Игумен Никон (Воробьев): Проповедь без слов и риторических приемов Зная о том, что для нового ареста не потребуется и особого повода, он жил незаметно, беспрекословно, со всей добросовестностью выполняя то, что ему поручали – самую черную работу – уборщика, мусорщика, прачки, посыльного. Чем он располагал к себе, почему хотелось задержаться возле него? 7 сентября, 2011 Зная о том, что для нового ареста не потребуется и особого повода, он жил незаметно, беспрекословно, со всей добросовестностью выполняя то, что ему поручали – самую черную работу – уборщика, мусорщика, прачки, посыльного. Чем он располагал к себе, почему хотелось задержаться возле него? Игумен Никон (Воробьев) 1894 г. – 07.09.1963 г. В истории игумена Никона (Воробьева) , в целом обычной для поколения священников 20-х — 30-х годов, есть то, что все-таки выделяет ее из ряда других. Монах в миру, он долгое время жил среди неверующих, однако во внешних отношениях с миром был настолько честен, что не сила проповеди, а молчание приобретало ему учеников. И, вот, теперь, когда этого священника нет на земле, звучит его слово, дошедшее до нашего времени в письмах к духовным детям и тем, кто искали его совета. Основы христианского воспитания, заложенные оптинской школой, наследие святителей Игнатия (Брянчанинова) , Феофана Затворника не были утрачены и тогда, когда не стало книг, и продолжали служить людям руководством в духовной жизни благодаря «книге» человеческой памяти… «Слуга» Вышний Волочек в Тверской области, работа в качестве универсальной прислуги у врача… После четырех лет лагерной жизни это уже не казалось чем-то отягощающим. Была какая-никакая крыша над головой, какое-никакое питание, и главное – свобода , так, что еще оставалось время для молитвы и для чтения. Шел 1937 год , оказавшийся для миллионов людей в России «последней чертой», а о.Никону несказанно повезло – его как раз освободили по зачету рабочих дней. Зная о том, что для нового ареста не потребуется и особого повода, он жил незаметно, беспрекословно, со всей добросовестностью выполняя то, что ему поручали – самую черную работу – уборщика, мусорщика, прачки, посыльного. Разговоров о вере ни с кем не вел, ни взглядом, ни полусловом не выражал осуждения или нерасположения по отношению к родственникам доктора, убежденным атеистам.

http://pravmir.ru/igumen-nikon-vorobev-p...

игорь ковалев 18 июля 2020, 22:26 Продолжение:,, И проявляется она не в простом чувстве влечения или удовлетворения,но в искреннем бескорыстном стремлении сделать человеку добро(а не просто удовольствие доставить) в евангельском его понимании.Христианская любовь поэтому не только бескорыстна и жертвенна, но всегда и разумна,ибо оценивает все происходящее и совершающееся с точки зрения вечности, спасения, Евангелия, а не с точки зрения мимолетных удобств, радостей, удовольствий. Этим христианская или агапическая, как ее иногда называют богословы, любовь и отличается от мирской любви — слепой, инстинктивной,ищущей жалких крупиц мелькающих наслаждений в стенах горящего дома своей жизни. " " (игумен Никон Воробьев) игорь ковалев 18 июля 2020, 22:20 Продолжение:,,При наличии этого возникает особая связь между людьми, совсем особое состояние,новое, неизвестное миру сему. Это состояние хотя и называется тоже любовью, но эта любовь совсем другая,о которой апостол Павел пишет: излияся любы Божия в сердца наша Духом Святым(Рим. 5:5).Это и будет истинная христианская любовь и к жене,и к детям,и ко всем.Она выражена в словах апостола:Тяготы друг друга носите,и тако исполните закон Христов. Эта любовь прежде всего требует понуждения и исправления себя самого, а потом уже другого.(игумен Никон Воробьев) игорь ковалев 18 июля 2020, 22:17 ,,Мы называем ее любовью, но это вовсе не любовь человеческая,а известное психическое состояние,свойственное и собакам,и кошкам,и тиграм.Все они друг друга защищают,и привязываются друг к другу,и жалеют, и даже страдают, когда их разлучают.А за своих щенят готовы и голову сложить.Но человеку нужно стать выше этого животного состояния и делать все ради Бога.Тогда постепенно приобретается совершенно другое чувство к человеку,которое нужно было бы назвать и словом другим,а не любовью,свойственной и животным....Во Христе же любить — значит ограничивать себя,своего ветхого человека и воспитывать в себе другие навыки и свойства нового человека,т.е. исполнять заповеди Его.(игумен Никон Воробьев)

http://pravoslavie.ru/132628.html

Господь послал детям Малышевых опекунов: игумена Никона и тайную монахиню Марину В тревожные дни осени 1941 года по городу прокатилась волна арестов потенциальных пособников оккупантов. Пострадали и участники тайных богослужений. 18 октября 1941 года в дом Малышевых внезапно вторглись «бойцы невидимого фронта». Это были критические дни для всей страны: немцы уже готовили парад победы в Москве. А в Вышнем Волочке шла «зачистка» от потенциальных пособников немцев на случай оккупации, включая монашествующих и прочих «лишних» людей. Отлаженная в 1937-м машина за неделю определила Малышевых и их знакомых в «антисоветскую группировку». Причиной для арестов вышневолоцких верующих стала трагедия малодушия священника, назвавшего имена участников и места тайных богослужений, в том числе и дом Малышевых. В момент ареста в дом пришел и стал его невольным свидетелем друг семьи игумен Никон (Воробьев) . Монахиня Марина (Изотова). Послевоенный снимок. Обыск у Малышевых шел весь день. И все приходившие к ним в этот день сразу становились задержанными. Господь устроил так, что среди них оказались высланная из Питера тайная монахиня Марина (Изотова) и игумен Никон (Воробьев). Когда через неделю огласили приговор, ссыльная монахиня Марина стала опекуншей детей Малышевых. А ссыльный игумен Никон всю войну помогал им советом и делом. Детям Малышевых, от которых все родные и знакомые отвернулись после ареста родителей, Бог дал в лице этих двух монашествующих замечательных опекунов, и им не пришлось идти в детдом или умереть от голода. Супругам Малышевым дали по 10 лет ИТЛ. В народе эту «командировку» в лесные лагеря очень точно прозвали: «зеленый расстрел». Их забросили в печально знаменитый Вятлаг, один из лагерей НКВД с наиболее тяжелыми условиями труда и быта – и с повышенной смертностью заключенных. В 1942 году в Вятлаге умерла треть зеков. Ситуация усугублялась необычайно суровой зимой 1941–1942 годов, когда морозы достигали 40 градусов. О том, что здесь перенесли заключенные, невозможно без содрогания слушать, читать, вспоминать.

http://pravoslavie.ru/110617.html

Первое время он испытывал трудности, связанные как с содержанием прихода, так и себя. Все его личное имущество состояло из простенькой одежды и нескольких алюминиевых приборов. Сам он относился к этому ровно, спокойно, полагая, что излишнее «богатство» препятствует монаху воспарять духом горе. Надлежащую строгость проявлял отец Никон и в отношении богослужений. Служил он просто, без вычурности, этого же требовал и от других. Рассказывают, что однажды он прервал чтение Шестопсалмия, когда чтец, увлекшись театральностью, стал выказывать слушателям артистический нрав. В результате Шестопсалмие дочитывал другой чтец. Вместе с тем он боролся с практикой чрезмерно спешного чтения, за что на него обижались псаломщицы. Особо внимание батюшки было направлено на то, как и в чём каются прихожане. Он решительно выступал против формального отношения к Таинству Исповеди. В этом отношении он не раз порицал даже (некоторых) священнослужителей, утверждая, что Таинство Покаяния подменяется ими обрядом «разрешения от грехов». Проявляя уместную, справедливую требовательность в отношении подчиненных, он был строг и в отношении себя самого. Ложился поздно, вставал рано. В свободное время молился, занимался физическим трудом (в частности — ухаживанием за садом), много читал. Несмотря на болезненное состояние, связанное с лагерным прошлым, он не позволял оказывать ему личные услуги по дому или хозяйству, старался всё делать сам. В 1956 году отец Никон был удостоен звания игумена. В конце 1962 года его здоровье серьёзно ухудшилось. В последующее время он всё больше и больше слабел, стал быстро утомляться. В этот период жизни его пищу составляло молоко и ягоды, иногда — белый хлеб. На свою болезнь отец Никон не жаловался и до конца своих дней сохранял спокойствие духа. За несколько дней до кончины силы оставили его, и он слёг в постель. Под Праздник Успения он исповедовал своих ближних, преподал им душеспасительное увещевание. Сам уже не мог ходить в храм и последние дни причащался Святых Таинств дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/

Алла 20 июля 2020, 06:30 игорь ковалев, авторитетами в вопросе супружеской любви априори могут быть только люди женатые. Ни Брянчанинов, ни Воробьев к ним не относятся. Они не любили женщин, и ничего не знают про отношения полов, кроме теории. Денис 20 июля 2020, 03:44 Игорь Ковалев, неофитский восторг со временем сходит на нет. Молишься в сердце своём, любишь Бога. Случилось серьёзное горе или даже череда мелких, но досадных неудач, ропщешь на Бога. Иллюзия, что достиг некоей духовной любви и всё, она никогда не перестанет. В конце-концов Адам с Евой в Раю пали, да и Денница с Небес упал. Руслан, Украина 19 июля 2020, 12:15 Статья очень интересная. Снова я её перечитываю, очень понравилась. Но вот с " Посмотрев на тещу, увидишь прогноз: какой твоя жена, вероятно, будет лет через 25 " , я не совсем согласен. Просто часто вижу, что дети совсем не похожи на своих родителей по характеру и взглядам на жизнь к примеру. игорь ковалев 18 июля 2020, 22:37 Продолжение:,,Общее же правило для желающих иметь нормальную христианскую семью таково. Нельзя доверять своему «я», надеяться на свои интуиции или придавать решающее значение тому, что говорит сердце. Нужно твердо знать, что все мы больны (я говорю сейчас не о теле, а о душе), все наши естественные свойства искажены, поэтому все проявления своей души необходимо проверять, оценивать и решительно исправлять по Евангелию. Нужно руководствоваться не падшим умом и сердцем, но заповедями Христовыми. В этом и состоит истинное рассуждение, чтобы найти, как поступить по заповеди,а не по страсти, не по велению чувств (гнева или прихоти или так называемой любви). " " (игумен Никон Воробьев) игорь ковалев 18 июля 2020, 22:33 Продолжение:,,Вопрос.Но почему первоначальная любовь не сохраняется? Ответ. Потому что ведем неправильный, неестественный для человека образ жизни в отношении друг с другом. Начинаем мы с животного, да в нем и пребываем.А нужно было бы подниматься до человека,а потом и до Ангела,до сына Божия.Но мы этого не делаем,а потому и пожинаем вместо пшеницы терние да волчцы. Бывает иногда,что люди сживаются друг с другом настолько,что не могут жить друг без друга, вроде известных Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны.Но и это не христианская любовь.Здесь просто редкое совпадение характеров и особо благоприятствовавшие условия жизни. " " (игумен Никон Воробьев)

http://pravoslavie.ru/132628.html

370 Воробьёв 1893, 9–10; Гиббенет 1884, 10. По другим источникам, это письмо от 7 июня 1663 г. – СГГД 4 28). 375 Известия об успехах посольства иеродьякона Мелетия достигли русскую столицу только через десять месяцев. 29 октября 1663 г. датировано его донесение царю Алексею Михайловичу о том, что свитки с ответами восточных патриархов подписаны константинопольским, антиохийским и александрийским святителями и отправлены Мелетием в Москву – Гиббенет 2, 655–660. 386 «И Никон патриарх говорил, коли они, боярин с товарыщы, присланы от великаго государя, и они бы шли, а с ними, де, есть сказывается газский митрополит Паисей, и тот бы, будет у него есть вселенских патриархов грамоты отпустныя, яко же правила Святых Отец показуют, да и к нам от братий наших, вселенских патриарх. И боярин сказал, что, де, у него есть отпустные грамоы от святейших вселенских патриарх... И патриарх спрашивал, для какова дла прислали и по которым святым правилом. А сего, егоже вы глаголете газский митрополит, сказывал у себя грамоту вселенских патриарх, и он нам нын бы дал. И боярин сказал, есть, де, у государя от вселенских патриарх грамота, И Никон говорил: „Которая у государя – та государю, а не нам. Мы законные истязуем по уставу Святых Апостол и Святых Отец. Не пристойно и государю царю таковых приимати чрез божественныя заповди“» – Никон 1982, 640, 642; Гиббенет 2, 56, 61–63, 77–78, 628, 630; Шушерин 1997, 81–82; Успенский 2002в, 373–377. 390 Леонид 1883а, 3; Лавровский 1889, 714–715; Каптерев 2, 275–276; Каптерев 1914, 191–192; Фонкич 1977, 47; Макарий 1996, 228–229. 400 А.С. Елеонская называет послание Никона Лигариду в числе ярких публицистических писем патриарха современникам, но никак его не характеризует – Елеонская 1978, 44. 402 В дальнейшем ссылки на текст «Послания 1» по рукописи РГАДА, помещённый мной в Приложении 6.11, даются в исследовании в круглых скобках после цитации с пометой «Паисий». 403 В дальнейшем текст «Послания 2» цитируется мной по ркп.: РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127, л. 226–234об., который издается в Приложении 6.11. Ссылки на листы ркп. проставляются в исследовании в круглых скобках после цитации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Подпишитесь на наш Телеграм Алексей Ильич Осипов в разное время рекомендовал книги к прочтению. Редакция Предания.ру, в свою очередь, несколько раз просила совета у Алексея Ильича — что можно выложить в нашу медиатеку и что можно озвучить. В этом тексте мы собрали эти рекомендации (насколько их можно было восстановить). Сами лекции профессора Осипова, его книги и наши их озвучки — на его страничке . «Письма валаамского старца (1939–1956)» — крайне авторитетное в современном Православии собрание наставлений в духовной жизни. А. И. Осипов оценивал «Письма валаамского старца» как « бесспорную вещь, прекрасную пищу »; « валаамский старец поистине человек глубочайшего смирения, глубочайшего проникновения, человек очевидной святости ». Игумен Никон (Воробьев) . Монах, священнослужитель, узник сталинских лагерей, духовный писатель. Известен своими многочисленными письмами к духовным детям. Игумен Никон продолжал традицию Игнатия (Брянчанинова) — акцент на трезвении, покаянии, борьбе со страстями. Его духовный сын, профессор А. И. Осипов, рассказывал об игумене Никоне: « Это был человек очень образованный. Достаточно сказать, что он выучил немецкий и французский только для того чтобы читать философские труды в подлинниках. Он был прекрасным художником, играл на альте, пел в хоре, был регентом. Вообще был человеком универсальных дарований. Великолепный стилист. Прекрасный дар слова. И он всё это оставил, приняв в 31 г. монашество. Вы понимаете, что такое принять монашество в 31 г.? Надо быть сумасшедшим. Через 2–3 года его арестовали. Он завещал всем в руководство творения свт. Игнатия (Брянчанинова). «Для нашего времени, — говорил он, — нет лучшего руководителя в духовной жизни». Последнее, что сказал Никон (Воробьев), его завещание: «сейчас время осуждения, неприязни, зависти». И он буквально умолял: «жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он. Я уже боюсь сказать “любите”, слишком высоко — “жалейте” ». «Душеполезные поучения» аввы Дорофея — одно из центральных произведений аскетической литературы, вобравшее в себя предшествующую традицию. «Поучения» аввы Дорофея, написанные простым и безыскусным языком, — это своеобразная аскетическая «азбука», решающая основные вопросы духовной жизни и монашеского подвига.

http://blog.predanie.ru/article/nashi-lu...

Подпишитесь на наш Телеграм Известна принципиально неустранимая сложность с чтением и пониманием текстов людей, стяжавших Духа Святого: их «опыт» в строгом смысле непередаваем — этот «опыт» в строгом смысле просто непонятен грешным людям, этот «опыт» и не ищет себе объективации в речи и письме по смирению его носителей: таким образом, у нас на руках есть только случайные следы этого «опыта» — оставленные носителями его по нужде кого-то из близких, именно «по случаю», тому или иному (в письме, как совет в конкретной ситуации etc.). Совокупность таких следов — писем старцев, записей бесед с ними — никакой целостности не образует, они принципиально недостаточны — часто даже производят впечатления тривиальности: малость разрозненных кусочков бесконечности. Итак, трудность неустранима. 60 лет назад отошел ко Господу игумен Никон (Воробьев), носитель и учитель упомянутого «опыта». Мы, даже не будем стараться, что-то тут сказать: не получится (« мы — глупые дети, воображающие себя взрослыми, подражающие их делам. Смотреть на них взрослому смешно, иногда неприятно. Так и мы в очах Ангелов и святых, а может быть, и в очах Божиих », как писал сам игумен Никон). Поэтому вот что: мы зацепились за фразу игумена Никона « Царство Божие есть царство мира, любви, радости, кротости и проч. » — и просто на каждое из этих четырех непостижимых понятий подобрали фрагменты из писем игумена Никона: помня, однако, это не случайное «и проч.» — отсылку к непостижимой бесконечности. Но даже и эти крохи — ломают, отбрасывают все обывательские представления о православном христианстве. Это последнее в подлинности своего источного порождающего опыта есть бездонный, бесконечный океан кроткой, мирной, радостной любви: таково православие в своей истинности, и то «православие», что не похоже на это — собственно не православно. Итак, мы собрали как умирающие в пустыне — в пустыне войны, в пустыне ненависти, в пустыне депрессии, в пустыне агрессии — несколько случайно упавших в руки капелек от дождя писем игумена Никона — без попытки даже систематизации и т. п. — просто расположили по размеру. Мир

http://blog.predanie.ru/article/nikon-vo...

Игумен Никон (Воробьев) Обрезать от себя всякий грех Мы должны постоянно, ежедневно, можно сказать ежеминутно, совершать над собой эту духовную операцию Кто выдержал до конца, не помнит о скорби – игумен Никон (Воробьёв) Друг мой, одно прошу: никогда не отступай от Бога, как бы глубоко ни пал, как бы ни согрешил и ни оскорбил Господа... В Издательском Совете состоялась презентация книги игумена Никона (Воробьева) «О началах жизни» В мероприятии приняли участие председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), профессор Московской духовной академии, составитель книги «О началах жизни» А.И. Осипов, заведующая редакцией духовно-просветительской литературы Издательства Московской Патриархии Т.А. Тарасова, сообщает Патриархия.ru Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем приветственном слове рассказал об исповедническом пути отца Никона. В книгу […] Издательский Совет Русской Православной Церкви представит книгу игумена Никона (Воробьева) «О началах жизни» В презентации книги игумена Никона (Воробьева) примут участие председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, профессор Московской духовной академии, составитель книги «О началах жизни» А. И. Осипов, заведующая редакцией Духовно-просветительской литературы издательства Московской Патриархии Т. А. Тарасова. В ходе встречи будет заслушан развернутый доклад А. И. Осипова, посвященный его учителю — игумену Никону (Воробьеву), а желающие смогут бесплатно […] Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/igumen-nikon-vorob...

Бог есть Любовь ; не сказано, что Бог имеет любовь, а есть Любовь , Любовь Божественная, превосходящая всякое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как Всемогущий Господь, Которому не трудно одним Словом создать целые миры, Который есть Любовь, как Он, столь возлюбивший грешного падшего человека, оставит его без Своего Промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опасности?! Никогда этого не может быть! Игумен Никон (Воробьев) Предисловие Широкое, в настоящее время, обращение к вере отцов – Православию – не всегда, к сожалению, увенчивается правильным его пониманием. Очень часто под Православием подразумевают его внешнюю сторону, его «одежду»: богослужения, таинства, обряды, церковную дисциплину, правила и прочее, которые являются лишь его «иконой», необходимыми вспомогательными средствами к усвоению Православия, но не им самим. Ибо исполнение всех этих церковных установлений без понимания сути Православия легко может привести верующего к приобретению не богоподобных свойств смирения и любви, а прямо богопротивных: самомнения, гордыни, фарисейства. Именно это привело иудеев, видящих сущность своей веры в скрупулезном исполнении внешних предписаний ветхозаветной религии, к отвержению пришедшего Мессии-Христа, сделав их богоборцами. Не случайно Господь множество чудес сотворил в субботу, когда по иудейскому закону ничего нельзя было делать, обличая тем самым этих ревнителей «буквы» и отеческих преданий. Все это Он делал, чтобы показать, что спасение достигается не обрядоверием, а чистотою сердца, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека ( Мф.15:19–20 ). Это научение Спасителя в высшей степени насущно сегодня для православного верующего. Ибо одним из самых больших для него искушений является усмотреть сущность христианства не в исполнении заповедей Христовых, а в приверженности к внешне-обрядовой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010