Монастырь закрыли, часть его порушили, храмы приспособили для разных своих нужд, а кладбище уничтожили. Главный храм обители настолько перестроили, что его теперь совершенно невозможно узнать в обычном учрежденческом здании, в котором помещается Институт рыбного хозяйства и океанографии и " Росрыба " (Верхняя Красносельская, N 17); Михайлоархангельскую церковь снесли и построили жилое здание (дом N 17/2), в Алексеевской церкви устроили " дом пионеров " (он находится позади института), а во Всехсвятской до недавнего времени было архивное хранилище. В 1980-х гг. часть территории кладбища отрезали при прокладке " третьего кольца " , и для того, чтобы найти Всехсвятскую церковь, надо зайти за дом N 17, пройти мимо Алексеевской церкви, пересечь новую магистраль, и в парке, за надстроенными краснокирпичными домами бывших келий, можно увидеть эту церковь, в которой в 1991 г. возобновилось богослужение. С.К. Романюк Алексеевский девичий монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря), а первой игуменией обители стала сестра святителя - преподобная Иулиания. Это был первый женский монастырь в Москве. Обитель пережила много бед и напастей, восставала из пламени пожаров, не единожды разорялась и вновь восставала из руин. Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Опустошался пожарами 1514 года и большим пожаром 1547 года, после чего обитель перенесли ближе к Кремлю, в черту Белого города - Чертолье. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой, которая была " французу отдана " . Последний переезд в Красное Село, к Крестовоздвиженской церкви, был предпринят в связи со строительством на месте монастыря храма Христа Спасителя. Обитель славилась благочестием и высокими монашескими добродетелями насельниц. Алексеевский монастырь был любим богомольцами всех званий и сословий. В 1841 году с разрешения святителя Филарета (Дроздова) на территории монастыря было открыто кладбище. Здесь находились могилы историков П.И. Бартенева и А.А. Шахова, публициста и издателя М.Н. Каткова, поэта А.М. Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Ф.Ф. Вигеля, архитектора А.С. Каминского, художников С.К. Зарянко и И.М. Прянишникова, физика П.Н. Лебедева, основателя Народного университета А.А. Шанявского, мецената Надежды фон Мекк. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы В.М. Васнецова) и Алексеевых, родителей К.С. Станиславского.

http://sobory.ru/article/?object=24160

Липинишской – 4; 37–37, через Витебск в Москву или Смоленск. Гайнажской – 5; 74, Москва, артилерийский склад. Буртенкской – 5; 94, часть в селе Горбуновка Сызранского уезда Симбирской губернии. Граверской – 5; 19– 10, Витебск, Полоцкая духовная консистория... ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 252. Л. 1–2. Из списка синода от 13 апреля 1927 г. латвийских церквей, имущество которых в 1915 году эвакуировано в Россию. (Название церкви, куда имущество эвакуировано или где по сведениям теперь находится). Духовной Консистории, Училищного совета и Алексеевского монастыря, Архиерейского дома, Рижского кафедрального собора, Рижской Благовещенской церкви, Рижской Троице-Задвинской церкви, Рижской Михаило-Архангельской, Рижской Иоанно- Предтечинской, Рижской Покровской, Рижской Вознесенской, Рижской всехсвятской, Рижской Александро-Невской, Рижской Преображенской, Рижского женского монастыря – г. Новгород. Митавского собора – г. Смоленск. Скрудалинской церкви – г. Москва. Ново-Спасский монастырь. Сисегальской церкви – Тверь. Женское епархиальное училище. Тальсенской – Псков. Ново-Вознесенская церковь (по неофициальным сведениям переведены в Новгород в десятинный монастырь). Режицкого собора – г. Витебск. Петро-Павловская церковь , а часть в Москву. Эйхенангернской церкви – г. Новгород. Свято- Духовский монастырь. Саусенской церкви – г. Ленинград. Чрезвычайная комиссия. Мариенбургской церкви – г. Тамбов. Женский монастырь. Малупской церкви – г. Тамбов. Женский монастырь. Липинишской церкви – г. Витебск. Полоцкая духовная консистория. Лемзальской церкви – г. Новгород. Свято-Духовский монастырь... ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 251. Л. 1. 1918 год 22 октября. Из протокола No 19 заседания Рижского временного Епархиального Совета. Пункт 11. «Заслушано предложение Его Преосвященства на имя Совета от 821 октября 1918 г. за No 838 следующего содержания: «Епархия переживает историческое время. Необходимо озаботиться, чтобы события последнего времени нашли точное и живое изображение на память грядущим поколениям. Предлагая Совету предписать причтам, за ответственность благочинных, сделать следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Получая значительные вклады доброхотов и попечителей, имея золотошвейную, иконописную, рукодельную мастерские, монастырь возводит храмы, обновляет и строит новые здания для келий, ограждает свою территорию каменными башнями. В 1902 году было уже 42 строения, в том числе четыре храма: Крестовоздвиженский храм, храм преподобного Алексия Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. В 1871 году при монастыре открылось первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран. Спустя несколько лет учредили училище-приют для воспитанниц-сирот из бедных. К 1907 году в обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы. В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана. Насельницы вынуждены были покинуть монастырь. Девятый вал богоборческой бури разрушил Алексеевский монастырь. Ненавистники исторической памяти народа погребли под шестирядной эстакадой автомагистрали кресты и надгробные памятники наших предков, а территория обители была разрублена этой автомагистралью на две части. Крестовоздвиженский храм оказался сокрыт под строениями ВНИИ рыбного хозяйства: стены пятиэтажного административного здания кое-где включают в себя остатки храма. С запада, где теперь находится вестибюль, сохранилась часть трапезной со сводом, на котором иногда, по словам работников института, проступают росписи. Вдоль южной части на первом этаже имеется извилистый коридор с явными частями старых стен. Зал заседаний на первом этаже в центре здания также содержит фрагменты древней постройки. Больничный храм был разрушен полностью. Осенью 1990 года стал возрождаться и оживать храм Всех Святых. Интересно вспомнить, что несколько раз откладывалось освящение храма, покуда, наконец, оно не свершилось на Лазареву субботу в 1991 году. И только позже стало ясно, что этот день совпал с празднованием памяти преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя монастыря. В Великую субботу в 1992 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. А 30 марта 2010 года, в день памяти Алексия Божиего человека, за вечерним богослужением в храме молился Святейший Патриарх Кирилл.

http://sobory.ru/article/?object=24160

В 1926 году монастырь закрыт, все насельницы были вынуждены его покинуть. К началу ХХ века в монастыре было четыре храма: Крестовоздвиженский(1692 г.), Алексия, человека Божия, Всех Святых (1891 г.) и Архистратига Михаила при больнице (1879 г.). Из них советский период пережили только два - Всехсвятский и Алексеевский. Всехсвятский храм использовался под архив и как производственное помещение. Самый древний храм Крестовоздвиженский использовался под нужды ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии). Алексеевский храм был переоборудован под Дом пионеров, икона Грузинской Божией Матери была перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Там, где было монастырское кладбище, был разбит пионерский парк. В 1970-е годы храм Архистратига Михаила был снесен, на его месте возвели жилой дом. Во второй половине 1980-х годов по бывшему кладбищу была проложена автомагистраль, которая в настоящее время является частью третьего транспортного кольца. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 25 ноября 2002 года в Алексеевском храме были возобновлены богослужения. Первоночально он действовал как приписной храм Всех Святых. В марте 2006 года при храме преподобного Алексия человека Божия было учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня. www.st-alexis.ru Названия храма и монастыря связаны с именем их основателя и покровителя митрополита Киевского и всея Руси Алексия, жившего в XIV в. По его воле в 1360-е гг. на церковных землях недалеко от Кремля был построен сначала деревянный храм во имя Алексия, а затем основан и монастырь, первыми монахинями которого были родные сестры митрополита. После пожара 1547 г. Алексеевский монастырь был перемещен в другой район Москвы — Чертолье и возобновлен в месте, где стояла старая церковь Зачатия святой Анны, от чего в народе Алексеевский монастырь стали называть и Зачатьевским. В 1837–1838 гг. в связи с тем, что именно на месте расположения монастыря было решено возводить храм Христа Спасителя, монастырь снова переносят в другую местность, на этот раз на окраину Москвы в Красное село. Все здания монастыря, в том числе и храм Алексия, человека Божия, были разобраны. В новом месте, где разместили монастырь, с этого времени он стал называться Ново-Алексеевским, была небольшая приходская Крестовоздвиженская церковь, в ней в 1841 г. один престол освятили в честь Алексия, человека Божия. Но монастырь нуждался в отдельном соборном храме. Поэтому 1853 год ознаменовался строительством в центре монастырских земель нового храма с главным престолом во имя монастырского святого Алексия по проекту известного по тем временам архитектора М.Д. Быковского. Особенностью этой постройки была огромная схожесть с храмом Христа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=02192

В соборе Воскресения Словущего Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Вечером 29 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь и совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского, а затем утреню Великого вторника в соборе Усекновения главы Иоанны Предтечи. Утром 30 марта, в Великий вторник, Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный близ города Сергиева Посада. Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский храм, осмотрел здания и территорию монастыря и расположенный в одном из корпусов монастыря приют-пансион для девочек, оставшихся без попечения родителей. 30 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Всех святых бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря, где совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского и утреню Великой среды. 31 марта, в Великую среду, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Вечером 31 марта, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Кирилл посетил московский Спасо-Андроников монастырь. В Спасском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского и утреню Великого четверга. По окончании богослужения в дирекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с сотрудниками музея. 1 апреля, в Великий четверг, в день Воспоминания Тайной вечери, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин умовения ног. 1 апреля в резиденции председателя Правительства РФ в Ново-Огарево состоялась встреча В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вечером 1 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Викарием Барнаульской епархии с титулом Рубцовский избран игумен Роман (Корнев), наместник Казанского мужского монастыря Барнаульской епархии. Заслушав рапорт архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного Комитета, с предложениями по оптимизации деятельности высших духовных учебных заведений, Синод поручил Учебному комитету: Синод постановил также: В две духовные школы — Барнаульскую и Екатеринодарскую духовные семинарии — были назначены новые ректоры. Синод постановил преобразовать Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Протоиерей Борис Даниленко был освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора и Патриаршего подворья бывшего Андреевского монастыря, с сохранением за ним должности директора Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II. Наместником новообразованного Андреевского монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы. Решением Синода в Москве открыт также Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Игуменией новообразованной обители Синод постановил назначить старшую сестру монашеской общины при приходе храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря инокиню Ксению (Чернегу), по пострижении ее в малую схиму. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом, Синод, в частности, постановил: Решением Синода установлен дополнительный день празднования в честь святой блаженной Матроны Московской в память об обретении ее мощей — 8 марта (по н.ст.). Участники заседания утвердили тексты служб святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому; священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому; преподобному Симеону Псково-Печерскому. Священный Синод одобрил решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2013 года, а также рассмотрел ряд вопросов внешнецерковной деятельности.

http://pravmir.ru/sostoyalos-ocherednoe-...

Заслушав рапорт архиепископа Верейского Евгения , председателя Учебного комитета  Русской Православной Церкви, с предложениями по оптимизации деятельности высших духовных учебных заведений, Синод поручил Учебному комитету: Синод постановил также: В две духовные школы — Барнаульскую и Екатеринодарскую духовные семинарии — были назначены новые ректоры. Синод постановил преобразовать Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Протоиерей Борис Даниленко был освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора и Патриаршего подворья бывшего Андреевского монастыря, с сохранением за ним должности директора Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II . Наместником новообразованного Андреевского монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт , управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы. Решением Синода в Москве открыт также Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Игуменией новообразованной обители Синод постановил назначить старшую сестру монашеской общины при приходе храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря инокиню Ксению (Чернегу), по пострижении ее в малую схиму. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом, Синод, в частности, постановил: — освободить епископа Корсунского Нестора от управления приходами Московского Патриархата в Италии, выразив ему благодарность за понесенные труды, и назначить временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии архиепископа Егорьевского Марка , руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; — освободить архимандрита Исидора (Минаева) от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме , выразив ему благодарность за понесенные труды, и направить архимандрита Исидора в распоряжение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира ; временно исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме назначить заместителя начальника миссии игумена Феофана (Лукьянова);

http://patriarchia.ru/db/text/3103216.ht...

Все работы по хозяйству насельницы монастыря делают сами. Специальности и трудовые навыки, приобретенные в миру до поступления в монастырь, помогают при выполнении послушаний. Среди насельниц монастыря есть врачи, учителя, инженеры, музыканты, художники, лаборанты, продавцы, повара, огородницы, водители монастырских машин, швеи и работники других специальностей. Очень помогают прудиться на огородах паломники. После капитального ремонта внутри здания были созданы 2 Храма с Престолами во имя Божьей Матери «Всецарица» и преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые были освящены правящим Архиереем. Кроме правила и Богослужения в монастыре круглосуточно читается «Неусыпаемая Псалтирь» — поминаются тысячи имен рабов Божиих и о здравии, и о упокоении. В течение месяца прочитывается больше ста акафистов к заказываемым молебнам. Монастырь по благословению Архиепископа Василия идет по стопам святой Елисаветы, это значит – помогать страждущим, больным, нуждающимся, творить милость, сострадательность, любовь к ближнему. Святыни [ править править код ] Икона Богородицы " Всецарица " Главной святыней монастыря является местночтимая икона Божьей Матери «Всецарица», которая обладает даром исцелений от онкологических, сатанинских недугов и других болезней. Десятки людей, которые с верой обращались за помощью к этой иконе и помазывались святым елеем от лампады, получили исцеление. Икона является точным списком с чудотворной иконы Божьей Матери «Всецарица», которая находится на Святой Горе Афон в греческом Ватопедском монастыре. 3 апреля 2003 года икона была освящена в храме прп.Симеона Столпника в Москве афонским иеромонахом о.Епифанием, отслужившим и первый молебен. Икона была приложена к чудотворным спискам иконы «Всецарица», которые находятся в Москве в Новоспасском и Ново-Алексеевском монастырях, где также были отслужены молебны. Престольные праздники [ править править код ] Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Пантанасса») — 18 (31) августа Память прмцц. Елисаветы (Романовой) и инокини Варвары — 5 (18) июля Местонахождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Елисавет...

Расцвет обители пришелся на время правления первого из Романовых – Михаила Федоровича. В 1629 году родился будущий царь Алексей, поэтому тезоименитый монастырь стал пользоваться особым покровительством царственного дома. Уже в 1634 году здесь появился новый двухшатровый собор, построенный лучшими русскими архитекторами Антипой Константиновым и Трефилом Шарутиным, которые также возвели царские покои в Кремле. В обитель потянулись паломники, а делать вклады сюда стало почетным. Однако после переноса столицы в Петербург августейшая фамилия забыла о монастыре, а при Екатерине II он потерял и все земли. Еще один удар по обители был нанесен во время нашествия Наполеона, когда были сожжены и разграблены почти все храмы, кроме соборного. Восстановленный было монастырь в 1837 году разобрали, для того чтобы построить на его месте храм Христа Спасителя. Насельниц во главе с игуменией Кладией перевели на окраину города в Красное Село. Первым храмом монастыря на новом и последнем месте была сельская Крестовоздвиженская церковь. Только после открытия кладбища в 1840 году монахини начали полноценное строительство. Несмотря на удаленность от центра города, здесь хоронили представителей именитых фамилий. Среди них были художники Илларион Прянишников и Сергей Зарянко, историки Петр Бартенев и Александр Шахов, издатель «Московских новостей» Михаил Катков, промышленные гиганты Шустовы и Абрикосовы, купцы Алексеевы, родители Константина Станиславского. Некрополь располагался аккурат вокруг собора, который возвел в 1853 году именитый архитектор Михаил Быковский.Еще один удар по обители был нанесен во время нашествия Наполеона, когда были сожжены и разграблены почти все храмы монастыря, кроме соборного. Постепенно строились кельи, мастерские, храмы… К началу XX века на территории монастыря располагались 42 здания, включая 4 храма, славянское училище, детский приют и больницу. История Ново-Алексеевской женской обители закончилась после революции. В 1919-м закрыли кладбище, в 1924-м упразднили храмы и выгнали монахинь, а в 1935-м через территорию бывшего монастыря прошла автомагистраль (ныне часть Третьего транспортного кольца). Алексеевский собор был обезглавлен и превращен в клуб, а во Всехсвятском храме устроили архив. Другие же церкви были уничтожены.Крестовоздвиженская церковь и Ново-Алексеевский храм Сейчас оба храма возвращены церкви, и в них проходят богослужения, правда, о монастыре говорить уже не приходится.

http://sobory.ru/article/?object=24160

25 ноября 2002 года на праздник Милостивой иконы Божией Матери (в день первого освящения этого храма в 1853 году) состоялось освящение левого придела в храме преподобного Алексия человека Божия. Сейчас восстановлен весь храм. В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия человека Божия учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня. 16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря. hram-ks.ru/history.shtml#ss_3 Михаила, Архангела, в Алексеевском монастыре церковь (уничтожена). Теплая больничная церковь архангела Михаила при трапезной и покоях настоятельницы обители была устроена и освящена в 1879 г. В 1970 г. комплекс зданий богадельни, настоятельских покоев с храмом и девичьим училищем был занят жилыми квартирами. К 1979 г. его снесли, и на месте бывшего храма выстроили 14-этажное здание (Верхняя Красносельская улица, дом 17/2). Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Два храма, разделенные скоростным шоссе, – вот и все, что осталось от Ново-Алексеевского монастыря. А ведь история этой старейшей женской обители Москвы, похоже, не закончилась, а только началась. Первый женский монастырь появился в Москве при митрополите Алексии в 1360 году и был освящен во имя Алексия, человека Божьего. Существует предание, что святителя попросили об этом его родные сестры монахини Евпраксия и Иулиания. Однако соборным храмом обители стала церковь Зачатия праведной Анны, поэтому монастырь в народе стали называть Зачатьевским. Святыня пережила многочисленные набеги татар, однако была полностью уничтожена во время пожара 1547 года. После этого было решено перенести Алексеевскую обитель на новое место, на территорию Белого города, граница которого проходила по столичным бульварам. На старом же месте при царе Федоре Иоанновиче был возобновлен монастырь, правда, уже Зачатьевский.

http://sobory.ru/article/?object=24160

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010