архиепископ Никон (Рклицкий) (04.12.1892–04.09.1976) Биографические труды Воспоминания Проповеди архиепископ Никон (Рклицкий) Епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Вашингтонский и Флоридский. Биография В миру Николай Павлович Рклицкий, родился в селе Борки, Черниговской губернии в семье священника Павла Рклицкого и его матушки Елизаветы, урождённой Корсакевич. Фамилия Рклицкий, как рассказывал архиепископ Никон, имеет славянские корни и происходит от реки Рклик в Чехии. Вероятно, что кто-то из предков Владыки переселился из Богемии в Черниговские места. Поступил в Черниговскую духовную семинарию, «которая находилась через дорогу от известного Елецкого монастыря». В 1911 году окончил семинарию и после этого поступил на юридический факультет Киевского университета, который окончил в 1915 году. В том же году назначен в Военное следственное управление. Одновременно проходил курсы в Николаевской артиллерийской школе в Киеве и в Александровской Военно-Юридической Академии в Санкт-Петербурге. Как артиллерийский офицер участвовал в Первой мировой войне 1914−1917 годы. В 1918−1920 годы — участник гражданской войне на стороне белых. В 1918 году служил в составе русской добровольческой батареи в Киеве. Затем служил в Вооружённых Силах Юга России в управлении Главного военного прокурора. С 13 июля 1919 года — поручик, затем — штабс-капитан. В 1920 году эвакуировался из Крыма и проживал в Сербии, в Белграде. По собственным воспоминаниям, «был период, когда я отошел от Церкви и был менее активным, но сблизившись с митрополитом Антонием (Храповицким), я вновь стал принимать живое участие в жизни Церкви», закончил миссионерско-богословские курсы в Белграде, редактировал газеты: «Русский военный вестник» (Издание Совета объединённых офицерских обществ), «Царский вестник» (Орган народного движения за восстановление Престола Православного Царя-Самодержца). В 1940—1941 годы был редактором «Русского народного вестника». Работая журналистом, тесно сотрудничал с Митрополитом Антонием (Храповицким) в церковно-литературном отделе, записывал и публиковал его работы. Писал много статей по церковному управлению и богословским вопросам. Выступал в защиту каноничности церковной позиции Архиерейского синода Русской Зарубежной Церкви в связи с отделением от неё митрополита Евлогия (Георгиевского) и Феофила (Пашковского) а также прещений со стороны Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода при нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

«Ну вот милый мой, смущайся и радуйся», уже совсем ласково сказал великий Авва. И я получил двойную незаслуженную мною радость: чрез руки великого митрополита Антония восприял от Церкви Христовой высокий сан игуменский. 6 . Иногда на мою долю выпадала радость прочитать что-нибудь митрополиту Антонию. Обычно это была привилегия ближайших к владыке людей: Н. П. Рклицкого (покойный архиеп. Никон), моего сродника П. С. Лопухина и гр. Г. П. Граббе. Однажды я читал владыке жития святых и после чтения с сокрушением исповедал митрополиту Антонию о том, что грешу маловерием: не во все в житиях святых могу верить. «Вот особенно огорчаюсь, что в отношении Вашего, Владыка святый, Небесного Покровителя, преп. Антония Римлянина... Верю, искренне верю, что благодать Божия могла сделать и сделала, что он на камне поплыл. Но, что он проплыл Гибралтарский пролив, Бискайский залив, Ламанш, Сев. море, Категат, Скагерат, Балтийское море. Когда все это представишь – не могу поверить». Владыка ответил успокоительно: «Не огорчайся и не сетуй. Это согрешение твоего воображения, которому ты дал излишний разгон, а не маловерие. Неужели ты думаешь, что Господу нужно было вести св. Антония таким сложным путем, и Он не мог перенести его прямо к устью Волхова?» 7 . С владыкой Нестором из Белграда мы собирались ехать во Святую Землю. По этому поводу в присутствии митр. Антония начались разговоры о том, что недавно греческие монахи около Гроба Господня подрались с католическими. И владыка Нестор повторил очень распространенную в таких случаях фразу: «Какой позор, что у Гроба Того, Кто учил любви и миру, монахи дерутся». Митрополит Антоний прервал: «нет, владыка, слава Богу, что дерутся. Значит любят. За то, к чему равнодушны, драться не будут, а за то, что любят, полезут в драку. Слава Богу, что эти простые монахи так любят Господа нашего и Его святой Гроб». 8 . О. Николай Вознесенский собрался принять монашество. Другой харбинский протоиерей, о. Петр, дружный с о. Николаем, писал об этом архиепископу Нестору в скрыто-благоговейном, а внешне шутливом и насмешливом тоне об этом. Владыка Нестор приказал мне прочитать это письмо пред митрополитом Антонием. Мы с вл. Нестором, конечно, тоже видели благоговение сквозь насмешку в письме о. Петра, но мы не ожидали, как воспримет это митр. Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Все эти вкратце перечисленные мною вопросы, а также самая организация Собора требуют тщательной предварительной подготовки и потому я полагал бы необходимою прежде всего разсылку настоящего моего доклада на отзыв отсутствующим членам Синода с предложением им доложить какия у них со своей стороны имеются пожелания в связи с настоящим предложением. Если же принципиально будет признано желательным принять мое предложение, то я полагал бы необходимым создание при Архиерейском Синоде Предсоборной Комиссии, под председательством Архиепископа Анастасия, на которую возложить подбор материала к Собору, предварительную разработку подлежащих его решению вопросов, а также изыскание совместно с Архиерейским Синодом средств на связанные с подготовкой Собора расходы. Само собою разумеется, что предположения этой Комиссии нуждались бы в утверждении их Архиерейским Синодом. Что касается состава Комиссии, то я сейчас не нахожу нужным высказываться о нем, пока Архиерейский Синод в полном своем составе не принял еще высказанного в настоящем моем докладе предложения. Надеюсь однако, что важность его для Зарубежной Церкви будет оценена Преосвященными Членами Синода и встретит с их стороны всяческое содействие. Архиерейского Синода смиренный послушник Митрополит Антоний.        2–15 января 1935 г. Предсоборная комиссия После утверждения доклада Блаженнейшего Мнтрополита Антония о созыве Всезарубежного Собора с участием представителей клира и мирян в 1936 году, Архиерейским Синодом весною 1935 года, была образована Предсоборная Комиссия под председательством Высокопреосвященного Митрополита (в то время Архиепископа) Анастасия в следующем составе: Товарищи Председателя – Архиепископ Гермоген и Архиепископ Феофан, их заместитель протоиерей Иоанн Сокаль и Члены Комиссии: протопресвитер Петр Беловидов, протоиерей Флор Жолткевич (в 1937 г. выбыл из состава Комиссии вследствие перехода на сербскую церковную службу), проф.  А. П. Доброклонский († 1937), Б. Р. Гершельман, граф Ю. П. Граббе, П. С. Лопухин, проф. К. М. Смирнов, К. И. Телятников, проф. сенатор С. Н. Трегубов, проф. А. И. Щербаков и А. П. Юденич. Позднее, в 1937 г., состав Предсоборной Комиссии был расширен назначением Членами Комиссии – А. И. Аносова, кн. В. В. Голицына, Б. Н. Сергеевского и Н. П. Рклицкого. Секретарем Комиссии был назначен К. Н. Николаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После ряда увещаний Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий в 1930 году наложил запрещение на эту церковную группу, возглавленную после смерти Митрополита Антония Митрополитом Анастасием. В дни последней войны с Гитлеровской Германией большинство иерархов и духовенства этой карловацкой ориентации открыто выступило на стороне Гитлера и совершало публичные молитвы о его победе. В ближайшее время Московская Патриархия обратится к карловчанам с последним призывом к возвращению их в лоно Матери-Церкви и над теми, кто останется и на этот раз глухим к ее призыву, объявит церковный суд за учиненный раскол и за измену общехристианскому делу борьбы с фашизмом. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси † ππας κα πατριρχης Αλεξανδρεας Χριστοφρος 1056 14/6/45 Вполне согласен с мыслью этого обращения Александр III Патриарх Антиохии и всего Востока † Ιεροσολμων Τιμθεοσ 1057 Архив ОВЦС. Дело «Русская Зарубежная Церковь ». Папка « 1945». Л. 3434 об. Рукопись. Подписи – автограф. 16. Письмо архимандрита Антония (Синькевича) игумену Никону (Рклицкому) о положении Русской Зарубежной Церкви 28 сентября 1945 г. Иерусалим Дорогой и глубокочтимый о. Игумен Никон! Четыре дня тому назад я отправил письма Вам, о. арх. Серафиму и о. Леонтию. Сегодня одновременно получил письма от Вас, от Митрополита Серафима и о. архим. Зосимы из Франции. Митрополит Серафим пишет о своем переходе в подчинение советского] патриарха. В его письме сквозит стремление передо мной оправдаться. В совсем недавно присланном нам послании он хвалит нас за то, что мы не соблазнились советскими] приманками, остались верными Синоду и не страшились угроз. Теперь же его курс диаметрально противоположен. Он между прочим пишет: «Всякие попытки на возобновление Зарубежного Синода обречены на неудачу и все не желающие подчиниться Московской Патриархии будут объявлены раскольниками и лишенными сана, о чем состоялось соглашение у Московской Патриархии с Восточными Патриархами. Посему я рекомендую Вам спешно известить меня телеграммой о том, что Вы подчиняетесь Московскому Патриарху и возносите его имя за богослужениями. Эту телеграмму я отправлю в Москву». Я полагаю, что мне не следует отвечать Митр. Серафиму. Это сделает тот Собор Епископов, старейшим членом которого он себя только что именовал и которому подчинялся столько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обычно, когда кто-либо умирает, память о нем с годами угасает. Однако с праведниками, с великими людьми бывает наоборот. Со временем все более и более открывается их значение, их духовная сила; становятся явными дотоле незамеченные подробности их жизни, их подвигов, их мировоззрения. Вспомнились и забытые подробности и случаи из жизни архиепископа Антония (Медведева). В течение года на воскресных и праздничных литургиях в сан-францисском кафедральном соборе апостольское и евангельское чтение бывает на церковно-славянском и английском языках. При архиепископе Антонии в день Святой Троицы апостольское чтение совершалось дополнительно и на русском языке. Мне было непонятно, почему владыка Антоний установил такой порядок, хотя я знал, что он все, особенно если это касалось богослужения, делал продуманно, осмысленно, живо. Однажды я, слушая это апостольское чтение, вдруг обратил внимание на слова о том, как в народе, находящимся в Иерусалиме в день Пятидесятницы, «каждый слышал их (апостолов, получивших дар Святого Духа) говорящих его наречием». Тогда мне стало ясно, что владыка Антоний хотел, чтобы в день Святой Троицы каждый русский православный человек слышал о событии сошествия Святого Духа на собственном наречии, в котором родился, то есть на русском языке. Архиепископ Антоний, как правило, не венчал, считая, что монаху, тем более архиерею, неуместно совершать это таинство. Будучи архиереем в Сан-Франциско, он не крестил детей, предоставляя это белому соборному духовенству. Но владыка не мог оставаться в стороне, когда создавалась новая домашняя Церковь, когда у молодых мужа и жены, особенно из духовенства или воспитанников приходской школы, рождались дети. При рождении детей владыка спешил в больницу, чтобы прочитать молитву в первый день рождения ребенка, и таким образом становился неотъемлемой частью новой семьи. Архиепископ Антоний имел несколько комплектов панагий и крестов, митр, облачений, но он ни разу в жизни сам не покупал ни кресты, ни панагии, ни облачения, ни митры - все было ему подарено. Особенно он ценил панагию, которая принадлежала митрополиту Антонию (Храповицкому), а также простую медную панагию, у которой была длинная «родословная»: сначала она принадлежала архиепископу Симону Пекинскому, затем митрополиту Нестору Камчатскому, архиепископу Виталию (Максименко) и архиепископу Никону (Рклицкому).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

С особой благодарностью вспоминает владыка Василий митрополита Анастасия, который рукоположил его в священники. В частности, он пишет: «Владыку Анастасия я очень любил и почитал. Это был очень глубокий и хороший монах. То, что он написал, понятно для того момента. Митрополит Сергий со своей Декларацией 1927 г. и митрополит Анастасий со своим письмом – они одинаковы, хотя находились на разных сторонах. И тот и другой – святители Божий. Они оба были поставлены в жесткие условия и ничего не могли сделать. Политика». 602 Описывая Петра Сергеевича Лопухина , епископ Василий обращает внимание на его доброту, глубокое знание богословских вопросов и в то же время крайнюю нетерпимость к тем, кто не сходился с ним во мнениях, особенно по вопросам церковно-догматического характера. Как считает епископ Василий, именно таких людей, как П.С. Лопухин, оппоненты называли «нашими новыми староверами», старообрядцами заграничного происхождения. Не осуждает владыка Василий митрополита Сергия (Страгородского) . Декларацию митрополита Сергия 1927 г. владыка Василий объясняет «жестокими политическими условиями». 603 Описывая расколы в Русской Церкви за рубежом, мемуарист склонен во многом объяснять их личными качествами окружения митрополита Антония – Н.П. Рклицкого, П.С. Лопухина , Ю.П. Граббе и других. Все это окружение все еще мыслило в стиле и духе Св. Синода петербургского периода, забыв, что надо иначе. «Синодалы утверждали: «Мы центр, все должны нас слушать». И что получилось. В 1926 г. митрополиты Евлогий и Платон демонстративно покинули Архиерейский Собор, сказав, что они не хотят, чтобы ими руководили те, которые, сидя в Сремских Карловцах, не знают обстановки на местах, не знают, что творится в Америке, в Западной Европе. И получалось неканонически: епископы без епархий, с потерявшими смысл титулами, размещенные по фрушкогорским монастырям, составляли Синод и управляли правящими епископами в Европе и Америке» – пишет владыка Василий. Интересно, что согласно воспоминаниям будущему епископу выпала роль миротворца: он как посыльный принимал участие в переписке митрополита Антония с митрополитом Евлогием. 604

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед началом Литургии архиереи, духовенство и многочисленные паломники торжественно встретили чудотворные иконы Божией Матери — Курскую-Коренную, Гавайскую мироточивую и Почаевскую. За богослужением пел сводный хор приходов Восточно-Американской епархии под управлением регента диакона Александра Петровского. Торжества завершились крестным ходом, в котором приняли участие высокие гости — главы и представители дипломатических миссий России, Украины, Белоруссии, Греции и Сербии. В числе официальных гостей были председатель 67-й Генеральной Ассамблеи ООН Вук Еремич, постоянный представитель России при ООН В. Чуркин, генеральный консул России в Нью-Йорке Игорь Голубовский. В крестном ходе также приняли участие представители Конгресса казаков в Америке, юные скауты лагерей НОРР (Национальная организация русских разведчиков) и ОРЮР (Организация российских юных разведчиков). По завершении шествия митрополит Иларион совершил чин освящения воды, после чего сослужащие архиереи окропили ею верующих. В это время юные разведчики одновременно выпустили в небо 75 голубей, в честь 75-летия основания Владимирского храма. Затем состоялось освящение памятника иерархам Русской Православной Церкви Заграницей, в разное время совершавшим служение в этом храме: Архиепископам Виталию (Максименко) и Никону (Рклицкому) и приснопамятному Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру (Шкурле) . Митрополит Иларион выразил благодарность собратьям-архипастырям, духовенству, официальным лицам, а также паломникам и всем тем, кто потрудился в организации торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси и 75-летия Владимирского храма. Архиепископ Юстиниан в своем слове передал собравшимся благословение и поздравления с праздником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Несмотря на то, что сейчас Предстоятель нашей Церкви возглавляет воистину великие всенародные торжества в Москве, Киеве и Минске, Его Святейшество поддерживает своих чад в Америке, собравшихся в нынешний праздник, своими молитвами и благопожеланиями», — сказал иерарх.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3134441...

Слово Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона на открытии епархиального собрания и совещания духовенства Восточно-Американской епархии 17 марта 2009 г. 18:00 Совершив в нижней Покровской церкви Владимирского храма-памятника 1000-летию Крещения Руси панихиду по Святейшему Патриарху Алексию , митрополиту Лавру , скончавшемуся в этот день год назад, архиепископу Виталию (Максименко; +1960 г.) и архиепископу Никону (Рклицкому; +1976 г.) митрополит Иларион открыл епархиальное собрание Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Ваши Преосвященства, Преосвященные владыки! Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Сегодня нас объединяет память о Высокопреосвященнейшем владыке Лавре, который в своем служении исполнил завет погребенного здесь архиепископа Виталия (Максименко): «все силы отдавать на умиротворяющую работу в Церкви». Вспоминая первые дни восстановленной полноты церковного общения, Высокопреосвященнейший владыка Лавр говорил: «Богослужения этих дней напомнили мне слова Псалмопевца, ибо в процессе диалога между обеими частями Русской Православной Церкви, на IV Всезарубежном Соборе и в торжествах, связанных с подписанием Акта о каноническом общении, «милость и истина встретились, правда и мир облобызались». Эти дни, проведенные в молитве и братском общении, также напомнили мне древнюю икону святых апостолов Петра и Павла, обнимающих и приветствующих друг друга после примирения. Так и две части единой Русской Православной Церкви, обняв, облобызав и приветствуя друг друга, радостно, и с большим духовным подъемом служили, молились и причащались от единой Чаши Христовой, торжествуя над врагом рода человеческого, в трудные годы гонений «поразившего пастырей и рассеявшего овец» Русской Православной Церкви». Почитая память Святейшего Патриарха Алексия, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра и архиепископа Виталия, мы должны продолжить их «умиротворяющую работу в Церкви», ибо в единении — наша сила. Если мы будем работать друг со другом, вместе делать и нести дело Божие, поддерживать друг друга, проповедовать всем не столько словами, сколько примером доброй христианской жизни, братской любви, снисхождения, смирения, неосуждения и терпения, то сила Божия будет нам сопутствовать в нашем служении народу Его.

http://patriarchia.ru/db/text/588805.htm...

Стародуб. Неизвестная церковь при бывшем мужском духовном училище. Храм Серафима Саровского при ФБУ ИК-5 г.Стародуба Церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Между 1896 и 1898. Адрес: Брянская область, г.Стародуб, улица Семашко, 3 Координаты: 52.594823, 32.763165 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В первой половине 1861 года Черниговское епархиальное семинарское правление постановило открыть в городе Стародубе уездное мужское духовное училище. Для нового учебного заведения у протоиерея Дмитрия Рклицкого был куплен дом, который располагался недалеко от Ново-Николаевской церкви. С учреждением духовного училища в его штат были включены должности смотрителя, помощника смотрителя, учителей и врача. По сохранившимся данным известно, что в 1872 году смотрителем училища был священник Соборной Николаевской церкви Владимир Рознатовский, а его помощником – священник этого же храма Михаил Корицкий. В 1886 году должность смотрителя духовного училища занимал кандидат Санкт-Петербургской Духовной Академии Василий Дмитриевич Шишов. Учителями работали священнослужители Мартиниан Андрианович Доброгаев, Василий Петрович Ягодовский, Степан Иванович Сечко-Кушнеровский, Николай Степанович Левицкий, коллежский секретарь Петр Степанович Куржовский и Семен Григорьевич Матусевич. Со временем возникла необходимость в более просторном и обустроенном здании для училища. В связи с этим с конца 1880-х годов стали разрабатываться проекты нового здания. По одному из них училище планировалось построить на ул. Вознесенской, но данный проект так и не был реализован. В 1896 году городские власти совместно с духовным ведомством создали комитет и вновь приступили к разработке проекта и строительству нового здания училища. К осени 1898 года на улице Московской было возведено каменное трехэтажное здание Стародубского духовного училища, выдержанное в псевдорусском стиле. Рядом с основным зданием разместился деревянный флигель для служителей. На территории училища были высажены деревья, устроен колодец, сделана изгородь и поставлены главные ворота, при которых находилась сторожка для привратника. Активное участие в строительстве училища принимал священник церкви Захария и Елизаветы, протоиерей Александр Петрович Левицкий.

http://sobory.ru/article/?object=41643

Новости Богослужением в храме князя Владимира в городе Джексоне отметили в США 1025-летие Крещения Руси 29.07.2013 10:54 Нью-Йорк, 29 июля. Православные США вместе с верующими России, Белоруссии и Украины отметили в воскресенье 1025-летие Крещения Киевской Руси. Главные торжества прошли в городе Джексон (штат Нью-Джерси), где находится храм Восточно-Американской епархии, освященный в честь святого князя Владимира, передает ИТАР-ТАСС . В нем прошла Божественная литургия, по окончании которой состоялся крестный ход и освещение вновь установленного памятника выдающимся иерархам зарубежной Православной Церкви - архиепископам Виталию/Максименко/, Никону/Рклицкому/и митрополиту Лавру/Шкурле/. Богослужение в храме святого Владимира, основанном 75 лет назад, возглавил первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Ему сослужили управляющий Патриаршими приходами в США, архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, епископ Квебекский Православной Церкви в Америке Ириней, викарий Черновицкой епархии Украинской Православной Церкви Епископ Хотинский Мелетий, а также архимандрит Никодим и игумен Ермоген, представлявшие Белорусскую Церковь. В послании по случаю юбилея Крещения Руси митрополит Иларион указал на объединяющую силу веры и на важную роль, которую она играет в жизни православной Америки. «Сегодня Америке нужна «Святая Русь», ибо только такая Россия представляет собою подлинную духовную ценность», - отметил митрополит. После богослужения и праздничной трапезы к верующим обратились принявшие участие в торжествах председатель Генеральной Ассамблеи ООН серб Вук Еремич и постоянный представитель РФ при всемирной организации Виталий Чуркин. Последний напомнил, что принятие христианства Русью в 988 году явилось «важной вехой нашей общей истории и имело большое государствообразующее значение», заложив «основу единения восточных славян», а также «сыграло неоценимую роль в становлении и развитии культуры, письменности, образования» народов. В свою очередь, Еремич, в 2007-2012 годах возглавлявший МИД Сербии, пожелал «многая лета» пастве православной Америки и призвал ее молиться святому князю Владимиру, чтобы он «дал силу жить в истине, которую узрел, поднявшись из вод киевской купели». Председатель Генеральной Ассамблеи ООН напомнил о многовековой связи русского и сербского народов. «Восточные славяне на протяжении всей истории были верными союзниками Сербии», - заявил Еремич. Он указал на помощь России в самоопределении и борьбе за независимость балканского народа во времена Османской империи, Первой и Второй мировых войн.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010