На последних страницах своей книги Гильпрехт останавливается на вопросе об отношении Библии к Вавилону и высказывает несколько мыслей, навеянных на него видом развалин Ниппура. „Можем ли мы“, спрашивает Гильпрехт, „пред лицом таких фактов и беспристрастных находок, ожидать из Вавилона нового неба, вспомогательного средства для устранения откровенного характера ветхозаветной религии и исключительности представления Израиля о Боге. Исаия пророчествовал (21, 9): „пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые“, что значит, в переводе на язык клинообразных свидетельств Вавилонян: боги умерли и погребены. Таким образом, Вавилон и Библия удивительно соглашаются в этом существенном пункте. Как, напротив, гласит собственное исповедание веры Израиля: „не дремлет и не спит хранящий Израиля“ (пс. 120, 4); „слушай, Израиль, Господь Бог твой есть Бог един“ ( Втор. 6, 4 ); „так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний; и кроме Меня нет Бога“ ( Ис. 44, 6 )! Вавилонские боги, как и другие существа и предметы, возникли в мировом процессе... Поэтому совершенно последовательно поступили вавилоняне, заставив их в конце концов опять умереть. А по библейскому воззрению, Бог создал в начале небо и землю, и Дух Божий, как вечно существовавший, а потому и вечно сущий, носился над водами... Пусть в своих внешних проявлениях ветхозаветный народ имеет все признаки известной расы и времени, пусть он носит глубокие следы чуждых влияний из Вавилонии, Ассирии, Аравии, Египта и других стран: все-таки чистый монотеизм и совершенно оригинальное пророчество, – этот голос никогда не засыпавшей всецело народной совести, – составляют обширную пропасть, зияющую между Израилем и народами древнего языческого мира. Мы по праву стремимся всеми, имеющимися в нашем распоряжении, средствами строгой науки раскрыть тайну, которая отрешает ветхозаветный народ от исторической связи и делает его чудом среди народов. Но я верю, что путь к познанию её и к истине „ведет не чрез Вавилон“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Но что же? Ужели Израиль навек пребудет в этом состоянии отвержения от Бога? Ужели он никогда не войдет снова в тесное и приискреннее общение с Богом Отцов своих чрез Его Возлюбленнаго Сына, Господа нашего Иисуса Христа? Вопрос этот – не праздный, как может показаться кому-нибудь из людей, занятых исключительно насущными вопросами практической или, как они говорят, живой человеческой жизни. С разрешением этого вопроса, – и разрешением именно в благоприятном смысле, – должен разрешиться и вопрос о том, что делать христианскому государству с еврейством, которое никакие политические меры до сих пор не могли поставить в должные отношения к коренному населению христианского государства. Мы полагаем именно, что до тех пор еврейство будет каким-то кошмаром для христианских правительств, пока оно не войдет в христианскую Церковь как целая нация, возродившись под действием Благодати Христовой в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины ( Еф. 4:24 ). Те из наших публицистов, которые как напр. г. Шарапов (в «Мирных речах») не верят в возможность благоприятного решения еврейского вопроса в этом случае, очевидно забывают о могуществе Благодати Христовой, которая из закоренелых себялюбцев создавала великих служителей человечеству... Итак, ужели народ еврейский никогда не станет народом истинно-христианским и наследником спасения Христова? Нет, Слово Божие совсем иначе представляет нам будущую судьбу Израиля. Пророки Ветхого завета, которые предрекали отвержение своему народу, в тоже время предсказывали ему и наступление нового, лучшего будущего. Израиль, повергшийся в пучину бед, отверженный и своим Богом, все-таки современем спасется и будет снова приближен к Богу, хотя уже не один, а вместе с другими народами – вот основная идея, которая красною нитью проходит во всех пророчествах, имеющих предметом своим будущую судьбу Израиля. Вот например что говорит Иегова чрез Моисея о Своем народе: «и тогда, когда они будут в земле врагов их, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо: Я – Господь, Бог их» ( Лев. 26:44 ). Все последующие за Моисеем пророки также предвозвещают будущее возстановление Израиля. «Снимет Господь поношение с народа Своего» – говорит пророк Исаия – «и скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас» ( Ис. 25:8, 9 ). «В грядущие дни» – предсказывает тот же пророк – «укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль – и наполнится плодами вселенная ( Ис. 27:6 ). И возвратятся избавленные Господом, и приидут на Сион с пением и радость вечная над головою их ( Ис. 51:11 )»...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/budushh...

Повествование 4 Царств говорит о том, что Елисей увидел взятие своего учителя на небо. «Явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (4 Цар. 2, 11). Далее мы видим, что цель, которую поставил перед собой Елисей и просил у Илии, была сообщена ему. Он пошел на Иордан и та милоть, которую оставил Илия, погружается в воды Иордана и Иордан расступается, и Елисей проходит по суше. Этому были свидетели многие пророки и ученики пророческие. Библия говорит, что событие это быстро разнеслось по всему Израилю. Это являлось не просто сказанием или легендой, а реальным событием, которое произошло с пророком Божиим Илией. Илия был для Израиля как бы вторым Моисеем в решающий момент религиозной истории Израиля. В тот момент, когда угроза язычества выступала самым серьезным образом, он нанес по нему сокрушительный удар. Выступая, как защитник справедливости, он не считался с царской властью, ибо был служителем единого Бога. И его исполинская фигура стоит, как маяк на стыке двух эпох. Он был суровым воином, который поднял знамя Моисея и своей борьбой и началом своего служения расчистил путь еврейским пророкам, которые были после него. Но ни Илию, ни пророков, которые пришли к нему на смену через столетия, нельзя рассматривать, как некие отдельные явления. В то время человечество как бы просыпалось от духовного сна. С глаз спала пелена и люди начинали понимать, что то примитивное понимание религиозной жизни, которое было у них до этого, уже не может их устраивать и они занимались поисками духовных истин, которые и пришли в Израиль, в частности, через явления многих пророков. Илию пророка мы называем великим пророком и относим к великим, хотя в полной степени называем великими пророков-писателей. Однако, был ли Илия писателем? Есть ли примеры того, что он писал? Есть его жизнеописание, которое включено в книгу Царств, есть упоминание о нем во многим местах книг Ветхого и Нового Завета. Сам Илия тоже писал. Во 2 книге Паралипоменон 21 главе есть такие слова:

http://sedmitza.ru/lib/text/432138/

При таком чтении, во второй части стиха и без прибавления какого-либо нового слова мысль будет еще более ясною и правильною. Пророк от лица Господа говорит Израилю, сравнивая его с рабочим животным, притом женского пола: «ибо издавна ты сокрушила ярмо твое, разорвала узы твои, и говоришь: не буду работать, но на всяком холме высоком и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовала». Итак, сама ломая ярмо свое и разрывая узы свои, она отказывается работать господину своему. Т. е. «Израиль сокрушил иго закона и последовал обычаям беззаконных народов» (бл. Феодорит). Следуя этим обычаям, он ходил на всякий холм высокий, под всякое зеленое дерево и там блудодействовал. Под блудом здесь разумеется нравственно-религиозный разврат, измена Господу и идолопоклонство в так называемых дубравах и на так называемых высотах ( Иер. 3:6, 13, 13:26, 17:2 ). Это идолослужение не всегда соединялось с чувственным развратом, и потому-то речь о блуде должна быть здесь понимаема также не буквально, как и речь о времени, когда Израиль был невестой Господа, стих Иер. 2:2 . Иер. 2:21 21. Азъ же насадихъ т плодоносенъ, весь истиненъ: как превратилс ес в горесть, 21. Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую – отрасль чужой лозы? 21 . Речь о внутреннем достоинстве самого Израиля. Это достоинство выражается чрез сравнение Израиля с виноградною лозою, сравнение, встречающееся и в других ветхозаветных священных книгах. Напр. у Осии Ос. 10:1  Израиль называется виноградом благолозным, которого плод обилен. Подобным образом, в Пс. 79:9  исшествие из Египта и поселение в стране обетованной, в переносном смысле, называется насаждением лозы. Мысль эта развита особенно в притче пророка Иезекииля (глава Иез. 17 ): ливанский орел сорвал верхушку кедра ливанского, унес ее и посадил в земле доброй и хорошо орошаемой, и стала она «виноградной лозой, широкою, низкою ростом». Иеремия от лица Господа пользуется тем же сравнением: Господь насадил Израиля, как благородную лозу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Псалом 120 Псалом 120 можно считать написанным евреями во время плена: словами этого псалма они молились, обратившись к Сиону. Я постоянно обращаюсь к родным горам и жду помощи только от Господа, Творца неба и земли (1–2). Господь, твой хранитель, не дремлет над тобой: Он сохранит Израиля от всякого зла, во всех делах его (3–8). Пс.120:1 .  Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Пс.120:2 .  Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Еврей в плену молитвенно обращался к горам родной Иудеи и оттуда от Сиона, от Бога, Творца и Господа всего мира, ожидал себе помощи. Пс.120:3 .  Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; Пс.120:4 .  не дремлет и не спит хранящий Израиля. «Не даст Он поколебаться ноге твоей». Молящегося и унывающего пленника писатель ободряет. Он советует не колебаться в вере в Бога, не отчаиваться в надежде на спасение из плена, так как над ним бодрствует Бог, Который не даст ему погибнуть. Пс.120:5 .  Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей. Пс.120:6 .  Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Пс.120:7 .  Го­с­по­дь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Го­с­по­дь]. «Господь сохранит... от всяких бедствий» – солнце не сожжет днем, а луна – ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт. 31:40 ). Пс.120:8 .  Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек. «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое» – сохранит Израиля, где бы он ни был – в доме ли или вне его. Весь псалом представляет молитву к Богу о подкреплении во время плена и об освобождении из него. Этот псалом употребляется на полуночнице, имеющей в основе своего происхождения притчу Иисуса Христа о Женихе, пришедшем в полночь, и о десяти девах. Эта притча указывает на неожиданность наступления Страшного Суда, почему Церковь внушает верующим бодрствование о своем поведении, постоянную молитву к Богу и веру только в Него одного. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Радуясь духом, вместе с сим Симеоном, с благодарностью воспоем песнопения Отцу света, Который послал истинный свет, разогнал мрак и осветил всех нас. Ибо Богу принадлежит спасение, которое Он уготовал пред лицем всех народов ( Лук. 2:31 ) и явил для славы нас – нового Израиля, и мы чрез него познали себя, поскольку пребывали в оном древнем и темном грехе, как бы в оковах настоящей жизни, но освободились от него, после того как Симеон узрел Христа. Принявши с верою Христа, пришедшего к нам из Вифлеема, мы сделались народом Божиим, узрели Бога во плоти, стали новым Израилем, и Его пребывание среди нас прославляем ежегодными празднествами. Христос же явился из Вифлеема в Иерусалим для того, чтобы исполнить предписание закона Моисеева, по которому всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется ( Исх. 13:2 ; Лук. 2:23 ), поскольку Он Один только был рожден Девою, не нарушив однако девства Ее. И Симеон взял на руки свои Бога, принявшего плоть. Взявши Его по Божественному вдохновению, он поставил Его пред Отцем, и таким образом, исполнил закон. Благодарными устами он сказал: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром ( Лук. 2:29 ), потому что было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня ( Лук. 2:26 ) и не освободится от уз закона. И оный старец держал Исполнителя закона: яко, говорит, видесте очи мои спасение Твое ( Лук. 2:30 ). Ибо закон Моисеев не был спасением, но этот ветхий, старый и слабый закон возводился от несовершенства во спасение Христом – Спасением Божиим и освобождался Им от присущей ему ветхости посредством обновления, поскольку Христос есть свет, освобождающий от всякой ветхости древнего Израиля и приводящий к Себе народы. Посему Симеон и воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля ( Лук. 2:29–32 ). Он узрел во Христе новый свет, возникший из древнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

С полным сознанием необходимости национального единства, они искренно объявляли о своем братстве с ним по крови. «Вот, говорили они, мы кости твои и плоть твоя. Еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил, и вводил Израиля, и сказал Господь тебе, ты будешь пасти народ мой, Израиля, и ты будешь вождем Израиля». Даже колено Вениаминово, собственное колено Саула отправило из своей среды 3,000 человек для заявления верноподданности Давиду. Радость была по этому случаю всеобщая, потому что в народном сознании слава Давида ожила вновь, и повсюду пересказывались все его подвиги, ставшие уже достоянием народного предания и народной поэзии. Верноподданность и честь новому монарху, выражаемый у новейших народов со стороны государственных чинов принятием торжественной клятвы, на востоке, с самых древних времен, выражались принесением подарков от народа вообще своему новому правителю, и такие приношения, конечно, в самых простых формах первобытных естественных произведений страны, стали в огромных массах стекаться к Давиду со всех пределов земли; даже колена Иссахарово, Завулоново и Нефеалимово щедро приносили подарки из отдаленнейших пределов севера ( 1Пар. 12:40 ). В Хеврон привозились огромный количества хлеба; на ослах, верблюдах, мулах и волах привозились мука, смоквы, изюм, вино, елей и пригонялось множество всякого крупного и мелкого скота. Все это было осязательным доказательством желания народа объединиться в дружную силу под главенством своего нового царя. Наконец представители всех колен на всенародном собрании, перечислив заслуги Давида для страны, торжественно провозгласили его царем над всеми коленами, после чего он окончательно был помазан на царство. Старое соперничество между Иудой и Ефремом было на время забыто, и разделения прошлого закончились искренним единением. На его сторону перешли и священники, и пророки. Доселе все превратности его жизни разделял с ним Авиафар, представитель младшей ветви дома Ааронова. Теперь колено Левиино, для оказания ему чести, выслало из себя 4,600 своих сынов, и вместе с ним от ветви Елеазара, первого сына Ааронова, явилась депутация в 3,700 священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ср. Ис. 62 в описании ветхозаветного тысячелетия: «на стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалим славою на земле». Это – небесные ангелы-хранители земного града Иерусалима, сошедшего с неба, прославленного, облагодатствованного, ософиенного. Стены означают определенные границы, отделяющие святой город от остального грешного не преображенного мира, а при этом и утверждающие его на прочных основаниях. Это выражается в соответствующих именах. Имена эти ветхозаветные, написанные на воротах (двенадцати колен Израилевых) (ср. Иез. 48:31), и новозаветные, написанные на основаниях города, двенадцати апостолов Агнца. Эти именования для святого града понятны сами собой. Здесь нужно видеть не только духовное единство древнего и нового Израиля, но и церковно-историческое их соединение в иудеохристианской церкви. Позволительно отсюда заключить, что здесь указуется и на совершившееся возвращение Израиля ко Христу, по пророчеству ап. Павла о «спасении всего Израиля», и соответственно запечатлению избранных из двенадцати колен Израилевых пред великими испытаниями (7 гл., 4–3). Соединение двенадцати колен Израилевых и двенадцати апостолов (вместе с ангелами) характеризует святой град как вселенскую церковь , 110 сущую на земле. Отсутствует всякое указание об языческом, внехристианском мире, потому что здесь и вообще не идёт речи о всех народах, входящих в церковь , а только о духовном её возглавлении. Далее следует описание города в разных его подробностях. Он имеет двенадцать ворот (число, означающее символ полноты его жизни), по трое с четырёх сторон: с востока, севера, юга и запада (ср. Иез. 48:30–34 ). Понять символическое значение этих тройственных врат можно в смысле всеобъемлющей универсальности как объема, так и кругозора вселенской церковности. Для измерения города и ворот и стены «говоривший» (ангел) имеет златую трость (как и Иез. 10:3, 47–48 ), символ богоустановленной нерушимости града.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ст. 25–28 . Я, Я сам изглаживаю беззакония твои ради Себя, и грехов твоих не помяну. Напомни Мне, чтобы нам судиться вместе; расскажи, если что имеешь, чтобы оправдаться. Отец твой первый согрешил и ходатаи твои отступили от Меня. И Я признал нечистыми ( contaminavi ) князей священных, предал Иакова на убиение и Израиля на поругание. LXX : Я, Я изглаживаю беззакония твои, и не помяну их. А ты припомни, и будем судиться. Скажи ты первый беззакония твои, чтобы оправдаться. Отцы ваши согрешили, и князья ваши совершали беззакония против Меня, и оскверняли князья святыни Мои. И предал Я Иакова на погубление и Израиля на поругание. Ты, говорит, Иаков и Израиль, отягощал Меня грехами своими и Я едва мог выносить бремя твоих беззаконий, коих Я не называю ни рабами, ни отроками Своими, но называю просто именем Иакова и Израиля, чтобы указать и обличить грешников. Но Я ради Себя, – так как Я благ, долготерпелив и многомилостив, – изглажу все беззакония твои окроплением и кровию Нового Завета: изглажу старое рукописание, которое было написано против тебя, и более не припомню грехов твоих, которые Я отпущу тебе в крещении, если ты захочешь веровать. Итак напомни Мне: если ты можешь справедливо сказать что-либо в ответ Мне, Я охотно выслушаю, чтобы нам вместе судиться и чтобы ты мог доказать, что Я не сделал тебе того, что должен был сделать. Эту мысль в более полном виде мы читаем у Михея: людие Мои, что сотворих вам или чим стужих вам? Отвещайте Ми. Зане изведох вас из земли египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисея и Аарона и Мариам ( Мих. 6:3–4 ). И в пятидесятом псалме Давид говорит к Богу: «чтобы Ты оправдался в словах Твоих и победил, когда будешь судиться» ( Пс. 50:6 ). Итак, скажи, если что-либо имеешь, чтобы оправдаться. Смысл же такой: Я не буду говорить первый против тебя, чтобы ты не сказал, что ты подавлен многочисленностию слов, но сам говори в защиту себя, если имеешь что либо основательное, чтобы ты оказался незаслуженно терпящим испытываемое тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом, засохшая смоковница явилась символом, пророчеством и притчей о духовно бесплодном еврейском народе, не принявшем своего Мессии. Ученики не могли не понять тайного смысла этого чуда, так как совсем недавно они слышали из уст Спасителя притчу на ту же тему. Тогда Господь говорил им о смоковнице, уже третий год не приносящей плодов, и о садовнике, который умолял хозяина не рубить дерево. «Господин, – просил садовник хозяина, – оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» ( Лк. 13:6–9 ). И вот теперь этот «следующий год» наступил, а смоковница так и осталась бесплодной. Три года проповеди Христовой о Царстве Божием, обращенной к «любимому насаждению Божию», не пробудили очерствевшей души исторического Израиля и не вызвали в нем ответной любви к своему Мессии. Поэтому чудо проклятия бесплодной смоковницы явилось ничем иным, как символическим пророчеством Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Ветхого Израиля, что и осуществилось очень скоро при разрушении Иерусалима и храма римлянами, в царствование императора Веспасиана и Тита в 69–70 годах. Но почему же случилась эта трагедия? Почему евреи так и не уверовали во Христа, Который пришел их спасти? Почему ни учение Его, ни чудеса не убедили их в истине? В сущности говоря, этот вопрос и до сих пор остается исторической загадкой духа Израиля-богоборца. Однако пророк Исайя предвидел случившееся и за много столетий предсказал, говоря: «Потому не могли они веровать, что... народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не «обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ин. 12:39–41 ). Но бесплодная засохшая смоковница с тех древних евангельских времен стала символом не только еврейского народа, но и тех народов, а также отдельных лиц, которые отвергли Христа и вместе с тем отвергли Бога. Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа. Мф. 21:12–17; Мк. 11:15–19 Оставив засыхать бесплодную смоковницу, Господь с учениками вошел в Иерусалим и направился к храму. Во дворе Дома Божия шла шумная предпраздничная торговля. Множество жертвенных животных, грязь, шум, звон медных денег, споры меновщиков – все это оскверняло и оскорбляло Святыню Господню. Возмущенный осквернением Дома Божия, Христос начал выгонять из храма продающих и покупающих, а столы меновщиков опрокинул. При этом Господь говорил им: «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010