Некролог в официальном журнале Патриархии, где впервые была опубликована биография Владыки, написал архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев), в будущем митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский. Как будто в ответ на поношения безбожных сил, устроивших даже после Колымы многолетнее гонение на Владыку и записавших его во враги народа и государства, в некрологе говорилось о его патриотичной позиции во время войны (свидетельств было очень много) и заслугах, которые превышали все мелкие деяния его гонителей и ненавистников Бога. Говорилось там о героизме архиереев и священников Украинской автономной церкви в период оккупации. Это связано было с тем, что в 1970–е годы особо актуализировали память о Великой Отечественной войне, и возникла серьезная внешнеполитическая церковная проблема – Константинопольский патриархат под сильным влиянием США интриговал с украинскими раскольниками–самосвятами, которые организационно сохранились за границей... Но, не смотря на все тенденции времени и интересы политические, верующие люди не могли не увидеть свет той духовной звезды, засиявшей в начале 1940–х годов на Украине в лице подвижников и исповедников – священников и архиереев Украинской автономной церкви. Господь отметил те времена, те места и тех людей особыми событиями, особым путем и особой благодатью. О Владыке молились и далеко за Океаном знавшие его архиереи и священники. Например, духовный писатель епископ Митрофаний (Зноско–Боровский), лично знавший украинских архиереев Вениамина (Новицкого) и Симона (Ивановского) в военный период, вспоминал о них в своих статьях и книгах в 1960-80-х годах как о редких носителях «Печати Святой Руси» в СССР. После кончины Владыки люди обращались к нему за помощью и заказывали панихиды. Он им помогал. В Иркутске известна история о том, как за духовной помощью к покойному Владыке Вениамину обратилась монахиня Знаменского монастыря Магдалина, когда она сильно заболела. Ей пришел помысл, что нужно отслужить панихиду по Владыке. Как только это сделали, она сразу почувствовала облегчение, начала поправляться. Когда– то давно, когда она служила старостой в Михайло–Архангельском храме Иркутска, Владыка предсказал ей монашеский путь в Знаменском монастыре. А здесь он помог ей выздороветь.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Пидгайко В.Г. Луганска я и Алчевская епархия//Православная энциклопедия/URL: http://www.pravenc.ru/text/2110759.html Процюк Феодосий, митрополит Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943) М.: 2004 Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904 - 1971 гг.) Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской Соболев Серафим, архиепископ Русская идеология//Соболев Серафим, архиепископ Самодержавие и спасение России. М: Сибирская благозвонница, 2008 – 543 с. Соколов А. Мстислав (Скрыпник). Киев, 2009. Титков Е. Религиозная ситуация на оккупированной Украине//Русское воскресение URL: http://www.voskres.ru/history/titkov.htm Трофимова Иустина, монахиня Курская и Рыльская епархия//Православная энциклопедия/URL: http://www.pravenc.ru/text/2462311.html Фотопатерик/URL: http://fotopaterik.org/ ЦГАВОВУ. ф.4398 . о.1. д.3. л.127-128. Цыпин Владислав, протоиерей История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994 Шарунов А. Подвижник. Памяти архиепископа Иркутского, Читинского, всего Дальнего Востока Вениамина III (Новицкого) 1900–1976//Сибирь 2019, сс. 156-175 Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Русская православная церковь. Глава «Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви» Шкаровский М.В. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны. Часть 3 Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» Впервые в печатном виде опубликовано в журнале «Берег России» 2020 г., сс. 52-69. Липковцы восходят к самосвятскому «рукоположению» Василия Липковского в Софийском соборе Киева в октябре 1921 года. Тогда священники, дьяконы и миряне «рукоположили» для себя «епископа». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Ребенка, ушедшего гулять, нашли убитым в стиральной машине

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

В Чувашии Владыка и его деятельность не могли устраивать безбожные власти. Например, по воспоминаниям современников, после кончины архиепископа Вениамина, от нового правящего архиерея Владыки Варнавы чуть ли не первым делом потребовали увольнения с должности секретаря епархии протоиерея–исповедника Иоанна Рузавина, который занимал эту должность в 1976 году. Ведь Владыка нередко приглашал в секретари ценных священников, которых светские власти повсюду лишали регистрации. Протоиерей Илия Карлинов вспоминал, что в свое время Владыка Вениамин таким образом его просто спас – батюшку с семинарским и академическим образованием после многих лет службы в Никольском храме Канаша, лишили регистрации. «Меня начали в Канаше притеснять, горсовет, горисполком, начали таскать по разным заседаниям и, в конце концов, уволили из храма, – вспоминал священник. – Мы же были тогда наемными работниками у церковных советов. И если тебя уволили, уже ничего сделать не можешь, остаешься без средств к существованию. А у меня семья... Конечно, мне было очень тяжело. И тут вызывают меня в Чебоксары телеграммой. Приезжаю к Владыке. Он спрашивает: «Будешь у меня секретарем?» Отвечаю: «Я солдат, куда пошлют, туда и поеду». Я ему очень благодарен...» Таким образом, многолетние проблемы с Советом по делам религий Владыки Вениамина никуда не исчезли. Он был всецело предан Церкви и продолжал считаться злостным «нарушителем государственного законодательства о культах». Значительную нервотрепку Владыка пережил за несколько месяцев до своей кончины летом 1976 года, когда дерзнул встретить тайно путешествующего по Волге на теплоходе Святейшего Патриарха Пимена. Патриарх «в качестве туриста» В то время архиереи и священники не были полноправными хозяевами церковного достояния и были всесторонне стеснены. Даже положение Патриарха было по большому счету бесправным, он не мог противодействовать разрушительным процессам в Церкви и обществе. Такое положение Патриарха образно сравнивалось с жизнью птицы в золотой клетке. Он не мог по своему желанию посещать епархии, монастыри, встречаться с паствой.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

В настоящее время Центром «Берег Рус» уже подготовлена к печати книга об архиепископе Вениамине (Новицком), содержащая значительно больший объем биографических материалов об этом архипастыре, духовном подвижнике и исповеднике Христовом. Во время архипастырского путешествия в Амурскую область Владыка получил известие о результатах заседания Синода 31 мая 1973 года и переводе его на Чувашскую кафедру. 15 июня 1973 года, через две недели после решения Синода он прибыл на место своего служения в Чебоксары. Первая служба, которую отслужил Владыка в кафедральном соборе города, пришлась на праздник Святой Троицы. Чебоксары встретили архиерея во всей красе: река Волга, город, утопающий в зелени, прекрасный старинный Введенский собор, украшенный березками. Верующие и пастыри прекрасно приняли и полюбили Владыку. В 1976 году в Чувашской епархии было 35 храмов. С формальной точки зрения это даже больше чем в Иркутской и Хабаровской епархиях, где до самого побережья Тихого океана духовными маяками были 26 церквей в крупных городах и поселках (больше безбожники открывать не разрешали). Но при 35 церквях в Чувашии, большей частью сельских, в Чебоксарах действовал на весь город лишь один Введенский собор, к тому же приделы его были заняты фондами музея. В том же Иркутске действующих храмов было три. В Чувашии работал один уполномоченный Громов П.К., ранее Владыка работал с семью уполномоченными и на пастырские поездки по Сибири уходило несколько месяцев. Архиепископ Вениамин, конечно же, душою и сердцем полюбил Сибирь и Дальний Восток и уезжал из Иркутска с большой печалью, переживая за судьбу епархии и паствы. Время показало, что его переживания не были напрасны. По воспоминаниям преемника Владыки на Чувашской кафедре митрополита Варнавы (Кедрова), местный уполномоченный имел задание уволить владыку за штат. «Его прислали в Чебоксары, – вспоминает митрополит Варнава, – и дали указание уполномоченному Громову, чтобы за три месяца найти причину уволить его на покой, снять с должности. Громов потом сам рассказывал мне об этом: «Он – безобидный старец, какой от него вред! У меня рука не поднялась на него написать, чтобы его уволили! Я так его защищал, и вот он до кончины прослужил здесь».

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Об этом ярко свидетельствует история посещения патриархом Пименом Чебоксар 28 июня 1976 года. Участником этой истории был Владыка Вениамин. Путешествие Патриарха по городам Волги окружили тайной, и лишь один Чебоксарский архиерей не убоялся и попытался встретить Предстоятеля. Об этой истории красноречиво написал в своих воспоминаниях приближенный в свое время к Святейшему Патриарху Пимену епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов). В 1990–е годы он вспоминал: «Однажды у Святейшего Патриарха появилась, казалось бы, уникальная возможность посетить епархии, расположенные на берегу Волги. Верующие Углича, Ярославля, Костромы, Ульяновска, Чебоксар, Куйбышева, Волгограда и Астрахани могли бы получить первосвятительское благословение. Но не тут–то было! ...было сделано все со стороны его светских «помощников», чтобы он не встретился с паствой...» По линии МВД Патриарху в этих городах предоставлялись автомобиль и светский гид, навязывались для посещения «ленинские места» и памятники вождю, в Ульяновске ему даже запретили посетить православный собор. «Несомненно, в путешествии по Волге, – вспоминает епископ Сергий – были и другие интересные случаи, о которых, к сожалению, теперь вряд ли кто знает. Я же слышал, что архиепископу Чебоксарскому и Чувашскому Вениамину, Владыке, известному своей глубокой духовностью и истинно христианским смирением, пришлось пережить немало неприятностей от властей за то, что он, узнав о проплывающем мимо Патриархе, поспешил выйти ему навстречу». К счастью, в Чебоксарах Патриарху не запретили посетить кафедральный Введенский собор, которому тогда исполнилось 325 лет. Тем более, храм был только что отреставрирован. Но Владыка Вениамин, случайно узнавший о таком значительном событии и срочно прибывший на речной вокзал для встречи Патриарха, обрел большие проблемы со стороны светских властей. Владыка Вениамин в одном из чувашских сельских приходов Владыка беседует со своим родственником, приехавшим в гости «Ну а ты, отрок, что знаешь?» Направление в семинарию

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

О том, как работает наш Центр, о результатах его деятельности мы регулярно сообщаем в православных СМИ. Деятельность нашей организации является возможной благодаря пожертвованиям и молитвам простых православных людей, сердцем переживающих за наше Православное Отечество. Просим Вашей помощи в работе Центра «Берег Рус»! В настоящее время помимо текущей просветительской и аналитической работы Центр «Берег Рус» подготовил к изданию заявленные ранее книги: - научно-популярную книгу о выдающемся архиерее Русской Православной Церкви архиепископе Вениамине (Новицком) (1900 - 1976); - новую верстку небольшой просветительской книги «Порт-Артурская икона “Торжество Пресвятой Богородицы”». Центр готовит сборник материалов, посвященных Царскому генералу Михаилу Константиновичу Дитерихсу и Приамурскому Земскому Собору. Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» продолжает собирать средства на издание названных работ и на текущую исследовательскую и аналитическую деятельность. Мы сердечно благодарим наших дорогих жертвователей! И просим читателей Русской народной линии помолиться о здравии тех, кто откликнулся на просьбу Центра «Берег Рус» в минувшем сентябре: Иоанна, Анатолия, Сергия, Игоря, Екатерины, Константина, Ларисы, Ирины, Александра, Димитрия, Нэли, Антония, Галины. Романов Игорь Анатольевич , директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук Реквизиты Центра «Берег Рус» для сбора пожертвований: Автономная некоммерческая организация «Центр содействия укреплению церковно-государственных отношений «Берег Рус» ИНН/КПП 2511100464/251101001 Р/с 40703810850000000374 Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк» К/с 30101810600000000608 БИК 040813608 КПП 254002002 Директор Центра: Романов Игорь Анатольевич Интернет-портал: BEREGRUS.RU Электронный адрес: beregrus2015@mail.ru Для удобства, пожертвования также можно присылать на карту Сбербанка России на имя директора Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус» Романова Игоря Анатольевича:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/ce...

Чувашский священник Михаил Степанов, очень почитавший Владыку. вспоминал, что стремился бывать у могилки архипастыря, там он молился, духовно утешался и успокаивался. И он никогда не сомневался, что Владыка – святой. В принципе, в этом не сомневались все, кто близко знал и любил Владыку. Собор «треснул»... «С амая большая трещина опускалась в могилку Владыки Вениамина» В 2004 году возникла острая необходимость произвести перезахоронение Чебоксарских архиереев, погребенных у северной стены Введенского собора. Произошла необъяснимая трагедия. И з–за подвижки грунта, связанного скорее всего с поднятием уровня воды водохранилища Чебоксарской ГЭС и подъема грунтовых вод, по стене, полу и куполу древнего прекрасного собора пошла большая трещина. По одной из версий, появлению трещины предшествовала сильная гроза. Эта огромная трещина, расколовшая стену храма, прошла и над склепом Владыки Вениамина. Протоиерей Михаил Степанов, бывший у Владыки водителем, иподиаконом и жезлоносцем, так сообщал в письме родным своего архипастыря о духовных событиях весны 2004 года: « ...Весной после Пасхальной седмицы собор треснул снизу до купола, трещина большая. И по всему зданию собора пошло много разных трещин. Надо было спасать собор. Комиссия была государственная. И начали вокруг бурить под фундамент глубиной 12 метров и металлической арматурой закачивать цементный раствор до 600 штук бур вокруг фундамента, также и внутри. Так вот, самая большая трещина опускалась в могилку Владыки Вениамина, и тут надо было бурить для укрепления фундамента. И чтобы не задевать бурами Владыку Вениамина, решили выкопать его из могилы. И случилось самое важное...» В день апостола и евангелиста Иоанна Богослова 21 мая 2004 года и накануне праздника Святителя Николая духовенство, призвав в помощь Святаго Духа, и по благословению правящего архиерея митрополита Варнавы, вскрыло могилу и подняло гроб... Священник Михаил Степанов, лично поднимавший легкий гроб архиерея вспоминал: «Я всегда думал и верил, что Владыка нетленный, такой святой человек не может истлеть... Итак, мы Владыку Вениамина выкопали, я сам его гроб перевязывал для поднятия. Как подняли его из могилы, пошло благоухание. И открыли гроб – Владыка Вениамин лежит нетленный...»

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Провидел Владыка и архиерейское будущее своего ученика митрополита Вениамина (Пушкаря). Архиепископ Вениамин (Новицкий) за несколько месяцев до своей кончины передал тогда еще мирянину, преподавателю МДАиС Борису Пушкарю через другого своего ученика архимандрита Иннокентия (Просвирнина) скромную гипсовую панагию ручной работы в виде белой часовенки с изображением Жен–Мироносиц в центре. По прошествии 15–ти лет после получения этого подарка преподаватель Борис Пушкарь стал епископом Вениамином и был направлен на служение в Приморье. Пастырская бдительность Духовенство Чувашии ценило своего пастыря и оставило интересные воспоминания о нем. Особенно отмечают, что при всей высоте положения, которую Владыка Вениамин занимал в церковной иерархии, он запомнился всем как скромный, смиренный человек. «Он вел себя просто, не гордился ничем, держался как простой монах», – рассказывает протодиакон Владимир Лукоянов. Все, кто знал Владыку Вениамина, отмечают его монашескую строгость к себе. В торжественные дни, когда спиртное разрешалось по Уставу на трапезах и в дни своих именин, Владыка дозволял налить каждому гостю только по рюмке сухого вина. Обычно же на столы ставились фруктовые напитки и квас. В этом проявлялась не только аскетичность, но и пастырская бдительность Владыки. Уже в 1959 году в Иркутске он столкнулся с провокацией. Тогда уполномоченный организовал публикацию статьи в «Восточно–Сибирской правде» и областных газетах об одном клирике Крестовоздвиженского собора в Иркутске. Авторы статьи злорадствовали, что в святочные дни батюшка не дошел до дома и попал в вытрезвитель. Конечно, безбожники не поленились использовать этот случай для широчайшей огласки и травли Церкви. За каждым верующим человеком в годы безбожия был контроль, и гонители старались использовать любые слабости людей. Жизнь была тяжелая, и кто–то мог рассматривать спиртное как «утешение», но Владыка оберегал своих пасомых, стремился, чтобы у безбожников не было возможности находить повод поносить Церковь.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

По сельским храмам на «Запорожце» Обо всех сферах деятельности архиепископа имеются воспоминания и свидетельства его сподвижников. Много таких свидетельств в «Журнале Московской патриархии» за 1973–76 годы. В рубрике «Из жизни епархий» рассказывалось о том, какие приходы Чувашии посетил владыка Вениамин в первый год своего назначения на Чувашскую кафедру. 15 июня он прибыл в Чебоксары, а с середины июля начал объезд удаленных от Чебоксар сельских приходов: Перво–Чурашева Марпосадского района, Альгешево, Луцкое Комсомольского района, Акулево Чебоксарского района, Мало–Чурашево Ядринского района, Анат–Киняры Чебоксарского района. На Покров 1973 года он служил в городе Алатырь . В некоторых храмах по его благословению произносились две проповеди – на русском и чувашском языках. Протодиакон Владимир Лукоянов, который часто сопровождал Владыку в поездках по сельским приходам, вспоминал: «Ездили мы на «Запорожце». Дороги плохие, бывало, так развезет – не проедешь, особенно осенью – грязища по колено, выбираем, выбираем путь, кое–как пробираемся. То полем, то по лугу, или сбоку от дороги. Случалось – до самой церкви грязи по колено. Но на приходах бабушки его встречали с цветами, с хлебом–солью. Народу обычно бывало очень много, как на демонстрации, помню, поют всю дорогу, пока он идет до церкви. Храмы – битком!» Владыка Вениамин был талантливым проповедником. Его проповеди посвященные Господу, Божией Матери, праздникам Ее иконы, Небесным заступникам касались сердец людей. В центре внимания была Церковь, спасающая Благодать Святого Духа, действующая в истории человечества, в святых и наших современниках. Жизнь Владыки была свидетельством этого. Он рассказывал прихожанам о том, что помогало ему самому переносить жизненные трудности. И часто впечатление производили не только слова, но и сам архиерей – исповедник, измученный борьбой, переживший самые страшные гонения и лишения, но укрепившийся в вере. Верующим были дороги его образ, его любовь, его глубокая слезная молитва к Господу.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Владыка, опытный педагог и духовник, очень любил детей и юношество. Он направлял многих молодых людей из Чувашии на учебу в Московскую духовную семинарию. А тех, кто «не дотягивал» по уровню знаний, сам лично готовил. Протоиерей Михаил Степанов, много лет до рукоположения проработавший водителем у архиепископа Вениамина и митрополита Варнавы вспоминал о том, как владыка Вениамин направлял ребят на учебу: «После службы в армии я часто бывал в храме в Канаше. Многие мои товарищи поступили учиться в духовную семинарию. Предлагали и мне. «Что для этого надо?» – спрашиваю. – «Надо съездить в Чебоксары к архиерею за характеристикой и направлением». Поехали мы с Александром Михайловым к владыке Вениамину. Он принял нас ласково, улыбается. Псалтырь открывает. «Читай!» – говорит Саше. Саша читает хорошо, бегло. «Вас возьмут!» – улыбается архиепископ Вениамин. «Ну а ты, отрок, что знаешь?» – обращается он ко мне. «Отче наш» знаю!» – «Главную молитву знаешь, хорошо, остальные выучишь, но пока я написать тебе направление не могу». Он расспросил меня о моей жизни, а потом говорит: «Ты мне нужен, оставайся у меня! Я тебя за год подготовлю и направлю учиться». Я съездил домой, уволился с работы и приехал обратно. Я и в армии так не волновался… Я поступил на работу в епархию 15 августа 1975 года... Он был для меня больше чем родной. Я прожил полтора года с ним, владыка ни разу на меня голос не повысил – он был очень добрый, умный. К нему приезжали очень много людей отовсюду за советами. Владыка Вениамин всегда говорил: если спросил совета, надо так делать, не сомневаться. Он свою прозорливость не показывал, но я ее чувствовал...» «Ты владыка и я владыка...» Прозорливость Митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий (Антонов) вспоминает, что в детстве, в восьмилетнем возрасте, будучи сыном клирика Введенского собора, стал другом Владыки Вениамина и очень полюбил его. О своем общении с архиереем он вспоминает: «На Пасху 1974 года он пригласил меня к себе домой. И я очень хорошо помню: такие яркие, лакированные пасхальные яйца – целая тарелка! Для меня это было так удивительно! Принесли кулич, принесли сладкий чай, и я ел, а Владыка смотрел на меня, радовался и улыбался. Я запомнил его слова, сказанные в тот день. Дело в том, что он в миру был Сергей, и я тогда тоже был Сергей. Он сказал: «Ты Сергий, и я Сергий, ты – преподобный, и я – преподобный. Ты Владыка, и я Владыка». Так он сказал, и я это помню очень хорошо. Тогда я не придал особого значения его словам, но, видимо, все–таки, он предвидел, прозрел мое архиерейское будущее».

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010