1. Подвиги современных героев раскола – Мельниковых: объяснение неимоверной их дерзости; подвиги московские, союз с московскими «братчиками», стародубские, измаильские по письмам очевидцев В недавнее время начинать и кончать нашу ежегодную «Летопись» нам приходилось большею частью сказаниями о подвигах ради темного раскола, совершавшихся тогда прославленным раскольниками героем их – Онисимом Швецовым. Но теперь г-н Швецов почему-то нашел удобнейшим проживать уединенно в своем Безводном, избегая публичности; публичную же деятельность в качестве защитников и распространителей раскола предоставил своим ученикам, усвоившим его главные лжеучения, точнее ереси, и его методу, или способы защищать раскол. Из этих учеников Швецова особенно выдвинулись в последнее время своею неимоверною дерзостью в нападениях и клеветах на церковь поощряемые к тому прочими сторонниками Швецова, два молодые крикуна – братья Мельниковы, дети старого раскольнического лжепопа в Новозыбкове – Ефима Мельникова. Подвигами этих современных «героев» раскола, нам и приходится начать «Летопись» нового года. Отличительную черту сих юных ратоборцев раскола составляет, как мы сказали, редкая даже среди раскольников дерзость, с какой они публично поносят православную церковь , особенно правительство духовное и даже не духовное. Такое поведение Мельниковых можно бы, конечно, объяснять их молодостью, свойственной их возрасту горячностью; но мы видим, что оно поощряется самими их руководителями, людьми совсем не молодыми, – их ободряет к дерзости их отец – старый хитрый раскольник, ободряют и московские братчики со своим Брилиантовым, и известный наперсник Швецова поп-ругатель Димитрий Смирнов , и, конечно, сам Онисим Васильевич Швецов. Значит принятый Мельниковыми (и не ими только) способ защиты раскола посредством дерзких ругательств на церковь – не случайность, а принят обдуманно, с намерением, и с общего одобрения единомышленников, т. е., всего современного швецовского старообрядчества. И это понятно, – этому можно вполне верить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Видение хутынского пономаря Тарасия» – одно из «чудес», входящих в распространенную редакцию «Жития Варлаама Хутынского». В основе «чудес» этой редакции «Жития» лежат устные легенды, бытовавшие в Новгороде и связываемые с личностью популярного новгородского святого. Возникали они как рассказы о достопримечательных событиях и уже позже включались в «Житие». За рассказом о видении пономаря Тарасия, которое произошло в 1505 г., стоят реальные события новгородской истории. В 1506–1508 гг. в Новгороде свирепствовала моровая язва. Вот что пишет об этом новгородский летописец: «При великомъ князе Василье Ивановиче всея Руси и при архиепископ новгородцкомъ, владыц Серапион, бысть въ Новгород моръ велми великъ железою, паде же и людеи безсчислено, и того бысть по три осени. Послднюю же осень, лта 7016 (1508), паде людей, мала и велика, мужеска полу и женьска, 15000 душь и 400 безс четырехъ головъ» (Четвертая Новгородская летопись. – ПСРЛ, т. IV, ч. I, вып. 2. Л., 1925. С. 460). В том же 1508 г. в Новгороде произошел пожар, про который летописец пишет, что такого страшного пожара еще никогда не бывало. Назвав число сгоревших – 2314, летописец добавляет: «утопшихъ же и згорвьшихъ в пепелъ число Богь всть, а горло день да нощь да на завътрее до полуденъ» (там же. С. 461). Оба события, хронологически следовавшие одно за другим, объединились в сознании новгородцев в единое бедствие и послужили основой легенды о видении пономаря Тарасия, которая возникла под свежим впечатлением от несчастий, обрушившихся на Новгород. Д. С. Лихачев очень убедительно соотносит время возникновения рассказа о видении хутынского пономаря с постройкой в монастыре в 1515 г. нового храма: «В 1515 г. по повелению московского князя Василия Ивановича в Хутыне на холме был воздвигнут новый Преображенский собор – самый высокий по своим размерам из новгородских церквей. Это был один из немногих поздних новгородских храмов, имевших внутренний ход на кровлю, с которой открывался единственный и неповторимый вид на Новгород: город расстилался на юг от собора, был виден во всех своих деталях, а за городом, как бы нависая над ним, на самом горизонте стояло казавшееся выпуклым Ильмень-озеро. Открывавшаяся с крыши Хутынского собора панорама могла быть поводом к созданию легенды» (Лихачев Д. С. Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI–XVII вв. М., 1959. С. 90). Изобразительность рассказа о видении пономаря Тарасия нашла отражение в новгородской живописи: до нас дошло семь новгородских икон, посвященных этому сюжету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Малала (около 491–578 гг.) Сведения о жизни Иоанна Малалы из Антиохии чрезвычайно скупы и разрозненны. Время его жизни установлено приблизительно. Жил он при четырех византийских императорах: Анастасии I, Юстине I, Юстиниане I и Юстине II. Его имя сирийского происхождения и означает «ритор» или «судья». Произведение Иоанна Малалы – «Летопись» – представляет собой образец ранневизантийской христианской хроники, написанной по принципу синхронного изложения событий, происходивших преимущественно на территории Средиземноморья. Автор начинает от «сотворения мира». «Летопись» состоит из 18 книг; первая из них утеряна, и вместо нее сохранился анонимный «Перечень событий в порядке хронологии». Во второй книге излагаются легенды о возникновении Ассирии, Египта, Фригии; в третьей книге на основании «Пятикнижия» даются основные события древнейшей истории Израиля. Затем Малала переходит к Элладе и в 4–й книге, говоря о возникновении эллинского государства, пользуется мифами об Орфее и аргонавтах; языческая мифология нередко переплетается с христианской. В 5–й книге автор излагает события Троянской войны, касаясь ее причин и ее последствий. 6–я и 7–я книги посвящены происхождению рода Энея и основанию Рима. В 8–й книге описываются походы Александра Македонского. С 9–й по 12–ю книгу изложена история Рима: последовательно описаны республиканская эпоха (9–я книга), царствование Августа и возникновение христианской религии (10–я книга), императоры Траян (11–я книга) и Коммод (12–я книга). С 13–й книги Малала начинает историю Византии. После описания правления Константина (13–я книга) в пяти последующих книгах изображаются события во времена последующих византийских императоров, кончая Юстинианом I. Есть предположение, что 18–я книга была издана Малалой после смерти Юстиниана. С точки зрения манеры изложения «Летопись» отчетливо делится на две части, из которых первая кончается 14–й книгой. Литературными источниками для первой части служили книги Ветхого и Нового Завета, ряд произведений греческих историков, орфическая поэзия классического периода, хронисты позднеантичного и раннехристианского времени, трагедии Еврипида, повести Диктиса и Дареса о событиях Троянской войны. В большой степени использованы также сказания греческие, ассирийские, италийские и египетские. Стиль этой части местами вовсе не отделан, а иногда приближается к эпическому; изложение изобилует повторами и излишними подробностями в описаниях. Начиная с 15–й книги язык историка приобретает черты более тщательной литературной отделки и вместе с тем черты более индивидуальные. В этой части особенно интересны описания Константинополя и Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Патриарх глазами фотохудожника Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. 15 ноября, 2011 Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим — не отвлечь священников от служения, мирян — от молитвы, не нарушить благоговейного настроения, не «спугнуть» ощущение благодати… В совместной молитве чад Церкви и Предстоятеля выражается не просто «политическое», «юрисдикционное» единство, но и символическим образом изображается единство Церкви со Христом. Именно поэтому богослужения, совершаемые Патриархом, и все мероприятия, в которых участвует и во время которых общается с паствой Патриарх, всегда широко освещаются. И именно поэтому фотограф, работающий на таких мероприятиях — не только художник, но и летописец, взор которого фиксирует происходящее и через кадр передает в будущее. Как встречают люди своего Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла? Как сам Патриарх общается с людьми? Какая атмосфера царит вокруг него? О своих впечатлениях корреспонденту ПРАВМИРа рассказали фотографы Московской Патриархии — Сергей Власов и Кирилл Новотарский. Официальные визиты Патриарха: атмосфера радости   Сергей Николаевич Власов работает в Московской Патриархии с 1993 года. Его работы публикуются в «Журнале Московской Патриархии», «Церковном вестнике», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и в других изданиях. Сергей Власов «Любое служение Патриарха — будь то богослужение, встреча с народом или любое другое мероприятие — это событие, это наша история, которую я считаю своим долгом запечатлеть, — рассказывает Сергей Николаевич Власов. —  Даже если Святейший неоднократно совершал визит в какую-либо епархию, все равно обязательно произойдет что-то новое, а даже если и не будет нового — все равно мы увидим счастливые глаза людей, радующихся встрече с Патриархом.

http://pravmir.ru/patriarx-glazami-fotox...

Закрыть itemscope itemtype="" > Достоевский. Пушкин. Грибоедов (о «наших» календарях) К 185-летию убийства Александра Сергеевича Пушкина 11.02.2022 1914 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива автора «Есть чувство правды в сердце человека,//Святое вечности зерно» М.Ю. Лермонтов «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим» Д. Оруэлл, «1984» Об этой триаде чуть позже, любезный читатель наш. А сей час о календарях, то есть, о несчастной, сотни раз переписанной нашими «заклятыми друзьями» истории, ибо вековечный календарь наш – суть Божественная Летопись и, значит, национальная история и культура. Воистину, эти две субстанции мистического Русского Космоса по-прежнему являются сильным оружием массового поражения. Можно сколь угодно прибавлять дней, но невозможно (пока!) сместить даты памяти святителей, преподобных, мучеников, то есть дни прославленных Матерью Церковью святых. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября. Открыв Церковный календарь, мы легко убедимся в том, что это не 11, а 12 ноября по новому стилю. Причина всё та же – святые этого дня. Почил 28 января ( 10 февраля нового стиля). Александр Сергеевич Пушкин (185-летие со дня убийства которого будет отмечено, в лучшем случае, очередной чудовищной экранизацией) родился 26 мая (8 июня по новому стилю). Умер от руки тех, кто убивал великих Царей наших и великих гениев, 29 января ( 11 февраля нового стиля). Но не только «веды» всех мастей, но и искренние почитатели Поэзии и Русской культуры идут отслужить панихиды 6 июня и 10 февраля в храмы (где церковный календарь лежит в Алтаре!). Александр Сергеевич Грибоедов был убит в Тегеране (всё теми же людьми) 30 января, то есть память его не 11, а 12 февраля нового стиля. Итак, по Церковному календарю перед нами три дня: 10, 11 и 12 февраля. Да, все они ушли не в один год, но какая-то небытийная, надмирная связь прослеживается между тремя этими днями… Вероятно, теми же «знатоками» дата рождения Николая Васильевича Гоголя была смещена со 2 апреля на 1. Так им сподручнее было записать его в «смехачи», а заодно и Антона Павловича Чехова, ведь именно они показали, каким будет мир без Бога… Где же грань между прошлым и настоящим?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/11/do...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 25. Семья К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) в селе Прыски близ Оптиной в 1901 году. 1904 год – начало Русско-Японской войны Наступил двадцатый век. «[Январь 1]. Понедельник. Обрезание Господне. Новый 1901 год, – записал отец Павел. – Промыслом Божиим вступили в новый 1901 год благополучно и безмятежно. Наступивший год есть вместе с тем и начало нового, двадцатого, столетия, нового века. Благодарение Господу Богу, во Святей Троице прославляемому и покланяемому» 398 . Новый год начался обычным порядком, пошла та же череда мирных событий. 12 февраля начался Великий пост . 18-го, в воскресенье, отец Иосиф отправил своего келейника, рясофорного монаха Иоанна, в Кронштадт к протоиерею Иоанну Сергиеву для испрошения благословения на постройку в скиту нового храма в честь преподобных Льва Катанского (Ангела приснопамятного старца Льва) и Иоанна Рыльского. 1 марта он вернулся, получив благословение пастыря-старца. Двести пятьдесят тысяч штук кирпича были уже привезены и сложены в разных местах скита (кирпич изготовлен был на монастырских заводах). Средства на возведение храма предоставил скиту екатеринбургский купец Михаил Иванович Иванов, поступивший (правда, временно) в число скитского братства еще в 1899 году. 29 апреля в Летописи появилась запись: «Строящийся в скиту храм будет каменный, однопридельный с двумя храмовыми иконами: преподобного Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского. Над входными вратами будет устроена звонница. Размеры храма: длина 37 аршин, ширина 17 и высота 15 аршин. При храме будет устроено помещение в два этажа. В нижнем этаже одна келия для храмоздателя, временно проживающего в скиту екатеринбургского купца Михаила Ивановича Иванова, и две келии для братии скита. В верхнем этаже предполагается поместить ризницу, библиотеку скита и устроить, кроме того, еще две келии для братии. Иконостас предполагается заказать в Козельске... В подвальном этаже предположено устроить храм в честь святого Архангела Михаила (8 ноября – день Ангела храмоздателя) и братскую усыпальницу» 399 . Чертеж строения был исполнен послушником Виктором Вейденгаммером. К 1 января 1902 года храм был уже почти готов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На первом заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 20 октября 2008 года (Москва, Кремль) Святейший Патриарх Московский Алексий II говорил об исключительной роли, которую должен был играть монастырь в духовной жизни России: «Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представляющая собой единый церковный организм и привлекшая множество паломников. Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя. Русские люди, не имеющие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, особенно в прошлом, получали возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многим другим святыням. Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа, он созидался как образ Иерусалима Горнего. Согласно летописным данным, патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии – великой церкви Константинополя, в которой, по представлению русского человека, ежедневно литургия совершалась на новом престоле в продолжение годового круга. По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей, каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи и поляки. Разноплеменным был и состав монастырских работников… Многообразие церковно-исторических и богословских, архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определяло масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится в первую очередь к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца XVII века до начала ХХ столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры, под Казанью, на Соловках, на Валааме».

http://pravoslavie.ru/31237.html

Становой Колодезь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты В церковной летописи села Становой Колодезь за 1889 год сообщается о том, что от Преосвященного Мисаила, Епископа Орловского и Севского, было получено разрешение на постройку нового просторного каменного храма и начата заготовка материала, так как существовавший с 1849 года деревянный храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, уже не имел возможности вместить всех молящихся. А 20 августа 1889 года состоялось торжественное богослужение с участием священников сел Сретенское, Хотетово, Телегино и диакона села Богородицкое. После литургии, совершенной в старом храме, был отслужен молебен с водоосвящением и все пространство земли, предназначенное для постройки нового храма окроплено святой водой. Возведению нового храма прекратилась только с наступлением холодов, а весной следующего года была возобновлена. Церковь строилась ктитором совместно с крестьянами. Строительством храма руководил церковный староста села Становой Колодезь, купец (выходец из крестьян), Максим Александрович Тиняков, который пожертвовал на строительство значительную сумму денег. К 1892 году была закончена постройка церкви, она была отштукатурена изнутри и снаружи, начали обводить деревянной оградой на каменном фундаменте. В следующем году началась отделка церкви изнутри, стены трапезной и алтарей были расписаны масляными красками. В записи за 1895 год сообщается, что была достроена церковная ограда и построена церковная караулка. К тому же времени был поставлен и отделан средний иконостас, расписаны купол и стены храма. К концу 1895 года новое здание каменной трехпрестольной церкви в селе Становой Колодезь было достроено. Ее освящение состоялось 21 декабря 1895 года. Для этого в Становой Колодезь прибыл Преосвященный Мисаил, и большое количество священнослужителей из разных приходов Орловской губернии. В этот день было совершено освящение среднего престола, иконостаса и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс для вновь освященного храма с крестным ходом был перенесен из старой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=10087

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png О празднике Покрова Пресвятой Богородицы Иерей Александр Пикалёв. Отец Александр, расскажите о празднике Покрова Пресвятой Богородицы . Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости. Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял " паче лучей солнечных " , а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: " Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире? " . " Вижу, святой отче, и ужасаюся " , - отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей. В чем его особенность этого праздника в православной трациции? Особенность, я бы даже сказал, парадоксальность праздника в его «непатриотичности». Сам факт существования этого праздника в русском православном календаре разрушает ложный стереотип о том, что православие это некая национальная вера, национальная традиция… дело в том, что праздник этот неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь. Но Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания о нападении сарацин. Летописи детально раскрывают жизнь Влахернского дворца , отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов... Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

http://zavet.ru/a/rss_1286261109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ I († 17.08.1373), патриарх Антиохийский (с июня 1366). До избрания на Патриаршество носил имя Бишара. Вступление М. на Патриарший престол произошло во время одного из сильнейших гонений на христиан в Мамлюкском гос-ве. Нападение флота крестоносцев во главе с кипрским кор. Петром I Лузиньяном на Александрию в окт. 1365 г. положило начало войне мамлюков с Кипром, продолжавшейся до 1370 г., и вызвало жестокие гонения мусульм. властей на христиан Сиро-Египетского региона, к-рых подозревали в сочувствии крестоносцам. Мн. архиереи подверглись преследованиям, Иерусалимский патриарх Лазарь претерпел заточение и побои, церкви были опечатаны, а христиан обязали отдать четверть своего имущества на военные нужды. Антиохийский патриарх Пахомий I , видимо дискредитировавший себя в глазах властей, был вынужден оставить престол. В кон. весны 1366 г. сир. епископы смогли провести выборы нового патриарха. По сообщению позднейшей летописи, составленной Антиохийским патриархом Михаилом II , в выборах участвовали архиереи Сайднаи, Эз-Забадани, Бостры, Баальбека, Маалулы, Кары и Ябруда. Все эти престолы находились в радиусе 100 км от Дамаска, из чего явствует, что Собор проводился поспешно, в сложных обстоятельствах и в избрании патриарха не смогли участвовать епископы побережья, Сев. Сирии и Вост. Анатолии. Мусульманский хронист Ибн Касир (1301-1373), бывший шафиитским кади Дамаска, сообщал, что во вторник 9 шавваля 767 г. хиджры (дата соответствует 19 июня 1366, однако этот день приходится на пятницу, что заставляет предполагать ошибку в неск. дней в сообщении хрониста) новоизбранный патриарх обратился к нему, как к представителю мусульм. судебной власти, за подтверждением своих полномочий. Ибн Касир указал М., что есть лишь 4 правосл. патриарха - К-польский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский,- и возражал против поставления еще одного, в Дамаске. Однако М. разъяснил, что в действительности он является Антиохийским патриархом, но ему разрешено иметь свою резиденцию в Дамаске, главном городе Сирии. Исходя из текста летописи складывается впечатление, что решение о пребывании патриарха в Дамаске было принято мамлюкскими властями, стремившимися строго контролировать его деятельность в ситуации военного противостояния с христ. державами. Т. о., именно с этого момента отсчитывается офиц. перемещение престола Антиохийских патриархов в Дамаск, где патриаршая кафедра остается до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/2563676.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010