106 Сама заповедь имеет глубоко нравственное значение. Проблема морально- нравственного звучания, когда за понятием свободы стоит христианская заповедь: «возлюби ближнего своего….». По сути – это ядро нравственности в христианстве. Категория и понятие любви является психологически-нравственным нервом вероучения. 107 Иоанн Постник в 582–596 гг. был патриархом Константинопольским. Им составлен покаянный номоканон, или епитимийник, который отличается значительными послаблениями епитимий, в сравнении с теми, что налагались по рекомендациям Отцов Церкви. Вопросы Кирика отражают заинтересованное внимание древнерусских духовников к заповедям этого автора. Епитимийник Иоанна Постника вошел в состав «Устюжской Кормчей» XIII в. 109 Повторное возвращение к теме прелюбодеяния и согрешения в Великий пост . Прежде ответ на это уже был дан. Попущается супругам, а в отношении других более строгое регулирование. Запрещение усложняется другими запретами. Перечисляется, что надо исполнять, чтобы очистить свой нрав перед Церковью, чтобы вместо греховных проявлений появилась любовь к ближнему. Вот в чем нравственный резон по отношению к согрешающему. 110 Нравственная установка здесь базируется на заповедях Св. Писания, освящающих брак: Ср.: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2, 24 ); «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19, 6 ); «И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мк. 10,8 ); «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Еф. 5, 31 ). 111 Если нарушается норма церковных установлений, то это блуд. Но если есть разрешение духовника, послабляющего строгие установления для супругов, – это морально допустимо. 112 Продолжение темы о супружеской морали, но в приложение к субботним и воскресным дням, как дням воспоминания о бескровной жертве Христа и его воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

4 . К светлым, радостным образам: заря – луна – солнце, добавляется еще один, вызывающий священный страх: Ужас яко вчиненны, или грозная, как полки со знаменами . Св. Церковь – это воинство Христово, вселяющее страх и ужас в противящихся Богу. «По молитве их (христиан, воинов Христовых. – Г.Ф.), поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением». А когда смертью очищена была Церковь от солгавших Духу Святому Анании и Сапфиры, то «великий страх объял всю церковь и всех слышавших это... Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» ( Деян. 4:31; 5:11.13 ). Суламифь, блистающая как заря, прекрасная, как луна, светлая как солнце подобна апокалиптической «жене, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр. 12:1 ), вступившей в грозную брань с«великой блудницей, женой, сидящей на звере багряном, вином блудодеяния своего упоившей народы земли» ( Откр. 17 ). И страшна в этой брани Церковь , грозная, как полки со знаменами . А знамена ее – это знамения Божией благодати. Можно вспомнить икону Божией Матери «Знамение», защитившую новгородцев от грозных полков нападающих, можно вспомнить знамения света, от образов Спаса и Богоматери, даровавших благоверному князю Андрею Боголюбскому победу в сражении с волжскими булгарами (праздник первого Спаса). Кроме того, воинство Церковное состоит не только из праведников на земле, но и из чинов ангельских. Ужас яко вчиненны. Небесные воинства и чины всегда ратоборствуют вместе с земной Церковью против всех сил тьмы века сего. Бл. Феодорит в словах ужас яко вчиненны видит указание на упорядоченность и чинность, присущие Церкви Христовой. «Удивляются же... не токмо свету ея, но и благочинности: ибо ничего нет неустроеннаго, ничего смешаннаго, ничего безпорядочнаго в невесте Господней: поскольку она по правилу действия свои располагает, и жизнь свою как бы по рисунку и образцу препровождает». Чинность и стройность иерархии, благолепие богослужения и каноническое устроение определяют стройность и чинность воинства Христова и наводят ужас на супостата.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Ибо вы сами достоверно знаете, — пишет апостол Павел, — что день Господень так придёт, как тать в ночи. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность!», тогда постигнет их внезапная пагуба… Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ниже тьмы. Итак, да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронёю веры и любви и шлемом надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Ииусом Христом,умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили (ср.: 1Сол.5:2–10 ). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь. Приложение 16. Православные Общества и Согласия трезвости, действующие на территории России В списке представлены координаты субъектов трезвенного просвещения , ведущих активную деятельность в сотрудничестве с Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение» и Координационным центром по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. 1. Абакан. Группа «Трезвение» при храме во имя св. князя Владимира; 8 (923) 217–72–10; yuriyjatkin@mail.ru 2. Архангельск. Общество трезвости при храме во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского; 8 (953) 934–35–17; afhxram@gmail.com 3. Белгород. Согласие трезвости при храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» при Областном наркологическом диспансере; 8 (910) 320–80–72; ot.ioann@yandex.ru 4. Бурятия, г. Кяхта. Общество трезвости при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы; 8 (914) 844–92–14; protolegma@mail.ru 5. Великий Новгород. Межприходское общество трезвости при храме в честь свв. блгвв. князей Бориса и Глеба;

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

Ветхозаветные праведники и пророки почитаются как те, кто своей верой предвосхитил пришествие Христа Спасителя. Среди них по именам на проскомидии поминаются наиболее известные персонажи библейских книг: Моисей и Аарон, Илия и Елисей, Давид и его отец Иессей, Даниил и три отрока. Ветхозаветные праведники и пророки почитаются в Церкви как те, кто, подобно Предтече, приготовили путь Христу. Их образы занимают важное место в росписях и иконостасах храмов. В Послании к Евреям говорится, что они …верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Ин.11:33–38 ). Апостолы почитаются как первые ученики Христа, которым Он Сам вверил дело распространения Своего учения по всей вселенной. Из всех апостолов по именам на проскомидии названы только двое: Пётр и Павел. Почитание этих двух апостолов восходит к самой глубокой христианской древности, причем с самого начала, насколько можно судить по сохранившимся источникам, это было совместное почитание. Уже в стенописи римских катакомб Пётр и Павел нередко помещаются вместе; церковный праздник в их честь тоже с самого начала был общим. Пётр и Павел почитаются как «первоверховные» апостолы, несмотря на то что Павел при жизни Христа не входил в число Его учеников, а присоединился к общине учеников уже после Его смерти и воскресения. Чудесное обращение Павла – один из главных сюжетов книги Деяний апостольских ( Деян.9:3–19 ) и одно из главных событий раннехристианской истории. Вслед за апостолами поминаются святители, среди которых первые три места занимают Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , именуемые в богослужении «вселенскими великими учителями»: все они жили в IV веке и внесли решающий вклад в победу Церкви над ариан ской ересью и в формирование христианского догматического богословия. На четвертом и пятом местах стоят Афанасий и Кирилл – крупнейшие богословы Александрийской Церкви, жившие соответственно в IV и V веках. На шестом месте в списке святитель Николай Мирликийский – один из самых почитаемых святых в восточной и западной Церквах и, безусловно, самый почитаемый святой на Руси. К этим именам древних святых в русских Служебниках добавлены имена святителей, просиявших в Русской Церкви: святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также Никиты, епископа Новгородского, и Леонтия, епископа Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Для каждого человека сатана готовит свою сеть, и тем искуснее и тоньше сплетает ее, чем выше человек в духовном отношении. Людям глубоко благочестивым, святым сатана расставляет наиболее тонкие сети. В конце XI века в Новгороде жил великий чудотворец Никита, бывший ранее затворником Киево-Печерского монастыря 17 . Когда он, пребывая в затворе, стремился к высшему совершенству, явился ему сатана в ангельском виде и сказал: «Никита, я буду молиться за тебя, ты же замени молитву чтением Священного Писания, и читай больше всего Ветхий Завет ». Никита поверил, что это Ангел света, послушался его и совсем перестал молиться и читать Новый Завет, а Ветхий Завет изучил наизусть. Братия монастыря узнали об этом и поняли, что Никита находится в диавольском прельщении. Они пришли к нему и выяснили, кто являлся ему и почему он перестал молиться и читать Новый Завет. Их святыми молитвами сатана был отогнан. Никиту наставили на путь истинный, и со временем он был поставлен во епископа Новгородского. На святых неоднократно исполнялись слова апостола Павла: «лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид Ангела света» ( 2Кор. 11:13–14 ). Если такое случается даже со святыми, то что же говорить о нас, убогих и слабых? Нас легко совратить не только тем, кого святой Павел называет лжеапостолами, но и просто тем людям, речи которых кажутся нам правдивыми. Даже мы, верующие, быстро поддаемся на льстивые слова, с какими обращаются к нам, например, баптисты. Они прикидываются глубоко благочестивыми, полными любви, говорят ласково,– и вы попадаетесь в их сети и уходите из Церкви Христовой на погибель. Со слабыми людьми бывает еще хуже: сатане нет надобности плести для них очень тонкие сети, он уловляет их просто и грубо, как ловят рыбу на удочку. «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И пошла о нем слава великая, и все дивились, как сбывались его слова. Посылает однажды Никита к князю Изяславу сказать ему: «Нынче убит Глеб Святославич в Заволчьи. Скорее пошли сына своего Святополка на престол в Новгород». Как он сказал, так и было, – через несколько дней пришла весть о смерти Глеба. И с тех пор прослыл затворник пророком и стали слушаться его князья и бояре. Но бес не знал будущего, а что сам сделал, или чему научил злых людей – убить ли, украсть ли – то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него советы или слово утешения, – бес, мнимый ангел, рассказывал, что случилось из-за него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его. Никто также не мог состязаться с Никитой в знании книг Ветхого Завета, – он его весь наизусть знал: книги Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств и все пророчества. Вообще все книги еврейские знал на память. Евангелия же и Апостола, преданных нам в благодати для нашего утверждения и исправления, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и другим не позволял беседовать с собою о них. И из этого все поняли, что он прельщен. Не могли стерпеть этого преподобные отцы... И все они пришли к прельщенному, помолились Богу и отогнали беса от затворника, и после того он не видел его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом Завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг Ветхого Завета, которые прежде знал наизусть, а теперь не помнил из них ни единого слова. После изгнания беса он был в таком состоянии, что почти разучился говорить, так что блаженные отцы едва научили его грамоте. С тех пор предал себя Никита воздержанию, и послушанию, и чистому, смиренному житию; так что всех превзошел в добродетели, и впоследствии был поставлен епископом в Новгороде. Киево-Печерский Патерик ( 86, 82–85 ). САМОВОСПИТАНИЕ Всего труднее познать и исцелить самого себя, потому что вместе с человеком рождается самолюбие и каждый, по пристрастию к самому себе, извращает истинный суд. Святитель Василий Великий ( 8, 378 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Молитва веры одолела вражью силу, бежали нечестивые. С великим торжеством возвращался благоверный князь в Великий Новгород, воспевая Богу благодарственный псалом: «Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошение уст его не отринул. Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословение навеки, возвеселил его радостью лица Твоего, ибо царь уповает на Господа и по благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет (всех) ненавидящих Тебя». (Псалом 20-й, благодарственная песнь Богу за дарованную царю Давиду победу.) И прославлено было имя Александра во всех странах до моря Понтийского и до гор Араратских, по обе стороны моря Варяжского и до Рима. С тех пор народное прозвание «Невский» соединилось с именем великого князя. А благодарная церковь запечатлила его этим именем в своих скрижалях. В то время умножился народ литовский, и начали они тревожить область Александрову. Он же стал их избивать. Случилось ему однажды выехать на них, и побил он семь полков ратных за один выезд, множество князей и воевод, одних побил, других забрал в плен. Слуги же его привязали насильников к хвостам коней своих. И стали они бояться имени его. (...) Некогда же пришли послы из Рима от папы и так говорили князю Александру Ярославичу: «Папа наш сказал: «Слышал я, что ты князь славный и храбрый, и что земля твоя велика. Того ради послал я к тебе от двенадцати моих кардиналов двух искуснейших, Агалдада и Гемонта, да послушаем ученья их о Законе Божьем». Князь ж е Александр подумал с мудрецами своими и так ему ответил: «От Адама до потопа и до разделений народов и до Авраама, от Авраама до прохода Израиля через море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царства Соломона до Августа и до Рождества Христова, до распятия и воскрешения, от воскрешения и восшествия на небо до Константина-царя, от первого собора до седьмого обо всем этом я хорошо знаю». И добавил: «Учения Вашего мы не примем». Они же возвратились восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не только удельные князья, но сам великий князь Димитрий Иванович Донской и святители Алексий и Киприан столь же благоговейно внимали его слову, как и последний поселянин княжества Московского. А виденные им в видении птички Божии, его ученики и собеседники, разлетелись из его гнездышка Радонежского – обители Святой Троицы, во все стороны и основали до семидесяти монастырей. Долго было бы перечислять все сии обители, укажем на некоторые, более других известные. В Москве: Спасо-Андрониев, основанный преподобным Андроником, и Симонов, – святым Феодором, племянником преподобного Сергия, впоследствии святителем Ростовским. В Звенигороде – Сторожевский, основанный преподобным Саввою, в Коломне – Голутвин, основанный преподобным Григорием, в Серпухове – Высоцкий, основанный преподобным Афанасием. И не в одних пределах Московских строили обители ученики и собеседники Сергиевы. В отдаленных от Москвы краях – Новгородском и Вологодском, мы встречаем имена птенцов Сергиевых. Таков был преподобный Афанасий Железноборский и др. Так Бог благословил смиренный труд Своего угодника, смиренного старца преподобного Сергия: его духовное потомство умножилось без числа, и тем принесло Русской земле новое благословение Божие. 37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе, почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли ( Лк. 2:1–7 ). Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

О явлении преподобного священнику Феодосию, первый и второй раз с приказанием, и третий раз с угрозой и наказанием, а потом с милостью и прощениемНе умолчу о Божием даровании, не могу утаить благодеяния Господа нашего и не хочу скрыть явления и чудеса преподобного отца нашего, нового чудотворца Александра, начальника и игумена нашей обители, Ошевнева монастыря, который сотворил Бог его ради на мне грешном. Пришел я в монастырь, приняли меня, и игумен постриг меня и сделал иноком и в черные одежды облек меня в понедельник первой недели Святого поста. И поручил он меня старцу некоему, Елисею именем. Прошло сорок дней, указанных монастырским уставом, и еще несколько дней прошло, и вот в среду Светлой недели явился мне преподобный Александр, как наяву, назвал меня по имени и сказал мне: «Чадо Феодосие, иди в Великий Новгород, возьми от архиепископа благословение и приими сан священства». А узнал я святого по написанному образу, который положен на гроб его. И стал я отказываться. Он же взял меня за правую руку и дал мне обещание, как бы со временем желая дать мне мздовоздаяние некое, что и случилось после, по слову святого. Пошел я к архиепископу, принял сан священства и возвратился в обитель. Спустя несколько времени некоторые братия монастырские возроптали, и я присоединился к ним. И вот второй раз явился мне преподобный Александр в великой церкви и сказал мне: «Разве ты начальный во обители?» Я же поклонился ему и сказал: «Что это ты, господине отче, спрашиваешь меня, как бы не зная? У нас есть игумен, а я — священник». Святой сказал: «Так скажи своему игумену: " душевное попечение о всех лежит на твоей душе " . Тебе же скажу: " оставь всякие злые козни и позаботься о своей душе " ». Упав перед ним на землю, стал я плакать и сказал: «Ты мне, отче, будь наставником и учителем!» Придя в себя от явления, я никого не увидал и только заливался слезами от наставления святого. С наступлением вечера пришел я на собор и сказал одному из братии, что не мое это дело; и они также прекратили свое начинание. Прошло несколько времени и по навету диавола овладело мною неверие, иногда я веровал в истинность явления, иногда же считал его за призрак сна. Также и о чудесах святого думал я надвое, а видел я много чудес, происходивших перед нашими очами. Подумал я и сказал себе: «Если бы не было даровано святому от Бога, то не мог бы он творить сих знамений». Пришел в себя и познал свое согрешение и стал помышлять о том, чтобы написать хотя малое из многого. И взялся я за дело не по своему ухищрению, но возлагая надежду на Бога и надеясь на молитвы преподобного. Простер я грешную и грубую свою десницу и начертал начало душеполезной повести. Потом, написав немного, обленился и по небрежении оставил в забвении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Признавая «предметную целостность» логической основой Русской идеи, мы должны найти в наличной действительности реальное образование, демонстрирующее главное качество «целостного предмета», обладающего способностью саморазвития, конструктивным сочетанием частей и органичной сопряженностью духовных и материальных сил в едином теле. Таким идеальным выразителем «предметной целостности» как практическим основанием Русской идеи служит «родное Слово», элементарная частица Речи как главного средства информационного общения людей. Именно Слово, Речь, Язык как полнота речевого общения выступают фундаментом разумной жизни русского народа и всего человечества. « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1-5). Руководствуясь этим неугасимым светом вербального бытия, русская философия должна опираться в своих исканиях истины на методологию «онтологического символизма», когда целостная организация языка служит направляющим исследовательским вектором постижения тайн мироздания. «И возрождение Русского Мира в грядущей истории человечества зависит прежде всего от благодатной мощи Русского Слова. Но чтобы его животворная сила защитила русский мир от погибели, надо самому народу прийти к этому духовному источнику своего существования, испить «целебной влаги» его чистых родников, признать в Русском Слове сокровенную суть Русской Жизни, утвердить Слово истинным основанием Бытия» (Гореликов Л.А., Лисицына Т.А. Русский путь. Опыт этнолингвистической философии. Ч. 1-3. Ч. 1. Символика смысла в структурах бытия. Великий Новгород, 1999. С. 11). И реальное совершенство Русского Слова определит жизненную целостность и творческую мощь грядущей России. Гореликов Лев Александрович , доктор философских наук РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/17/ne...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010