В Вологодском архиерейском доме были проведены допрос и медицинское освидетельствование архиепископа. 30 дек. 1831 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) сообщил в Синод о его полной вменяемости: «...ни по разговорам, ни по телодвижениям, ни по другим действиям, никакого расстройства умственных способностей не замечается» (см. подробнее: Головщиков. 1893. С. 5-6). В Прилуцком мон-ре И. вел подвижническую жизнь, много писал, в т. ч. ряд статей для духовных журналов. В 1837-1840 гг. Синод присылал к И. старообрядцев для их увещевания. В бумагах архиерея сохранилось его соч. «О происхождении двуперстнаго, троеперстнаго и именословнаго крестного сложения». Вологодский еп. Стефан сочувствовал И. и хорошо отзывался о нем в донесениях Синоду. Следующий Вологодский архиерей, свт. Иннокентий (Борисов) , с любовью относился к ссыльному архипастырю. Указом Синода от 7 февр. 1839 г. И. получил разрешение совершать богослужения, это известие архиерей встретил со слезами. В нояб. 1841 г. по ходатайству свт. Иннокентия И. дозволялся выход за пределы обители; он познакомился со мн. жителями Вологды, принимал участие в делах монастыря, помогал бедным. Горожане любили и уважали архипастыря, считая безвинно пострадавшим, прозорливым и юродивым. 17 апр. 1848 г. И. был назначен настоятелем Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . 25 мая того же года под колокольный звон всех городских церквей он прощался с жителями Вологды, при выезде из города благословил его. В Толгском монастыре за 2 года до смерти И. приготовил для себя дубовый гроб, выкопал могилу около Спасской ц. монастыря, где и был погребен. И. был награжден орденами св. Анны 2-й (1818) и 1-й (1829) степени, св. Владимира 3-й степени (1824). После смерти в его бумагах было найдено много заметок, неоконченных статей, черновиков писем Московскому свт. Филарету (Дроздову) , Новгородскому митр. Серафиму (Глаголевскому) , Ярославскому архиеп. Нилу (Исаковичу) , Кишинёвскому еп. Иринарху (Попову) , Тобольскому архиеп. Евлампию (Пятницкому) и проч. Большая часть книжного собрания И., оставшегося в Иркутске, была передана в Иркутскую ДС, а в 1920 г. поступила в Иркутский гос. ун-т. Помимо печатных изданий XVIII-XIX вв. в б-ке И. хранились и рукописные сочинения, в т. ч. «Хрисмологион, сиречь книга преречнословная» (XVII в.) Николая Спафария и «Молдавский летописец» (XVIII в.) архим. Варфоломея (Мазэряну).

http://pravenc.ru/text/674019.html

Иннокентий Московский . В 1869 г. был утвержден новый устав общества, по которому оно было подчинено Св. Синоду и ограничено в своей деятельности содействием материальному благосостоянию отдельных миссий без вмешательства в управление ими в других отношениях, касающихся порядка церковного, учебного, административного и того, что было поручено ведению епархиальных архиереев. Для ближайшего местного попечения о миссиях были заведены епархиальные комитеты В. П. М. о. под председательством местных архиереев. С учреждением общества все миссии благодаря его пособиям оживили и расширили свою деятельность. Даурская духовная миссия. Была основана в 1681 г. по указу царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха Иоакима с целью распространения православия среди коренных народов Забайкалья, в то время перешедших в российское подданство. Состояла из 12 монашествующих во главе с отцом Феодосием, игуменом Темникова Сретенского монастыря Тамбовской епархии. Центрами миссии стали основанные миссионерами монастыри: Свято-Троицкий Селенгинский (1681) и Посольский СпасоПреображенский (конец XVII в.). Миссия шла успешно: буряты и тунгусы активно принимали крещение, образовывались целые селения новокрещеных. Но в конце 1-й пол. XVIII в. в связи с активным распространением среди забайкальских бурят ламаизма миссия ослабела. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на территории окормления миссии восстановилась впоследствии благодаря открытию Забайкальской духовной миссии. Забайкальская духовная миссия. Была открыта в 1814 при епископе Иркутском Михаиле (Бурдукове). Ее задачами были: обращение в православие иноверцев, содействие политике русификации, ослабление роли ламаизма и шаманизма среди бурят и эвенков, их просвещение через миссионерские школы и училища. Выдающаяся роль в миссионерской деятельности среди бурят принадлежит архиепископу Иркутскому Нилу (Исаковичу , 1838–53), архиепископу Иркутскому Парфению (Попову, 1860–73). Миссионеры содействовали переходу части бурят и эвенков к оседлому образу жизни, занятию земледелием, распространению грамотности, внесли определенный вклад в дело изучения культуры коренных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИЛ (ИСАКОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Нил (Исакович), архиепископ Ярославский и Ростовский Еп. Нил (Исакович) Преосвящ. Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки. В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы. Среди языческих народностей края больше всего внимания он уделил бурят-монголам . Он сам занялся изучением бурят-монгольского языка и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами владыки Нила возник Чикойский скит , а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1845 году была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь . Изучив местные диалекты, преосвящ. Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Несмотря на огромные трудности предпринятого дела, к 1854 г. были выпущен в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), служебника, часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко св. причащению. С 24 декабря 1853 года - архиепископ Ярославский и Ростовский . Переводческую и редакторскую деятельность архиеп. Нил продолжал и после перевода его на Ярославскую кафедру. Уже после отъезда из Иркутска преосвящ. Нил закончил большой труд " О буддизме " . Трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. Здесь он много потрудился над возвращением в лоно православной церкви раскольников-старообрядцев.

http://drevo-info.ru/articles/13500.html

– Да где вы тогда стоите? Откуда смотрите? Вы тогда России не видите! На Россию надо, батенька, смотреть издали-издали, чуть не с Луны! И тогда вы увидите Северный Кавказ на крайнем юго-западе этого туловища. А всё, что в России есть объёмного, богатого, надежда всего нашего будущего – это Северо-восток ! Не проливы в Средиземное море, это просто тупоумие, а именно северо-восток! Это – от Печоры до Камчатки, весь Север Сибири. Ах, что можно с ним сделать! Пустить по нему кольцевые и диагональные дороги, железные и автомобильные, отеплить и высушить тундру. Сколько там можно из недр выгрести, сколько можно посадить, вырастить, построить, сколько людей расселить! – Да, да! – вспомнил Илья Исакович. – Ведь вы в Пятом году чуть ли не Сибирскую республику делали? Хотели отделиться? – Не отделиться, – весело отмахнулся Ободовский. – Но оттуда начать Россию освобождать. Вздохнул Архангородский: – Всё-таки зябко. Не очень туда хочется. Здесь лучше. – Надо, чтобы хотелось, Илья Исакович! Ну, не в вашем возрасте, так молодым. К тому идёт мир, что скоро немыслимо будет эти пространства держать пустыми, человечество нам не позволит, это получается – собака на хвое. Или используй, или отдай. Настоящее завоевание Сибири – не ермаковское, оно ещё впереди. Центр тяжести России сместится на северо-восток, это – пророчество, этого не переступить. Между прочим, к концу жизни к этому пришёл и Достоевский, бросил свой Константинополь, последняя статья в “Дневнике писателя”. Да нет, не морщьтесь, у нас и выхода не будет! Вы знаете расчёт Менделеева? – к середине XX века население России будет много больше трёхсот миллионов, а один француз предсказывает нам к 1950 году – триста пятьдесят миллионов! Маленький ладный осторожный Архангородский сидел в круглоохватном поворотном твёрдокожаном кресле, сложив небольшие руки одну на другую на выступающем животике. – Это в том случае, Пётр Акимович, если мы не возьмёмся выпускать друг другу кишки. 79 Что наибольшее семейное счастье бывает не с красавицами, что с красавицами, да ещё темпераментными, очень неудобно жить, – знал Илья Исакович, внушали ему разумные люди, и всё-таки он не удержался от соблазна жениться на золотоволосой Зое с её перекидчивыми настроениями, с её “всё или ничего!” – или воротник под самые уши или самое открытое декольте, не понравилось своё лицо на фотографии – зачеркнула, с её несостоявшейся сценой (родные не пустили), с её неоконченной варшавской консерваторией, в доме то чтением из Шиллера в лицах, то музыкальными вечерами, с её страстью к вазам, кольцам, брошам, презрением к игле и пыльной тряпке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Илья Исакович как бы не спорил, а размышлял над тарелкой: – Как вам не терпится этой революции. Конечно, легче кричать и занятней делать революцию, чем устраивать Россию, чёрная работа… Были бы постарше, повидали бы Пятый год, и как это всё выглядело… Нет, так мягко сегодня отец не вывернется, готовился ему разнос: – Стыдно, папа! Вся интеллигенция – за революцию! Отец так же рассудительно, тихо: – А мы – не интеллигенция? Вот мы, инженеры, кто всё главное делает и строит, – мы не интеллигенция? Но разумный человек не может быть за революцию, потому что революция есть длительное и безумное разрушение. Всякая революция прежде всего не обновляет страну, а разоряет её, и надолго. И чем кровавей, чем затяжней, чем больше стране за неё платить – тем ближе она к титулу Великой. – Но и дальше так тоже жить нельзя! – со страданием вскричала Соня. – С этой вонючей монархией – тоже жить нельзя, а она – ни за что доброй волей не уйдёт! Пойди ей объясни, что революции разоряют страну, пусть она уйдёт добровольно! Кругленько, а твёрденько всё на том же месте скатерти гладил ногтем Илья Исакович: – Не думайте, что без монархии вам сразу наступит так хорошо. Ещё такое наступит!… Ваш социализм для такой страны, как Россия, ещё долго не пригодится. И пока достаточно б нам либеральной конституции. Не думайте, что республика – это пирог, объядение. Соберутся сто честолюбивых адвокатов – а кто ж ещё говоруны? – и будут друг друга переговаривать. Сам собою народ управлять всё равно никогда не будет. Горничная, всеми называемая на “вы”, разносила сладкое в виде корзиночек. Зоя Львовна рассказывала Ободовскому, как прошлым летом ездила с детьми и с мадмуазель путешествовать по южной Европе. – Будет! Будет!! – в два голоса крикнули, в два кулака пристукнули уверенные молодые. И с последней черно-огненной надеждой ещё глянули на бывшего анархиста: неужели можно так низко и необратимо пасть? Нет, несогласие в нём всё-таки было, он кажется хотел хозяину возразить, да слушал хозяйку. Илья же Исакович стал говорить настойчивее, начиная уже волноваться, это сказывалось в малых движениях его бровей и усов:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

– Да дай же папе, – останавливал Володя. Со своей обычной умеренностью в движениях, не потерянной и в такой великий день, ещё немного довернувшись к ним в своём поворотном кресле, держа пальцы в переплёте у брюшка, Илья Исакович вместо ликования сказал негромко: – Теперь… теперь, дети… Надо напрячь всю волю, чтобы только не закружилась от радости голова. Теперь-то и начинается самое опасное. – Что?? Почему? Да ты может быть не всё знаешь, папа? Ты бюллетень-то читал? Вот мы принесли… – Рванула бежать в коридор к пальто. – Садись уж, садись, – усмехнулся Илья Исакович. – Я за четыре часа до вашего бюллетеня знал. Сестра и брат сели на стулья, поближе. Оказалось, что Илья Исакович уже с полудня заседал в военно-промышленном комитете. Председателя их, известного Парамонова, тучного, но подвижного промышленного туза, вызвали вместе с ростовским и нахичеванским городскими головами и с Зеелером от дона-кубанского Земгора – к градоначальнику генерал-майору Мейеру. Тем более военно-промышленный комитет продолжал заседать и обсуждать гадаемое. Часа через два вернулся к ним и громогласный Парамонов с новостями, кипучими решениями и таким видом, что приписывал себе чуть не всю ростовскую революцию и четвёртую часть петроградской. Градоначальник Мейер, и прежде очень сочувственный к общественности, теперь открылся ей более чем благожелательно. Объявил, что это он сейчас добился от атамана Граббе разрешения на публикацию агентских телеграмм безо всяких изъятий. Уже с решительностью уверенный в бесповоротности событий (он только что вернулся из Петрограда и застал там начало волнений), он заверял, что и ни атаман, и ни начальник ростовского гарнизона не посмеют поддержать старую власть оружием. И признался буквально так: – Тем и был тяжёл прежний государственный строй, что всякий работник на ниве общественности не мог выступать и действовать открыто, не надевая маски так называемой лояльности перед правительством. Маска была условием работы. И я рад теперь её снять. Я и прежде делал всё что мог для облегчения участи борцов за народные интересы, вы помните.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Архиепископ Нил (Исакович) Архиепископ Нил (Исакович Н.Ф, 1799–1874) – один из первых русских исследователей буддизма. Изучение этой религии было напрямую связано с его архипастырскими трудами в Сибири. Оказавшись в 1838 г. на Иркутской кафедре, владыка не только развил церковную жизнь среди русского населения, но отличился также миссионерскими трудами среди забайкальских народов. Особое внимание он уделял бурятам и считается распространителем Православия среди бурятского народа. Ему доводилось лично совершать массовые крещения – по нескольку сотен бурят. Под влиянием архиепископа обратился в Православие лама Дембрел Дорджеев, который принял крещение с именем Николай и позднее удостоился священнического сана. О. Николай Дорджеев стал ближайшим помощником архиепископа Льва как в проповеди бурятам, так и в переводе Евангелия и богослужебных книг на монголо-бурятский язык. За время трудов архиепископа Нила в Сибири было построено более 70 храмов и крещено около 20 000 человек. На протяжении шестнадцатилетнего служения в Сибири архиепископ Нил имел много возможностей изучить верования местных буддистов, тем более что он освоил их язык и познакомился с буддистской литературой. По результатам своих наблюдений он в 1858 г. в Санкт-Петербурге опубликовал книгу «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» 16 . Во вступлении архиепископ указывает, что «буддизм, случайно явившись в дальних пределах отечества нашего, сумел стать твердою ногою, воздвиг капища, обставил себя легионом жрецов и более столетия господствует от Амура до Лены над значительнейшей частью монголо-бурятского и тунгусского племени» (Сс. 13–14). Это обстоятельство побуждает «к обнаружению оснований, на которых утверждается столп лжемудрия» (С. 14). Таким образом, книга архиепископа Нила не является собственно полемической и посвящена описанию верований и обрядов буддистов-бурятов. В ней нет ни систематической критики буддизма, ни сравнения его положений с христианством. Однако она все же позволяет составить представление о том, как архиепископ-миссионер воспринимал буддизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Они уже пришли домой, Илья Исакович позвонил, со второго этажа их увидели и автоматически открыли дверь, так у них устроено было, без швейцара. Квартира их на втором этаже занимала много комнат, все из тёмного коридора. Илья Исакович вёл гостя за десять минут до назначенного срока со смущением и опаской, что жена его Зоя Львовна не будет готова и поставит его в конфузное положение. Была кухарка и, если ей не мешать, она сготовила бы обед строго вовремя. Но он бы не был достаточно замысловат! – понятно было бы происхождение каждого блюда, из какого продукта оно приготовлено. А уж для знаменитого гостя Зоя Львовна, Мадам-вулкан, не могла не постараться сама, для таких-то случаев и держался её неровный кулинарный пыл, всплесками из Молоховца! Из коридорного излома на кухню, пылая от плиты и захлёбным шёпотом, Зоя Львовна объявила, что обед задержится на полчаса. Пришлось покорному Илье Исаковичу брать из столовой графинчик на поднос, сёмгу, бутерброды и нести в кабинет. – Да, ещё же и “Союз инженеров”! – неутомимо встретил его Ободовский. – Как он здесь у вас? – Да пожалуй хиловат. – А во многих местах – крепкие оживлённые группы. Я считаю, Союз инженеров мог бы легко стать одной из ведущих сил России. И поважней, и поплодотворней любой политической партии. – И принять участие в государственном управлении? – Да не прямо в государственном, собственно власть нам ни к чему, в этом я и сегодня верен Петру Алексеевичу… – Кому это? – Кропоткину. – Вы его знаете? – Да, близко, по загранице… Деловые умные люди не властвуют, а созидают и преображают, власть – это мёртвая жаба. Но если власть будет мешать развитию страны – ну, может, пришлось бы её и занять. Смеялся. Первая рюмка разогрела их, вторая тем более, всё виделось ещё приподнятей и общей, и из глубины кожаного дивана Ободовский вскинутой худой рукой протестовал с присущей ему экспромтностью: – Да, а почему все ваши отделения зовутся “юго-восточными”, хотел бы я понять? Разве вы от России – юго-восток? Вы – юго-запад! – Юго-запад – это Малороссия. У нас и железная дорога – “юго-восточная”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

«Не должно забывать, что порок всегда и везде сам кидается в глаза, а добродетель не выходит на выставку. Ее скрывает от людей безмолвие келий и тихое уединение. Так и в природе: куда ни обратись, везде можно натолкнуться на булыжник; а золото и дорогих камней надобно искать в недрах земли». Так в своих «Путевых заметках» писал о положении русских монастырей в Иркутской епархии архиепископ Нил (Исакович). Но это очень тонкое наблюдение и меткое сравнение удивительным образом подходит не только к Иркутской епархии середины XIX века, но и вообще к любому периоду церковной истории. Архиепископ Нил (в миру Николай Федорович Исакович, 1799-1874) среди современников был известен как миссионер, историк, краевед, общественный Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1825 г.), преподаватель Черниговской семинарии, Киевской академии, ректор Ярославской семинарии. В 1835 г. был рукоположен в архиерейский сан и направлен в Вятку, в 1838 г. – в Иркутск, где нес архипастырское служение до 1853 г. После этого вплоть до своей кончины возглавлял Ярославскую кафедру. На каждом месте своего служения архиепископ Нил очень много внимания уделял Евангельской проповеди, результатом чего стало обращение в Православие в Вятской епархии около 5 тысяч старообрядцев, в Сибирских землях – более 25 тысяч язычников. Владыка был противником каких бы то ни было насильственных методов распространения православной веры. Миссионеры должны всегда очень внимательно и тактично относится к человеку, которому проповедуют веру во Христа. Подавая пример другим, владыка Нил в совершенстве изучил монгольский и бурятский языки и переводил на эти языки Священное Писание и отдельные богослужебные тексты. Можно ли после этого удивляться, что высокопреосвященному миссионеру удалось обратить в Православие даже представителей племенной знати (тайши) 27 родов балаганских бурят. Но и это еще не все. Проповедуя христианство в Сибири, владыка Нил столкнулся с серьезной, а главное успешной прозелитической деятельностью представителей буддизма. Чтобы воспрепятствовать этому процессу владыка Нил обратился к первоисточникам буддизма (Ганджур и Данджур) и написал фундаментальный для своего времени труд «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири».

http://pravoslavie.ru/73373.html

Однако, по словам самого Исаковича-Залеского, Церкви не следует бояться его книги – ведь сотрудничать с режимом согласились всего 10% клириков – остальные с достоинством отказались от такого рода предложений. Как сообщает польская Wikipedia , Тадеуш Исакович-Залески (Тадевос Исахакян-Залески) родился в 1956 году в Кракове в семье польских армян. Его двоюродным прадедом был видный церковный и общественный деятель, известный филантроп Исаак Николай Исакович – последний армяно-католический архиепископ Львова. По окончании средней школы поступил в высшую семинарию в родном городе, затем учился в Армянском коллегиуме в Риме. Во священника рукоположен в 1983 году с правом служения в армянском и латинском обрядах. С начала 80-х принимал активное участие в деятельности оппозиционного профсоюза «Солидарность», несколько раз подвергался жестоким избиениям, за которыми, как полагают, стояла СБ. В мае 2006 года президент Лех Качиньский наградил Залеского командорским крестом ордена Возрождения Польши. Активный пропагандист армянской культуры, выступал с лекциями о геноциде армян в Османской империи. Поэт. Призывы о. Залеского к люстрации духовенства вызывали и продолжают вызывать противоречивые реакции в епископате и клире Польши. Так, примас Польши кардинал Юзеф Глемп в свое время заявил, что Залеский занят «поисками сенсаций». Краковский архиепископ кардинал Станислав Дзивиш в прошлом году официально запрещал священнику выступать с какими-либо публичными выступлениями о сотрудничестве духовенства с СБ. Связи польского клира со спецслужбами в годы коммунизма оказались в центре внимания польского общества в январе текущего года после того, как архиепископ Станислав Вельгус, назначенный месяцем ранее митрополитом Варшавским, ушел в отставку, будучи обвинен в работе на СБ. Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010