В Вологодском архиерейском доме были проведены допрос и медицинское освидетельствование архиепископа. 30 дек. 1831 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) сообщил в Синод о его полной вменяемости: «...ни по разговорам, ни по телодвижениям, ни по другим действиям, никакого расстройства умственных способностей не замечается» (см. подробнее: Головщиков. 1893. С. 5-6). В Прилуцком мон-ре И. вел подвижническую жизнь, много писал, в т. ч. ряд статей для духовных журналов. В 1837-1840 гг. Синод присылал к И. старообрядцев для их увещевания. В бумагах архиерея сохранилось его соч. «О происхождении двуперстнаго, троеперстнаго и именословнаго крестного сложения». Вологодский еп. Стефан сочувствовал И. и хорошо отзывался о нем в донесениях Синоду. Следующий Вологодский архиерей, свт. Иннокентий (Борисов) , с любовью относился к ссыльному архипастырю. Указом Синода от 7 февр. 1839 г. И. получил разрешение совершать богослужения, это известие архиерей встретил со слезами. В нояб. 1841 г. по ходатайству свт. Иннокентия И. дозволялся выход за пределы обители; он познакомился со мн. жителями Вологды, принимал участие в делах монастыря, помогал бедным. Горожане любили и уважали архипастыря, считая безвинно пострадавшим, прозорливым и юродивым. 17 апр. 1848 г. И. был назначен настоятелем Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . 25 мая того же года под колокольный звон всех городских церквей он прощался с жителями Вологды, при выезде из города благословил его. В Толгском монастыре за 2 года до смерти И. приготовил для себя дубовый гроб, выкопал могилу около Спасской ц. монастыря, где и был погребен. И. был награжден орденами св. Анны 2-й (1818) и 1-й (1829) степени, св. Владимира 3-й степени (1824). После смерти в его бумагах было найдено много заметок, неоконченных статей, черновиков писем Московскому свт. Филарету (Дроздову) , Новгородскому митр. Серафиму (Глаголевскому) , Ярославскому архиеп. Нилу (Исаковичу) , Кишинёвскому еп. Иринарху (Попову) , Тобольскому архиеп. Евлампию (Пятницкому) и проч. Большая часть книжного собрания И., оставшегося в Иркутске, была передана в Иркутскую ДС, а в 1920 г. поступила в Иркутский гос. ун-т. Помимо печатных изданий XVIII-XIX вв. в б-ке И. хранились и рукописные сочинения, в т. ч. «Хрисмологион, сиречь книга преречнословная» (XVII в.) Николая Спафария и «Молдавский летописец» (XVIII в.) архим. Варфоломея (Мазэряну).

http://pravenc.ru/text/674019.html

В Иркутске М. занимался и научными исследованиями. Он первым из ректоров обратил внимание на семинарскую б-ку, в которой обнаружил рукописи XVII и XVIII вв., в частности, жизнеописание патриарха Московского и всея Руси Никона с пометами архиеп. Феофана (Прокоповича) и рукописи, касающиеся КДА. В 1869 г. в связи с 50-летием академии М. передал в академическую б-ку рукописные книги «Палинодия» (1621) и «Книга о вере» архим. Захарии (Копыстенского) , а также сочинение волынского помещика Евстафия Гизеля (Киселя) «Antapologia, или Опровержение Апологии Мелетия Смотрицкого», изданное в 1632 г. под именем Геласия Диплица с посвящением митр. Киевскому свт. Петру (Могиле) . За это М. было «преподано благословение» Синода от 7 апр. 1870 г. и выражена признательность КДА (50-летний юбилей КДА. 1869. С. 359). Настоятель иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) монастыря Мартиниан (Муратовский) указал М. на хранившуюся в б-ке обители рукопись с поучениями, к-рые предание приписывало 1-му еп. Иркутскому и Нерчинскому свт. Иннокентию (Кульчицкому) . Нек-рые списки поучений хранились у жителей Иркутска. М. решил доказать несомненную принадлежность поучений свт. Иннокентию, с 1871 по 1873 г. в «Иркутских епархиальных ведомостях» печатал исследование под заглавием «Предание о проповедничестве св. Иннокентия, первого епископа Иркутского и Чудотворца». Там же М. напечатал и сами поучения, по словам современника, «принятые к сердцу всею Сибирью», сделав проповеди свт. Иннокентия доступными читателям. 300 экз. своей книги «О проповедничестве св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и Чудотворца...» (Иркутск, 1873) пожертвовал в б-ки духовно-учебных заведений Иркутской епархии, за что ему было «преподано благословение» Синода. Свой труд М. выслал архиеп. Ярославскому и Ростовскому Нилу (Исаковичу) , в 1838-1853 гг. возглавлявшему Иркутскую епархию. Последний в своем отзыве 26 февр. 1874 г. писал: «Труд этот давно вызывал делателя, только не обреталось его... Вы тщательно исполнили долг свой. Характер поучений святителя определен и объяснен как нельзя лучше. Теперь остается издать их отдельною книгою, с ликом святителя и его житием. Это будет венцом вашего труда» (Отзыв высокопр. Нила, архиеп. Ярославского, об издании поучений св. Иннокентия, еп. Иркутского…//Иркутские ЕВ. 1874. 15, 13 апр. С. 176).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

В своей нелестной характеристике сибирских городов архиеп. Нил совпадает с их оценкой в сочинениях светских путешественников. Сравним, например, описание губернского города Перми (Пермская епархия вплоть до 1799 г. входила в состав Тобольской, т.е. собственно Сибирской митрополии, и потому даже в начале XIX в. еще могла психологически быть относима к Сибири) у Нила и у Мамина-Сибиряка. «Пермь – город незавидный и не соответствующий населению и значению Пермской губернии. Улицы в нем широки, но песчаны и дурно застроены. Даже прекрасною рекою Камою горожане доныне не умели воспользоваться. На берегах ея видел я одно нестроение…Собор нового зодчества и замечателен по мраморному своему иконостасу…Кроме сего Пермь не имеет ничего замечательного и отзывается как бы кладбищем…» (7–8), – пишет Нил. Мамин-Сибиряк как бы вторит ему: «Я думаю, никому даже и в голову не пришло пожалеть о том, что некогда было осмотреть губернский город Пермь, который замечателен тем, что в нем решительно нет ничего достойного внимания. Пароход тяжело повернулся и ходко двинулся вниз по многоводной широкой Каме. На левом берегу раскинулся город, т. е. какие-то развалины около самого вокзала, затем какой-то деревянный балаган, несколько церквей и заборов; у самой воды стояли соляные магазины и толпились солоноски – жалкие, оборванные создания. Правый, низменный берег был покрыт жалкими кустами. Скоро пароход оставил далеко назади эту неприветливую картину» [Мамин- Сибиряк 1988:286–287]. Впечатление весьма сходное: нестроение, неумение воспользоваться природными богатствами, унылый вид. Сибирь на значительном своем пространстве представляется архиеп. Нилу пустой, не дающей ярких впечатлений: «От Обской переправы до Томска слишком 150 верст. Но проехав это протяжение, оставляешь в памяти лишь то, что не видел ничего. Ибо ни один предмет не делает впечатления, могущего занять мысль или чувство» (43). И только Иркутская губерния и сам город Иркутск – место его назначения – получают относительно положительную оценку: «Дорога усеяна, можно сказать, селениями, и притом так устроенными и расположенными, что даже в лучшей из российских губерний поставили бы их в первый разряд» (54). «Вся площадь и весь берег от ворот городских до сада покрыты были народом. И это многолюдство оправдало предо мной то мнение сибиряков, что Иркутск есть столица Сибири» (64).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Всего в седьмом и восьмом томах напечатано около 810 писем святителя Игнатия и 170 писем его корреспондентов. Если же добавить сюда письма, напечатанные в предыдущих томах, то общее их число в настоящем издании Полного собрания творений Святителя составит, соответственно, около 1100 [ 3 ] и 200. Письма святителя Игнатия в седьмом и восьмом томах (так же, как и в предыдущих) сгруппированы по адресатам и комментариями, что наполняет их в ряде случаев новым смыслом, делает более понятными и позволяет точнее судить о тех, кому они написаны. Из всей переписки, включенной в Настоящее издание, наибольший интерес, по нашему мнению, представляют: 1) письма к игумену Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Дамаскину (Кононову) — 3-й том (опубликованы впервые); 2) переписка с игуменом Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря Антонием (Бочковым) — в 4-м томе; 3) письма к Высокопреосвященному Нилу (Исаковичу), архиепископу Ярославскому — 7-й том (публикуются впервые); 4) письма к выдающемуся государственному и военному деятелю Н. Н. Муравьеву-Карскому — 5-й том; 5) письмо святителя Игнатия к герою Севастопольской обороны П. С. Нахимову и ответ Нахимова на него — 8-й том; 6) переписка с делопроизводителем Сергиевой пустыни П. П. Яковлевым — 7-й том. Особую значимость имеют также разделы (помещенные в 6-м и 7-м томах), представляющие переписку святителя Игнатия с духовными деятелями, ныне прославленными Русской Православной Церковью в лике святых и преподобных: переписка с Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) и Митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым), а также переписка с Оптинскими старцами и фрагменты переписки с Угрешским архимандритом Пименом (Мясниковым) (многие из этих писем публикуются впервые). Большой массив впервые публикуемых писем потребовал расширить издание дополнительным, восьмым томом. Так что в 7-й том нами включена переписка святителя Игнатия с архиереями Русской Православной Церкви, с настоятелями монастырей и другими монашествующими, а также его переписка с учениками и сотрудниками по служению в Троицко-Сергиевой пустыни и Николо-Бабаевском монастыре. Содержание 8-го тома составляет переписка с мирянами — родными, близкими, друзьями, тут же помещены ответы на письма, посланные разными людьми по случаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

С. 81; 11. С. 89; 12. С. 97; 16. С. 128; Архангельский И., прот. Речь при гробе высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 214; он же. Речь над могилою архиеп. Нила на 40-й день по его кончине//Там же. 33. С. 257-258; [Архиеп. Ярославский и Ростовский Нил, † 21 июня 1874 г.]//Там же. 26. С. 201; 27. С. 209-210 (отд. изд.: Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский: Некр. Ярославль, 1874); Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский//Странник. 1874. 7. Отд. 2. С. 38-45; Духовное завещание почившего высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 16. С. 337-338; К некрологу высокопреосв. Нила//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 29. С. 231-232; Кончина и погребение высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//ХЧ. 1874. 7. С. 560-566; Орлов Д., свящ. О пособии духовенству Самарской епархии, страждущему от неурожая хлеба//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 2. С. 29-31; Распределение покойным преосв. Нилом своего имущества//ХЧ. 1874. 8/9. С. 884-887; Сперанский И., прот. Речь высокопреосв. Нилу, сказанная 7 апр. 1874 г. настоятелем ярославской Всехсвятской ц. после произведения его в сан протоиерея//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 30. С. 233-234; Тихвинский Н., прот. Речь, произнесенная при отпевании тела в Бозе почившего преосв. архиеп. Нила//Там же. 27. С. 215-216; он же. Слово - в 40-й день по кончине высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 32. С. 249-253; Троицкий И., прот. Слово при погребении высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 210-214; Церемониал погребения почившего в Бозе высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 28. С. 223-224; Лествицын В. И. Монгольские переводы архиеп. Нила//Ярославские ГВ. 1875. Ч. неофиц. 76. С. 5; Орлов В., свящ. Дни 2-4 июня 1861 г., проведенные покойным высокопреосв. Нилом, архиеп. Ярославским и Ростовским, в с. Воскресенском на Обноре Любимского у., где почивают мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Сильвестра//Ярославские ЕВ. 1875. Ч. неофиц. 16. С. 127-128; Заслуги преосвященных: Ярославского Нила//Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода гр. Д. Толстого по ведомству правосл. исповедания за 1874 г. СПб., 1876. С. 3-6; Отзыв митр. Иннокентия о преосв. архиеп. Ниле Исааковиче//Ярославские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. 34. С. 272; Из Иркутских восп. о преосв. Ниле (Исаковиче)//Там же. 1880. 15. С. 115-118; Отъезд в 1853 г. высокопреосв. Нила из Иркутска в Ярославль//Там же. 1888. 23. Стб. 365-366; Струве Б. В. Восп. о Сибири: 1848-1854 г. СПб., 1889. С. 23-25, 173-174; Толстой М. В. Хранилище памяти моей: Нил, архиеп. Ярославский//ДЧ. 1891. Ч. 1. 4. С. 613-618; Самчевский И. А. Восп.: 1800-1886. К., 1894. С. 92, 97-99; Из писем к архиеп. Нилу: О С. А. Юрьевиче//РА. 1899. 12. С. 549-555; Родосский А. С. Биогр. словарь студентов первых 28 курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907. С. 315-316; Луппов П. Н. Обозрение Вятской епархии еп. Нилом в 1836 г.//Вятские ЕВ. 1908. Отд. неофиц. 31. С. 875-886; 32. С. 889-898; 33. С. 909-921; он же. То же: в 1837 г.//Там же. 1909. 8. С. 157-166; 9. С. 195-204; Владимир, иером. Ярославский Спасо-Преображенский мон-рь, что ныне Архиерейский дом. Ярославль, 1913; Анастасенко Г. Ф. Архиеп. Нил (Исакович) и его минералогическая колл.//Памятники науки и техники, 1990. М., 1992. С. 167-177; Ивановская О. Г. Архиеп. Нил (Н. Ф. Исакович) как ярославский краевед и обществ. деятель//Век нынешний… век минувший: Ист. альм. Ярославль, 2000. Вып. 2. С. 107-115; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии XVII - нач. ХХ в.: Альбом. М., 2000; Дулов А. В., Санников А. П. Правосл. Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. 2 ч.; Саймон К. Латинские цитаты в «Путевых записках» архиеп. Нила (Исааковича): Архиеп. Нил (Исаакович) и свт. Филарет (Дроздов)//Филаретовский альм. М., 2008. 4. С. 77-92; Мельникова С. В. Миссионер, ученый, философ, поэт: Образ автора-путешественника в «Путевых записках» архиеп. Нила (Исаковича)//Вестн.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Другие письма свидетельствуют о благожелательном отношении Преосвященного Нила ко всей деятельности святителя Игнатия в монастыре, в частности, о его содействии в сборе средств на начавшееся строительство нового храма. В этом отношении примечательны письма от 14 и 23 февраля 1866 г., в которых святитель Игнатий советуется с Преосвященным Нилом по поводу найденного близ монастыря камня. Дело в том, что, будучи в Екатеринбурге, Преосвященный Нил посетил там «Фабрику шлифовальную, или гранильную, как ее здесь называют. Из камней, наиболее употребительных на фабрике суть: разноцветные яшмы, агаты, порфиры, топазы, или точнее горные хрустали, и раухтопазы. В качестве первостатейных показывают здесь ставки цирконовые, гранатовые, аметистовые». Увлекшись здесь камнями, Преосвященный Нил собрал «замечательный по собранию и высокой ценности минералогический кабинет», завещанный им Санкт-Петербургскому университету. Конечно, Преосвященный Нил показывал свой минералогический кабинет епископу Игнатию, который мог оценить его по достоинству… Последнее письмо святителя Игнатия к Преосвященному Нилу было написано 18 апреля 1867 г. — за 12 дней до кончины. Письма святителя Игнатия к Высокопреосвященному Нилу (Исаковичу) [ 35 ] Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Ризничий мой передал мне, что Ваше Высокопреосвященство изволили сообщить ему о расположении Вашем дозволить поступление в Бабаевский монастырь тем из воспитанников Ярославской семинарии, которые захотят вступить в оный. А я именно об этом хотел просить Вас при личном свидании. Спешу объяснить пред Вами предположения по сему предмету. При настоящем развитии просвещения в России необходимо, чтоб и монашество, подвизающееся в монастырях, имело образованность, соответствующую своему назначению. Опыт доказал, что этого можно достигнуть, привлекши образованных юношей в братство. Пройдя послушания и вкусив плоды смирения, они соделываются полезными членами Христианского общества, фактически объясняющими пред ним пользу истинного монашества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1809 Базаров Иоанн Иоаннович, штутгартский протоиерей, автор известной Библейской Истории. Сконч. в Штутгарте в 1895 г. 1810 В этой аллокуции изображается положение римско-католической церкви в России в крайне бедственном положении и польско-латинское духовенство представлено в ореоле св. исповедников и мучеников. 1811 Нил Исакович , архиепископ Ярославский с 1853 г. Некоторые современные Нилу иерархи и обер-прокурор св. Синода граф Толстой были не высокого мнения о нем. См. автобиогр. записки преосвящ. Саввы Т. III, стр. 744, т. IV стр. 692. 1812 Ростиславов Димитрий Иванович, ординарный профессор физико- математических наук в Петербургской академии, автор изданной в Лейпциге книги: Об устройстве дух. училищ в России. 1814 Филарет Александрович Сергиевский, профессор академии, впоследствии ректор Вифанской семинарии. 1817 По поводу назначения Янышева ректором академии преосвящ. Платон писал: «Думаю, что Янышев очень будет полезен, если он не увлечется самолюбием, не только для академии, но и для церкви. Богословские же науки наверно им будут очень подняты. Ибо он знаком с литературой всей Европы». 1818 Гаевский И.С., чиновник духовно-учебного управления. Преосвящ. Платон писал П.С-чу: „Пишут мне, что обокрали казну Духовно-учебного управления на 75 тысяч р. Из них 30 нашли у Яковлева, бывшего казначеем. Гаевский удален от должности и состоит под судом. 1820 Мысль П.С-ча, не специалиста по истории раскола, глубокая и верная, не усвоена специалистами, обращавшими более внимания на мелочи в жизни раскола. 1828 Позволяем себе остановиться на тех изречениях, которые будто бы доказывают, что ап. приписывает πνεμα и не возрожденному человеку: 1Кор.2:11 «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем (τ πνεμα το νϑπου, τ ν ατ)? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Здесь ап. Выражает общеизвестную психологическую истину; потому, заявляют, он говорит вообще о человеческом духе, а не о духе возрожденном. ( В.Н. Мышцын . Учение св. ап. Павла о законе дела и законе веры. Сергиев Посад 1894, стр. 34). Но для общих психологических истин у апостола нет особенных терминов (см. II), и потому он употребляет свой термин антропологический. Здесь πνεμα το νϑπου противополагается πνεμα Θεο и не противополагается только, но и сравнивается. И известно, что именно πνεμα человека, а не что-нибудь другое может идти в сравнение с Духом Божиим. Так это место не может идти в доказательство указанного мнения.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

† С.П.Б. 1854. февр. 6. Сейчас приехал я из Казанского Собора, в коем было общее молебствие. по случаю рождения Великой Княжны Веры Константиновны 182 . Обращаясь к полученному мною письму Вашему, от 29-го Генваря, не нахожу слов благодарить О. Ректора за побуждения по Консистории лентяев: Бутягина 183 и Демидова; а вас не могу похвалить за то, что отказались принять на себя назначения помогать в скорейшем делопроизводстве по 1-му столу. А если все так станем рассуждать, как вы, что мы-де временные: то и я должен бы был по Синоду отрекаться от всяких поручений, между тем как я всё исполняю с полным усердием. Да что тебе хочется? Быть постоянным членом? Если это совместимо: то и будет 184 . Мне ничего не стоит это сделать. Прочие же резоны вашей лености и… ти (ваши выражения) никуда не годятся, разве в потачку беспечному Бутягину. Что в нём, что он высокопочтенный и заслуженный старец? Он доказанный нерадивец и негоднейший начальник. И ваши рассуждения действительно унижают вас, а не то, что вы пишете, что ваша помощь по 1-му столу могла бы служить унижением Бутягину, пустейшему клеврету Григория Ивановича. Пишете, что Григорий Иванович опять вторгся в Собор, по милости вышеозначенного дурака, и Крузенштерна. Но первый – дурак бессильный, а Крузенштерн пусть распоряжается по Одесской Кирке!.. 185 Мещанину ж кулаку безсостоятельному нельзя быть церковным старостой, без воли Архиерея. По всему следует Рушенкова 186 оставить при Сретенской Церкви, а Толстопятову 187 быть Ктитором при Соборе. Нового Губернатора Софоновича хвалят. Он доселе был здесь Вице-Директором Министерства Внутренних дел; и я имею уже известие, что он скоро будет у меня, чтоб познакомиться и получить некие об Орле сведения 188 . Каковы у вас приходы? У нас – за Генварь –церковн. обращ. в экономич. 208 p., 69 коп.; певческой 123 p., Братской 189 р. 29 коп – всего 499 р. 88 коп. – Слышно, что бывший старец Ярославский Евгений 189 оставил Нилу 190 70 тысяч рублей серебром суммы экономической и церковной по Ярославскому Архиерейскому Дому! При сем случае воспоминая обстоятельства рождений Нила Исаковича , родившегося от бывой попадьи, чрез два года после смерти мнимого отца его, при Николаевской Могилёвской церкви, при коей был Вонсевич, показывавший мне и несчастную метрику сию, – нельзя не согласиться с утверждающими, что незаконнорождённые всегда бывают счастливее законных детей!!! 191 Послушают ли такового Нила Ярославские раскольники, узнав о бело-русничестве и рождении его???! А они любопытны!!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Иннокентий Московский . В 1869 г. был утвержден новый устав общества, по которому оно было подчинено Св. Синоду и ограничено в своей деятельности содействием материальному благосостоянию отдельных миссий без вмешательства в управление ими в других отношениях, касающихся порядка церковного, учебного, административного и того, что было поручено ведению епархиальных архиереев. Для ближайшего местного попечения о миссиях были заведены епархиальные комитеты В. П. М. о. под председательством местных архиереев. С учреждением общества все миссии благодаря его пособиям оживили и расширили свою деятельность. Даурская духовная миссия. Была основана в 1681 г. по указу царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха Иоакима с целью распространения православия среди коренных народов Забайкалья, в то время перешедших в российское подданство. Состояла из 12 монашествующих во главе с отцом Феодосием, игуменом Темникова Сретенского монастыря Тамбовской епархии. Центрами миссии стали основанные миссионерами монастыри: Свято-Троицкий Селенгинский (1681) и Посольский СпасоПреображенский (конец XVII в.). Миссия шла успешно: буряты и тунгусы активно принимали крещение, образовывались целые селения новокрещеных. Но в конце 1-й пол. XVIII в. в связи с активным распространением среди забайкальских бурят ламаизма миссия ослабела. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на территории окормления миссии восстановилась впоследствии благодаря открытию Забайкальской духовной миссии. Забайкальская духовная миссия. Была открыта в 1814 при епископе Иркутском Михаиле (Бурдукове). Ее задачами были: обращение в православие иноверцев, содействие политике русификации, ослабление роли ламаизма и шаманизма среди бурят и эвенков, их просвещение через миссионерские школы и училища. Выдающаяся роль в миссионерской деятельности среди бурят принадлежит архиепископу Иркутскому Нилу (Исаковичу , 1838–53), архиепископу Иркутскому Парфению (Попову, 1860–73). Миссионеры содействовали переходу части бурят и эвенков к оседлому образу жизни, занятию земледелием, распространению грамотности, внесли определенный вклад в дело изучения культуры коренных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010