5 . Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. 6 . На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью 1789 ... Новый Иерусалим есть Церковь Господа и Спаса нашего на земле; к нему шли народы, потому что в этой церкви видели правду – единственную абсолютную правду, светящую на земле. Новое имя, которое восприяли члены этой церкви, было Христиане ( Деян. 11:26 ); новое знамя этой церкви было Крест ; слава этой церкви были благодатные дары Духа Святого ; местопребывание этой церкви не ограничивалось землею, ибо, как говорит Апостол Христианам ( Евр. 12:22–29 ): „вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. И к ходатаю нового завета Иисусу“. Это место послания к Евреям служит лучшим комментарием на читаемое место прор. Исаии. Вот почему в стихе 3-м и назван новый Иерусалим венцом славы и диадемой на длани Господа. – В стихах 4 и 5 мы опять встречаем намеки на мысли, высказанные в Псалме 44, в Песни Песней и в Еф. 5:25,32 , которые все связуются между собою единым образом: Жених есть Господь, Израиль был неверною женою, новая Церковь Христова, омытая кровию Агнца, есть чистая непорочная Невеста Христова. Только бесконечная любовь Творца могла создать такой союз между Творцом и его творением, который подымает полуживотное человека до духовного общения с Творцом. Любовь есть огонь пылающий; если в земной жизни он загорается как временное услаждение между мужем и женой, то он есть только малое преобразование той радости, которую воспринимает душа, когда Творец призовет ее к общению с Собою, вечною благостию и мудростью и правдою. Первая часть стиха 6-го говорит о том, что благость Божия „на стенах Иерусалима поставила неумолкающих сторожей“, избранных Божиих, которым поручено напоминать своим братиям, что цель человека-вечная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

9 . Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. 10 . Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов, и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Речь эта, конечно, более всего приличествует Апостолам. Что она не может ограничиться пророчеством о восстановлении храма и града при Персах, доказывается заключительными словами стиха 10-го: „все концы земли увидят спасение Бога нашего“. Торжествуйте и пойте развалины Иерусалима. Мы в опыте Изуч. Ев. Иоанна (ч. I, стр. 36) и в настоящем труде нашем упоминали неоднократно, что разрушение Иерусалима и ветхозаветного храма было необходимо для полного отделения новозаветной Церкви от ветхозаветной с накопившимися в этой последней „бременами“, неудобоносимыми для людей, и разными предрассудками и преданиями, не основанными на законе Божием 1634 . Иерусалим в развалинах, но „Господь утешил народ Свой, искупил“. Народ Господень составляют теперь „все народы“ ( Мф. 28:19 ), которые „будут кланяться Отцу и не в Иерусалиме“, а по всей земле и будут „поклоняться в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе“. ( Ин. 4:21–24 ). Иерусалим ветхозаветный, бывший градом великого Царя, пал, отягченный и оскверненный многими преступлениями и изменою Богу и Царю Своему. Все народы были в темноте, но он знал и нарушил завет. В Иерусалиме и пролита была священная кровь Богочеловека и уверовавшие в Господа были спасены; к этому искупленному Иерусалиму, который уже воскликнул: „благословен грядый во имя Господне“ ( Лк. 13:35 ) призываются все народы (ср. Исаии 2:2–3) не к земному, отжившему, ветхозаветному граду, а к „граду Бога живого, к Иерусалиму небесному“ ( Евр. 12:22–24 ). 11 . Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! 12 . ибо вы выйдете не торопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас. Образы стиха 12-го напоминают исход из Египта (ср. Исх. 13с Исх. 14:19–20 и Чис. 9:17–23 ) и потому знаменуют исход нового народа Господня из страны нечистоты и мирских пожеланий и похотей на путь служения Господу. По пути этому Сам Господь ведет народ Свой и есть Страж его и Пастырь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А князья русские не поспели за Владимиром. Половцы же, увидев полк Владимира, храбро на них идущий, побежали, гонимые гневом Божиим и святой Богородицы. Наши же погнали их, и рубили их, и семь тысяч взяли в полон, одних князей половецких было четыреста семнадцать, и Кобяка схватили, Осолука, Барака, Тарга, Данилу, Башкорта, Тарсука, Изу, Глеба Тириевича, Ексна, Алака и Толгыя, тестя Давыдова, с сыном, Тетия с сыном, Кобякова тестя Турундая. И помог Бог и святая Богородица Владимиру месяца июля в тридцать первый день, в понедельник, в день памяти святого Евдокима Нового. Даровал Господь победу великую нашим князьям и воинам их над врагами нашими, побеждены были иноплеменники куманы, или половцы. И сказал Владимир: «В этот день, дарованный нам Господом, возрадуемся и возвеселимся, ибо Господь избавил нас от врагов наших и поверг врагов наших под ноги наши, и сокрушил головы змиевы». И была радость великая: дружина обогатилась пленниками, и колодников повели, оружье добыли и коней, и возвратились домой, славя Бога и святую Богородицу, скорую на помощь роду христианскому. В год 6694 (1186) . Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие. В тот же год, того же месяца в восемнадцатый день, в день памяти святого мученика Потапия, в субботу, родился сын у великого князя Всеволода, и нарекли имя ему в святом крещении Константин. В том же году надумали внуки Ольговы пойти на половцев, так как не ходили в прошлом году со всеми князьями, но сами по себе пошли, говоря: «А что, мы разве не князья? Такую же себе славу добудем!» И встретились у Переяславля Игорь с двумя сыновьями из Новгорода-Северского, брат его Всеволод из Трубчевска, Святослав Ольгович из Рыльска и пришедшие на помощь к ним из Чернигова. И вошли в землю половцев. Те же, услышав, пошли навстречу, говоря: «Братия наша перебита и отцы наши, а другие в плену, а теперь вот на нас идут». Послали весть по всей земле своей, а сами пошли навстречу и поджидали войска свои, а наши к ним идут, к вежам их. Половцы встретили их, не подпустив к вежам, и, не дожидаясь остальных войск, сошлись в битве. И побеждены были половцы, и гнали их до веж, и взяли русские полон – жен и детей, и стояли три дня в вежах их, веселясь и говоря: «Братия наша ходила со Святославом, великим князем, и бились с половцами на виду у Переяславля, те сами к ним пришли, а в землю Половецкую не посмели за ними пойти. А мы в земле их, и самих перебили, и жены их полонены, и дети их у нас. А теперь пойдем следом за ними за Дон и перебьем их всех без остатка. Если же и тут одержим победу, то пойдем вслед за ними и до лукоморья, куда не ходили и деды наши, а славу и честь свою всю возьмем до конца». Но не знали о предначертании Божьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий). Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второю книгой в этом роде да будет «Летопись» или 4-я часть творений святителя Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, что знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты, и особенно во дни говения, прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии (преп. Амвросий). Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13, 9). И в другом месте: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1, 8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры и не чистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мнений, которые взимаются на разум Божий (2Кор. 10, 5). Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придется по духу вашему (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Быт. 22:15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба Быт. 22:16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] «Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах (слово Господне и клятва Господня), в которых невозможно Богу солгать, твёрдое утешение имели мы» и пр., ( Евр. 6:16–18 ). Слово Господне «Мною клянусь» объяснено, как мы видели в послании к Евреям: оно есть последнее высшее обещание Господа Аврааму, скончавшему путь своих искушений и явившемуся достойным быть родоначальником верующих как Ветхого, так и Нового Завета. Клятвы Божии мы находим у Иеремии ( Иер. 44:26 , где Он клянётся именем Своим великим, и у Амоса ( Ам. 4:2 ), где Он клянётся Святынею Своею. Здесь, в 16 стихе настоящей главы, Онкелос переводит: «Клянусь словом (Мемра) Моим». Мемра принимается, как указывает Франк (La cabbale), в смысле Логос. Перевод Онкелоса достоин внимания, потому что в нём выступает на вид сокровенное учение древнего иудейского общества, в котором таинство Св. Троицы было уже известно вследствие внимательного изучения одних только ветхозаветных книг или, лучше сказать, преимущественно одного Пятикнижия Моисеева. В благословении Авраама, как в жертвоприношении Исаака, все слова Книги Бытия имеют и пророческое, и прообразовательное значение, ибо не только само действие жертвоприношения было Мессианское пророчество, но благословение, данное Аврааму, должно было исполниться в Спасителе рода человеческого. (Смотри Быт. 22:17–18 .) Быт. 22:17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; По переводу Отто Герлаха – «вратами врагов твоих», что, в сущности, означает взятие самих городов; так же переводит и Остервальд: La porte de tes ennemis.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 31:20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. Английская Библия указывает, что в стихах 18–20 есть на еврейском языке параллелизм, не передаваемый на наших языках. «Рахиль украла богов Лавана, а Иаков украл сердце Лавана». Кроме того, в самом имени Лавана и в слове «сердце» есть созвучие: сердце – Лев; так что «сердце Лавана» передаётся «Лев Лаван». Стих 20-й митрополит Филарет переводит несколько иначе, чем наш текст: «20. И Иаков укрылся от проницания Лавана Сирийца, поскольку не дал ему знать, что удаляется». Замечательно, прибавляет он, что к имени Лавана прибавлено имя Сирийца, ибо сирийцы издревле почитались хитрейшим народом. Моисей хотел дать заметить, что Иаков оправдал своё имя, перехитрив хитрого. Быт. 31:21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. Иаков перешёл Евфрат и направился или прямо на запад, по нынешнему пути из Урфы в Алеппо, или на юг, по пути в Дамаск. Вернее, он шёл на юг, и в таком случае надобно искать гору, где настиг его Лаван, к северу от Дамаска, ибо едва ли в 10 дней Иаков мог дойти до горы Гермона подле Дамаска. Позже вся заиорданская сторона называлась Гилеадом, теперь называется Джелаад, урочище на реке Явокке, но место это так далеко от Харрана, что Иаков не мог достичь его в десять дней ( Быт. 31:22–23 ). Быт. 31:22 На третий день сказали Лавану [Арамеянину], что Иаков ушел. Быт. 31:23 Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад. Быт. 31:24 И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. Т. е. «ни ласками, ни угрозами не старайся возвратить его» (м. Филарет). Бог является Лавану: хотя Лаван был отчасти язычник, но происходил из семитского семейства, в котором всегда сохранялась идея о Боге – Творце мира, с примесью, впрочем, суеверных и даже идолопоклоннических обрядов, обычаев и верований. Из Ветхого Завета и даже Нового видно, что некоторым из язычников, сохранившим чистоту сердца, несмотря на идолопоклонническую среду, в которой они жили, были откровения, как, напр., явление звезды мудрецам с востока, которые пришли поклониться Младенцу Иисусу. В настоящем случае Бог защитил своего избранника Иакова, и Лаван беспрекословно исполнил повеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 35 и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль, Митрополит Филарет замечает, что не надо смешивать это новое название Ель-Вефиля, которое присвоялось жертвеннику, воздвигнутому Иаковом, с именем места Богоявления – Вефилем, которое означало неопределённо всю эту местность. Эль-Вефиль в переводе – Бог Вефиля, т. е. Элогим, явившийся Иакову в местности, названной дом Божий ( Быт. 28:19 ). «Тут явился ему Бог». Англ. Библия говорит, что в еврейском тексте множественное число слова Элогим согласовано с глаголом, чего не встречается в других местах Св. Писания. Поэтому, вероятно, Онкелос передавал это место так: «ибо тут явились ему Ангелы», т. е. высшие существа. Но этот перевод не одобряется комментаторами, тем более, что в самаританском списке Пятикнижия и в переводе LXX глагол употреблён, как обыкновенно, в единственном числе. ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица [Исава] брата своего. Быт. 35:8 И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача. Дуб плача – Аллон Бакут. В комментарии к Быт. 30мы уже говорили, что предание, сохранённое в книге Яшар, объясняет, почему Девора, приехавшая с Ревеккою в Ханаан ( Быт. 24:59 ), находилась в стане Иакова, шедшего из Месопотамии. Мы приводили это предание, которое говорит, что по прошествии 14 лет от бегства Иакова Ревекка послала Девору в Падан-Арам к Иакову сказать ему, что он может безопасно возвратиться в Ханаан. Быт. 35:9 И явился Бог Иакову [в Лузе] по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, Быт. 35:10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. Когда Иаков вышел из дому отцовского, то на том самом месте, где он теперь находился, имел видение и произнёс обещание ( Быт. 28:12–22 ). Он исполнил теперь свой обет Богу, и Бог явился ему, укреплял его, обещал ему благословение в потомстве его и владение обетованной землёю и наконец утвердил за ним имя Израиля, данное Иакову, боровшемуся с ним на потоке Иавок. Это развитие нравственной и духовной жизни Иакова, высшее воспитание которого началось с видения в Вефиле и которое после долгого времени труда и искушений выработало из него нового человека – отца Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

в Нав. 8:32–34 ), когда народ должен был, выслушав постановления закона, ответить Аминь! В ветхом завете обещано спасение, совершившееся в новом, когда „Бог, глаголавший в пророках, в последние дни глаголал нам в Сыне“ ( Евр. 1:1–2 ): „ибо все обетования Божии в Нем да, и в Нем аминь“ ( 2Кор. 1:20 ). Потому переводы, заменяющие слово „истина“ словом „аминь“, заслуживают внимания, как указывающие связь обетований с выполнением. Но и тот и другой переводы дают одну и ту же мысль: (ст. 15 –16 Исаии) Господь назовет рабов Своих иным именем, которое принесет им благословение Бога, который есть абсолютная истина; а клятва может быть только утверждением того, что клянущийся говорит перед Богом истины 1831 . Потому то Господь Иисус Христос и сказал ( Мф. 5:34–37 ): „не клянись вовсе... но да будет слово ваше да, да; нет, нет“. Простое утверждение истины в устах Христианина, памятующего, что он стоит перед Богом, заменяет всякую клятву. Нет нужды произносить клятву тому, кто памятует, что „диавол есть отец лжи“. ( Ин. 8:44 ). Мы знаем, что „кто во Христе, тот новая тварь“ ( 2Кор. 5:17 ); что человек постепенно благодатию Божиею преобразуется из душевного в духовного человека ( 1Кор. 15:44–57 ) и что „мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда“ ( 2Пет. 3:13 ). И так, до великого дня судного Господь Бог „творит новое небо и новую землю“, возращая в бесконечных миллионах душ человеческих,-составляющих вечно текущую реку жизни существ, сотворенных по образу и подобию Божию, – благодатное семя, слово Божие, из которого должно вырастать царствие Божие, в котором вечный покой, свет, счастие и радость для этих существ, одаренных искрой Божественного разума 1834 . Слабость человека главнейше заключается в пристрастии и привязанности к видимому, преходящему миру и к плоти своей. Развитие в сердце человека царствия Божия начинается с любви к Богу и любви к ближнему своему. С той минуты, когда любовь к Богу и ближнему станет сильнее любви к себе и к миру с его ложным счастием, начинается развитие царствия Божия, „которое (прежде всего) внутри вас“, как сказал Господь ( Лк. 17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В посланиях к Коринфянам мы находим следующая ссылки на Псалтирь: 1Kop. III, 20 : приводит текст 93 псалма ст. 11. «Господь знает умствования мудрецов, что оне суетны». 1Кор. Х, 26 : он говорит словами псалма 23, ст. 1. «Господня земля и что наполняет ее». 1Kop. XV, 25, 27 – он приводит Мессианское пророчество псалма 109 ст. 1, говоря: «Ему, Господу нашему Иисусу Христу, надлежит царствовать, доколе (Бог-Отец) низложит всех врагов под ноги Его». К этому он прибавляет Мессианское пророчество стиха 7-го псалма 8-го, говоря: «потому что все покорил под ноги Его» 394 . 2Kop. IV, 13 , говоря о вере в воскресшего Господе Иисуса и об исповедании устами сей веры, он приводит слова псалма 115, 1. «Я веровал, и потому говорил»; и прибавляет: «и мы веруем, потому и говорим». 2Kop. IX, 9 , он восклицает словами псалма III, 9. «Правда Его пребывает вовек». Eфec. IV, 8 , он приводит слова псалма 67, ст. 19: «восшел на высоту, пленил плен, и дал дары человекам». Он соединяет слова этого псалма с тою мыслью (ст. 7 послания), что «каждому из нас дана благодать по мере дара Христова». Той же главы посл. к Ефес. в ст. 26-м, указывая на обязанности христианина к Богу и ближнему, он между прочим приводит слова псалма 4-го, ст. 5. «Гневаясь, не согрешайте», и прибавляет: «солнце да не зайдет во гневе вашем». Таким образом мы видим, что Псалтирь, ответствуя на все состояния молящейся, скорбящей и радующейся души человеческой, представляет также одну из важнейших пророческих книг, предрекая события Нового Завета. Но цитаты, нами приведенные, не исчерпывают всех Мессианских пророчеств, заключающихся в Псалтири. Во всех почти псалмах есть слова и мысли, намекающие на грядущее таинство воплощения на земле Сына Божия. Кроме того, хотя вообще в книгах ветхого завета нет прямого откровения о вечности жизни души, – тем не менее в Псалтири, как и в других ветхозаветных книгах, мы находим мысли и выражения, которые предполагают твердое верование в загробную жизнь 395 . Господь наш Иисус Христос изволил указывать (Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В псалме этом преподается знание о том, что главнейшее наказание Божие состоит в том, что от согрешившего человека отступает благодать Божия, и он предоставляется собственным ничтожным человеческим силам. Потому и вопиет Псалмопевец от согрешившей души своей и в назидание грядущим поколениям: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей; не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от меня. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя». Другое учение, высказанное в этом псалме, есть то, что: «...всесожжения не благоволиши: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Покаянный псалом этот есть псалом, пророчески принадлежащий Христовой церкви. Псалом шестьдесят восьмой. Многие стихи этого псалма получают полное применение и разъяснение лишь в жизни Господа нашего Иисуса Христа. Так напр. ст. 9: «чужим стал я для братьев моих»; ст. 10: «ревность по доме Твоем снедает меня, и злословие злословящих Тебя падают на меня». И далее: ст. 22: «Дали мне в пищу желчь и в жажде моей напоили меня уксусом». Ст. 33: «Увидят страждующие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущее Бога». Что этот псалом признавался Мессианским во времена Господа нашего Иисуса Христа – видно из ссылок на него начертателей священных книг Нового Завета. С этим значением он всегда и пребывал в христианской церкви. Давид, – кроме греха, – был во многих случаях прообразованием Мессии, и слова его произносимые в псалме о себе, имеют пророческое значение, независимое от воли и мысли Псалмопевца, ибо они исполняются буквально в новозаветных событиях, как мы видели напр. в псалме 21-м о крестном страдании «сына Божия... сына Давидова», Христа Спасителя нашего. Псалом семьдесят первый, надписанный Семидесятые; «о Соломоне, Давида». В этом псалме рисуется идеальное царство добра и мира, осуществления которого на земле не было и не может быть до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, исключая в душе верующего на земле и в покое души его за гробом, по слову Господа: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лyku XVII, 21 ), и «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруй те.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010