этики. В предреволюционное десятилетие продолжателем этой традиции стал профессор нравственного богословия В. И. Экземплярский («К вопросу об отношении нравственности к политике»; «Несколько мыслей по поводу защиты смертной казни в русской богословской литературе последнего времени»; «Учение древней Церкви о собственности и милостыне»; «Евангелие и общественная жизнь» и др.). В. З. Завитневичу принадлежит одна из лучших работ, посвященных Хомякову,- 2-томное исследование «Алексей Степанович Хомяков» (К., 1902-1913). Достойный вклад в развитие историко-философских исследований в КДА внесли доцент кафедры основного богословия Г. В. Малеванский («Музыкальная и астрономическая система Платона в связи с др. системами древности», «Нравственные принципы и характеры древних греческих философов» и др.) и библеист еп. Василий (Богдашевский) (О взаимном отношении философии и естествознания. К., 1894; Из истории греческой философии. К., 1898; Философия Канта. К., 1898. Вып. 1: Анализ критики чистого разума и критики практического разума). Ученые КДА сыграли значительную роль как в становлении профессиональной философии в России, так и в развитии отдельных философских наук - истории философии (Новицкий, Гогоцкий, Юркевич, Линицкий, архиеп. Василий (Богдашевский), Кудрявцев), метафизики (Юркевич, Линицкий), философской антропологии (архим. Феофан (Авсенев), Юркевич, Олесницкий), эпистемологии (Новицкий, Юркевич, Линицкий), логики (Новицкий, Михневич, Линицкий), психологии (архим. Феофан (Авсенев), Поспехов, Четвериков), этики (прот. Н. Фаворов, Юркевич, Олесницкий, Линицкий, Экземплярский), философии образования (Гогоцкий, Юркевич, Линицкий, Маккавейский, Олесницкий), философии религии (свт. Иннокентий (Борисов), Новицкий, Линицкий), философии права (Юркевич). Наиболее значительные исследовательские результаты профессоров и воспитанников КДА относятся к историко-философской сфере. Труды Новицкого, Гогоцкого, Юркевича, Линицкого, Кудрявцева способствовали становлению в России истории философии как самостоятельной научной дисциплины, разработке ее теории, методологии и историографии. Их интерес к теоретическим и методологическим проблемам историко-философского знания стимулировался творческой рецепцией историко-философской концепции Г. Гегеля , первый отечественный опыт к-рой представлен в трудах Новицкого (Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношении, их силе и важности//ЖМНП. 1838. Ч. 17. 2. C. 229-329; Разбор сочинения К. Зедергольма, под заглавием «История древней философии»//11-е присуждение учрежденных П. Н. Демидовым наград. СПб., 1842. С. 237-266); и Гогоцкого (Обозрение системы философии Гегеля. К., 1860; Введение в историю философии. К., 1871; его статьи о Гегеле и Канте в «Философском лексиконе»).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Приезжаем. Принял сурово. Я начал с очевидного недоразумения о хоругвях. «Следственная власть разберет». Я все-таки долго убеждал и, по-видимому, убедил, что ничего подобного не было; рассказал, как я все ждал присылки из района икон для хоругвей, как ждал указаний из отдела Музеев и не дождался, пока не пошел сам отыскивать Котова и предлагать ему на одобрение свой собственный план ремонта. По вопросу об открытии собора остался неумолим. Посылал было нас в Таврический дворец для переговоров с Комаровым, но я увидел бесполезность этого и перешел к вопросу о том, как и что нам ремонтировать, чтобы скорее открыть собор. Он говорил о восстановлении орнамента хотя бы из гипса. Я уверял, что это совершенно невозможно, а что вычищенная медь будет иметь лучший вид черневых украшений на местах орнамента. Что же касается дерева, то его мы выкрасим с алюминиевым порошком, как и царские врата. В субботу он хотел сам приехать посмотреть. Во всяком случае, для открытия нужно заключение отдела музеев о том, что ремонт собора произведен согласно данным от музеев указаниям, и собор может быть открыт. Тогда Бакаев даст разрешение. Завтра надо повидать Котова и переговорить с ним. Старосту просил озаботиться к пятнице столярами и малярами; серебряник будет. 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера В четверг, в Вознесение, совершали в соборе службу при закрытых дверях: о. Т.Налимов служил, а я с псаломщиком пели. Потом прибыл архитектор Котов в собор, беседовал о характере ремонта. Вечером заходил ко мне Л.И.Гиринский по делу защиты Ю.П.Новицкого. Из разговоров его видно, что мало знаком с делом, вращается мыслью в московском процессе и строит на нем различные построения. Рассказал ему о правлении Общества приходов и характере его деятельности. В восьмом часу пошел к Аксенову и на пути встретил накануне освобожденного М.Д.Приселкова, с которым около часу беседовали. Рассказал, как его допрашивали на Гороховой и в Ревтрибунале, как содержали в тюрьмах, поговорили о событиях церковных. У Аксенова беседовали о наших заключенных. У него есть сведения о том, что митрополит, как и Преосв. Венедикт, наговорили много лишнего при допросах, будто бы назвал автора первого своего письма, что Преосв. Венедикт сказал о колоссальных суммах, получаемых свечным заводом и т. п. Сообщал также, что Ю.П.Новицкий и о. Леонид (Богоявленский – Л.А.) сидят в Выборгской женской тюрьме, камера 54, причислены ко 2-й категории с правом передачи, писем и свиданий. Поэтому я, вечером зашел к П.Д.Новицкой (мать Ю.П. Новицкого – Л.А.), и предупредил её о возможности свидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Само же сознание, как коренное свойство души, предполагается уже готовым изначала внутри себя, и только постепенно должно раскрываться для человека. Указанными общими соображениями определяются и частные приемы исследования в психологии Новицкого, и его своеобразные воззрения. Так созданная автором оригинальная теория «внешнего процесса чувственных наблюдений», являющаяся, в сущности, теорией интуитивного познания, вытекает из усвоенной им идеи единства жизни природы и духа. Будучи чисто априорическим построением, она противоречит общепризнанным научным фактам и действительным условиям чувственного познания. В учебниках физики совершенно ясно доказывается, что ощущения, возбуждаемые светом в глазу, не дают и не могут дать понятия о расстоянии до предмета, равно как не могут дать понятия о его величине и форме. Бесспорно, что мир, воспринимаемый зрением, слухом, осязанием, не дается нам ощущениями этих чувств; сама наша душа с изумительною быстротою и легкостью каждое мгновение строит из них те ясные, отчетливые и полные образы, которые мы называем нашими восприятиями. В виду этого, автору следовало раскрыть условия психической деятельности, лежащей в основе предметного воззрения; между тем он, со своей предвзятой точки зрения, прямо приписал духу способность непосредственного восприятия и расстояний, и формы и величины предметов. Анализ рассудочной деятельности в системе Новицкого отличается большею основательностью и сравнительною удобоприемлемостью взглядов. К частным недостаткам этого отдела нужно отнести следующее: понятие недостаточно отличено Новицким от общего представления и нередко смешивается с ним. Далее «понимание», по взгляду автора, составляет особый акт мышления следующий за понятием, но на деле, из всего хода рассуждений автора, оказывается, что она не представляет ничего существенно нового, отличного от понятия. «Способность острот» трактуется автором, как особая способность, занимающая середину между рассудком и разумом, но в суждениях о ней повторяется почти тоже, что уже сказано автором при анализе понятия об «остроумии» – с добавлением лишь некоторых соображений о формах комического.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Словом, в этих исследованиях душа человеческая в общепринятом представлении о ней исчезает вовсе, а остается лишь дух в его неуловимом и непостижимом умопредставлении. Высказанные нами соображения о спиритуализме в значительной степени отразились на психологических системах Новицкого и Кедрова, к обозрению которых мы и приступаем. «Руководство к опытной психологии» Новицкого (К. 1840 г.) представляет собой переделку подобного же руководства немецкого ученого Фр. Фишера, сопровождаемую разнообразными изменениями и оригинальными дополнениями. Следуя Фишеру, автор определяет задачи психологии и способ исследования в духе реализма: в психологии он видит науку эмпирическую, имеющую своим источником опыт, а задачей ее поставляет тщательное наблюдение и точное описание душевных явлений в связи с объяснением их из общего начала, открываемого в них правильным анализом. Но высказавши такой взгляд на психологию, Новицкий вслед затем старается определить, как само существо души, ее природу и свойства, так равно и законы ее деятельности чрез априорические конструкции, а не индуктивным путем. Таким образом, при самом вступлении в область научных исследований, он начинает пользоваться методами спекуляции и, оставляя путь чистой эмпирии, излагает свои воззрения в духе философии Шеллинга, дополняя их суждениями, заимствованными у Аристотеля и неоплатоников. Усвоив себе основной принцип философии тожества, он, с точки зрения этого принципа, развивает все частные положения науки и высказывает взгляды на разные стороны духовной жизни. Так, он всюду старается найти аналогии и между материальными явлениями растительной жизни души и ее сознательными состояниями. Например, образование телесного органа происходит, по его мнению, по тем же законам, как и образование представления, мысли и т. п.; процесс питания аналогичен процессу познавания, а процессы кровообращения и выделения – другим видам умственной деятельности. Далее, чувствительность и раздражительность, как высшие проявления жизненной силы, по его взгляду, не просто соответствуют основным началам специально-душевной жизни – сознанию и воле, но и в них, как и в самой жизненной силе, усматриваются им, хотя и в слабой степени, зародыши сознательной жизни. Притом, одухотворяя материальные процессы органической жизни в человеке, автор отчасти приближается к панпсихизму древних неоплатоников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Определили: Принять к сведению. XIII. а) Отношения Симбирской Духовной Консистории от 29 февраля за 2734, с препровождением дела 1876 года об открытии в г. Алатыре вредной секты, именуемой «Кораблем», и Туркестанской Духовной Консистории от 25 февраля за 1399, с препровождением дел Консистории за 166 – 1893 г. и 551 – 1903 г. о крестьянине Ермоленко – для научных занятий и. д. доцента Д. Г. Коновалова. б) Отношение Г. Директора Московского Публичного и Румянцовского Музеев, от 3 марта за 277, с препровождением журналов: «Дело» 1879 г. кн. 1, «Атеней», 1859 г., т. 2, «Отечественные Записки» 1859 г. Май и Июнь, и «Неделя» 1879 г. – для занятий студента Белоусова. Определили: Дела и журналы сдать (и сданы), для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. XIV. Прошения бывших студентов III курса Академии: а) Макария Новицкого: «Постановлением Совета Московской Духовной Академии от 6 марта сего 1908 года, я был уволен из числа студентов за невзнос платы за содержание меня в Академии. Теперь же вся плата за моё содержание полностью внесена в экономию Академии; поэтому покорнейше прошу Совет Академии принять меня обратно в число студентов Московской Духовной Академии». —37— б) Павла Севастьянова: «Постановлением Совета Академии от 6 марта сего 1908 года я уволен из числа студентов за невзнос платы в экономию Академии. Так как теперь мною внесена плата за содержание, то покорнейше прошу Совет Академии принять меня обратно в число студентов». Определили: Зачислить Макария Новицкого и Павла Севастьянова обратно в списки студентов III курса Академии. XV. Прошение благочинного монастырей 1-го округа Нижегородской епархии архимандрита Иеремии: «Со времени вдовства своего я стремился к одной цели – поступить в Академию, но осуществлению сего заветного желания препятствовали семейные обстоятельства. Устроив семью, я принял монашество, занял в оном видное место – как настоятель и благочинный монастырей. Открылось широкое поле для духовно-просветительной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Больных и отчаявшихся он вдохновлял и утешал, говорил ободряющие слова. Ему верили и серьезно воспринимали фразу над которой ранее посмеялись бы: «Господь тебе поможет!» Современники Владыки рассказывают, что после ссылки он бережно хранил рукописную книгу. На рыжей некачественной бумаге, самостоятельно сшитой, аккуратно от руки очень мелкими буквами был написан текст. Это было Евангелие, созданное другом Владыки – одним из ссыльных, знавших Священное Писание наизусть – в качестве подарка на День Ангела или День рождения. Уже после лагеря Владыка бережно хранил эту книгу как великую драгоценность и святыню, использовал ее во время богослужений. Книга прошла с Владыкой остаток лагерного срока на Колыме, на поселении и, возможно, помогала ему тайно совершать по мере возможностей свое пастырское служение в колымской ссылке. Епископ Вениамин сохранял свое христианское и архипастырское достоинство. Через больницу проходили разные люди. А он был хоть и сотрудником больницы, но заключенным. Владыке нельзя было носить бороду, но все знали, что он Почаевский епископ. Архиерей был молчалив, с больничными интеллигентами-заключенными не сближался, но и не чуждался их. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Сколько раз он был свидетелем духовного падения, унижения людей и даже духовных собратьев, но встретил и стойких верных, не изменявших Богу. Он так говорил об этом: «В лагере встретил и духовных варваров, неисправимых негодяев, духовных капитулянтов, и преследуемых, не теряющих духовной щедрости подвижников». Рисунок 11_1. Центральная больница Северного управления в Беличьей Особая тема – отношения с уголовными заключенными. Здесь проявлялась мудрость Владыки и глубокое понимание человеческой натуры и природы добра и зла. Собеседники Владыки 1970-х годов, вспоминают рассказанную им историю: однажды в небольшой компании выздоравливающих, игроков в домино, один уголовник, использующий язык зоны, задал ему вопрос. «А почему ты, фраер чистой воды, не говоришь по блатному? С тобой трудно иметь дела!» Владыка объяснил ему, что он ни к кому не испытывает неприязни и не скрывает свои намерения, ведь «блатной язык нужен ворам для того, чтобы скрывать свои намерения, свое ремесло от посторонних»; - пояснил он. «Мне нечего скрывать. Это язык вражды, ненависти. В нем обычные слова заменяются другими, так, чтобы унизить человека. Из всего многообразия одинаковых по значению слов выбираются издевательские, грязные, оскорбительные … Я не должен кого-то ненавидеть».

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/24/...

Эта информация дошла до детей отца Валериана. Матушка Доминика умерла раньше, подробностей гибели мужа она так и не узнала. Много раз она писала письма в советские инстанции, с просьбой дать сведения о судьбе отца Валериана, обращалась даже в правительство. В ответ на запросы ей отвечали, что он умер от желудочной болезни в 1935 году в ссылке… В 1999 году священник Валериан Новицкий был причислен к лику местночтимых святых Белорусского Экзархата РПЦ. Юбилейным Архиерейским собором 2000 года отец Валериан был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. См. житие священномученика Валериана (Новицкого) составленное игуменом Дамаскином (Орловским) Читайте также: Новомученики и исповедники. Лица и судьбы «Попа на вилы!» Памяти священномученика Мефодия (Красноперова) Священноисповедник Владимир Хираско: проповедовал слепым детям, осужден за антисоветскую агитацию   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 12 марта, 2022 10 февраля, 2022 16 мая, 2020 9 февраля, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/ne-otrekajsya-ni-ot-bo...

В 1836 г. преподавать психологию в Киевской духовной академии (после Карпова и Новицкого, ушедших в Петербургскую духовную академию и Киевский университет) стал Петр Семенович Авсенев, в монашестве архимандрит Феофан (1810–1852). Сын священника, окончил Киевскую духовную академию, был оставлен при ней. Все свои силы и талант отдал дальнейшему развитию в академии психологии. «Выполнил эту, возложенную на него историею академического образования, задачу, возбудив в студентах академии живейший интерес к науке о душе человеческой и заслужив, многолетнею и плодотворною педагогической деятельности» своею, добрую и признательную память академии, как основатель психологии в Киевской духовной академии» (Сборник из лекций…, 1869, с. III). Он изучил всю европейскую психологическую литературу за последние три века, но при этом постоянно обращался и к святоотеческим трудам (особенно Макарию Египетскому и Исааку Сирину ). Он не успел докончить, как хотел, всю свою психологическую систему. Его работа «Из записок по психологии» была опубликована посмертно в «Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской духовной академии…» (Киев, 1869). Но и в ней психология включена в широкий богословско-антропологический контекст: определение места человека в ряду земных существ, состав самого человека, дух человеческий, степени духовного бытия, образ Божий в человеке, совесть. Автор не прошел мимо и религиозно-психологических тем: естество души человеческой, её происхождение, смерть и состояние души по смерти, магические (необычные) состояния души у разных народов и в разных религиях. Орест Маркович Новицкий (1806–1881) начинал преподавать психологию в Киевской духовной академии, впоследствии стал профессором Киевского университета св. Владимира. Его «Руководство к опытной психологии» вышло в Киеве в Университетской типографии в 1840 г. Автор стремится придерживаться эмпирического подхода, что не мешает ему, однако, говорить о душе, духе, духовном характере и т. д. Третья глава целиком посвящена опровержению материализма. Есть подглавка о святых чувствованиях: подробно анализируется благоговение и совесть. Психологические интересы проявились и в других работах Новицкого: о логике (которую он предваряет очерком психологии, о древней философии, о современных духоборцах).

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

Мне не могут забыть и простить моё видное участие в организации Красной армии, моё участие в разгроме Колчака под Бугурусланом, … и оренбургских казаков атамана Дутова, … мне не могут простить моей боевой работы в Туркестане, закончившейся изгнанием белых из Семиречья и из Закаспия . … Во всём этом я лично усматриваю как-бы особый род вредительства (выделение – В.А.) , имеющего целью удаление с работы честных и полезных советских работников» (Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн./отв. ред. С.А. Красильников. – М.: Политическая энциклопедия, 2016. – (Архивы Кремля)). Политбюро ЦК ВКП(б) постановило: «Новицкого от наказания освободить, высылку снять и допустить на работу в военном ведомстве» ( РГАСПИ. Ф. 17. On . 3. Д. 863. Л. 3 ). Фёдор Фёдорович Новицкий продолжил службу, и в 1943 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. Поскольку прежде Фёдор Фёдорович возглавлял штаб Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота и руководил Военно-воздушной академией имени Н.Е. Жуковского (Анищенков В.Р. Создатели Красной армии. М., Вече, 2021 ). Его родному брату Василию Фёдоровичу Новицкому в 1926 году было присвоено звание «Профессор РККА». В отличие от них, старший брат генерал-лейтенант Евгений Фёдорович Новицкий (как и они, выпускник Академии Генерального штаба) выбрал службу в Добровольческой армии, где занимался составлением новых уставов. И всё же по свидетельству Ю.В. Макарова « В белой армии Новицкий не служил. Гражданская война была совершенно не в его характере. Интересно то, что стрелковая слава Новицкого распространилась так далеко, что когда он очутился в эмиграции в Югославии, тамошний военный министр предложил ему организовать для сербских офицеров стрелковую школу, по образцу старой нашей. И с присущей ему добросовестностью Новицкий этим занялся» ( Макаров Ю.В . Моя служба в Старой Гвардии. 1905–1917. Буэнос-Айрес, Доррего, 1951 ). Умер Е.Ф.Новицкий в Сараево и был похоронен с воинскими почестями на русском участке местного кладбища.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/11/kr...

Новицкий в своем последнем слове сказал, что никаких контрреволюционных выступлений не было. Если же власти нужны жертвы, то пусть будет такой жертвой он один. Ковшаров заявил, что процесс – маскировка действительных намерений власти. Архимандрит Сергий (Шеин): «Инок вне мира, он живет в общении с Богом. Делайте свое дело. Я буду жалеть вас и о вас молиться». ПРИГОВОР Революционный трибунал постановил обвиняемых митрополита Вениамина, архим. Сергия, Новицкого, Ковшарова, Ненашевича, Чукова, Богоявленского, Чельцова, Огнева – расстрелять. Красноармейцы, переполнявшие зал, встретили приговор аплодисментами. Владыка обнял своего защитника, усадил с собой, заставил выпить стакан чаю. Начались томительные дни. 10 августа в «Известиях» за подписью Красикова появилось сообщение, что ЦИК из 10 приговоренных нашел возможным помиловать 6. Помиловать же остальных четырех – митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, Новицкого и Ковшарова было бы преступлением против рабочего класса. В ночь с 12 на 13 августа они были расстреляны. 1 Как известно почти всем друзьям и врагам авторов, один из них является непосредственным учеником А. И. Введенского и лично близким ему человеком. Относясь с уважением и любовью к памяти своего учителя, я, однако, полностью отрешаюсь от всяких личных пристрастий и буду говорить правду и только правду. (А.Л.) 2 Все произведения Введенского стали в настоящее время библиографической редкостью. Мы, однако, твердо уверены, что потомство вырвет их из забвения. 3 Мы не упоминали бы про это, если бы сплетни и пересуды о личной жизни А. И. Введенского не пережили бы его и не оставались бы до сего дня любимой темой церковного мещанства. Скажу кратко: покойный был несчастен в личной жизни в силу сложившихся обстоятельств. Он страдал от ненормальных условий, в которых протекала его семейная жизнь. “Мне очень повезло по службе, – говорил он как-то раз с мукой на лице, – и страшно не повезло в личной жизни”. Во всяком случае, он до конца своих дней оставался верным другом и помощником своей первой жены и нежным отцом своих многочисленных детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010