Господь плачет о нас... Господь плачет об Иерусалиме, потому что Иерусалим не плачет сам о грехах своих. Это наши слезы, брат возлюбленный, не об одном Иерусалиме они пролиты Господом, но и о нас с тобою, грешниках сущих! Господь плачет и доселе о каждом грешнике. Как не плакать, когда грешник видимо идет в бездну, из коей нет возврата, и, имея в руках жизнь вечную, безумно меняет ее на суету и тление? Как не плакать о грешнике, когда столько средств, употребленных для примирения его с Богом, остаются туне и без плода? – Не помогли слезы Господа Иерусалиму, не помогут слезы Господа и нам с тобою, если мы, подобно иерусалимлянам, останемся бесчувственны во грехах наших. Для того, чтобы безценными слезами Христовыми омыты были наши грехи, надобно, чтобы к ним примешались наши собственные слезы об этих грехах. (Иннокентий, архиепископ Херсонский. Слово, сказанное в Троицкой Сергиевой Лавре в Неделю Ваий 21 марта 1893 года) 663. Христов пример смирения «Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе» ( Ин. 13:14 ) Не только Бог, но и мы любим смиренных людей. Таково свойство смирения, оно невольно располагает к себе всякого. Смиренных людей мы любим, благочестивые слушатели, а сами смиряться пред другими не любим. Мы думаем, боимся, как бы смирением не унизить себя, боимся, чтобы не почли нас людьми слабыми, когда будем смиряться пред другими. Так большей частью думаем о смирении мы. Так, видно, сначала думали о смирении и апостолы, ибо как же иначе объяснить спор их о первенстве? А евангелист Лука говорит, что они на Тайной вечери спорили: кто из них должен почитаться большим? Иисус Христос знал мысли Своих учеников о смирении, часто и словом и делом поучал их смирению. Наконец, Он благоволил торжественно показать им высоту смирения. Это было на той вечери, на которой установлено Таинство Святого Причащения. Иисус Христос со Своими учениками возлежал, вечеря только что началась. Ноги учеников не были еще умыты, как этого требовало обыкновение. И вот, Иисус Христос встает со Своего места, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце и препоясывается им, потом вливает воду в умывальницу и всем по порядку умывает ноги, отирая полотенцем. Когда же умыл им ноги и надел на Себя одежду Свою, то возлег опять и сказал им: «Знаете ли, что я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, Я точно – Господь и Учитель. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги Друг другу. Вот видите, для Меня не унизительно, что я смирил Себя пред вами. И вы не унизите себя, когда будете смиряться друг перед другом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Грозное слово иерея Божия сбылось: по прибытии на место отряду приказано было занять одну гору, в которой укрепился неприятель; капитан пошел в атаку впереди своих храбрецов, и – первая же пуля неприятеля попала ему в живот... Только особенной милости Божией он был обязан тем, что пуля не пробила кишки, и он остался жив. Тут-то он вспомнил предсказание протоиерея и горько раскаялся... А вот пример другого рода. Это было в Москве. Священник шел на урок к детям богатого купца М. и на лестнице встретил хозяина. Купец тотчас возвратился в переднюю. «Что с вами?» – спросил его священник. Купец сознался, что побоялся ехать в город, потому что встретился с ним. Тогда священник говорит ему: «Уверяю вас именем Божиим, что Бог благословит ваши дела успехом: идите с миром!» – и он благословил купца. Вечером купец посылает за священником и говорит ему: «Батюшка! Теперь стыжусь своей глупости. Сегодня я так торговал, как никогда!» 93. Бегство в Египет Когда волхвы поклонились Господу Иисусу и удалились из Вифлеема, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет ( Мф.2:13,14 ). Тяжело было старцу предпринимать этот далекий путь, но он должен был повиноваться повелению Божию. Древнее предание сохранило трогательные подробности этого путешествия святого семейства. Передадим кратко некоторые из них. Не надеясь на свои слабые силы, Иосиф взял с собою своего сына, святого Иакова, который впоследствии был проименован братом Божиим. Через несколько дней святые путешественники очутились в тех самых безводных пустынях, по которым шел из Египта народ израильский. Страшные трудности и невзгоды встретили их здесь. Дорога шла все местами песчаными и нередко совсем исчезала среди песчаных холмов; в пустыне негде было достать необходимого для пропитания, потому все надобно было взять с собою в потребном количестве, а у них был только один осел, который необходим был и для юной Матери с Божественным Младенцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Да, мы живем поистине в лукавые дни, в страшное время. Не до бокалов бы, не до гром­ких здравиц добрым христианам ныне. Если когда, то именно в наше грешное время диавол яко лев рыкая ходит по нашей грешной Русской земле, иский кого поглотити. Всюду рас­кинул он сети свои, всюду сеет соблазны. Берегитесь, православные! Берегите детей своих! В последнее время сатана через верных слуг своих – а их так много у него! – особенное тщание употребляет, чтобы отравлять детские души ядом безбожия, кощунства, богохуль­ства. И как изобретательны стали эти слуги сатаны! Как хитро истолковывают они в свою пользу все свободы, данные, конечно, не для зла, а для добра! Как умеют пользоваться всем для того, чтобы развращать, губить души даже детские! Поистине, братие, страшное время! Со страхом вспоминаются пророчественные слова великого тайновидца Иоанна Богослова: и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольща­ющий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его с ним... Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему оста­ется времени. ( Откр. 12:9, 12 ). И в трепете вопрошает душа: уже не исполняются ли сии грозные пророчества возлюбленного ученика Христова в наши дни? Не сбываются ли на наших глазах все те признаки близкого дня суда Божия, о каких говорил Господь: когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.? ( Мф. 24:33 ). Смотрите внимательно! Сколько лжехристов и лжепророков появляется в наши дни! Сколько ересиархов, начиная с идола нашей безбожной интеллигенции – богоотступника Толстого и кончая разными братцами-хлыстами, начиная с незваных-непрошеных иноземцев Фетлеров и кончая своими изменниками православной Церкви – Мазаевыми, Прохановыми и Степановыми! И всем им полный простор блазнить в простоте верующих православных! А как умножились беззакония и охладела истинная христианская любовь! Уже и Евангелие Христово проповедуется всем народам земным по всей вселенной во свидетельство им, да будут безответны на страшном судище Христовом, уже мерзость запустения является на местах святых: строятся языческие капища и магометовы мечети в столице православной, и, говорят, имеются и места, где поклоняются самому сатане. Уже творятся и знамения, и чудеса ложные у спиритов и оккультистов, уже совершается то великое отступление от веры и благочестия, о коем пророчествовал Апостол Христов Павел. И сердце содрогается при мысли: уже не близок ли конец? Уже не стучится ли в дверь человек беззакония, сын поги­бели, противящийся и превозносящийся превыше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог , выдавая себя за Бога. Еще “удерживающий” удерживает его появление, но надолго ли?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Да, писано есть, писано есть... Вот и сатана, искушая Самого Господа нашего Иисуса Христа, то же говорил: писано есть: Ангелам Своим заповедает о Тебе... итак, бросься вниз! В том-то и дело, что Писание Божественное есть меч обоюдоострый; что все еретики ссылались на Священное Писание в подтверждение своих лжеучений; что поэтому опасно толковать его по своему смышлению, как это делают все лжеучители, все эти штундисты, баптисты, молокане и прочие сектанты. Вот что апостол Христов Петр пишет верующим: мы имеем вернейшее пророческое слово, то есть Священное Писание, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте... Но прежде всего следует знать, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить, то есть истолковать самому собою. Ибо никогда пророчество и всякое Писание Святое не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет. 1:19–21 ). Далее в том же послании святой апостол Петр говорит, что уже в его время некоторые невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращали, перетолковывали как прочие Писания, так в особенности некоторые, неудобовразумительные места в посланиях апостола Павла ( 2Пет. 3:15,16 ). И апостол Павел говорит при прощании с Ефесскими пресвитерами: «...я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян. 20:29–30 ), ...надлежит быть и разномыслиям, – писал тот же апостол Христов Коринфянам ( 1Кор. 11:19 ). Значит, с самых времен апостольских были разномыслия, были еретики, которые повреждали, превратно толковали слово Божие ( 2Кор. 2:17 ). Они гордились своим ложным знанием, не хотели знать и слушать пастырей Церкви, которых Сам Бог поставил, чтобы пасти Церковь Божию ( Деян. 20:28 ), и как овцы, отделившиеся от своего стада – от Церкви Божией, блуждали в пустыне своего неведения, гонимые всяким ветром учения, по лукавству человеков ( Еф. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Давид говорит о себе: «я одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ); «колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» ( Пс.108:24 . Читай еще: 2Цар.3:35 , 2Цар.12:16 ). Пророк Илия постился также сорок дней ( 3Цар.19:8 ). Постились: Ездра ( 2Ездр.8:49–50 ), Неемия ( Неем.1:4 ) Даниил ( Дан.10:2–3 ), постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 , 1Цар.7:6, 31:13 ; Иудиф.4:9–13 ; Есф.4:16 ; Иер.36:9 ), постились Ниневитяне ( Ион.3:5 ). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь «все это, – по слову святого Апостола Павла, – происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: «Ниневитяне, – говорит Он, – востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Лк.11:32 ). Правда, Христос Господь освободил нас от ига ветхозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим ( Мф.4:2 ), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню ( Мф.5:1–4 ), как молиться ( Мф.5:5–13 ), прощать обиды ( Мф.5:14–15 ), дал наставление и о том, как должно поститься: «когда поститесь, – говорил Он, – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, – значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не постятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а «приидут дни, когда отнимется у них Жених», – то есть, когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, – «тогда и они будут поститься» ( Мф.9:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Два Ангела пошли в Содом, а Господь все еще беседовал со Своим избранником. «Скрою ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу сделать? – говорил Милосердный Владыка неба и земли. – От Авраама произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли. Для того Я и избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом все, что сказал о нем. – Но вопль Содомский и Гоморрский, – продолжал Господь, – велик этот вопль, и грех их – тяжел он весьма!» При этих словах Господа дрогнуло любящее сердце Авраама: ведь в этих преступных городах жил его любимый племянник, Лот, со своею семьей... Что если грозный суд Божий, карая нечестивых жителей Содома и Гоморры, коснется и этой дорогой для него семьи?.. И вот Авраам приближается ко Господу и начинает говорить: «А праведного неужели Ты погубишь с нечестивыми?.. Может быть, найдется в этом городе до пятидесяти праведников; неужели не пощадишь этого места ради пятидесяти праведников? Нет, не может быть, чтобы Ты погубил праведного с нечестивыми – не может быть этого от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» – Какое святое дерзновение веры, какая сила любви к ближнему! Как неотступно вопрошает Авраам Господа, смертный человек – своего Творца и Владыку! – И какое милостивое снисхождение со стороны Господа к Своему бренному созданию! И сказал Господь: «Если Я найду в Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие». Авраам снова говорит: «Осмелюсь я, прах и пепел, сказать теперь Господу: может быть до пятидесяти праведников не достанет пяти: неужели за то, что не достанет пяти, Ты истребишь весь город?» – Господь сказал: – «Не истреблю, если найду там сорок пять». – Авраам продолжал: «Может быть, найдется там сорок». – Он сказал: «Не погублю для сорока». – Опять Авраам сказал: «Не прогневайся, Господи, если я еще спрошу: может быть, найдется там тридцать». – Господь сказал: «Не погублю, если найдется там тридцать».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

День воскресения Христова воистину есть день райской радости для земнородных! Как солнце в видимой природе является источником жизни для всего живущего, так и воскресение Христово своими лучами, на пространстве многих веков, все согревает, все освещает, все животворит в мире духовном. Отсюда – радость жизни во Христе, отсюда – наше счастие, наше блаженство. Апостол Павел выразил эту истину так: «аще Христос не воста», пишет он, «тще убо», напрасно «проповедание наше, тща же», тщетна «и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). И вот чрез девятнадцать веков и до нас достигает радость воскресения, и мы радуемся, и после нас до скончания века не престанут радоваться грядущие роды родов сею радостию воскресения Христова, доколе не оскудеет вера в Воскресшего, доколе Его Церковь будет собирать спасаемых яко кокош под криле свои, приосеняя их благодатию вечной Главы своей – Господа Иисуса Христа. Что же благопотребно, чтобы радость сия не оскудевала в наших сердцах? Что делать, чтобы никакая печаль, никакая скорбь не могли затуманить светлой радости о Воскресшем Господе нашем? Будем непрестанно носить в уме и сердце нашем Его же святое слово, Его обетование: «се, Аз с вами есмь, во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). А если Он с нами, то никакие скорби нам не страшны, никакие опасности не опасны. С Господом везде хорошо! С Ним и умирать сладостно! И Он-то уж всеконечно нас не покинет, не удалится от нас, лишь бы мы сами не удалялись от Него! Но если мы будем постоянно помнить, что Он – с нами, что Он неразлучно пребывает посреде верующих, что Он все видит, все наши мысли читает, все намерения наши предвидит, то и от греха нам легко будет оберечь себя: память о Его, Господа нашего, пребывании с нами, среди нас, верующих в Него, будет сдерживать нас и в деле, и в слове, и в помышлении нашем. Она же будет привлекать к нам и благодатную помошь Его, поддерживать нас в минуту борьбы и искушения, в час скорби и испытания. Какое бы горе ни обрушилось на тебя, помни, что Господь с тобою: скорее к Нему прибегай, скорее скорбь свою Ему поведай. Прибегай, как обиженное дитя прибегает к защите своей матери, Ему жалуйся на свою беду, а паче всего и первее всего – на себя самого, на немощи свои. И верь: Он утешит, Он приласкает тебя, и тебе станет отрадно, легко, радостно, что Господь с тобою! Слышишь: «Господь с тобою!» Береги же себя, из любви к Нему бойся, чтоб не оскорбить Его грехом каким, не подпуская к себе, по любви к своему Господу, и мысли грешной. А если враг будет тебе наносить такие мысли, опять спеши обратить свой мысленный взор, свое сердце к Тому же Господу, благодатному Посетителю душ наших, и Он отгонит искусителя от твоего сердца, Он оценит твою верность, твою любовь к Нему и не оставит тебя, ибо Сам сказал: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века!» Только буди верен до смерти Ему, Ему единому, и Он даст тебе венец живота!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

День воскресения Христова воистину есть день райской радости для земнородных! Как солнце в видимой природе является источником жизни для всего живущего, так и воскресение Христово своими лучами на пространстве многих веков все согревает, все освещает, все животворит в мире духовном. Отсюда – радость жизни во Христе, отсюда наше счастье, наше блаженство. Апостол Павел выразил эту истину так: аще Христос не воста, пишет он, тще убо, напрасно проповедание наше, тща же, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ). И вот, чрез девятнадцать веков и нас достигает радость воскресения, и мы радуемся, и после нас до скончания века не перестанут радоваться грядущие роды родов сею радостью воскресения Христова, доколе не оскудеет вера в Воскресшего, доколе Его Церковь будет собирать спасаемых яко кокош под криле свои, приосеняя их благодатью вечной Главы своей – Господа Иисуса Христа. Что же благопотребно, чтобы радость сия не оскудевала в наших сердцах? Что делать, чтобы никакая печаль, никакая скорбь не могли затуманить светлой радости о Воскресшем Господе нашем? Будем непрестанно носить в уме и сердце нашем Его же святое слово, Его обетование: се Аз с вами есмь, до скончания века. А если Он с нами, то никакие скорби нам не страшны, никакие опасности не опасны. С Господом везде хорошо! С Ним и умирать сладостно! И Он-то уж всеконечно нас не покинет, не удалится от нас: лишь бы мы сами не удалялись от Него! Но если мы будем постоянно помнить, что Он – с нами, что Он неразлучно пребывает посреде верующих, что Он все видит, все наши мысли читает, все намерения наши предвидит, то и от греха нам легко будет оберечь себя: память о Его, Господа нашего, пребывании с нами, среди нас, верующих в Него, будет сдерживать нас и в деле, и в слове, и в помышлении нашем. Она же будет привлекать к нам и благодатную помощь Его, поддерживать нас в минуту борьбы и искушения, в час скорби и испытания. Какое бы горе ни обрушилось на тебя, помни, что Господь с тобою: скорее к Нему прибегай, скорее скорбь свою Ему поведай. Прибегай, как обиженное дитя прибегает к защите своей матери, Ему жалуйся на свою беду, а паче всего и первее всего – на немощи свои. И верь: Он утешит, Он приласкает тебя, и тебе станет отрадно, легко, радостно, что Господь с тобою! Слышишь, Господь с тобою; береги же себя, из любви к Нему бойся, чтоб не оскорбить Его грехом каким, не подпускай к себе, по любви к своему Господу, и мысли грешной. А если враг будет тебе наносить такие мысли, опять спеши обратить свой мысленный взор, свое сердце к Тому же Господу, благодатному Посетителю душ наших, и Он отгонит искусителя от твоего сердца, Он оценит твою верность, твою любовь к Нему и не оставит тебя, ибо Сам сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века! Только будь верен до смерти Ему, Ему единому, и Он даст тебе венец живота!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Довольно с тебя своего зла: нечего смотреть на чужие грехи. – «И что ты смотришь на сучек в глаза брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?» ( Мф. 7:3 ) сказал Господь. Чужие грехи видишь, а своими пренебрегаешь? Никого не осуждай, чтобы и самому не быть осужденным, как фарисей. Не говори как он: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: «грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь» ( Лк. 18:11 ). Вот за это-то осужденный им оправдан, а он, гордо его судивший, осужден. Не думай, что все грешны, а только ты один праведен, – все злы, а только ты один добр. Суди не других, а себя, не других укоряй, а себя хуже всех считай. Никого ты не знаешь так, как себя, ничьего греха не можешь так знать, как свой недостаток. – Если и самого злого злодея видишь, и его не осуждай и не говори, что он достоин муки, но неведомое человекам предоставляй Богу: Он все создал, все знает и как хочет, так и устроит, яко Бог всесильный. Помни душу, принесенную Ангелом ко старцу с вопросом: куда повелит ввергнуть ее, ибо в помысле ее осудил... – Не завидуй согрешающему, не радуйся чужим грехам. Ведь тот, кто согрешил, не получил через то чего-либо великого или славного, напротив: он много потерял и получил только скорбь и печаль; вкусивши греха, ему придется вкусить и горечь его – здесь или там. Иначе и быть не может. – Не радуйся падению ближнего, но лучше плачь и рыдай, считая его падение как бы за свое: нам ведь заповедано любить ближнего, как себя самого. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется ( Прем. 24:17 ), говорит Соломон. Не утешайся о согрешении другого, чтобы и твоему не порадовались бесы и люди. Не велика радость о чужом грехе, а больше печали и страха за самого себя. Только бесы радуются о погибели грешников, ибо и сами погибли всеконечно. А человек должен радоваться спасению человеческому, чтобы и самому получить спасение и найти милость у Бога и ныне и в день суда. Аминь. (Из творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского) 610.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Дорогою они были озабочены: «Кто отвалит им камень от дверей гроба?» Камень был очень велик. Но, подходя, они увидали, что камень отвален. Стало появляться солнце. Мария Магдалина тотчас же побежала назад; приходит к Симону Петру и к любимому ученику Христову, Иоанну, и говорит им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Между тем прочие мироносицы вошли внутрь пещеры, и действительно не нашли тела Господа Иисуса. Когда же они не знали, что подумать об этом, вдруг приметили в пещере двух юношей в белых блистающих одеждах. Они ужаснулись, и в страхе потупили взоры в землю. Тогда Ангел, который сидел на правой стороне, сказал женам: «Не ужасайтесь! Я знаю, что вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Нет Его здесь. Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите, вот место, где Господь положен был. И подите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых, и встретит всех в Галилее: там Его увидите. Вспомните: Он, еще будучи в Галилее, говорил вам, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешных, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». И точно, они вспомнили, что Иисус Христос говорил это им. И вышедши поспешно из пещеры, они побежали от гроба. Хотя они получили и радостную весть, но чувство радости было погребено под ощущениями страха и ужаса: и потому они на пути никому ничего не могли сказать. Они рассказали, что узнали, тогда, когда пришли к апостолам и к другим ученикам, находившимся вместе с ними. Впрочем, им не поверили; почли рассказанное ими за нелепость. Только Петр и Иоанн, услышав теперь во второй раз, что при гробе Спасителя произошло что-то необыкновенное, тотчас встали и поспешили ко гробу. Они побежали вместе; но Иоанн был моложе, потому бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. Он наклонился в отверстие пещеры и увидел: лежат одни пелены; но в пещеру не вошел. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит в пещеру; и он видит, – лежат одни пелены, и особо лежит святый плат, который был на главе погребенного Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010