Иконостас в церкви – первой половины XIX века, довольно простой, с некоторыми характерными ампирными мотивами. Его резьба имеет большие утраты. У северной стены церкви в нише находится захоронение преподобного Мартиниана, который по традиции погребен у южной стены собора, тогда еще деревянного. Захоронение Мартиниана издавна служило местом поклонения и, вероятно, было отмечено деревянным навесом или палаткой. Над могилой стоит резная позолоченная деревянная рака. Вырезанный на ней текст сообщает об изготовлении раки в 1646 году и кратко излагает житие Мартиниана. В глубине ниши на внешней стене Рождественского собора имеется роспись, выполненная одновременно с росписью его интерьера. Средняя часть этой композиции утрачена. Судя по описи XVIII века, здесь была изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем. Сохранились изображения предстоящих ей в молении: архангела Михаила (слева), архангела Гавриила и Св. Николая (справа), а также фрагменты фигур двух коленопреклоненных в монашеских одеждах, в которых есть все основания видеть Ферапонта и Мартиниана. Эта композиция связана с захоронением Мартиниана, а изображение Св. Николая напоминает о придельной церкви этого Святого, расположенной за стеной. Еще не канонизированные в момент исполнения фрески преподобные молятся Св. Николаю и вместе с ним – Богоматери. В 1649 году сооружено здание Святых ворот, в верхнем этаже которого расположены церкви Богоявления и Ферапонта. Своеобразная и живописная композиция этого небольшого здания, увенчанного двумя стройными шатрами, с примыкающей к нему с юга казенной палатой, образует главный фасад монастыря. Церковь фланкирована двумя симметричными двухэтажными пристройками. Одна из них, северная, сооружена в позднее время на месте прежних каменных келий, часть стен которых включена в ее нижний этаж. Вторая пристройка, древняя в основе, тоже сильно переделана, а ее стена со стороны монастыря вообще новая. Сейчас в ней устроена лестница, ведущая в церковь . Прежде наверх поднимались по деревянному крыльцу. В годы пребывания в монастыре патриарха Никона церковь Богоявления служила ему домовой церковью. К ней вели деревянные переходы от выстроенных Никоном хором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время молитвы внезапно осветил его свет, – он испугался, думая, что это бесовское наваждение, потому что много лет ничего не видел. Он перекрестился, поднял глаза к верху и увидел там как бы светящийся луч солнца; сотворив молитву, монах стал все видеть и слышать. После утрени он рассказал игумену и братии о случившемся; все прославили Бога, а находившийся здесь же купец Георгий обещался выстроить в монастыре храм во имя Божией Матери. Многие, страдавшие различными болезнями и недугами, обращаясь с молитвою к иконе Богоматери Грузинские, в разное время получили исцеления. Празднество в честь чудотворной Грузинской иконы Богоматери 22 августа установлено патриархом Никоном в 1650 году. В 1698 году, по желанию архиепископа холмогорского и важского Афанасия, смотритель московской типографии, Федор Поликарпов, составил канон в честь Грузинской иконы Божией Матери. В этом же году постановлено ежегодно приносить чудотворную Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ее Богоматери милости». После 22 августа Грузинская икона отправляется из Красногорского монастыря в Архангельск, где остается до 8 сентября. В этот день она приносится из Архангельского монастыря в Рождественскую приходскую церковь , в двух верстах от города, а оттуда после литургии и молебна с крестным ходом препровождается в соборную кафедральную церковь . Во вторую неделю великого поста после литургии она возвращается в Красногорский монастырь, в котором, по прибытии ее в субботу похвалы Богородицы, совершается великое празднество, при большом стечении народа. Списки с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери находятся: в Москве, в церкви Троицы, близ Варварских ворот, и в Раифской обители, в Казанской епархии. В московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная также из Грузии (Пролог. Дебольского Дни богослуж. ч. 1, месяц. Вост. А.Сергия, т. 2, стр. 220). Эти иноки подвизались в Италии, в пределах Нурсии (Норции). Евтихий, ревнуя о спасении ближних, обращал их к Богу своим душеполезным учением и увещаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

с.), которым завершается пост. Писать в пост царю стало для патриарха Никона традицией: известно, что в Воскресенском монастыре во время постов патриарх Никон удалялся в Богоявленскую «Отходную пустынь» – скит, устроенный на берегу реки Истры-Иордан, предавался молитвам и извещал царя о бывших ему от Бога откровениях; в Рождественский пост 1661 г., как уже упоминалось, патриарх Никон рассказал Алексею Михайловичу о ссоре с Р. Бобрыкиным и о своём видении 12 января; в декабре 1664 г. Никон описал царю бывшее ему видение, которым обосновал необходимость и возможность своего возвращения на кафедру. Адресуя царю послания в пост, патриарх Никон не проявлял принципиального новаторства с точки зрения церковных канонов, предписывавших епископам рассылать свои поучения к пастве во время постов, в частности в Великий пост 231 . Однако приурочивая свои послания к праздникам, завершающим посты, патриарх Никон действовал в рамках другой древней традиции, согласно которой во время церковных праздников было принято прощать грешников и оказывать помощь всем нуждающимся. В послании 1671 г. Никон прямо об этом говорит: «Такожде на нких мстех есть и царский чин держится,//еже во время святых Божиих таинствъ или торжествъ, киим же и рожества своего и чад своих, по достоинству комуждо чиновныя саны и дары роздавати, и долги должником, и грхи гршником оставляти, яко же истина слову послдует» 7, л. 201–202). В центре обоих посланий – тема взаимоотношений Никона с царём. Но если в послании 1667 г. патриарх Никон упрекает царя в равнодушии к нему и бездействии на соборе, обвиняет его за осуждение и ссылку, то в послании 1671 г. патриарх постоянно подчёркивает, что Алексей Михайлович невиновен в случившихся с ним бедах. Содержание сохранившихся в приказе Тайных дел документов свидетельствует о меняющемся у Никона в Ферапонтовом монастыре мнении о роли царя в его судьбе 232 . Так, в марте 1667 г. старец Воскресенского монастыря Флавиан Стрекалов, приехавший с Никоном в Ферапонтов монастырь, в разговоре с приставом С.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Собрание греческих и славянских книг было первым средством для осуществления дела исправления наших богослужебных книг. Вторым таким средством должен был служить подбор книжных справщиков. Он, действительно, заметно отразился на ходе книжной справы при Никоне – в характере и числе изданных при нем книг. Состав книжных справщиков никоновского времени не отличался ни устойчивостью, ни многочисленностью. Справщикам предъявлялись особые требования: от них требовалось знание греческого языка, полная готовность следовать указаниям патриарха и не наружное, только официальное, отношение к своему делу, но внутреннее и искреннее убеждение в необходимости и пользе его. Вследствие этого большинство иосифовских справщиков должно было оставить службу на печатном дворе, – именно из них выбыло шесть и остался только один. В тоже время было большое затруднение в приискании и новых справщиков. Никоном было назначено семь справщиков, именно в таком хронологическом порядке: старец Чудова монастыря Евфимий, старец Новоспасского монастыря Матвей, ученик Ртищевской школы и Киевской академии Иван Озеров, приезжий старец Арсений Грек, Рождественский, что у царицы на сенях, протопоп Адриан, патриарший архидиакон Евфимий и Чудовский старец Иосиф. Некоторые из них служили очень недолго. В конце патриаршества Никона оставалось только четыре справщика. 170 Из них более видное место занимали Чудовский старец Евфимий и старец Арсений Грек. Евфимий, ученик Епифания Славинецкого, прекрасно знал язык греческий, также латинский, польский, еврейский; жизнь в Чудовом монастыре, видном центре монастырской жизни в столице, бывшем тогда и выдающимся проводником духовного просвещения, сделала инока человеком образованным, должность уставщика в монастыре дала возможность весьма близко ознакомиться с составом и характером тогдашних богослужебных книг, не только печатных, но и рукописных. Арсений Грек прибыл в Москву в свите патриарха Паисия иерусалимского (1649 г.). Как ученый, он был оставлен здесь в качестве учителя в греческой Чудовской школе; но скоро был предан суду за прежние свои отступления в латинство и мусульманство и сослан в Соловецкий монастырь «для исправления веры». 171 В 1652 г. Никон взял оттуда Арсения, причислил его к составу попов своей крестовой, сделал библиотекарем патриаршей библиотеки и, наконец, главным справщиком и переводчиком книг (март, 1654 г.). 172 Много помогал нуждам печатного двора иеромонах Епифаний Славинецкий, по поручению патриарха составлявший церковные каноны и предисловия к богослужебным книгам. 173

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

с.), которым завершается пост. Писать в пост царю стало для патриарха Никона традицией: известно, что в Воскресенском монастыре во время постов патриарх Никон удалялся в Богоявленскую «Отходную пустынь» – скит, устроенный на берегу реки Истры-Иордан, предавался молитвам и извещал царя о бывших ему от Бога откровениях; в Рождественский пост 1661 г., как уже упоминалось, патриарх Никон рассказал Алексею Михайловичу о ссоре с Р. Бобрыкиным и о своем видении 12 января; в декабре 1664 г. Никон описал царю бывшее ему видение, которым обосновал необходимость и возможность своего возвращения на кафедру. Адресуя царю послания в пост, патриарх Никон не проявлял принципиального новаторства с точки зрения церковных канонов, предписывавших епископам рассылать свои поучения к пастве во время постов, в частности в Великий пост 230 . Однако приурочивая свои послания к праздникам, завершающим посты, патриарх Никон действовал в рамках другой древней традиции, согласно которой во время церковных праздников было принято прощать грешников и оказывать помощь всем нуждающимся. В послании 1671 г. Никон прямо об этом говорит: «Такожде на неких местех есть и царский чин держится,//еже во время святых Божиих таинств или торжеств, киим же и рожества своего и чад своих, по достоинству комуждо чиновныя саны и дары роздавати, и долги должником, и грехи грешником оставляти, яко же истина слову последует» 7, л. 201 – 202). В центре обоих посланий – тема взаимоотношений Никона с царем. Но если в послании 1667 г. патриарх Никон упрекает царя в равнодушии к нему и бездействии на соборе, обвиняет его за осуждение и ссылку, то в послании 1671 г. патриарх постоянно подчеркивает, что Алексей Михайлович невиновен в случившихся с ним бедах. Содержание сохранившихся в приказе Тайных дел документов свидетельствует о меняющемся у Никона в Ферапонтовом монастыре мнении о роли царя в его судьбе 231 . Так, в марте 1667 г. старец Воскресенского монастыря Флавиан Стрекалов, приехавший с Никоном в Ферапонтов монастырь, в разговоре с приставом С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, письма Никона необходимо точно датировать: ни в одном из них нет точной даты составления; вероятно, поэтому при издании текстов посланий Никона в XIX в. неверно названы годы их написания. Между тем по содержанию и указанным в посланиях месяцам и населенным пунктам, через которые проезжал патриарх, время составления писем можно точно определить. Первое письмо помечено в тексте 26 января: Никон написал царю из владимирского Рождественского монастыря, где он находился вместе с неким попом Стефаном 82 1, л. 1). Согласно записям в книге расходов патриаршего Казенного приказа, поход патриарха Никона во Владимир состоялся 23 – 29 января 1653 г.: 26 января, в четверг, Никон ходил из Владимира в монастыри Боголюбов и Покровский, а 27 января патриарх служил литургию в Рождественском монастыре, после чего кормил братию и раздавал монастырским властям денежную милостыню 83 . Таким образом, первое письмо Никона можно датировать 26 января 1653 г. 84 . Второе письмо – из Иверского монастыря – в содержании не имеет дат, но в записи на обороте об отправлении письма с Федором Ртищевым есть помета – 27 февраля 2, л. 1 – 2). Никон рассказывает царю о чудесном явлении огненного столпа над Иверским монастырем «от четвертка против пятка в нощи в третий час», свидетелями которого были жители окрестных деревень. О своем месте пребывания в момент составления письма Никон говорит: «...добро есть нам зде быти, и сени сотворены есть». Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (еще в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы; в селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 . Картина Страшного Суда, Греческой перевод, в трапезе Рождественского Собора. б. иконы, хранящиеся в ризнице: Из числа икон, хранящихся в ризнице, осталось лишь только девять, которые значатся в описях XVII столетия, а именно: а. Икона Спаса Нерукотворенного, Греческого письма, значащаяся в описи 1685 года под б. Икона Божией Матери Владимирские аналойная, в сребропозлащенном окладе, но без украшений, значившихся на ней по описи 1685 года. в. Икона Божией Матери Казанские, и по новым описям – Петровские, древнего, так называемого, Греческого письма, в сребропозлащенном окладе, украшенном драгоценными камнями и жемчугом, бывшая местною в Рождественском храме по описям 1690 годов, а ныне хранящаяся в ризнице. г. Иконы аналойные: Воскресения Христова (Сошествие во ад), Рождества Христа Спасителя, Входа Спасителя во Иерусалим, Московского иконного письма второй половины XVII столетия, с венцом, украшенным мелкими драгоценными камушками, по преданию дар Царевны Татьяны Михайловны. д. Иконы Спасителя, Божией Матери и Никиты Столпника, небольшого размера, в серебропозлащенных ризах, пожертвованные Царевною Татьяною Михайловною в сию обитель в 1683 году, Сентября 21 дня. Священная утварь а. Евангелия напрестольные окладные: 1 . Евангелие харатейное писанное в 1468 году и приобретенное Святейшим Патриархом Никоном, собственно для Воскресенской обители, в богатом сребропозлащенном окладе, украшенном драгоценными камнями. Надпись по ободу: «Лета 7166, месяца Сентября в 4 день (1657 году), построил сие святое Евангелие со всем украшением Великий Господин Святейший Никон, Патриарх Московский и всея России, в свое строение в Воскресенский монастырь, во век неотъемлемо». В конце месяцеслова надпись: «В лето 6976, Индикта I, написана бысть книга сия святое Евангелие в Великом Новограде, при Великом Князе Иване Васильевиче и при Архиепископе Великого Новограда и Пскова Владыки Ионы, повелением раба Божия Священноинока Пимена, владычня Ключника хлебного, и Святейший Никон Патриарх Московский и всея России, во 166 году пожертвовал сие святое Евангелие со всею оправою и украшением во свое строение в Воскресенской монастырь в век неотъемлемо».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

(23) Пафнутий. Нельзя думать, чтобы он был хиротонисан 1608 года. Притом патриарх Гермоген всея России решился ли бы посвятить его вопреки безвинного Феоктиста, если бы хиротония Пафнутиева последовала в тο время, как страдалец за отечество томился в плену в лагере Тушинском. Этого никак допустить невозможно, доколе не сыщутся неоспоримые на то доказательства. В декабре 1620 года Пафнутий присутствовал на соборе о крещении латын. (Чтен. в Общ. Истор. и древ. Росс. 3 год, 3, стр. 25). 1626 года еще правил тверскою епархией. (Госуд. Грам. III, 292) Удивительно, что при двух сборах святителей земли Русской, бывших по два раза, в первый в январе 1619 г. по случаю посвящения рязанского архиепископа Иосифа, во второй в июне того же 1619 г. no случаю посвящения патриарха Филарета, не было владыки тверского. (24) Евфимий II. Его хиротония последовала гораздо позже 1623 г., какой год положен в обоих изданиях Истор. Рос. Иерархии. 1634 года, января 28, был в Москве на собрании святителей о сборе денег на войну с Польшей. (Археогр. акт. III. 369. Госуд. Грам. III. 347). 1635 года, января 13 погребал в Новгороде тамошнего митрополита Киприана (Собрание русск. летоп. III, 189). 1641 г. прислал в тверской Рождественский монастырь два колокола из упраздненного тамошнего Архангельского монастыря. (25) Иона I. О нем подробностей никаких не найдено, кроме того, что 1645 года, сентября 28 дня, в сане тверского архиепископа присутствовал при короновании царя Алексея Михайловича (Рос. Вивл. VII. 239). (26) Лаврентий. Во 2-м издании Истор. Рос. Иерархии о нем сказано: «хиротонисан из патриарших ризничих в 1657 г. апреля 16, a по Тверскому каталогу 1654 года». Из этих двух годов хиротонии гораздо вернее 1654-й. На это доказательства: 1) на соборе 1654 года об исправлении священных книг владыки тверского не было, заметно потому, что тогда продолжалось в Твери между архиерейства (Лет. о мятеж стр. 361); 2) по житию патриарха Никона (соч. Шушерина, стр. 48) Лаврентий в сане тверского архиепископа переносил в Иверский монастырь мощи преп. Иакова Боровского, что самое случилось незадолго до мая 1654 года, ибо в грамоте царя Алексея Михайловича от 6 мая того года мощи сего угодника уже поминаются в Иверском монастыре (См. эту грамоту в Истор. Рос. Иерарх. IV. 222–239.); 3) в надписи в Калязин монастырь упоминается в сане тверского архиепископа 1654 года, июня 8 (Истор. Росс. Иерарх. IV. 590); 4) 2 июня 1656 года Лаврентий присутствовал на соборе об исправлении книг. Смотри в Скрижали, изданной патриархом Никоном , соборное определение и подписи, в том числе и архиепископа Лаврентия. В святительство Лаврентия, по благословению патриарха Никона, учреждено праздновать 2 июня принесению мощей святителя Арсения, епископа тверского (Опис. рукописей графа Толстого, т. 1. стр. 267). Лаврентий 1655 года во время моровой язвы переложил св. мощи тверского князя Михаила Ярославича, обвив их белою камкою (Истор. Рос. Госуд. Карамз. IV, прим. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Петр (Руднев), архиеп. Куйбышевский. Фотография. 1935 г. (Руднев Николай Николаевич; 18.04.1891, с. Кузяево Московского у. и губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), архиеп. Куйбышевский. Из семьи земских учителей, родители происходили из духовного сословия. После учебы в Перервинском ДУ поступил в 1906 г. в Московскую ДС, к-рую окончил в 1912 г. В том же году принят в МДА. 4 янв. 1914 г., во время учебы в академии, пострижен в рясофор, исполнял обязанности чтеца и канонарха в академическом Покровском храме. 30 июня 1915 г. в Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни ректором МДА архим. сщмч. Иларионом (Троицким ; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с именем Петр. 5 июля того же года рукоположен в Троице-Сергиевой лавре архиеп. бывш. Вологодским Никоном (Рождественским) во диакона, 20 июля - во иерея. По окончании 4-го курса академии не был включен в разрядные списки выпускников. Ему было разрешено «сдать устные испытания и представить курсовое сочинение после летних каникул, в сентябре месяце 1916 года, после чего и иметь суждение об удостоении его ученой степени или звания». В дальнейшем П. упоминается в числе бывш. учащихся академии, не явившихся на итоговые экзамены «частью по болезни, частью за пребыванием на театре военных действий» (БВ. 1917. Т. 2 . 6/7. С. 95). В 1917 г. П. служил священником в санитарных отрядах и госпиталях на Юго-Западном фронте. В 1918 г. преподавал в КДА, в 1919 г., после закрытия академии, переехал в Москву, был принят в братию Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря . Видимо, в это время он завершил свое духовное образование - либо в высшей богословской школе, действовавшей в Даниловом мон-ре под рук. его настоятеля еп. Феодора (Поздеевского ; впосл. архиепископ), либо у преподавателей МДА, продолжавших после выселения академии из Троице-Сергиевой лавры учебную деятельность в Москве. Впосл. упоминается о наличии у П. степени кандидата богословских наук (ЖМП, 1931-1935. С. 174).

http://pravenc.ru/text/2580320.html

Церковь прп. Михаила Малеина. 1557 г., перестроена в 1660 г. Фотография. 2011 г. В 1555/56 г., очевидно, вслед. произведенной еще Новгородским архиеп. свт. Макарием (1526-1542) общежительной реформы новгородских мон-рей в М. м. к югу от собора была построена каменная трапезная с церковью, по более поздним сведениям посвященной Собору Пресв. Богородицы ( Евгений (Болховитинов), митр. Ист. разговоры о древностях о древностях Вел. Новгорода. Вел. Новг., 2009. С. 162 (Роспись 1615 г.)); в Новгородской 3-й летописи XVII в. зафиксировано, видимо ошибочно, другое посвящение трапезного храма - Благовещению Пресв. Богородицы (НовгорЛет. С. 334). Как указывает Л. А. Секретарь со ссылкой на архивный материал научно-реставрационных работ в трапезной, «дендрохронологический анализ бревна, положенного в основание валунного фундамента, позволил датировать его 1553 г., что полностью подтверждает сведения о строительстве храма в сер. XVI в.» ( Секретарь. Монастыри. 2011. С. 302). В «Истории российской иерархии» (1813) содержатся ошибочные сведения о том, что трапезный храм изначально был освящен во имя прп. Михаила Малеина (ИРИ. Ч. 5. С. 81; см. также: Красов. 1851. С. 119; Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 331). Согласно челобитной царю Алексею Михайловичу от игум. Марфы с сестрами, в сер. XVII в. трапезная с ц. в честь Собора Пресв. Богородицы обветшала (обрушились деревянные своды, разрушилась деревянная колокольня). Судя по челобитной, к этому времени придел прп. Михаила Малеина был перенесен из Богородице-Рождественского собора в трапезную церковь. На средства, выделенные патриархом Московским Никоном , к 1660 г. на старом фундаменте были возведены до сводов новые трапезная и церковь. Инокини просили денег на завершение строительства, к-рые и были выделены воеводой Г. Куракиным «на деревянное строение», т. е. на перекрытие трапезной с церковью и деревянную колокольню. Деревянная кровля и колокольня обветшали и обрушились к 1692 г., и в 1693 г. по указу царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича были выделены средства на необходимые строительные работы. В кон. XVII - нач. XVIII в. трапезная с церковью получили каменные перекрытия, а также была возведена каменная колокольня ( Токмаков И. Ф. Материалы для ист. и церк.-археол. описания Новгородской губ. Новг., 1883. Вып. 1. С. 7-12). Сохранившаяся одноэтажная постройка имеет одностолпную трапезную палату, одноглавую церковь с 4-скатным перекрытием и прямоугольной апсидой, 3-ярусную колокольню, встроенную в сев.-зап. угол трапезной палаты.

http://pravenc.ru/text/2563820.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010