901 Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь основан в XIV в. и находился в Кремле при церкви Спаса на Бору (назывался Спасским). Во второй половине XV в. переведен на новое место около Таганки, где находится и в настоящее время. Главный собор – Спасо-Преображенский, церкви – Знаменская, Покровская, свт. Николая Чудотворца. В монастыре находилась усыпальница бояр Романовых. В 1918 г. монастырь официально был закрыт, с 1919 г. (по некоторым сведениям с 1918) здесь действовал концентрационный лагерь. В 1920-е гг. в монастыре находились женский исправдом, затем детская колония, «исправительно-трудовой лагерь» для уголовников и политических заключенных. Часть монашествующих оставалась на территории монастыря до 1927 г., затем они были выселены из монастыря, а в 1931 г. сосланы в Казахстан. В 1930-е гг. лагерь был выведен за пределы монастыря. Территория монастыря передана НКВД. Был уничтожен монастырский некрополь. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, часть помещений монастыря были заселены. 4 декабря 1990 г. монастырь передан Русской Православной Церкви. 903 16 октября 1918 г. волостной совет с. Токарева послал опись церковного имущества Никольского храма, а также имущества Рождественского храма с. Лом и Покровского храма с. Рубецкого в VIII отдел Наркомюста с информацией, что 28 сентября имущество этих храмов было передано отделом браков и рождений Токаревского волостного комитета бедноты в пользование прихожан этих храмов (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 701. Л, 241–242 об., 243–244 с об.). 907 Московский Златоустовский мужской монастырь. Располагался в Белом городе, в Большом Златоустинском переулке. Впервые упоминается в документах в 1412 г. Первая деревянная церковь во имя святителя Иоанна Златоуста появилась на этом месте в конце XIV в. В конце XV в. обитель пришла в упадок. Возвышение монастыря связано с великим князем московским Иваном III. По его приказу вместо разобранного деревянного храма были возведены пятиглавый собор во имя святителя Иоанна Златоуста (освящен в 1482 г.) и придельная церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 2. День памяти: 25 января. Икона «Млекопитательница» — еще один чудотворный образ, который находится в Зачатьевском монастыре в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Это старинный образ с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Икона была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года и с самого начала окружена особым почитанием. По традиции перед этой иконой часто молятся беременные, кормящие и супруги, мечтающие о ребенке. Также она считается покровительницей бедных, нуждающихся в пропитании, и монашествующих. Икона Божией Матери «Всецарица» Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, Крестьянская площадь, д. 10, стр.12. День памяти: 31 августа. Изначальный образ иконы Божией Матери «Всецарица (Пантанасса)», написанный в XVII веке, находился на Святой Горе Афон, в монастыре Ватопед. Он прославился многочисленными исцелениями, в том числе от онкологических заболеваний. Чтимый список с этой иконы, специально изготовленный в Ватопедском афонском монастыре и привезенный в Россию, был помещен в московском Новоспасском монастыре. Перед этим образом в обители ежедневно совершаются молебны. Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, ул. Большая Ордынка, д. 20, стр. 10. День памяти: 6 ноября. На иконе «Всех скорбящих Радость» изображена Богородица, посылающая через ангелов помощь страждущим. Первую такую икону написал в 1683 году придворный живописец и мастер Оружейной палаты Иван Безмин. Композиция иконы восходит к западноевропейской иконографии «Мадонна Милующая». Впервые об этой иконе в Москве заговорили в 1688 году, когда от образа произошло чудесное исцеление сестры Патриарха Иоакима Евфимии. По преданию, Евфимия во время молитвы услышала голос, который указал ей на икону в храме на Ордынке. Когда его принесли к ней, женщина излечилась от своего недуга. После этого чуда почитание иконы стало всенародным, ей составили службы, акафист, стали делать списки.

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Взорван в 1929 г. Ново-Спасскиймужской ставропигиальный монастырь во имя Всемилостивого Спаса; основан благоверным князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, позднее перенесен на Крутицкий холм (потому и стал зваться Спасом на Новом или Новоспасским). Родовая усыпальница бояр Романовых, предков царственного дома. Зарыт в 1818 г. одним из первых в Москве, на его территории был размещен исправительно-трудовой лагерь, храмы превращены в бараки и склады. С 1968 г. в монастыре размещались мастерские объединения «Союзреставрация». В 1990 г. возвращен Церкви. Богоявленский – необщежительный мужской монастырь, располагался в Москве на Никольской улице. Основан в 1296 г. благоверным князем Даниилом Московским. Одним из игуменов здесь был Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В обители принял постриг и подвизался святитель Алексий Московский. В нижнем храме монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери находилась особо чтимая икона Ее, а в склепе почивало тело черниговского боярина Феодора, отца святителя Алексия. Закрыт в 1929 г., частично разрушен. В 1991 г. Церкви возвращен уцелевший главный храм монастыря – в честь Богоявления. Речь идет об одном из пяти списков, самом знаменитом, с чудотворной Влахернской иконы Божией Матери, писанной в технике воскомастики. Икона эта находилась в Константинополе и почиталась как хранительница город. Когда Константинополь был захвачен турками, икону перенесли на Афон. В 1653 г. чудотворный образ был привезен в Москву в дар царю Алексею Михайловичу, хранился в Успенском соборе Московского Кремля. Список с образа, фамильная святыня рода Головиных, был сделан (также в технике воскомастики) в 1705 г. Список попал Головиным через тетку царя Алексея Михайловича Марию Троекурову, бывшую замужем за Алексеем Головиным. Образ имел богато украшенный оклад: один только венчик его оценивался в пять тысяч рублей золотом, а драгоценные серьги, украшавшие образ, некогда принадлежали сестре царя Алексея Михайловича – царевне Татьяне Михайловне.

http://pravoslavie.ru/arhiv/080122154509...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Паисий (Юрков), еп. Щигровский и Мантуровский. Фотография. 2014 г. (Юрков Виктор Дмитриевич; род. 22.10.1970, Брянск), еп. Щигровский и Мантуровский. Из семьи рабочих. В 1973 г. семья переехала в Москву. В 1986 г. окончил среднюю школу 106 г. Москвы. В 1989 г. окончил СПТУ 129. В 1989-1991 гг. проходил военную срочную службу. В февр. 1992 г. поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . 24 апр. того же года наместником Верхотурского монастыря игум. Тихоном (Затекиным; ныне архимандрит) пострижен в рясофор с наречением имени в честь прп. Паисия (Величковского). 29 апр. Екатеринбургским и Верхотурским архиеп. Мелхиседеком (Лебедевым) рукоположен во диакона, 31 мая в Далматовском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре Курганской обл.- во иерея. В марте 1993 г. перешел в Новоспасский московский в честь Преображения Господня ставропигиальный мужской монастырь . С 1993 г. окормлял пациентов и сотрудников Московского научно-исследовательского онкологического ин-та им. П. А. Герцена (МНИОИ). В 1993-1997 гг. нес послушание благочинного и уставщика Новоспасского мон-ря, в 1994-1996 гг.- преподавателя воскресной школы при мон-ре. В 1996-1998 гг. заочно обучался в МДС. В 1997-2011 гг. являлся келарем обители. 26 марта 1998 г. наместником Новоспасского мон-ря Орехово-Зуевским еп. Алексием ( Фроловым; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с наречением имени в честь прп. Паисия, постника Киево-Печерского. В 2000 г. в МНИОИ был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица», П. назначен настоятелем этой церкви и исполнял это послушание до 2014 г. В 2002-2005 гг. обучался в МДА. В дек. 2007 г. защитил дипломную работу на тему «Деятельность великого князя Сергея Александровича Романова на посту председателя Императорского православного палестинского общества (1882-1905 гг.)». 29 авг. 2007 г. архиеп. Алексием (Фроловым) возведен в сан игумена. С окт. 2011 по 2014 г. благочинный Новоспасского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2578673.html

Телефоны: (495) 624-9209 (канцелярия); (495) 624-0150 , 624-5491 (корпус); 624-7521 (часовня) Проезд: От станции метро " Китай-город " (выход к улице Солянке) пешком по Солянскому проезду и улице Забелина. Подробнее... Марфо-Мариинская обитель милосердия [ править править код ] Марфо-Мариинская обитель милосердия — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни, восходящим к основательнице обители великой княгине преподобномученице Елизавете Фёдоровне. Располагается в Москве на улице Большой Ордынке. Обитель основана в 1909 году. Вскоре после гибели своего мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых) и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и расположилась Марфо-Мариинская обитель милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова: сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой). Соборный храм обители — Покровский собор — был спроектирован Алексеем Щусевым совместно с Б. В. Фрейденбергом и Л. В. Стеженским. При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Хотя сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Адрес: 119017, Россия, город Москва, улица Большая Ордынка, дом 34. Телефон: 8 (903) 625-70-47 Подробнее... Новоспасский мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите. Первый каменный собор Спаса Преображения построен был в 1494 Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти рода Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

В 1920 гг. храм стал центром обновленческого " Союза церковного возрождения " , а в 1929 г. был закрыт. В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен - в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь. Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму приписаны колокольни б. Заиконоспасского и б. Никольско-Греческого монастырей (1902 г., арх. Г.А. Кайзер). 5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы. http://drevo-info.ru/articles/515.html Заиконоспасский монастырь основан в 1600 г. при царе Борисе Годунове. Обыкновенно назывался «Спас на старом месте», «Старый Спас на Песках» или « Спасский монастырь, что за иконным рядом». По сведениям от 1610, 1626 и 1629 гг., в монастыре было две церкви, каменная и деревянная. Около 1660 г. монастырь пострадал от пожара, и по обещанию князя Ф.Ф. Волконского был выстроен двухэтажный храм, освященный 20 ноября 1661 г. Около 1701 г. игумен Палладий (Роговский) устроил при втором этаже крытую галерею. При пожаре 1737 г. очень пострадала верхняя церковь. Возобновление сопровождалось некоторою переделкой, вследствие которой вид церкви потерял характер XVII ст. Освящение было 15 июля 1742 г., причем, по желанию императрицы Елизаветы Петровны верхний престол был переименован в честь Всех скорбящих Радости. Нижний храм называется Спаса Нерукотворенного Образа. Последнее значительное обновление, главным образом внутри, относится к 1851 г. Нынешняя колокольня на месте прежней постройки 1743 г. выстроена в ХХ ст. по проекту архитектора З.И. Иванова; она представляет собою некоторое подражание колокольне Успенской церкви 1696 г. на Покровке. Монастырь называется ставропигиальным, что означает непосредственную зависимость от Св. Синода, такую же как и монастыри Симонов, Новоспасский и Донской.

http://sobory.ru/article/?object=19935

Управляющий делами Московской Патриархии посетил Вятскую митрополию 18 августа 2022 г. 17:04 15-17 августа 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Воскресенский Дионисий посетил Вятскую митрополию. На Вятской земле управляющего делами Московской Патриархии встречал митрополит Вятский и Слободской Марк . 15 августа, в понедельник, в городе Кирове владыка Дионисий осмотрел строящиеся храмы Рождества Пресвятой Богородицы в микрорайоне Чистые Пруды и Сорока Севастийских мучеников. Владыка также посетил Вятскую православную гимназию во имя преподобного Трифона Вятского, где пообщался с директором учебного заведения Еленой Мошкиной и настоятелем домового храма великомученицы Екатерины протоиереем Сергием Гомаюновым. Митрополита Дионисия сопровождали митрополит Марк, секретарь Вятской епархии иерей Виталий Лапшин, клирик Новоспасского ставропигиального монастыря иерей Иоанн Игнатов, представитель пресс-службы Вятской епархии Лада Баева. В тот же день гости посетили Успенский Трифонов мужской монастырь, поклонились святыням Успенского кафедрального собора. В Никольском надвратном храме был совершен молебен перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца, с которым ежегодно совершается Всероссийский Великорецкий крестный ход. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор под управлением Юлии Скопиной. Управляющий делами Московской Патриархии побывал в епархиальном управлении Вятской епархии, библиотеке и классах Центра подготовки церковных специалистов Вятской епархии Русской Православной Церкви, выставочном зале епархиального склада, недавно восстановленном Спасском соборе города Кирова. Гости посетили село Великорецкое Кировской области, где более шестисот лет назад на берегах реки Великой был обретен Великорецкий образ святителя Николая. В восстановленном Никольском соборе архиереи исполнили тропарь святителю Николаю Чудотворцу, в старинном Преображенском храме — празднику Преображения Господня. Гости также посетили купель и источник. Настоятель Великорецкого подворья архимандрит Феодор (Рулев) рассказал о явлении чтимого Великорецкого образа, истории храмового комплекса в Великорецком, а также о чуде явления еще одного образа святителя Николая уже в современное время.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 1812 году, Марта 27, переведён в Ставропигиальный Московский Новоспасский монастырь, и в том же году, Апреля 11, определён Председательствующим Московской Духовной Цензуры. В 1814 году, Августа 30, пожалован Орденом Св. Анны 2 класса. 71 . ФИЛАРЕТ Дроздов, Александро-Невской Академии Ректор и Богословских наук Профессор, города Коломны Протоиерейский сын, начал обучаться в бывшей Коломенской Семинарии, продолжал науки и кончил курс оных в Сергиево-Лаврской Семинарии, где был и учителем разных классов. Потом потребован в Александро-Невскую Академию в Бакалавры Богословских наук. В 1812 году, Марта 27, определён Настоятелем Юрьева монастыря. В 1813 году за отличную деятельность по должности и особенный дар красноречия в проповеди Слова Божьего Всемилостивейше пожалован ему при Высочайшем рескрипте от 17 Июня Орден Св. Равноапостольного Князя Владимира второй степени большого Креста. В 1814 году, Августа 30, определён Членом в Комиссии духовных училищ. Юрьегорский Троицкий монастырь Или Юрьева Гора, Олонецкий мужской упразднённый монастырь находился в Новгородской Епархии в Олонецком уезде при озере Юрьеве, расстоянием от Повенца к востоку в 15, от Пудожа к северу в 115, от Олонца к северу же в 25, от Новгорода в 750 вёрстах. Основан он Преподобным Диодором, Юрьегорским Чудотворцем, в 7142/1633 году, Ноября 27 дня преставившимся, коего и мощи находятся здесь под спудом. При переписи 1673 года показан этот монастырь пустым, а потом был возобновлён и существовал до Штатов 1764 года. Крестьян было за ним 103 души, пахотной земли 43 десятины, и был он приписан сперва к Климецкому монастырю, а потом к Новгородскому Архиерейскому дому. По Штатам же обращён в приходскую церковь . Юсковская пустынь Мужская упразднённая, находилась в Полтавской Епархии в Лубенском уезде на острове речки Слепороди, близ села Юсковец, от которого и называется Юсковской, расстоянием от города Лубен в 17 вёрстах, построена она в 1627 году Константином Корыбутом, Князем Вишневецким, на месте запустелого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пешношский патерик. Репринтное воспр. издания 1898 г. (Москва): Цветник Пешношский, подвижники благочестия Николаевскаго Пешношскаго монастыря. М., 1998 Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: сочинения. Издание третье, исправленное. СПб.: издательство О. Абышко, 2011 Преподобный старец Зосима Верховский . Творения. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 2006 Словеса различны о заповедях, велениих, прещениих и обетованиих, еще же и о помыслех, и страстех, и добродетелех, еще же и о безмолвии и молитве. Рукописный отдел РГБ, фонд 214, дело 487. Соловецкий Патерик. М.: Синодальная типография, 1895 Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Репринтное воспроизведение издания 1913 г. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, ч. I Умное делание. О молитве Иисусовой: сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. Издание Валаамского монастыря. 1936 Литература: Боровкова-Майкова М. Нил Сорский и Паисий Величковский //Сборник статей, посвященных С. Ф. Платонову. СПб, 1911. Валаамский монастырь и его подвижники. Издание второе и дополненное. СПб.: типография Н. А. Лебедева , 1889 Григорий (Воинов) , архимандрит. Очерк жизни старца Филарета (в схиме Феодора), иеромонаха Московскаго ставропигиальнаго Новоспасскаго монастыря. М., 1866 Добронравов В.Г. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни Владимирской епархии. Издание настоятеля Введенской пустыни игумена Иосифа. Владимир, 1908 Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. М.: издательство Самшит,1997 Историческое описание Введенской Островской пустыни, Владимирской губернии, находящейся на острове озера Вятскаго. М.: Университетская типография, 1830 Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М.: издательство Сретенского монастыря, 2009 Ковалевский А.Ф. Иеросхимонах Алексий, подвижник Симонова Московскаго монастыря. Издание третье. М.: типография вдовы Н.Л. Орлова, 1895 г. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2008

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010