института теологии Белорусского государственного университета 144. священник Святослав Шевченко, клирик Благовещенской епархии 145. священник Георгий Максимов, клирик г. Москвы 146. диакон Андрей Псарев, клирик Русской Зарубежной Церкви 147. диакон Андрей Титушкин, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата   148. игумения Филарета (Калачева), настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря 149. игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству 150. игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря 151. игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга 152. игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы 153. игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы 154. игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга 155. игумения Маргарита (Феоктистова), настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы 156. игумения Рафаила (Хильчук), настоятельница Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря 157. игумения Ксения (Чернега), настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, руководитель Правового управления Московской Патриархии 158. игумения Серафима (Шевчик), глава Синодальной комиссии «Церковь и культура» Украинской Православной Церкви

http://patriarchia.ru/db/text/5303369.ht...

В настоящее время во главе Издательского Совета стоит протоиерей Владимир Соловьев. Издательский Совет осуществляет экспертизу и рецензирование книг на предмет их соответствия православному вероучению и русской церковной традиции. В его ведении находится также издание «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник». При Издательском Совете действует издательство Московской Патриархии. 8. Монастыри и монашество В 1990-е гг. повсеместно возобновлялась монашеская жизнь в закрытых и часто разрушенных в советскую эпоху монастырях. Менее 20 обителей сохранилось в канун празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1988–1989 гг. было передано Церкви и открыто более 30 монастырей. А на Архиерейском Соборе 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II, говоря в своем докладе о повсеместном возрождении монашеской жизни, привел такие статистические сведения: общее количество монастырей составляло 281, к этому числу следовало прибавить и 31 монастырское подворье. Число обителей, возвращенных Церкви, продолжало увеличиваться и в период между Соборами 1994 и 1997 гг., составив на конец 1995 г. 337 монастырей и 40 монастырских подворий, на конец 1996 г. уже 395 монастырей и 49 подворий. Только в Москве было восстановлено 4 мужских и 4 женских обители. Большинство возобновленных монастырей– это малобратственные обители; в женских монастырях подвизается больше насельниц, монахинь и послушниц, чем насельников в мужских обителях, но так было в России и в синодальную эпоху, особенно во второй половине 19 в. Насельникам и насельницам разоренных и восстанавливаемых монастырей приходится нести тяжелый труднический подвиг, реставрировать храмы, ремонтировать и строить церкви, корпуса келий и другие монастырские здания, часто восстанавливая их из руин. Но в некоторых из обителей, возвращенных Церкви в последнее десятилетие, произошло полноценное восстановление аскетической подвижнической жизни. Эти монастыри стали наряду с обителями, существовавшими до 1000-летия Крещения Руси, очагами духовной жизни, духовного наставления и учительства для православного русского народа. Это Киево-Печерская лавра, московские Новоспасский и Донской монастыри, далекие северные обители на Соловках и Валааме, Оптина пустынь. Монашеская жизнь процветает в таких женских обителях, как Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге, Дивеевский, Ново-Голутвин в Коломне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Опять же с помощью о. Владимира Глеб познакомился с учеником святого Нектария (одного из последних оптинских старцев), о. Адрианом Рымаренко, кто привел о. Владимира в Церковь . Ныне уже пожилой, о. Адриан со своей матушкой жил в Спринг Веллей в штате Нью-Йорк, где основал Ново-Дивеевскую женскую обитель. Так же, как и в Европе, он духовно окормлял мирян из христианской общины, собравшихся вокруг него. Вместе со своей паствой о. Адриану выпало много пережить. Во время второй мировой войны его родному сыну осколком от бомбы снесло полголовы. Отец Адриан воспринял этот удар мудро, и пережитое помогло ему еще более поддерживать и утешать окружавших, и люди тянулись к нему. Священник, духовник, проповедник, он привлекал сотни, тысячи душ в Церковь своим богослужением и образом жизни. Он отдавал ее своей пастве. Столько отеческой любви дарил он, что его прозвали «суперсвященник». Пастырство о. Адриана зиждилось не на его собственных измышлениях, а на всём лучшем, что он унаследовал от своего учителя – старца Нектария. Тот скончался в 1928 году под епитрахилью о. Адриана, и благодать оптинского наследия, несомненно, снизошла на последнего. Подобно своему наставнику, он становится истинным сердцеведцем: взглянув раз на человека, уже мог сказать, что необходимо тому сейчас, причем каждому свое, потребное только ему. До встречи с о. Адрианом Глеб не знал о нем всего и в первый раз пошел к нему не добровольно, а только в послушание. Глеб говорил, что ему достает духовных наставлений монахов Свято- Троицкого монастыря, однако о. Владимир ответил: «Нет, поскольку ты еще в миру, тебе нужен священник-духовник, который также в миру, но живет во всей полноте христианского подвижничества». Он велел Глебу ехать до Нью-Йорка, дальше вдоль реки Гудзон до маленького женского монастыря. «Не пожалеешь», – прибавил он. Вспоминая первую встречу с о. Адрианом, Глеб пишет: «Сначала ехал на поезде до Нью-Йорка, потом на метро через весь город, затем час на автобусе до Спринг Веллей и еще около часа пешком до монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Умиление (третья), явилась юродивому Тимофею 1563г., Июня 17, в Псковской епархии, где и основан был в 1569г. Святогорский мужской монастырь; в церкви Любитовского погоста, Псковской епархии; в Полтаве, в Сретенской церкви; в Дивеевском женском монастыре, Нижегородской епархии, пред этой последней иконой на коленях скончался преподобный Серафим Саровский чудотворец (1833г.). Умиление, что на Чёрных горах (в Красногорском монастыре?). Умягчение злых сердец. Богоматерь стоит на облаке, с семью воткнутыми в сердце мечами. Иногда изображается с Христом (умершим) на коленях. Празднование в неделю Всех Святых. Усвятская, см. Цезарская. Услышательница, на Афоне, в Зографе, в алтаре; от неё был глас святому Косьме о пути ко спасению; празднование 22 Сентября. Успение, см. Владимирская-Ростовская, Гербовецкая, Далматская, Киево-Печерская, Овиновская, Псково-Печерская, Пюхтицкая, Седмигородная, Тупичевская, Яхромская. Успение, в Москве, в Успенском соборе две; в Аносиной Глебовской пустыни, Звенигородского уезда, Московской епархии; во Флорищевой пустыни, Владимирской, епархии в г., Шуе, 1567г.; в Михайловском погосте, Великолуцкого уезда, Псковской епархии. Устьнедумская, 1603г. 28 Июля, в Сольвычегодского уезда, Вологодской епархии. Устюженская-Смоленская, в Устюжине, Новгородской епархии. Устюжская (Благовещение), 1290г., Июль 8, источала миро; празднование 25 Марта; в 1567г. перенесена в Москву, в Успенский собор; список в Устюге, Вологодской епархии (Кормчий. 1896г., Утоление печали, семейная икона графа Самойлова, прославлена чудотворениями в его доме в Москве, в конце XVIII в., пожертвована им в Одрин монастырь, Орловской епархии, где находится и ныне. Утоли моя печали, 1640 годов; Январь 25; в Шклове, Могилёвской епархии; в Москве; в церкви Чудотворца Николая на Пупышах, в приделе её имени; в церкви святого Тихона Амафунского, у Арбатских ворот; в церкви Петра и Павла, в Ново-Басманной; в церкви великомученика Никиты в Толмачах; в церкви Успения на Полянке; в скиту святого Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни (Церковные Ведомости 1893, В руках Спасителя свиток с надписью: «суд праведен судите, и милости и щедроты творите кийждо искреннему своему». Слева тропарь Богородице: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея»... (Русский Паломник 1891, с 561; Кормчий 1896,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Моя мать, в детстве дружившая с будущим владыкой Иоанном, имела с ним переписку, когда он уехал в Китай, но по разным обстоятельствам переписка прервалась. Когда мне было приблизительно лет 9–10, состоялся очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, и архипастыри должны были совершить богослужение в храме-памятнике св. Владимиру в поселке, тогда называвшемся Касвиль, ныне Джексоне, штат Нью-Джерси. Мы тогда жили в городе Вайнланде, милях в 70 от Джексона. Моя мама послала меня на это торжество вместе с нашим настоятелем, чтобы я получил благословение именно от владыки Иоанна. Ввиду того что мама много лет не переписывалась с владыкой Иоанном, он не знал о судьбах нашей семьи. Я маму спросил: «А как же я узнаю, кто из архиереев владыка Иоанн?» И мама, со свойственным ей юмором, сказала, что тот, который менее всего похож на архиерея, и есть владыка Иоанн. Она упомянула, что он сгорбленный и иногда носит ботинки на босу ногу. Прибыв в храм, я сразу зашел в алтарь, чтобы прислуживать. Никто меня до этого не видел. И вдруг владыка Иоанн ко мне подходит и выводит из алтаря – он никогда лишних слов в алтаре не говорил. На клиросе он ко мне обратился со словами: «Здравствуй, Степа! Как твоя мама, Маринька? Как твой брат, твои сестры?» Потом с улыбкой и со сверкающими глазами посмотрел на меня в упор и спросил, как я его узнал. А я смутился, вспомнив мамино описание, и застенчиво что-то пробормотал. Только много лет спустя, когда я учился в Свято-Троицкой семинарии и услышал о том, что такое прозорливость, я понял, что удивительно было не то, что я владыку узнал, а то, что он меня узнал,– знал меня по имени, знал, кто я, и знал про мою семью! Другое событие было такое. Мой брат Павел, не будучи военным, несколько лет подряд жил во Вьетнаме. Там он разыскивал детей, которые были ранены или осиротели во время тогда еще продолжавшейся войны, находил им места в приютах и госпиталях. Он там познакомился с вьетнамкой Ким Ен, своей будущей женой. Они друг другу помогали в работе по помощи несчастным детям. Брат мой ей рассказывал о православной вере, о преподобном Серафиме Саровском и других угодниках Божиих. В некоторые тяжелые моменты ее жизни ей в сонном видении являлся старец, который указывал ей, как быть, и утешал ее при трудных обстоятельствах. Однажды я к празднику Пасхи послал своему брату кассеты монастырского пения и несколько книг и журналов духовного содержания. Получив мою посылочку и показав духовную литературу Ким, мой брат был удивлен, потому что она, увидев обложку одного журнала, ему сказала: «Вот тот старец, который мне является во сне и утешает меня». Это был известный снимок владыки Иоанна среди могилок кладбища Ново-Дивеевского монастыря в Спринг-Валлей. Впоследствии Ким крестилась в Православной Церкви с именем Кира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Серафима. Первоначально мысль о помощи женщинам высказал о. Герман на первом паломничестве в Джорданвилле в 1973 году: неплохо было бы открыть женскую семинарию, чтобы готовить монахинь и жен священников. После рукоположения о. Серафима Мария, Соломония и их приятельница по протестантской общине Нэнси переехали сначала в Этну, а потом и вовсе обосновались в домике для гостей на склоне монастырской горы в Платине. Они раздумали ехать в Ново-Дивеевский монастырь – Платина более соответствовала их духу: будучи американками, они искали монастырь с миссионерским «уклоном» для новообращенных. Им хотелось участвовать в создании православной общины. В домике для гостей, носившем имя блаж. Ксении (а имя это переводится как «странница»), женщины каждодневно молились, помогали отцам в трудах печатных, записывали начитанные на кассеты переводы. Барбара же по обыкновению держалась особняком, жила в чаще леса, в монастыре показывалась лишь изредка. В 1978 году блаженную Ксению причислили к лику святых, о. Серафим перевел до конца посвященную ей архиеп. Иоанном службу. Ее опубликовали в «Православном Слове». Отцы также молили блаж. Ксению о предстательстве перед Господом, просили ее помочь монашествующим сестрам. К тому времени (как и предполагали отцы) пополз мерзкий слушок, что в Платине они завели целый «гарем». Но теперь ничто уже не могло поколебать решимости о. Серафима. Услышав от о. Алексия о сплетнях, он лишь посуровел и твердо сказал: «Что ж, очень жаль. Женщины эти хотят того, чего не в силах дать церковная организация, так кто же кроме нас поможет им? Что ж, пускай старушки судачат, а мы на свой страх и риск будем продолжать». Отец Алексий продолжает: «По его словам я понял, сколь безразлично ему мнение людей, не понимающих, что собой представляют отцы. Подобное отношение он являл не раз и не два». Конечно, отцы понимали, что теперешнее положение их помощниц и радетельниц шатко и двусмысленно. Им нужен был свой собственный скит – в отдалении от монастыря, где они могли бы все вместе трудиться во имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Наземный рай аще хощещи полунити, пойди на Святую Гору и имашь ся удивити 186 . Тогда же было составлено и сравнительное описание Соловецкой обители и Афона, выполненное диаконом Чудова монастыря Дамаскиным. Афон, по его мнению, несравненно превосходит Соловки «церковным чином и житием монашеским и ведением, что есть монашество, и красотою места и благодатию», а потому «и нарицается от всех «перивол панагии», сиречь сад Пресвятой Богородицы, на него же всегда зрит Пресвятая Богородица и снабдевает и хранит от всяких бед цел и нерушим сад сей, егоже насади сама еще сущи во плоти... в него же всяк приникнувший, яко в некое преддверие райское, и узревый доброту и красоту его, мню, не похощет вспять возвратитися...» 187 В XIX в. совершается окончательное закрепление сакральной связи Афона и России в откровении, данном прп. Александре (Мельгуновой), где впервые говорится о Киево-Печерской Лавре как третьем уделе Богородицы и пророчествуется об основании четвертого ее удела – Серафимо-Дивеевской обители. Этот же век дает целое созвездие Ново-Афонских и Второ-Афонских скитов и обителей, названием своим прямо отсылающих к Афону 188 . Остается, собственно, ответить на два вопроса: что послужило осознанию сакрального значения Афона именно в тот, а не иной исторический период, и как относиться к известию о благословении Святой Горы, полученному прп. Антонием Киево-Печерским. На первый вопрос ответить сравнительно легко. Флорентийская уния и падение Константинополя вызвали и в России, и на Афоне сходную реакцию: второе воспринималось как непосредственное следствие первой. Таким образом, Афон и Россия становились единственными областями «непошатнувшегося» православия. Возникновение концепции Третьего Рима также невольно втягивало Афон в орбиту эсхатологического последнего царства. Наконец, по справедливому замечанию «изящнейшего доктора Комнина», «Бяху бо и ины премногыя в роде православных общежительства священная, и пустынножительства, и благоговейная и честная виталища, во Египте, в Фиваиде, в Палестине и во иных местах, но иная вся грех ради наших опустошишася, и лишихомся оных по попущению Божию, разве немногих неких, яже оставлени даже суть до ныне. А сию нам остави всю всецелу Бог и подари ю нам на утешение убо наше, во изъявление же Его всемогущества» 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получали помощь от владыки Иоанна и инославные. Элейн Герднон (штат Индиана) сообщила, что когда у отца «их пастора», преподобного Дж., был найден рак и врачи отмерили ему от шести месяцев до двух лет жизни, её община каждую неделю читала за отца преподобного Дж. канон Блаженному Иоанну. Однажды ночью – как только они завершили чтение канона – позвонила мать Дж. и известила их, что хотя её муж в критическом состоянии, она чувствует себя внутренне вполне спокойно и готова принять всё, что ей предстоит испытать (до того она была в полном отчаянии). И Господь призрел на её веру и смирение. На следующий день она сообщила, что у мужа «изумительное улучшение» и он начал поправляться. Элейн дала Дж. икону архиепископа Иоанна, которую он передал отцу вместе с бутылочкой масла из усыпальницы Владыки. Вся семья Дж. твёрдо решила всегда молиться архиепископу Иоанну, так как реально ощутила его предстательство за них. Примечательно свидетельство протоиерея Стефана Павленко, мать которого, послушница Мария, ещё в детстве дружила с Владыкой: «Мой брат Павел, не будучи военным, несколько лет подряд жил во Вьетнаме. Там он разыскивал детей, которые были ранены или осиротели во время тогда ещё продолжавшейся войны, находил им места в приютах и госпиталях. Там он познакомился с вьетнамкой Ким Ен, своей будущей женой. Брат рассказывал ей о православной вере, о преподобном Серафиме Саровском и о других угодниках Божиих. В некоторые тяжёлые моменты жизни ей в сонном видении являлся старец, который указывал, как быть и утешал её. Однажды я к празднику Пасхи послал своему брату кассеты монастырского пения и несколько книг и журналов духовного содержания. Он показал духовную литературу Ким, и был очень удивлён, когда она, увидев обложку одного журнала, сказала ему: «Вот тот старец, который является во сне и утешает меня». Это был известный снимок владыки Иоанна среди могилок кладбища НовоДивеевского монастыря в Спринг Валлей. Впоследствии Ким крестилась в Православной Церкви с именем Кира».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010