1) «Книга Беседы Евангельские на Евангелиста Матфея. Писано мелким уставом». 2) «Триодь цветная харатейная в десть знаменная». 3) «Книга правило Никонское в десть, полууставное мелкое письмо». 8) «Две книги Антиоха письменные, одна на хартии, а другая на бумаге». Другая только сначала писана на бумаге. 5) «Книга Матфея иеромонаха правильная в десть, писана уставом. Застежки же серебряные». С 474 по 494 лист описаны здания бывшего деревянного монастыря. – 495 – 524. Конюшенный двор и другие вне монастыря здания. – 525 – 532. Описание пустыни св. патриарха Никона : – Переплет корешковый. 172-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1681-го года в поллиста на 122-х листах. С 116-го листа до конца написано росписание имен и Фамилий, служащих при мнтре. Без переплета в тетрадях. 173-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1698-го года в поллиста на 107-ми листах. Но листам скреплено постриженником св. патриарха Никона , иеромонахом Мардарием, иеромонахом Мисаилом, иеромонахом Акиндином и Ризничим иеродиаконом Сосипатром. Без переплета в тетрадях. 174-й. Книги приходные и расходные деньгам великих гдрей жалованья на городовое казенное строение со рчн (1690), рч (1691) с (1692) са (1693) св (1694) годов, писанные скорописью в поллиста, на 58-ми листах. Без переплета в тетрадях. 175-й. Приходорасходные книги 1693-го года, писанные в поллиста скорописью на 119-ти листах. Выписываю из тех и других книг любопытное и достойное замечания: Л. 19 об. Октябрь. Въ г. днь принято у гробового старца Ироклимана свечных днгъ девятнадцать алтын четыре деньги. В д днь продано с Фаворского скотного двора двадцать баранов села Вознесенского бобылю Пашке Корнильеву, взято два рубли восемь алтын две денги. – 22. Декабрь. въ днь гдрн благородна црвна и велнка кнжна Татиана Михайловна пожаловала властем и братии за стол на корм денег сорок рублев. Да на митню сорок рублев и те млтинные днги все розданы, в приход и в росход их не класть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

202-й. Книга Аввы Варсонофия, писанная скорописью XIX в. в лист. 203-й Опись Воскресенского мнтр 1704 года, писанная скорописью в поллиста на 112 листах. 204-й. Копии с выписей на владение Воскресенским мнтрскимъ селом Антоновским в Кумышском уезде и пр. и на возвращение беглых крестьян в Воскресенский мнтрь, писанные скорописью на, гербовых листах 1724 года на 13-ти листах. 205-й. Книга о вотчинах, пожалованных в Воскр. мнтрь государями и другими лицами, писанная в лист скорописью XVII– XVIII в. на 290 листах. 206-й. Отпуски дел Воскр. мнтр, писанные скорописью в поллиста на 21-м листе в XVII–XVIII в. 207-й. Тетрадь, в коей написано скорописью в XVII–XVIII в. о вотчинах Воскр. мнтр на 19-ти листах. 208-й. Записная книга, что в Воскресенской мнтрь великого гдр царя и великого князя Феодора Алексеевича всея великия и малые и белые России самодержца жалованья в присылке и с кем и как и пр. писанная скорописью в XVII–XVIII в. в лист на 44 листах. 209-й. Чин Воскресенского мнтр, како подобает поклонником обхождение творити в нов. Иерусалиме, исправленный рукою преосвящ. Амвросия, писан скорописью в лист на 8-ми листах. Все вышеозначенные рукописи и на, пергамине и на бумаге скреплены на 1, 10 и 20-м листах мною так: «принадлежит Ставро. пигиальному Воскресенскому Новоиерусалимскому мнтрю 1856, 1857, 1858 и 1859 года». Все мною помечены цифрами по листам, кроме тех немногих, которые помечены современно написанию рукописей, и грамат, писанных только на одной лицевой странице. В главной описи каталога рукописей начиная со свитка Греческого XII в. до 122 свитка о лавках в Китае городе, в дополнительной описи перечень рукописей после 1700 года с 1 по 66-й записано моею же рукою. После 1860 года по всей вероятности записаны в опись и оставшиеся незаписанными в свитках и тетрадках монастырские документы XVII–XVIII в. Печатные книги до 1700 года. 1, Библия в лист, печатанная в Москве 1663 года на 516 листах. По описи 1846 года 1. 2. Четвероевангелие в лист, печатанное в Вильне 1600 года. На 2–4, 6–13 листах внизу скреплено: «Святое сие Евангелие Воскре. сенского мнтр, что на Истре реке». По описи 2. Но здесь год печатания не верно написан, вместо зри писец читал зрн.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

– 129. об. Иже во сты ца ншего па ростоскаго чюдотворца. – 145. – Прпбнаго ца нашего чю. – 176. – Прпбнаго ца все чюдотворца. На 35-м листе почерком св. патриарха Никона внизу написано: и снами... По характеру письма относится к 17-му веку. Переплетъ кожаный. 58-й. Канон на Бготлесное погребение, писанный уставом в поллиста на 8-м листахъ; конца недостает. По почерку письма относится к 17-му веку. Переплет кожаный, довольно ветхий. 59-й. Служба преподобному Мефодию игумену Песношскому в 2-х экземплярах, писанная уставом в 19-м веке; одна на 19, а другая на 20-ти листахь. Переплет корешковый. 60-й. Служба святителю Димитрию Ростовскому , писанная уставом в лист на 16-ти листах в конце 18-го века. Переплет корешковый. На 1-м листе заставка раскрашена разными красками. 61-й. Последование общего молебна, писанное крупным уставом в лист на 15-ти листах в конце 18-го века. Переплет кожаный с золотым обрезом. 62-й. Два канона на Рождество Христово, писанные уставом в лист на 20-ти листах в конце 18-го или начале 19-го века. Переплет кожаный. 63-й. Канонник, писанный уставом в поллиста на 162-х листах. Лист. 1-й Оглавление канонов, писанное скорописью. Лист. 1 об. Молитва Бц также писанная. Лист. 2-й. Молитва Бц пред кондаками и икосами таким же почерком писанная. – 3. Акафист Сладчайшему Иисусу. – 19. Акафист Бц. – 45 об. Молитвы на сон грядущим и поклонение. – 59-й. Канон покаянный. – 66-й. Канон Ангелу хранителю. – 75-й. Служба к пре той Бц Владимирской новоявленнаго образа Спаския пустыни и повесть о чудесах – На обороте 122-го листа написано: писана повсть в спскомъ мнтр малы юнги лта зрпз-го (1679). а в д. – 123-й. Канон Петру и февронии Муромским чудотворцам. – 130-й. Канон Алексею митрополиту. – 156 об. Канон к пресвятей Бц, певаемый в наведение печали, писанный скорописью XVII–XVIII века. По характеру письма канонник писан в 2-й половине 17-го века. Переплет кожаный. 64-й Синодик св. Патриарха Никона ; писанный уставом в поллиста на 25-ти листах вместе с неписанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Возглавлял данную организацию священник Гагинский, который, судя по всему, и руководил антиепископской оппозицией в Нижнем Новгороде. Жалобщики считали, что саму баллотировку по поводу местного архиерея Гагинский «обставил такими актами», в которых они видели и «глумление и кощунство». Такими действиями они считали молитву перед баллотировкой: «Днесь благодать Святого Духа нас собра», а также подсчет голосов перед голосованием. По их словам, ящики с шарами были вынесены на центр зала, «приставлены к нему свидетели, шары считали и вынимали громким голосом, ящики, освобожденные от шаров, поднимали высоко над головой и потрясали ими, чтобы показать, что в них ничего не осталось» 273 . Показательно, что такие, казалось бы, обычные в условиях баллотировки действия, вызывали непонимание у части духовенства, не привыкшей к подобным «актам». Что касается архиепископа Иоакима, то он, не дожидаясь увольнения, подал в Синод просьбу о временном отпуске и уехал в Крым. Обер-прокурор послал в Нижний Новгород члена Государственной Думы от Нижегородской губернии священника А. Альбицкого расследовать деяния владыки. Очевидно, священник, не обладая талантами следователя, скучно ревизовал хозяйственную часть архиерейского дома 274 . И только 1 августа Синод направил телеграмму в Крым (Севастополь) Иоакиму. В ней сообщалось, что в связи с продолжающимся поступлением заявлений о «немедленном увольнении Вас... прошу уведомить, не найдете ли возможным ныне подать прошение об увольнении на покой» 275 . 14 сентября Иоаким написал прошение с просьбой уволить его «вследствие неблагополучно сложившихся условий служения» и назначить настоятелем Симонова монастыря 276 . Синод с увольнением владыки не торопился, и до конца 1917 года он формально сохранял должность. Только 28 марта (10 апреля) 1918 г. постановлением патриарха Тихона и Синода Иоаким был уволен от управления епархией и назначен управляющим Воскресенским ставропигиальным, Новоиерусалимским монастырем 277 . Также не был уволен при Временном правительстве и Волынский архиепископ Евлогий (Георгиевский), несмотря на требования местного Совета 278 убрать владыку как «примыкавшего к преступной организации «Союз русского народа " ». Свои требования Совет направлял председателю Временного правительства князю Г. Е. Львову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первая телеграмма-вызов Святейшего Патриарха архиепископу Пензенскому и Саранскому Владимиру [Путяте] в связи с преданием его суду совещания епископов 59. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом о разделе средств между членами причта 71. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом о снятии церковного благословения с богослужебных книг, издаваемых насильственно отобранной из ведения церковной власти Синодальной типографией 24.03(06.04).1918. 3. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета об утверждении, назначении и увольнении преподавательского персонала в духовных училищах 230. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Святейшего Синода об увольнении архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима [Левицкого] от управления означенной епархией и о назначении его управляющим Воскресенским ставропигиальным Новоиерусалимским монастырём 232. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о переводе архимандрита Иннокентия из Полтавской в Тульскую епархию 29.03(11.04).1918. Вторая телеграмма-вызов Святейшего Патриарха Тихона архиепископу Пензенскому и Саранскому Владимиру [Путяте] в связи с преданием его суду совещания епископов 215. Грамота-свидетельство члену Священного Собора Православной Российской Церкви (от Тульской епархии) А. И. Краснопевцеву 60. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом об изменениях в «Положении о епархиальном управлении» 67. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом о предоставлении священно-церковнослужительских мест священникам бывшего ведомства Военно-морского духовенства и о временном устроении канцелярии протопресвитера военно-морского духовенства Г. И. Шавельского Определение Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о бытии бывшему ректору Смоленской духовной семинарии архимандриту Дамиану [Воскресенскому] викарием Владимирской епархии, епископом Переславль-Залесским и о переименовании епископа Переславль-Залесского Иннокентия [Фигуровского] в епископа Пекинского (Китай) 03(04).1918.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первым поселением стала коммуна «Жизнь и труд», основанная в 1921 г. при взятом толстовцами в аренду бывш. имении В. Шестаковой, между дер. Богородское и с. Тропарёво Московского у. (ныне в черте Москвы). Действовали: коммуна им. Толстого в Воскресенске (ныне Истра), Новоиерусалимская коммуна им. Толстого на станции Н. Иерусалим (ныне Истра), Тайнинская сельхозартель близ пос. Перловка (ныне в черте Мытищ), коммуна «Березки» (в бывш. имени Лопатина, близ совр. с. Дурыкино Солнечногорского р-на). В Подмосковье толстовцами были созданы 3 трудовые колонии для детей-беспризорников: Снегирёвская в пос. Снегири (ныне Истринского р-на), Колединская в с. Коледине (ныне Ступинского р-на) и «Соснинская детская школа-колония» в бывшем имении Ильино, близ железнодорожной ст. Пушкино (ныне в черте г. Пушкино). Последние две были не вполне толстовскими, т. к. в Коледине фактическое руководство общиной осуществляли приезжавшие из Москвы проповедники евангельских христиан-трезвенников, а «Соснинской коммуной» руководила Л. Соснина (наст. фамилия Арманд), одна из активисток теософского движения, открывшая детскую школу-колонию в 1920 г. В 1921-1926 гг. детская теософская школа-коммуна размещалась в бывш. имении В. Э. Тальгрена в дер. Вынорки (ныне пос. Зверосовзхоза Пушкинского р-на). После высылки в 1924 г. Сосниной-Арманд коммуна полностью перешла на позиции толстовцев, окончательно упразднена в 1928 г. Была близка к толстовцам основанная в 1918 г. под Москвой трудовая община-коммуна христиан-трезвенников «Трезвая жизнь», перенявшая также некоторые идеи чуриковцев. Большинство ее членов причисляли себя к толстовцам. Вся недвижимость поселений была реквизирована в 1929-1930 гг., а их жители в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 28 февр. 1930 г. были переселены за Урал, где часть толстовцев создала новые коммуны. В 30-40-х гг. XX в. продолжали существовать подпольные кружки толстовцев в Орехово-Зуеве и Серпухове. В 1997 г. в Пущине было зарегистрировано толстовское об-во «Единство» - филиал московской ассоциации «Духовное единство»; к наст.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

10 Вследствие такой неясной ссылки покойного академика г. Никольский в свое время не знал, где найти это слово. 11 Теперь он ищет его по следам Срезневского. «Воскресенский сборник», в котором сохранилось слово Климово, по предложению г. Никольского, есть Торжественник Новоиерусалимской Б-ки 109, в котором читается «поучение о любви». «Но вопреки ожиданиям» автора «как в надписании, так и в содержании Поучения о любви не находится намеков на Клима или на другого автора». Но может быть по крайней мере имеются косвенные данные в пользу мысли, что это поучение можно приписывать Клименту? Оказывается, что нет и таких данных. Самое поучение сохранило следы древнего языка, невелико по объему и не оригинально по содержанию. Оно составлено главным образом по беседам Златоуста и творениям Ефрема Сирина . С литературными трудами м. Климента Смолятича его сближает только однородная компилятивность. Но эта черта слишком общая для писателей древней Руси и г. Никольский не имеет смелости утверждать не только вероятную принадлежность поучения русскому митрополиту XII стол., но и то, «что именно последнее Слово могло быть приписываемо Климу И.И. Срезневским ». Вот окончательный вывод автора, результат его проверки. Он является совершенно «вопреки ожиданиям» читателя, обратившего внимание на заглавие статьи. Из нее выносится такая дилемма: или Срезневский не точно или даже не совсем добросовестно ссылался на Слово Климово (если он разумел изданное теперь поучение), или же г. Никольский не напал на настоящий след искомого памятника. Во всяком случае автор совершенно прав, когда говорит в заключение, что вопрос о неизданном слове м. Климента должен еще ожидать разъяснений. III. Молитва , составленная преп. Нилом Сорским . Это неизвестное до сих пор произведение знаменитого подвижника представляет покаянную молитву к Богу от лица престарелого инока. В обоих списках, по которым издана молитва , она усвояется «преподобному старцу Нилу»: значит авторство сорского подвижника здесь, несомненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

языка, в соответствии с греч. буквой ω:       3) в формах двойственного и мн. ч. для отличия от омонимичных форм ед. ч., в которых пишется О узкое, ср.   (именительный падеж ед. ч.) -   (родительный падеж мн. ч.),   (родительный падеж ед. ч.) -   (именительный, винительный падежи двойственного числа),   (творительный падеж ед. ч.) -   (дательный падеж мн. ч.),   (родительный, дательный, предложный падежи ед. ч.) -   (именительный, винительный падежи мн. ч.),   (именительный падеж ед. ч. жен. рода) -   (именительный, винительный падежи мн. ч. среднего рода) и т. п.; 4) в окончании род. падежа мн. ч. существительных муж. рода       5) в окончании родительного падежа ед. ч. муж. и среднего рода прилагательных, местоимений, причастий для отличия от омонимичной формы винительного падежа ед. ч., в к-рой пишется О узкое:   (винительный) -   (родительный),   (винительный) -   (родительный); 6) в суффиксе наречий, в т. ч. и для отличия от омонимичных форм кратких прилагательных среднего рода:   (прилагательное) -   (наречие); лигатура - только в приставке и предлоге «от»:             «омега широкая» с великим апострофом (    ) - в междометиях «О!» и «Оле!»:             Лит.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1875; Срезневский И. И. Славяно-рус. палеография. СПб., 1885; Петров А. К истории букваря//Рус. школа. СПб., 1894. 4. С. 18-21; Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. СПб., 1902. [Т. 2]; он же. Церковнослав. стихотворения IX-X вв. и их значение для изучения церковнослав. яз.//Тр. XI Археол. съезда. М., 1902. Т. 2. С. 34-36; Шляпкин И. А. Рус. палеография: По лекциям, читанным в Имп. С.-Петербургском Археол. ин-те. СПб., 1913. С. 57; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма//ЭСФ. 1914. Вып. 4.1; Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 195-197, 200-201; Сперанский М. Н. Тайнопись в югославянских и русских памятниках письма. Л., 1929. С. 74-75; Селищев А. М. Старослав.

http://pravenc.ru/text/2578023.html

11-й. Устав церковный, писанный в лист уставом, на 515-ти листах. На 1-м листе заставка на полузолоте; на 3-м листе заставка более первой и на золоте, очень красивая раскрашенная разными красками С 8-го 10, 11. 13–16 по 50-й лист включительно внизу по листам следующая надпись: «Лета зр году при державе благоверного и христолюбивого и Богом данного Гдр нашего, царя и Великого кнз Феодора Ивановича Московского и всея Руси самодержца и преосвященном патриархе Иеве Московском и всеа Руси дал в дом пречстои Бцы въ мнтрь. сию книгу глемю устав князь Петр Иванович Горчаков по своих детех по книзи Ефсеи убиенном кнз Григори младенце и по своих родителех лри Архимандрите Никандре и аще кто будет по мне Архимандритом в обители сей пли строитель, но не отлучити ему книги сея от сея обители, ни отдати ни в заклад положити и аще кто архемандрит или строитель отлучит сию книгу от обители сея и разсудится со мною пред Где мъ нашим Иисус Христом, а подписал сию книгу высоцкого мнтр казенной дьячек Микитка Григорьевъ». На 356-м листе следующая надпись. «Се яз Важен Федоров сын Сафатов Златописец продал сию книгу устав ндреев Григорьева сына дьяка крестовова митрополита старцу Сергею иконописцу и какова притча станет и мне де очищати и руку свою приложил лета з (1557) пятого апреля день четвертый.» На листе 515-м» следующая надпись: «сию книгу устав продал Исай Торхов сын Нарышкин Медынец сын боярской Митрофану княжнину и руку приложил.» Переплет кожаный. Письмо 16-го века. 12. Утав церковный, писанный уставом 15–16 века в 4 долю листа, на 468 листах. С 4-го по 18-й лист включительно скреплено рукою св. патриарха Никона . Переплет корешковый. 13. Устав церковный, писанный уставом 15–16 века в 4 долю листа на 396-ти листах. Конечных листов недостает. С 4–7, 17 по 38-й лист включительно скреплено рукою св. патриарха Никона . Переплет корешковый. 14. Устав церковный, писанный уставом в лист на 577-ми листах. С 3-го листа по 9-й и с 571 по 576-й лист скреплено рукою св. патриарха Никона . Листы 571–576. ошибкою переплетчика вплетены на конец книги. На обороте 470 листа обозначено, что сей устав писан в 1622-м году при царе Михаиле Феодоровиче. Переплет корешковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Ферни . прикна. . врою ставл мо. . народныи. . народнаа. Фоурти, вь соугоубиноу ∼ Лист. 94-й. висект: висекта име римско . влет же дващи шесть римскые бо рчи вь мсто доброслова. вд приемають. и вьмсто ктось грьчкы, рекше словенскы дващи шесть. римлне. глють висектось. добро навд ко рхъ прложивше. гл тже се сице, за дващи шесть быти часовь, прилагаемы февроуарию, дневи. и дващи шесть, нощи. иже по четире лтхь быче наврьщатисе. излишьствоующи четврьтои чести дне на всако лто. вь днь тога слагаем. иже и прилагаетсе февроуарию. ко быти. тога сего и, к. лтныхь, Бумажный знак на последнем листе кисть из трех груш. Переплет кожаный Афонский. Застежки кожаные перевитые оторваны. 28. Номоканон в малую осьмушку, писан самым мелким полууставом и красивым на 651 листе, кроме предисловия особо помеченного на 59-ти листах. На обороте 558-го листа следующая приписка.» Доселе с Суздальских правил. А се собрание и припись того же Датила игумена потом бывшого митрополита лета зл (1522) мца Февраля». На полях очень много сносок того же писца, где написаны слова, уясняющия темные слова, ошибки писца исправляющия. Так напр. на листе 26-м сноски: право против слова блговрню скотолони против слова скотообавникъ. 57 л. н вы нвзатель против слова юзолнико. 340-м л. инъ же против слова: ии 462 л. бра поплоти против слова: братанъ плотонъ. 513 об. самопретыкатели против слова себ претыкающеи. Из некоторых пометок на поле видно, что сей Номоканон был предназначен или к печатанию, или к переделыванию. На листе 247-м против 26-й главы от послания стого Тарасия Архиепископа Константинопольского Еже не поставляти на мзде, на поле написано другим почерком, «сию главу поставить подле 36-й главы». на 253-м листе глава л поправлена на к На поле сей главы написано: «выписать из сея же книги на преди того же Афонасия к рин». На 263-м об. против 37-й главы на поле написано: «под сию главу постави 36 главу Тарасия патриарха а взяти ее на зади.» На обороте 853 листа против 52-й главы на поле написано: «ненабирай до закона градского.» Вследствие сего главы 52, 53, и 54-я захерены. На обороте 608 листа слова, гла оз. в великыи око црковное се постническа сво с настощимъ симъ назнамена истиннйше зачеркнуты, а оставлены из оглавления только сии слова: стаго и великаго инокомъ. На обороте 631-го листа против слов: црковное о стй вр стыхъ оцъ, на поле написано: не писать. На листе 642 против вопроса Анастасия Синайского на поле написано: «пиши».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010