Предлагаемый очерк о жизни игумена Никона и его глубоко пропитанные святоотеческим духом мысли – это еще один голос Священного Предания Церкви. В наше духовно смутное время наставления батюшки помогают лучше понять духовную жизнь и те опасности, которые в ней кроются, понять, что есть Православие. «Я искренне всегда стремился к Богу» Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в крестьянской семье села Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все – мальчики 2 . В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, разве только особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь. После начальной школы, которую Коля окончил блестяще, отец сумел устроить его в реальное училище в Вышнем Волочке. И здесь он сразу же обратил на себя внимание своими исключительными и разносторонними способностями. Коля обнаружил прекрасные математические дарования, был великолепным стилистом. Он не раз говорил, что ему всегда легко было писать сочинения. Это видно и по его письмам, которые он писал, как правило, сразу, без черновиков. Пел (тенором) в хоре, играл на альте, выступал в разных программах на школьных мероприятиях, прекрасно чертил и рисовал. Младшие братья рассказывали, что его рисунки еще при них висели в классах в качестве образцовых. При переходе из класса в класс он неизменно получал награду первой степени (похвальный лист и книгу). Но в каких условиях жил и занимался Коля в реальном училище? Из дома помогали лишь в начальных классах. Когда же он решил учиться дальше, помощи ему ждать было неоткуда: родители жили совсем небогато, да кроме него было еще четыре сына, также нуждавшихся в образовании. Поэтому Коле продолжать учиться пришлось в условиях, которые для современного человека покажутся невероятными. Сразу же после обязательных уроков он, еще мальчуган, вынужден был, чтобы заработать на хлеб, идти и помогать отстающим обеспеченным товарищам. За это ему немного платили. Проведя так несколько часов, он прибегал на квартиру (за которую нужно было платить) и брался за подготовку своих уроков. Трудности увеличились, когда в то же реальное училище поступил его брат Миша, помочь которому мог только он один.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

– Ну вот, если будешь так мужьями разбрасываться, и второй брак не удержишь, – заявил мне священник. Я ощутила, будто меня ударили по лицу. Щеки вспыхнули, руки задрожали. Слез не было. Не накопились еще после смерти друга. И мне, вероятно, нужно было подставить другую щеку, но… – То, что вы говорите сейчас, неправда, – твердо сказала я. – Вы ничего не знаете обо мне и моей жизни! Священник лишь развеселился, точно что-то доказал сам себе. – Ну хорошо, – только и сказал он, широким жестом перекрестил меня и отпустил с миром. Но мира не было. Я вышла на улицу совершенно оглушенная. Спрятавшись за стену церкви, попыталась унять дрожь. Слезы наконец побежали, принося облегчение. Было страшно обидно за несправедливые слова, и я до сих пор не знаю, зачем они прозвучали. Вариантов, конечно, придумать можно много, но в чем истина, неизвестно. Мое сердце, оголенное скорбью о друге, получило ощутимый удар. И возможно, со временем откроется в его словах великая мудрость, сокрытая сейчас по греховности моей (что вполне вероятно). А возможно, я просто достойно по делам своим имею. Но пока, из этой точки бытия, могу сказать лишь одно: тот случай ввергнул меня в глубокое отчаяние и смущение. Если бы не мой глубокоуважаемый и любимый окормляющий батюшка (который, к сожалению, живет в другом городе), я бы еще долго не рисковала подходить к незнакомому священнику на исповедь. Такой вот удар от врага. Такая вот стратегия. Жаль, что у моей новоначальной подруги нет своего батюшки. Игумен Никон (Воробьев)      Игумен Никон (Воробьев) так сказал: «Я думаю, что теперь при отсутствии руководителя Господь Сам ведет людей, искренне желающих идти Его путем». Господь поможет, нужно лишь уповать на Него. Слава Богу за все! И за скайп тоже. Есть один поучительный анекдот. В нем о том, как хозяйка заподозрила друзей в краже серебра. А после того, как все же нашла его у себя, со вздохом сказала: «Ложечки-то нашлись, но осадочек-то остался». Так и я: вроде и успокоил меня мой батюшка, но внутри все же требовалось рассуждение.

http://pravoslavie.ru/103109.html

11). Энциклопедическая сумма знаний еще не дает автоматически человеку понимания богословия, нужна еще и жизнь во Христе, и содействие благодати Святого Духа. Поэтому мы так высоко и даже благоговейно относимся к мнениям святых отцов. Ведь даже если они иногда ошибались, что говорить об остальных, пусть даже весьма образованных людях? Это касается и вопроса о схоластике. Очень подробно разбирает этот вопрос прот. Владимир Шарапов. Одними из особенностей схоластики как раз являются рационализм и «разрыв между интеллектуальными знаниями и степенью духовного совершенства» (24, с. 118–119), таким образом, некоторые «борцы с католической схоластикой» часто сами превращались в схоластов. Поэтому игумен Никон (Воробьев) писал в первой половине XX в. о книгах некоторых профессоров богословия: «...духовных книг почти нет. Только Священное Писание и творения святых отцов духовны. На них-то и можно понять опытно, что значит «духовный». Сравни писания Игнатия (Брянчанинова) и каких-либо профессоров богословия. Какая резкая разница!» Игумен Никон (Воробьев) подкрепляет свои слова цитатами Священного Писания : Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа ( Иуд.1:19 ), – и еще он пишет о мудрости таких людей: Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская ( Иак.3:15 ) (13, с. 127). Конечно, нельзя так говорить обо всех профессорах, среди которых, безусловно, есть богословы, держащиеся неискаженного православного вероучения, но и не принимать во внимание слова иг. Никона было бы не справедливо. Поэтому нельзя не учитывать указанных отрицательных тенденций XIX – XX вв. и при рассмотрении произведений, приведенных в данной работе профессоров. В связи с рассматриваемым верованием о преложении вина при опускании в него святого Хлеба на Литургии Преждеосвященных Даров, нужно хотя бы кратко коснуться вопроса о сути преложения Даров. Об этом подробно пишет прот. В. Шарапов, в т.ч. цитируя святителя Феофана Затворника . Если кратко, то, по словам святителя Феофана, преложение – это «пресуществление благословением » (24, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Без исправления нравов щедроты наши, одни, сами собою, не могут спасти нас. Милостыня очистит грехи, в коих мы раскаялись, но не оправдает тех, в коих упорно коснеем. Она есть долг наш, но не единственный долг, и хотя не исполнить его – значит нарушить закон в самом его основании, однако ж, исполнив оный, мы обязаны сохранять и другие заповеди закона. Каков верный путь к спасению? В каком бы кто состоянии ни жил, всякий по вере в заслуги Христа Спасителя, при помощи Его Божественной благодати, будет идти ближайшим путем спасения, если будет следовать примеру святых отцов; и если он до конца пребудет в истинной вере, любви и уповании на Бога, то придет, наконец, туда, где все лики святых отцов, и будет вечно участвовать с ними в радостях небесных. Делаю-делаю добрые дела, а спасения души не чувствую? Конец добрым делам есть любовь, а край пороков – считать себя праведником. Как проводить Святки? Святки проводите в чтении Священного Писания, не чуждайтесь и душеполезного разговора, потому что Господь посылает Ангелов в каждый дом слушать, что делают люди во славу Сына Его, Которого Господь отдал на страдания за нас; а кто проводит их по-другому, того накажет Господь. Что такое душевный подвиг? «Душевный подвиг неизмеримо выше телесного. Для душевного подвига нужны силы телесные, иначе все будет делаться вяло, даже молитва . Лучше «всей крепостью» молиться или бороться с помыслами и есть мясо, чем вяло влачить свое существование и мнить себя подвижником. Все телесные подвиги должны содействовать внутреннему подвигу. Если мешают, то они от лукавого. Это так ясно!» (игумен Никон Воробьев) . – Игумен Никон Воробьев . Нам оставлено покаяние Письмо 270. М., 1997.] Когда я сделаю какое-нибудь доброе дело, мне сразу хочется рассказать о нем. Допустимо ли это? Как трудно спастись от тени своей, так и трудно делать добрые дела без тщеславия. Чтобы удержать в тайне доброе дело свое, пришедши похвалиться им кому-нибудь, – похвались ему прежде грехами своими, а если не в силах рассказать грехов своих, то не рассказывай и о добрых делах, ибо Господь сказал: сделай тайно, а Я воздам тебе явно.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Перед своей кончиной игумен Никон своим близким прямо сказал: «Никого не ищите». Они же как-то не придали особого значения этим словам и искали. Да так и не нашли, хотя и встречали искренно благочестивых, очень добрых, читающих, но не имеющих той мудрости и силы духа, которые так непосредственно ощущались у игумена Никона. На вопрос, как нужно относиться к спрашивающим, батюшка опять отвечал словами своего любимого учителя Игнатия: «Говорю только вопрошающим, и то, когда уверен, что вопрошают искренно, по требованию души, а не мимоходом или по любопытству». Батюшка любил служить и относился к совершению богослужения, прежде всего к Литургии, с особым чувством благоговения, что ощущалось всеми: и сослужителями в алтаре, и на клиросе, и молящимися. Совершал богослужение просто, сдержанно, сосредоточенно. Ни малейшей искусственности не было в его служении. Он вообще не переносил никакой вычурности в чтении, пении, поведении. «Артистам» делал строгие замечания, что, естественно, вызывало гнев любителей церковных «пьес», солистов и чтецов, жаждущих показать себя. Однажды такому «мастеру», начавшему читать шестопсалмие, не разрешил продолжать. Он запрещал петь некоторые песнопения, говоря, что это беснование перед Богом, а не молитва . Запретил, например, пение Херувимской «На разорение Москвы». Самые больные места, мешающие молитве в храме, говорил он, это клирос, где богослужение – лишь повод для концертов, и церковная лавка, где торговля превыше всего. Батюшка часто повторял: «церковным пением является лишь то, которое помогает молиться или, по меньшей мере, не мешает молитве. Если же песнопение не создает подобного настроения в душе, то оно, хотя бы и принадлежало самому прославленному композитору, есть лишь игра «ветхих» чувств, плоти и крови». Он запрещал кому-либо входить в алтарь, тем более разговаривать в нем. Очень внимательно относился отец Никон к исповедникам, особенно к приходившим редко, тем более впервые. Стесняющимся и не знающим, как исповедоваться, он помогал наводящими вопросами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Ну и что же? Полезно мне это было? С внешней стороны это видели матушки, – они народ любопытный. А Господь видел, что я дьявольское дело делаю, а не Божье. И вот получился у меня конфликт с о. Рафаилом. И меня не то что как-нибудь наградили, а из священства выгнали, запретили в священнослужении. Вот – суд Божий и суд человеческий. Конечно, это сила Божия меня выгнала, она же опять восстановила. Но можно было думать, что я пострадал за какое-нибудь доброделание, за подвиг свой. А Господь дал понять, что тут было бесовское делание, что было тщеславие, мнение о себе: вот, я священник, служу все время, домой приду – молитвы, чтение Слова Божия, да ещё, хоть не молодой уже, скоро 55 лет, делаю сто поклонов вечером, сто поклонов утром – со вниманием! Вот какое сложное духовное дело». Отец Никон имел духовное общение с жившим в Козельске старцем-иеросхимонахом Мелетием (Барминым) (†12 ноября 1959 г.), последним духовником Шамординской обители. Это был человек святой жизни, особый, исключительный. Отец Мелетий был последним постриженником преп. Амвросия Оптинского , который постриг его в 1891 году, в год своей кончины. Отец Мелетий также какое-то время провёл в лагерях. Он был большим молитвенником, отличался исключительным молчанием, был очень немногословным. Спросят его: «Батюшка, ну как жить?» А он отвечает: «Всегда молитесь», – и всё. Вокруг него царил особый благодатный мир, покой. Человек, пришедший к нему на исповедь расстроенным, умиротворялся. С о. Мелетием общался и о. Рафаил, и другие священники; у него окормлялись шамординские сёстры, которых было очень много в Козельске; множество людей приезжало к нему из других мест. Отец Мелетий скончался в глубокой старости, ему было около 96 лет, могила его находится в Козельске. В 1948 году о. Никон переводится в г. Белев, затем в г. Ефремов, далее – в Смоленск. Из Смоленска епископом Сергием он в том же 1948 году был направлен в захудалый в то время приход – в г. Гжатск. Батюшка так и говорил: отправили в ссылку. Очень не понравилось ему здесь сначала. Неприветливо встретили его. Трудно было и в материальном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Игорь М. - Игорю Ковалеву 18 февраля 2022, 19:56 Игорь, у Вас колоссальные проблемы: или с логикой, или с самомнением. А скорее и с тем, и с другим. Поскольку Вы УЖЕ клеймите уважаемых авторов модернистами и экуменистами, то, видимо, считаете, что Ваше сердце УЖЕ очищено от страстей? И Вам дано " отличать правильную духовную жизнь от " прелестной " ? И эти свои безответственные разговоры Вы считаете применением в жизни аскетических советов святых отцов? Беда... Игорь Ковалев 18 февраля 2022, 16:37 Игорь М.18 февраля 2022, 14:30 " А вот что делать тем, "http://-А вот,что делать ВСЕМ, как раз и говорит игумен Никон Воробьёв, в приведённой мной цитате,-изучать аскетические творения св. Отцов и применять их советы в жизни.Таким образом,очистим сердце от страстей,а по мере очищения,Господь даст и духовную любовь.А также начнём отличать правильную духовную жизнь от " прелестной " и учения модернистов-экуменистов от святоотеческого Православия. Игорь М. - Игорю Ковалеву 18 февраля 2022, 14:30 Не спорю. С апостолом Павлом, который говорит о людях со знанием, но без любви. А вот что делать тем, у кого - ни знаний, ни любви?)) И тут не поможет размахивание цитатами, некритически надерганными из Интернета. Игорь Ковалев 18 февраля 2022, 11:58 Игорь М.//Много знать полезно для игры " Что?Где?Когда? " . " ...но знание надмевает,а любовь назидает.Кто думает,что он знает что-нибудь,тот ничего еще не знает так,как должно знать.(1 К.8:1) Да!И В.Н.Лосский-учитель О. Клеманна,и Н.В.Лосский,который написал предисловие к его книге были модернистами и экуменистами. Странно,что вы всё знаете,кроме этого. " В.Н.Лосский-(26 мая 1903 — 7 февраля 1958) — русский богослов-модернист парижской школы богословия. Представитель «отрицательного христианства»,один из пионеров «богословия иконы». Представитель апофатического богословия,«неопатристического» синтеза.Представитель второго поколения модернистов.Участник экуменического движения. " Игорь Ковалев 17 февраля 2022, 19:19 Галина И/Почитал про Клемана и его высказывания.Всё оказалось даже хуже,чем я думал.В его мировоззрении от Православия одно название.А в основном модернистские,экуменические и даже еретические мысли.Это и понятно,человек отвергший аскетику и покаяние,с омрачённым умом начинает богословствовать,что кроме заблуждений может из этого получиться.Игумен Никон Воробьёв: " Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов,не интересуется ею,то это означает,что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни,—кто бы он ни был—архиерей ли,профессор богословия,монах...Он просто болтает о духовной жизни постольку,поскольку у него есть способность рассуждать.Лучше не слушай и не читай таких. "

http://pravoslavie.ru/144430.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Коля и колокол 3 мин., 17.03.2014 Коля Воробьев (будущий игумен Никон) родился и вырос в православной семье, но веру потерял в юности. Будучи человеком пытливого ума, он с жаждой ринулся в изучение наук, наивно полагая, что там скрывается истина. И слепая вера в науку легко вытеснила столь же слепую у него в то время веру в Бога. Однако скоро Коля увидел, что эмпирические науки проблемами познания истины и вечности не занимаются; вопрос о смысле жизни человека в них не только не ставится, но он и не вытекает из природы самих этих наук. Поэтому уже в старших классах он со всем пылом своей натуры занялся изучением истории философии, в которой достиг столь больших познаний, что к нему приходили его же преподаватели для обсуждения различных философских вопросов. Игумен Никон (Воробьев) Жажда знания была столь велика, что он часто, оставаясь в прямом смысле слова без куска хлеба, покупал на последние деньги книгу. Читать он мог только ночью. Ночами изучал он историю философии, знакомился с классической литературой, и все с одной целью, с одной мыслью: найти истину, найти смысл жизни. Чем взрослее он становился, тем обостреннее чувствовал ее бесцельность, как бы кто ни жил. Для себя жить нет смысла, ведь смерть — удел всех. Жить для других? Но другие — это такие же смертные. Зачем же живет человек, если ничто не спасает ни его, ни кого-либо в мире от смерти? Разуверившись и в науке, и в философии, он поступает в психоневрологический институт в Петрограде, надеясь там найти ответ на вопрос о сущности человека. Но здесь его постигло разочарование еще большее. «Я увидел: психология изучает вовсе не человека, а кожу, скорость процессов, апперцепции, память... Такая чепуха, что это тоже оттолкнуло меня». Окончив первый курс, он ушел из института. Наступил окончательный духовный кризис. Внутренняя борьба была столь тяжелой, что юноше стала приходить мысль о самоубийстве. Однажды летом 1915 года, когда Николай ощущал состояние полной безысходности, у него вдруг как молния промелькнула мысль о детских годах веры: а что, если действительно Бог существует? Ведь не может быть, чтобы Он не ответил ищущему Его человеку! И вот неверующий молодой человек от всей глубины своего существа, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?»

http://foma.ru/kolya-i-kolokol.html

Эволюция мыслителя от философии к богословию не является чем-то уникальным. Многие пытливые умы прошли по этому пути. Например, наш известный подвижник благочестия игумен Никон (Воробьев , †1963) также прошел этот путь исканий. Еще до революции он имел вкус к наукам, но потом, увидев их ограниченность, обратился к философии. Заметим, что при этом молодой человек был очень далек от Бога. Вот что говорил по поводу философии в конце своей жизни игумен Никон (Воробьев) : «Изучение философии показало: каждый философ считал, что он нашел истину. Но сколько их, философов, было? А истина одна. И душа стремилась к другому. Философия – это все суррогат; все равно что вместо хлеба жевать резину. Питайся этой резиной, сыт будешь? Понял я, что, как наука ничего не говорит о Боге, о будущей жизни, так не даст ничего и философия. И совершенно ясен стал вывод, что надо обратиться к религии». 347 Мы уже упоминали имя русского религиозного философа Н. Бердяева , который достаточно критически оценивал целый ряд идей Булгакова (не только идею софианства, но также «перекос» в сторону материализма, излишнюю толерантность в отношении капитализма и т.п.). Вместе с тем он признавал искренность и страстность Булгакова в поисках истины. А также обратил внимание на то, что Булгаков как мыслитель постоянно духовно и интеллектуально возрастал, проходя последовательно те этапы, о которых мы сказали. По мнению Бердяева, это типичный путь честного русского интеллигента (попавшего в трагические переплеты истории первых десятилетий ХХ века): «Искания Булгакова имеют большое значение и должны быть высоко оценены. В нем есть подкупающая серьезность и искренность. Он очень русский, и пережитый им религиозный кризис имеет значение для судьбы русского сознания. В лице Булгакова как бы русская интеллигенция порывает со своим атеистическим и материалистическим прошлым и переходит к религиозному созерцанию и христианству. Это процесс большого углубления». 348 12. От «Философии хозяйства» – к «богословию хозяйства»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма о духовной жизни Широкое, в настоящее время, обращение к вере отцов – Православию – не всегда, к сожалению, увенчивается правильным его пониманием. Исполнение всех церковных установлений без понимания сути Православия легко может привести верующего к приобретению не богоподобных свойств смирения и любви, а прямо богопротивных: самомнения, гордыни, фарисейства. Как достичь спасительной пристани и войти в Царство Божие – это, по выражению отцов, наука из наук и художество из художеств. Потому так важна та особенность Православия, что оно, в отличие от всех других направлений современного христианства, которые исследуют эту науку по своему разумению, полностью основывается на святоотеческом учении и опыте. Ответу на вопрос, что такое Православие и как жить в соответствии с православным учением, и посвящена эта книга писем одного из замечательных подвижников нашей Церкви 20-го века игумена Никона (Воробьева). Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Игумен Никон (Воробьев) Игумен Никон (Воробьев). Письма о духов ной жизни © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2015 © Осипов А. И. – составление, 2013 Предисловие Широкое, в настоящее время, обращение к вере отцов – Православию – не всегда, к сожалению, увенчивается правильным его пониманием. Очень часто под Православием подразумевают его внешнюю сторону, его «одежду»: богослужения, таинства, обряды, церковную дисциплину, правила и прочее, которые являются лишь его «иконой», необходимыми вспомогательными средствами к усвоению Православия, но не им самим. Ибо исполнение всех этих церковных установлений без понимания сути Православия легко может привести верующего к приобретению не богоподобных свойств смирения и любви, а прямо богопротивных: самомнения, гордыни, фарисейства. Именно это привело иудеев, видящих сущность своей веры в скрупулезном исполнении внешних предписаний ветхозаветной религии, к отвержению пришедшего Мессии-Христа, сделав их богоборцами. Не случайно Господь множество чудес сотворил в субботу, когда по иудейскому закону ничего нельзя было делать, обличая тем самым этих ревнителей «буквы» и отеческих преданий. Всё это Он делал, чтобы показать, что спасение достигается не обрядоверием, а чистотою сердца, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека (Мф. 15, 19–20). Это научение Спасителя в высшей степени насущно сегодня для православного верующего. Ибо одним из самых больших для него искушений является усмотреть сущность христианства не в исполнении заповедей Христовых, а в приверженности к внешне-обрядовой жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010