Прошло еще немного времени, и в руки мне попала книга об истории Бова Марины. Мы пришли в изумление, прочтя, что несколько столетий тому назад католики унесли частицы мощей Андрея из православного храма в Бова Марине и бросили в поле. Они сделали так, потому что Андрей — покровитель Константинополя, а им хотелось порвать все связи с Константинополем и этой грекоязычной областью южной Италии, чтобы весь народ принял католичество. Никто не знает, куда они бросили мощи, это может быть в любом месте в окрестностях Бова Марины. — В том числе и на вашем собственном участке земли. — Может, и так. Одному Богу это известно. — Чувствуете ли вы, что святой Андрей вам близок? — Иногда я это очень остро чувствую. Бывает, у меня появляется настойчивая мысль, что нужно поискать информацию, какое-то конкретное свидетельство, и я знаю, что эта мысль просто так сама по себе мне в голову придти не могла бы. И почти всегда сведения, которые я ищу, — новые фрагменты жития апостола Андрея — находятся. Когда я собирал материал для книги, одна моя родственница рассказала, что ей приснился сон: знакомый инок из Нововалаамского монастыря в Финляндии вместе с настоятелем этого монастыря. Она удивилась, увидев, как выглядит настоятель, потому что в том сне он был совсем не похож на игумена Сергия. Приснившийся ей человек был крупный, высокий, с большим носом. Я никогда не рассказывал ей о внешности апостола Андрея, но оказалось, что приснившийся ей настоятель — точь-в-точь такой, каким описывают Андрея древние предания. Но самое главное, что во сне он был настоятелем финского Валаама, а увидела она его в древнем Севастополе и знала (как обычно знаешь что-то во сне!), что, кроме того, он является митрополитом Фракии. Она тогда и понятия не имела, что Андрей был просветителем Фракии, что он посещал древний Севастополь и, можно сказать, и правда был настоятелем финского Валаама, поскольку именно он принес туда христианство. Все это, конечно, могло быть простым совпадением, но, думается мне, сон этот все-таки заслуживает внимания. Услышав о нем, я позвонил в финский Нововалаамский монастырь, чтобы все рассказать приснившемуся моей родственнице иноку, но в монастыре ответили, что его нет, он недавно уехал на Афон, в скит святого апостола Андрея!

http://pravoslavie.ru/1936.html

Миссионерские путешествия святого апостола Андрея. Часть 1 Греческий журналист-международник, писатель, политический обозреватель Георгий Александру рассказывает о своей книге «Воздвигший Крест во льдах» – фундаментальном исследовании первоисточников, преданий и сведений из самых разных культур, – посвященной апостольскому служению св. Андрея. – Георгий, расскажите, пожалуйста, как вы начинали писать эту книгу? – По заданию редакции я занимался сбором материалов для книги о карельских святых. Так я оказался в финском Нововалаамском монастыре. Настоятель всячески помогал мне, предоставив неограниченный доступ к монастырским архивам и дав возможность делать копии со всего, что мне может потребоваться. Мы с женой – она у меня родом с Украины, русская по происхождению – сделали там множество переводов и по возвращении в Грецию приступили непосредственно к написанию книги. К тому времени я уже осознал, что начать следует с жития самого св. ап. Андрея. – Сохраняется ли и в наши дни предание о том, что св. ап. Андрей бывал в Карелии? – Да, об этом говорят иноки русского Валаамского монастыря, некоторые насельники финского Нововалаамского монастыря, равно как и местные жители – русские и карелы. Изображение св. ап. Андрея помещается в центре иконы «Собор карельских святых», находящейся в Нововалаамском монастыре. Начав писать, я стал получать разрозненную информацию о св. Андрее буквально со всего света. В конце концов, мой редактор – София Орианиду – сказала: повремени с житиями карельских святых, напиши сначала о самом св. Андрее. Я чувствовал себя недостойным быть автором книги о великом апостоле Христове и утешал себя так: да, человек я грешный, даже, можно сказать, многогрешный, но так получилось, что это книгу выпало писать именно мне; а раз получилось – надо делать. На меня налагалась некая внутренняя обязанность, избежать которой было невозможно. Я недостоин писать о нем, но я должен был, и потому прошу всех меня простить. Итак, я приступил к работе. Обнаружилось множество источников, многие люди стремились мне помочь – сведения стекались отовсюду: тексты и устные предания с севера России, из Центральной Азии, Восточной Европы, Эфиопии и даже из Пакистана, от представителей местной народности калаш. В их текстах сообщалось о присутствии посланца Господа по имени Индрейн. В своей книге я цитирую это предание на языке оригинала. Кстати, на древнерумынском имя апостола звучит очень похоже – Индреан. В процессе работы мною собрано немало местных преданий, все, что только можно было найти. Поначалу, конечно, трудно было, а потом оказалось, что в материалах недостатка не будет.

http://pravoslavie.ru/1932.html

Х. Дудиным (находился в Преображенском соборе у раки свт. Филиппа, затем в ризнице, ГММК, см.: Сохраненные святыни. 2001. С. 200-201. Кат. 68). В 60-90-х гг. XIX в. обитель покупала кресты и финифтяные образки Соловецких чудотворцев в Ростове: «...размером в один вершок, одну вторую вершка, с монастырем, без монастыря, в овале, в меди, в серебряной и медной оправе» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3189. Л. 32 об.; РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Т. 2. Д. 5563. Л. 18; Д. 5579. Л. 19-24; Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 109, эмалевые иконы хранятся в собраниях ГМЗРК, ЦМиАР, СГИАПМЗ). В известном центре художественных изделий из серебра - с. Красном Костромской губ.- мон-рь неоднократно приобретал образки, кресты, металлические цепи. На маленьких нательных крестах изображали поясные фигуры З. и С. Ростовые фигуры святых помещены на кожаной обложке помянника, тисненной в Соловецком мон-ре, на печатях для просфор, на колоколе ( Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 19122. С. 147; Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 118, 275-276. Кат. 176, 498-501). Рельефные изображения З. и С. на фоне мон-ря представлены на стеклянных бутылочках для св. воды и масла разных форм и размеров (АОКМ, СГИАПМЗ). В иконописи XX в. З. и С. возглавляют группу Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) и на иконах этого извода кон. XX - нач. XXI в. в храме Христа Спасителя, в ц. Воскресения Христова в Сокольниках, в ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве. Под рук. мон. Иулиании в 1952-1953 гг. исполнена икона «Всея России чудотворцы в молении Божией Матери» с изображением наиболее почитаемых рус. преподобных, в т. ч. З. и С., из ц. св. Илии Пророка во 2-м Обыденском пер. Москвы. Фигуры З. и С. включены в стенопись братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии (1992, худож. архим. Зинон (Теодор) ). Примерами совр. иконографии преподобных являются рисунки для Миней МП работы прот.

http://pravenc.ru/text/200051.html

XIX - нач. XX в., переданный в 2005 г. в дар общине архим. Елисеем (Ивановым) (ныне архиепископ Изюмский и Купянский). Список К. и. в Успенском соборе Хельсинки является одной из самых почитаемых икон Финляндии. История иконы связана с прав. Иоанном Кронштадтским. Так, семья Кравотинских из Выборга отправила к о. Иоанну свою старшую дочь с просьбой прибыть к ним, чтобы помочь неизлечимо больной младшей дочери Анне. О. Иоанн смог лишь заочно помолиться о больной и передать ей свое благословение - список К. и. Вскоре после появления в семье иконы и отслуженного перед ней молебна Анна выздоровела. Кравотинские сочли недостойным оставлять чудотворный образ у себя дома и передали его в ц. Успения Пресв. Богородицы на о-ве Сорвали (ныне в черте Выборга), мн. верующие приходили к иконе. Перед иконой служились молебны, прихожане носили икону в свои дома для молитвы; тогда же появилась шитая золотыми нитками риза и первые приклады - драгоценные пожертвования образу, из которых изготовили золотую раму. Традиция принесения прикладов к иконе продолжилась и на новом месте, после того как во время Великой Отечественной войны икона была перевезена в Хельсинки и помещена в Успенский собор. Маленькая по размерам икона покрыта шитой жемчужной ризой и вставлена в большой киот, вокруг нее размещены многочисленные приклады (кресты, медальоны, драгоценные украшения). Летом 2010 г. икона вместе с драгоценными пожертвованиями была украдена из собора, но уже в февр. 2011 г. ее местонахождение в тайнике в лесу указал сам раскаявшийся похититель, и образ был возвращен в храм. В нач. 2013 г. финская правосл. община доставляла икону из Хельсинки для поклонения в Таллин, Тарту и Пярну. Список К. и. «в меру» чудотворной (35,5 ´ 26,5 см), вывезенный с Валаама, указан в описи Нововалаамского монастыря 1940 г. (АФВМ. Bd. 15. Л. 35(69). 795). Др. группа икон (вероятно, восходит к одному из чтимых списков) отличается от первообраза колоритом: мафорий Богоматери синего цвета, платье теплых оттенков. На сравнительно ранней и большой иконе из кафедрального Благовещенского собора в Харькове фигуры представлены ниже колен, рубашка Богомладенца и плат почти белые, на столике высокий потир, на темном фоне сонм херувимов.

http://pravenc.ru/text/1841680.html

Весной 1944 г. П. стал одним из главных учредителей об-ва «Православное братство», ставившего своими задачами, согласно уставу, углубление правосл. христ. жизни среди членов об-ва, укрепление и популяризацию в Финляндии Православия. П. являлся председателем об-ва (1944-1946, 1951-1960) и главным редактором журнала братства «Hehkuva hiillos» (Пылающие угли) (1944-1964), выходившего 4 раза в год. Также он редактировал все первые издания братства: «Православный песенник» (1944), «Православная Церковь сегодня» (1945, перевод на фин. язык), издал собственное соч. «Любим ли я Тобой» (1945). В 1944 г. на основе святоотеческого наследия стал издавать сер. «Путь святого» в официальном печатном органе ФПЦ «Aamun koitto» (Утренняя заря). Осенью и до кон. дек. 1944 г. подвизался в Коневском монастыре, эвакуированном в усадьбу Хиекка в коммуне Кейтеле. В 1945 г. стал главным редактором Совета по изданию правосл. литературы ФПЦ (1945-1968) и ответственным редактором «Aamun koitto» (1945-1955). В 1945-1946 гг. был временно исполняющим обязанности псаломщика прихода Йоэнсуу. Член братства преподобных Сергия и Германа Валаамских (1946-1961) и его председатель (1956-1961), с 1961 г.- почетный председатель братства. В кон. 1946 г. П. перешел на мирскую службу (духовный кризис П. некоторые исследователи связывают с переходом Нововалаамского монастыря в 1945 под юрисдикцию Московского Патриархата), работал бухгалтером в АО Myllykosken Saviteollisuus (Глиняная промышленность Мюллюкоски) (1946-1948). В 1947 г. учредил хор «Православные певчие Кюменлааксо» и руководил им (1947-1948). Был руководителем праздничных хоров Пятого (23-24 авг. 1947, Вийниярви и Йоэнсуу), Шестого (5-6 июня 1948, Ийсалми), Седьмого (1-2 дек. 1951, Котка) и Восьмого (5-6 дек. 1954, Хельсинки) православных певческих съездов. В 1948 г. вернулся к служению в Церкви: был временно исполняющим обязанности псаломщика прихода Куопио (1948-1952); по поручению Церковного управления ФПЦ совершал внутренние миссионерские поездки на Далекий Север, в Кайнуу и Лапландию в Севеттиярви (1949-1951). В 1955 г. церковный Собор ФПЦ назначил его членом учрежденной Комиссии по повышению учебного уровня псаломщиков.

http://pravenc.ru/text/2581925.html

из местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители (в наст. время в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Иконография, очевидно, была разработана на Валааме или авторами иконостаса в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря (храмовый образ подписан В. М. Пешехоновым). Образ упомянут в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6(11). 121). Е. представлен погрудно, с непокрытой головой, с залысинами и бородой средней величины с проседью, крайним справа в 7-м ряду, рядом с прп. Вассианом Пертоминским, на нимбе надпись: «С. Елеазаръ Анзерск. Сол.». Подобным образом он запечатлен и на 2 идентичных по иконографии и стилю иконах-пядницах с таким же сюжетом, к-рые были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). В составе Собора рус. святых ростовое изображение Е. имеется в числе подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также в группе Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на иконах этого извода кон. XX - нач. XXI в. в московских храмах Христа Спасителя, Воскресения Христова в Сокольниках, свт. Николая Чудотворца в Клённиках и др. Наряду с др. северорус. святыми Е. представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в братской трапезной Нововалаамского монастыря в Финляндии,- в рост, прямолично, в куколе, с разведенными руками (в левой свиток).

http://pravenc.ru/text/189679.html

Г. являлся членом ОЛДП, Петроградского и Московского археологических ин-тов, МАО, Комиссии по осмотру и изучению церковной старины Москвы и Московской епархии, Ростовского музея церковных древностей, Владимирской губ. ученой архивной комиссии, Румянцевского музея, нек-рых благотворительных учреждений. Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими свт. Алексием Московским и прп. Серафимом Саровским. Иконописец В. П. Гурьянов. 1912 г. (ГТГ) Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими свт. Алексием Московским и прп. Серафимом Саровским. Иконописец В. П. Гурьянов. 1912 г. (ГТГ) Др. значительное направление деятельности Г.- публикация памятников древнерус. живописи и лит-ры. Благодаря Г. увидели свет такие издания, как «Переводы с древних икон» (1902), «Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого монастыря в Москве» (1904), «Иконы Спасителя письма Симона Ушакова» (1907) и др. В них, в частности, встречаются ссылки на иконы и прориси из собственной коллекции Г. Мастер снимал прориси с древних памятников, напр. с уникальной иконы «Московские святые» 2-й пол. XVII в. из старообрядческой молельни на Преображенском кладбище в Москве ( Успенский А. И. Икона с изображ. Моск. святых из молитвенного дома Преображенского старообр. кладбища в Москве//Моск. ЦВед. 1902. 40. С. 465-466; Маркелов. Святые Др. Руси. С. 340-341, 616-617. 169). После событий 1917 г. художник, очевидно, вернулся в Мстёру ( Семеновский Д. Н. Мстёра. М.; Иваново, 1937. С. 137-138). В наст. время в музейных, церковных и частных собраниях выявлено ок. 40 икон с подписями Г., выполненными, как правило, мелкими буквами справа возле нижней лузги, на обороте иногда встречается штамп мастерской или дарственная надпись художника. Наиболее ранним произведением является Казанская икона Божией Матери 1892 г. (частное собрание), написанная, очевидно, самим Г. по заказу А. М. Гордеева ( Данченко Е. А. , Красилин М. М. Мат-лы к словарю иконописцев XVII-XX вв.: (По данным обследования церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.). М., 1994. С. 14-15. 41). Иверская икона Божией Матери 1898 г. (частное собрание), согласно подписи, «в меньшем размере точная копия» чудотворного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. Аналогичный список большого размера создан в 1901 г. (ГРМ) как дар Е. В. Богданович от московских хоругвеносцев, в числе к-рых поименован Г. К авторским произведениям мастера, по мнению К. Коткаваара, относится икона Божией Матери «Иерусалимская» 1901 г. из Нововалаамского мон-ря в Финляндии ( Kotkavaara. 2000. S. 77, 80). Вкладом мч. имп. Николая II в часовню г. Торнио являлся образ «Спас Нерукотворный» 1909 г. (Музей Правосл. Церкви в Куопио, Финляндия).

http://pravenc.ru/text/168404.html

Изображение Е. отсутствует в изводах Соборов русских святых, за редким исключением, как, например, на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ), где дважды написан прп. Евфросин Псковский, причем внешний облик святого с этим именем в 3-м ряду справа (с небольшой окладистой бородой) соответствует традиц. иконографии Е. Редкий пример изображения Е. в монументальной живописи - в группе подвижников XVII в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и на списках этого извода кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве) Е. включен в число Белозерских чудотворцев. Вместе с др. северорус. святыми он представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в братской трапезной Нововалаамского монастыря в Финляндии (в визант. стиле, с длинной, спадающей прядями седой бородой, с крестом в деснице и раскрытой ладонью левой руки). Вместе с преподобными Нилом Сорским и Герасимом Вологодским - на бронзовом рельефе левой перекладины Креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков). Существуют совр. единоличные поясные иконы Е. с образом Св. Троицы. На иконе письма инокини Агнии (Щербаковой) (ок. 2000, см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 61) Е. изображен в куколе, с кресом в деснице и свитком в левой руке, с широкой, острой на конце бородой. Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. 16; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Кат. выст. М., 1998. С. 60. Кат. 135; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399; Т. 2. С. 104; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Подпишитесь на наш Телеграм Можно ли, отстранившись от братьев во Христе под предлогом канонических указаний, сохранить единство церквей и как это отразиться на будущем христианства? Рассуждает иеродиакон Иаков, насельник Спасо-Преображенского Нововалаамского монастыря Финляндской православной церкви.   Икона Первого Вселенского Собора Последовавший сегодня «ответный удар» в виде решения Священного Синода Московского патриархата о прекращении евхаристического общения между иерархами двух церквей и поминовении патриархом Кириллом своего константинопольского собрата, а также о приостановке участия представителей Русской церкви в мероприятиях и организациях, возглавляемых представителями Вселенского патриархата, был вполне ожидаемым и даже мягче, чем можно было представить (полный разрыв отношений, запрет причащаться верующим двух церквей и проч.). Тем не менее обилие эмоциональных комментариев в социальных сетях и публичном пространстве забивает восприятие информационным шумом и не дает возможности взвешенно и по возможности беспристрастно оценить складывающуюся ситуацию. Такова, полагает автор этого текста, была воля Божия, что он одновременно относит себя к обоим лагерям, которые противостоят сейчас с клавиатурами под пальцами — придя к Богу в лоне Русской поместной православной традиции и быв прихожанином храмов Московского патриархата в самых разных местах нашей необъятной, ныне он уже несколько лет монашествующий клирик Финляндской архиепископии в составе Константинопольского патриархата. Это, в частности, дает хорошую возможность несколько отстраниться от эмоций и предложить свое понимание сложившегося. Для начала стоит помнить, что любой проект институционализации поместной православной традиции в обособленную церковную организацию (автокефальную или автономную церковь) — это прежде всего политический проект. Наличие или отсутствие автономного или автокефального статуса не мешает и не помогает главному, ради чего церковь существует, — приводить своих верных ко спасению и единству со Христом. И довольно часто создание новой поместной церкви происходило вне канонического поля и приводило к расколам. Далеко за примерами ходить не надо — родная русская автокефалия началась фактически с раскола: при святом митрополите Ионе (по иронии судьбы, святитель был Киевским митрополитом, но жил, как и все русские первоиерархи начиная со свт. Петра, в Москве) под предлогом подписания Вселенским престолом унии с Римом было проведено решение, которое утверждало новый порядок избрания митрополита — собором епископов и великокняжеским решением. Тем не менее отвержение Константинопольским патриархом унии не восстановило прежний порядок отношений, а полноценное общение установилось лишь спустя полтора века, с установлением русского патриаршества.

http://blog.predanie.ru/article/cherez-r...

Через раскол – к единству? Иеродиакон Иаков Можно ли, отстранившись от братьев во Христе под предлогом канонических указаний, сохранить единство церквей и как это отразиться на будущем христианства? Рассуждает иеродиакон Иаков, насельник Спасо-Преображенского Нововалаамского монастыря ... Больше материалов Помочь Преданию § Рассылка Новинки Блога Новинки и подборки Живого Предания каждую неделю в вашем почтовом ящике. В любую погоду и при любом настроении. Группа Вконтакте — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/tag/edin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010