Ко дню освящения собора со всех уголков Японии стали стекаться в Токио паломники-христиане. (Согласно рапорту епископа Николая Святейшему Синоду, к 31 декабря 1890 года в Японской Православной Церкви насчитывалось 216 общин и в них 18 625 христиан.) Из 18 японских священников прибыли 16 и 5 диаконов. Среди пастырей выделялись первенец Японского Православия Павел Савабе, обращенные им ко Христу и одними из первых в Японии принявшие Крещение Иоанн Оно, Петр Сасагава и Матфей Кангета. Большое впечатление и на христиан, и на японцев-зрителей произвел крестный ход, который совершается при освящении православного храма. По окончании чина освящения в Воскресенском соборе была совершена первая Литургия. Несмотря на то, что в собор пускали только по билетам, то есть одних христиан и их близких, весь этот величественный храм был переполнен народом и кругом миссийской ограды собралось более четырех тысяч японцев-нехристиан, многие из которых даже обнажили головы. По окончании богослужения для всех присутствовавших было устроено угощение - по-европейски и по-японски. Нехристианам раздали около восьми тысяч фотографий храма с объяснением, что это за здание. На следующий после освящения день в переполненном молившимися соборе Владыка Николай служил молебен о здравии жертвователей, а на другой день была совершена панихида об упокоении душ усопших благотворителей и благоукрасителей храма. Архимандрит Сергий (Страгородский) отмечал: " Удивительное богатство сосудов в новом соборе. Я думаю, редкий в России собор может теперь равняться с нашим. Мне думается, что не только собор, но даже и все миссийские церкви, какие потом будут открываться лет на сто вперед, можно будет снабдить утварью, особенно сосудами. Да, наши православные умеют жертвовать. Навеки останется памятен для японцев этот щедрый дар Матери-Церкви " . Пример русских братьев и сестер по вере, щедро жертвовавших на нужды Японской Православной Церкви , особенно пригодился после революции 1917 года. Каждый приезжающий в Токио считал своим долгом посетить Воскресенский собор, который стали называть " Никорай-до " (в японском языке нет звука " л " . - Прим. ред.) - " храм Николая " . Собор был открыт для осмотра целый день, и в нем специально назначенный человек давал объяснения посетителям. Если у кого-то возникал более глубокий интерес, то дежурный указывал адрес ближайшего катехизатора в Токио или на родине гостя. Собор поистине оказался самым существенным пособием для проповеди Православия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Строительство началось на Токийском миссийском участке в марте 1884 года под руководством английского архитектора Джошуа Кондора. Пришлось искусственно расширить и разравнять холм для того чтобы поместить туда столь крупный собор. 21 апреля (3 мая н. с.) 1885 года владыка Николай совершил освящение основания храма на камне при начале четвертого венца с закладкой памятной серебряной доски . Возводимый собор стал одной из крупнейших построек Токио и быстро получил широко распространившееся народное название " Никорай-доо " (, " храм Николая " ). По окончании стройки святитель Николай справедливо писал что: " Собор будет памятен, будет изучаем, подражаем - многие, не десятки, а, смело говорю, сотни лет, ибо храм действительно замечательнейшее здание в столице Японии - здание, о котором слава разнеслась по Европе и Америке еще прежде его окончания и которое, ныне будучи окончено, по справедливости вызывает внимание, любопытство и удивление всех, кто есть или кто бывает в Токио. " В течении строительства русские верующие - от императорского дома до простых прихожан - продолжали щедро жертвовать на собор, снабжая его как средствами так и богатым церковным убранством. Образа для деревянного трехъярусного иконостаса были написаны Санкт-Петербургским придворным иконописцем В. М. Пешехоновым . Из России было доставлено восемь колоколов для храма. Престолы были изготовлены из мрамора. Ко времени освящения архимандрит Сергий (Страгородский) нашёл: " Удивительное богатство сосудов в новом соборе. Я думаю, редкий в России собор может теперь равняться с нашим. Мне думается, что не только собор, но даже и все миссийские церкви, какие потом будут открываться лет на сто вперед, можно будет снабдить утварью, особенно сосудами. " 24 февраля (8 марта н. с.) 1891 года состоялось освящение главного алтаря собора в честь Воскресения Христова , ставшее важнейшим событием в жизни японской православной общины. Собралось 16 из 18 японских священников, 5 диаконов, более 4 тысяч паломников со всей страны, представительный ряд японских и иностранных сановников, а также множество любопытствующих - на приёме после освящения нехристианам раздали около 8 тысяч фотографий храма с объяснениями. 28 февраля освящен был правый придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы , 2 марта - левый, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла . Главный и левый престолы были освящены на мощах мученика Мардария , правый - мученицы Евгении .

http://drevo-info.ru/articles/19814.html

В 1941 году Японскую православную церковь возглавил епископ Николай (Оно). Однако приход Воскресенского собора первоначально не пожелал принять архиерея, получившего хиротонию в Русской православной церкви заграницей. Впоследствии конфликт был улажен. В условиях военного времени из-за нехватки продовольствия богослужения стали нерегулярными. Во избежание разрушений при бомбардировках здание собора было выкрашено в чёрный цвет. 5 апреля 1946 года в Воскресенском соборе состоялся чрезвычайный Собор Японской Православной Церкви, ознаменовавшим начало сближения с Американской православной церковью. В 1946 году состояние храма характеризовалось как запущенное; металлическая ограда и медные листы с крыши были проданы. Богослужения практически прекратились. Возобновление служб относится к 1949 году. В декабре 1950 года при храме был создан «Тройственный комитет», имевший целью сбор средств на ремонт собора. Впоследствии, в связи с резким уменьшением числа русских прихожан, Комитет был распущен в феврале 1960 года. Его преемником стал Комитет поддержки собора. В 1950 году при Воскресенском соборе была открыта Никольская школа («Никорай гакуин»); 13 февраля того же года было основано Общество утренней зари; в 1951 году при храме начало свою деятельность сестричество; а 7 октября 1954 года вновь открылась Духовная семинария. 27 мая 1954 года в соборе состоялось примирительное собрание прихожан. В его результате в приход вернулась часть прихожан во главе с епископом Николаем (Оно). Статус кафедрального собора Японской автономной православной церкви храм получил 22 марта 1972 года. В ноябре 1974 года у храма появилось ежемесячный печатный орган - «Новости „Никорай-до " ». 19 марта 1978 года была освящена часовня святителя Николая Японского, выстроенная с южной стороны собора. В это же время возобновилась практика открытого доступа в собор всех желающих осмотреть его. В 1990 году началась кампания по сбору средств на реставрацию и ремонт собора. В феврале 1991 года начался ремонт. Реставрация длилась шесть лет: четыре года проводились внешние работы; остальные два - внутренние. 10 мая 1998 года состоялось освящение отреставрированного собора.

http://sobory.ru/article/?object=14174

- Ваше Преосвященство, не все украинцы знают о истории Японской Православной Церкви, о ее сегодняшнем положении… - Конечно, Японская Православная Церковь очень маленькая по численности в сравнении с Русской или Украинской Православными Церквами. Она насчитывает порядка 30 тыс. верных. В Японии по статистическим данным всего 1 процент христиан (с католиками и протестантами). Наша Японская Православная Церковь является Автономной Церковью, как и УПЦ. Основана трудами русского миссионера-архимандрита, впоследствии архиепископа Николая (Касаткина, + 1912), который явился апостолом Православия в Японии. Он прибыл в Японию в 1861 г. по решению Святейшего Синода Русской Православной Церкви, учредил Русскую Духовную Миссию в Японии и возглавил ее. Помощником начальника Японской Духовной Миссии был тогда архимандрит (впоследствии Святейший Патриарх) Сергий (Старогородский). Святитель Николай перевел на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор (мы его называем " Никорай-до " ). В 1970 г. Русская Церковь причислила к лику святых архиепископа Японского Николая. В том же году ЯПЦ была предоставлена автономия. Святитель Николай является покровителем Японии, ходатаем пред Богом о ее народе. Многие японцы, не только православные, почитают святителя, как святого, заступника в бедах и болезнях. По существу, японские православные верующие живут во времена апостольские, когда земля не была просвещена светом Христовым. Как вы знаете, Япония -- языческая страна. Поэтому на нас лежит огромная ответственность пред Господом. Мы должны, по Его слову быть светом миру. Нас радует то, что к православной вере у нас обращается множество молодых, ищущих смысла жизни людей. Многие принимают Православие, вернувшись из Европы. - Как у вас складываются отношения со светской властью? Нет ли притеснений со стороны традиционных религий, сект? - У нас нормальные отношения, как со светской властью, так и с представителями других религий, в т.ч. и с традиционными для Японии. Хотя были периоды гонений, особенно в начале прошлого века, в периоды мировых войн. Сейчас, слава Богу, наша Церковь имеет все условия для молитвы и миссионерской деятельности. Мы также поддерживаем каноническую связь со всеми Поместными Православными Церквами мира. И наш визит в Украину также свидетельствует об этом. Мы с большим вниманием, благодаря средствам массовой информации, наблюдаем за событиями политической, экономической и религиозной жизни в Украине, и радуемся вместе с вами демократическим преобразованиям в стране, молимся о преодолении тех трудностей, которые стали перед канонической Православной Церковью под предстоятельством Блаженнейшего Митрополита Владимира. Мы молимся о здоровье Его Блаженства, потому что он несет тяжелый крест испытаний. Развитие и увеличение УПЦ, ее монастырей, храмов и духовных школ свидетельствует всему миру о том, что Украина является истинно православным государством.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Деревня Магата, когда ее посетил Преосвященный Николай, состояла из пятидесяти домов, и проживало там более двадцати православных христиан. Один из них, по имени Итиносукэ Хатакэяма, крестившийся в апреле 1879 г., в 1891 г. присутствовал на освящении Воскресенского Собора в Токио. Он был настолько поражен его красотой и величественным видом, что решил непременно построить у себя в деревне его малую копию. Хатакэяма обратился к Владыке Николаю с просьбой прислать к ним Симеона Кандо, плотника, трудившегося на строительстве Никорай-до. Николай благословил Симеона, и уже к концу мая 1892 г. в Магате стояла деревянная копия Токийского Собора — храм Благовещения. Все иконы для него написаны Рин Ямаситой. На стене справа от иконостаса, почти под самым куполом (храм небольшой по площади и невысокий), висит икона Вознесения Христова. Точно такая же икона, написанная Рин Ямаситой, но оправленная в черный с золотом оклад из японского лака, хранится в Эрмитаже. И вот почему. 11 мая 1891 г. в городке Оцу, неподалеку от Киото, было совершено покушение на прибывшего с визитом в Японию цесаревича Николая Александровича, которого в то время очень ждали в Токио (его ударил по голове саблей полицейский Сандзо Цуда). Епископ Николай очень сожалел о случившемся и писал о чувствах, охвативших всю православную общину, следующее: «Христиане ласкались надеждою в новом храме (только что освященном Воскресенском Кафедральном Соборе. — Э.С.) встретить дорогого гостя страны, Русского Наследника Цесаревича. Приготовлены были, в изящных киотах, Св. Иконы для поднесения Его Императорскому Высочеству и сопутствовавшему ему Греческому Королевскому Принцу. Но надежде этой не суждено было сбыться. Удручающее печальное событие, с уверенностью можно сказать, поразило японских христиан не менее, чем русских, к тяжелой печали о злодейском умысле у них, естественно, присоединился стыд за свою страну, в которой так недостойно оскорблен Высокий Путешественник. С заготовленными иконами и адресами представители христиан отправились в Кобэ, где на фрегате „Память Азова“ Государь Цесаревич и Греческий Принц удостоили их благосклонного приема и от них принятия икон». Сам Преосвященный Николай по просьбе императора Японии стал посредником между японским императорским домом и императорским домом России в улаживании конфликта, чуть не приведшего к войне между обеими странами, и отправился к Цесаревичу с иконой Воскресения Христова письма Рин Ямаситы. Так икона оказалась в России, а для Благовещенского храма в деревне Магата Рин Ямасите пришлось написать еще одну.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Наганава Мицуо уделяет внимание еще одной стороне деятельности Российской Православной Церкви в Японии, а именно миротворческой. В годы русско-японской войны было создано «Общество утешения военнопленных Верой» (распущенное затем в 1906 г.). О. Николай за заслуги во время войны был возведен в сан архиепископа, а священнослужителю Мицуи Митиро от имени русского императора Николая II был пожалован золотой крест, и его возвели в сан протоиерея. Особая глава в книге отведена деятельности митрополита Сергия (Тихомирова) в период японской интервенции в Сибири (его поездки по городам Дальнего Востока для сбора средств в пользу Православной Миссии, когда ему удалось собрать 150 000 рублей), строительству и освящению Собора в декабре 1929 г. О. Сергий оставил свое место, в апреле 1945 г. был арестован как русский «шпион», а 10 августа того же года умер. Наганава Мицуо дает краткое описание состояния Российской Православной Церкви после 1945 г. под началом митрополита Феодосия. В заключение проф. Наганава делает вывод, что изучение наследия архиепископа Николая, его учеников и последователей является частью исследования русской общественной мысли 49 . Таким образом, японская наука вносит большой вклад и отдает должное деятельности Российской Православной Церкви в Японии. 17 Вада Харуки. Представления о России в Японии: учитель, враг, собрат по страданиям//Россия и Япония в исследованиях советских и японских ученых. М., 1986. С. 50–61. 19 Баланева И. И. Изучение истории русско-японских культурных связей в современной японской историографии//Японская историография русско-японских и советско-японских отношений XIX-XX вв. Владивосток, 1987. 22 Мидзусима Коё. Императорский дом и религия: Сб. Токио, 1904; Морита Рё. Императорский дом и Православие//Мидзусима Коё. О положении Японской Православной Церкви. Токио, 1904. С. 11–30; Исикава Киндзабуро. Православие и государство. Токио, 1892; Исикава Киндзабуро. Толкование императорского эдикта в духе Православия. Токио, 1893. 25 Наганава Мицуо. Никорай До-но хитобито. Серия «Нихон киндайси-но нака-но Росия сэйкёкан». Токио, 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В Токио заложен первый камень в основание русского православного храма Токио, 3 марта 2008 г. В одном из центральных районов японской столицы Мэгуро в воскресенье был заложен первый камень в основание русского православного храма в честь святого Александра Невского. Он будет строиться на участке земли, завещанной Московской Патриархии эмигранткой Сусанной Кривцовой с условием поставить там храм после исчезновения советской власти. Стоимость всего проекта составляет 115 миллионов йен (около 1 миллиона долларов), сообщил РИА Новости настоятель православного подворья Московского Патриархата в Японии отец Николай (Коцюбан). Часть необходимых средств была выделена Московским Патриархатом, а часть собрана российскими верующими. " С Божией и вашей помощью мы намерены завершить строительство 31 августа сего года " , - сказал отец Николай. В настоящее время на месте будущего двухэтажного храма еще только вырыт котлован глубиной около трех метров, однако, учитывая, что строительство будут вести японские рабочие и инженеры, можно не сомневаться в соблюдении сроков. " По традиции Русской Православной Церкви, в его основании будет установлен каменный короб, куда поместят капсулу из нержавеющей стали со вложенной в нее грамотой, где будет сказано - кем и когда построен храм " , - рассказал специально прибывший на церемонию закладки заместитель руководителя отдела внешних сношений Московского Патриархата епископ Марк (Егорьевский). По его словам, " все его (храма) внутреннее убранство, в том числе иконостас и иконы, будет привезено из России, а некоторые предметы - из Александро-Невской Лавры " . На церемонии присутствовали заведующий консульским отделом посольства РФ в Японии Николай Рябов, посол Украины в Японии Николай Кулинич, около сотни православных верующих, а также православные японские служители. Япония официально открылась для христианства лишь с 1870-х годов, и туда немедленно хлынула волна католических и протестантских священников. Русское православие ответило посылкой всего одного миссионера, однако им оказался человек истинной веры, которая, как сказано, " может двигать горами " , - просветитель Николай, в миру Иван Дмитриевич Касаткин. Его стараниями в Токио был построен православный собор Воскресения Христова, получивший в народе название " Никорай-до " (собор Николая). Помимо роли духовного центра, он стал также важным историческим и культурным памятником, символом духовных связей Японии и России.

http://pravoslavie.ru/25946.html

Отец Николай дал свое согласие и в конце лета 1879 года отправился на родину. 17 марта 1880 года Святейший Синод вынес определение «о бытии архимандриту Николаю епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, с откомандированием его в Японию», a 30 марта того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена его хиротония во епископа. При вручении жезла митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский ; † 1892) напутствовал нового епископа: «До конца жизни тебе служить взятому на себя делу, и не допусти, чтобы другой обладал твоим венцом». Так начался новый период в жизни Японской духовной миссии. Святейший Синод предоставил епископу Николаю право сбора пожертвований для Миссии. Благодаря этому владыке удалось собрать более ста тридцати тысяч рублей, которые были потрачены на строительство собора в Токио. Первые годы архипастырского служения святителя Николая были радостными, хотя и трудными. В марте 1884 года в Токио, на холме Суругадай, по проекту петербургского архитектора Михаила Арефьевича Щурупова (1815–1901) началось строительство собора. Семь лет продолжались строительные работы, в результате которых в Токио появился собор невиданных на Востоке красоты и величия. 8 марта 1891 года состоялось торжественное освящение Воскресенского собора, ставшее важнейшим событием в жизни японских православных христиан. Каждый приезжающий в Токио непременно посещал Воскресенский собор, за которым с того времени твердо закрепилось название: «Никорай-до» – «храм Николая». В 1903 году в Киото [древняя столица Японии. – Примеч. сост.] был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который 10 мая 1903 года освящал владыка Николай. «Как раз, когда звон семи колоколов поплыл над утренним Киото, из своего дворца, который очень близко от храма, выходил японский император в окружении свиты, направляясь на станцию железной дороги. «Он обратил внимание, прислушался – и молчаливым вниманием узаконил православный звон в его древней столице, японской Москве», – записал в тот же день в своем дневнике владыка» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Религия Христова и к Японии шла, как и к другим странам, «от иностранцев». Это одно уже рождало ей преграды, особенно в Японии, которая почти до начала, даже середины второй половины прошлого века жила в исключительной изоляции. Справедливо сказать, что, в обращении японцев в христианство , открывалась и свидетельствовалась вся вышеестественность, всемирность Христовой истины, столь заметно переводившей человека от временного и ограниченного к вечному и общечеловеческому. Вопреки законам материализма и условиям своего бытия, человек преображал свое сознание. После кончины архиепископа Николая в Японии осталось 40.000 православных японцев, около двухсот приходов и общин, молившихся на своем родном языке. Слово Божие и богослужебные книги были переведены на японский язык и изданы. И этот собор Воскресения, который сейчас известен каждому жителю Токио, остался после владыки Николая памятником силы Божьей, действующей в немощи человеческой, – той немощи, которая себя отдает силе и любви Божьей. Улица, на которую выходит собор, называется Улицей Николая. Любому шоферу Токио скажите, что вам надо на «Никорай До» (японцам трудно произносить «л», и они обычно произносят «р»), – и он вас сейчас же отвезет на этот холм, где стоит огромный византийский собор, – несколько каменных зданий и «зимняя», деревянная, русского стиля, церковь . Ее построили в начале века пленные русские солдаты и офицеры, на южном японском острове, и она была после перенесена в токийскую церковную ограду. III 12-го июля в токийском соборе служило три епископа и 19 священнослужителей: пятнадцать священников и четыре диакона. Большой хор японцев пел литургию по-японски, славянски и гречески. После заамвонной молитвы я сказал слово, которое было переведено на японский язык одним из священников. От имени Собора Архиереев Русско-Американской Церкви я вручил грамоту Церкви Японской, в лице председателя ее Консистории, прот. Иакова Ямагучи и кафедрального протоиерея Самуила Узава. Грамота была на двух языках: японском и русском.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Мною сделаны копии всех страниц журнала, на которых есть пометки Епископа Николая. При всей своей любви к молодежи Николай был строгим воспитателем. Вот некоторые его замечания в журнале: «Некоторые ученики стояли в Церкви неблагопристойно. Вперед пусть этого никогда не будет! Многие ученики также выходят из Церкви во время богослужения. И этого вперед пусть не будет, за исключением случаев, например, внезапной болезни» (запись от 3 октября 1886 г.). Или: «Певчие не все ходят на классы пения. Это весьма дурно. Вперед неходящие будут наказываемы» (запись от 28 ноября 1886 г.). После пасхальных каникул несколько учеников по болезни пропустили занятия. 28 апреля 1887 г. Епископ Николай записывает в журнал: «Ладно, плохо только, что после отдыха тотчас так много больных оказывается». За успехи в учебе хорошие ученики получали в награду книги. 17 октября 1889 г. семинарист Хино получил «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении» с надписью Епископа Николая: «Кириллу Хино за прекрасные успехи в науках и благонравное поведение». Заслуживает внимания научный труд, присланный в октябре 1879 г. тогда еще Архимандриту Николаю священником Александром Иванцовым-Платоновым, профессором Московского университета, — «Первые лекции по истории христианской церкви в Московском университете». Святитель Николай был известен в России не только как миссионер, но и как ученый — богослов и востоковед, и ему посылали свои труды многие российские ученые. Один из них, П.Попов из Гатчины, в своем письме благодарит Владыку за внимание к его научной работе: «До глубины души тронут тою истинно отеческою заботливостью, с которой Вы отнеслись к моему маленькому труду и благодаря которой он так скоро увидел свет. 5 экземпляров получил и уже раздал, оставив себе один». Видимо, научная работа Попова была напечатана в типографии Никорай-до. Владыка Николай поддерживал тесные связи с Восточным институтом Владивостока, принимал и опекал приезжавших оттуда на стажировку в Японию молодых людей (среди них был ставший впоследствии известным востоковедом Д.Позднеев), посылал в институт печатные издания Миссии. 7 апреля 1908 г. Архиепископ Николай получил из Владивостока письмо, в котором библиотека Восточного института выражает благодарность за присланные книги, как богослужебные, так и по истории церкви: Новый Завет, Псалтирь, Служебник, Требник, Часослов, Цветная Триодь, Догматическое богословие Митрополита Макария и другие.

http://pravoslavie.ru/39678.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010