Паисий, епископ Железногорский и Льговский (Юрков Виктор Дмитриевич) Дата рождения: 22 октября 1970 г. Дата хиротонии: 19 августа 2014 г. Дата пострига: 26 марта 1998 г. Страна: Россия Биография: Родился 22 октября 1970 г. в Брянске. В 1973 г. с родителями переехал в г. Москву. Крещен в младенчестве. В 1978-86 гг. учился в средней школе 106 г. Москвы, в 1986-89 гг. — в СПТУ 129. В 1989-91 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил. В феврале 1992 г. поступил в Николаевский Верхотурский мужской монастырь Екатеринбургской епархии . 24 апреля 1992 г. по благословению архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхиседека наместником Николаевского монастыря игуменом Тихоном (Затекиным) пострижен в иночество с именем Паисий в честь прп. Паисия Величковского. 29 апреля 1992 г. архиепископом Екатеринбургским Мелхиседеком в храме Всемилостивого Спаса г. Екатеринбурга рукоположен во иеродиакона. 31 мая 1992 г. архиепископом Екатеринбургским Мелхиседеком в Далматовском мужском монастыре Курганской области рукоположен во иеромонаха. В марте 1993 г перешел в Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В 1996-98 гг. обучался в Московской духовной семинарии (заочно), в 2002-2005 гг. — в Московской духовной академии (заочно). В декабре 2007 г. защитил дипломную работу на тему «Деятельность великого князя Сергея Александровича Романова на посту председателя Императорского православного палестинского общества (1882-1905 гг.)». 26 марта 1998 г. наместником Новоспасского монастыря епископом Орехово-Зуевским Алексием пострижен в мантию с именем Паисий в честь прп. Паисия Печерского. 29 августа 2007 г. архиепископом Орехово-Зуевским Алексием возведен в сан игумена. С 1993 г. окормлял пациентов и сотрудников Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена. В 2000 г. в институте построен и освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица». По благословению Святейшего Патриарха Алексия II назначен настоятелем этого храма. В 1993-97 гг. нес послушание благочинного и уставщика Новоспасской обители, в 1994-96 гг. — преподаватель воскресной школы при монастыре, в 1997-2011 гг. — нес послушание келаря. С октября 2011 г. — благочинный обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3698691...

В февр. 1555 г. Никифор, архимандрит Н. П. м., участвовал в поставлении архим. свт. Гурия (Руготина) на вновь открытую Казанскую кафедру (ПСРЛ. Т. 13. С. 250); он же упоминается и в данной грамоте от 8 сент. 1558 г. (АРГ: АММС. 109. С. 246). В июле 1561 г. архим. Галактион подписал крестоцеловальную запись кн. В. М. Глинского, в апр. 1562 г.- кн. И. Д. Бельского (СГГД. Ч. 1. 172. С. 470-473; 177. С. 484-487). Предусматривалось его участие в поставлении митр. Московского и всея Руси Афанасия (состоялось 5 марта 1564; ААЭ. Т. 1. 264. С. 298). 3 янв. 1565 г. архим. Галактион ездил вместе с др. представителями духовенства к царю в Александровскую слободу. 8 апр. того же года он был поставлен «на Крутицу в епископы» (ПСРЛ. Т. 13. С. 380, 381, 393, 396). Незадолго до поставления Галактиона во епископа Сарского и Подонского новым настоятелем Н. П. м. стал архим. Антоний, к-рый уже в этом качестве подписал 28 марта 1565 г. крестоцеловальную запись боярина И. П. Захарьина-Яковли Хирона (СГГД. Ч. 1. 182. С. 503-506), в апр. 1566 г.- кн. М. И. Воротынского (Там же. 189. С. 533-537), 2 июля того же года - Приговорную грамоту Земского собора ( Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г.//РД. 2004. Вып. 10. С. 172-181). В 1570/71 г. архим. Н. П. м. Вассиан подписал крестоцеловальную запись кн. И. Ф. Мстиславского (СГГД. Ч. 1. 196. С. 561-565). 29 апр. 1572 г. Вассиан участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о 4-м браке царя Иоанна IV Васильевича (ААЭ. Т. 1. 284. С. 329-332). В 1573/74 г. архим. Вассиан сделал щедрый земельный вклад в костромской Ипатиевский во имя Святой Троицы мужской монастырь (АРГ: АММС. 123. С. 263-264). В. Д. Назаров отметил, что, во-первых, вкладчик одаривал тот мон-рь, к-рый ранее возглавлял и из игуменов к-рого был поставлен архимандритом Н. П. м.; во-вторых, что крупная земельная собственность архимандрита и возможность свободно ею распоряжаться «лишний раз подтверждает, что древняя обитель жила не по общежительному уставу» (Там же. С. 483). Прямых указаний на дисциплинарный устав обители в XIV-XVI вв. в известных источниках нет, содержащаяся в монастырских актах XVI в. формула «архимандрит... з братьею», приход на настоятельство в Н. П. м. в 40-х гг. XVI в. Нифонта (Кормилицына), ранее тесно связанного с общежительным Иосифовом Волоцким мон-рем, а также устройство в Н. П. м. в XVII в. каменных трапезных как при Покровском, так и при больничном Никольском храмах позволяют предположить, что по крайней мере в XVII в. обитель формально была киновией. В пользу этого может свидетельствовать и посвящение описанного Павлом Алеппским храма обители во имя прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра. Основан в 1-й пол. XVII в. сыновьями боярина М. Г. Салтыкова-Морозова Феодором (см. Сергий (Салтыков) ), Петром, Павлом и Иоанном при приходской Крестовоздвиженской ц. в Бизюкове, пожалованном Салтыковым польск. кор. Сигизмундом III . Впосл. Ф. М. Салтыков принял в Б. м. постриг с именем Сергий, был рукоположен в иеромонаха, являлся строителем обители. В 40-х гг. XVII в. мн. иноки покинули Б. м., спасаясь от преследований униатов и католиков. Сохранилась жалоба (1650) некого старца Б. м. на Смоленского униатского еп. Ф. Исайковского, к-рый «хочет монастырь их разорить». Посетивший Дорогобуж в 1653 г. подьячий Разрядного приказа Д. Мордасов писал в отчете, что в храмах Дорогобужского у. униатский еп. А. Золотой-Квашнин меняет «московские» антиминсы на «киевские», и лишь в Б. м. «ему не далися такие пакости учинить и в церков ево, что пса, не пустили... бизюковский старец Сергеи Салтыков сказал ему, что тот монастырь уфундован на ево родительских гробех» (РГАДА. Ф. 79. Д. 2. Ч. 2. Л. 456, 456об., 461-463). До 1654 г. Б. м. являлся ставропигией К-польского Патриарха, но фактически мон-рем управлял Киевский митрополит. После взятия Смоленска рус. войсками (1654) Б. м. перешел в ведение Патриарха Московского и всея Руси. Грамотой от 22 нояб. 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел иером. Сергию (Салтыкову) «ведать» Б. м. «со всякими монастырскими угодьи», а также построить Успенский храм. Ок. 1662 г. иером. Сергий и постриженик Б. м. инок Ефрем (Потёмкин) уклонились в старообрядчество и основали на р. Керженец скит Смольяны. Иером. Сергий пользовался таким авторитетом среди духовенства, что протопоп Аввакум указывал на него царю в своей челобитной как на достойного занять архиерейскую кафедру. В 1665 г. Сергий и Ефрем были схвачены и после принесения покаяния на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Сергий вернулся в Б. м., а Ефрем был отправлен в Новоспасский московский мон-рь .

http://pravenc.ru/text/149173.html

1863. С. 74-77). В 1737 и 1747 гг. Н. П. м. пострадал от крупных пожаров. Указом от 10 июля 1759 г. имп. Елизавета Петровна повелела доставить в С.-Петербургскую АН историческое описание обители с планом, однако об исполнении этого указа сведений нет ( Снегирёв. 1863. С. 89); тем не менее обитель одной из первых получила историческое описание, опубликованное в 1802 г. ( Ювеналий (Воейков). 1802). В 1764 г. обитель была отнесена к мон-рям 1-го класса. По всей видимости, летом 1780 г. в Н. П. м. побывал посетивший Россию инкогнито под именем графа Фалькенштейна император Свящ. Римской империи Иосиф II Габсбург (Там же. С. 84, указан ошибочный год - 1785). В 1782 г. визит в мон-рь нанесла имп. Екатерина II Алексеевна . В 1794-1842 гг. в обители подвизался старец Филарет (Пуляшкин; в схиме Феодор). Д. Г. Давиденко XIX - нач. XX в. Торжественная встреча имп. Николая II в Новоспасском мон-ре. Фотография. 26 мая 1913 г. Торжественная встреча имп. Николая II в Новоспасском мон-ре. Фотография. 26 мая 1913 г. Продолжительное время настоятелем Н. П. м. был архим. Варлаам (Головин; 1799-1811), ранее возглавлявший Мирожский (1774-1775) и Снетогорский (1775-1785) мон-ри в Пскове, Псково-Печерский мон-рь (1785-1792) и Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь (1792-1799). На непродолжительное время его сменил архим. Сергий (Крылов-Платонов; 1811-1812; впосл. архиепископ), а накануне Отечественной войны 1812 г. мон-рь возглавил церковный историк архим. Амвросий (Орнатский; 1812-1816; впосл. епископ), который организовал эвакуацию большей части монастырских ценностей и ризницы в Спасо-Каменный мон-рь, серебряные ризы с образов были спрятаны под кровлей Преображенского собора (Новоспасский мон-рь. 2016. С. 111-112). Архим. Амвросий с братией покинул Н. П. м., в обители остался наместник старец Никодим с 10 монахами и послушниками. 2 сент. поляки учинили в мон-ре грабеж, вечером после пыток был заколот пикой настоятель (с 1773) ц. Сорока мучеников Севастийских бывш. подмонастырской слободы свящ.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Данилов мужской монастырь — древнейшая обитель Москвы — был основан благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Князь на свои средства содержал монастырь, посвященный его святому покровителю, преподобному Даниилу Столпнику, с самого начала обитель имела статус архимандритии. Около 1330 года сын князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита выстроил в Кремле на Боровицком холме, на месте древней деревянной церкви Спаса на Бору, каменный Преображенский храм и основал первый на великокняжеском дворе монастырь, собрав братию из разных обителей. Даниловских монахов он также перевел в Кремль, а вместе с тем и архимандритию во главе с настоятелем Иоанном (впоследствии епископом Ростовским). С этого времени до конца XV века монастырь Преображения Господня был главной обителью московской великокняжеской семьи. Здесь представители этой семьи, в том числе и сам великий князь Иоанн Данилович, принимали постриг перед кончиной, здесь совершались их погребения. Возможно, в те времена монастырь был «общим», то есть предназначенным для проживания как иноков, так и инокинь. В придворной обители образовался центр московского летописания, управлявшие ею архимандриты нередко становились духовниками великих князей Московских. По свидетельству летописей, в 1345 году на средства супруги князя Симеона княгини Анастасии Гедиминовны Литовской монастырский храм был расписан русскими мастерами — учениками греческих изографов Гойтаном, Семеном, Иваном; в работе участвовали «прочие их ученицы и дружина». Позже в монастыре нашла свое упокоение и княгиня Анастасия. В 1396 году в соборе был погребен скончавшийся во время приезда в Москву святитель Стефан Пермский, просветитель зырян. Его мощи, находящиеся под спудом, стали главной святыней собора. В конце XV века в связи с расширением территории дворца монастырь по распоряжению великого князя Иоанна III Васильевича был переведен «близ Крутицы» — на берег реки Москвы, за Яузу, — так началась история Новоспасского ставропигиального мужского монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

В праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Сретенском монастыре города Москвы 8 сентября 2015 г. 17:00 8 сентября 2015 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Сретенский ставропигиальный мужской монастырь  города Москвы. В соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  московского Новоспасского ставропигиального монастыря ;  архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник  Сретенского ставропигиального монастыря , ответственный секретарь  Патриаршего совета по культуре ; протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского округа; архимандрит Антоний (Гулиашвили), настоятель храма Александра Невского в Тбилиси ( Грузинская Православная Церковь ); насельники Сретенской обители в священном сане; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского монастыря (регент — Никон Жила). Богослужение транслировалось в прямом эфире  телеканала «Союз» . Среди молившихся в храме были насельники обители, преподаватели и учащиеся Сретенской духовной семинарии, многочисленные паломники. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире в Украине. За Литургией Святейший Владыка Кирилл рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Константина (Никитенко), насельника  Свято-Введенской Оптиной пустыни . Проповедь перед причастием Христовых Таин произнес иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Сретенского монастыря. По окончании богослужения наместник обители архимандрит Тихон приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству список Владимирской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/4214121.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре 7 апреля 2019 г. 17:50 7 апреля 2019 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, где находится рака с честным мощами святителя Тихона. В этот день исполнилось 50 лет со дня диаконской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла — 7 апреля 1969 года митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) рукоположил монаха Кирилла (Гундяева) в сан иеродиакона. В Большом соборе Донской обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил благодарственный молебен. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Воскресенский Дионисий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; епископ Макаровский Гедеон , викарий Киевской епархии ; епископ Бронницкий Фома , наместник Донского монастыря; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; насельники Донской обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря.  По окончании богослужения наместник обители епископ Бронницкий Фома приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству икону святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам молебна с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства! Преосвященный владыка Фома! Дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, за добрые слова. Всякий раз, когда я вхожу через святые врата Донской обители и вступаю под своды этого храма, я вспоминаю подвиг святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

http://patriarchia.ru/db/text/5406681.ht...

Изначально (в конце XVII века) это была фреска, то есть художник нанес краски на сырую штукатурку. Затем в XIX веке поверх нее появилось изображение масляными красками. В середине XX века роспись была утрачена, стены заштукатурены. Сейчас специалисты занимаются реставрацией настенной живописи в интерьерах храма. С фресок бережно удаляют загрязнения, прежде всего сажу, и укрепляют слой из красок. В период реставрационных работ планируется полностью заменить водосточную систему здания — все отливы и водостоки. В соборе установят более прочные окна с дубовыми рамами. Новоспасский мужской монастырь — древнейшая православная обитель Москвы. Сейчас он находится в центре города в Таганской районе на левом берегу Москвы-реки. Монастырь был основан в XIII веке первым удельным московским князем Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского. Тогда обитель располагалась на том месте, где сейчас находится Данилов ставропигиальный мужской монастырь (ул. Даниловский Вал, д. 22). По преданию, первая монастырская церковь была построена в 1272 году. В 1330 году московский князь Иван Калита перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм. В конце XV века во время княжения Ивана III произошел еще один переезд монастыря на то место, где он размещается до сих пор. Первый каменный Спасо-Преображенский собор был построен в 1497 году. Особое значение монастырь приобрел в период царствования первых Романовых — Михаила Федоровича (1596-1645) и Алексея Михайловича (1629-1676). Здесь издавна находилась усыпальница представителей этого рода. В подклете собора похоронены родители Михаила Федоровича — Патриарх Филарет и Ксения Романова. К середине XVII века первый каменный Спасо-Преображенский храм обветшал и был разобран. Однако не полностью: сохранилась часть старой западной галереи с подклетом. Новый собор строился в середине XVII века. Это был один из самых величественных храмов столицы, второй по размерам после Успенского кафедрального собора в Кремле. В 1689 году Петр I повелел украсить главную монастырскую церковь росписью. Все стены, своды, простенки, откосы окон костромские мастера во главе с Гурием Никитиным покрыли сплошным живописным ковром. На фресках живописцы изобразили пророков, мучеников, святителей, православные праздники и другие религиозные сюжеты.

http://patriarchia.ru/db/text/5969394.ht...

Молитва в новогоднюю ночь: список храмов Ночные службы двух столиц 29 декабря, 2016 Ночные службы двух столиц В этом году Новый год приходится на воскресенье, поэтому желающим помолиться можно не беспокоиться – во всех храмах в субботу вечером и воскресенье утром будут совершаться службы – Всенощное бдение и Божественная Литургия. Если же вы хотите помолиться именно ночью или поучаствовать накануне Нового года в Новогоднем молебне, «Правмир» составил список храмов Москвы и Санкт-Петербурга, в которых 31 декабря и 1 января пройдут такие богослужения. Список составлен на основе информации, размещенной на сайтах приходов, но редакция рекомендует заранее позвонить в выбранный храм на случай изменения времени богослужений. Москва Храм Христа Спасителя 19.00. Новогодний Патриарший молебен. Храм Христа Спасителя. Фото: patriarchia.ru Сретенский монастырь ул. Б. Лубянка, д. 19, к. 1 23.00. Новогодний молебен. 00.00. Божественная Литургия. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры 2-й Троицкий переулок, д. 6а, стр. 9 00.00. Божественная Литургия . Храм мученицы Татианы при МГУ ул. Большая Никитская, д. 1 15.00. Новогодний молебен. Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот ул. Большая Никитская, д. 36 18.00. Всенощное бдение, по окончании – Новогодний молебен. Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Софийская набережная, д. 32 21.00. Всенощное бдение. Часы. Литургия. Высоко — Петровский монастырь ул. Петровка, д. 28 20.00. Новогодний молебен. 23.30. Часы. Исповедь. 00.00. Божественная Литургия. Высоко-Петровский монастырь. Фото: vpmon.ru Свято-Данилов монастырь Даниловский вал, д. 22 17.00. Всенощное бдение, по окончании – Новогодний молебен. Новоспасский монастырь Крестьянская площадь, д. 10 17.00. Всенощное бдение, по окончании – Новогодний молебен. 23.30. Божественная Литургия. Донской ставропигиальный мужской монастырь Донская пл., 1-3 17.00. Всенощное бдение, по окончании – Новогодний молебен. 00.00. Божественная Литургия (Большой собор). Покровский собор в Измайлово

http://pravmir.ru/molitva-v-novogodnyuyu...

ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010