представлен, как правило, в левой группе чудотворцев, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, крайним слева в 5-м ряду. Изображается старцем или средовеком в монашеском облачении, куколе: на иконе 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), на иконе кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия; см.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 321), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. в правой части иконы, за прп. Феодосием Киево-Печерским, крайний справа в 4-м ряду («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Примеры изображений И. в тиражной графике - гравюра на меди В. Белецкого (1751, РГБ), раскрашенные гравюры 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ); тонолитография 1893 г. и хромолитография 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Облик И. чаще всего не индивидуализирован. В академической монументальной живописи XIX в. И. включен в группу подвижников XI в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), а также в число 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве худож. К. А. Горбунова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996. С. 86). Изображение И. в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач.

http://pravenc.ru/text/674768.html

С. 162) и на стене нового храма во имя И. К. в С.-Петербурге (поясной образ И. К. со свитком по типу иконы архим. Киприана (Пыжова)). Одним из наиболее значимых скульптурных образов святого является памятник, установленный в 2008 г. в сквере перед Мемориальным музеем-квартирой И. К. в Кронштадте (скульптор А. В. Соколов, автор проекта создания мемориальной зоны архит. Г. Н. Бойко; см.: Там же. С. 204-207). Поясной образ И. К. со свитком выполнен О. А. Стенинг-Фронтинской в технике золотного лицевого шитья на хоругви для ц. Казанской иконы Божией Матери (подворье Валаамского мон-ря) (Божий храм. СПб., 2009. С. 85). Иконы И. К. получили широкое распространение не только в России, но и за рубежом. Особенно часто они встречаются в православных храмах Финляндии. Один из оригинальных поясных вариантов письма авторитетного в Финляндии иконописца П. Сасаки, японца по происхождению, находится в Линтульском мон-ре (1995, икона написана к 100-летнему юбилею обители). И. К. показан со свитком, поднятым вверх по типу древних пророческих изводов, в 2 медальонах помещены миниатюрные оплечные образы Спасителя и Богородицы. Др. необычный образ святого, обращенного к благословляющей его Богородице в облаках, с изображением на фоне обители в горах, вероятно, является интерпретацией сюжета «Явление Божией Матери прав. Иоанну Кронштадтскому» (написан учеником иконописной школы в Нововалаамском мон-ре в Финляндии). На фресках иконостаса ц. во имя И. К. в Гамбурге (Германия) помещен образ святого с 6 клеймами жития (2007-2008, иконописец А. В. Зданович, рук. А. Н. Солдатов). Т. о., в совр. иконографии И. К. можно отметить следующие тенденции. В редких случаях за основу композиции избирается определенное прижизненное изображение (фотография, портрет), как правило, это собирательный образ. Требование сходства с реальным лицом привело к появлению большого количества изображений в живописно-реалистической манере. Повсеместное почитание святого стало причиной значительного разнообразия стилей, манер и техник исполнения образов.

http://pravenc.ru/text/471321.html

Подобным образом фигура Е. расположена на др. иконах XIX в.: в среднике 3-створчатого складня (ЦМиАР, см.: Киево-Печерский патерик. С. 53. Кат. 88), на иконе-спилке над входом (лестницей) в Ближние пещеры лавры, на иконе из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на эмалевой иконе из Нововалаамского мон-ря (Финляндия). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) Е. в правой части 5-й справа, за прп. Феодосием, средовек в архиерейском облачении - в мантии, омофоре и митре, с Евангелием в руках (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. На раскрашенных гравюрах 1-й трети XIX в. (ГЛМ, РГБ) Е.- крайний слева, на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - 3-й слева, на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) его оглавное изображение в митре и с жезлом в руках помещено во 2-м ряду 5-м слева. Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ) Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ) Изображения Е. встречаются в академической монументальной живописи XIX в., в частности в группе подвижников XI в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Е. был включен в программу росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (худож. В. Д. Фартусов): он представлен в алтарной арке над иконостасом вместе с др. святым XI в.- прп. Ефремом Новоторжским ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Изображение Е. введено в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1897-1907, М.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Григорий (Постников), архиеп. Рязанский. Портрет. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. (РИАМЗ) Григорий (Постников), архиеп. Рязанский. Портрет. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. (РИАМЗ) Данная иконографическая традиция продолжается в портрете, к-рый был создан после 1859 г. в С.-Петербурге (возможно, копия) (Епархиальное управление С.-Петербургской епархии - ПЭ. 2000. Т. РПЦ. С. 432): митрополит изображен в белом клобуке, с орденами св. Андрея Первозванного и св. Владимира, волосы темные, с сединой, кисть правой руки положена на левую. С небольшими отличиями в деталях (добавлен греч. орден Спасителя Большого Креста, в руках - книга) этот извод воспроизведен на эстампе 2-й пол. XIX в. с монограммой мастера (B J) и с факсимиле автографа архипастыря под изображением (ГИМ). Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербуржский. Тоновая литография. Издание В. Ф. Тимма. 1860 г. (РГБ) Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербуржский. Тоновая литография. Издание В. Ф. Тимма. 1860 г. (РГБ) На 3-м живописном портрете, написанном после 1859 г. (с 1864 хранился в Валаамском Преображенском мон-ре, значился в описях ризницы 1875, 1912 гг.; в наст. время - в Нововалаамском мон-ре в Финляндии), иерарх изображен в последние годы жизни тоже сидящим в кресле, с совершенно седыми волосами и украшающими грудь высокими наградами; индивидуальная характеристика облика достаточно условна. В последний год жизни Г. из мастерской А. И. Траншеля вышла литография П. Ф. Бореля (ГРМ), отмеченная, несомненно, большим портретным сходством (Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 427). На петербургском эстампе 1858 г. (РНБ), изданном Д. Белинским «в пользу бедного духовенства», имеется изображение Г. в рясе и клобуке, с благословляющей десницей и четками в левой руке. После кончины митрополита с неизвестного оригинала выполнена тоновая литография 1860 г. в рамках издания В. Ф. Тимма (РГБ, ЦАК МДА - Тимм В. Ф. Рус. худож. листок: Указ. СПб., 1860. 27; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 131), на к-рой Г. представлен фронтально в рост в окружении иподиаконов, в саккосе и митре, с панагией и орденами поверх омофора и с архиерейским жезлом в правой руке, внизу помещены зарисовки мест жизни и погребения С.-Петербургских архиереев. Всего существовало не менее 6 литографированных портретов Г., в т. ч. 1857 г. А. Козлова, напечатанный у И. Шевалье (экземпляр находился в собр. В. Я. Адарюкова), эстамп ок. 1871 г. К. Эргота, а также изображение митрополита в гробу по рис. Бореля с фотографии К. Х. Давингова ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 260-261). Портрет Г. находился в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

http://pravenc.ru/text/166676.html

Образ К. встречается и в программах церковных стенописей там, где изображались рус. святые разных регионов. В сев.-зап. части московского храма Христа Спасителя на стене лестницы, ведущей на хоры, среди рус. святых в нижнем ряду изображены К. и его ученик прп. Авраамий (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Вместе Палеостровские преподобные (старцы в клобуках в профиль) показаны и в группе подвижников XV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Роспись в академической манере первоначально была выполнена иеродиаконами Паисием и Анатолием в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (значительно поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010). Кроме того, поясной образ К. с седой бородой средней величины в схиме, но без куколя имеется в росписи верхнего Преображенского собора Валаамского мон-ря (1893-1896, реставрация - 1985-2007). В группе Олонецких чудотворцев 1-м в среднем ряду К. изображен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая на Глинках в Вологде; см.: Лука (Головков). Традициям верны. С. 60-61, 83). На 1-й иконе у К. борода средней величины с проседью, руки приподняты и покрыты мантией, куколь лежит на плечах. Вместе с др. почитаемыми в Финляндии северорус. святыми К. (в куколе, со свитком в правой руке) представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в визант. стиле в братской трапезной Нововалаамского мон-ря. Недавно был создан извод с К. и прп. Авраамием, стоящими на острове с моделью обители в руках (икона хранится на подворье Палеостровского мон-ря в Петрозаводске). Лит.: Барсов Е. В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае: с грамотами и др. письменными памятниками//ЧОИДР. 1868. Кн. 1. Смесь. С. 19-222 (То же, отд. отт.: М., 1868); Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 452-453, 618-619; Т. 2. С. 150; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чтения - 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исслед. на пересечении естеств. и гуманит. наук: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

В др. изводе иконографии Н. преподобный представлен в молении на фоне Никандровой пуст. На иконе рубежа XVIII и XIX вв. (ГМИР) святой изображен слева в молитве перед иконой «Благовещение Пресв. Богородицы» (в правом верхнем углу), к-рую поддерживают 2 ангела в облаках, внизу - панорамное изображение 6-угольной в плане Никандровой пуст. На преподобном сине-зеленая ряса и иссиня-черная мантия, поверх которой надета бордовая схима, голову покрывает куколь округлой формы. Тонко прописан лик: прямые брови с выпуклыми надбровными дугами, от уголков больших карих глаз расходятся тонкие морщины, короткий нос, морщины на переносице, впалые щеки, седая раздвоенная борода. Правая рука преподобного поднята с жестом моления к иконе «Благовещение Пресв. Богородицы», на пальцах левой висят четки. За фигурой Н. большое дерево; вверху надпись: «Прп(д) Никандръ чдотворецъ:». Достоверно переданы особенности архитектурного ансамбля обители: на 1-м плане изображена ц. Св. Троицы (1801; возможно, во время строительства), по сторонам от нее расположены 2 братских корпуса, на дальнем плане - каменная колокольня (1792), в центре - 5-главый каменный Благовещенский собор (70-е гг. XVII в.). Слева от него предположительно изображена ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, к-рая в 1798 г. была перенесена к источнику, находившемуся за стенами обители. Небольшое кубическое строение с 4-скатной крышей, завершающейся шпилем,- колодец. На гравюре «План, или изображениие Свято-Никандровския Благовещенския пустыни» 1799 г. (ПИАМ. Ф. 502) уже нет внутри монастырских стен ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и колодца. В статье М. Л. Миротворцева о Никандровой пуст. приводятся сведения о том, что: «в монастырском журнале во входящих бумагах за 1800 г. под 20 числом ноября собственною рукою Геннадия (архимандрит Никандровой пуст.- Авт.) записано, после пометки о Высочайшем повелении увеличить число монашествующих до 30: «…и удостоен я с Его императорским Величеством час и 8 минут сидеть с ним и говорить удостоен, где я ему Государю и икону Преподобнаго поднес»» ( Миротворцев. 1861. С. 14. Сноска 1). Можно предположить, что именно эта икона Н. была подарена архим. Геннадием имп. Павлу I. Скорее всего настоятель обители заказал ее в иконописной мастерской С.-Петербурга (об этом свидетельствуют стилистические особенности иконы). Возможно, написавший этот образ столичный иконописец имел более ранний образец, где еще присутствовала ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Очевидно, образчиком послужила идентичная по изображениям святого, его обители (за исключением фигур монахов) и пейзажа гравюра кон. XVIII - нач. XIX в. (один из оттисков находится в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии).

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Т. А. Богданова Иконография Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Сохранилось неск. живописных и графических портретов Н., притом что его иконография не столь богата и разнообразна, как у др. первенствующих членов Синода. В основном его изображения относятся к кон. 40-х - 50-м гг. XIX в. В сер. XIX в. (между 1848 и 1851) издана литография (экземпляр в собрании Нововалаамского мон-ря, Хейнявеси, Финляндия), на к-рой полуфигура сидящего Н. показана в сложном развороте, на его груди ордена блгв. кн. Александра Невского и равноап. кн. Владимира (знаки и звезды), в правой руке четки. Выдающимся профессиональным авторским произведением является парадный портрет 1853 г. работы худож. И. Л. Шульца (ГРМ; см.: Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 426. Ил.). Н. представлен в небольшом повороте вправо поколенно, он сидит в кресле возле стола на фоне светлого розоватого занавеса. На нем черная ряса со светлыми обшлагами, белый клобук с алмазным крестом, на груди панагия, знаки и звезды орденов ап. Андрея Первозванного и равноап. кн. Владимира 2-й степени, греч. орден Спасителя 1-й степени, в левой руке четки. У Н. характерные черты лица: карие глаза под густыми с изломом темными бровями, короткий нос с широкими крыльями и тонкие поджатые губы, редкая седая борода и длинные с обильной проседью волосы, спадающие на плечи волнообразными прядями. Аналогичный портрет, но на условном темном фоне воспроизведен в кн.: Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. С. 893. Ил. 191. Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Два живописных портрета Н. 3-й четв.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

объединение в Африканскую вселенскую православную кафолическую церковь. В это время она представляла собой симбиоз протестантства и католицизма, не имея никаких сиро-яковитских черт. В 1942 г. Брези-Андо вновь уехал в Нигерию, а церковные общины Золотого Берега остались без окормления. В 1945 г. для преодоления возникших там трудностей Брези-Андо назначил своим представителем П. Эдону, к-рый смог предотвратить крах церковной орг-ции. В 1951 г. ее название изменилось: она стала называться Православная Кафолическая Церковь. К этому времени она насчитывала 10 приходов. Молодое поколение, принадлежавшее к церкви, сформировало Организацию православной молодежи. По статистике, к церкви Брези-Андо на 1 июля 1972 г. принадлежали 12 приходов, объединявших 1998 верующих. 8 авг. того же года лидер молодежной группы Г. Манти, прочитав кн. «Православная Церковь» Тимоти Уэра (впосл. еп. Каллист Уэр), определил религ. доктрину орг-ции. В авг. следующего года в Г. проходила Генеральная ассамблея ВСЦ, во время работы к-рой представителям правосл. молодежи Г. удалось встретиться с делегацией Александрийского Патриархата. Было определено, что церковь, основанная Брези-Андо, не является канонической. В окт. 1977 г. Генеральный секретарь Организации православной молодежи Г. Кваме Лаби поехал в США для изучения правосл. богословия в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. В 1976 г. митр. Ириней (Таламвекос) получил титул митрополита Аккры Греческой Православной Церкви Александрийского Патриархата. 15 янв. 1978 г. он прибыл в Г. с целью ознакомиться с делами правосл. церковного сообщества. В мае 1979 г. нек-рые члены этой орг-ции были посланы в ун-т в Афины изучать богословие, чтобы стать в будущем правосл. священниками на родине. В авг. 1980 г. на 10-й Генеральной ассамблее «Синдесмос», проводимой в Нововалаамском мон-ре в Финляндии, организации православной молодежи Г. предоставили статус опосредованного члена. В июле 1981 г. митр. Ириней еще раз посетил Г. с целью подготовить общины к приему в состав Александрийского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/161627.html

XIX в. (НКПИКЗ). Фигура благословляющего И. в мантии и клобуке, с панагией и орденской звездой на груди закомпонована в овал; сулок на жезле декорирован цветочным орнаментом. Для конгрегационного зала КДА в 60-х гг. XIX в. был написан портрет И. (НКПИКЗ; см.: Для посетителей портретной залы КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 34. 116; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 295), сидящего за столом вполоборота вправо, в синей рясе и белом клобуке, с наградами, в руках - книга и четки. Близкий по иконографии поясной портрет митрополита в овале хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии (после 1883, предположительно из древлехранилища Валаамского мон-ря; см.: АФВМ. Bd: 13. 51; Bd: 15. Л. 47. 97; см.: Зеленина. 2009. С. 32). И. изображен с 2 панагиями, крестом, орденами св. Андрея Первозванного и св. Владимира, рук не видно, борода седая. На портрете посл. трети XIX в. из митрополичьих покоев Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ) И. одет в лиловую рясу и клобук, на груди - панагия и 3 орденские звезды (справа), на кисти левой руки - четки, правая лежит на столе. В 1912 г. для лаврских покоев митрополита худож. П. Клименко написал еще один портрет И. в свободной живописной манере (НКПИКЗ). В Валаамском монастыре хранилась картина худож. П. И. Балашова 1863 г. с изображением молебна, совершенного И. в обители 6 авг. 1862 г. «по случаю водружения новых крестов на соборном монастырском храме» (упом. в описях 1912 и 1942 гг.- АФВМ. Go: 6/4. Л. 238. 67; Bd: 15. Л. 48. 123; пожертвована А. П. Никитиной в 1875). Совр. изображение И. с наградами на груди (90-е гг. XX в.; см.: Фирсов С. Старейший митрополит//Вода живая: С.-Петербургский церк. вестн. 2007. 9(92). С. 8-9) имеется в составе комплекса портретов С.-Петербургских митрополитов в портретном зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 2006. С. 235). Известны несколько портретов И. на эстампах, они повторяют иконографические варианты живописных портретов. Погрудное гравированное изображение И. (70-е гг. XIX в., ЦАК МДА) вполоборота вправо, в мантии и клобуке заключено в овал и обрамлено коричневой рамкой с цветочным орнаментом; внизу факсимиле автографа: «Исидоръ Митрополитъ» (очевидно, именно эта гравюра на стали указана в кн.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1001). Литография П. Ф. Бореля отпечатана в мастерской А. И. Траншеля (1860, ГИМ, ЦАК МДА; см.: Духовные светочи России. С. 174. Кат. 154) в год назначения И. в С.-Петербургскую епархию: поколенное изображение благословляющего архиерея в мантии и клобуке, жезл высокий, с темным сулоком. К этому же типу относится портрет И. 1862 г., изготовленный в литографии А. В. Морозова в Москве (РГБ).

http://pravenc.ru/text/674896.html

П.- автор, переводчик и редактор мн. книг духовного содержания, выходивших в ФПЦ. Наиболее известны его сочинения «Как мы веруем» (в 1955 краткий вариант, в 1978 - расширенный; издание на рус. языке: К., 2003) и «Пир веры» (1986), которые были переведены более чем на 10 языков, включая корейский и китайский. Также П. принадлежат учебник «Православное преподавание Закона Божьего» (1943), сочинения «О призвании Православной Церкви и ее членов» (1945), «Да будет одно стадо и один пастырь» (1951), «Молитва перед иконой» (1982). Им были переведены на фин. язык Акафист Пресв. Богородице (1937), Валаамский трехканонник (1938), сочинения духовного содержания: свт. Феофана Затворника «Преуспеваешь ли ты в молитвенной жизни: Четыре поучения о молитве» (1938), а также «Плодородные сады пустыни» (Древний патерик) (1954, 1978), «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» (1977, 1983), «Письма валаамского старца» (19782). Также П. был редактором первых 5 выпусков издаваемого Валаамским мон-рем ж. «Kilvoittelija» (Подвижник) (1937-1938), неск. выпусков «Православной книги пения» (1944, 1948, 1951). В 1988 г. при участии П. были выпущены 3 кассеты духовного содержания «Молись с нами», часть текстов П. зачитал сам. П. аранжировал и издал мн. духовные певч. произведения, среди них «Литургия в духе древних напевов» А. А. Архангельского (1941). Составил нотный сб. «Muoviliturgia» (Пластмассовая литургия, 1964), названный так по его пластиковой обложке. Мн. напевы песнопений были упрощены, что должно было дать возможность прихожанам активнее участвовать в богослужениях, особое значение придавалось Евхаристии. Такой вариант служения стали называть в ФПЦ «Литургией Павла». В 1970 г. П. составил сборник песнопений литургии «Евхаристия», в котором ряд произведений был создан на основе знаменных северороссийских и визант. распевов, бóльшая часть - на основе обихода Валаамского мон-ря. Помимо литургической П. писал и духовную музыку: гимн правосл. фин. молодежи «Nouse, nuori ortodoksi» (Поднимайся, православная молодежь), «Siirtoväen rukous» (Молитва переселенцев), «Korkeuksiin katsahda» (Посмотри в высоты) и др. П. является автором мн. статей, касающихся в основном Валаамского и Нововалаамского мон-рей и посвященных церковной музыке.

http://pravenc.ru/text/2581925.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010