«Все сии замечания мои я передал купно с уставом вашим отцу архимандриту Афанасию, дабы с инспектором пересмотрел снова устав хорошенько и представил мне паки на рассмотрение». После вторичного рассмотрения устава архимандритом Афанасием и игуменом Иннокентием, Епископ Иустин представил его в Святейший Синод с таким при том мнением, что когда Екатеринбургская пустынь возведена будет в штат, тогда и устав признает он уже не нужным. С этим мнением Игуменья Таисия была не согласна. Поэтому, в ноябре 1821 года, она вошла в Св. Синод с прошением, в котором просила дозволения употреблять устав и тогда, когда обитель возведена будет в штат; настоятельниц же в оную обитель определять по общему избранию сестер достойных из них же, а не посторонних, по представлению епархиального начальства и с утверждения Св. Синода. 22 сентября 1822 г., указом Консистории дано знать, что «Св. Синод означенный устав употреблять в Екатеринбургской Новотихвинской общежительной женской обители, с согласия монахинь и сестер оной, как ныне, так и впредь, ежели обитель сия возведена будет в класс, благословляет» 17 . Равным образом дозволено, в случае выбытия из обители или смерти настоятельницы, определять в сие звание, по общему избранию сестер, достойную из них же, а не из сторонних. Пожертвования монастырю от Высочайших Особ В 1821 и 1822 годах, Всемилостивейше пожалованы монастырю: от щедрот их Императорских Величеств Государя Императора Александра Павловича, крестовая бархатная ризница и напрестольная одежда, Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны – серебряные с позолотою сосуды со всем потребным к тому прибором, и Государыни Императрицы Марии Федоровны – Евангелие в малиновом бархате с золотым окладом и крест, драгоценными каменьями украшенный. Опись священным сосудам, пожалованным от Ея Величества Императрицы Елизаветы Алексеевны: 1) потир или чаша чеканной работы; на ней два образа в финифти, из коих один в бриллиантовом круге и над ним один крест бриллиантовый же; по бокам три сапфира в бриллиантовых кругах; 2) дискос чеканной работы; 3) к оному звезда, на коей один образ, в финифти 4) два блюдца; 5) одна лжица и 6) одно копие, – такой же работы все. Вокруг чаши надпись: «От Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны Екатеринбургскому Новотихвинскому девичьему монастырю 20 июля 1821 г.». Во всей означенной утвари весу: серебра с позолотою 7 фунт. 91 золотник; бриллиантов двойной грани 9 25/32 кр.; одинакой грани 20 11/32 кр.; роз 102 – 3 сапфира 215/32 кр. Реестр ризнице, сделанной для Екатеринбургского Новотихвинского монастыря из зеленого бархата на одного протоиерея, двух священников, одного диакона и двух псаломщиков: риз 3, подризников из серебряной объяри 3, епитрахилей 3, воздухов 3, палицы 3, набедренник 1, поясов 3, поручей 4 пары, стихарей 3, орарь 1, одежда на престол с пеленою 1, одежды на налои с пеленами 2, одежда на столик под освящение хлебов с пеленою 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Свечи приготовлялись только для потребностей обительных церквей. В упомянутом прошении Игуменья Александра просила дозволения производить от монастыря фунтовую продажу восковых свеч по существующим ценам и сделать распоряжение, чтобы священно церковнослужители и старосты церквей, подведомых екатеринбургскому Преосвященному, для передела огарков на свечи и для покупки самых свеч обращались в Новотихвинский монастырь. По этому прошению дозволено монастырю производить только гуртовую продажу восковых свеч на основании существующих узаконений и предписано указами чрез благочинных всем священно церковнослужителям и церковным старостам, в ведении Екатеринбургского Духовного Правления состоящим, чтобы они, как для покупки к церквам их свеч, так и для переделки свечных огарков на свечи, предпочтительно обращались в Новотихвинский девичий монастырь; при сем было присовокуплено, чтобы настоятельница этого монастыря, при продаж свеч, делала уступку против цен, назначаемых частными продавцами свеч. Приготовление при монастыре восковых свеч производилось в особом каменном здании, устроенном, летом того же 1837 г., собственно для проживания сестер, занимавшихся огородными работами; но по своей поместительности это здание оказалось очень удобным и для выделки свеч. На свечное заведение первоначально употреблено из монастырской суммы 933 руб. 70 коп. ассигн. Кроме того, в начале 1838 г. приобретено разных вещей, употребляемых при свечном производстве, на 479 руб. 40 коп. ассигн. и воску до 270 пуд. по цене, существовавшей на Ирбитской ярмарке от 52 до 55 руб. ассигн. за пуд. На покупку воска деньги были заняты у благонадежных екатеринбургских купцов. Из сестер монастыря приготовление свеч знала одна только послушница Хиония (в рясофоре Фекла) Евреинова, видавшая выделку свеч во время путешествия по российским монастырям. Хотя выделку свеч и показывал короткое время один мастер, живший в город у старообрядца и тайно от него ходивший вечером в монастырь, но больше всего обучались этому мастерству и усовершенствовались в нем сами послушницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В 1871 г. были следующие пожертвования: 1) по духовному завещанию мещанки Агнии Ефимовой, на вечное поминовение – 300 руб.4 2) от унтер-офицера Чашкова, на чтение псалтири – 100 руб.; 3) от чиновника Де-Веллий – 50/о билет Государственного Банка за в 100 руб.; 4) мещанскою девицею Анною Сидоровою Карповою – билет 2-го внутреннего с выигрышами займа, сер. 6559, бил. с десятью отрезанными купонами; 5) по духовному завещанию дочери Инженер-Полковника, девицы Евгении Петровой Фоминой, одиннадцать св. икон разных размеров в серебряных ризах, из которых некоторые золочены; вещей серебряных пробных и без пробы – всего весом 8 ф. 19 золотн., и разных других, всего на сумму, согласно духовному завещанию, на 400 руб. Посещения и пожертвования Высочайших Особ 8 марта 1866 г., Их Императорские Высочества Государь Наследник Цесаревич Александр Александрович, Великие Князья Владимир, Алексей, Сергий и Павел Александровичи и Великая Княжна Мария Александровна соизволили пожаловать в пользу Новотихвинского монастыря сто рублей. 12 июня 1866 г., изволил посетить монастырь Его Высочество Герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский. 30 июля 1868 г., монастырь удостоен был посещения Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича. В Александровском соборе, куда сначала прибыл Его Высочество, поднесена была ему настоятельницею монастыря шитая золотом икона Тихвинской Божией Матери. За тем Его Высочеству угодно было осмотреть свечное заведение, причем изволил он назвать свечное рукоделье самым приличнейшим занятием для монашествующих и производительным для них трудом. Его Высочество осмотрел также роскошную монастырскую ризницу и посетил состоящее при монастыре училище девиц духовного звания. После обозрения разных заведений при монастыре, Великому Князю угодно было принять приглашение настоятельницы, удостоить посещением ее кельи. Перед отъездом из г. Екатеринбурга, Его Высочество соизволил пожертвовать в пользу монастыря 50 голландских червонцев, по курсу 180 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

– На что стоит обратить внимание на выставке? – Всегда радует Ирина Зарон, ее тонкие и глубокие работы. Рядом с ними, по контрасту – замечательные иконы отца Андрея Давыдова из Суздаля, который работает в технике энкаустики (восковой живописи). У него всегда яркие, декоративные, радостные образы. Есть на выставке две иконы отца Зинона. Это, кстати, редкий момент, он не любит давать иконы на выставку. Архимандрит Зинон. Святой Исаак Сирин Заслуживают внимания работы иконописца, которого мы недавно открыли через интернет – Максима Шишукова из Свияжска. Он, художник по образованию, пишет очень необычно, ни на кого не похоже. Интересны работы петербургских иконописцев – Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой, Дмитрия Мироненко, Александра Стальнова. Дмитрий Мироненко. Святой первомученик Стефан Хочется отметить работы мастерской Новотихвинского монастыря из Екатеринбурга. Мастерская Новотихвинского монастыря. Снятие с Креста На выставке есть и мозаика. Так, Александр Давыдович Корноухов дал свой эскиз в материале – огромная четырехметровая мозаика Спасителя. Интересны мозаики молодого мастера Дениса Иванникова. – Сейчас много учебных заведений, готовящих именно иконописцев. Но на слуху почему-то всё те же имена мастеров, которые начинали еще в советское или постсоветское время, у которых было художественное образование, но иконопись они изучали самостоятельно… – Имена младшего поколения иконописцев просто не на слуху, но они есть. Те же Филипп Давыдов, Ольга Шаламова, Денис Иванников, которых я упомянула. Или, например, Александр Солдатов (он в нынешней выставке, правда, не участвует), выпускник Иконописной школы при Московской духовной академии, сейчас он уже преподаватель – это один из лучших мастеров сегодня. У нас представлено несколько дипломных работ этой школы, показывающих, что там обучают на очень высоком уровне. Зачем мы устраиваем выставки? Именно для того, чтобы люди знали имена современных иконописцев. Потому что даже в храмах, которые расписывали известные художники, прихожане часто этого не знают.

http://pravmir.ru/irina-yazyikova-ponima...

По донесению настоятельницы монастыря Игуменьи Таисии о получении священных даров от Монарших щедрот, епархиальным начальством было определено: «Драгоценную оную утварь, как дар, по редкости своей, весьма важный, для вящшего ознаменования уважения к высокомонаршим милостям, внести в Новотихвинский монастырь с подобающим благоговением и священною церемониею». Совершить церемонию назначено было 12 декабря, в день рождения Государя Императора. В навечерии высокоторжественного дня драгоценная утварь доставлена была из монастыря в градскую Богоявленскую церковь , из которой в самый торжественный день, по окончании литургии и молебствия, в сопровождении множества народа перенесена в Екатерининский собор, куда собралось духовенство от всех градских церквей с хоругвями. По совершении в соборе благодарственного молебствия, началась. священная церемония в обитель. Во все время шествия, производим был во всех церквах колокольный звон; при входе же в обитель, кроме того, «из поставленных при монастырских вратах 4-х артиллерийских орудии, по усердию благородного общества, производима была пушечная пальба». По освящении всей священной утвари, по обычному чинопоследованию, и по внесении оной в алтарь, святой престол и жертвенник одеты были царскими дарственными одеждами, а священнослужители облачились во все священные облачения, пожалованные от Монарших щедрот. Затем началось священнодействие на пожалованных сосудах и совершена божественная литургия двумя протоиреями, тринадцатью священниками и пятью диаконами. При возглашении многолетия, после благодарственного молебствия, также производилась пушечная пальба. Вечером того дня монастырские церкви и здания были иллюминованы. «Описание церемонии», хранящееся в архивных делах монастыря, заканчивается следующими словами: «Таким образом Новотихвинский девичий монастырь, получив с должным благодарением священные дары от Монарших щедрот, будет вечно прославлять благочестие Царя и Цариц, возлюбивших благолепие дому преблагословенной Владычицы: священные же оные приношения будут служить в роды родов памятником усердия и ревности по благочестию к месту сему Августейших пожертвователей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В Св. Синоде состоялось следующее определение: «По рассмотрении вышепрописанного донесения Его Преосвященства и плана Екатеринбургской Новотихвинской женской обители, представленного Игуменью оной Таисиею, за подписанием Его Преосвященства, Святейший Синод находит, что устроение всего оного старанием ее, Игуменьи, и содержание обитающих в обители такого количества монахинь и белиц 10 без всякого от казны пособия заслуживает уважения, а потому в воздаяние за оное и к поощрению впредь на подобные труды и подвиги удостаивает ее, Игуменью, к награждению золотым наперсным крестом». Государь Император, согласно упоминаемого определения Св. Синода, всемилостивейше повелеть изволил: «учрежденного в Екатеринбурге Новотихвинского женского монастыря Игуменью Таисию наградить золотым наперсным крестом, во уважение заслуг, оказанных по устроению вверенной ей обители, в поощрение усердного служения ее на будущее время». (Указ из Консистории от 13 Апреля 1820 г.) Глава II. Преобразование обители в монастырь первого класса и утверждение монастырского устава. Пожертвования 30 мая 1819 г., в бытность в Перми, Игуменья Таисия взяла отпуск в С.-Петербург и в другие города на полтора года, с целью посетить разные общежительные монастыри и составить, устав для управления Екатеринбургскою общежительною обителью, а главное, для того, чтобы ходатайствовать в Петербурге, во-первых, об утверждении навсегда за обителью законными актами отведенных ей главною конторою Екатеринбургских заводов трех мест, которые были уже большей частью застроены разными обительными зданиями, и, во-вторых, о возведении обители в монастырь 1-го класса. 14 декабря 1819 года, Игуменья Таисия, по прибытии в Петербург, обратилась в Св. Синод с прошением, в котором представила разные затруднения к приведению обители в лучшее устройство и даже к поддержанию в том же состоянии, при большем стечении в обители, кроме монашествующих, вдов и сирот до 135 человек, пользовавшихся и содержанием, и одеждою обительными. Игуменья просила о нижеследующем: 1) возвести обитель в штат (вместо одного которого либо из упраздненных в 1813 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Постоянно живут на заимке 24 сестры; из монастыря приезжают на сенокос до 25 человек, а во время жатвы до 35. Работников 5 человек. Для них построен отдельный дом с кухнею. Заимкою управляет монахиня Максимилла. Истокская заимка при деревне Большом Истоке, в 18 верстах от города, принадлежит Екатеринбургскому Архиерейскому дому; арендуется монастырем с 1862 г. Всего земли около 100 десят. Строения: 2 дома, 2 избы, 2 завозни, 2 амбара, 1 коровня и 1 конюшня. Все эти строения ветхи. На средства монастыря выстроен недавно просторный деревянный дом. В 1871 г. на полях было разного хлеба: ржи 22 дес, пшеницы 4 дес, овса 22 дес. и ячменю ½ дес. Всего 48 ½ дес. Земля плодородная, не требующая еще унавоживания. Летом того года, все хлеба были хороши, особенно рожь. Овес бывает хорош, a у обывателей в смежности посредственный. Лугов своих нет, и покосы покупаются ежегодно у местных обывателей. В 1871 г. куплено было покосов 16 десятин. На заимке постоянно живут 15 сестер; во время жатвы приезжают из монастыря до 30 человек. В 1871 году в огороде было 56 гряд до 25 саж. длины. Езжалых лошадей 6; рогатого скота 26 голов. В 1870 году пало 12 голов. Содержание лошадей неудобно, потому что своей поскотины нет. Ведомость о пространстве земель, принадлежащих Екатеринбургскому Новотихвинскому девичьему монастырю Наименование земель по ведомству монастыря и хозяйственному их значению В Екатеринбурге В уезде оного Всего по монастырю Десят. Десят. Десят. Земель: Усадебной Пахотной Сенокосной Дровяного лесу и неудобной Итого: Примечания: 1) Выгонных и пастбищных мест, a равно и лесных участков монастырю не было отведено; лесом монастырь пользуется по особому положению из горнозаводских казенных дач; 2) в числе принадлежащей монастырю усадебной земли заключается все пространство оной, занимаемое не только монастырскими внутренними зданиями, но и церквами, кладбищем и квартирами причта монастыря 3) из пахотных и сенокосных мест отведено было слишком 100 десятин земли из-под лесных вырубок и покрытой мелкой сосновой порослью и потому монастырь расчищает эту землю по мере возможности и средств своих; 4) в вышеозначенном количестве земли заключаются пожертвованные в пользу монастыря три участка: а) вдовою чиновницею Аграфеной Федоровной Горбуновой – пашеиной земли 147 дес. 1262 саж., сенокосной до 10 дес. и дровяного леса и болотистой неудобной 150 дес. 588 саж.; б) Коллежск. Совет. Авениром Павловичем Карповым – пашенной 17 дес. 1750 саж. и дровяного леса и по болоту неудобной 85 дес. 50 саж. и в) Стат. Совет. Порфирием Павловичем Карповым – пашенной земли 1 дес. 2300 саж., дровяного леса и неудобной 100 дес. и 1900 саж. На укрепление во всегдашнюю собственность Екатеринбургского Новотихвинского монастыря пожертвованных ему Горбуновой и Карповым трех участков земли, всего в количеств 513 дес. 800 саж., находящихся в Екатеринбургском уезде, близ деревни Малобульзинской, последовало Высочайшее соизволение в 1871 году. Состав монастыря в 1873 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Об этом владыка Вениамин писал митрополиту Исидору (Никольскому), который со временем и смог предложить обоюдно желаемый вариант. «Теперь нашли возможным свияжского архимандрита Ювеналия перевести в Балаклавский монастырь, и отца Вениамина на его место. Свияжский монастырь первоклассный, имеет мощи святого Германа, и архимандрит служит с дикарием и трикарием. Отец Вениамин постриженец свияжского монастыря и был там казначеем. Значит, радость и ему от этого перемещения на родину», – пишет преосвященный Вениамин по этому поводу в 1883 году . На новом месте служения архимандрит Вениамин по мере возможности благоустраивал монастырь: в 1886 году приобрел для монастыря два участка пахотной земли, в 1890 году – три лесных участка, причем два – на берегу Волги. В свободное от богослужебных и административных дел он некоторое время увлекался астрономией, сам сконструировал телескоп, который позже пожертвовал свияжскому городскому училищу. Продолжил он также свою врачебную практику: лечил народ преимущественно гомеопатическими средствами, состоял членом-соревнователем петербургского общества врачей-гомеопатов. Летом к нему стекалось много больных даже из Костромской, Оренбургской и Астраханской губерний . Скромное настоятельское поприще этого монаха завершилось в 1899 году, когда он очень серьезно заболел и был уже на крою смерти, но Бог дал ему еще пожить четыре года на покое в том же монастыре. Здесь же он и почил 23 октября 1903 года (скончался от рака печени). Новую митру для святителя Иннокентия выполняли насельницы екатеринбургского Новотихвинского первоклассного женского монастыря, где игуменией была в то время Магдалина (Неустроева) , подвизавшаяся в монастыре с четырехлетнего возраста. О подвижнической жизни ее, о ее материнской заботе о детях-сиротах сохранились многочисленные воспоминания . Будучи игуменией монастыря с 1858 года до своей смерти в 1892 году, она много потрудилась для его становления и расцвета. Владыке Модесту (Стрельбицкому), пребывающему на Екатеринбургской кафедре в 1877–1878 годах, было предписано епархиальное попечительство об образовании девиц екатеринбургского Новотихвинского женского училища, которое возглавляла также игумения Магдалина.

http://pravoslavie.ru/31015.html

7-го июля 1873 г., удостоил монастырь своим посещением Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович и соизволил пожаловать монастырю, в пользу сестер, 150 рублей. Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Александровна удостоила принять благосклонно от настоятельницы Игуменьи Магдалины поднесенное ею, 4 января 1874г., в С.-Петербург , чрез графиню Александру Андреевну Толстую, рукоделье инокинь Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного девичьего монастыря и поручила графини Толстой, во-первых, поблагодарить Игуменью Магдалину за добрые пожелания Ее Императорскому Высочеству и, во-вторых, доставить для церкви Св. обители образ Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, ангела Августейшего Родителя Ее Императорского Высочества, в серебряном позлащенном окладе, для Игуменьи – портрет Ее Высочества, отлитографированный в Англии, и в пользу трудившихся над рукоделием – 50 рублей. Глава V. Описание храмов обители 1) Церковь Успения Пресвятой Богородицы Успенская церковь , во имя Успения Божьей Матери, заложенная по благословенной грамоте Варлаама, Епископа Тобольского и Сибирского, 26 мая 1778 г., освящена 31-го мая 1782 г., при том же Епископе, Екатеринбургского Духовного Правления заказчиком, протоиереем Коровицким. Церковь сия каменная двухпрестольная, в один этаж, с колокольнею довольно красивой архитектуры на подобие параллелограмма. Длиною с алтарем и колокольнею 14 саж., а ширина 4 саж. Колокольня в три яруса, из коих каждый верхний уже нижнего. Кровля храма и колокольни утверждена на деревянных стропилах и со всех сторон покрыта листовым железом, окрашенным зеленою малахитовою краскою. На главном храме и алтаре кровли куполообразные, круглые. На фонаре с наружной стороны 16-ть пилястр ионического ордена и 8 репьев; карниз вокруг церкви и осмерика лепной работы довольно правильной архитектуры дорического ордена. На трибуне церкви и на Успенском алтаре кресты и под ними шары, или маковицы, медные, золоченные червонным золотом чрез огонь. Алтарь полукруглый, длиною от горнего места до царских врат 2 саж. 1 арш., а шириною 2 саж. В нем три окна с железными решетками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

19 О пребывании Государя Императора в Екатеринбурге и Перми подробно написано в «историч., статистич. и географич. журнале» за 1825 год, апрель. Любопытно также прочесть в «Русской Старине» 1872 г., март, «Записки поч. лейб-хирурга Д.К. Тарасова». 20 Отец мать желали отдать ее замуж и приготовили приданое: многие женихи сватали ее, но Настасья Ивановна отказывала им. В 1811 году по Ирбитскому уезду носимы были от Екатеринбургской обители иконы Тихвинской Божьей матери и образ со Св. мощами и совершаемы были молебствия. Когда монахини и певчие белицы находились с этими святынями в Стриганском селе, тогда Настасья Ивановна, узнав по рассказам этих сестер монастырскую жизнь в Екатеринбургской обители, возымела решительное желание поступить в оную, потому что и раньше, дома привыкла вести уединенную скромную жизнь труженицы-тканицы и крестьянки-работницы. Отец не отпускал свою дочь в монастырь. Тогда Настасья Ивановна стала просить местного писаря о выдаче ей билета на проживание в монастыре. Писарь принял участие в затруднительном положении просительницы, приготовил для нее билет и сумел убедить ее отца отпустить дочь в Екатеринбургскую обитель. 22 Екатеринбургские торговцы восковыми свечами, наприм., Романов и Вагин, как люди капитальные, действительно, значительно понизили цену на свечи. В одном году монастырь понес убытку на 300 руб. ассигн. 23 Церковные старосты, большею частью, люди торговые, имели торговые сделки со свечными торговцами. 24 16 марта 1855 г. указом Консистории предписано причтам уездов Щадринского, Камышловского и Верхотурского, чтобы они свечи покупали для своих церквей из Новотихвинского монастыря тогда, когда найдут это удобным, т.е. когда свечи продаются не дороже рыночных. 25 Игуменья Александра писала Преосвященному, что очень многие старосты получают свечи в долг, тогда как церковная сума, выручаемая через продажу свеч, всегда должна быть при церкви наличною и, следовательно, истовою для закупки нового запаса свеч; потому покупать свечи в долг, по-видимому, нет никакой надобности подобные долги остаются на старостах даже и тогда, когда они уже бывают сменены, и притом так, что эти долги остаются лично на старостах, а не считаются за церквами, потому что от церквей выдается старостам полная сумма на свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010