Скачать epub pdf 401. Святое послушание К великому старцу, угоднику Божию преподобному отцу нашему Сергию, в его пустынную обитель, приходит однажды юноша и умоляет принять его в число братии. С любовью принимал старец всех приходящих к нему, но этому юноше отказал... «Иди, – сказал он, – в Серпухов, в монастырь, нарицаемый Высокое; там примет тебя Афанасий – игумен». – Тяжело было юноше исполнить волю преподобного: о Сергии он много слышал, он знал его святость и мудрость, в нем надеялся найти себе совершенного руководителя; а кто был Афанасий – он, по всей вероятности, вовсе не знал; и потому не мог иметь к нему такой веры, какую имел к Сергию... Кто бы на месте сего юноши не поколебался? Кто бы не отошел от преподобного Сергия со скорбью? Но добрый юноша не стал прекословить. Он согласился быть в удалении от Сергия, чтобы исполнить подвиг послушания Сергию, согласился быть учеником ученика Сергиева, чтобы достигнуть большего смирения. И вот, он идет на Высокое, отдает себя руководству Афанасия, как бы самого Сергия, и скоро приемлет ангельский образ, и удостаивается сана священства. Это был преподобный отец наш Никон, Радонежский Чудотворец. – Проходит два-три года. Никон приходит снова к преподобному Сергию, и старец теперь с любовью приемлет его, повелевает ему жить в своей келлии, поручает ему особенно важные послушания и, пред своей кончиной, назначает его себе преемником. Никто при жизни преподобного Сергия не пользовался такой к нему близостью, как преподобный Никон, и никто по кончине Сергия не мог лучше преподобного Никона уменьшить чувство сиротства, тяготившее духовных чад Сергиевых. Тридцать семь лет Никон был игуменом в обители преподобного Сергия; он восстановил ее из пепла после разорения Эдигеем; он удостоился счастья открыть мощи своего великого старца и построил прекрасный храм во имя Пресвятой Троицы, в похвалу отцу своему преподобному Сергию. Вот, братие, что значит святое послушание! Видите, как скоро юный Никон путем беспрекословного послушания приходит в духовный возраст мужа совершенна, и младший летами, младший по времени поступления в обитель, делается игуменом над старейшими братиями! Ни пост, ни молитвы, никакие другие труды и подвиги не могут так скоро очистить сердце инока и сделать его способным на всякое дело благое, как святое послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Год 1910 Архиепископ Никон (в миру – Николай Рождественский) родился 4 апреля 1851 года в селе Чашникове Верейского уезда Московской епархии. В 1863 году двенадцатилетний отрок совершает паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, послушником которой он становится спустя еще четырнадцать лет. Затем – монашеский постриг, рукоположение во иеродиакона, иеромонаха... В 1893 году он становится казначеем Лавры, а в 1901 – председателем епархиального училища иконописания. К этому же периоду относится и начало издательской деятельности будущего архиерея: он занимается изданием «Троицких Листков», «Троицкой Библиотеки», «Божией Нивы», «Троицких Цветков», «Троицкой Народной Беседы» и «Троицкого Слова». В 1907 году Никон – к тому времени епископ Вологодский и Тотемский – становится членом Государственного Совета, а в 1912 – и членом Св. Синода. В 1913 году он возводится в сан архиепископа и назначается председателем Издательского совета при Св. Синоде. Скончался архиепископ Никон 30 декабря 1918 года (12 января 1919), похоронили его в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. До революции имя Никона было широко известно в России и прежде всего – благодаря его выступлениям в «Троицком Слове» – самом популярном церковном издании тех лет. Выступления эти – а их каждый год собиралось ровно пятьдесят, по числу выпусков «Троицкого Слова», – составили впоследствии цикл сборников, получивших общее название «Мои дневники». В «Дневники» наряду с публицистическими статьями входили и пастырские беседы, и воспоминания, и литературные рецензии, и исторические очерки, и путевые заметки, однако с наибольшею полнотою личность автора раскрывается именно в публицистике: человек проницательный и прозорливый, архиепископ Никон прекрасно ориентировался в общественно-политической обстановке предреволюционной поры и с замечательною точностью предсказывал последствия тех или иных социальных явлений. Сборник, предлагаемый вниманию читателей, составили избранные статьи из «Дневников» за 1910–1916 годы. Священник Ярослав Шипов Без елея гаснет светильник...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Статистика Никон (Рождественский), архим. архиеп. Вологодский и Тотемский (4.04.1851-30.12.1918(2.01.1919]), председатель Издательского совета при Св. Синоде, член Государственного Совета, один из самых активных участников право-монархического движения среди архиереев. Родился в многодетной (22 ребенка) семье бедного причетчика с. Чашниково Верейского у. Московской губ. От природы был хилым мальчиком, к тому же в 5-летнем возрасте он ослеп на один глаз. Однако уже в детстве у него проявились редкостные способности. К 8-летнему возрасту он 3 раза прочел славянскую Библию, знал наизусть немало житий святых. В отроческие годы некий старец предрек ему святительское служение, сказав отцу отрока Николая: «Это наш будущий архиерей». Окончил Заиконоспасское ДУ, Московскую ДС (в 1874 первым учеником). Помня о предсказании старца, он по смирению уклонился от поступления в Духовную академию, которая вела к архиерейству. Вместо этого поступил послушником в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный патр. Никоном. Перешел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру следом за настоятелем о. Леонидом (Кавелиным), назначенным наместником Лавры. Еще будучи послушником, с 1 февр. 1879 начал выпускать знаменитые «Троицкие листки». 1 февр. 1910, выпуская первый номер очередного своего издания «Троицкое слово», он вспоминал: «Признаюсь, в 1879 я робкою рукою ставил 1 на листке, неуверенный, выйдет ли 2. Бог благословил это начинание: по сей день вышло более 1300 листков, в количестве более 140 миллионов оттисков». В 1900 за издание «Троицких листков» получил Макариевскую премию. В 1880 в Лавре принял иноческий постриг с именем Никон. В 1882 он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре и во иеромонаха. В 1885 возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря. В этом же году произошло другое знаменательное событие в жизни иером. Никона — вышла в свет его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Книга выдержала 5 изданий и до сих пор считается одним из лучших творений о великом русском святом. И. С. Аксаков сказал об этой книге, что она «исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя». В 1892 о. Никон был утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и возведен в сан архимандрита, а в 1893 назначен на ответственную должность казначея Лавры. В 1901 архим. Никон стал председателем епархиального училища иконописи при Лавре. В этот период в дополнение к «Троицким листкам» он начал издавать «Троицкую библиотеку», «Троицкую народную беседу» и др. издания.

http://lib.cerkov.ru/authors/487

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский. Фотография. Нач. ХХ в. Особым явлением в церковной прессе стали епархиальные ведомости , начавшие выходить в 60-х гг. XIX в. и охватившие почти все регионы. В состав редакций входили представители духовно-учебных заведений, консисторий, духовенства епархиальных городов. Епархиальные издания выходили по единому образцу и обычно состояли из офиц. и неофиц. частей. В официальной публиковались манифесты, указы императоров, определения Синода, распоряжения епархиального начальства и др.; в неофициальной - проповеди, хроника, исторические, краеведческие и др. статьи, биографии, некрологи, библиографические справки. Отчасти программа и структура епархиальных ведомостей были заимствованы у светских региональных изданий - губ. ведомостей. Во 2-й пол. XIX в. появились духовно-просветительные журналы, выходившие по частной инициативе священников и мирян, к-рые поставили целью донести позицию Церкви до широкой аудитории. Здесь печатались статьи популярного характера, проповеди, жития святых, письма и воспоминания церковных деятелей, освещались текущие события, связанные с Церковью. Нек-рые из изданий ( «Душеполезное чтение» , «Православное обозрение» , «Странник» и др.) по популярности конкурировали с ведущими светскими. С 1885 г. стал выходить 1-й церковный массовый иллюстрированный ж. «Русский паломник» . С кон. XIX в. издавались популярные православные журналы и газеты для народа. В них публиковались отрывки проповедей, пояснения к молитвам и богослужению, жития святых. В 1879 г. послушник Троице-Сергиевой лавры Николай Рождественский (впоследствии архиеп. Вологодский Никон ) основал издание «Троицких листков» , к-рые представляли собой маленькие брошюры, продавались по 1 к. или раздавались бесплатно. По образцу «Троицких листков» печатались «Киевские листки» (с 1884), «Почаевские листки» при «Волынских епархиальных ведомостях» (с 1886) и др. В 1900 г. архим. Никон (Рождественский) был удостоен Макариевской премии за издание «Троицких листков». Некоторые правосл. издания для народа, созданные в нач. ХХ в. по частной инициативе духовенства, были ориентированы на борьбу с пьянством. В 1913 г. для объединения и планомерного развития издательской деятельности Церкви (в т. ч. периодических изданий) был создан Издательский совет при Святейшем Синоде, в 1913-1916 гг. его возглавлял архиеп. Никон.

http://pravenc.ru/text/182365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Константинович Кулаков (19.04.1876, г. Вельск Вологодской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. Учился в Вельском городском 2-классном уч-ще, не окончил полного курса. Служил помощником бухгалтера в вологодском губ. земстве, затем волостным писарем. Тяготясь чиновнической жизнью, Н. сблизился с еп. Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским ; впосл. архиепископ), к-рый стал его духовным отцом. 12 авг. 1911 г. еп. Никон назначил Н. исполняющим должность псаломщика в Спасо-Всеградский собор в Вологде, 15 янв. 1912 г. определил священником к Афанасиевской ц. в том же городе. 22 янв. 1912 г. еп. Вельский, викарий Вологодской епархии сщмч. Антоний (Быстров) рукоположил Н. во диакона и 29 янв.- во иерея. 10 окт. того же года Н. был назначен членом ревизионной комиссии по проверке приходо-расходных книг епархии. В мае 1912 г. еп. Никон по своему прошению был освобожден от управления Вологодской епархией и как член Государственного совета и Синода переехал в С.-Петербург. Последовавший за ним Н. в 1913 г. был назначен священником в храм Митрофаниевского подворья в С.-Петербурге, одновременно исполнял обязанности секретаря архиеп. Никона. За время работы секретарем Н. разобрал и перевез из Петрограда в Троице-Сергиеву лавру, куда переехал в 1916 г. архиеп. Никон, его ценнейший архив (ныне хранится в РГБ НИОР). Летом 1918 г., за несколько месяцев до своей кончины, архиеп. Никон рекомендовал Н. как «старательного и способного иерея» митр. Петроградскому сщмч. Вениамину (Казанскому) и прот. сщмч. Философу Орнатскому . В церкви Митрофаниевского подворья Н. служил до ее закрытия 25 янв. 1927 г., после чего был принят сверхштатным священником в соответствии с выбором общины в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Ленинграде. С 4 сент. 1930 по 20 янв. 1931 г. находился под арестом по обвинению в хранении серебряных монет на сумму 32 р.

http://pravenc.ru/text/2565746.html

Никон (Рождественский Николай), архп. Вологодский и Тотемский Родился 4 апреля 1851 года в семье бедного причетника с.Чашникова, Верейского уезда, Московской епархии. Вот что рассказывает о своем детстве сам архиепископ Никон: «С первых дней сознательной жизни, как только я себя помню, я вижу себя на руках родителя, который носил меня чрез сугробы снежные в Божий храм; я любил ходить туда не только в праздник, но и в будни, не только на службу Божию, но и в то время, когда мой родитель – дьячек топил церковные печи. Со стен церковных смотрели на меня лики угодников Божиих, лики серьезные, благоговейные, с молитвенным выражением. В воздухе ощущался запах ладана и воска. Казалось, что в этой священной тишине незримо, но сердцу ощутимо, носились Ангелы Божии. Таинственная завеса в Царских дверях, святая плащаница за клиросом, старые, потемневшие хоругви, ряды икон, уходящие к сводам храма в иконостасе – все говорило детскому сердцу: это не простое место, это – дом Божий.·· Я не говорю об участии в богослужении прислуживанием в алтаре, пением и чтением на клиросе: скажу только, что помню себя на руках родителя с Часословом в руках; помню, как, получив эту священную книгу в первый раз, я целовал ее, детски радуясь ее «красной прописи», киноварью напечатанным строкам. Помню, что под влиянием этой радости я тут же дал обещание – стать на клирос с отцом, и затем и – прочитать шестопсалмие. Шестилетним мальчиком я уже сделал попытку к сему – увы, на первый раз не удавшуюся: тоненьким голоском прочитал я пять- шесть строк и смутился, струсил, заплакал... А старичок-батюшка из алтаря уже возглашает отцу моему: «читай сам!»...Но через неделю я уже победил себя и ликовал детским сердцем: я прочитал все шестопсалмие!»... Отроком поступил в Заиконоспасское духовное училище, где с необычайным усердием проходил курс наук, преподаваемых в училище. Будучи учеником первых классов, он прочитал Четьи-Минеи и знал множество житий святых. Тогда же на пути из училища домой в полуподвальном помещении, где остановился с мальчиком отец владыки, какой-то старец, лаская мальчика, предрек ему святительское служение. «Это наш будущий архиерей», – сказал он и удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

67. Паки и паки о Толстом Читатели мои не забыли, конечно, моего дневника, где я позволил себе обратить внимание их на то нецерковное отношение наших духовных периодических изданий к факту смерти Толстого и к его еретичеству, какое выразилось, между прочим, в заметке г. Поселянина в «Русском Паломнике». Г. Поселянин счел нужным прислать в редакцию «Колокола» свой ответ на мой дневник в той его части, которая касалась его, г. Поселянина. Вот этот ответ. Ответ на статью преосвященного Никона Вологодского («Колокол», 1440) Преосвященный Никон Вологодский удостоил своего внимания несколько строк из статьи моей об Оптиной пустыни и Шамординском монастыре, помещенной в журнале «Русский Паломник» в конце истекшего года. Строки эти относились к графу Л.Н. Толстому и показались преосвященному Никону заслуживающими полного осуждения. Вспоминая об одной из шамординских инокинь, любимой и любящей сестре умершего графа, я вспомнил слышанное от нее же утверждение, что ее брат был ближе к Церкви, чем думают, и более ею дорожил, чем это казалось. Упомянув об ясно выраженном в его приезде в Оптину желании приблизиться к Церкви и насилии его злых гениев, увезших его из тех мест, куда влекло его сердце, я выразил упование, что «между душой старца и его Богом, в последние часы догорающей жизни, неведомо ни для кого произошла великая тайна, – что Бог, сторожащий душу человеческую и до последнего мгновения борющийся за ее спасение, призвал к Себе эту скорбную, мятущуюся душу, что радостно прильнула она к ногам Христовым и в том обрела себе покой и спасение». Преосв. Никон возмущается тем, что эта надежда высказывается относительно человека, отлученного от Церкви и произносившего хулы на Христа. Но я позволю себе спросить преосв. Никона: приговор земной Церкви является ли обязательным и для Христа, и не силен ли Христос принять отреченного от Церкви Своего врага и хулителя, если этот враг и хулитель в последние минуты жизни, ни для кого незримо, принес Богу одному искреннее покаяние и у Него просил пощады?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ноября 27 (10 декабря) Преподобномученик Никон (Беляев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученик Никон (в миру Георгий Николаевич Беляев) родился 15 августа 1886 года в селе Савельево Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Николая Николаевича Беляева. В 1902 году Георгий окончил Коломенское Духовное училище, в 1908 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в школу в селе Чашниково Московского уезда. При школе был интернат, где дети жили во время обучения, и Георгий Николаевич со временем стал для них не только учителем, передающим знания, но и мудрым воспитателем, и любящим отцом. За несколько лет он настолько с ними сроднился, что, живя среди них как в большой семье, уже не помышлял о своей. Воспитывая детей, он заботился о просвещении и воспитании и их родителей. Поскольку рост всякой добродетели зависит от того, насколько человек рабствует греху, а одним из самых распространенных пороков тех лет было пьянство, то им в селе для борьбы с этим пороком было создано ТроицеАлексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. Желая получить для кружка как можно больше полезных книг и брошюр, Георгий Николаевич обратился к архиепископу Никону (Рождественскому) , занимавшемуся в то время миссионерской и издательской деятельностью, с которым Георгий Николаевич находился в давних и близких отношениях. Выслав книги и брошюры, владыка в феврале 1917 года писал Георгию Николаевичу: «Радуюсь, что открывается ваш кружок миссионерский. Помоги вам Бог . Если бы мое здоровье позволяло, сам бы поехал на его открытие. Приветствую его от души. Пишите: какие будут нужны пособия и листки. Нельзя дольше дремать. Волки бродят кругом… И пастыри, и подпаски – все должны стоять на стороже». В марте 1918 года Георгий Николаевич был рукоположен во священника, но до августа 1918 года оставался и учителем в школе. В это время тяжело заболел его отец, служивший в Троицкой церкви в селе Протопопово Коломенского уезда, и туда священником был назначен отец Георгий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Продолжил конференцию тот же докладчик выступлением на тему «Революционная эпоха в лицах. Оценки архиепископом Никоном (Рождественским) церковных, государственных и политических деятелей России начала ХХ века». Павел Кириллович представил своеобразную галерею лиц и связанных с ними событий, среди которых церковные деятели: архиереи и прочие священнослужители; профессора и преподаватели духовных учебных заведений; государственные деятели: Царская семья и государственные чиновники; литераторы, политические деятели и простой народ. Докладчик отметил высокие отзывы владыки Никона о святителе Макарии (Невском), святителе Тихоне, Патриархе Московском, святом праведном Иоанне Кронштадтском, святителе Феофане Затворнике и других, с кем тот общался лично или в переписке. Докладчик указал на тесные контакты и переписку владыки Никона с митрополитом Арсением (Стадницким), и в то же время — на напряженные отношения с митрополитом Антонием (Вадковским). Также критические отзывы встречаются у него в отношении архиепископа Сергия (Страгородского) и некоторых других архиереев. В вопросе о духовном образовании докладчик отметил, что архиепископ Никон выступал в Синоде против введения автономии Духовных академий, поскольку, скорее в преподавательском составе, а не в самой идее автономий, видел в Академиях угрозу вольнодумства, ересей и революционных настроений. Он писал: «Уже и теперь некоторые академические издания проповедуют открыто толстовщину, розановщину и всякий рационализм, уже и теперь можно слышать отклики из Духовных академий: " Только дайте нам полную свободу, и в три-четыре года от вашего Православия ничего не останется " » (Никон (Рождественский), архиеп. На страже духа. Сборник писем. М, 2007. (Далее — Письма.) С. 103–104). Когда же в 1917 году этот вопрос вновь встал на повестку дня в связи с февральской революцией, владыка Никон писал решительно: «Академий надо бы с введением автономии лишить средств церковных, пусть им дает средства [государственная] власть, так оскорбляющая церковную власть. А на освободившиеся средства открыть хотя одну, но настоящую Академию православную. Хотя на всю Русь одну. Собрать в нее цвет профессоров-изгнанников, поставить апологетику на высоту доселе небывалую и давать Церкви ревностных борцов» (13 апреля 1917 года) (Письма. С. 191).

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/27/...

Св. Синод, а вернее, три его могучих члена, весьма влиятельные, особенно архиепископы Никон (Рождественский) и Антоний Волынский (Храповицкий), подспудно Сергий (Страгородский) , стяжавшие в Синоде неограниченную для себя власть, в начале XX века взволновали всю Православную Церковь , всколыхнули Вселенную тем, что от имени Ангела Российской Церкви (Св. Синода) объявили на весь мир новое, антиправославное учение, отвергающее Божество Имени Божия и Имени Господа нашего Иисуса Христа. Выработанное ими имяборческое учение они назвали «верой Православной, верой Апостольской, верой отеческой, голосом Матери Церкви». Таким образом, с высоты Престола Российской Церкви, от её имени были провозглашены три новых лжедогмата. Из России на Старый Афон был командирован архиеп. Никон для проповеди имяборческого учения, для покорения «упорства имяславцев», которые не приняли учение афонских ересиархов и не дали выдать ложь за истину. Монахи-исповедники отвергли новые три лжедогмата Синода и отказались подписать его еретическое Послание, привезённое на Афон архиеп. Никоном для подписи всеми насельниками Горы Афонской 38 . Исповедников, названных имяславцами за их неприятие имяборческого учения члены Св. Синода, архиереи Никон и Антоний, и, по их протекции, С. Троицкий облили грязью страшной клеветы и открыли на них духовное и физическое гонение, приписали им исповедание какой-то 4-й ипостаси Божества в Имени Божием; пытались приписать им варлаамизм, «пантеизм», магизм, иудаизм и прочие глупые нелепости вплоть до хлыстовства, свальный грех , магометанство; а перед Государем Николаем II оболгали их как непокорных ему бунтарей, революционеров. И от имени Царя расправились с ними коварно и подло, с применением военной силы и боевого оружия, с заливанием их, молящихся, в упор ледяной водой из пожарных шлангов. После драконовских экзекуций избитых и израненных исповедников, как скот, загоняли на пароход и вывозили в Россию. Добились осуждения их, как тяжких государственных преступников, революционеров-главарей, к смертной казни, а остальных – на пожизненную ссылку на о. Сахалин. И только лишь по чистой случайности (не без Промысла Божия) приговор не был приведён в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010