Диспенсационалисты игнорируют новозаветные свидетельства о невозможности отождествления истинного Израиля с еврейским народом. Так, ап. Павел пишет: Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя ( Рим. 9:6–8 , ср. Рим. 9:27 , Ис. 10:22 ). Поэтому слова о том, что весь Израиль спасется ( Рим. 11:26 ), надо понимать именно как избранных, остаток из еврейского народа. Вместе с тем, плотское рождение ниже духовного. Поэтому свт. Феофан Затворник подчеркивает, что весь Израиль для апостола означает «всех верующих, кто бы они ни были, потому что собственно они-то и суть Израиль» 364 . Хотя древнему Израилю и принадлежали многочисленные обетования, но лишь по вере в грядущего Мессию ( Рим. 9:4–8 ). Отвергнув Его, они лишились и обетований. Ап. Павел перечисляет эти обетования, чтобы возбудить в Израиле раскаяние 365 , а вовсе не фиксирует их в качестве преимуществ избранного народа, как ошибочно утверждают баптисты 366 . Ветхозаветные праведники знали, что вера важнее договора. Знали они и обетование Бога расторгнуть завет, если евреи его преступят и будут служить иным богам ( Нав. 23:16 ), и нежелание Бога помогать преступникам в получении обетованной земли ( Суд. 2:20–21 ), и очевидность кары для неверных потомков Авраама ( Иер. 22:9 ). Отвержение Израиля и Иуды от лица Божия во дни Ассирии и Вавилона ( 4Цар. 17:23, 24:20 ) стало прообразом отвержения их после богоубийства. Древние евреи сумели принести Богу покаяние в идолопоклонстве, но их потомки так и не раскаялись в богоубийстве. Поэтому политическая история государства Израиль никак не связана с покаянием, которое Бог назвал условием возвращения обетованной земли ( Втор. 30:2–8 ). Чрезвычайно неприятен для диспенсационалистов факт, что в Новом Завете нет и следа учения о будущем возвращении евреев в Палестину. В Апокалипсисе имена двенадцати колен Израилевых не находятся в Палестине, а написаны на двенадцати воротах Нового Иерусалима ( Откр. 21:12 ). Поскольку на основаниях стены города написаны имена двенадцати апостолов Агнца ( Откр. 21:14 ), это свидетельствует о тождестве обетований для ветхого и нового Израиля – верных евреев и Церкви. Подобно и ап. Павел говорит, что Церковь утверждена на основании апостолов и пророков ( Еф. 2:20 ). В отличие от плотского Израиля, который точно знал свои земные наказания и награды, христианские наказания и награды сплошь духовны. Так же будет и после Второго пришествия 367 . Земное мудрование диспенсационалистов показывает, как далеки они от православного понимания о Божиих дарах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Такая привязанность отвлекает человека от Слова Божия, от помышлений о смерти и вечности, отвлекает от веры в Бога и от богопознания, убивает его вечной смертью. «Кто любит мир, -» объявляет это всем без исключения Святой Божий Дух, – то есть земную жизнь с ее преуспеянием и наслаждением – «в том нет любви Отчей,» т.е. Божией( 1Ин. 2, 15 ). «Дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4, 4 ). «Не можете служить Богу и маммоне,» т.е. Богу и земному преуспеянию ( Мф. 6, 24 ). Служение маммоне, особенно когда этому служению принесены в жертву все силы души, есть отступление от служения Богу и верный признак ниспадения в глубочайшую, неисходную пропасть греховности. Как ветхий Израиль принес в жертву духовное достоинство, предложенное ему Искупителем, земному преимуществу и тщетным надеждам на преизобильное земное преуспеяние, так и новый Израиль, по свидетельству Священного Писания, отвергнет духовное достоинство свое, уже дарованное Искупителем, ради земного, скоро гибнущего преуспеяния, преуспеяния, предполагаемого лишь в льстивой мечте, и уничижит Святого Духа перед своим падшим лжеименным разумом (см. 2Фес. 2 ). Обманула ветхого Израиля мечта о высшем земном преуспеянии, обманут нового Израиля подобная мечта и подобное стремление. Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя: эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, долженствующих быть карой нового Израиля за его преступление. Подвергнется лютой казни временной и вечной, не избежит ее, «вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле» ( Евр. 2, 3–4 ). Священное Писание повествует, что современники Ноя и сограждане Лота предались безмерному разврату. Разврат рождается от уклонения от Бога, от всецелого устремления к земным занятиям и вещественному развитию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Христос не являлся, чтобы напугать, расквитаться, отомстить. Он явился тем, которые потом искренне о Нем рассказывали всю оставшуюся жизнь, для которых видение Восставшего стало смыслом жизни. Для этого не всякий подходил. В 15 главе первого послания к Коринфянам апостол говорит: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» Люди сомневались. Это дерзновенная весть для мира, что тело воскреснет из мертвых. Люди не понимали, как это. Сегодня люди задаются теми же вопросами. Не могут поверить, не могут представить. Как может вновь забиться сердце остановившееся и мозг умерший может начать думать. Это для нас тайна до сих пор. Апостол Павел говорит, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. Если Он не воскрес, то проповедь наша тщетна. С. Комаров: - В самом Евангелии говорится о том, что Христос не только Мессия, как Его часто называют. Когда мы говорим Мессия, то имеем в виду конечно иудейский народ, потому что он ждал Мессию. Однако Евангелие говорит нам о том, что Он есть Спаситель всего мира. Вспомните диалог с самарянкой. В конце эпизода сказано, что Христос есть истинный Спаситель мира. Акцент на вселенской важности, универсальной проповеди делает сильнее всего евангелист Лука. Для него это важная тема. Гимн «Ныне отпущаеши» говорит о Свете во откровении языков, то есть просвещении язычников, а потом уже и славе людей Израиля. Вот как Симеон Богоприимец по откровению называет Богомладенца Христа. Если говорить об Израиле, то есть понятие этнического Израиля, а есть понятие духовного Израиля, нового. Апостол Павел говорит галатам, что они дети Авраама по вере. Есть духовное родство, которое связывает любого верующего человека с Авраамом. Если хотите, мы подлинные иудеи в духовном смысле. Не тот Израиль, кто по плоти, как говорит Павел к римлянам, но тот, кто внутренне таков. Апостол формирует понятие нового Израиля, как народа Божия, как Церкви, где находятся дети Авраамовы по вере.

http://radonezh.ru/2023/05/02/pasha

Ис.43:16 . Так говорит Го­с­по­дь, открыв­ший в море дорогу, в сильных водах стезю, Ис.43:17 . выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; по­тухли как светильня, по­гасли. В этих стихах довольно прозрачно говорится об избавлении евреев из египетского рабства, точнее, о чудесном спасении их от погони фараона, задумавшего было вернуть отпущенников. Но как тогда подобная затея не имела успеха и кончилась полной гибелью врагов богоизбранного народа, так, очевидно, и теперь все враги Израиля будут посрамлены. Ис.43:18 . Но вы не вспоминаете пре­жнего и о древнем не по­мышляете. «Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете». Вполне заслуженный укор представителям народа еврейского, которые плохо помнили божественные благодеяния и не почерпали из них назидательных для себя уроков. Настоящий стих служит прекрасным переходом к следующему отделу, так как он объясняет, почему Бог, оставив ветхого Израиля, решил образовать Себе нового. Ис.43:19–21 . Идет речь об образовании Богом этого нового народа, которого Он имеет приготовить Себе почти чудесным образом, из самого, по-видимому, неблагодарного материала и среди самых неподходящих условий (дороги в степи, реки в пустыне – 19–20). Этот народ и встанет на место оказавшегося недостойным Израиля, чтобы возвещать славу Божию (21). Ис.43:19 . Вот, Я делаю новое; ныне же оно явит­ся; неужели вы и этого не хотите знать? Я про­ложу дорогу в степи, реки в пустыне. «Вот, Я делаю новое». Так как воспоминания о старом не трогали слушателей пророка, то он хочет поразить их пророчеством о новом, еще более значительном и важном. Под этим новым отчасти, конечно, разумеется ближайшее новое чудо милости Божией – избавление от вавилонского плена, а главным образом, дальнейшие результаты его – явление Мессии и основание Его нового благодатного царства. " Слово «новое» пророками и новозаветными писателями употребляется часто о благодеяниях новозаветной икономии» ( Ис.41:15 ; Ис.42:10 ; Пс.95:1 ; Пс.97:1 ; Иер.31:31 ; Иез.36:26 ; 2Кор.5 и др. еп. Петр).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Мы, современные христиане, воспринимаем слова Спасителя не совсем так, как воспринимали их Его непосредственные слушатели. То, что для них было продолжением, для нас становится началом. В отличие от Его земных современников и соплеменников, мы, если и читаем Ветхий Завет, то, во-первых, фрагментарно; во-вторых, либо после Нового, либо без всякой связи с Новым. В результате у нас (за малым исключением богословски образованных людей) нет понятия о единстве Священного Писания. Мы не исходим из Ветхого Завета в понимании Завета Нового. Многие из нас сказали бы, пожалуй, что исследовать Писания нам и нужды нет, мы и так верим во Христа. Но если попытаться исследовать хотя бы в малой мере — вера изменится, станет гораздо глубже и богаче. Библию или Новый Завет с параллельными местами не вдруг еще и найдешь: большинство современных изданий, увы, лишены этих пометок, этих стрелочек, легко проходящих сквозь тысячелетия, помогающих неленивому и любопытному читателю в непростом путешествии: из Нового в Ветхий и обратно. Но у меня на полке лежит старая, купленная в советские еще времена у баптистов Библия с параллельными местами. Воспользуюсь ею и помощью опытного проводника — заведующего кафедрой библеистики МДА протоиерея Леонида Грилихеса. И постараюсь понять, каким же образом свидетельствуют о Нем, о Сыне Божием и Агнце Божием, ветхозаветные тексты, написанные за тысячи лет до Его Рождества, какова связь между Ветхим и Новым Заветами. — Отец Леонид, я попробую начать свое путешествие со второй главы Евангелия от Матфея. Приходят волхвы с востока и спрашивают: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (2). Смотрим отсылку — Исаия, 60, 3, торжественное обращение к Иерусалиму: И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. А вторая отсылка ведет нас еще глубже, в Книгу Чисел (24, 17), к мудрому волхву Валааму, отказавшемуся преступить повеление Господа и использовать волхвование против Израиля: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл (возможно, росток, побег. — Ред. ) от Израиля. Волхвы с востока — прямые наследники Валаама, я вижу связь повествований. Но дальше (Мф. 2, 6) уже не связь, а цитата, вернее, вольный пересказ второго стиха из пятой главы пророка Михея: и ты, Вифлеем, земля Иудина… из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (у Михея иначе — из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ). Столько нитей связывает повествование евангелиста с Ветхим Заветом — это ведь не случайно?

http://pravoslavie.ru/56506.html

«Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом... Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» ( 1Пет. 2:4–5, 9 ). Так заповедует Ап. Петр, умолявший пастырей пасти стадо Христово, а пасомых – подчиняться пастырям. Неужели он противоречил себе, называя всех – царственным священством, т.е., священниками? Нет, заповедь подчинения пастырям – не противоречие заповеди о построении из себя верующими «духовного дома» и, тем более, «царственного священства» и «народа святого», а необходимое дополнение. Ибо и обыкновенное каменное здание не строится без архитекторов или зодчих, тем более, не может строиться и существовать здание духовное. Точно также и народ святой могут составить не овцы «изнуренные и рассеянные», но, только собираемые и охраняемые пастырями. Так выходит по Евангелию, которому в данном месте точно следовал апостол. А вот и заповеди другого апостола, с совершенной ясностью раскрывшего отмену ветхозаветного культа, священства и закона о нем: «Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания неуклонно». ( Евр. 10:21–23 ). «Не будем оставлять собрания своего (πισυναγωγν) как есть у некоторых обычай» (ст. 25). «Мы имеем жертвенник (θυσιαστριον) от которого не имеют права питаться служащие скинии» (13:10). И заповеди этого апостола свидетельствуют, что ветхозаветный культ и священство, потерявшие значение для «Нового Израиля» не осталось ничем не замененным. Напротив, и у Нового Израиля есть синагога 92 , жертвенник, Великий Архиерей. Есть и «игумены», или вожди, пасущие Нового Израиля. II вот, понимая так рассматриваемые заповеди двух первоверховных апостолов, мы не видим никакого противоречия в положениях: а) церковь есть царственное священство и б) в церкви есть особенный чин священников – иерархи, поставляемые в этот чин особым благодатно таинственным актом – хиротонией. Впрочем, мы не считаем нужным предпринимать дальнейших усилий в защиту верности своего взгляда на отношение этих апостольских заповедей, а считаем более важным привести на память один из древнейших чинов совершения новозаветной жертвы, из которого можно видеть, как в действительности, т.е., самим делом, церковь исполняла эти апостольские заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Так заповедует Ап. Петр, умолявший пастырей пасти стадо Христово, а пасомых – подчиняться пастырям. Неужели он противоречил себе, называя всех – царственным священством, т. е. священниками? Нет, заповедь подчинения пастырям – не противоречие заповеди о построении из себя верующими «духовного дома» и тем более «царственного священства» и «народа святого», а необходимое дополнение. Ибо и обыкновенное каменное здание не строится без архитекторов или зодчих, тем более не может строиться и существовать здание духовное. Точно также и народ святый могут составить не овцы «изнуренные и рассеянные», но только собираемые и охраняемые пастырями. Так выходит по Евангелию, которому в данном месте точно следовал апостол. А вот и заповеди другого апостола, с совершенной ясностью раскрывшего отмену ветхозаветного культа, священства и закона о нем: «Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания неуклонно». ( Евр.10:21–23 ). «Не будем оставлять собрания своего (πισυναγωγ) как есть у некоторых обычай» ( Евр.10:25 ). «Мы имеем жертвенник (θυσιαστριον) от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). И заповеди этого апостола свидетельствуют, что ветхозаветный культ и священство, потерявшие значение для «Нового Израиля» не осталось ничем не замененным. Напротив, и у Нового Израиля есть синагога 64 , жертвенник, Великий Архиерей. Есть и «игумены» или вожди, пасущие Нового Израиля. И вот, понимая так рассматриваемые заповеди двух —90— первоверховных апостолов, мы не видим никакого противоречия в положениях: а) церковь есть царственное священство и б) в церкви есть особенный чин священников – иерархи, поставляемые в этот чин особым благодатно таинственным актом – хиротониею. Впрочем, мы не считаем нужным предпринимать дальнейших усилий в защиту верности своего взгляда на отношение этих апостольских заповедей, а считаем более важным привести на память один из древнейших чинов совершения новозаветной жертвы, из которого можно видеть, как в действительности, т. е. самым делом, церковь исполняла эти апостольские заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. Видишь ли, какие хулы произносят на Бога те, которые говорят, что один законодатель нового завета, а другой — ветхого? Но все это прекращается, когда мы допустим, что один Бог и того и другого завета. Тогда окажется, что Он мудро устроял дела касательно нас, сначала посредством закона, а теперь посредством благодати, и не с недавнего времени, не в последние времена, но издревле и с самого первого дня стал промышлять о нас. А чтобы еще более сомкнуть уста их, мы приведем теперь сами изречения пророков и апостолов, возвещающих, что один законодатель нового и ветхого завета. Итак, пусть выступит освященный от чрева матери Иеремия, и ясно покажет нам, что один и тот же Бог того и другого завета. Что же говорит он, объявляя от лица законодателя? « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их » (Иер. 31:31, 32). Таким образом, установитель нового завета есть Бог, давший и ветхий. Этим пророк достаточно обуздал уста и последователям Павла Самосатского, которые отвергают предвечное бытие Единородного. Если Он действительно не существовал прежде рождения от Марии и не имел бытия прежде, нежели явился во плоти, то как, не существуя, Он законополагал? Как Он мог сказать: « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их ». Как он мог завещать отцам их, не существуя и не имея бытия, по их учению? Против иудеев и болеющих иудейскими заблуждениями павлиан это свидетельство пророка достаточно устойчиво. Но чтобы обуздать и манихеев, мы приведем свидетельство из нового завета, так как они не оказывают никакого уважения к ветхому, или лучше, и к новому, потому что и этот, который по видимому уважают, они унижают не менее того: во–первых, отделением его от ветхого они ослабили и достоверную часть его; ведь не малым доказательством истинности его содержания было предсказание ветхозаветных пророчеств, которые, отвергши, они не чувствуют, что унизили апостолов больше пророков. Итак, этим, во–первых, они унижают новый завет; а во–вторых — исключением из него большей части. Но, не смотря на то, сила его содержания такова, что и из самих остатков легко можно видеть их низость; урезанные части кричат и вопиют, требуя соединения с прочими своими частями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

12–14 Иезекииль получает повеление объявить слово Господа всем людям в Израиле: «Я выведу вас из ваших гробов и приведу в землю Израильскую. И узнаете, что Я – Господь (12– 13). И вложу в вас дух Мой, оживете и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я – Господь, сказал это – и сделал» (14). Примечания. 1 «Рука Господа» – свидетельство того, что Иезекиилю предстояло грандиозное видение, а не обычное «вербальное» откровение. 5, 14 «Дух» – еврейское слово руах может переводиться еще и как «дыхание», и как «ветер». 37:15–28 Воссоединение Израиля Народ Израильский был разделен на два царства: Израиль и Иудею. Это произошло в конце правления царя Соломона, почти за три столетия до описываемых событий. Израиль будет не просто восстановлен, как предрекает предыдущее пророчество, но произойдет воссоединение двух царств снова в единый народ. У них будет один царь, которого Бог именует Своим «рабом Давидом» (см. также коммент. к 34:1–31). Призвание нового «Давида» в пророчестве в сущности означает, что новый царь будет обладать всеми атрибутами царя Давида и унаследует все его привилегии и право на престол и предстояние перед Богом во свете Его обетовании. В картине будущего Израиля используется идеализированная версия его прошлого. Самые глубокие раны, нанесенные историей, будут исцелены всемогуществом Бога. 15–23 Иезекиилю дается следующее повеление: «Возьми два жезла, на одном из них напиши: „Иуде и его собратьям», а на другом: „Израилю и его собратьям». Соедини оба жезла в один (16–17). Когда спросят тебя, в чем смысл содеянного, отвечай так: „Господь соединит жезлы Иуды и Израиля в одно целое, и будут они едины» (18–19). Покажи им эти жезлы (20) и изреки пророчество Мое: „Я соберу сынов Израилевых из других народов и верну их в их землю. И дам им одного Царя, а царство их никогда отныне не разделится на два. И они уже больше не будут осквернять себя разными пороками – Я очищу их. И будут Моим народом, и Я буду их Богом (21–23). 24–28 А раб Мой Давид будет Царем над ними навеки. Они будут соблюдать Мои установления. Они и потомки их будут жить во веки на земле предков своих (24–25). Я заключу с ними вечный завет. И размножу их. Я поставлю святилище Мое среди них навеки (26). И буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, потому что святилище Мое будет навеки с ними " » (27–28).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

26–27). Таким образом, даже самые верные последователи Христа до того момента, как уверовали в Его воскресение, были «несмысленными и косными сердцем, чтобы веровать», что Христос пришел так, как Ему надлежало прийти, и что всё Писание свидетельствует о новозаветных фактах спасения, – о том, что действительно произошло и имело еще произойти вследствие явления в Христа. Само собою понятно, что убедить неверующих иудеев как в основном из этих фактов, т.е. что Иисус Назорянин – Христос, так и в остальных, можно было только «приводя свидетельства и удостоверяя их об Иисусе из закона Моисеева и пророков» ( Деян.28:23 ). Ветхий и новый заветы, по смыслу всего Откровения, имеют тесную, органическую связь. И по внешнему виду, и по внутреннему складу взрослый человек отчасти виден уже в дитяти. Под покровом ветхого завета скрывалась и жила душа нового завета. Истинный Израиль всегда был народом желания, народом чаяний. Настоящее народа Бо- —23— жия подготовляло собою будущее, и в истории патриархов и Израиля было много условий, при которых сами собою должны были возникнуть прообразы будущего. В истории Израиля в зародыше заключалось всё то, что достигло полной зрелости в христианстве. Каждый момент исторической жизни Израиля был ступенью к новому завету 1850 . Отсюда, задачу проповедников Евангелия иудеям составляло выяснить внутренний смысл и дух ветхозаветных исторических явлений и связать факты из всей прошлой жизни Израиля с новозаветными фактами спасения. Сам Христос и Его Апостолы и ученики так, действительно, и поступали. Являясь своим ученикам по своем воскресении в продолжение сорока дней, Иисус Христос убеждал их, что Ему так «надлежало войти в славу свою», как Он вошел, – свидетельствами Писания. «Тогда – повествует св. Лука – отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:45–47 ). Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010