Пасха на Зыряновском руднике РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104127.html 09 апреля 2014 Василий Полковников Пасха на Зыряновском руднике В эти последние дни Великого Поста решусь предложить вашему вниманию две главы из мемуаров моего прадеда Василия Дмитриевича Полковникова, которые он писал при советской власти в 50-е годы XX века. Место действия – Зыряновский рудник Алтайского края (ныне это территория Северного Казахстана). Время действия – 90-е годы XIX века. Здесь автор вспоминает свои детские впечатления об исповеди, описывает местного заводского священника отца Акиндина и начальника Бийского катехизаторского училища архимандрита Никона (Бессонова). Эти мемуары изданы совсем семейным тиражом в 30 экземпляров. Для детей и внуков, чтобы помнили кого поминать за упокой. Но есть в них весьма любопытные детали, что делает их интересными и для круга, выходящего за пределы нашей семьи. Александр Щипков Глава 13. Бабушка Екатерина и мама были женщины религиозные. Кто у них на кого оказывал влияние в этом отношении – сказать трудно. С одной стороны усердные моления бабушки, когда она иной раз чуть не целыми ночами простаивала на коленях перед образами, не могли не отразиться на психике матери, а с другой сказалось и мамашино влияние. Так они убедили бабушку перейти из старообрядчества в лоно православной церкви. Теперь уже бабушка аккуратно посещала богослужения в нашей церкви, чему много способствовал и наш добрый священник о. Акиндин. Ну и жизнь-то складывалась так, что бедные женщины пытались подле церкви найти утешение и поддержку. Меня мамаша очень рано стала приучать к церкви. Помню, как совсем ещё маленьким я перепугался однажды до смерти, когда при выходе в церковной сутолоке меня как-то оттеснили от матери, и я её совсем потерял. Какая-то сердобольная женщина, видя мои горькие слёзы, помогла мне встретиться с матерью уже в церковной ограде. Дома, при отходе ко сну и утром, восстав от сна, мы все дети обязательно прочитывали полагающиеся в этих случаях молитвы, а также и перед едой и после неё...

http://religare.ru/2_104127_1_21.html

сост. М.А. Бабкин III. Телеграммы епископата РПЦ представителям новой власти, Св. Синоду и подведомственному духовенству Когда я слышу «священник-демократ» – это, по-моему, бред сивой кобылы – как может быть, например раввин-демократ или раввин-монархист? И. Глазунов (Из интервью художника Ильи Глазунова радиостанции «Эхо Москвы» 30 июня 1998 г. 91 интервью т, 2 президента. М, 2003. С. 34). 3.1. Приветственные телеграммы представителей епископата председателю епископата Государственной Думы и членам Временного Правительства 281. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко, председателю Совета министров Г.Е. Львову, Военному и морскому министру А.И. Гучкову епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) 3 марта 1917 г. Христос воскресе! 520 Искренно рад перемене правительства, ответственному министерству. Долго терпели. Перемена вынуждена самым тяжелым положением дорогого Отечества, которому грозила гибель. Иначе поступить было невозможно. Дай Бог вам успеха, внутреннего спокойствия и сил нашей стране. Да благословит вас Господь. Епископ Никон РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 24об. Машинопись. Копия; Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 3. Подлинник. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 94. Л. 16. Подлинник; Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. 910. Отдел неофиц. С. 307308. 282. Телеграммы епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова), викарного епископа Глазовского Павла (Поспелова), собрания духовенства и церковных старост г. Вятки 3 марта 1917 г. М.В. Родзянко 521 : Пг. Высокопревосходительству господину Председателю Государственной Думы. Собрание духовенства и церковных старост г. Вятки во главе с преосвященными епископами Никандром и Павлом приветствует в лице вашем новое правительство, и вознося молитвы о скорейшем утверждении нового строя, свидетельствует о своей полной готовности всеми мерами пастырского воздействия служить, соответственно указаниям Временного правительства, осуществлению выпавших на долю его и родины великих исторических задач.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Совместные проекты епископа Никона и губернатора И. И.Крафта 01.02.2023 141 Время на чтение 8 минут Фото: Губернатор И.И. Крафт. Из интернет-источников Крафт Иван Иванович стал губернатором Енисейской губернии 15 августа 1913г. До этого назначения Иван Иванович в течение шести лет служил губернатором в Якутии и совершил множество преобразований в жизни этого далекого сибирского региона. Опыт, полученный в предыдущем губернаторстве, огромное желание помогать людям, любовь и сострадание — все это новый губернатор использовал в своей деятельности и в Приенисейском регионе. Начинания Ивана Ивановича нашли поддержку со стороны главы епархии — епископа Никона (Бессонова). И губернатор, и архиерей главной задачей своей работы считали решение самых сложных социальных проблем: борьбу с пьянством, проституцией, бедностью, помощь сиротам и больным, расширение благотворительности и просветительства. Энтузиазм и энергия, с которой губернатор и епископ Никон начали воплощать свои замыслы, принесли обильные плоды. Первым направлением в совместных проектах епископа и главы региона стала борьба с пьянством. Государство с начала ХХ в. призывало население создавать общества трезвости. Различные просветительские организации совместно с медиками читали публичные лекции о вреде алкоголя. В губернии трезвенническая работа была эпизодической и слабо организованной, тогда как алкоголизм среди населения возрос, особенно в рядах переселенцев. Епископ Никон и губернатор И. И.Крафт 26 сентября 1913г. организовали в Красноярске Праздник трезвости с крестным ходом, в котором приняло участие значительное число людей 1913, Вечером того же дня в архиерейском доме состоялось собрание трезвенников, на котором присутствовал губернатор. Участие главы региона и высших сановников в этом событии давало надежду на оживление трезвеннической работы в губернии, что и случилось. Сотрудничество светской и церковной властей привело к возрождению Красноярского общества трезвости во главе с епископом Никоном. Очередной Праздник трезвости в Красноярске провели 9 апреля 2014г. Подобные торжества прошли в Минусинске, Канске и других населенных пунктах губернии 1914, Во время праздника читали лекции, играли спектакли, распространяли листовки, собирали пожертвования на трезвенное движение.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Революционеры справа Размышления о феномене православного радикализма 07.08.2021 6551 Время на чтение 8 минут Фото: Из личного архива автора «Революционеры справа» – это понятие появилось в начале ХХ века. Им нередко спекулировали политические оппоненты правых, в том числе из среды высокопоставленных либерального духа сановников, навешивая его как политический ярлык для дискредитации всех правых. Тем не менее, явление это, «революция справа», в православно-патриотической среде того времени существовало. И тому много исторических примеров. Взять хотя бы печальный конец жизненного пути выдающихся вождей правого движения епископа Никона (Бессонова) и иеромонаха Илиодора (Труфанова), сложивших с себя сан, «размонашившихся» и трагически закончивших свою жизнь (первый застрелился, второй, всеми оставленный и презираемый, никому не нужный, умер на чужбине). Можно еще вспомнить одного из главных вождей правых Владимира Пуришкевича, который запятнал своё имя, приняв участие в убийстве Г.Е. Распутина, а после государственного переворота оказался никому не нужен – ни правым, ни левым. В годы Гражданской его гнали даже белые на своей территории, и умер он от тифа, никем, кроме родных, не оплакиваемый. Эти, самые яркие примеры «революционеров справа», выросли на определённой почве, в определённом контексте. Так что вполне возможно говорить о целом явлении в среде правых предреволюционной поры. Поэтому вполне уместно задаться вопросами: Как же происходит процесс превращения правых в «революционеров справа»? Почему правые переходят в противоположный политический лагерь? Есть ли в этом какая-то логика? Эти вопросы совсем не праздные и имеют не только историческое значение. Нечто похожее, как мы видим, происходит и сегодня. Причём превращение правых в «революционеров справа» является не только их личной трагедией, но это – довольно тревожный сигнал для общества и власти, некий знак революционизирования настроений. По моему глубокому убеждению, революция происходит при двух условиях.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/05/re...

Красноярская Основана 25.05.1861 (выделена из Томской и Семипалатинской епархии). Упразднена в 1956 г. Управлялась новосибирскими архиереями в 1956–1990 гг. Возобновлена 07(20)07.1990. Именовалась: Енисейская и Красноярская; Красноярская и Енисейская; Красноярская и Ачинская. Викарные кафедры: Минусинская, Ачинская. 18.09.1861 06.04.1870 10.06.1870 31.03.1873 Павел Попов 31.03.1873 14.05.1881 Антоний Николаевский 14.05.1881 08.03.1886 Исаакий Положенский 08.03.1886 28.03.1892 Тихон Донебин-Троицкий 28.03.1892 30.04.1894 Александр Богданов 30.04.1894 28.10.1898 28.10.1898 09.01.1913 26.01.1913 25.07.1917 09(22)02.1918 09(22)02.1918 23.02(08.03)1925 01(14)07.1926 22.09(05.10)1927 21.01(03.02)1928 09.1928 17(30)05.1931 Мелхиседек Паевский 29.07(11.08)1931 29.05(11.06) 1933 16(29)06.1933 07(20)04.1934 Антоний II Миловидов 23.04(06.05)1934 27.08(09.09)1935 19.03(01.04)1936 19.03(01.04)1936 22.10(04.11)1937 01.1944 22.07(04.08)1947 11(24)01.1948 22.07(04.08)1947 12.1947 07(20)07.1990 Красноярская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Минусинская, Ачинская. 1922 Назарий Андреев 10.1922 01(14)05.1923 28.06(11.07)1923 02(15)07.1923 Георгий Жук 18(31)08.1923 20.09(03.10)1923 Александр Авдентов, паки 10(23)06.1925 Александр Авдентов, 3-й раз 07(20)01.1928 Иоанн Житов 03.1929 08(21)01.1931 08(21)01.1931 10.1934 Александр Авдентов, 4-й раз 21.09(04.10)1937 2220 Вторая дата – дата кончины. Будто бы был определён на покой еще в 1912 г., но первая дата его преемника определенно говорит в пользу того, что епископ Евфимий скончался, будучи правящим архиереем. 2221 Вторая дата приведена с заявления Никона (Бессонова), поданного им в Св. Синод по поводу снятия с себя архиерейского сана и монашества. Постановление Св. Синода о снятии архиерейского сана с Никона (Бессонова) с возвращением его в первобытное мирское состояние было вынесено 12.08.1917. Несколько позже (1918 г.) он стал работать в Киеве в должности театрального корреспондента местной периодической печати, причем нередко подписывал свои статейки и рецензии так: «Н. Бессонов, б. епископ Красноярский и Енисейский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но если говорить об активности воспитанников духовно-учебных заведений не приходится, то следует остановиться на отношении епископата Русской Православной Церкви к мартовским событиям 1917 г . Ведь это они обучались в конце XIX - начале XX века в семинариях и академиях. Уральским историком М. Бабкиным были собраны и опубликованы выдержки из проповедей, обращений, воззваний архиереев и постановлений собраний духовенства сразу после отречения Николая Александровича от престола. Картина получилась просто ужасная. Революционные события февраля-марта 1917 г . иерархами Русской Православной Церкви были встречены неоднозначно. Одни представители епископата сразу же их приветствовали. Другие, и таких было большинство, - не спешили открывать своих политических взглядов до официального заявления по этому вопросу Святейшего Синода. И лишь немногие считали необходимым сохранить монархию. Уже 3 марта 1917 года звучали восторженные отзывы. В личной телеграмме епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) председателю Государственной думы Родзянко, председателю Совета министров Львову и военному министру Гучкову звучит Пасхальное приветствие. И эта восторженность в середине Великого поста свидетельствует о нескрываемой радости. «Христос Воскресе! Искренно рад перемене правительства, ответственному министерству. Долго терпели. Перемена вынуждена самым тяжелым положением дорогого Отечества, которому грозила гибель. Иначе поступить было невозможно. Дай Бог вам успеха, внутреннего спокойствия и сил нашей стране. Да благословит вас Господь». А вот с какими словами обратился к пастве 3 марта епископ Рыбинский Корнилий: «…Мы с вами словно грозой встревожены печальным известием о страшной междоусобной брани в Петрограде. Причиной всему царское правительство. Оно уже свергнуто волей народа, как неудовлетворявшее своему назначению и допустившее страну до голода и беспорядков. Государственная дума по требованию народа избрала новое правительство из представителей народа, чтобы это новое правительство вывело русский народ и русскую армию на путь победы и славы».

http://pravoslavie.ru/2238.html

ТАК ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ С СОЮЗОМ РУССКОГО НАРОДА? Ничего особенного не происходит. Повторяются почти буквально события 100-летней давности, которые привели монархическую организацию к разделению и развалу. Только происходят они гораздо быстрее и в виде откровенного фарса. То ли оттого, что в целом значительно ускорился ритм истории, то ли оттого, что нет той скрепы в лице Монарха, которая заставляла объединяться людей, считавших себя монархистами, то ли оттого, что значительно понизилось качество русских людей после кровавого для русского народа ХХ столетия, то ли сказываются 70 лет безбожия. Как бы там ни было, факт остается фактом: исторический СРН просуществовал 3 года с 1906 по 1908, а потом еще лет 5 ушло на внутреннюю борьбу, нынешний просуществовал относительно мирно около полугода, а сейчас интенсивно разваливается. В историческом Союзе Русского Народа существовало условно три группы влияния, которые мы видим и в нынешнем СРН. Одну группу составляли радикально настроенные черносотенцы , они группировались вокруг основателя Союза доктора Александра Дубровина и, отчасти, издателя газеты " Гроза " Николая Жеденова. Причем, сам Дубровин радикалом не был, скорее он оказался заложником обстоятельств и вынужден был озвучивать те идеи, которых от него ждали радикально настроенные деятели. Здесь требовали немедленного роспуска Государственной Думы, популярны были идеи социальной справедливости, доходило даже до поддержки дубровинцами аграрных беспорядков. Тут к месту и не к месту поминали жидов. Радикалов-черносотенцев не устраивала политика Государя Николая II, которую они считали " слабой и непоследовательной " . Это именно их злые языки метко окрестили " революционерами справа " . Среди радикалов было мало известных, крупных деятелей. Из более-менее известных фигур помимо Н.Жеденова можно назвать, пожалуй, купчиху Елену Полубояринову, отчасти профессора Бориса Никольского, монаха-расстригу Илиодора Труфанова, епископа-расстригу Никона Бессонова. Большинство же радикальных активистов служили клерками в госучреждениях, приказчиками и т.п. Кстати, любопытно как себя характеризовал Илиодор: " Я - революционер. Таким революционером был и Христос. Таким революционером, бунтовщиком, разбойником и я желаю быть " . Ну разве не напоминает сие заявление нынешний слоган " Руси Православной " - орган " националистов, православных экстремистов и маргиналов Христовых " ?!

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Холодный Богоявленский собор зимой не отапливался и оставался закрытым, поэтому в 1841 г. в помещении бывш. трапезной главного монастырского корпуса оборудовали теплую домовую ц. во имя свт. Николая Чудотворца. До 1912 г. она редко использовалась, поскольку на том же этаже находился храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1912 г. эти церкви перестроили в одну. Третий храм, во имя св. Иоанна Пророка, находился в бывш. монастырской ризнице, на 2-м этаже корпуса, непосредственно около собора. Четвертый храм, во имя прп. Иова Почаевского, был построен в 1910 г. на средства вдовы Марии Гипповской (Гнетовской) и ее сына в память об умершем муже и отце свящ. Иоанне, останки которого по распоряжению еп. Никона (Бессонова) перенесли с кладбища и похоронили в крипте. Церковь располагалась около колокольни при входе в обитель. В 1908 г., при еп. Амвросии (Гудко), было начато, а в 1914 г., при еп. Дионисии (Валединском), закончено строительство колокольни. Трудами еп. Антония (Флоренсова) были отремонтированы монастырские кельи, сооружена каменная ограда, со стороны города построены Богоявленские ворота с домом, в к-ром размещалась церковноприходская школа. К обители были приписаны 4 часовни, в т. ч. каменная при колокольне во имя апостолов Петра и Павла, построенная в 1911 г. в городе; деревянная Всехсвятская при колокольне, построенная в 1862 г. на городском кладбище, св. Анны (1910) на ул. Широкой и деревянная Покровская (впосл. храм), построенная в 1912-1915 гг. недалеко от обители, на территории дислокации 42-го Якутского полка. В 1906 г. К. м. был признан самостоятельным первоклассным. К 1914 г. в нем проживали 39 чел. братии, а также ученики школы псаломщиков. Во время первой мировой войны, следуя примеру настоятеля викарного еп. Кременецкого Дионисия (Валединского), братия осталась служить капелланами в размещенных на территории города рус. войсках. Это позволило сохранить К. м. от разорения и занятия различными орг-циями. Единственной утратой стал уничтоженный храм вмч. Георгия Победоносца на хуторе Березина, вместе с архиерейским домом он был обстрелян артиллерией передовых австр. отрядов в авг. 1915 г. Развалины построек были разобраны, а частично спасенное имущество перенесено монахами в мон-рь. Осенью 1918 г. по решению Правительства Украинской народной республики в К. м. была эвакуирована Холмская ДС (в связи с нежеланием Правительства возрожденной Польши разместить учебное заведение в Холме). Духовная школа фактически стала базой для организации в 1919-1920 гг. семинарии в Кременце после ее закрытия в 1919 г. в занятом большевиками губ. г. Житомире.

http://pravenc.ru/text/2459001.html

– Теперь ты целую неделю, по крайней мере, не должен плевать, – наказала мне мама. – Чтобы не сплюнуть причастие. А сумеешь, так и совсем не плюйся. Было это на так называемой средокрестной четвёртой неделе поста, а через день совершенно неожиданно к нашему дому подкатил обитый рогожной циновкой возок, и из него выскочил мой брат Паня. Возок въехал в ограду. Перепугавшаяся мама, да и все мы выбежали навстречу, не зная, радоваться или горевать по случаю такого внезапного приезда. Быстро выгрузили из возка всю несложную поклажу. Ямщик выпряг тем временем свою пару лошадей, рассчитались с ним, и он уехал, а мы принялись тормошить брата с расспросами. Наскоро рассказав о причине своего приезда, брат передал маме письмо, хотя она сама прочесть его и не умела. Хлопотавшая с самоваром Тома подошла и вскрыла конверт. Во главе почтового листа стоял простой значок креста, " + " , а затем уж очень вежливое обращение к маме и самый текст, из которого мы и узнали все обстоятельства дела. Глава 14. Писал маме новый заведующий Бийским катехизаторским училищем архимандрит Никон. Прежний заведующий Амвросий был сменён или сам ушёл по старости, не знаю, только на его месте оказался этот новый заведующий. Брат достал из своего чемоданчика его фотографию – крупный, кабинетного формата портрет. С фотографии смотрел на нас красивый с открытым умным лицом мужчина в монашеском одеянии. Широкая окладистая борода обрамляла его энергичное лицо. На вид ему было лет тридцать пять. В письме говорилось, что он, смиренный – так и было сказано, " смиренный " – архимандрит, учитывая способности Павла, рекомендует маме перевести брата в другое училище и обещает ей полную в этом помощь и поддержку. О.Никон писал, что катехизаторское училище очень мало даёт способному мальчику, а потому он отправляет его пока к нам домой, а предстоящим летом Паня должен поехать в город Горки Могилевской губернии, где имеется среднее земледельческое училище с определённым агрономическим уклоном, а директором в этом училище состоит отец его, о.Никона, статский советник Николай Гаврилович Бессонов, который и устроит там Павла.

http://religare.ru/2_104127_1_21.html

19 января (1 февраля) 1918 г. Патриарх издает послание, в котором анафематствует участников кровавых расправ над невинными людьми – богоборцев, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих. На следующий день в газетах был опубликован «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который не только ознаменовал разрыв многовекового союза Церкви и государства, но и явился юридическим прикрытием для гонения на Церковь . «Никакие церковные религиозные общества,– говорится в документе,– не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют» 79 , только, «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти» Церковь могла оставить за собой храмы и богослужебную утварь. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе. События на Украине осенью 1917 г. грозили расколоть целостность Русской Православной Церкви. Министром исповеданий рада назначила Миколу Бессонова, бывшего епископа Никона, известного скандальной историей с ученицей духовного училища, которую он держал при себе в епархиальном доме. Сразу после февральской революции Никон снял с себя сан и обвенчался с ней. Приехав в Киев, он стал театральным рецензентом, писал об опереттах. Жена его вскоре была убита в собственном доме, и бывший иерарх похоронил ее в Покровском монастыре, положив ей на грудь панагию, а в ноги клобук. На просьбу архиепископа Евлогия сместить такого министра, глава рады Голубович ответил отказом, сославшись на хорошую осведомленность Бессонова в делах церковного управления. Поощряемые гражданским правительством, церковные сепаратисты организуют Всеукраинскую церковную раду, куда им удается вовлечь архиепископа Алексия (Дородницына) . До февраля архиепископ Алексий в своих проповедях горячо защищал единство и целостность Российской империи, а теперь стал националистом-украинцем, приверженцем автокефалии. Назначенные радой епархиальные комиссары требовали, чтобы в храмах вместо Патриарха Тихона поминалась церковная рада во главе с архиепископом Алексием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010