Православие в Японии: аромат истории Святые были и есть всегда. Святые — это не легенда. Можно сказать, святые — среди нас. Они показывают нам, куда идти, освещая и освящая дорогу своей святостью. Жизненный путь Святителя Николая (в миру — Касаткина) пролегает по времени совсем близко к нашим дням. Актуальность опыта его подвижнической жизни и его миссионерского труда очевидна и сегодня. В разных уголках Японии, от Хоккайдо на севере до Кюсю на юге, можно увидеть плоды, выросшие из посеянного им в Японской земле семени Православия. Православные храмы Японии — это символ торжества Православия в далекой восточной стране, это островки русской культуры, через которые перекинуты мостики, духовно объединяющие два соседних народа, японцев и русских, две соседние страны, Японию и Россию. Более восьмидесяти лет прошло со дня кончины Святителя Николая, и тем дороже для русского сердца свидетельства его жизни в Японии. Может быть, на первый взгляд человеку непосвященному они покажутся незначительными, но если учесть, сколько бесценных документов было утрачено в пожарах землетрясений и войн, то станет ясно, что найденные материалы имеют особое значение. Особое значение еще и потому, что они связаны с жизнью святого, первого святого Японской Православной церкви, святого, канонизация которого совершилась совсем недавно, 10 апреля 1970 г. Солнечным апрельским днем 1997 г., получив благословение Владыки Митрополита Феодосия ознакомиться с материалами, хранящимися в токийском Воскресенском соборе (известном еще как Никорай-до), я вошла в его библиотеку. В стеклянной витрине возле окна мое внимание привлекли написанные старинным почерком письма, старинные книги с дарственными надписями. Когда же я вытерла покрывавшую их пыль, неизбежную принадлежность книгохранилищ, то сердце мое учащенно забилось. Исследователю, работающему в архивах, очень хорошо знакомо чувство, появляющееся тогда, когда в руках у него оказываются редкие документы. В библиотеке Никорай-до хранятся три письма от родственников Архиепископа Николая с его собственноручными пометками о датах доставки. Письмо от младшего брата Василия получено 4 июня 1908 г. по старому стилю (Василий был на четыре года моложе Владыки Николая. Он родился 16 мая 1840 г., окончил в Смоленске духовную семинарию, служил там же священником, а затем, уже став протоиереем, перевелся в Сретенский женский монастырь города Сызрани Симбирской губернии). Из письма видно, что в Японию наконец едет долгожданный помощник в трудах Миссии Сергий, будущий Митрополит, глава Японской православной церкви: «Все я так думаю, Собор состоится, и мы с Тобой хоть последний раз свидимся, тем более дан Тебе помощник Сергий, и в Россию Тебе можно свободно приехать». Но Россию Владыке уже не суждено было увидеть.

http://pravoslavie.ru/39678.html

От составителя Архиепископ Николай Японский (1836–1912) (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) широко известен во всем мире как глава Русской Православной Миссии в Японии, он отдал более 50 лет своей жизни делу просвещения японцев православной верой. В 1970 г. он был прославлен в лике святого равноапостольного Русской и Японской Православными Церквями. Будучи человеком необыкновенных дарований и неукротимой энергии, святитель Николай сумел не только организовать проповедь Православия в Японии, но и стал первым русским японоведом. Между тем, если миссионерские заслуги святителя Николая известны довольно широкому кругу людей в России, Японии и многих других странах, то его труды как автора первых серьезных отечественных работ по истории и культуре Японии до сих пор остаются малодоступными для широкого читателя. Эти работы публиковались в журналах и газетах второй половины XIX – начала XX веков и давно уже стали библиографической редкостью. Научные труды архиепископа Николая представляют большой интерес не только потому, что они написаны человеком высокого образования и пространных знаний в истории, литературе и богословии, но и потому, что и сегодня, пожалуй, найдется немного работ, столь добросовестно и талантливо повествующих об истории, культуре и национальном характере японского народа. Ученое наследие святителя Николая довольно обширно. В настоящее издание мы решили включить три его основополагающие исторические работы: «Япония с точки зрения христианской миссии»; «Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам» и «Япония и Россия». Все три работы, видимо, написаны святителем Николаем во время его двух кратковременных пребываний в России в 1869–1871 гг. и в 1879–1880 гг. Первые две опубликованы соответственно в 9, 11 и 12 номерах «Русского Вестника» за 1869 г. В этих трудах автор подводит итог длительного восьмилетнего изучения Японии. Третья статья опубликована в ноябрьском номере журнала «Древняя и Новая Россия» за 1879 г. Известно, что в 1879–1880 гг. архимандрит Николай приезжал в Россию для принятия епископского сана и сбора средств на постройку токийского собора Воскресения Христова (известен в Японии под названием «Никорай-до» – храм Николая) стр. 39].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Японская Православная Церковь— автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Каноническая территория — Япония. 11 марта 2011 Япония подверглась разрушительному действию стихий. Статус Японская Православная Церковь— автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Каноническая территория — Япония. Епархии В Японской православной церкви действуют три епархии: Сендайская и Восточно-Японская епархия (кафедра в Сэндай); Киотоская и Западно-Японская епархия (кафедра в Киото); Токийская епархия (кафедра в Токио). С 2000 года предстоятель Церкви — митрополит Даниил (Нусиро), митрополит Токийский и всей Японии. Резиденция и кафедральный храм — собор Воскресения Христова в Токио (при котором находится единственная православная семинария). Собор широко известен как Никорай-до (в честь основателя ЯПЦ архиепископа Николая (Касаткина)). В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова (Николай-до) по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый монастырь Японской Автономной Православной Церкви. Настоятелем монастыря, освященного в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского, стал иеромонах Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов). В клире состоит 22 священника и 6 диаконов (2008 г.). Регулярно издаётся журнал «Сейкё Дзихо» («Православный вестник»), на японском языке. Действует православное сестричество и общество православной молодёжи.   История Японская Православная Церковь основана русским миссионером архимандритом Николаем (Касаткиным) (1836—1912), который прибыл в Японию в 1861 году по решению Священного синода Русской православной церкви. В 1870 году он основал и возглавил Русскую православную миссию в Японии. Перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. Церковный собор, состоявшийся в июле 1879 года в лице 112 делегатов-японцев постановил ходатайствовать перед Святейшим Синодом о рукоположении начальника Миссии архимандрита Николая (Касаткина) в сан епископа. В Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая в епископа Ревельского, викария Рижской епархии. 28 марта 1906 года указом Святейшего Синода епископ Николай был возведён в сан архиепископа. Впоследствии он был канонизирован в чине равноапостольного святителя (10 апреля 1970 года).

http://pravmir.ru/yaponskaya-pravoslavna...

М.Н. Боголюбов Приложения К истории Православия в Японии: хронология (По материалам книги Наганава Мицуо «Никорай-До-но хитобито») 1836 г. (3 г. Тэмпо).      1 августа (13 августа по новому стилю) родился Иван Дмитриевич Касаткин (в последующем архиепископ Николай) в с. Егорье-на-Березе Вельского уезда Смоленской губернии. 1854 г. (1 г. Ансэй).      В октябре Путятин прибывает в Нагасаки с целью заключить договор о торговле. 1858 г. (5 г. Ансэй).      2 июня в Мориоке родился Мицуи Сюдзо (впоследствии Митиро). 1859 г. (6 г. Ансэй).      В Хакодате (ныне район Мотомати) закончено строительство храма Воскресения Спасителя. 1860 г.                  В начале лета И. Д. Касаткин решил стать миссионером в Японии, в августе отправился из Петербурга. 1861 г. (1 г. Бункю).      Февраль, Отмена крепостного права в России. В июне о. Николай прибывает в Хакодате. 1867 г. (3 г. Кэйё).            Октябрь. События «тайсэйхокан» (передача сегуном власти императору). 1868 г. (4 г. Кэйё).            Январь. Начало войны «босин». 1868 г. (4 г. Кэйё).            Крещение первых японцев: Павла (Савабэ), Иоанна (Сакаи), Якова (Урано). 1868 г.                  Сентябрь. Провозглашение эры Мэйдзи. 1868 г. (1 г. Мэйдзи).      Октябрь. Начало войны в Хакодате. 1869 г. (2 г. Мэйдзи).      О. Николай временно возвращается на родину. Май. Окончание войны в Хакодате. Июнь. «Хансэкихокан» (централизация Японии под властью императора). 1870 г. (3 г. Мэйдзи).      На призыв Савабэ в Хакодате прибывают самураи из княжества Сэндай и начинают изучение Священного писания. 1871 г. (4 г. Мэйдзи).      Февраль. О. Николай, став архимандритом, возвращается в Японию. Октябрь – ноябрь. Крещение Оно, Кая, Сасагава. Июнь. В предместье Новгорода родился Сергей Алексеевич Тихомиров (будущий митрополит). Декабрь. Прибытие в Японию иеромонаха Анатолия Тихая. 1872 г. (5 г. Мэйдзи).      Январь. О. Николай передает церковь в Хакодате на попечение о. Анатолия и отправляется в столицу. Останавливается в Цукидзи и начинает деятельность по распространению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Токио. Кафедральный собор Воскресения Христова. Никорай-До (яп. ). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм является кафедральным собором Японской автономной православной церкви. Имеет официальный статус важного памятника культуры Японского государства (с марта 1962 года). Первый храм в предместье Суругадай был построен в 1871 году, когда Японская православная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным) переселилась в Токио. Никольская церковь была домовой в здании Миссии. Сразу после хиротонии во епископа Николай (Касаткин) стал собирать средства на строительство собора в Токио, произнося проповеди в различных городах России. Им было собрано более 130000 рублей. В марте 1884 года на холме Суругадай рядом с Православной миссией была совершена закладка соборного храма. В связи недостатком места для возведения храма холм был искусственно расширен земляными насыпями. Храм строился по проекту М. А. Щурупова. 24 февраля (8 марта) 1891 года собор Воскресения Христова был освящён. На освящение пускали только по билетам одних христиан и их близких; не-христиане находились в 28 февраля (12 марта) состоялось освящение правого придела во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 2 (14) марта - левого, во имя святых апостолов Петра и Павла. К освящению собора был приурочен визит в Японию наследника российского престола цесаревича Николая Александровича. Однако, вследствие покушения, произошедшего в Оцу, цесаревич до Токио не доехал. В 1917 году Воскресенский собор, как и вся Японская миссия, утратил финансовую поддержку из России. Были закрыты семинария и женская школа. Великое землетрясение Канто, произошедшее 1 сентября 1923 года нанесло огромный урон храму. В результате землетрясения колокольня переломилась и упала шпилем на купол собора. Падая, она разрушила ризницу и завалила кирпичами западный вход в собор. Затем начался пожар, в результате которого сгорели все деревянные части храма: балки, полы, обшивки сводов потолка и купола, полы и лестницы на колокольню, трехъярусный иконостас. Металлический каркас купола обвалился. Колокола и утварь расплавились. На экстренном соборе, состоявшемся 20 октября 1923 года, было постановлено, несмотря на резко сократившееся количество прихожан, возродить Воскресенский храм. Освящение возобновлённого собора состоялось 15 декабря 1929 года.

http://sobory.ru/article/?object=14174

В Токио заложен первый камень в основание русского православного храма Токио, 3 марта 2008 г. В одном из центральных районов японской столицы Мэгуро в воскресенье был заложен первый камень в основание русского православного храма в честь святого Александра Невского. Он будет строиться на участке земли, завещанной Московской Патриархии эмигранткой Сусанной Кривцовой с условием поставить там храм после исчезновения советской власти. Стоимость всего проекта составляет 115 миллионов йен (около 1 миллиона долларов), сообщил РИА Новости настоятель православного подворья Московского Патриархата в Японии отец Николай (Коцюбан). Часть необходимых средств была выделена Московским Патриархатом, а часть собрана российскими верующими. " С Божией и вашей помощью мы намерены завершить строительство 31 августа сего года " , - сказал отец Николай. В настоящее время на месте будущего двухэтажного храма еще только вырыт котлован глубиной около трех метров, однако, учитывая, что строительство будут вести японские рабочие и инженеры, можно не сомневаться в соблюдении сроков. " По традиции Русской Православной Церкви, в его основании будет установлен каменный короб, куда поместят капсулу из нержавеющей стали со вложенной в нее грамотой, где будет сказано - кем и когда построен храм " , - рассказал специально прибывший на церемонию закладки заместитель руководителя отдела внешних сношений Московского Патриархата епископ Марк (Егорьевский). По его словам, " все его (храма) внутреннее убранство, в том числе иконостас и иконы, будет привезено из России, а некоторые предметы - из Александро-Невской Лавры " . На церемонии присутствовали заведующий консульским отделом посольства РФ в Японии Николай Рябов, посол Украины в Японии Николай Кулинич, около сотни православных верующих, а также православные японские служители. Япония официально открылась для христианства лишь с 1870-х годов, и туда немедленно хлынула волна католических и протестантских священников. Русское православие ответило посылкой всего одного миссионера, однако им оказался человек истинной веры, которая, как сказано, " может двигать горами " , - просветитель Николай, в миру Иван Дмитриевич Касаткин. Его стараниями в Токио был построен православный собор Воскресения Христова, получивший в народе название " Никорай-до " (собор Николая). Помимо роли духовного центра, он стал также важным историческим и культурным памятником, символом духовных связей Японии и России.

http://pravoslavie.ru/25946.html

100 лет со дня кончины святителя Николая Японского — репортаж из Токио (+ ФОТО) В Токио отпраздновали столетие со дня преставления одного из величайших миссионеров 19-го века, святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина). Репортаж из собора «Никорай-до» и рассказ о святителе — из японской столицы специально для «Правмир». 16 февраля, 2012 В Токио отпраздновали столетие со дня преставления одного из величайших миссионеров 19-го века, святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина). Репортаж из собора «Никорай-до» и рассказ о святителе — из японской столицы специально для «Правмир». В Воскресенском кафедральном соборе Японской Православной Церкви в Токио отпраздновали столетие со дня преставления одного из величайших миссионеров 19-го века, святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина). Репортаж из собора — «Никорай-до», как его называют японцы, и рассказ о святителе — Владимир Клиншов из японской столицы специально для «Правмир» . Св. равноапостольный Николай Японский (икона из токийского кафедрального собора) Праздник в «Никорай-до» Если вспомнить, что Православную Церковь называют восточно-христианской, то мне посчастливилось попасть на территорию самой православной, то есть самой восточной Церкви – Японской. Многие люди в России, да и в самой Японии, бывают удивлены, когда узнают о существовании Японской Православной Церкви. А между тем история православия в стране восходящего солнца насчитывает уже более полутора веков. Распространение здесь православной веры связано с именем одного из величайших миссионеров 19-го века, святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина). Сегодня, 16 февраля (н.ст.) 2012 года, исполняется ровно сто лет со дня его преставления. На празднование этого события я отправился в Воскресенский кафедральный собор Японской Православной Церкви в Токио. Сами японцы называют Воскресенский собор очень просто: «Никорай-до». Само это название свидетельствует о почитании святого Николая, ведь слово «Никорай» – это не что иное как японская транскрипция его имени. Храм был построен самим владыкой Николаем в конце девятнадцатого века, когда первая домовая церковь в Токио перестала вмещать всех верующих. Дорогу к «Никорай-до» укажет любой прохожий в районе Очаномизу, а дойти до храма можно за десять минут пешком от одноименной станции. Собор в русско-византийском стиле кажется несколько зажатым окружающей его плотной городской застройкой, но внутри не по-японски просторно: храм может вместить до двух тысяч человек.

http://pravmir.ru/100-let-so-dnya-konchi...

Христианство в Японии: иконы и картины Некоторые японские иконы и скульптуры замаскированы под языческих идолов, но на самом деле — изображают Богородицу и Христа. 14 сентября, 2012 Некоторые японские иконы и скульптуры замаскированы под языческих идолов, но на самом деле — изображают Богородицу и Христа. Христианство в Японии ведет начало от миссии португальских католиков в  1549 году. Православие в Японии — с семидесятых годов XIX века. Как и на Руси за много столетий до этого, вера Христова здесь пришла на языческую почву, традиционная религия японца представляла собой тогда симбиоз буддизма, синтоизма и конфуцианства. Справка: В 1870 году была учреждена православная духовная миссия в Японии. В 1880-ом иеромонах Николай (Касаткин), будущий равноапостольный Николай Японский , был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Рижской епархии, тем самым была учреждена первая епископская кафедра Японской Православной Церкви. Токийский Воскресенский Собор ( " Николай-до " ) В 1970 году Японская Церковь получила автономию. Управляется Предстоятелем и Синодом согласно Уставу Русской Православной Церкви. В Церкви 150 приходов; 40 священнослужителей (30 священников, 10 диаконов). Учебные заведения: Токийская духовная семинария, открыта в 1879 году. Церковные СМИ: «Сейкио Дзихо» (Православный вестник), на японском языке, сайт Японской православной церкви. В состав Японской Православной Церкви входят 3 епархии: Киотосская и Западно-Японская, Сендайская и Восточно-Японская, Токийская. Символом православия в Японии может считаться Токийский Воскресенский собор, с 1891 года он — достопримечательность японской столицы, широко известная среди японцев как «Никорай-доо» — «храм Николая». Для принявших Христа японское церковное искусство стало плавильным котлом, в котором народные верования под преображающей силой Благой вести постепенно сходили на нет, трансформировались в нечто совершенно новое. Более того, во времена святителя Николая Японского принятие христианства каралось вплоть до смертной казни. Поэтому не стоит удивляться, когда мы видим в японской иконописи непривычные образы: некоторые иконы и скульптуры замаскированы под языческих идолов, но на самом деле — изображают Богородицу и Христа.

http://pravmir.ru/xristianstvo-v-yaponii...

Элеонора Саблина. Православие в Японии: аромат истории (версия для печати)/Православие.Ru Православие в Японии: аромат истории Православие.Ru , 3 сентября 2001 г. Элеонора Саблина Святитель Николай Японский Святые были и есть всегда. Святые — это не легенда. Можно сказать, святые — среди нас. Они показывают нам, куда идти, освещая и освящая дорогу своей святостью. Жизненный путь Святителя Николая (в миру — Касаткина) пролегает по времени совсем близко к нашим дням. Актуальность опыта его подвижнической жизни и его миссионерского труда очевидна и сегодня. В разных уголках Японии, от Хоккайдо на севере до Кюсю на юге, можно увидеть плоды, выросшие из посеянного им в Японской земле семени Православия. Православные храмы Японии — это символ торжества Православия в далекой восточной стране, это островки русской культуры, через которые перекинуты мостики, духовно объединяющие два соседних народа, японцев и русских, две соседние страны, Японию и Россию. Более восьмидесяти лет прошло со дня кончины Святителя Николая, и тем дороже для русского сердца свидетельства его жизни в Японии. Может быть, на первый взгляд человеку непосвященному они покажутся незначительными, но если учесть, сколько бесценных документов было утрачено в пожарах землетрясений и войн, то станет ясно, что найденные материалы имеют особое значение. Особое значение еще и потому, что они связаны с жизнью святого, первого святого Японской Православной церкви, святого, канонизация которого совершилась совсем недавно, 10 апреля 1970 г. Солнечным апрельским днем 1997 г., получив благословение Владыки Митрополита Феодосия ознакомиться с материалами, хранящимися в токийском Воскресенском соборе (известном еще как Никорай-до), я вошла в его библиотеку. В стеклянной витрине возле окна мое внимание привлекли написанные старинным почерком письма, старинные книги с дарственными надписями. Когда же я вытерла покрывавшую их пыль, неизбежную принадлежность книгохранилищ, то сердце мое учащенно забилось. Исследователю, работающему в архивах, очень хорошо знакомо чувство, появляющееся тогда, когда в руках у него оказываются редкие документы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Токио совершен чин освящения русского православного храма 12 сентября 2008 г. 18:18 В пятницу в одном из центральных районов японской столицы — Мэгуро — при большом стечении народа был совершен чин освящения русского православного храма, передает корреспондент РИА «Новости». Чин освящения и Божественную литургию возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленскоий и Калининградский Кирилл . В числе почетных гостей были Предстоятель Японской Православной Церкви митрополит Даниил и посол РФ в Токио Михаил Белый. Русский православный храм в честь святого Александра Невского построен на участке земли, завещанной Московскому Патриархату эмигранткой Сусанной Ивановной Кривцовой с условием поставить там храм после падения советской власти. Как сообщил в интервью РИА «Новости» настоятель подворья Московского Патриархата в Японии протоиерей Николай (Коцюбан), стоимость всего проекта составила около 120 миллионов йен (около 1 миллиона долларов США). Часть необходимых средств была выделена Московским Патриархатом, а часть собрана российскими верующими. «С Божией и вашей помощью мы завершили строительство в установленные сроки», — сказал отец Николай. Все внутреннее убранство храма, в том числе иконостас и иконы, привезено из России, а некоторые предметы — из Александро-Невской Лавры. Япония официально открылась для христианства, после многовековой изоляции, лишь с 1870-х годов, и туда немедленно хлынула волна католических и протестантских священников. Русская Церковь направила всего одного священника — иеромонаха (впоследствии архиепископа) Николая (Касаткина), которому, однако, удалось обратить в Православие десятки тысяч японцев. Стараниями святого равноапостольного Николая в Токио был построен православный собор Воскресения Христова, получивший в народе название «Никорай-до» (собор Николая). Он стал не только центром японского Православия, но и важным историческим и культурным памятником, символом духовных связей Японии и России. Православие в Японии существует (в организационном плане) одновременно и российское, и японское. Параллельно с «Никорай-до» действует православное подворье Московского Патриархата, не имевшее права миссионерской деятельности. На подворье с послевоенного времени приходили русские эмигранты из Харбина и те, кто переместился в Японию сразу после революции, а до недавнего времени ходили верующие из российского, греческого и некоторых других посольств. С возникновением русского православного храма св. Александра Невского деятельность подворья перешла на новый качественный уровень РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/459234.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010