«Летописец» начинается с рассказа об основании патриархом Никоном Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря , Кий-Островского Крестного Онежского мужского монастыря и Новоиерусалимского Воскресенского. Далее сообщается об освящении 1-го деревянного Воскресенского собора, на котором присутствовали царь, патриарх Никон и «собор священный архиерейский» (Там же. С. 94). Н. указывает, что назвать мон-рь Новым Иерусалимом предложил царь Алексей Михайлович: «Яко же и древний Иерусалим Палестинской/Да будет се звание обители вечно,/Имя бо сие святаго града бе честно». Весьма деликатно Н. упоминает об оставлении Никоном Патриаршего престола: в 1658 г. патриарх пришел в обитель, «ибо зданию сему тщательно прилежа», и жил здесь 8 лет, после чего Никон был «отсюду переселен,/Тако изволившу Богу далече свезен,/На Белоозеро в монастырь Ферапонтов,/На вящший бе труд и терпение в Кирилов» (Там же. С. 95). Текст продолжается рассказом о смерти Никона и заботах царя Феодора Алексеевича о его погребении в Воскресенском монастыре, личном участии царя в похоронах патриарха. В заключительной части «Летописца» Н. отмечает большое рвение царевны Татьяны Михайловны в деле завершения строительства Воскресенского собора. Последний рассказ - об освящении в янв. 1685 г. каменного Воскресенского собора при участии царя, патриарха Иоакима, «освященного собора, сигклита и народу множество» (Там же. С. 98). Н. принадлежал к поэтической школе Новоиерусалимского мон-ря, сложившейся к 70-80-м гг. XVII в. из учеников патриарха Никона. А. В. Позднеев отметил, что «Летописец» трудно считать собственно поэтическим произведением, поскольку он имеет прикладной характер и написан досиллабическими виршами. Выбор в качестве автора «Летописца» Н. не случаен, т. к. в 1685 г. он был известным в мон-ре опытным сочинителем, вероятно автором виршей ( Позднеев. 1961. С. 422, 427). Др. стихотворное сочинение Н. было высечено на каменной плите надгробия архим. Германа I в ц. Всех святых Воскресенского монастыря. А. М. Панченко показал, что эта эпитафия содержит «подпись» ее автора - ряд начальных букв составляет надпись: «Никанор писал охримандрит»; исследователь отметил также, что Н., как и др. поэты новоиерусалимской школы, пренебрегал равносложием ( Панченко. 1973. С. 112-113).

http://pravenc.ru/text/2565300.html

Значительные изменения в жизни Г. произошли в царствование Феодора Алексеевича . К 8 июня 1678 г. (память вмч. Феодора Стратилата, именины государя) Г. написал гимн «Феодор, славный воевода» с тройным акростихом. Один акростих, рифмованный, был обращен к небесному покровителю юного самодержца: «Феодора восхваляю,/да защищает, умоляю,/царя тезоименнаго/Феодора благовернаго». Другой содержал подпись: «Убоги чернец Герман», 3-й - дату. Творение Г. было оценено царем. Вскоре в Воскресенский мон-рь пришли 2 царских указа: 24 июля - с повелением молиться о победе над турками, 10 авг.- с известием о победе под Чигирином. 5 сент. 1678 г. царь с семьей посетил Воскресенский мон-рь, и с этого времени Г. стал одним из самых значительных лиц обители. Он участвовал в составлении Устава церковного и Чина монастырского, где были описаны богослужебные особенности монастырского уклада, сложившиеся при патриархе Никоне (в 1-й пол. 60-х гг. в Новоиерусалимском мон-ре богослужение иногда совершалось «греческими глаголы, согласием киевским»; ежедневно после литургии пред иконой Божией Матери «Троеручица», привезенной с Афона, пелся молебен Пресв. Богородице «греческим речением и согласием»). В 1679 г. Феодор Алексеевич возобновил строительство Воскресенского собора в Нов. Иерусалиме, начатое патриархом Никоном. Последовали царские указы об отставке строителя Феофилакта и о Г., к-рый был назначен строителем. В янв. 1680 г. был уволен «за старостью» настоятель Новоиерусалимской обители архим. Филофей, место к-рого заступил переведенный из Тихвинского мон-ря архим. Варсонофий. В том же году к Воскресенскому мон-рю был вновь приписан Афанасиевский на р. Мологе мон-рь, и в июне Г. был назначен туда строителем. (Вероятно, Г. и ранее нес послушания за пределами своей обители: его имя отсутствует в перечне братии в монастырской описи 1679 г.) 18 сент. 1680 г. Г. вместе с настоятелем и казначеем встречал в Новоиерусалимском мон-ре царя Феодора Алексеевича. После кончины 25 окт. того же года архим. Варсонофия Г. вступил в управление Воскресенским мон-рем, в февр. 1681 г. был возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/164753.html

В 60-х гг. XIX в. у св. источника, излюбленного места уединенной молитвы свт. Тихона, Д. устроил скит со строгим общежительным уставом. В 1873 г. скит был обращен в самостоятельный задонский Тихоновский муж. мон-рь. Д. был награжден орденами св. Анны 2-й степени и св. Владимира 4-й степени. Д. был погребен в задонском Богородицком мон-ре, в склепе Владимирского собора у сев.-зап. стены. К 2007 г. обретенные в ходе ремонта нижнего яруса собора останки священнослужителей не идентифицировались и были перезахоронены около собора мон-ря. Лит.: Геронтий (Кургановский), архим. Ист.-стат. описание первокл. Задонского Богородицкого мон-ря//Воронежские ЕВ. 1870. 22. С. 971-1000; То же. СПб., 18933; он же. Архим. Димитрий, настоятель Задонского Богородицкого мон-ря. Воронеж, 1888; он же. Описание Тихоновского общежит. муж. мон-ря, находящегося близ Задонска. СПб., 1892; Воскресенский Н. Н. О нищенстве в Воронежской губ. (по сведениям 1878 и 1879 гг.)//Воронежский юбил. сб. в память 300-летия г. Воронежа. Воронеж, 1886. Т. 1. С. 673, 681. Л. А. Морев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря

http://pravenc.ru/text/178155.html

Др. не менее важной и насущной задачей являлась необходимость вынести церковный суд действиям Патриарха Никона, в июле 1658 г. из-за личного конфликта с царем оставившего Патриаршую кафедру, и избрать нового Всероссийского Патриарха. После отъезда Никона из Москвы Местоблюстителем Патриаршего престола по воле царя стал Новгородский митр. Питирим, однако Никон, живший в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре , не считал возможным уступить к.-л. управление Русской Церковью. В 1659 г. Никон анафематствовал митр. Питирима, совершившего в Вербное воскресенье «шествие на осляти», что, по мнению Никона, было прерогативой Патриарха (хотя сам он совершал этот обряд будучи Новгородским митрополитом). Последовала короткая сердитая переписка между Патриархом и царем, в результате к-рой Никону было запрещено вступаться в архиерейские дела. После этого события впервые было принято решение о созыве Собора для избрания нового Патриарха. Собор открылся 16 февр. 1660 г. До 27 февр. составляли выписки из канонических правил, к-рые могли послужить обоснованием для лишения Никона Патриаршего сана. Отцы Собора предложили считать его чуждым архиерейства, чести и священства. Соборный акт поручили написать Епифанию (Славинецкому) , но он заявил, что не согласен с решением Собора, поскольку российские архиереи, как стоящие ниже Патриарха, судить его не могут. Единственное, что они вправе сделать,- это выбрать нового Патриарха при условии добровольного ухода Никона с престола. Никон же посчитал неканоничным как сам факт созыва Собора, так и его постановления. Он основывался на том мнении, что Патриарх не подлежит суду своих епископов, а сами епископы, собравшись по приказу царя, нарушили данную ими при поставлении присягу ничего не совершать без согласия Патриарха. Решительная позиция Никона, аргументы в его пользу, изложенные Епифанием, колебания части епископов и самого царя заставили отложить принятие соборного решения. Началось изучение вопроса, и 14 авг. 1660 г. было принято сложно сформулированное постановление о необходимости избрания нового Патриарха.

http://pravenc.ru/text/149721.html

Московский патриарх Никон (Минов) , узнав от Арсения (Суханова) об учености П. Л. и о его желании увидеть Московского предстоятеля, писал к молдавским и валашским властям (дек. 1656), чтобы они отпустили П. Л. в Москву. Но скорый приезд П. Л. не состоялся; П. Л. прибыл в Россию через неск. лет, 12 февр. 1662 г. Патриарх Никон, первоначально рассматривая П. Л. как посредника в разрешении своего конфликта с царем Алексеем Михайловичем , направил к нему с приветствием Арсения Грека . Но в Москве П. Л. принял самое активное участие в подготовке и проведении Большого Московского Собора 1666-1667 гг. В июне 1662 г. патриарх Никон обратился к П. Л. с посланием, в котором объяснял причины своего ухода с кафедры. П. Л. ответил на это письмо призывом к Никону вернуться на Патриарший престол, а в авг. 1662 г. составил ответы на 30 вопросов боярина С. Л. Стрешнева о правомочности поступков патриарха. В июне 1663 г. П. Л. советует царю ускорить рассмотрение дела Никона и сообщить обо всем происходящем в К-поль (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 615; СГГД. T. 4. 28). 18 июля 1663 г. в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре произошла 1-я встреча П. Л. и патриарха Никона, прошедшая со взаимными упреками и оскорблениями. Не зная рус. языка, П. Л. обратился к патриарху на латыни, но Никон не стал его слушать. Он не признавал права П. Л. говорить с патриархом, потому что тот не имеет доказательств в пользу своего святительского сана и своих полномочий. П. Л. отвечал, что у него есть ставленые грамоты, но предъявлять их патриарху, покинувшему свой престол, он не станет. Обвинение П. Л. в нелегитимности стало одним из основных положений в защите патриархом Никоном своих действий как до начала Московского Собора, так и во время его заседаний. В авг.-сент. 1667 г. П. Л. составил записку царю, в к-рой отвергал все нападки патриарха Никона (РГАДА. Ф. 62. Оп. 1. 2, 1667 г.). Деятельность П. Л. на Большом Московском Соборе, а также его влияние на принятые Собором решения оцениваются в научной литературе преимущественно негативно. Эта историографическая традиция, восходящая к трудам авторитетнейших специалистов по истории РПЦ (митр. Макария (Булгакова), Н. Ф. Каптерева ), преобладает и сегодня. Между тем важнейший вопрос, решавшийся на Соборе, о соотношении власти царя и патриарха по-прежнему изучается без привлечения непереведенных на рус. язык глав сочинения П. Л. Сравнительный анализ греческих и русских текстов всего комплекса источников мог бы существенно расширить источниковую базу исследования.

http://pravenc.ru/text/2578683.html

Одежда, по-видимому, справлялась за свой счет. В 1573 г. в казну Соловецкого мон-ря Г. Савва внес деньги за «сукно сермяжное». Однако в 1586 г. архимандрит Чудова мон-ря распорядился выдать Г. Ионе Клыку 0,5 р. «на сапоги». Посещая мон-ри, церковные иерархи нередко вознаграждали их хоры за мастерство. В янв. 1653 г. патриарх Никон слушал обедню в Симоновом мон-ре, а затем пожаловал «13 человеком головщиком и крылошаном по гривне». Т. о., по материальному положению Г. обычно мало отличался от остальных клирошан. Лишь в редких случаях он получал более высокое жалованье, чем певчие. Так, к кон. XVII в. в Воскресенском Новоиерусалимском мон-ре правого клироса Г. давалось 4 р. годового жалованья, левого клироса Г. и остальным 10 певчим - по 3 р. Со временем в посещение обителей государями Г. стал получать и более высокие пожалования. В 1659 г. царь Алексей Михайлович, пребывая в Саввином Сторожевском мон-ре, каждому из 3 Г. пожаловал по 1 р., тогда как певчим - по 0,5 р. В основном порядок выдачи Г. более высокого жалованья утвердился в мон-рях, находившихся на «ружном жалованье» из государевой казны во 2-й пол. XVII в. Частые «объезды», совершаемые по мон-рям местными архиереями, патриархом или государем в сопровождении собственных певчих, способствовали поддержанию высокого уровня богослужебного пения в рус. обителях. Совместные исполнения певчими и клирошанами песнопений за службой позволяли Г. узнавать все совр. достижения певч. искусства, привносить их в монастырскую практику. Деятельность Г. не ограничивалась только пением на клиросе, особенно талантливые из них получили известность как мастера-роспевщики. Напр., таким мастером в нач. XVII в. был Г. Троице-Сергиева мон-ря Логгин Корова , к-рый «на един стих разных роспевов пять, или шесть, или десять полагал» (Канон и Житие преподобного отца нашего Дионисия Зобниновского, архим. Сергиевой лавры. М., 1855. С. 66). Нередко Г. выступал в роли книгописца, покупая на собственные средства бумагу и переписывая богослужебные книги, в т.

http://pravenc.ru/text/165283.html

Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета (см., напр.: Из бумаг Московского митр. Филарета. М., 1880; Резолюции митр. Московского Филарета. Донесения Святейшему Синоду его же. К восп. о Московском митр. Филарете. 3 письма к Московскому митр. Платону от разных лиц. М., 1895), воспоминания о нем (см.: Восп. о высокопреосв. митр. Московском Филарете. М., 1888), в т. ч. Енисейского еп. Никодима (Казанцева) (см.: ЧОИДР. 1877. Кн. 2. С. 1-116). Занимался историей мон-рей, в к-рых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского мон-рей. Написал биографии нек-рых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского) , Московского митр. Макария (Булгакова) , иером. Самуила (Колесницына) . Г.- автор воспоминаний, в к-рых описал жизнь московских и др. духовных учебных заведений во 2-й пол. XIX в. За лит. труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения . Соч.: Архим. Мельхиседек, настоятель Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. М., 1869; Игум. Евгения (Мещерская). М., 1869; Иером. Самуил, строитель Коломенского Бобренево-Голутвина мон-ря. М., 1869; Коломенского Старо-Голутвина мон-ря игум. Назарий. М., 1870; Ист. описание Моск. Златоустовского мон-ря. М., 1871, 1914; Ист. описание Моск. Высокопетровского мон-ря. М., 1873; Списки настоятелей Моск. Высокопетровского мон-ря и его же надгробные памятники. М., 1874; Древние и др. замечательные предметы в Моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1875; О домовых церквах Моск. епархии. М., 1877; Собр. поучений и речей. М., 1879; Слова и речи. М., 1882, 1889; Прот. И. М. Борзецовский. М., 1885; Моск. Спасо-Андрониева мон-ря иером. Серафим. М., 1886; На память о высокопреосв. митр. Московском Макарии. М., 1888; Сб. для любителей духовного чтения. М., 1889-1890. 4 ч.; Первоначальник и основатель Белобережской пуст. схим. Симон. М., 1890; Списки настоятелей Моск. Спасо-Андрониева 2-кл. мон-ря: С прил. относящихся к ним док-тов. М., 18912; Из моих воспоминаний: Мое поступление в МДА и монашество. М., 1892; Из моих воспоминаний. М., 1892-1893. 4 вып.; Высокопреосв. Августин, архиеп. Московский и Коломенский. М., 1895. Лит.: Иванов А. , прот. «Игум. Евгения (Мещерская)» [архим.] Григория: Рец.//Тульские ЕВ. 1869. 23. С. 344; Кедров Н. И. МДС: 1814-1889: (Кр. ист. очерк). М., 1889. Прил. С. 10, 90; Попов А. , прот. Воспоминания причетнического сына. Вологда, 1913; ПБЭ. Т. 4. С. 693-694. А. Ф. Маркович Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/text/166652.html

28 марта 1831 г. В. был назначен архиепископом Черниговским. В Чернигове проявил себя как строгий администратор, завершил архиерейское расследование ряда дел о недостойном поведении священно- и церковнослужителей, в результате к-рого мн. клирики были лишены сана и отданы в солдаты. Ежегодно совершал длительные поездки по епархии (кроме 1833, когда был тяжело болен), во время к-рых часто служил и проповедовал, полемизировал со старообрядцами; запретил сборы с духовенства на подарки архиерею при посещении им приходов. 19 сент. 1836 г. назначен архиепископом Казанским и Свияжским. В Казани в 1841-1846 гг. руководил перестройкой кафедрального Благовещенского собора. Большой заслугой В. стало возвращение после 50-летнего перерыва казанского архиерейского дома из бывш. Воскресенского (Новоиерусалимского) мон-ря, находившегося на берегу оз. Ср. Кабан в дальнем пригороде Казани, в Казанский кремль, с этого времени архиерейские богослужения стали регулярно совершаться в кафедральном соборе. В. сыграл большую роль в организации КазДА, открывшейся в 1842 г. в Спасо-Преображенском мон-ре в кремле. Архиерей многое сделал для материального обеспечения академии, для ее строительства в 1844-1848 гг., принимал активное участие в учебной деятельности. В. приложил большие усилия для восстановления храмов и церковных зданий, пострадавших во время разрушительного пожара 1842 г. в Казани (пострадали почти все городские храмы, в т. ч. кафедральный собор, сгорело здание ДС). Архиерей был награжден орденами св. Анны 1-й (1819) степени, равноап. кн. Владимира 2-й (1830) и 1-й (1843) степени, блгв. кн. Александра Невского (1838). 1 марта 1848 г. В. по собственному прошению был уволен на покой, поселился в свияжском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , где и скончался. Отпевание совершил Чебоксарский еп. Никодим (Казанцев) . В. был похоронен около колокольни монастырского собора, рядом с захоронением свт. Германа (Садырева-Полева) , архиеп. Казанского и Свияжского; могила не сохранилась. Лит.: Страдомский А. Преосв. еп. Владимир (Ужинский)//Странник. 1874. 1. С. 3-52; 2. С. 81-112; Можаровский А. Ф. Дополнение к биографии архиеп. Владимира Казанского//Там же. 12. С. 197-202; Горталов Н. Краткие биогр. сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555-1885 гг.). Каз., 1885. С. 21-22; Знаменский П. В. История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892; Богословский Г. К. Краткий ист. очерк Казанской епархии: С прил. биогр. сведений о Казанских архипастырях. Каз., 1892.

http://pravenc.ru/text/159080.html

Б. занимался реставрацией и консервацией храмов в Коломенском (Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове, Вознесения Господня, Казанской иконы Божией Матери, вмч. Георгия, в 20-х - нач. 30-х гг. XX в.), работал над проектами реставрации Симонова мон-ря (1929-1930), ц. св. Параскевы в Охотном ряду (1928), Спасского собора Андроникова мон-ря (1922-1923), Покровского и Троицкого храмов Александровской слободы (1923, 1927, 1936-1939), Новоиерусалимского мон-ря (1943-1959), Успенского и Воскресенского храмов, ансамбля палат, ворот и башен Крутицкого подворья (1947-1959) и мн. др. Важнейшими проектами, осуществленными Б. в Москве, стали раскрытие и реставрация собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (1925-1928). Благодаря его усилиям удалось спасти церкви Зарядья в Китай-городе. В предвоенные годы Б. осуществлял научное руководство реставрационными работами в ТСЛ (1937-1938): в церквах святых Зосимы и Савватия, Св. Духа, больничных палатах и др. Б. принадлежит выдающаяся роль в послевоенной реставрации древнерус. храмов в Киеве, Чернигове, Смоленске, Полоцке. Он возглавил комиссию по реставрации киевского Софийского собора (1943-1944). В Чернигове им была спасена полуразрушенная ц. св. Параскевы («Пятницкая») (1943-1945; 1956-1963). Б. были собраны материалы о более чем 1700 древнерус. зодчих для задуманного им Словаря древнерус. зодчих. Его интересовали проблемы взаимовлияния храмовой архитектуры Руси, Кавказа, Византии и Балканских стран. Он придерживался «теории самобытности», являясь последователем И. Е. Забелина . Б. воспитал плеяду реставраторов и историков архитектуры национально-романтического направления. Похоронен в Донском мон-ре. Б. на практике были опробованы новые приемы воссоздания облика архитектурного сооружения по сохранившимся фрагментам, разработан метод укрепления средневек. зданий с помощью железобетона; проведена в жизнь идея создания историко-архитектурных музеев-заповедников на территории монастырских ансамблей, в т. ч. музеев деревянного зодчества под открытым небом. Им было создано более 100 реставрационных проектов, из них осуществлено полностью или частично более 70 (архив передан в ГНИМА, в 2000 начата его публикация).

http://pravenc.ru/text/77518.html

В 1689 г. состоялись похороны биографа патриарха Никона иподиак. Иоанна Шушерина , к-рый был погребен в приделе Воскресенского собора, освященного 29 апр. 1690 г. в честь архистратига Михаила. Также в годы игуменства Н. были освящены: ц. Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи (обновлена на средства царевны Татьяны Михайловны после погребения в ней патриарха Никона 26 авг. 1681), подземная ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены, придел свт. Николая (украшен на средства царицы Прасковьи Феодоровны), придел Всех святых Воскресенского собора под колокольней (1690), ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с больничными палатами (1698). В 1686-1692 гг. были построены 3 большие трапезные палаты на средства царевен Татьяны Михайловны и Софьи Алексеевны. В 1690-1694 гг. вместо деревянной ограды по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей была построена глухая каменная стена с амбразурами и 8 трехэтажными башнями. 1 июля 1694 г. Н. принимал в обители царей, прибывших для осмотра каменной стены. В 1694-1697 гг. была построена каменная надвратная ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре В период игуменства Н. в мон-ре началось почитание патриарха Никона. Так, было установлено его поминовение 24 мая каждого года, в день памяти прп. Никиты Переяславского, а над местом погребения патриарха каждую субботу стали петь панихиды (РГБ. Унд. 415. Л. 463-466, 467-468). В 1691 г. царевна Татьяна Михайловна пожертвовала мон-рю ковчег с частицей мощей вмц. Татианы, который был установлен в Воскресенском соборе. В 1692 г. она передала в дар мон-рю Петровскую икону Божией Матери в драгоценном окладе (список чудотворного образа, написанного митр. Московским Петром). Н. известен как 1-й историк Новоиерусалимского мон-ря. Сохранились 2 его сочинения, а также предисловие к монастырскому уставу. Н. создал стихотворный «Летописец сея святыя обители Воскресенския, еже есть Новый Иерусалим» (Летописец. 1874. С. 92-98). Текст высечен на 2 плитах по 2 столбца на каждой. Архим. Леонид (Кавелин) отметил, что в XIX в. «надпись эта высечена в глубь на белых изжелта каменных плитах, вставленных в то место, где прежде была дверь, ведшая снаружи храма через придел преп. Марии Египетской на Голгофу» (Там же. С. 98. Примеч.).

http://pravenc.ru/text/2565300.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010