Кирилла. В 1946 г. арестовали мон. Антонию (Смирнову) из г. Кременная. В кон. 40-х гг. в Новоайдарском р-не фиксировались нелегальные «кочующие священники», проповедовавшие о скором конце света. Ворошиловградский еп. Никон (Петин) стремился к диалогу с истинно православным подпольем, нек-рых представителей движения он присоединил к РПЦ. В 1945 г. еп. Никон «в целях приближения к православию» рукоположил во диакона 77-летнего «духовного старца» Филиппа Горбенко из Ворошиловграда; старец, имевший славу провидца, в кон. 20-х гг. XX в. был тесно связан с действовавшей на Луганщине группой иоаннитов. В нач. 50-х гг. уполномоченный констатировал, что старец Филипп и его сторонники действуют нелегально, храмы РПЦ почти не посещают, совершают богослужения на дому. (Могила диак. Филиппа, умершего в 1956 и похороненного в Луганске, в наст. время пользуется почитанием, в 2005 над ней построили часовню.) 15 марта 1948 г. еп. Никон присоединил к РПЦ бывш. катакомбника игум. Варсонофия (Юрченко) и назначил его настоятелем Покровского храма в Краматорске. В 1950 г. игум. Варсонофий был снят с регистрации за то, что организовал при храме «подпольную монашескую общину». В причастности к этому подполью был обвинен и сменивший в 1950 г. Варсонофия в должности настоятеля храма в Краматорске архим. Онуфрий (Сусленко). В кон. 40-х гг. ХХ в. были репрессированы несколько монахинь бывшего старобельского Скорбященского мон-ря, пытавшиеся через еп. Никона легализовать обитель. В Старобельске и окрестностях в 1947 г. жили 33 монахини и 42 послушницы, однако далеко не все они, вероятно, относились к истинно православному подполью. В 1947 г. за «пропаганду идей ИПХ» был снят с регистрации и вскоре арестован свящ. Григорий Шимко из с. Михайловка Ворошиловского р-на. В рамках кампании по борьбе с нелегальными формами религ. жизни органы госбезопасности в 1951 г. объявили об обнаружении и о ликвидации подпольного монастыря ИПЦ в окрестностях Ворошиловграда; в нач. 50-х гг. прошли аресты в др. истинно православных общинах Донбасса. В нач. 60-х гг. ХХ в. небольшие группы истинно православных христиан были зафиксированы в Луганске и Донецке. В 1992 г. получила регистрацию 1-я в Донбассе община РПЦЗ - приход «Российской свободной православной церкви» в пос. Фащевка Антрацитовского р-на. В 1997 г. в юрисдикции «Российской православной автономной церкви» (суздальского раскола) зарегистрирован приход блж. Ксении Петербургской в Суходольске Луганской обл. В февр. 2001 г. настоятель общины иером. Геронтий Рынденко был поставлен во «епископа Суходольского, викария Суздальской митрополии». После смерти Рынденко в 2008 г. «епископом Суходольским» стал Иаков Антонов-Антониади. Три общины РПЦЗ митр. Виталия получили в 2006 г. регистрацию как «приходы Одесской епархии Российской истинно православной Церкви»: Казанский приход в г. Краснодоне, Михайловский в пос. В. Краснянка Краснодонского р-на и Иверско-Богородичный в с. Новоанновка того же р-на.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Чтоб на каждое Евангелие позвонить же в звон. И отмечаю на стенке птички: раз – одно Евангелие почитали, чтобы не перепутать, сколько раз звонить – восемь, одиннадцать, двенадцать. Когда во все позвонили, батюшка говорит: «Ну, Ванюша, забывай до Пасхи, чтоб в Пасху мы коммунистам дали жару. Зазвоним как положено, во все колокола.» Самое любимое – Плащаницу когда выносили. Как я старался в школе обмануть, убежать, чтоб побыть на выносе Плащаницы. Плащаница была у нас старинная, по бархату серебром шитая – красота! И не мог насмотреться на эту красоту. И какие мы сейчас духовно бедные, равнодушные. Вынесешь такую красоту, золотом шитую, мимо проходят, посмотрели – пошли. Да я не отошел бы, если бы были силы, сидел бы там, не мог бы насмотреться, налюбоваться на эту красоту! Рукоделие монашеских рук святых – Плащаница! Раз в году повидали и унесли. Старайтесь ценить красоту икон. Замечайте, какая красота образа. Какая красота Плащаницы святой. Всю красоту! Какая красота ризы святой, в которой священник служит. Всю красоту духовную старайтесь замечать... Я всегда жил в этой красоте. Ценил, дорожил этим. Какие ризы у батюшки – все знал. Где поеду, в какой монастырь: «Ой, в каких ризах батюшка служит!.. Какое кадило особое, такого не видел еще». Постоянно все замечал в жизни своей...» Первый послевоенный архиерей в Донбассе – архиепископ Никон (Петин). Он умер, когда Ване было 12 лет, но память об этом святителе он сохранил на всю жизнь: «Большое впечатление произвел на меня покойный владыка Никон. В Донецк тогда на Ларинку приезжал и в Авдеевку к нам приезжал. Кинулись: в чем же владыку везти? На поезде пригородном он должен был приехать. В больнице взяли пролеточку, линеечку, посадили владыку туда, чемодан его с облачением погрузили, и поехал владыка службу служить. И какие это были службы! Как народ встречал владыку! Все бедные: в фуфаечках, в латаных штанах мужички, бабоньки приходят, со свечечками, кто какую имеет, дорогого встречают владыку. Какая была радость! Все смотрели завороженными глазами, как ребятки владыку облачают на кафедре – никогда же такого дива не видели: как встречают владыку, как берут благословение! Да так дорожили этим архиерейским благословением – по нескольку раз подбегали, а владыка терпеливо стоит, всех благословляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, некоторые люди живут ради других людей, потому что все мы связаны. В сегодняшней притче говорилось о том, как пастух отделяет овец от козлищ; мы также похожи на стадо, которое вперемешку пасется в этом мире, только в будущей жизни мы будем разделены. Потому существует взаимосвязь и зависимость между некоторыми верующими, благочестивыми людьми и некоторыми неверующими. Иногда это современники, которые так или иначе влияют друг на друга, иногда от нечестивых родителей рождаются люди благочестивые. Об этом можно только догадываться, только одному Богу это ведомо. Бывает, что люди нечестивые живут на земле в благополучии, даже в роскоши, в счастье, ради того чтобы потом они не говорили, что Бог им в этой жизни ничего не даровал, чтобы не упрекали Его, что Он не дал им повода для покаяния, для спасения. Ведь само это благополучие для немощных людей является предлогом для того, чтобы благодарить Бога. Нельзя однозначно сказать, что каждый человек живет только до тех пор, пока может приносить добрый плод. Возможно, к некоторым людям это и относится, а именно к тем, кто духовно развивается; пока такой человек не достигнет, так сказать, своего пика в духовной жизни, Господь его оставляет жить на земле. Иногда кажется, что человек умер преждевременно, на самом же деле он уже находился на вершине своего нравственного развития, для него самого кончина была полезной. В советское время у нас в N был архиепископ Никон (Петин), человек высокодуховной жизни, милостивый, проповедник, истинный святитель. За некоторое время до его внезапной кончины одной женщине было такое видение. В Успенском кафедральном соборе, верхний храм которого освящен в честь Успения Божией Матери, а нижний - во имя святителя Николая, в левом приделе, она увидела как будто бы виноградные лозы, и из них что-то истекало: сок или вино - я точно не помню этого видения. Словом, увидела она как будто зрелый виноград или нечто подобное. Она не понимала, что это значит. Через некоторое время владыка Никон попал в аварию (видимо, подстроили ее коммунисты), после этого он уже не оправился и умер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/151/...

15 февр. 1954 г. была упразднена Измаильская обл., 111 церквей и мон-рь на территории бывш. области были переданы в Одесскую обл. 17 февр. 1954 г. Кировоградской обл. отошли Гайворонский, Голованевский, Ольшанский, Ульяновский (ныне Благовещенский) районы Одесской обл., на территории к-рых находилось 29 церквей и 7 молитвенных домов. В Николаевскую обл. перешли Большеврадиевский, Доманёвский, Кривоозерский, Мостовский и Первомайский районы Одесской обл., где находилось 26 церквей и 13 молитвенных домов. В нач. марта 1954 г. архиеп. Никон побывал в Измаиле и констатировал, что положение дел в бывш. Измаильской и Болградской епархии (образована в 1945 в пределах Измаильской обл., 1 февр. 1955 присоединена к Херсонско-Одесской епархии (подробнее см. в ст. Кишинёвская епархия )) было удручающим. Духовенство жило в обстановке травли и унижения со стороны властей и населения. К 1 июля 1954 г. в Одесской обл. насчитывалось 242 церкви, 50 молитвенных домов и 4 мон-ря. К 1 янв. 1956 г. в области служили 293 священника и 27 диаконов. Ежедневное богослужение совершалось в Покровском соборе в Измаиле и в 5 церквах Одессы - Успенском и Ильинском соборах, Григорие-Богословской, Димитриевской церквах и Алексиевском молитвенном доме. В 1954 г. была достигнута договоренность между патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) и Александрийским и всей Африки патриархом Христофором II о возобновлении в Одессе при Троицкой ц. подворья-представительства Александрийского Патриархата в Русской Православной Церкви (подворье существовало в 1855-1929 в Москве при ц. свт. Николая в Подкопаях). Службы в Троицком храме совершались на церковнославянском и греческом языках. В каноническом отношении настоятель храма и подворья подчинялся Александрийскому патриарху и Одесскому архиерею. Клир Троицкого храма назначался местными церковными властями. В 1999 г. по просьбе Александрийского патриарха подворье было перенесено в Москву, расположилось при ц. Всех святых на Кулишках. 16 апр. 1956 г. архиеп. Никон (Петин) скончался. Ранее, 1 апр. 1956 г., на Херсонско-Одесскую кафедру был назначен архиеп. Борис (Вик; с 25 февр. 1959 митрополит). Новый архиерей сразу же после назначения сделал много кадровых перестановок: в 1956 г. было перемещено 77 священнослужителей, в Одессе - 26 клириков. На должности настоятелей были назначены 12 выпускников семинарии. Архиерей распорядился, чтобы все служившие в приходах монахи вернулись в мон-ри (это распоряжение осталось невыполненным: 15 монахов остались в сельских приходах, в мон-ри перешли настоятели одесских Димитриевской и Григориевской церквей). В штатах одесских храмов состояли 4-6 священников, ежедневно дежуривших. На рубеже 50-х и 60-х гг. XX в. на территории Одесской обл. насчитывалось 18 благочиннических округов. При архиеп. Борисе были восстановлены 2 недолго просуществовавших вик-ства: Балтское (1957-1958) и Белгород-Днестровское (1960-1965).

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Бывает же такое? Дела, совершаемые нами для угождения Богу, мы исполняем только с Его помощью (за это еще и награду получаем). Само желание, стремление к тому или иному доброму делу есть дар Божий, сама вера и даже наше существование также есть дар Божий. Правда, существование – это природный дар, а благодать дается сверх того, что мы имеем от рождения. И даже мысль о бытии Божием уже есть действие в нас Божественной благодати. Вопрос. Есть такое мнение, что человек умирает тогда, когда уже подготовлен к смерти. Что вы думаете по этому поводу? Ответ. Так происходит отнюдь не со всеми людьми. Разве Иуда Искариотский был подготовлен к смерти и поэтому повесился? Ирод был заживо изъеден червями. Разве это значит, что он был подготовлен к смерти? Господь дает время подготовиться к смерти только тем людям, которые трудятся над этим и сознательно готовятся к переходу в вечность. Им Промысл Божий предоставляет такую возможность. Да и то не всегда это происходит так, как они себе представляют. Человеку кажется, что он может еще многое сделать, а Господь его забирает. В Одессе был архиепископ Никон (Петин), выдающийся архипастырь – молитвенник, милостынник, проповедник. Он за одну службу говорил три-четыре проповеди: после Евангелия, после Херувимской и в конце литургии. Люди его очень любили. Одной женщине как-то приснился сон, будто на стене Никольского храма (а это был нижний храм, можно сказать, подвальное помещение Успенского храма) висит виноградная лоза. И она слышит во сне слова: «Виноград уже созрел». Женщина в недоумении: что за виноград созрел? Через некоторое время владыка Никон попал в аварию. Эту аварию, вероятнее всего, подстроили коммунисты, для которых владыка был очень неудобным человеком: он был очень активный, ни в чем не уступал, всегда отстаивал интересы Церкви. После аварии он некоторое время проболел, но не оправился и умер. Похоронили его, по благословению патриарха Алексия I, в нижнем храме – именно на том месте, где женщине привиделась виноградная лоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Поэтому однозначно сказать, что человек живет до тех пор, пока может приносить добрый плод, нельзя. Возможно, это относится к некоторым людям, а именно к тем, кто духовно развивается: пока такой человек не достигнет, так сказать, пика духовной жизни, Господь оставляет его жить на земле. И иногда кажется, что человек умер преждевременно, а на самом деле он уже находился на вершине своего нравственного развития, и для него самого кончина была полезной. В советское время был известен одесский архиепископ Никон (Петин), человек высокой духовной жизни, милостивый, праведник, истинный святитель. Люди его очень любили. Одной женщине как-то приснился сон, будто на стене Никольского храма – а это был нижний храм, можно сказать подвальное помещение одесского кафедрального собора, – висит виноградная лоза. И она слышит во сне слова: «Виноград уже созрел». Женщина в недоумении: что за виноград созрел? Через некоторое время владыка Никон попал в аварию. Эту аварию, вероятнее всего, подстроили коммунисты, для которых владыка был очень неудобным человеком: он был очень активный, ни в чем не уступал, всегда проводил линию Церкви. После аварии он некоторое время проболел, но не оправился и умер. Похоронили его, по благословению патриарха Алексия I, в нижнем храме – именно на том месте, где женщине привиделась виноградная лоза. И тогда она поняла, что значат слова «виноград уже созрел», и рассказала о своем сне другим. Владыке тогда было всего пятьдесят три года, он был полон энергии. Но Господь его забрал. Почему так произошло, мы можем только догадываться, наверное, этот человек действительно «уже созрел» – хотя он и сам этого не понимал. В каком виде восстанет человек на Страшном суде, если его после смерти сожгли в крематории? В своем человеческом теле. Сожгли ли его, утонул ли он, съели ли его звери – все равно тело будет восстановлено. Если магнит притягивает железо, которое рассыпано в песке, или по чертежу можно собрать машину, то будут собраны и тела всех людей, именно их человеческие тела, а не чьи-нибудь другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В Одессе в 50-х годах XX века был архиепископ Никон (Петин), выдающийся архипастырь – молитвенник, милостынник, проповедник. Он за одну службу говорил три-четыре проповеди : после Евангелия, после Херувимской и в конце литургии. Люди его очень любили. Одной женщине как-то приснился сон, будто на стене Никольского храма висит виноградная лоза. И она слышит во сне слова: «Виноград уже созрел». Женщина в недоумении: что за виноград созрел? Через некоторое время владыка Никон попал в аварию. Эту аварию, вероятнее всего, подстроили коммунисты, для которых владыка был очень неудобным человеком: он был очень активный, ни в чем не уступал, всегда отстаивал интересы Церкви. После аварии он некоторое время проболел, но не оправился и умер. Похоронили его, по благословению патриарха Алексия I, в Никольском храме – именно на том месте, где женщине привиделась виноградная лоза. И тогда она поняла, что значат слова «виноград уже созрел», и рассказала о своем сне другим. Владыке тогда было всего пятьдесят три года, он был полон энергии, сил. Умный, деятельный человек, он добивался всего, чего хотел, и имел реальные шансы стать следующим патриархом. Его очень любил патриарх Алексий I, а в то время патриаршество практически наследовалось. Патриарх Сергий как бы завещал престол патриарху Алексию I, а тот мог завещать кому-нибудь другому – тогда советская власть не разрешала избирать патриарха путем свободных выборов. Но Господь владыку Никона забрал. Почему так произошло, мы можем только догадываться; наверное, этот человек действительно «уже созрел» – хотя он и сам этого не понимал. Но сказать «уже созрел» можно только о человеке, который всю жизнь посвятил Богу, а не вообще обо всех людях. Как сказал апостол Павел, те, которые согрешают вне закона, вне закона и погибнут. А согрешающие против закона, законом осудятся. Поэтому и верующие, и неверующие, если они живут нечестиво, умирают отнюдь не в тот момент, когда они наиболее угодили Богу, а скорее тогда, когда видно, что им уже ничто не поможет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

02 .1924–05 (18).12.1925: Венедикт Плотников, в. у. 08 .1926–04(17).09.1927: Иосиф Петровых 1926–1927: Гавриил Воеводин, в. у. 04(17).09.1927–1927: Николай Ярушевич , зам. в. у. 02 .1928–09.1933: Серафим Чичагов 05(18).10.1933–22.01(04.02).1945: Алексий Симанский 1945–25.08(07.09)1945: Григорий Чуков , в. у. 25 .08(07.09).1945–23.10(05.11).1955; Григорий Чуков Ленинградская 1 (обн.) 13(26).06.1922–04.1923: Николай Соболев 1923–10.1923: Артемий Ильинский 26 .12(08.01).1923–06(19).05.1927: Вениамин Муратовский 05 .1927–1927; Александр Шубин. в. у.(?) 1927–23.08(05.09).1934: Серафим Руженцев 09 .1934–22.03(04.04). 1938: Николай Платонов 1938–1943: 1943–1944: Сергий Румянцев, в. у. Ленинградская 2 (обн.) 1923–1926: Евгений Белков Ленинская (обн.) 19 .12(01.01).1925–22.04(05.05).1926: Константин Запрудский Ливненская 22 .11(05.12).1934–27.01(09.02).1935: Сергий Куминский Ливненская (обн.) 25 .06(08.07).1923–1926: Тимофей Успенский 1926–: Сергий Фаворский Липецкая 20 .08(02.09).1926–04(17).09.1935: Уар Шмарин 04(17).09.1935–24.09(07.10).1935: Игнатий Садковский 21 .07(07.08).1935–17(30).09.1935: Серафим Протопопов, в. у. 24 .09(07.10).1935–07(20).02.1936: Александр Торопов Липецкая (обн.) 21 .10(03.11).1922–06(19).07.1924: Василий Знаменский 1924–1924: 12(25).11.1924–12(25).06.1925: Василий Значенский, паки Липовецкая Герман Вейнберг(?) Липовецкая (обн.) 15(28).12.1923–: Павел (Павло) Погорилко Лодейнопольская 13(26).11.1929–22.11(05.12).1933: Сергий Зенкевич Лодейнопольская (обн.) 15(28).02.1928–1931: Геронтий Шевлягин 1929–12(25).02.1931: Павел Раевский 1930–: Константин Смирнов – 1933: 1933–12.1933: Вениамин Молчанов Лондонская и всея Европы (обн.) 1924–1924: Александр Введенский 1 Лос-Анжелосская (заруб.) Софроний Лубненская 01(14).10.1920–04.1921: Серафим Соболев 1922–1923: Григорий Лисовский 1923–12(25).12.1924: Феофил Булдовский 1924–1926: 15(28).09.1926–1928: Аркадий Остальский Лубненская (укр.) Иосиф Оксиюк Луганская 08(21).05.1944–1949: Никон Петин Луганская (григ.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

" В июле 1961 г. Б. принимал участие в Архиерейском Соборе РПЦ. При обсуждении изменений в «Положении об управлении приходов» выступил с речью, в к-рой поддержал передачу приходских финансов и имущества в ведение мирян. Однако деятельность Б. как правящего архиерея была направлена на противостояние властям в условиях нового этапа гонений на Церковь; Б. стремился не допустить снятия с регистрации правосл. храмов епархии, в т. ч. Ильинского собора в Одессе. Зам. уполномоченного Совета по делам РПЦ по УССР М. Гладаревский сообщал, что Б. «всячески ищет причины для сопротивления нашим рекомендациям по объединению религиозных общин, закрытию церквей, сужению деятельности духовенства». В характеристике Б., составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Одесской обл., отмечалось, что «вся его деятельность - это упорное сопротивление всем нашим мероприятиям». " Священник Александр Мазырин 27 января 2014г. 14:44 С этим не помешало бы разобраться самому автору статьи. Михаил 20 января 2014г. 22:20 Прошу проверить информацию. На фотографии к статье изображен не архиепископ Борис, а архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин). Лидия Константиновна Александрова-Чукова 21 января 2014г. 20:35 Рассматриваемый в работе четырехлетний период служения архиерея в Германии  автор уместил в 2 тысячи печатных знаков  (302 слова). «Тема раскрывается в контексте биографии архиерея», но биография и другие  этапы его служения как до, так и    после рассматриваемого периода, -  места тоже много не заняли, - краткость, как говорится – «сестра таланта»… На фотографии действительно изображен другой архиерей.   Удивляет также  оформление статьи – как наличие подзаголовка «Литература»,  так и примечания,   практически повторяющие и перечисленную  «литературу», и последующий номер - предыдущий (вместо написания - Там же). Информация, изложенная в  посте отца Александра Мазырина, меня не удивила, и,  несмотря на то, что комментарии – это не совсем «то» место,  но,  похоже, - следует  и    мне      добавить  «несколько штрихов к портрету»  и к послужному списку Преосвященного Бориса (Вика):

http://bogoslov.ru/article/3747880

Rpynheйшuй православный храм Одессы; заложен (первоначальное здание) в 1794 году, освящён в 1808 году, разрушен в 1936 году. После воссоздания на прежнем месте в начале 2000-х освящён (по чину великого освящения) 21 июля 2010 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Расписание богослужений: Ежедневно – литургия – 8.00, вечерня – 17.00 Акафисты: по вторникам 17.00 – святителю Иннокентию Одесскому; четверг – святителю Николаю Чудотворцу. Адрес: Украина, Одесса, Соборная площадь, 3 Телефон: (048) 729-36-60 Свято-Успенский кафедральный собор [ править править код ] Свято-Успенский собор Нынешнее здание было заложено 17 июня 1855 года архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым); завершено строительством в 1869 году и 13 апреля того же года освящёно архиепископом Херсонским и Одесским Димитрием (Муретовым) . Двухэтажный храм построен на средства купцов Иакова и Николая Черепенниковых по проекту архитектора Л. Ц. Оттона. В нижнем храме собора погребён архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин) († 16.04.1956), под руководством которого было осуществлено послевоенное восстановление храма. 30 октября 2009 года решением Одесского областного Совета здание собора передано Одесской епархии Украинской Православной Церкви. Адрес: Украина, Одесса, ул. Преображенская, 70 Телефоны: (048)7258255 Свято-Троицкий собор [ править править код ] Свято-Троицкий собор Закладка современного каменного собора состоялась 29 июня 1804 г. Ее совершил архиепископ Екатеринославский Афанасий (Иванов), а в 1808 г. Троицкий греческий храм был освящен. С 1821 по 1871 гг. в храме пребывали св. мощи священномученика Григория V, патриарха Константинопольского; в 1907 г. у восточной стены храма был похоронен благотворитель и городской голова Одессы Г.Г. Маразли. Во второй половине ХХ века Троицкий греческий храм являлся подворьем Александрийского патриархата. В настоящее время в соборе находится гробница с частицей мощей священномученика патриарха Григория V и чтимый образ Божией Матери «Нечаянная радость». Настоятель протоиерей Виктор Петлюченко.

http://azbyka.ru/palomnik/Одесса

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010