О последней године, предреченной Апостолами, некоторые благоразумные учители умствуют так: весь мир, начиная с Адама и до сего времени, изображается под видом человеческой жизни; как человек, мир малый (μικρκοσμος), имеет три главные возраста, так и мир великий (μακρκοσμος) содержит три периода или три закона. Первый период от Адама до Моисея; это юность мира, от Моисея до Христа – период второй – мужества; третий, наконец, Евангельский или благодатный; старость и последняя година, о которой говорит св. Иоанн: Дети! последняя есть година. Некоторые подобие сих двух миров определяют в другом порядке. По их разделению, человеческий век имеет семь степеней: младенчество, детство, отрочество, юность, мужество, старость и престарелость. Таким степеням человеческого возраста соответствуют разные периоды бытия мира: а) с сотворения мира до потопа – младенчество; б) с потопа до столпотворения Вавилонского – детство; в) с разделения языков и рождения Авраама до рождения Моисея – отрочество; г) все время Судей от Моисея до царей – юношество; д) правление царей Израильских и Иудейских до Вавилонского плена – мужество; е) период князей и священников Иудейских до Христа – старость; и ж) время от Христа до страшного суда – престарелость или последняя година, о которой говорят Писания. Теперь спросим: кто может знать предел неограниченного? Кому открылась тайна, сокрытая от века. О дне том и часе никто не знает, говорит Господь, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех: так будет и пришествие Сына человеческого. И так бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы, и не дал бы подкопать дом свой. Потому и вы будьте готовы; ибо в который час не думаете, придет Сын человеческий ( Мф.24:36–39,42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Вода живая – это (по св. Ефрему Сирину ) «спасительный закон, который изыдет из Иерусалима, и прострется до, окружающих Иерусалим, народов, представленных под образом моря восточного, которое в Священном Писании называется морем солищным ( Нав. 12:3 – море соленое, или мертвое), и моря западного, которое есть море великое» (Средиземное); или, по бл. Феодориту, это – «спасительная проповедь, которая протекла по целой вселенной, и восточные страны наполнила Божественным учением». Это тот же приснотекущий родник благодатной воды, о котором и выше говорил св. прор. Захария. ( Зах. 13:1 . Сн. под. Иез. 36:25; 48:1 ; Ис. 44:3 ; Иоил. 3:18 ; Ин. 7:38; 4:14 . В жатву и весну тако будет, летом и весною потекут воды сии, (в Еврейск. – летом и зимою) 209 . Т.е. эти «воды не сковываются ни холодом зимы, ни высыхают от летнего жара». (Бл. Иероним), всегда текут, не умаляясь, – воды чудные. Ст. 9. И будет Господь в царя по всей земли: в день он будет Господь един, и имя Его едино. С евр.: И Господь будет Царем над всей землей: в тот день будет Господь един, и имя Его едино. Т. е. люди, утоливши благодатной водой духовную жажду, озарившись светом Христова учения, признают, что есть один Бог, который есть един Царь всей земли. Св. Ефрем Сирин , в буквальном смысле, относит это ко временам Маккавейским, «когда вся земля Иудейская обратилась к служению Господу и изгнано было идолослужение, введенное Антиохом», но в таинственном смысле, относит и к временам христианским. В день он будет Господь един и имя Его едино. «Сие исполнилось, когда в целом мире проповедано Евангелие Его, все народы уверовали и познали, что Он (Господь Иисус Христос) есть Бог и истинный Царь». Св. Ефрем Сирин . Ст. 10. Обходя всю землю и пустыню, от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму: и вознесется на месте и пребудет от врат Вениаминих до места врат первых, даже до врат уголных, и до столпа Анамеиля, и до подточилия царева. С евр.: Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте, и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Итак, он говорит это или о себе, или о них, т. е., что «мы не смеем сравнивать себя с теми, которые друг с другом препираются, тщеславятся, и между тем не разумеют (что делают), т. е. не видят, как они смешны, когда так тщеславятся и превозносятся друг пред другом. «А мы не без меры хвалиться будем» ( «Мы же не в безмерная похвалимся») ( 2Кор.10:13 ), как они». Вероятно, в похвалу свою они говорили: «Мы обратили вселенную, мы доходили до пределов земли», и много другого подобного разглашали о себе. «Но мы, – говорит (апостол), – не так, «но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас» ( «но по мере правила, егоже раздели нам Бог меру, достизати даже и до вас»). И, таким образом, с двух сторон открывается его смиренномудрие, с одной – в том, что он не говорит о себе ничего более того, что сделал, с другой – в том, что и это (сделанное им) приписывает Богу: «По мере удела ( «правила»), – говорит, – какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас» ( «егоже раздели нам Бог меру, достизати даже и до вас»). «Как земледельцам разделяет (Бог) виноградные сады, так и каждому из нас назначил свой удел. А потому мы и хвалимся не большим чем-либо, но тем, чего дано нам достигнуть». «Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым» ( «Не яко бы не досяжуще до вас, паче простираем себе: даже и до вас достигохом благовестием Христовым») ( 2Кор.10:14 ). «Не только были мы у вас, но и благовествовали, проповедовали, убеждали, исправляли». Вероятно, порицавшие Павла просто только приходили к ученикам апостольским, и вследствие этого одного прихода весь успех дела приписывали себе. «Но мы, – говорит (апостол), – не так поступили: никто не может сказать нам, что мы не могли придти к вам, и что только на словах распространяем похвалу свою и до вас, потому что мы и вам проповедовали слово (веры)». «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе» ( «Не в безмерная хвалящеся, не в чуждих трудех, упование же имуще, растущей вере..., в вас величатися по правилу нашему изобильно, во еже и в дальших вас благовестити, не чужим правилом в готовых похвалитися») ( 2Кор.10:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мф.11:19.   И оправдися премудрость от чад своих . И оправдана премудрость чадами ее. «Оправдися» , т. е, признана праведною, или достойна удивления Божественная мудрость, устроившая так, что Христос и Иоанн шли различными противоположными путями для одной и той же пользы людей. Достойна удивления от чад своих, или разумеющих ее; а чада премудрости — мудрые. Или: «оправдися» , т. е. признана праведною и безупречною, так как сделала все, что должна была сделать, и всевозможным способом пользовалась для спасения их. Мф.11:20.   Тогда начат Иисус поношати градовом, в нихже быша множайшыя силы Его, зане не покаяшася . Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись_ Поношати, т. е. сетовать (об их несчасти11), так как сетование это и есть поношение; силами назва чудеса. Мф.11:21.   Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вафсаидо: яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшыя в вас, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша . горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, Содом и Гоморру впоследствии Он ставит, как известные по своему распутству; а Тир и Сидон, как обесславленные идолослужением. Мф.11:22.   Обаче глаголю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день судный, неже вам . но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. Обаче, т. е, поэтому. К сетованию присоединяет и угрозу, чтобы они или устыдились, или убоялись. Мф.11:23.   И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши: зане аще в Содомех быша силы были бывшыя в тебе, пребыли убо быша до днешняго дне . И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; Капернаум стал знаменитым, потому что в нем обитал Христос и совершил в нем много чудес. Итак, говорит: и ты, возвысившийся даже до неба по своей славе, снизойдешь даже до ада, по своему бесславию. «До неба» — показывает величие славы, «до ада» — величие бесславия. Усилением обвинения и доказательством чрезмерного зла было сказать, что они хуже не только современных грешников, но и когда-то бывших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.11:19 .  И оправдися премудрость от чад своих/ И оправдана премудрость чадами ее. «Оправдися», т.е, признана праведною, или достойна удивления Божественная мудрость, устроившая так, что Христос и Иоанн шли различными противоположными путями для одной и той же пользы людей. Достойна удивления от чад своих, или разумеющих ее; а чада премудрости – мудрые. Или: «оправдися», т.е. признана праведною и безупречною, так как сделала все, что должна была сделать, и всевозможным способом пользовалась для спасения их. Мф.11:20 .  Тогда начат Иисус поношати градовом, в нихже быша множайшыя силы Его, зане не покаяшася Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. «Поношати», т.е. сетовать (об их несчастии), так как сетование это и есть поношение; силами назвал чудеса. Мф.11:21 .  Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вафсаидо: яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшыя в вас, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша. Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Содом и Гоморру впоследствии Он ставит, как известные по своему распутству; а Тир и Сидон, как обесславленные идолослужением. Мф.11:22 .  Обаче глаголю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день судный, неже вам. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. «Обаче», т.е, поэтому. К сетованию присоединяет и угрозу, чтобы они или устыдились, или убоялись. Мф.11:23 .  И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши: зане аще в Содомех быша силы были бывшыя в тебе, пребыли убо быша до днешняго дне. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Капернаум стал знаменитым, потому что в нем обитал Христос и совершил в нем много чудес. Итак, говорит: и ты, возвысившийся даже до неба по своей славе, снизойдешь даже до ада, по своему бесславию. «До неба» – показывает величие славы, «до ада» – величие бесславия. Усилением обвинения и доказательством чрезмерного зла было сказать, что они хуже не только современных грешников, но и когда-то бывших.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Несмотря на всю значимость для израильтян такой фигуры, как Моисей, он не дошел до Земли Ханаанской, лишь только увидел ее издали. После смерти Моисея дальнейшим продвижением к Палестине руководил Иисус Навин. Примерно с 1200 по 1025 г. до Р.Х. в жизни богоизбранного народа настает эпоха Судей. Первым судией был Гофониил. Однако некоторые христианские экзегеты считают, что таковым нужно считать Иисуса Навина или даже Моисея. Среди судей была даже женщина — Девора. Мы также знаем знаменитого судию Самсона, победившего льва. Последним же судией стал пророк Самуил. Он же приблизительно в 1025 г. до Р.Х. помазал на царство первого израильского царя Саула. На смену эпохи Судей приходит эпоха Царей. Еврейский народ захотел укрепления своего положения в государственно-политическом плане. Период Царей продолжался с 1025 по 931 г. до Р.Х.: ок. 10301010 до Р.Х. — царь Саул (по другим данным — царь Саул был у власти 40 лет), ок. 1010–970 до Р.Х. — царь Давид, ок. 970931 до Р.Х. — царь Соломон. Нас больше всего будет интересовать царь Давид, так как именно с ним Бог заключил следующий Завет. При царе Давиде подходят к концу бесконечные войны, которые велись израильтянами фактически сразу после исхода из Египта. Давид сам был прекрасным воином и военачальником, псалмопевцем и политиком, но самое главное — он был истинно верующим человеком. Это вообще была очень яркая и интересная личность . Именно он около 1000 г. до Р.Х. освободил Иерусалим. Его перу принадлежат многие псалмы, в том числе знаменитый «покаянный» 50й псалом. При царе Давиде Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим и начала вестись подготовка к строительству постоянного храма. 5. Завет с Давидом Время заключения Завета: около 1000 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Давид. Знамение Завета: дом и царство Давида ( 2 Цар. 7:16 ) Завет в Библии: 2 Цар. 7:4–17 . «4 Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: 5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, 6 когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? 7 Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: “почему не построите Мне кедрового дома?” 8 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; 9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

О том, что будет только одно пришествие Христа на Суд, а праведники и грешники вместе будут на земле до этого дня, ясно говорит притча о плевелах на поле ( Мф. 13:24–30,38–43 ). В ней праведники изображены как пшеница, а неправедные – как плевелы. И сказано: «оставьте расти то и другое вместе до жатвы», а «жатва есть кончина века». Таким образом, никакого предварительного восхищения праведных не будет, и вместе все будут на земле до пришествия Сына Человеческого в кончину века. Вопреки словам Христа хилиасты не оставляют пшеницу и плевелы расти вместе до кончины века, но собирают пшеницу на 1000 лет ранее. К тому же жнецам ангелам будет сказано: «Соберите прежде плевелы». Хилиасты же собирают наоборот пшеницу на 1000 лет прежде плевел. – Священное Писание ясно учит, что Церковь будет на земле до кончины века, и не будет взята с земли на 1000 лет ранее, тем более не будет взята ранее пришествия антихриста. Это мы уже видели в притче о плевелах, где сказано, что пшеница (сыны Царствия) будет до жатвы, которая есть кончина века. Также Господь, прощаясь со Своими учениками перед вознесением на небо, сказал им: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). То есть Церковь будет на земле до скончания века, и Господь обещает никогда не покидать Своих учеников пока Он Сам не придет за ними в кончину века, а не на 1000 лет ранее. Сказано также о таинстве святой евхаристии: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Значит, до кончины века будет Церковь , будет апостольское священство ( Мф. 28:20 ), будут совершаться святые таинства. О том, что Церковь не будет восхищена до царствования антихриста, ясно говорят все те места Писания, где описана борьба антихриста с Церковью и со святыми (12,4–6.14; 13,7). О том, что пришествие Христово не будет прежде антихриста, как учат ныне сектанты, ясно пишет апостол Павел: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (антихрист – Г. Ф.) ( 2Сол. 2:1–3 ). Здесь апостол днем Христовым называет пришествие Христа и собрание верных к Нему, то есть то, что сектанты называют восхищением Церкви. Так вот, апостол убедительно просит и умоляет не верить тем, кто утверждает (как ныне сектанты), что это произойдет прежде антихриста. Нет, пишет он, прежде откроется антихрист. Учащих же подобное он прямо называет обольстителями! Остается только удивляться тому; как люди, читая этот текст, продолжают говорить о предварительном восхищении Церкви. Воистину, это уже не заблуждение, а обольщение!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Особенную доказательную силу против подлинности Второзакония отрицательная критика приписывает 14 стиху: Иаир, сын Манассиин, взял всю область Аргов до пределов Гесурских и Маахских, и назвал Васан, по имени своему, селениями Иаировыми, что и доныне; точнее, по буквальному переводу с еврейск. – «до дня сего». Слова: «до дня сего» необходимо должны указывать на события, совершившиеся во время, довольно отдаленное от повествователя. Между тем, от переименования Васанских городов Иаиром до произнесения Моисеем речей Второзакония прошло всего несколько месяцев. Завоевание Галаада началось некоторое время спустя после смерти Аарона. Аарон умер в 1-й день 5-го месяца 40-го года ( Чис.33:38 ), а слова Второзакония ( Втор.1:3 ) произнесены в 1-й день 11 го месяца того же года. Следовательно, 14-й стих говорит о событиях, давность которых ни в каком случае не выходит за пределы 4 5 месяцев, а может быть и того менее. Таким образом, повествовательная формула «до дня сего» указывает на происхождение Второзаконие значительно позже Моисея. Относительно выражения «до дня сего» (ад гайëм газзе) нужно заметить, что оно в еврейском языке не всегда служит для обозначения продолжительности того периода, который протекает со времени совершения известного события до момента занесения его в историческое повествование. Передача евр. гайем газзе словами: «до сего дня», доныне, ως τς μρας τατης, usque in praesens и подобными, хотя соответствует подлиннику по букве, но не равносильна ему по значению. В этом можно убедиться из 3– 4 примеров. Во Втор.2:22 о сынах Исавовых сказано: они изгнали Хоррев, и поселились на месте их (букв.: «вместо их»). После слов «поселились вместо их» в подлиннике непосредственно поставлены слова: ад гайем газзе, до сего дня. Однако, «поселились вместо их до сего дня» сказать нельзя. Поэтому в русском переводе эта формула обращена в целое предложение, с прибавлением выражения: «и живут», что несогласно с подлинником. Еще пример ( Втор.10:8 ): в то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Откр.2:10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Видя великие страдания смирнцев, Господь утешительно обращается к каждому из них: Не бойся ничего ! И ты, пастырь этой многострадальной Церкви, часто в печали и тревоге о своих чадах – не бойся ! О, дивный возглас Христа! Этими словами Он, воскресший, приветствовал святых жен-мироносиц, посылая их возвестить ученикам о Своем воскресении ( Мф. 28:10 ). Не бойся ничего, малое стадо, что тебе надо будет претерпеть! Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас . Говорю «не бойся» не потому, что путь ваш будет легкий. Нет, легкий путь вам не обещается, вам надобно будет претерпеть . Вас злословили, а теперь будут бросать вас в темницы. Сейчас часто приносят в храм крестить детей. Спрашиваешь: зачем принесли крестить? Отвечают: а чтобы в жизни у него все хорошо было, не болел бы, чтобы удача сопутствовала ему. Получается, что некоторым святое крещение нужно для того, чтобы удобнее устроиться в миру. Но ведь это не так! Не случайно слово «крещение» имеет один корень со словом «крест». Путь христианина – это путь крестный: тернистый и скорбный, но ведущий в жизнь вечную. Такова воля Божия, Его произволение, чтобы искусить вас , вашу веру. Так с первых времен стала темница одним из первых «домов» христиан. Особенно много ввергали туда христиан во времена гонений в Римской империи (до 312 г.). Совершалось это и в наш атеистический век и в еще большей мере совершится во время великой скорби антихристовой. Человеку же всегда это ко благу, ибо через искушение и испытание вера очищается и закаляется. Далее утешает Господь: будете иметь скорбь дней десять , то есть быстро, как десять дней, пролетят дни вашей скорби. И как быстро пролетели гонения, так быстро пролетят и три с половиной года великой скорби. Как бы в дней десять пролетают страдания в жизни каждого христианина, хотя на деле это могут быть и десятки лет в заточениях. В страданиях же, призывает Христос: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни . До какого предела идет наша верность? Увы, бывает, что наша верность Христу остается лишь до первой насмешки над нами, до вопроса: ты что, верующий, богомолец? До первого лишения нас любимой работы. До первого обличения в среде священства. До тех пор, пока нам дозволяют нести определенное служение в Церкви. Такая верность не венчает; а развенчивает нас при первом же испытании. Истинная верность должна быть до смерти . Ничто не должно отвратить христианина от Христа, даже страх смерти. Если христианин оказывается перед выбором: совершить самый «малый» и «невинный» грех или умереть, то он выбирает смерть. Лучше умереть, чем согрешить – так должен мыслить христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«…Пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу… возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Это место не только по содержанию, но и по употребляемой здесь лексике очень напоминает третью главу Евангелия от Иоанна. Там Иисус говорит Никодиму: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (ст. 16). Можно сказать, что в 13-й главе явный повтор: в 3-й главе — Бог возлюбил мир, в 13-й — Иисус возлюбил сущих в мире. С момента, когда наступает час Его перехода к Отцу, существительное «любовь» и особенно глагол «любит» становятся ключевыми в рассказах о прощальной беседе Иисуса с учениками и страстях Христовых в Евангелии от Иоанна. Примечательно, что в четвертом Евангелии гораздо больше глаголов, чем существительных, это отличает язык Иоанна от языка любого другого евангелиста и вообще языка любого другого писателя. Любовь — это не что-то застывшее, она являет себя в динамике, и эту динамику может передать только глагол. И дальше, когда речь будет идти о любви, Иоанн постоянно будет употреблять не существительное «любовь», но именно глагол «любить». «До конца возлюбил их…» Слово «конец» играет очень большую роль в Евангелии. Оно употреблено здесь не в значении «прекращение чего-либо», а в смысле «доведение до конца, завершение». «До конца» — это значит «до полноты»: конец наступает тогда, когда сосуд наполняется чем-либо до краев. Иисус возлюбил до максимума, до такой степени, что больше уже невозможно. И затем, во время описанной синоптиками вечери, той самой, когда, по Иоанну, «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его… встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и… препоясался». Момент, когда Иуда уже испытывает желание предать Учителя, передан и в Евангелии от Луки, и в Евангелии от Марка. Иуда принимает решение не в конце вечери, когда уходит, а до начала её, до того момента, когда ученики приступают к ее подготовке. У синоптиков мы читаем, что он идет к старцам договариваться, Иоанн же просто говорит, что диавол уже вложил в сердце Иуды решение предать Иисуса. И опять ситуация, описанная в Евангелии от Иоанна, четко соответствует сказанному синоптиками. И синоптики и Иоанн рассказывают об одном и том же. Если бы на месте рассказа об умовении ног в Иоанновом Евангелии стоял рассказ о Тайной Вечере, то было бы совершенно ясно, что Иоанн в точности повторяет других евангелистов. Но совпадает все, кроме одного — рассказа об умовении ног. Впрочем, в более широком смысле и тут можно говорить о повторе: в литургической практике Тайная Вечеря повторяется в виде таинства Евхаристии, умовение ног — в виде ритуала, когда в Великий четверг епископ совершает чин омовения ног двенадцати священникам, участвующим в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010