В Москве почтили память старицы Досифеи, в миру Августы Таракановой Москва, 19 февраля 2015 г. " Жизнь этой замечательной инокини была долгое время утаенной не только от мира, но даже от насельниц того монастыря, где она провела в подвигах молитвы четверть века " , - писал в жизнеописании московской подвижницы иеромонах Иов (Гумеров).      17 февраля 2015 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы молитвенно почтили 205-летие со дня кончины монахини-затворницы Досифеи, сообщает сайт святой обители. В этот день в Иоанно-Предтеченской обители по окончании Божественной литургии была совершена панихида по монахине Досифее, затем сестры обители посетили Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Москвы, где поклонились мощам монахини-старицы.      Почитание подвижницы продолжает распространяться. Сестры и прихожане Иоанно-Предтеченского монастыря ожидают прославления во святых старицы Досифеи, перенесения честных мощей ее в родной монастырь. Краткая справка Четверть века, с 1785 по 1810 годы, прожила затворница Досифея в тесной келлии. Из них 12 лет полного затвора; по сути, это было заточение. После смерти императрицы Екатерины II, последовавшей 6/19 ноября 1796 года, условия ее содержания по высочайшему указу были изменены. Но монахиня Досифея, приобретшая к тому времени духовный опыт, не изменила привычный образ жизни, избрав добровольный затвор. Однако прослышав о ее подвижническом житии, толпы народа собирались у ее келлии. Матушка выслушивала просьбы и давала советы через окошко. И только в исключительных случаях, как это описано в житии преподобного Моисея Оптинского, прозорливая старица открывала свой затвор. Последние 2–3 года затворница, по-видимому, изнемогала от болезни, почти никого не принимала, готовясь предстать пред Господом. О болезнях старицы следует сказать особо. В детстве она получила тяжелую травму позвоночника, постепенно вырос горб, образовался перекос в правую сторону, и матушка страдала от сильных болей. За 25 лет в Ивановской обители сменилось три игумении. Первые годы заточения новопостриженную монахиню Досифею поддерживала, утешала и наставляла опытная игумения Елисавета (Дмитриева). С 1800 по 1806 годы монастырем управляла игумения Мария, ее сменила игумения Елпидифора.

http://pravoslavie.ru/77401.html

Делегация Луганской епархии во главе с архиепископом Луганским и Алчевским Митрофаном совершила паломническую поездку по святым местам России 20 мая 2014 г. 10:04 С 5-го по 8-е мая 2014 года делегация Луганской епархии , в которую вошли архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан , духовенство и миряне Луганской епархии, в ознаменование 700-летию со дня рождения преподобного Сергия игумена Радонежского, совершила паломническую поездку по святым местам России.  6 мая, в день памяти святого вмч. Георгия Победоносца, архиепископ Митрофан вместе с иерархами Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в храме вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе. В тот же день члены луганской делегации посетили Богоявленский кафедральный собор в Елохове , где поклонились мощам святителя Алексия Московского и пропели «Вечную память» на могиле Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II . В Покровском женском ставропигиальном монастыре г. Москвы владыка вознес молитву святой блаженной Матроне Московской и вместе с паломниками приложился к раке с ее святыми мощами. Затем группа посетила Новоспасский мужской ставропигиальный монастырь . Утром 7 мая, по пути в Свято-Троицкую Сергиеву лавру , паломники во главе с архипастырем посетили художественно-производственное предприятие «Софрино», где ознакомились с рабочим процессом изготовления церковных свечей и церковной утвари. В Хотьковском Свято-Покровском женском монастыре луганчане помолились и поклонились мощам родителей прп. Сергия Радонежского. По прибытии в Свято-Троицкую Сергиеву лавру владыка совершил молебное пение у раки с мощами прп. Сергия, а затем поклонился вместе с паломниками мощам прп. Никона Радонежского, которые покоятся в Никоновском приделе Свято-Троицкого собора, и святыням, находящимся в Серапионовой палате. На протяжении нескольких десятилетий в эпоху советских гонений в Серапионовой палате, которая находится в непосредственной близости от Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, хранились многие святыни Русской Православной Церкви. . 8 мая архиепископ Митрофан и наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в сослужении участников паломнической поездки в священном сане совершили Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Во время Литургии богослужебные песнопения исполнялись древним знаменным распевом. По окончании Литургии в домовом храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, расположенном в покоях наместника Лавры, состоялась встреча участников паломнической поездки с архиепископом Феогностом. Во время встречи архипастыри обменялись приветственными словами и памятными сувенирами. Посещение Лавры стало последним пунктом паломнической программы луганской делегации. По возвращении в Луганск архиепископ Митрофан  рассказал о поездке в эфире местного телевидения. По материалам официального сайта Луганской епархии   Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3651251.ht...

Десятилетия гонений на Церковь вообще закрыли возможность для публикаций и распространения соборных трудов. И ситуация изменилась только в начале 90-х годов, когда лучшими умами нашей Церкви была осознана необходимость как можно скорее опубликовать и ознакомить церковную общественность с теми трудами, которые были наработаны Собором. Только что возродившийся Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, по благословению Святейшего Патриарха Московского Алексия II, начал факсимильную републикацию трудов Собора. Огромную роль в тот период в этом сыграл архимандрит Иннокентий (Просвирнин), яркий деятель церковной науки и церковного просвещения рубежа 80-х и 90-х годов. И после него при владыке наместнике Алексии в Новоспасском монастыре началась эта работа, которую мы сегодня можем назвать многополезной и ценной, потому что благодаря ей во многих епархиях, приходах, образовательных учреждениях хотя бы в каком-то виде стали известны постановления Собора. Но к нашему времени стала ощущаться необходимость полного издания документов Собора. И вот несколько лет назад в том же Новоспасском монастыре, уже при наместнике епископе Савве, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, началась работа по изучению всего Соборного наследия. Надо отметить, что Соборный архив сохранился практически целиком. Нам известно только о порядке 10–12 единиц хранения Соборного архива, которые были утрачены. Причем утрачены каким-то загадочным путем в 20-е годы, несмотря на то, что в 1921 году один из членов Собора Степан Григорьевич Рункевич свез весь Соборный архив из епархиального дома в Лиховом переулке (где и проходил Собор) в Государственный архив. Соборный архив был принят на хранение в Государственном архиве. С 21-го по 30-й год эти 10–12 единиц хранения, в том числе, например, очень ценные для нашего времени протоколы заседаний Библейского отдела были утрачены. Но, тем не менее, более 95% Соборного архива сохранились в целостности, и на базе этого в 2011–2012 году мы начали публикацию документов Священного Собора.

http://academy.foma.ru/izdanie-dokumento...

Иеромонах Павел рассказал об истории, структуре и образовательной деятельности ОЦАД как учебного заведения, ставящего своей целью подготовку высококвалифицированных церковных дипломатов и ученых. Диакон Димитрий Серов сделал сообщение о международных программах студенческого обмена. Священник Димитрий Сафонов рассказал о читаемом им курсе по теме межрелигиозных отношений, в рамках которого магистранты подробно знакомятся с деятельностью совместной комиссии Русской Православной Церкви и Ирана «Православие-ислам», которая действует с 1997 г. М. Тасхири поделился опытом религиозного образования в Иране, указав, что его страна может по праву гордиться религиозным многообразием и уважением к верующим разных традиций. В ходе беседы, стороны обсудили перспективы развития межрелигиозного взаимодействия в академической сфере. После посещения учебного заведения Русской Православной Церкви состоялся визит иранской делегации в резиденцию Духовного собрания мусульман России. Во встрече приняли участие муфтий Волгоградской области Бата Кифах, заместитель муфтия А. Крганова И. Гайнутдинов, начальник Управления делами Д. Мустафин, руководитель международного отдела М. Мирсаяпов, секретарь Попечительского комитета Межрелигиозного совета России О.В. Блюдов. В ходе беседы были обсуждены темы, касающихся организации жизни мусульманских общин и значения межрелигиозного диалога в современном мире. В честь прибытия иранской делегации был устроен торжественный обед. Вечером этого же дня М. Тасхири посетил Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь . По благословению наместника обители епископа Воскресенского Дионисия высокого гостя встретили личный секретарь архиерея диакон Тимофей Щипачев и руководитель секретариата Юго-Восточного викариатства г. Москвы А.И. Сирота. В ходе экскурсии иранской делегации рассказали об истории древней Патриаршей обители, судьба которой связана с Домом Романовых. Гости посетили Преображенский собор, усыпальницу бояр Романовых и церковно-археологический музей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5474789...

Небольшая часовня у восточной стены монастыря указывает на место погребения подвижницы XVIII столетия, невольной затворницы инокини Досифеи (в миру княгини Августы Таракановой) – дочери от тайного, но законного брака императрицы Елизаветы Петровны с графом А. Г. Разумовским . В этом монастыре захоронены многие представители родственных Романовым семейств: Оболенские, Сицкие, Трубецкие, Ярославские, Нарышкины, Гагарины, Новосельцевы. Над входом в усыпальницу в начале XX века был устроен портал в русском стиле с мозаичной иконой Нерукотворного Спаса. В годы, последовавшие за закрытием монастыря, когда на его территории разместили концлагерь, усыпальница Рома новых подвергалась систематическому расхищению. В настоящее время захоронения в подклете Преображенского собора приводятся в порядок. В ноябре 1918 года Чрезвычайная комиссия Рогожско-Симоновского района организовала здесь исправительно-трудовой лагерь для женщин, не угодивших новым властям. Одной из таких заключенных была дочь Льва Николаевича Толстого Александра Львовна Толстая. Из ее воспоминаний вырисовывается ужасная картина уничтожения монастырского кладбища, разорения могил, осквернения храмов. Она рассказывала, как заключенные разрывали по ночам могилы в поисках драгоценностей, чтобы за удачную находку получить отпуск в город. Первые годы Советской власти в монастыре находилась женская тюрьма, затем – один из первых в Москве исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных (ИТЛ). Храм Знамения Богородицы превращен в тюремный барак. Затем здесь размещался филиал Таганской тюрьмы, архив НКВД. В эти страшные годы в монастыре происходили массовые расстрелы. Часть обреченных на смерть людей привозили якобы для санобработки в Знаменский храм и здесь расстреливали. Трупы хоронили у монастырских стен в насыпи со стороны Москва-реки. Последний храм (Никольский) был закрыт в 1926 году. До 1922 года монастырские ценности никем не охранялись. В соответствии с Указом об изъятии церковных ценностей в 1922 году в Новоспасском монастыре было изъято 4 фунта золотых изделий, 38 пудов 37 фунтов золотника золота и серебра, 135 драгоценных камней, жемчужная риза весом 2 фунта с 1582 алмазами. Фелонь из ризницы Новоспасского монастыря хранится в Оружейной палате Кремля. Двадцать наиболее ценных книг находятся в Историческом музее. Судьба большей части ценностей и святынь неизвестна. Решением Моссовета в сентябре 1927 года кладбище Новоспасского монастыря было полностью уничтожено.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Среди пожалованных в Н. П. м. патриархом Филаретом 12 книг выделялись «две триоди Постная да Цветная харатейные», «два Октая харатейные», «Синоксарь харатейной» (ЧОИДР. 1848. 6. Отд. 4. С. 16-17). 5 нояб. 1648 г. был составлен столовый Обиходник «Спаса Новаго монастыря при архимарите Никоне, что в Великом Новеграде в митрополитах, да при келаре старце Пафнутие Еропкине», опубликованный архим. Леонидом (Кавелиным) (РГБ ОР. Ф. 304/I. 738; публ.: ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 24-113 (отд. паг.)). Архим. Леонид обосновал т. зр. о поступлении Обиходника «в Лаврское книгохранилище в числе прочих… келейных книг» Пафнутия (Еропкина), переведенного в 1653 г. из келарей Н. П. м. на такую же должность в Троице-Сергиев мон-рь. Г. Кунцевич обратил внимание на рукописи XVII в. из собрания Погодина и Троице-Сергиевой лавры, вкладные и владельческие записи на к-рых указывали на их связь с Н. П. м. ( Кунцевич Г. [Рец. на кн.:] Н. Попов. Рукописи Моск. синод. патриаршей б-ки. Вып. 1//ЖМНП. Н. С. 1906. Ч. 2. 4. С. 438). В 1658 г. был сделан список вкладной книги Н. П. м., сохранявшейся на момент публикации в выписках (Вкладная книга. 1883. С. 3). Среди рукописей исторического содержания XVII-XIX вв., созданных несомненно в Н. П. м. и находящихся в составе его собрания в ОР ГИМ, помимо изданной кормовой книги (Кормовая книга. 1903), также можно отметить синодики-помянники, один из к-рых написан в древнейшей его части при патриархе Московском и всея Руси Иоасафе II, а затем продолжен записями различных лиц до XIX в., 2-й составлялся с 1725 г. по XIX в. (в нем имеется список погребенных в обители) ( Попов. 1905. 9. С. 59-67; 10. С. 67-71; С. 159-178). В Н. П. м. хранилась рукопись «Сказание о Нерукотворенном образе и о чудесах его в граде Хлынове» 1-й пол. XIX в., содержащая 2 вкладные записи - от 14 и 15 янв. 1828 г. В 1-й рукопись характеризуется как «Вятского Спасского собора Всеусерднейшее приношение еп. Вятскому и Слободскому Кириллу», во 2-й - как дар этого епископа «в книгохранилище Новоспасского монастыря для душевного назидания братии и в память служения моего» ( Попов. 1905. XIV. С. 99-101; архим. Кирилл (Богословский-Платонов) возглавлял Н. П. м. в 1819-1824). Изыскания по истории образа были поручены еп. Кириллом по его прибытии на Вятскую кафедру местному духовенству в 1827 г. ( Кудрявцев. 1886. С. 4-5. Примеч.).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

М., 1962. 144. С. 148). Ошибка, очевидно, носит палеографический характер: «н» (50) приняли за «п» (80). В Дополнении к Хронографу 1617 г. сказано, что при царе Михаиле Феодоровиче «созданы быша в честных обителех московских у Спаса на Новом и у Пречистыя в Симонове ограды каменныя… в пятое десятерице втораго ста осмыя тысящи лет» ( Попов А. Н. Изборник слав. и рус. сочинений и статей, внесенных в хронографы рус. редакции. М., 1869. С. 209). В 1642 г. для возведения ряда сооружений, в т. ч. и крепостной стены мон-ря, были затребованы каменщики и кирпичники из Кириллова Белозерского мон-ря (ААЭ. Т. 3. С. 456-457). С поселением этих мастеров москвоведы связывали происхождение топонимов «Большие и Малые Каменщики» (ныне улицы в районе Н. П. м.) ( Снегирёв. 1863. С. 16; Морозов. 1982. С. 10). Строительные мероприятия 40-х гг. XVII в. отражены не только в летописях, но и в приказном делопроизводстве, а также в источниках монастырского происхождения, правда с нек-рыми отличиями в датах. В сент. 1643 г. келарь Н. П. м. Ефрем (Квашнин) получил государево жалованье «за городовое каменное дело того ж монастыря что он у того дела был в присмотре и в припасе у запасов». Тогда же царь пожаловал дьяка Дмитрия Карпова и Богдана Карпова «за городовое каменное дело Спаса Нового монастыря что он у того дела был три годы» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 299. Л. 11, 20-21, 28-28 об.; о пожаловании Богдана Карпова см.: РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Устюг. 60. Л. 60 об.). Вероятно, эта информация была известна И. М. Снегирёву, писавшему о возведении с 1640 по 1642 г. крепостной ограды «на иждивение царя Михаила Феодоровича и его матери, Великой княгини Марфы, под надзором келаря Ефрема и дьяка Дмитрия Карпова… с лучными, мушкетными и пушечными в ней боями» ( Снегирёв. 1863. С. 17). В выписках из вкладной книги сказано, что «по государеву… указу в дому Всемилостиваго Спаса на Новом, начат город делать каменной во 148 (1640) году в апреле месяце при архимандрите Ионе Арзамазском, да при келаре старце Феоктисте Колединском.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский Мефодий (Филимонович). Архим. Макарий (Каширянин) в июне 1676 г. участвовал в чине венчания на царство Феодора Алексеевича (ДРВ. Ч. 7. С. 313), сменивший его в 1681 г. архим. Гавриил в июне 1682 г.- в чине венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича (Там же. 8. С. 414) и 7 сент. 1684 г. был рукоположен во архиепископа Вологодского ( Снегирёв. 1863. С. 74). В 1684-1692 гг. Н. П. м. возглавлял архим. Игнатий (Римский-Корсаков; впосл. митрополит). Проявлял внимание к Н. П. м. и патриарх Иоаким (Савёлов), завещавший обители перед смертью 3 тыс. р. «из казны патриаршей домовой» ( Никулин. 2015. С. 55-57; Богданов. 1999. С. 307). В 1692-1695 гг. Н. П. м. возглавлял архим. Тихон (Воинов ; впосл. митрополит), в 1695-1697 гг.- архим. Трифиллий (Инихов; впосл. митрополит), в 1697-1699 гг.- архим. Исаия (впосл. митрополит). За 2-ю пол. XVII в. из 13 архимандритов Н. П. м. семеро стали архиереями ( Никулин. 2015. С. 61). Возможно, с посл. трети XVII в. архимандриты Н. П. м. могли использовать при богослужении рипиды ( Снегирёв. 1863. С. 63-64). И. М. Снегирёв без достаточных оснований полагал, что эту привилегию предоставил мон-рю патриарх Московский и всея Руси Иов, однако во вкладной книге Н. П. м. содержится указание на вклад рипид 21 марта 1670 г. (Вкладная книга. 1883. С. 32). В XVIII в. Н. П. м. сохранял свой высокий статус, о чем свидетельствовали в т. ч. многочисленные перемещения его архимандритов на архиерейские кафедры. С учреждением в 1721 г. Синода мон-рь был подчинен Синодальному ведомству, получил статус ставропигиального, однако в 1743-1745 гг. состоял в подчинении Московской епархии ( Ювеналий (Воейков). 1802. С. IV; Снегирёв. 1863. С. 61-62). Большинство настоятелей Н. П. м. в XVIII в. были членами Синода. Среди поставленных на архиерейские кафедры архимандритов Н. П. м.: Досифей (Глебов) (настоятель в 1710-1711), Никодим (Сребницкий; 1736-1738), Антоний (Илляшевич; 1739-1748), Гавриил (Кременецкий; 1748-1749), Кирилл (Ляшевецкий; 1758), Симон (Лагов; 1764-1769), Павел (Пономарёв; 1786-1794), Мефодий (Смирнов; 1794-1795), Амвросий (Орлин; 1795-1796), Анастасий (Братановский-Романенко; 1796-1797) ( Снегирёв.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Какие-то строительные или ремонтные работы велись в Н. П. м. почти сразу после освобождения Москвы от польско-литов. интервентов: известно, что с Пасхи 1613 г. до февр. 1614 г. «к Спасу на Новое» отправлялись бочки извести ( Соловьёва Т. Б. Док-ты о строительстве в Москве после Смуты//Архит. наследство. 2008. Вып. 49. С. 48-50). В 40-х гг. XVII в. Преображенский собор был перестроен. Архидиак. Павел Алеппский специально подчеркнул, что он был выстроен «патриархом Никоном в бытность его архимандритом этого монастыря» ( Павел Алеппский. 2005. С. 510). Однако, согласно вкладной книге, начало работ относится к 1644/45 г., еще до появления Никона в Н. П. м.: «по государеву… указу… в дому Всемилостиваго Спаса прежняя соборная церковь до подошвы разобрана при архимандрите Ионе ж, да при келаре старце Ефреме Квашнине. И того ж 153 (1644/45) года вновь церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа подошва заведена» (Вкладная книга. 1883. С. 15). При строительстве были использованы части кладки храма 90-х гг. XV в. Известны имена лиц, участвовавших в возведении собора и награжденных за это в 1647-1648 гг.: Дмитрий Телегин, Никифор Кологривов, «каменных дел подвязчик Ивашко Ахинфов», «каменных дел подмастерье Гришка Копыл» ( Морозов. 1982. С. 17). Новый 4-столпный 3-апсидный 5-главый собор был устроен на подклете, окружен галереями с южной, западной и северной сторон, причем в составе зап. галереи сохранились фрагменты паперти прежнего собора. Типологически новый собор был ориентирован на Успенский собор Московского Кремля. Площадь храма составила ок. 900 кв. м, высота от пола до центрального купола - 32 м ( Морозов. 1982. С. 20; Общее описание собора см.: Снегирёв. 1863. С. 26-27; о габаритах и плане собора см. также: Вдовиченко. 2009. С. 71, 100-103). По описанию собора К. К. Морозовым, «окна на южной и северной сторонах расположены в два яруса, по шесть с каждой стороны. На восточной… алтарной стене окна лишь в нижнем ярусе, но зато большого размера. С западной стороны - в верхнем ярусе… окна имеют кокошники и колонки… С западной и южной сторон храм окружен крытой папертью в виде галереи со сводами и широкими двойными окнами. Размеры галерей: западная 18×4,5 м., южная - 46×4,5 м. (В 30-х гг. прошлого (XIX в.- Д. Д.) столетия паперть частично продолжалась и по северной стороне). Вход на паперть - от апсид...» ( Морозов. 1982. С. 20). Судя по описанию архидиак. Павла Алеппского, собор имел «галерею кругом» ( Павел Алеппский. 2005. С. 510); в наст. время имеет северную внутристенную галерею ( Вдовиченко. 2014. С. 26). В XVII в. из юж. предалтарья собора «каменная лестница вела в верхнюю палатку, где в двух отделениях помещалась монастырская ризница», в XIX в. каменная лестница была заменена чугунной. Собор имеет перспективные порталы; сохранились железные двери кон. XVII в. с росписью ( Морозов. 1982. С. 24; Памятники. 2000. С. 160-161).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Некрополь, возникший после 1606 г. северо-западнее Преображенского собора, сохранился хуже. Часть его изучена в 2013-2014 гг. группой Ин-та археологии РАН под рук. Л. А. Беляева и И. И. исследованы неск. гробниц, открытых трудниками мон-ря в маленькой «восточной палатке», образованной стенами и перекрытиями перехода между церковью в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Преображенским собором. Источники XVIII - нач. XX в. указывали здесь погребения детей Н. Р. Юрьева - Александра, Михаила и Василия, чьи останки были перевезены их братом Иваном в 1606 г., в 1640 г. рядом с братьями был похоронен и сам И. Н. Романов (вероятно, в уже выстроенной над погребенными каменной церкви). Одновременно этот комплекс формировался как некрополь родичей Романовых по жен. линиям, в первую очередь как семейная усыпальница князей Черкасских и Сицких, связанных брачными узами c дочерьми Н. Р. Юрьева, Марфой и Евфимией (между 1606 и 1706 из 27 известных погребений более половины составляют захоронения князей Черкасских (10) и Сицких (6)). Раскопками установлено, что центр «палатки» заняли 4 тесно поставленных антропоморфных саркофага (из них 3 детских) и надгробная плита, лежавшая как перекрытие над склепом (все - белокаменные). Погребение в большом саркофаге без надписи принадлежало молодому мужчине 15-19 лет; его сопровождала грамота (не сохр.) с текстом разрешительной молитвы, удостоверенная патриаршей красновосковой печатью. Крышка одного из детских саркофагов и плита имели надписи: 1-я свидетельствует о захоронении младенца Евдокии († 1640), дочери кн. Якова Куденетовича Черкасского; 2-я - Марфы Никитичны Черкасской (урожд. Романовой; † 28 февр. 7119 (1611)), жены кн. Бориса Канбулатовича Черкасского. Кн. Б. К. Черкасский и его супруга по «делу Романовых» были отправлены в ссылку, где князь вскоре умер, а Марфа Никитична помогла выжить племяннику - буд. царю Михаилу Феодоровичу. Склеп кнг. М. Н. Черкасской был поврежден (видимо, при строительстве нового храма в 1791-1795) и использован как оссуарий, содержавший останки женщины и 4 мужчин (начатая генетическая экспертиза останков к сент. 2018 не завершена). При работах в «палатке» обнаружены также перемещенные плиты, в т. ч. младенца кн. И. Я. Черкасского († 28 сент. 1658) и кн. А. Ю. Сицкого († 5 июля 1644).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010