А что Господь говорит здесь о разрушении Иерусалима, это видно из пророчества Даниила, которое Он приводит: когда увидите, – говорит Он, – Иерусалим, окруженный войсками, знайте, что приблизилось запустение его. ИТАК , КОГДА УВИДИТЕ МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ ,  РЕЧЕННУЮ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ДАНИИЛА , СТОЯЩУЮ НА СВЯТОМ МЕСТЕ , где не должно, –  ЧИТАЮЩИЙ указанное место в книге пророка Даниила  ДА РАЗУМЕЕТ таинственный смысл его, – когда увидите на месте святого города страшное запустение, которое будет возбуждать омерзение или отвращение, когда увидите среди развалин храма римские знамена с изображением орлов, которым Римляне воздают божеские почести, когда увидите их идолов, вносимых в полуразрушенный храм, и статую их военачальника в том же храме,  ТОГДА  каждый оставь надежду на спасение отечества и думай только о своей собственной безопасности. НАХОДЯЩИЕСЯ В ИУДЕЕ , как христиане, так и другие жители города, всего лучше ДА БЕГУТ В ГОРЫ , ибо на ровных местах не будет убежища от множества неприятельских войск. А в горах много пещер, развалин, глухих мест, где можно безопасно укрыться. И КТО НА КРОВЛЕ , ТОТ ДА НЕ СХОДИТ вниз ВЗЯТЬ ЧТО-НИБУДЬ ИЗ ДОМА СВОЕГО , хотя бы это была самая необходимая одежда; пусть он поспешно бежит по той лестнице, которая ведет с кровли на улицу; иначе его гибель неминуема. И КТО  будет тогда работать НА ПОЛЕ , ТОТ ДА НЕ ОБРАЩАЕТСЯ НАЗАД , в город, хотя бы за самой нужной вещью, например, чтобы ВЗЯТЬ ОДЕЖДЫ СВОИ , захватить верхнюю одежду, без которой обычно работают в поле, – пусть бежит прямо с поля. Для всех будет одно спасение – бегство. Это – дни исполнения угроз пророческих, ужасные дни суда и воздаяния небесного.  ГОРЕ ЖЕ БЕРЕМЕННЫМ И ПИТАЮЩИМ СОСЦАМИ В ТЕ ДНИ!  «Первым – потому что они, отягощенные беременностью, по немощи, не могут удобно бежать, – говорит святитель Златоуст, – а последним – потому что они связаны узами сострадания к детям и не могут спасти вместе с собой питающихся сосцами. Деньги легко и выбросить, и сохранить, также и одежду; но того, что бывает от природы, как можно избежать? Как может быть легкой беременная женщина? Как молоком питающая может оставить дитя свое? » МОЛИТЕСЬ , просите Бога, чтобы тяжесть бедствия, по крайней мере, была облегчена Его милостью,  ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ  это несчастье – БЕГСТВО ВАШЕ ЗИМОЮ , когда дожди и непогоды увеличат страдания беглецов,  ИЛИ В СУББОТУ , когда по Закону запрещается далекое путешествие даже в крайних случаях 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

А чтобы не ослабеть тебе в сих трудах на пути к царствию Божию возможно чаще прибегай к спасительным таинствам Покаяния и Причащения святых Христовых Таин, ибо сказано: «аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крове Его, живота не имате с себе» ( Ин.6:53 ). Великая сила благодатная заключена в сих таинствах! Они очищают, обновляют, питают душу верующего и дают ей новые силы на труды в искании царствия Божия. – Вот что, возлюбленный, нам необходимо нужно для того, чтобы стяжать Царство Небесное! Не унывай духом в этих трудах спасительных, хотя бы и всю жизнь пришлось тебе трудиться: Бог милостив, Он видит труд твой; Он всегда готов на помощь труженику спасения, Он всех и каждого зовет к Себе гласом милосердия: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы!» ( Мф.11:28 ). Слышишь, говорит: упокою, и воистину непреложно слово Его! Только при этом помнить надобно, что Царствие Божие не приходит «с соблюдением» ( Лк.17:20 ), – что не следует поэтому усиленно искать благодатных утешений, которых мы никогда не должны считать себя достойными: Господь придет к тебе, говорит преподобный Исаак Сирин , но только тогда, когда место будет чисто, а не скверно! – Когда вот очистишь в своем сердце место для благодати Божией, тогда самым опытом изведаешь, как близко к тебе царствие Божие, и возжелаешь ты этого благодатного царствия и будешь день и ночь взывать к Отцу Небесному: Авва Отче! Да приидет царствие Твое! Аминь. 177. Прежде сам прости «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Раскроем, братие, Священное Евангелие, и с должным благоговением выслушаем одну из притчей Господа нашего Иисуса Христа. Слушайте – Господь говорит: «Царство небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов (несколько миллионов рублей). А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

А я принесу хлеба, чтобы подкрепиться вам на дорогу». Они сказали: «Сделай так, как говоришь». И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей: «Замеси поскорей лучшей муки и сделай пресные хлебы». А сам побежал к стаду и взял теленка нежного и хорошего, и велел отроку приготовить его. И взял творогу и молока и теленка приготовленного, и поставил все это пред гостями, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» ( Быт.18:1–8 ). – Так Господь благоволил утешить Своего раба верного, Своего любимца, которого слово Божие называет великим именем «друга Божия». И было за что утешить отца верующих! Ради Бога он покинул родину, ради Бога пошел в чужую, далекую сторону, и сам не ведая, куда его Бог поведет. Ради Бога всю жизнь он жил странником, переходя с места на место, послушный велениям одного Господа. Ему было уже около ста лет, а его жене около девяноста; ему давно обещано Господом потомство, многочисленное как звезды небесные, как прибрежный песок; ему было сказано, что это потомство произойдет именно от жены его Сарры, а у Сарры еще не было детища! Какая сила веры в этом дивном муже, сколько детской преданности ко Господу в его простом и добром сердце! За то вот и пришел посетить его Сам Господь в виде странника, за то и говорит ему теперь, под тенью этого священного дуба: «Я опять буду у тебя в это же время в будущем году, и будет тогда у Сарры – жены твоей – сын». – Сарра слышала это сквозь двери шатра и рассмеялась, подумав про себя: «Где уж мне в старости иметь это утешение? Да и господин мой стар». – Но Господь говорит Аврааму: «Для чего это рассмеялась Сарра, зачем она думает: неужели я подлинно рожу в старости сына? – Разве есть что трудное для Господа?» – Напрасно Сарра стала в смущении и страхе запираться, будто она не смеялась. Сердцеведец сказал ей: «Нет, ты рассмеялась». Наконец, небесные гости встали и пошли по пути к Содому; Авраам с благоговением провожал Господа и Ангелов Его. Боголюбивая душа патриарха желала сколько можно долее наслаждаться лицезрением своего Господа, ему не хотелось расставаться с дорогими гостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Апостол, конечно, знал заповедь Спасителя «не клятися всяко»: но он вот не избегал клятвы Именем Божиим, значит, заповедь Спасителя он относил к обычным житейским разговорам, а не к таким важным случаям, когда необходимость требует утвердить истину клятвой. И действительно, в другом своем послании Апостол не осуждает клятвы, когда говорит: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Сам Бог , желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:16–17 ), «и как не мог никем клясться, клялся Самим Собою» ( Евр.6:13 ). «Мною клянусь, говорит Господь ( Быт.22:16 ). А в книге Второзакония есть даже прямая заповедь о клятве: «Господа Бога твоего бойся и именем Его клянись» ( Втор.6:13 ). Ясно, что клятва – дело святое, дело великое, но потому-то и должно употреблять ее с великим благоговением, и притом только тогда, когда сего потребует законная власть. А наша обычная божба есть тяжкий грех: «не очистит Господь приемлющего Имя Его всуе» ( Исх.20:7 ). «Муж кляныйся много исполнится беззакония, и не отступит от дому его язва» ( Сир.23:11 )! 163. Как учит о посте Священное Писание Что такое пост? – Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Говорим – произвольное потому, что воздержание поневоле, например, от скудости, или по болезни, или же по тщеславию, – такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. Пост заповедан Самим Богом: еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: «от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» ( Быт.2:16–17 ). В книге Пророка Иоиля «говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). В книге Товита говорится: «доброе дело – молитва с постом и справедливостью» ( Тов.12:8 ). И действительно, ветхозаветные праведники нередко постились: так Моисей провел сорок дней и ночей на Синае в самом строгом посте: «хлеба, – сказано, – не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Апостолов Своих Господь поучал изгонять бесов молитвой и постом ( Мк.9:29 ): значит пост, совершаемый по заповеди Божией во смирении, имеет благодатную силу даже изгонять бесов. Из книги Деяний Апостольских мы видим, что, по вознесении Иисуса Христа на небо, святые Апостолы действительно постились, и постились именно в таких важных случаях, когда имели особенную нужду в благодатной помощи Божией. Так, когда в Антиохии Варнава и его сотрудники «служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, – повествует святой Лука, – совершив пост и молитву, и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2–3 ) Варнава и Павел, говорится далее, рукоположив пресвитеров в каждой церкви, «помолились с постом» и предали их Господу ( Деян.14:23 ). Видите: пост и молитва повсюду неотлучно сопутствуют святым Апостолам и укрепляют их в подвиге проповеди Евангельской. Значит, пост даже святые Апостолы почитали необходимым для себя: как же нам грешным обойтись без него? Апостол Павел говорит как о себе, так и о других Апостолах: «мы во всем являем себя, как служители Божии, – в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, – наравне с терпением и трудами. – «Много раз, – говорит Апостол, – был я в путешествиях... в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:26–27 ). Тут Апостол ясно отличает голод и жажду – то есть пощение поневоле – от произвольного поста. «Усмиряю и порабощаю тело мое», говорит он в другом послании ( 1Кор.9:27 ). Умерщвляю, говорит, то есть постом, как толкует святой Иоанн Златоуст . Это то же самое, о чем говорит и Псалмопевец: я изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ), – «колена мои изнемогли от поста» ( Пс.108:24 ). Значит, и такие святые люди, как Апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удерживающей от пути беззакония и направляющей на путь правды. – Апостол Павел пишет к Тимофею: «впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина и ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Значит, Апостол Тимофей вкушал вино не иначе, как по совету или по приказанию своего учителя Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Блажен, иже и скоты милует!» – Но вот еще что, друзья мои. В жизни так водится: украл раз иголку, другой раз нитку, шапку, там еще что иное, и станешь скоро вором на все руки. Так и тут: кто ни во что ставит напрасно побить и помучить неразумную тварь, тот мало-помалу, привыкает делать то же и в своей семье, и со всяким человеком, – растет у такого человека нетерпение, и ни за что ни про что он побьет сына, дочь, жену, или другого кого, побранится и поссорится там, где можно обойтись одним добрым словом. Тот, кто бранит и клянет животное, делается сам неспокойным, сердитым, все не по нем, все будто недостает чего для него. И сколько раз случается, что рассердится человек на коня, и побьет сына или жену, поссорится с приятелем! Вот беда, от которой да сохранит Господь всех людей! Увидишь, что иной и бьет и мучит свою скотину, подойди, попроси и убеди его не делать этого, расскажи, как можно и без этого обойтись, наставь, научи его в приятельской беседе, как нужно беречь скота. Да благословит Бог каждого на доброе, христианское дело! 274. Учение святого апостола Петра Возлюбленные! Благодать вам и мир да умножится ( 1Пет. 1:2 ). Как послушные дети, по примеру призвавшего вас Святого (Бога), и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (вашего жития на земле), зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной греховной жизни, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца ( 1Пет. 1:14–19 ). Постоянно любите друг друга от чистого сердца ( 1Пет. 1:22 ). Отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденные младенцы возлюбите чистое, словесное молоко (учения Евангельского), дабы от него возрасти вам во спасение ( 1Пет. 2:1–2 ). Вы род избранный, царственное священство, народ святый ( 1Пет. 2:9 ), – возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников (на сей земле), удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь ( 1Пет. 2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Братия мои возлюбленные! Прошу вас, как друзей, старайтесь благоугождать пред Богом, пока есть время; плачьте пред Ним день и ночь на молитве своей и славословии, чтобы Он освободил нас от бесконечного будущего плача, скрежета зубов, огня геенского и червя неумирающего, чтобы даровал нам радость во Царствии Своем и в жизни вечной, где нет ни скорби, ни печали, ни воздыхания, где не нужны ни слезы, ни покаяние, где нет ни страха, ни трепета, где нет смерти, где нет ни противника, ни врага; где нет ни вспыльчивости, ни гнева, где нет ни ненависти, ни вражды, но везде радость, удовольствие и веселие, и трапеза исполнена духовными яствами, которые приготовил Бог для любящих Его. Блажен, кто будет призван к этой трапезе. Напротив, несчастен, кто лишится ее! Прошу вас, возлюбленные, окажите мне свою любовь, ходатайствуйте за меня в молитвах своих пред Всеблагим, Человеколюбивым Единородным Сыном Божиим, чтобы Он излил на меня милость Свою, избавил меня от множества беззаконий моих и дал мне обитель возле ваших обителей, чтобы мне быть соседом вашим. Поскольку вы – чада Его возлюбленные, а я подобен псу презренному, то вы будете бросать мне крупицы от стола своего, и на мне исполнится слово Писания, что и псы едят от стола падающие крошки (Так говорит о себе великий угодник Божий, подвижник пустыни, любобезмолвный Ефрем, воздвигающий всех своими писаниями к покаянию. А что сказать о себе нам грешным, в суете мира сего живущим и в нерадении пребывающим?.. Если он называет себя псом презренным, как назвать себя нам, грехами смердящим?.. Подумаем, друзья мои, о своей греховности!..). Прошу же вас, возлюбленные, принесите за меня молитвы свои, и будем все заботиться о жизни нашей, ибо все проходит, как тень! Возненавидим мир, и то, что в нем, то есть чувственные попечения, и не будем иметь другой заботы, кроме только о своем спасении, как Господь наш сказал: какая польза человеку, если он и целый мир приобретет, душе же своей повредит? Или: какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Будет время, когда явится в славе Господь наш Иисус Христос, скажет свое всемогущее слово, вострубят по Его повелению трубы Архангелов, и мы тоже, как бы от сна воспрянув, встанем из своих гробов, встанем и уже более не умрем. О, когда бы Он, милосердный, привел всем нам также радостно встретить новую жизнь, как радостно мы встречаем весну на земле! Аминь. (Из «Московских епархиальных ведомостей», 1874) 344. И в миру можно спастись Нередко приходится слышать такие речи: «Где уж нам, грешным, спастись? Мы живем в мирской суете, что ни ступил, то согрешил. Кто хочет спасаться – иди в монастырь». Правда ли это? Ужели для мирян совсем закрыт вход в Царство Небесное? Ужели оно открыто только монахам? А если это неправда, если и мирянина Господь зовет ко спасению, если и ему отверсты врата райские, то какой же тяжкий грех берут на свою душу те миряне, которые говорят, будто в миру нельзя спастись! Ведь это клевета на Самого Господа Бога. Он с клятвою уверяет нас во святом Слове Своем: «живу Аз, глаголет ... Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечистивому от пути своего, и живу быти ему» ( Иез.33:11 ); Он «всем... хощет спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ); – а ты говоришь, будто только и можно спастись в пустыне, что для мирян нет надежды на спасение... Неправда это. Можно и в миру спастись. Каждому Господь указует свой путь спасения. Одному – путь монашеский, другому – путь семейной жизни и служения ближнему в мирских званиях. Великий Предтеча Христов Иоанн сам проходил строгий подвиг пустынного постнического жития, а когда спрашивал его народ, что нам делать, чтобы спастись? – он не требовал, чтобы все шли в пустыню, а говорил им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища – делай то же». Спрашивали его и мытари – сборщики казенных податей: что им делать? Он и от них не требовал, чтобы оставили свое занятие, а только предостерегал их от несправедливых поборов: «Ничего не требуйте более определенного вам». Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И им он не давал совета бросить службу воинскую, а только говорил: «Никого не обижайте, не клевещите, а довольствуйтесь своим жалованьем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Был с тем же Израилем во время исхода его из Египта, и разделил ему Чермное море, и провел его посреди вод, и спас от Фараона мучителя. Был с тем же Израилем в пустыне, и питал его чудесной манной, и поражал пред лицем его врагов его, и ввел его в гору святыни Своей. Был с тем же народом и в земле Обетованной, и спасал его, как поет пророк: «аще не Господь бы был в нас, да ренет убо Израиль, аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас» ( Пс. 123:1, 2 ). Был с Давидом помазанником Своим в различных искушениях и гонениях, и сохранял раба Своего от врагов его. Был со Ионой во глубине морской, и сохранил его во чреве китове, и избавил его от зверя морского. Был с тремя отроками в пещи вавилонской, и угасил им силу огненную, и научил их петь благодарственную песнь. Был с Даниилом в рове, и заградил уста львов, и избавил его оттуда. Был с Апостолами, был с мучениками, и сохранил их посреди ужасных мучений. Был с пустынниками, жившими в пещерах, в вертепах и пропастях земных, и сохранил их от козней вражиих. Был и есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному Своему обещанию: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь» ( Мф. 28:20 ). – О Божественного, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе, егоже вернии утверждение надежди имуще радуемся. Вот почему верные рабы Его, ощущая присутствие Его и живое утешение, дерзают, восклицают и поют песнь в радости духа: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца мирская, Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль ( Пс. 45:2, 3, 12 ). «Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси», Боже ( Пс. 22:4 ). «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» ( Пс. 26:1 ). Смотри, христианин, сам-то ты будь только Божий, а Бог Своего не оставит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В Евангелии от Луки приводятся слова Господа: «в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится» ( Лк. 17:34 ). Святитель Златоуст говорит, что Господь этими словами указывает на то, что Его пришествие будет в ночи: «вот видишь, – говорит святитель, – как верно Иисус Христос знает все обстоятельства последней кончины». Но чтобы не спросили об этом Его ученики, опять добавляет:  ИТАК БОДРСТВУЙТЕ , не спите духовно, не будьте беспечны, – будьте внимательны к признакам времен и всегда готовы к встрече Господа, всякий час,  ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТЕ ,  В КОТОРЫЙ ЧАС ГОСПОДЬ ВАШ ПРИИДЕТ . «Не сказал: «не знаю», – замечает святитель Златоуст, но – «не знаете». Объявив им почти самый час, опять предупреждает их вопросы об этом, желая, чтобы они были постоянно бдительны».  НО ЭТО ВЫ ЗНАЕТЕ ,  ЧТО ЕСЛИ БЫ ВЕДАЛ ХОЗЯИН ДОМА ,  В КАКУЮ СТРАЖУ  (в какую часть ночи)  ПРИДЕТ ВОР ,  ТО БОДРСТВОВАЛ БЫ , не стал бы вовсе спать,  И НЕ ДАЛ БЫ ПОДКОПАТЬ ДОМА СВОЕГО . ПОТОМУ И ВЫ БУДЬТЕ ГОТОВЫ  к встрече своего Господа во всякое время, хотя и не знаете, или именно потому, что не знаете точно, когда, в какой день и час Он придет; Он может прийти в такое время, когда вы и не думаете:  ИБО В КОТОРЫЙ ЧАС НЕ ДУМАЕТЕ ,  ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ . «Если бы люди знали, когда умрут, – говорит святитель Златоуст, – то, без сомнения, позаботились бы об этом дне. Итак, для того, чтобы не заботились об одном только дне смерти, Иисус Христос не открывает ни дня общей кончины, ни дня смерти каждого; Он желает, чтобы всегда ожидали Его, чтобы этот день был предметом непрестанной заботы. Для того конец жизни каждого оставил в неизвестности. Потом открыто называет Себя Господом, между тем как до сих пор никогда еще так ясно не говорил этого. Здесь содержится еще одна укоризна и против ленивых, именно та, что они о душе своей заботятся меньше, чем пекутся о своих деньгах те, которые ожидают вора. Эти последние не спят и ничего не позволяют унести из своих кладовых, а вы, говорит Он, хотя и знаете, что Господь придет, и придет непременно, однако же нисколько не бодрствуете, не готовитесь, и смерть постигнет вас неожиданно; оттого-то день этот и приходит на погибель беспечных: ибо как богатый, если бы знал время, в которое обкраден будет, избежал бы этого, так и вы предохранили бы себя, если бы были готовы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010