каз. прик. кн. 39, лл. 349–350. Ср. кн. 42, лл. 272–331). Во второй половине XVII в. Алексин значится в Суздальской епархии, откуда в 1668 г. снова поступает в патриаршую область (Каз. Патр. Прик. кн. 87, л. 88, 649–695. Временник Императ. Моск. Общ. Истор. и Древн. Рос. XXIII, 71. Акт. Ист. IV, стр. 230). Нужно думать, что в северо-западной части нынешней Тульской и северо-восточной Калужской губернии были сместные владения четырех, если не пяти епархий: Крутицкой, Суздальской, Коломенской, Рязанской и патриаршей области. Этим отчасти можно объяснить несколько преувеличенное показание городов Коломенской епархии у Павла Аленнского. 520 Неволин, VI, 62,72. Начало перехода территории Коломенской епархии на рязанскую сторону р. Оки можно относить ко времени перехода чернигово-северских князей к Москве и договора Ивана III с рязанским князем Феодором Олеговичем в 1483 г., когда Ростиславль, Венев, Тешилов и Елец с областями поступили в ведение Москвы. С этих пор открылась широкая дорога политическому и церковному влиянию Москвы на места в верховьях Дона и Оки, и, судя по спутанности тамошних епархиальных границ, в XVI в. существовал чуть не захват новых мест – кому и где придется.... Примером может служить уже рассказанная история с Донковом. 522 Город на Солове или Солова основ. в 1576 г. ныне Тульской губ. (Неволин VI, 82). В числе городов Коломенской епархии по окладной книге не назван самый гор. Солова и четвертый соловский Окологородный стан. Не принадлежал ли Окологородный стан с городом другой соседней епархии, наприм., Крутицкой или Рязанской? Соловский уезд граничил с Дедиловским. В нем 1628–1677 г. были станы Окологородный, Засоловский, Псовский и Корницкий (Опис. Док. Арх. Минист. Юстиц. I, 2502–2507). Путешествие антиох. патриарха Макария в России в пол. XVII в. Москва. 1897 г. вып. II, книга VI, гл. I–II. Перевод с араб. проф. Муркоса. Антиохийскому архидьякону Павлу, в бытность его вместе с отцем своим патр. Макарием в России, сказывали, что Коломенская епархия самая бедная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Да церковь другая, древяна, клетцки, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия, а в церкве образов местных: образ страстотерпца Христовая Георгия на празелени, а у него прикладу венец да гривна серебряны; образ Пречистыя Богородицы Одигитрея на празелени, а у него прикладу гривна серебряна; деисус и двери царские и северские на празелени. А книги и сосуды у обеих церквец одни. Да на колокольнице четыре колокола медных. Строение церковное все мирское " . Церковный причт у обеих церквей также был один, и церковная земля была общая. На церковной земле были две кельи, " а в них " , сказано, " живут черноризица старица Варсунофья да старица Онисья,- питаются от церкви Божий " . Через двадцать лет при Никольском храме был уже придел во имя архангела Михаила, что и отмечено в переписных книгах 1646 г.: " Церковь Николы чудотворца да вверху в приделе церковь архангела Михаила, да церковь другая, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия " . Кроме замечания, что на церковной земле находились кельи, в коих жили старицы-нищие, никаких дополнений к вышеприведенному описанию не сделано. В последующих писцовых книгах 1676-1679 годов обе церкви описаны подробно. " Церковь Николы чуд. - древяна, по верху две главы. У той же церкви вверху церковь в приделе Собор архистратига Михаила... другая церковь теплая, древяная, клетцки, с трапезою, во имя великомученика Христова Георгия... Колокольня рубленая, круглая, о осьми углах, верх шатровой з главой; на колокольне семь колоколов... " . Описаны так же, как и в книгах 1623-1625 годов, церковные образа, ризы и утварь, и указано вокруг церквей количество земли, которая принадлежала им и на которой отмечены восемь келий стариц-нищих. В переписных же книгах того же времени (1677-1678 гг.) и тех же писцов о приделе при Никольской церкви почему-то не упомянуто. Через десять лет в писцовых книгах 1687-1688 годов Никольская и Георгиевская церкви описаны почти тождественно с книгами 1676-1679 годов и только при описании церковной земли прибавлено: " ...что в Богдановых книгах Засецского написано на той на церковной земле подле кладбища в восьми кельях нищие старицы,- и в прошлом во 190 году (1682) те нищие старицы по указу Великих Государей переведены за реку Сухону в Новодевичь монастырь " .

http://sobory.ru/article/?object=50419

7. Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе. 8. Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, 9. Се азъ послю и возм вс племена сверска (реч Гдь), и Навходоносора цр Вавлнска раба моего: и привед ихъ на землю и на битатели е, и на вс зыки, же окрестъ е, и ихъ, и поставлю ихъ во ужасъ, и в и в вчное. 9. Вот Я пошлю, и возьму все племена северныя, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ея, и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их, и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. 8, 9. О «племенах северских» см. толков. на Иер. 1:15, 4:6 . Навуходоносор называется рабом Господним здесь, как и в Иер. 43:10 , в таком же смысле, в каком это название пророком Исаиею ( Ис. 43:10, 44:26 ) усвояется Киру персидскому, т. е. в том, что он исполнял намерения Божия, хотя Самаго Господа и не знал (ср. Ис. 45:4 ). Поставлю ихъ во ужасъ и в ср. Иер. 18:16, 19:8 . И в вчное ср. Иер. 23:40 . И Навходоносора цр Вавлнска раба моего. Русский, следующий масор. тексту, перевод: к Навуходоносору царю Вавилонскому согласуется с предыдущими словами только в таком случае, если вместо «и возьму» сказано: и пошлю. Но последнее значение не может принадлежать соответствующему евр. глаголу. Перевод слав.-греч., равно как и сирский пешито, халдейский и вульгата основаны на чтении (признак винит. пад.) вм. масор. (и к, – и в масор. тексте неудобообъяснимо). – И в – перевод основанный на чтении (срав. Иер. 23:40, 29:18 ) вм. масор. . Иер. 25:10 10. И погблю нихъ гласъ радости, и гласъ гласъ  жениха и гласъ невсты, мра, и свтъ свтилника. 10. И прекращу у них голос радости и голос веселия голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. 10 . Ср. Иер. 7:34, 16:9 , где речь о прекращении голосов радости и веселия, жениха и невесты. Здесь прибавляется еще предсказание прекращения (по русскому переводу) звука жерновов и света светильника. «Жерновами» называется ручная мельница, которая, естественно, работает, пока человек жив и нуждается в хлебе. Звук жерновов есть, таким образом, признак присутствия живых существ в известном месте. «Свет светильника» в доме – другой такой же признак. Прекращение звука жерновов и света светильника – признак погибели жителей, запустения страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

А князья русские не поспели за Владимиром. Половцы же, увидев полк Владимира, храбро на них идущий, побежали, гонимые гневом Божиим и святой Богородицы. Наши же погнали их, и рубили их, и семь тысяч взяли в полон, одних князей половецких было четыреста семнадцать, и Кобяка схватили, Осолука, Барака, Тарга, Данилу, Башкорта, Тарсука, Изу, Глеба Тириевича, Ексна, Алака и Толгыя, тестя Давыдова, с сыном, Тетия с сыном, Кобякова тестя Турундая. И помог Бог и святая Богородица Владимиру месяца июля в тридцать первый день, в понедельник, в день памяти святого Евдокима Нового. Даровал Господь победу великую нашим князьям и воинам их над врагами нашими, побеждены были иноплеменники куманы, или половцы. И сказал Владимир: «В этот день, дарованный нам Господом, возрадуемся и возвеселимся, ибо Господь избавил нас от врагов наших и поверг врагов наших под ноги наши, и сокрушил головы змиевы». И была радость великая: дружина обогатилась пленниками, и колодников повели, оружье добыли и коней, и возвратились домой, славя Бога и святую Богородицу, скорую на помощь роду христианскому. В год 6694 (1186) . Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие. В тот же год, того же месяца в восемнадцатый день, в день памяти святого мученика Потапия, в субботу, родился сын у великого князя Всеволода, и нарекли имя ему в святом крещении Константин. В том же году надумали внуки Ольговы пойти на половцев, так как не ходили в прошлом году со всеми князьями, но сами по себе пошли, говоря: «А что, мы разве не князья? Такую же себе славу добудем!» И встретились у Переяславля Игорь с двумя сыновьями из Новгорода-Северского, брат его Всеволод из Трубчевска, Святослав Ольгович из Рыльска и пришедшие на помощь к ним из Чернигова. И вошли в землю половцев. Те же, услышав, пошли навстречу, говоря: «Братия наша перебита и отцы наши, а другие в плену, а теперь вот на нас идут». Послали весть по всей земле своей, а сами пошли навстречу и поджидали войска свои, а наши к ним идут, к вежам их. Половцы встретили их, не подпустив к вежам, и, не дожидаясь остальных войск, сошлись в битве. И побеждены были половцы, и гнали их до веж, и взяли русские полон – жен и детей, и стояли три дня в вежах их, веселясь и говоря: «Братия наша ходила со Святославом, великим князем, и бились с половцами на виду у Переяславля, те сами к ним пришли, а в землю Половецкую не посмели за ними пойти. А мы в земле их, и самих перебили, и жены их полонены, и дети их у нас. А теперь пойдем следом за ними за Дон и перебьем их всех без остатка. Если же и тут одержим победу, то пойдем вслед за ними и до лукоморья, куда не ходили и деды наши, а славу и честь свою всю возьмем до конца». Но не знали о предначертании Божьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. накажите те народы, которые оскорбляли Евреев. «Словами: обыдите землю, – говорит св. Ефрем Сирин , – пророк дает знать Иудеям, что настало время отмщения врагам их Идумеям и другим народам». И обыдоша землю, – присовокупляет св. пророк, – т. е., исполнили повеленное Господом, совершили суды Его, наказали враждебные Церкви народы. Ст. 8. И возопи, и рече ко мне глаголя: се исходящш на землю северскую, упокоиша ярость мою на земли северстей. С евр.: Тогда позвал Он меня, и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную, упокоили дух Мой на земле северной. Ангел Иеговы, или Сам Господь, громким голосом возопил, и сказал св. Захарии, что кони вороные, а вслед за ними – белые (т. е. Ангелы, под видом коней) исполнили в точности Его повеление в земле Вавилонской, наказали Вавилонян за то, что они, сверх меры, Богом определенной, угнетали и мучили Евреев в Вавилонском плену, тогда как Халдеи должны были только держать их у себя, как овец в овчарне ( Мих. 2:12 и др.), и этим наказанием успокоили, говорит Господь, дух Мой, т. е. утолили праведный гнев на Вавилонян, удовлетворили гневу Моему. Здесь кончается видение колесниц с конями. Оно имело целью показать, что народы, враждовавшие против народа Божия, а потому – и против церкви Божией, не останутся не наказанными. Настанет время, их постигнет гнев Божий, а потому, Иудеи не должны падать духом; они должны надеяться на Господа, и от Него ждать помощи. Ст. 9, 10. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: (ст. 10) приими, яже от плена, от князей, и от ключимых его, и от разумевших его, и внидеши ты в день он в дом Иосии Софониина, грядущаго от Вавилона. С евр.: И было слово Господне ко мне: (ст. 10) возьми у пришедших из плена: у Хелдая, у Товии, и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона. Чтобы поддержать и укрепить надежду Иудеев на Бога, пророк, указывая на лицо первосвященника Иисуса, дает разуметь, на кого они должны теперь надеяться, и кто спасет их. Они теперь должны надеяться на Мессию, коего прообразовал первосвященник Иисус, сын Иоседеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иез.47:17 .  И будет граница от моря до Гацар-Енон, граница с Дамаском, и далее на севере область Емаф; и вот северный край. Заключается описание северной границы указанием на ее общее протяжение от з. к в. и определяется пограничная с этой стороны иноземная область, чтобы она не причислялась к св. земле. «Гацар-Енон» ­­ Иез.47.17 , и Чис 34.9 по значению слова «двор источников» или «истоков» (LXX: «от двора Енанова») и контексту естественно искать у истоков Иордана, следовательно, приблиз. ­­ нынеш. Банъян или соседний Ел-гадр. Это самый восточный край северной границы, тогда как море (Средиземное) западный. Все к северу от этой линии уже языческие пределы – именно Дамасская и Емафская область. Букв. «и будет граница от моря, до Гацар-Енона – граница Дамаска и север к северу (Сменд: «от Дамаска граница описывает дугу к северу») и граница Емафа и край (ет – меат, член вин. ет при этом слове предлагают читать зот – сей, вот) северный». LXX: «сии пределы от моря: от двора Енанова (а за погр. чертой от м. и Е. -) пределы Дамасковы, и яже к северу (­ и еще более северная страна), и предел Емафов, и предел северск» (и более северные страны). Иез.47:18 .  Черту восточного края ведите между Авраном и Дамаском, между Галаадом и землею Израильскою, по Иордану, от северного края до восточного моря; это восточный край. Букв.: «и восточный край от (местности) между (мибен – от между) Хавраном и между Дамаском (с одной стороны) и между Галаадом – и между землей Израилевой (с другой стороны) Иордан от границы (указанной северной; но члена нет) до моря восточного (Мертвого, ­­ Иоил. 2.20 ; Зах 14.8 ) отделите (тамоду) и это край восточный». Таким образом, восточная граница, начинаясь от восточного края северной границы, шла по Иордану до Мертвого Моря, чем все Заиорданье исключалось из территории св. земли будущего (см. предв. зам.). LXX: «Иордан делит (составляет границу, гевул) к (до) морю на востоки фиников», επι ην – θαλασσαν, την προς ανατολας Φοινικωνος, (до моря, которое на восток от города Финикона); по блаж. Иерониму LXX читали тамоду как тамарот (финики); если это чтение верное, то здесь указывалось в первоначальном тексте должно быть в качестве южного края восточной границы та самая Тамара, которая в ст. 19 является исходным пунктом южн. границы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому что смешение добра и зла уравнивает то и другое. А значит, в конечном итоге девальвирует и унижает добро. Это железный духовный закон. Апостол Павел прямо говорит: «...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6:14-16). Я понимаю, почему мы называем Бахмут Артёмовском. И сейчас это правильно. Часть Донецкой земли захватили украинские фашистские войска и переименовали город на свой лад. Это юридически ничтожно, поэтому, конечно, сейчас — Артёмовск. Но если эта война — за смыслы и за обретение снова себя, то и названия всех наших городов должны отражать наши смыслы. Вот сегодня из военной сводки: «Наши войска взяли посёлок Благодатное». И ведь какое название! Красота какая. Вся Россия в этом слове — «Благодатное». Разве нет? А отражает наши смыслы товарищ Артём? Несколько лет назад я был в Святогорской лавре, над ней стоит памятник этому Артёму. Вернее, он Фёдор Сергеев. Артём — это псевдоним. Памятник уродливый, но охраняется ЮНЕСКО — считается шедевром кубизма. Артём, который устанавливал советскую власть на этой земле, не только закрыл Святогорский монастырь, но и лично казнил монахов. В зимние морозы товарищ Артём с солдатами выводили монахов на лёд и расстреливали. Тела сбрасывали в прорубь. Воды Северского Донца ещё долго были красными от крови. Через несколько лет палач сам погиб мучительной смертью. Ему оторвало голову в железнодорожной катастрофе. Незадолго до этого, в начале ХХ века, лаврский святой преподобный Исаакий предвидел, что на этой вершине вместо храма встанет гонитель и палач. Он долго смотрел на гору и сказал: «Я не вижу там церкви. Я там здорового человечину вижу». В очередной раз Господь нам всем даёт шанс ответить себе на вопрос: мы страна палачей или прозорливцев? Вариант «и тех и других» не принимается. Борис Корчевников, генеральный директор телеканала «СПАС», ведущий телеканала «Россия 1» @boriskorchevnikov

http://ruskline.ru/opp/2023/01/12/pro_to...

Ст. 4, 5. И отвещах и рех ко ангелу глаголющему во мне: что суть сия, господи? (ст. 5) И отвеща ангел глаголяй во мне и рече: сия суть четыри ветри небеснии, иже исходят предстати Господу всея земли. С евр.: И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это господин мой? (ст. 5) Отвечал Ангел, и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли. Когда св. Ангел истолкователь видений обратил внимание св. пророка на новое видение, то, тем самым, как бы, вопросил его о значении сего видения. Потому, св. Захария и говорит – отвечал я, тогда, как прямого вопроса не было со стороны Ангела, т. е., я отвечал Ангелу, что не понимаю значения видения, а потому – желаю знать, что оно означает. Св. Ангел отвечает, что колесницы, виденные пророком, означают ветры небесные, т. е. Ангелов, которые должны были произвести истребление среди людей там, куда посылаются. Некоторые, разумея не духов, а ветры, понимают так: колесницы означают царства, находящиеся на четырех ветрах или странах мира 76 . Но такое понимание, как мы заметили, не согласуется с тем объяснением Ангела, что эти колесницы предстоят Господу, и исходят. Явно, что св. Ангел разумел духов небесных, которые предстоят престолу Божию и исполняют Его повеления в мире у известных народов, их наблюдению порученных: «это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли», говорится в Еврейском тексте. А потому, и должно понимать, что св. Ангелы предстояли пред Богом, а получив повеления от Него, поспешили исполнить их, где следует. Ст. 6. Въ нейже беху кони врани, исхождаху на землю северскую, и белии исхождаху вслед их, и пестрии исхождаху на землю южну. С евр.: Вороные кони там выходят к стране северной, и белые идут за ними: а пегие идут к стране полуденной. «Захария (объясняет бл. Феодорит) видит коней вороных, устремленных в северную часть вселенной, и дает сим разуметь гибель Вавилона 77 , а св. Ефрем Сирин разумеет, именно, «Персов, идущих в землю Вавилонскую», которая находилась на Севере, по отношению к Палестине (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Почему для всех нас так важно заявление премьера Словакии? «Таким образом, мы должны создать прифронтовую зону с жёстким режимом контроля за перемещением людей, максимально переселить людей и быть готовым к дистанционным ударам противника. Только так мы сможем хоть как-то себя обезопасить», - подчеркнул эксперт. По его словам, проблема заключается в том, что у противника коммуникации лучше, чем у нас. «Он может оперативно перебрасывать войска. А для нас крайне сложно перебросить резервы с Запорожья под Северск. Поэтому мы не должны оголять другие участки фронта. Разведка у ВСУ работает хорошо. Как только мы это сделаем, сразу же возникнет угроза прорыва. Но что можно сделать? Сейчас мы большое внимание уделяем уничтожению ПВО противника. Украина в этом нам помогает. Когда мы стали работать корректируемыми авиабомбами, враг стал подтягивать к линии фронта С-300, по которым мы стали работать " Ланцетами " », - подчеркнул аналитик. «Следовательно, - подчеркнул он, - нам надо сосредоточить внимание на уничтожении систем ПВО на Северском направлении, чтобы мы могли обрабатывать линию фронта и ближние тылы авиацией. В этом случае нам ненужно было бы там столько артиллерии». «Есть ещё одна проблема. Возле Северска расположен узел обороны Славянск-Краматорск-Константиновка. Наверное, придется работать по ПВО, которая расположена там. Мы тогда создадим максимальную свободу для действия тактической авиации, чтобы она могла увеличить сброс корректируемых авиабомб не только на фронте, но и на глубине до 20 км. Повторюсь, Северск они долго оборонять не смогут, потому что он находится в низине. А если мы возьмем высоты вокруг города, он будет простреливаться насквозь», - добавил эксперт. По его словам Северск и Авдеевка – задачи разного уровня. «Большого продвижения на двух направлениях мы однозначно нё добьемся. Если мы возьмем Авдеевку, это уменьшит обстрелы Донецка, мы зайдем во фланг группировкам в Марьинке и в Угледаре, но кардинально это ничего не изменит. Я не вижу, чтобы у Украины была возможность штурмовать Донецк. Зато угроза продвижения со стороны Северска в сторону Соледара и Артёмовска существует. Поэтому Северское направление для нас всё равно важнее. Понятно, что люди гибнут в Донецке и Горловке. Но мы все равно должны сперва освободить Северск и только потом заняться ликвидацией всей юго-западной группировки ВСУ от Авдеевки до Гуляйполя», - заключил Владимир Евсеев.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/03/se...

Оному же не восхотевшю обратитися, ни послушати, и дасть ему зелье, оному же обухавшю и восплаковшю, рче: да луче есть на своей земле костью лечи, нели на чюже славну быти. И приде во свою землю, от него родившюся Концаку, иже снесе Сулу, пешь ходя, котел нося на плечеву " . Но в целости дошло до нас поэтическое сказание о несчастном походе северских князей, Игоря Святославича с братьею на половцев, Слово о полку Игореве. Особенные доблести этих князей, их ревность добыть себе славы в борьбе с погаными, их великодушие, по которому они не захотели покинуть в беде черных людей, заслуженная, следовательно, народная любовь к этим князьям, любопытные подробности похода, необыкновенная удача вначале, необыкновенное бедствие в конце, которое, однако, не уменьшило, но еще увеличило славу князей, наконец удивительное спасение Игоря из плена - все это должно было возбуждать сильный интерес в народе к этому событию, которое потому и стало предметом украшенного, поэтического сказания; самые подробности похода, как они сохранились в летописи, всего лучше показывают нам интерес, связанный для древней Руси с этим событием, всего лучше объясняют нам возможность и необходимость существования Слова. Нам нет нужды даже предполагать, что сочинитель Слова был житель страны Северской, ибо вспомним, что в это время племя Ольговичей стояло на первом месте во всей южной Руси: старший в этом племени, Святослав Всеволодович, сидел тогда на столе Киевском, следовательно бедствие северских князей должно было найти сильное сочувствие и на западном берегу Днепра. Сочинитель Слова о полку Игореву не хочет начинать своего рассказа прямо о походе северских князей на половцев, но хочет предпослать ему старые слова, ограничиваясь, однако, былинами позднейшего времени, именно начиная со времен Владимира Мономаха, или, как он называет его, Владимира Старого, в противоположность другим, младшим Владимирам. Эти былины позднейшего времени, начиная со времен Владимира Мономаха, он противополагает песням, сочиненным по замышлению вещего Бояна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010